Опухоли кожи

Правила личной гигиены в школе. Личная гигиена школьника

План

Введение

1. Гигиена школьника

2. Личная гигиена детей дошкольного и младшего школьного возраста

3. Гигиена питания школьников

4. Гигиена зрения. Освещение

Список литературы

Введение

Школьная гигиена - представляет отдел общественной гигиены, имеющий задачей охранение здоровья учащихся от тех вредных влияний, которые оказывает школа; она учит, каким образом нужно устраивать школьные помещения, как нужно приспособлять школьные принадлежности (классные скамьи, доски и т. п.), как распределять занятия и т. д. В более широком смысле Ш. гигиена обнимает заботы о гармоническом развитии тела и духа детей в школе. Для достижения этих стремлений, помимо других условий, необходимо, чтобы рука об руку со Ш. гигиеной шла домашняя гигиена учащихся. Основателем современной Ш. гигиены считается венский врач Франк. После его труда (Joh.-Pet. Frank, "System einer vollst ä ndigen medizinischen Policey", Мангейм, II т., 1780), появившегося в 1780 г., наступает довольно продолжительный период застоя в этой области; в 1836 г. выходит книга Лоринзера: "В защиту здоровья учащихся". Главные же работы по вопросам Ш. гигиены относятся к последним 40-50 годам, когда появляются исследования Парова и Мейера о механизме сидения, Фарнера о реформе школьной мебели, Кона о школьной близорукости, Петтенкофера о воздухе, Шуберта о письме; позже, с 70 годов XIX столетия, начинают разрабатывать вопросы умственной и нравственней гигиены учащихся, о методах преподавания, о переутомлении (Кей, Грисбах, Крепелин и др.). В России первый занялся Ш. гигиеной в 70-х годах XIX столетия бывший московский профессор Эрисман; помимо собственных исследований, он еще руководил многими работами других, по преимуществу земских врачей (Жбанков, Нагорский, Амстердамский, Зак, Старков и др.).

Массовые исследования школьников, произведенные у нас и за границей, обнаружили с несомненностью тот факт, что школа, главным образом благодаря своим антигигиеническим условиям, с одной стороны, вызывает развитие некоторых болезненных состояний своих питомцев, с другой стороны - поддерживает расстройства организма, в которых, однако, не может считаться единственной виновницей. К первой группе относятся: близорукость, боковое искривление позвоночника, переутомление - школьные болезни по преимуществу; ко второй: расстройства пищеварения, малокровие, привычная головная боль, привычные носовые кровотечения, болезни костей, зубов, уха и проч.; некоторые причисляют также к школьным болезням припухание щитовидной железы (зоб). Наконец, школа является посредницей в передаче и эпидемическом распространении многих заразных болезней детского возраста (скарлатина, дифтерит, корь, коклюш, свинка, парша, стригущий лишай и т. д.). Статистические данные показывают, что в школах заболеваемость очень велика. В шведских высших школах найдено болезненных и больных 55 %, а в общинных школах - 34-38 % всех детей, в датских школах для мальчиков 29 %, для девочек 41 %. В московских городских школах было обнаружено в 1889 г. на 11188 осмотренных детей 5081 (45,4 %) больных; по отчетам петербургских школ за 1890 г., мальчиков оказалось больных 51 %, девочек 72,8 %;

Не все, однако, так называемые школьные болезни могут быть отнесены на счет школы. Так, исследования 48000 учеников, произведенные в Норвегии и Дании, показали, что четвертая часть больных детей принесли уже с собой свои болезни из родительского дома.

1. Гигиена школьника

Гигиена - область медицины, изучающая влияние природной среды, быта и труда на организм человека с целью охраны его здоровья. Каждый человек должен знать правила гигиены. Она включает соблюдение рационального суточного режима, уход за кожей и полостью рта, правильное питание, закаливание, физкультуру, отказ от вредных привычек.

Правила личной гигиены определяются возрастом, полом, состоянием здоровья.

Наш организм приспособлен к ритмичной работе. Мы встаем и ложимся спать, занимаемся, трудимся, едим и отдыхаем приблизительно в одно и то же время; в нервной системе формируется динамический стереотип - система условнореф-лекторных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Это повышает работоспособность, улучшает самочувствие и способствует полноценному отдыху. Режим дня надо строить с учетом возраста.

Вставать следует в одно и то же время, не позднее 7 ч, и начинать день с утренней гигиенической зарядки, цель которой - ускорить переход от сна к бодрствованию. Упражнения, требующие большой физической силы и выносливости, в нее включать не следует. Так как в течение дня работоспособность человека меняется, наиболее ответственную и напряженную работу, в том числе и спортивные тренировки, лучше планировать от 10 до 13 и от 16 до 20 ч, когда она наиболее высокая.

Очень важно тщательно умываться, принимать душ утром и вечером. Каждый человек в доме должен иметь свое полотенце, пасту, зубную щетку. Зубы надо чистить каждый день. Особого внимания требует уход за руками. Наибольшее количество болезнетворных микробов скапливается под ногтями. Там могут оказаться и яйца гельминтов (глистов), поэтому ногти надо регулярно стричь и вычищать грязь под ногтями специальной щеткой. Умываться лучше проточной водой. Общий таз для мытья использовать нельзя: можно заразиться чесоткой, желудочно-кишечными и другими заболеваниями.

Одежда должна соответствовать погоде. В холодное время года она должна быть теплой, но кутаться не следует. Слишком теплая одежда приводит к перегреву организма.

Обувь должна быть легкой, эластичной, хорошо вентилируемой и правильно подобранной по ноге. При длительном использовании узкой обуви пальцы стопы деформируются, появляются потертости и мозоли. На тренировках, в туристских походах надо носить разношенную и прочную обувь, следить, чтобы она не промокала, а носки оставались сухими. В резиновые тапочки и кеды необходимо подкладывать войлочную стельку и надевать шерстяные носки.

Дорога в школу для многих - хорошая прогулка. Поэтому всегда стоит иметь небольшой запас времени.

Работа в школе и дома часто связана с чтением и письмом, поэтому следует соблюдать гигиену зрения. Все необходимое для работы должно быть приготовлено заранее, каждая вещь должна быть на своем месте.

Учеба не только дает знания, умения, навыки, но и тренирует физические и умственные способности, совершенствует память, воображение, мышление, волю, чувства, готовит к труду. Для любой работы, физической и умственной, характерны три периода. Первый период - врабатывание, когда человек приступает к работе. Второй - оптимальная работоспособность (адаптация), когда человек работает с полной отдачей сил. Третий период - истощение: вследствие утомления происходит падение производительности труда. Важно сократить первый и третий периоды и возможно дольше продлить второй. Поэтому в работу надо включаться постепенно. Во время периода врабатывания не рекомендуется делать перерывы и отвлекаться от занятий даже тогда, когда работа не получается сразу. После каждого перерыва работа снова и снова начинается с периода врабатывания, и период оптимальной работоспособности может не наступить, сразу наступит период истощения. Имея это в виду, советский физиолог А.А. Ухтомский заметил, что мы часто устаем не потому, что много работаем, а потому, что плохо работаем.

Самые трудные задания целесообразно выполнять во время оптимальной работоспособности. При переходе от одних занятий к другим следует делать небольшие перерывы, не более 5-10 мин. Более длительные перерывы нарушают состояние оптимальной работоспособности, а более короткие лишают человека полноценного отдыха. Во время перерыва хозаболеваний или теплового перегрева необходимо закаливание организма. Водные процедуры - обтирания или купание в воде с температурой +20 +22°С - следует проводить при температуре воздуха не менее 20°С после физзарядки, начиная с 3-4 мин и доводя до 15-20 мин. Воздушные ванны можно начинать при температуре воздуха +15° в течение 15- 20 мин и постепенно доводить их до 2-3 ч.

Солнечные ванны лучше всего принимать летом с 8 до 11 ч (осенью с 11 до 14 ч), начиная с 5-10 мин и доводя до 20-60 мин. При этом кожа загорает, в ней образуется витамин D, который повышает сопротивляемость организма простудным болезням.

Употребление алкоголя приводит к расширению сосудов кожи, увеличению теплоотдачи и легкому обморожению и замерзанию на холоде, а курение табака сужает капилляры кожи и уменьшает теплоотдачу, что способствует тепловому перегреву при высоких температурах. Хорошо проделать небольшие физические упражнения, умыть лицо холодной водой либо ненадолго переключиться на другой род деятельности. Это поможет поддержать рабочую форму.

С наступлением третьего периода (истощение) работу надо прекратить и отдохнуть. Различают отдых активный, связанный с переменой деятельности: прогулки на воздухе, игры, чтение художественной литературы, посещение кино, театра или музея, спорт; и пассивный: отдых в кресле, на диване, сон. Надо научиться правильно дозировать умственные и физические нагрузки, чередовать труд и отдых, рационально планировать свою работу. Поскольку к концу учебной четверти и учебного года работоспособность обычно понижается, режим необходимо в это время выдерживать более строго.

Малоподвижный образ жизни приводит к значительным нарушениям физического развития. При этом страдает не только мускулатура тела, недостаточно развиваются и другие системы организма, прежде всего нервная и сердечнососудистая, задерживается формирование произвольных движений, человек плохо владеет своим телом.

Необходимо следить за своей осанкой не только в положении стоя или сидя, но и во время ходьбы, а также при работе. В школьной мастерской и дома надо следить за точностью рабочих движений и позой, правильно держать инструмент, соблюдать постоянный ритм в работе.

Важная проблема - борьба с инфекционными, функциональными заболеваниями, а также с травмами. Скопление большого числа людей в одном помещении - благоприятное условие для развития многих болезнетворных микроорганизмов. Чтобы избежать заражения, необходимо соблюдать правила личной и общественной гигиены: содержать в чистоте школьное помещение, не уклоняться от профилактических прививок, закалять свой организм.

Важным условием для поддержания здоровья и должного уровня жизни является соблюдение правил гигиены. Она изучает влияние факторов окружающей среды на человека, ставит цель не просто сохранить, а укрепить здоровье. В нее входит целый комплекс процедур.

Особенность гигиены для детей и подростков в том, что их организм находится на стадии роста. Все, что сформируется сейчас, имеет последствия в дальнейшей жизни. Эту возрастную категорию рассматривают отдельно.

Необходимость ухода за собой заключается в том, что мы живем в социуме. Легче заводить новые контакты с людьми и выстраивать общение, если человек приятно и располагающе к себе выглядит.

Личная гигиена ребенка дает основы воспитания. Он приобретает навыки хорошего тона, начинает осознавать, какое поведение приемлемо, а какое нет. Формирует представления о внешнем мире, устройстве общества. Такие базовые знания перенесутся во взрослую жизнь.

Гигиена детей и подростков делится на:

  • детскую;
  • дошкольную;
  • школьную;
  • подростковую.

Дети повторяют модели поведения взрослых. Бесполезно пытаться чему-то учить, если вы ведете себя совершенно противоположно. При правильном примере, ребенок будет сам все делать, а при положительном подкреплении, привычки четко отложатся на подсознании и останутся на всю жизнь.

Гигиена детей до 3 лет

До того момента, пока ребенок не начал ходить и говорить, ответственность за его чистоту и здоровье лежит на родителях.

Ежедневно должно осуществляться купание, лучше в вечернее время. Это обусловлено тем, что детская кожа не имеет еще защитного барьера, она подвержена воздействию бактерий. Очищать ее нужно постоянно. Если этого не делать, могут начаться аллергические реакции, и в целом будет более слабый иммунитет. Важным является температура воды и продолжительность купания. Нельзя повышать ее до 38 градусов – это слишком горячо, вызовет жар и болезненные состояния у ребенка, участится сердцебиение и дыхание.

Подмывать малыша следует после каждого похода в туалет. Безопасней и экономней это делать под проточной водой, а не салфетками. Неправильно держать ребенка над раковиной одной рукой, как это принято. Дело в том, что ребенок так находится анальным отверстием к верху, и вода из крана попадает сначала на него, а уже потом стекает к половым органам. При таком положении есть риск занесения инфекции на половые органы. Правильное подмывание мальчиков и девочек мы рассмотрим ниже.

Уход за глазами, носовыми пазухами и ушами

Глаза аккуратно протираются ватным диском, смоченным в теплой воде. Не нужно сильно их тереть, пройдитесь по одному месту несколько раз: достаточно будет 1–2 движений, чтобы очистить веко. Также не следует протирать глаза какими-то растворами. Любая жидкость, кроме воды, может вызывать нагноение слизистой и опухание.

За носом нужен особый уход, так как пазухи еще маленькие, они очень легко и быстро забиваются. Не стоит лезть туда ватной палочкой: вы можете повредить проходы. Рациональнее будет сделать это специальным отсосом, который безболезненно и быстро удалит ненужное из носа вашего ребенка. Пользоваться им желательно через день или каждый день. При плохом очищении носа ребенок не сможет нормально дышать, а это очень опасно.

А вот уши можно прочистить ушной палочкой, но осторожно, не нужно лезть вглубь и сильно давить: достаточно просто убрать скопившуюся серу и пыль снаружи.

Подстригать ногти лучше раз в неделю специальными маникюрными ножницами. Частые процедуры будут болезненны, а при более редком подстригании ногти успевают отрасти, что становится опасным для ребенка: он может сам себя поранить.

Роль кислорода в детской гигиене

Отдельно можно выделить значимость свежего воздуха. Помещение, где находится ребенок, следует несколько раз в день проветривать. Циркуляция кислорода снижает риски попадания вируса в квартиру, повышает иммунитет и питает организм нужными веществами для правильного развития.

Один раз в день с ребенком нужно выходить на улицу. От сильного закутывания он может вспотеть и простыть. Прогулки на свежем воздухе действуют как легкое закаливание, и положительно влияют на нервную систему малыша. Прогулки должны быть пешие, ребенок может в этот момент как находится в коляске, так и идти рядом, в зависимости от возраста. Сильно продолжительными их делать не стоит: это может переохладить ребенка. Прогулки на улице должны проходить с пользой: в эти моменты малыш познает окружающий мир, повышает свои знания о цветах, формах, животных и растениях.

Гигиена детей от 3 до 5 лет

Когда ребенок уже начинает осознавать себя и мир вокруг, имеет смысл объяснить ему, что же такое правила ухода за собой. Детская гигиена начинается с беседы. Малышу необходимо рассказать о важности ежедневных гигиенических процедур.

Ребенок должен уметь чистить зубы. Существуют специальные детские зубные щетки. Они более мягкие и адаптированы специально под детскую маленькую руку и рот. Это позволит быть уверенным в том, что малыш не поранится. Не разрешайте чаду брать взрослую зубную пасту: она может слишком раздражать слизистую. Лучше купить специальную пасту для детей, их сейчас огромный выбор. Они безопасны при проглатывании и имеют повышенное содержание кальция для формирования здоровых зубов. Нужно показать малышу правильную последовательность чистки зубов. Научите его делать это тщательно, но без фанатизма, чтобы не поранить десна. Можно показать мультфильм на эту тему, чтобы он лучше запомнил, как это делается. Несколько дней подряд желательно чистить зубы вместе, для наглядности и помощи в случае возникновения у него вопросов.

Важно выделить отдельную щетку, полотенце, расческу для ребенка. Объяснить, что это его личные вещи, и никто не должен ими пользоваться. Аналогично запретите брать чужие принадлежности.

Умывать лицо ребенку нужно по утрам и вечерам. Специальные средства не понадобятся: достаточно обычной теплой воды. После этого лицо нужно промокнуть чистым полотенцем, предназначенным только для лица. Не нужно его сильно растирать, просто приложите, и оно само впитает всю лишнюю жидкость.

Правильное мытье рук

Наглядно покажите, как правильно мыть руки. Будет хорошо, если вы распечатаете и повесите возле раковины картинку-инструкцию, где пошагово описывается правильная методика намыливания. Даже взрослые сейчас редко уделяют должное внимание этому процессу. Мыть руки необходимо 20–30 секунд, особое внимание уделяют области возле ногтей. Можно хорошо помассировать руки – это положительно скажется на работе организма в целом, а особенно желудочно-кишечного тракта. Малыш должен понимать, почему необходимо мыть руки перед едой, после улицы, похода в туалет и контакта с домашними животными.

Если в семье несколько детей, ситуация с прививанием полезных привычек становится намного проще, ведь младший ребенок лично видит, как соблюдается гигиена старшими братьями и сестрами, которые вместе с родителями напоминают о важности этих процедур.

Правила интимной гигиены для девочек

В раннем возрасте родители показывают, как правильно ухаживать за половыми органами. К возрасту 5 лет ребенок вполне может сам осуществлять данные процедуры, иногда под присмотром. В этом плане действия девочек и мальчиков отличаются.

Основным при подмывании девочек является соблюдение направления движений. Правильными будут движения спереди назад. Это минимизирует риск попадания бактерий из ануса на слизистую и образования воспаления.

Не используйте мыло или специальные интимные гели: они нарушают кислотно-щелочной баланс, что чревато различными сыпями, зудом, вагинитом. Лучше всего подойдет обычная проточная вода, которая вполне справится с деликатным очищением. Девочке объясните, что подмываться обязательно как минимум раз в день, так же как и менять нижнее белье. Периодически можно смазывать кожу слизистой маслом, но делать это надо осторожно, и ни в коем случае не трогать внутреннюю оболочку влагалища.

Покупать детские трусики надо из натуральных тканей, например, хлопка. Белье не должно мешать двигаться, а к коже нужно обеспечить приток воздуха. Выделяют отдельное полотенце для интимных целей, не допускается пользование им кем-то другим.

После каждого посещения туалета нужно промокнуть половые органы бумагой. До полового созревания слизистая на этом место особенно чувствительная, и оставшиеся на ней выделения могут вызвать воспаление.

Правила интимной гигиены для мальчиков

При подмывании мальчика соблюдать направленность движений не нужно. Оттягивать крайнюю плоть не стоит: это приводит к микротравмам. Головка сама откроется к пяти годам. После ее открытия нужно регулярно и тщательно промывать места под ней, чтобы удалять лишнюю смегму. Если этого не делать, она накапливается в избыточном количестве и начинает воспаляться, опухать и даже гноиться.

Не нужно использовать специальные средства, подойдет обычная вода. Если ребенок осознает важность таких процедур, он не будет о них забывать, и вам не придется его контролировать. После мочеиспускания мальчикам стоит промачивать излишки влаги бумагой, во избежание воспалений.

Гигиена детей от 5 до 7 лет

В дошкольном возрасте регулируют режим дня ребенка. Важно привить будущему школьнику правильные часы сна и бодрствования, чтобы в последующем ему было легче рано просыпаться. Стоит взять за правило ранний отход ко сну и такие же подъемы.

В этом возрасте можно предложить ребенку закаливание. Это приносит пользу для иммунитета, центральной нервной системы, регулирует правильную работу гормонов и дисциплинирует. Не обливайте ребенка сразу ледяной водой, лучше после принятия ванны или душа заканчивать процедуру более прохладной водой, постепенно понижая градус. Либо предложите ребенку обтирание холодным полотенцем – это более мягкий и щадящий вариант закаливания.

Важно следить, чтобы у ребенка было достаточно физической активности в течение дня. Благодаря этому он не будет испытывать перевозбуждение к вечеру. Его опорно-двигательная система сможет правильно развиваться, в целом повысится уровень силы и выносливости.

Можно попробовать записать ребенка в специальную секцию, которых сейчас много. Девочек, скорее всего, заинтересуют танцы или гимнастика, а мальчиков футбол, хоккей или каратэ.

Гигиена школьного периода

С началом учебы начните особенно заботиться о зрении подростка. Лучше на практике показать, как делается гимнастика для глаз – это предотвратит уставание глаз во время занятий в школе и дома, снизит риск возникновения сухого глаза, близорукости и дальнозоркости. Объясните, через какое время нужно делать перерывы в работе.

Не забывайте о правильной осанке за рабочим местом – позвоночник находится прямо, во избежание сколиоза. Неправильное положение спины влечет серьезные проблемы: в будущем будет ассиметричная фигура, у девушек не сможет правильно развиться красивая грудь, у юношей не нарастет должным образом мышечная масса. С возрастом начнутся боли в пояснице и шее, придется носить выравнивающий корсет, что довольно неудобно. Поэтому лучше предотвратить болезнь, чем потом от нее избавляться.

Правильная поза за столом – ноги под углом 90 градусов, а между животом и ребром стола можно легко поместить кулак. Не допускайте слишком сильного наклона головы к тетрадям или учебникам. Раскачивания на стуле, сидение нога на ногу или поджимание ног под себя также недопустимы: это пережимает сосуды, кровь должным образом не циркулирует, могут онеметь конечности, начаться различного рода затекания и отеки. Кончик ручки при написании должен смотреть в плечо, что позволяет кисти руки меньше уставать и одновременно ставит красивый почерк.

К тому моменту, как вы отправляете ребенка в первый класс, он должен четко знать о том, что необходимо самостоятельно следить за собой и своим внешним видом, иметь представление, как должна выглядеть опрятная одежда. Ребенок в этом возрасте уже осознает, что нельзя ходить с грязной головой или подолгу не принимать душ.

Важно научить его следить за чистотой и аккуратностью своих ногтей. В этом деле ему, скорее всего, понадобится ваша помощь, но он сам может оценить состояние своих рук. Именно под ногтями собираются микробы, яйца глистов, от которых не получится избавиться обычным мытьем, так как они спрятаны за ногтевой пластиной.

Особенности подростковой гигиены

В подростковом возрасте гигиена усложняется из-за физиологических изменений. Происходит перестройка гормонов, поэтому без ежедневных процедур не обойтись.

Вместе с ребенком выберите правильный, безопасный дезодорант, так как у подростков встречается повышенное потоотделение. При этом нужно помнить, что все дезодоранты забивают железы, что препятствует полноценному выходу отработанных жидкостей, это может вызывать лимфатические воспаления и даже рак. Лучше, если вы подберете бережный экологический дезодорант, который будет просто устранять запах пота.

Начало роста волос на лобке и в подмышечных впадинах не улучшает ситуацию: бактерии на них плодятся еще больше, и запах присутствует почти постоянно. При необходимости оповестите ребенка о методах удаления нежелательных волос, можно дать небольшое пособие по депиляции. Лучше, если подросток займется этим сам, а в случае возникновения проблем обратится к вам за советом. Проинформируйте об уходе за кожей до и после депиляции, и особенностях этой процедуры.

Подростку необходимо правильно питаться, соблюдать гигиену еды и питья. Мыть овощи и фрукты, пить только очищенную воду. При сбалансированном питании повышается энергия, активность и настроение. Важно обеспечить организм достаточным количеством белков, жиров и углеводов. От фаст-фуда необходимо отказаться совсем, в нем нет никаких питательных макро и микроэлементов. Также избыток сахара и соли не идет на пользу здоровью. Магазинные газировки и пакетированные соки лучше заменить свежевыжатыми. Периодически важно пропивать курс витаминов: это поможет избежать авитаминоза и весенне-осенней хандры.

Алкоголь и табак

Наличие в жизни растущего организма таких отравляющих наркотических веществ, как алкоголь и табак – недопустимо. Они вызывают кислородное голодание, отмирание клеток мозга, нарушают работу гормонов и нервной системы. Алкоголь в женском организме наносит тотальный вред: он растворяет оболочку яйцеклеток, данных при рождении. В дальнейшем они не восстанавливаются и не синтезируются новые. Чем больше в жизни было алкоголя, тем сильнее вероятность оплодотворения в будущем именно нарушенной яйцеклетки, что ведет к развитию мутаций, уродства и просто физически слабого потомства.

Сон и отдых

Важно следить за режимом сна и отдыха. В сутки нужно спать не менее 8-9 часов: это позволит организму восстановить силы и обеспечить правильной работой внутренние органы. Спать необходимо в хорошо проветриваемом помещении. Лучше теплее укрыться одеялом, но открыть форточку в холодную погоду, чем остаться на ночь в душном помещении.

Для предотвращения гиподинамии, ежедневно надо ходить пешком, не менее 10 километров: это питает клетки кислородом и дает мышцам возможность правильно развиваться.

Важно оставлять в своем распорядке дня время на отдых и хобби: нельзя полностью загружать себя учебой и дополнительными кружками, что ведет к перегруженности, повышенному уровню стресса и в дальнейшем к синдрому хронической усталости. Даже между уроками нужно делать перерывы. Лучше, если вы немного пройдетесь, поболтаете с родными и близкими. Плохим вариантом будет игра в компьютерные игры и просмотр телевизора.

Частое явление в детстве – прыщи. Правильный уход за кожей лица и внимательное отношение к изменениям, происходящим в теле, могут снизить риск развития акне.

Если подросток соблюдает правила личной гигиены, но у него появляются высыпания, значит, началась активность половых гормонов. Улучшить ситуацию поможет правильное питание и уход за проблемной кожей. Можно приобрести в аптеке или специализированном магазине очищающее средство для борьбы с повышенной выработкой кожного сала. Поможет антибактериальный лосьон. Его наносят два раза в день: утром и вечером. Это подсушивает высыпания, выравнивает цвет кожи, помогает регулировать кожные процессы.

Когда высыпания появляются быстро и в больших количествах, надо посетить дерматолога. Он возьмет соскобы, проверит их на наличие аллергии, кожного клеща: это является частой причиной неожиданных высыпаний. Может направить вас на сдачу анализа на гормоны, чтобы проверить правильность работы щитовидной железы. В тяжелых случаях назначаются гормональные таблетки, антибиотики или мази на их основе.

Поход к гинекологу

Девушке необходимо сходить к гинекологу. Врач сможет проверить, правильно ли идет развитие. Возьмет мазок на анализ микрофлоры. Детский гинеколог проверит созревание и рост груди, расскажет о менструации, и поможет разобраться в выборе гигиенических средств. Во время критических дней помните о том, что лучше воздержаться от плавания в бассейне из-за риска занесения инфекции, от принятия ванны, посещения бани, так как повышение температуры вызовет усиление кровотечения.

Тампоны и прокладки меняются регулярно: в них скапливаются болезнетворные бактерии, которые вызывают воспаление и раздражение. В обычной жизни не советуют пользоваться даже ежедневными прокладками: они тоже являются рассадниками инфекции. Все дело во влажной среде, которая очень благотворно влияет на развитие такого типа бактерий, а при ее отсутствии они погибают, не начав размножаться.

При слишком болезненной менструации врач может выписать обезболивающее средство, но обычно помогает простое ограничение активности, правильное питание и продолжительный сон. При боли в животе необходимо лечь и приложить теплую грелку.

Интимная гигиена девочек-подростков не отличается от женской, только с наступлением менструации девушка должна увеличить число ежедневного подмывания и следить, чтобы ее выделения не были обильными или долгими: в таких случаях лучше показаться специалисту.

Такая вещь, как стринги, нежелательна: они сдавливают половые органы и разносят инфекцию от ануса к гениталиям, вызывают раздражение, зуд и покраснение, а также пережимают лимфатические каналы, что может спровоцировать приступ.

Интимная гигиена мальчиков-подростков похожа с гигиеной девочек, только волосы у них начинают расти еще и на лице. Важно, чтобы папа показал, как правильно бриться с использованием специального крема и нанести лосьон. Подростка стоит предупредить о таких вещах, как ночные поллюции, рассказав, что это нормально. Лучше, если он окажется информационно подготовленным и к первой эрекции, чтобы увиденное не напугало его. В целом правила остаются те же: ежедневный душ, смена белья, обязательный утренний и вечерний ритуалы.

Половое воспитание

Правильно будет, если эту тему осветят родители в домашней обстановке. Самое важное, о чем нужно проинформировать юношу или девушку, – предохранение. Перед вступлением в половую связь, подросткам стоить узнать о заболеваниях, передающихся половым путем, и о способах предотвращения получения инфекций. Мальчику нужно рассказать об использовании презервативов, а девушка, возможно, захочет проконсультироваться с гинекологом о начале принятия гормональных контрацептивов.

Состояние кожи позволяет судить о степени устой­чивости организма к болезнетворным микробам, о наличии или отсутствии предрасположенности к аллергии, о состоянии желез внутренней секреции, о функции сердечно-сосудистой системы и т. д.

Правильный уход за кожей предотвращает воспалительные ее заболевания и преждевременное старение (образование морщин и складок, ухудшение цвета, снижение эластичности). С поверх­ности кожи необходимо постоянно удалять выделения сальных и потовых желез. Для этого открытые части тела моют водой с мылом ежедневно, закрытые-не реже одного раза в неделю. Умываться нужно водой комнатной температуры; горячая вода снижает эластичность кожи, делает ее дряблой; холодная вода нарушает нормальный отток выделений сальных желез, способст­вует закупорке их выводных протоков и образованию угрей.

Нужно научиться добросовестно умываться, мыть руки после по­сещения туалета и перед едой и выполнять другие гигиени­ческие процедуры. После умывания или мытья рук кожу тща­тельно вытирают, так как влажные участки кожи могут огру­беть и потрескаться.

Правила гигиены требуют от девочек и мальчиков наличия у каждого из них индивидуального полотенца, своей зубной щет­ки. Негигиеничным является пользование чужой одеждой и обувью, предметами туалета.

В 14-16 лет у многих школьников появ­ляются угри. Это временный побочный эффект полового созре­вания. Выводной проток сальной железы закупоривается, туда проникают болезнетворные микробы и вызывают воспаление. Во­круг закупоренного выводного протока кожа уплотняется и крас­неет, появляется узелок; он часто нагнаивается. При осложнени­ях воспаленные участки сливаются между собой; на их месте остаются в дальнейшем разного размера рубцы. Угри поражают лицо, грудь и верхнюю часть спины. Они могут появиться на короткое время (на несколько месяцев), но могут захватить большие участки кожи и вызвать длительные болезненные ее изменения, которые продолжаются иногда до 20-25 лет.



Для предупреждения угрей надо поддерживать чистоту кожи и своевременно предотвращать закупорку протоков сальных же­лез-регулярно умываться с мылом. Хорошо помогает попере­менное умывание горячей и холодной водой. При ежедневном употреблении пряных, острых продуктов, кофе, какао, крепкого чая, избытка углеводов и жиров заболевание угрями обостря­ется. В тяжелых случаях следует обращаться к врачу-дермато­логу.

В подростковом и юношеском воз­расте усиливается потоотделение. Нередко пот на какое-то время приобретает резкий и неприятный запах. Если ежедневно мыть под мышками, сбривать отрастающие волосы, на которых задер­живается и разлагается пот, потоотделение ослабевает. Порой в подростковом возрасте сильно потеют ноги, что часто связано с плоскостопием, тесной, неудобной, но модной обувью. Синте­тические носки и чулки, редкая их смена, нерегулярное мытье ног, употребление в пищу острых и пряных продуктов также способствуют потливости. Неприятный запах пота заметен для окружающих. Кроме того, при постоянном увлажнении и раздра­жении потом разрыхляется и частично мертвеет поверхностный слой кожи, возникают потертости, через которые в кожу прони­кают болезнетворные микроорганизмы, в первую очередь возбу­дители гнойничковых заболеваний стрептококк, стафилококк и грибки. Сильные опрелости и потертости повреждают поверхност­ный слой кожи, при этом образуются волдыри, эрозии, язвы, появляются зуд, жжение и даже боль.

Чтобы ноги не потели, на ночь их моют прохладной водой с мылом, ежедневно надевают чистые носки или чулки и следят, чтобы обувь всегда была сухой, удобной. Можно пользоваться специальными средствами для ухода за кожей ног, содержащими смягчающие, вяжущие, дубящие вещества. За ногами необходи­мо постоянно следить, тогда не придется прибегать к медицин­ской помощи.

Здоровые ногти имеют выпуклую форму, глад­кую блестящую поверхность и розовую окраску. Ногти защища­ют концы пальцев от травм. Если чрезмерно отращивать ногти и не следить за их чистотой, под ногтями скапливается огромное количество болезнетворных микроорганизмов.

Уход за ногтями несложен. На руках ногти стригут каждую неделю, на ногах-каждые 2-3 недели (ногти на ногах растут медленнее). Прежде чем обрезать ногти, кисти и стопы опуска­ются в теплую мыльную воду на несколько минут. Ногти размяг­чаются и при обрезании не ломаются, поверхность среза полу­чается ровной, и ноготь ни за что не цепляется. Возле ногтевого ложа часто появляются заусенцы; их осторожно срезают, а мес­то, где они были, смазывают одеколоном для дезинфекции. Срез ногтя должен быть полукруглым. Если ногти подрезать непра­вильно, острые края их врастают в кожу, вызывая боль и воспа­ление, форма пальца ухудшается.

Здоровые волосы мягки, эластичны, имеют есте­ственный блеск и украшают человека. Важно сохранять их при­родные свойства, а по возможности и улучшать их. Основное средство ухода за волосами - хорошо их промывать. Если сальные железы кожи головы выделяют много секрета (жирные во­лосы), их моют каждые 5-6 дней, если секрета выделяется мало (сухие волосы)-один раз в 7-10 дней. Нельзя использовать очень горячую воду для мытья головы, так как она усиливает выделения сальных желез. Для мытья индивидуально подбирает­ся моющее средство (шампунь, мыло), которое хорошо промы­вает волосы, избавляет кожу от перхоти и зуда. Хорошо моет волосы детское мыло. Избыточное потребление моющего средства пересушивает волосы. Достаточно один раз хорошо намылить их и смыть, еще раз намылить меньшим количеством моющего сред­ства и смыть через 2-3 минуты. После мытья волосы вытирают полотенцем и досушивают при комнатной температуре. Фен не­редко пересушивает волосы, при этом их концы расщепляются.

Расчесывают волосы после полного высыхания. Длинные во­лосы расчесывают с концов, короткие - от кожи. Расческа дол­жна быть без острых зубьев, и лучше, если она металличе­ская.

Для хорошего роста волос полезно менять прическу и время от времени слегка обрезать концы волос, особенно если они на­чинают расщепляться. Если ходить с непокрытой головой в хо­лодную погоду, переохлаждается кожа, поверхностные сосуды суживаются и питание волос, а следовательно, и рост их ухуд­шается.

Одежда должна быть удобной, легкой и теплой: ни одним из этих качеств не следует пренебрегать ради каких-либо требований моды. Многие девушки ходят в любую погоду в тонких синтетических чулках, не обращая внимания на мороз. Это опасно, так как кожа от холода синеет, грубеет, в ней развиваются трофические сетчатые багрово-синюшные пят­на, появляется зуд. Охлаждение нижней части тела способствует заболеванию мочевыводящих путей. Зимой необходимо носить теплое белье как девушкам, так и юношам, которые особенно склонны ходить даже в сильный мороз налегке.

Зимой обувь обязательно должна быть теплой. При хроническом охлаждении ног возникают спазмы сосудов и развиваются серьезные нарушения питания тканей ноги вслед­ствие затруднения тока крови. Узкая тесная обувь сдавливает ногу, деформирует стопу, усиливает склонность кожи к потоотде­лению. Если приходится носить обувь на резиновой подошве, в нее следует вложить войлочную подкладку и регулярно следить, чтобы она не становилась влажной. Для девушек и женщин не­приемлема обувь на очень высоком каблуке, так как неправиль­ное положение стопы с опорой на пальцы ведет к их деформации, резко уменьшает площадь опоры и устойчивость. В обуви на высоком каблуке легче подвернуть ногу в голеностопном суставе, легко потерять равновесие.

Вопросы задания

1. Гигиена кожи.

2. Профилактика угрей.

3. Профилактика потливости.

4. Уход за ногтями.

5. Гигиена волос.

6. Гигиена одежды.

7. Гигиена обуви.

Гигиена девушки

Девушкам необходимо тщательно следить за чистотой и опрятностью наружных поло­вых органов. Половые органы и складки кожи вокруг них моют утром и вечером теплой водой с мылом. Можно в этих целях ис­пользовать душ. Ежедневно надо менять трусы.

При негигиеническом содержании наружных половых органов на них скапливаются в огромных количествах болезнетворные микробы. Скопление выделений из половых органов на трусах является для них питательной средой. Размножаясь и проникая в половые органы и мочевыводящую систему, они раздражают слизистую оболочку, вызывают зуд и жжение и часто служат причиной тяжелых воспалительных заболеваний мочевыводящих путей (уретрит- воспаление мочеиспускательного канала, цис­тит -воспаление мочевого пузыря, пиелит -воспаление почеч­ных лоханок и т. п.).

При менструациях устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды и особенно к охлаждению снижается. Болезнетворные микроорга­низмы могут легко проникнуть в половые органы. Если во время менструации полежать на сырой земле, можно простудить при­датки (так в обиходе называют женские половые железы- яичники). Воспаление яичников очень трудно вылечить. Признаки воспаления -постоянные тянущие боли в нижней части живо­та, в пояснице. Купание и охлаждение во время менструации спо­собствуют воспалению слизистой оболочки матки (эндометрит), которое проявляется периодическими кровотечениями из нее, бо­лезненностью менструаций и часто заканчивается бесплодием - неспособностью иметь ребенка. Конечно, не всегда охлаждения и купания при менструациях вызывают тяжелые последствия, но многие женщины, легкомысленно относившиеся к своему здо­ровью в юности, позже долго и не всегда с успехом лечатся, чтобы иметь ребенка. Поэтому девушка не должна слушать подруг или знакомых, которые уверяют, что во время менструа­ции нечего бояться охлаждения. Во время менструации необхо­димо особенно тепло одеваться, избегать охлаждения ног, пояс­ницы, нижней части живота.

Во время менструации нельзя делать ничего, что могло бы вызвать кровотечение из матки: загорать, отправляться в поход или далекую экскурсию, участвовать в утомительных играх, тан­цах, совершать длительные поездки на велосипеде, прыгать, быстро бегать, а также есть острую и пряную пищу. Однако вредно, как это иногда делают, проводить первые дни менструа­ции в постели. Можно выполнять обычную учебную или домаш­нюю работу, избегая лишь значительной физической нагрузки.

Необходимо отмечать дату начала и окончания прошлой мен­струации, вести календарь. Зная длительность менструального цикла, можно планировать свои дела так, чтобы следующая менструация не совпала с физическими нагрузками или необ­ходимостью длительного пребывания вне дома. Кроме того, зна­ние срока следующей менструации позволяет подготовиться к ее началу заранее-взять с собой марлю, вату и т. п.

Во время менструации пользуются ватно-марлевыми проклад­ками (вата заворачивается в марлю) или гигиеническими сал­фетками. Меняют их по мере промокания. Во время менструации подмываться следует не реже 3-4 раза в сутки. Подмываются в направлении спереди назад текущей теплой водой (горячая и холодная вода способствует затягиванию менструации). Вытира­ют кожу и слизистую оболочку промокающими движениями, а не растирающими, так как последние способствуют образова­нию небольших ссадин и облегчают проникновение микроорга­низмов. При раздражении слизистой оболочки половых органов используют для подмывания настой ромашки или крепкого чая. Мыло должно быть нейтральным: детским, ланолиновым и т. д. Другие сорта туалетного мыла могут содержать вещества, обла­дающие раздражающим или сушащим действием. Принимать ванну или купаться в бане во время менструации нельзя, следует принимать теплый душ.

При болезненных менструациях девушки нередко принимают обезболивающие препараты (анальгин и др.), кладут на живот грелку. Однако грелка может усилить выделение крови, а бесконтрольно принимаемые лекарства вредно влияют на здоровье. Болезненность менструации не всегда с возрастом проходит са­мостоятельно; в тяжелых случаях необходимо своевременно об­ратиться за помощью к врачу-гинекологу. Гигиена молочных желез. С подросткового возраста девочкам необходим лифчик (бюстгальтер). Он должен поддерживать мо­лочные железы снизу, так как они склонны с течением времени постепенно отвисать. Но лифчик не должен сжимать их; некото­рое приподнятие молочных желез улучшает в них кровообраще­ние, а придавливание, напротив, его нарушает. Поэтому непра­вильно поступают те девочки, которые, стесняясь увеличиваю­щихся молочных желез, стараются их сжать лифчиком. Каждая девушка должна научиться подбирать себе такой бюстгальтер. который точно соответствовал бы индивидуальным особенностям фигуры. Своевременное ношение хорошего бюстгальтера способ­ствует нормальному развитию молочных желез и предотвращает преждевременное их старение и возможные нарушения функции в период, когда нужно будет кормить грудью ребенка.

Вопросы и задания

Занятие для учащихся младших классов.

"Личная гигиена школьника"

Педагог-психолог ГКУ СО «КЦСОН

Поволжского округа» г. Новокуйбышевск

Федотенкова Т.Г.

Всё в руках человека!..

Поэтому мойте их чаще .
Станислав Ежи Лец

Цель:

Формирование верных представлений о гигиене, привитие навыков здорового образа жизни, развитие потребности в чистоте и правильном уходе за телом;

Научить детей некоторым правилам личной гигиены;

Создание творческого поля деятельности, воспитание культуры здоровья.

Ход урока

Нашу беседу я хочу начать с небольшого стихотворения, послушайте его внимательно и подумайте, о чем мы сегодня будем говорить?

Кто зубы не чистит, не моется мылом.

Тот вырастит болезненным, хилым.

Дружат с грязнулями только грязнули,

Которые сами в грязи утонули.

О чем мы сегодня с вами поговорим? Правильно! Сегодня наша беседа посвящена личной гигиене.

Что такое личная гигиена?

Личная гигиена - это совокупность мероприятий по сохранению здоровья, путем соблюдения гигиенического режима в личной жизни и деятельности человека. Это уход за кожей, уход за полостью рта, в частности за зубами, содержание одежды и обуви в чистоте, поддержание порядка в квартире.

Сказка о микробах

Послушайте сказку о микробах.

Жили-были микробы - разносчики разных болезней. Больше всего на свете они любили грязь. Чем грязнее, тем приятнее и тем их становилось больше.

Вот как-то раз на столе мальчик, по имени Вася оставил за собой не вымытые тарелки, чашки и ложки, не убрал крошки и кусочки хлеба со стола. Тут как тут налетели мухи. А на их лапках сотни микробов и бактерий. Полетали мухи над столом, посидели на посуде и на хлебе. Вася увидел их и прогнал. Мухи улетели, а микробы и бактерии остались на тарелках, на ложках и на хлебе и думают: «Как хорошо, что на свете есть грязнули и мухи!» И стало микробам раздолье. И на руки можно попасть, и в рот человеку, а там уж и до болезни рукой подать!

Как вы думаете, действительно ли мухи переносят микробов, заразу и болезни? Как нужно было поступить мальчику? Что помогает нам победить микробов?

Правильно, ведь без воды, мыла, мочалок мы превратимся в грязнуль.

А кто такие грязнули?

Грязнулями бывают, как правило, ленивые люди. Ленивые школьники скучают на уроках, плохо учатся, не любят писать в своих тетрадях, читать книжки. Они не воспитывают в себе привычку трудится, помогать друзьям, родителям. Плохо относятся к своим вещам: их портфели, книги, тетради в ужасном состоянии.

Ребята, а знаете ли вы, что

Чистота- это залог здоровья

Грязь и неряшливость в одежде - это пренебрежение к своему здоровью.

Нечистоплотность – это не уважение не только к самому себе, но и к окружающим людям.

Давайте будем соблюдать чистоту и аккуратность во всем.

Загадки

Сейчас я предлагаю вам отгадать загадки:

Ускользает как живое, но не выпущу его

Белой пеной пенится, руки мыть не ленится. (Мыло)

Дождик теплый и густой:

Этот дождик не простой,

Он без туч, без облаков,

Целый день идти готов. (Душ)

Костяная спинка, жесткая щетинка.

С мятной пастой дружит, нам усердно служит (Зубная щетка)

Я не море и не речка,

Я не озеро, не пруд,

Но как утро или вечер -

Люди все ко мне бегут. (Ванна)

Белая река в пещеру затекла

По ручью выходит с собою грязь выводит (Зубная паста)

Хожу, брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и мышей. (Расческа)

Лёг в карман и караулит реву, плаксу и грязнулю

Им утрет потоки слез и не забудет он про нос (Носовой платок)

Практическая работа

Ребята, кто из вас знает и может рассказать или показать, как нужно правильно чистить зубы?

Физкультминутка (Дети повторяют движения)

Мы чистим, чистим зубы

И весело живем

А тем, кто их не чистит

Мы песенку поем

Эй, давай не зевай,

О зубах не забывай,

Снизу вверх, сверху вниз

Чистить зубы не ленись.

А как правильно мыть руки? Кто продемонстрирует?

Ребята, а знаете ли вы, что мыло изобрели очень давно. Раньше пороха и бумаги примерно шесть тысяч лет назад. Раньше вместо мыла использовали глину, песок, крапиву, горчицу, а еще золу, смешанную с жиром или содой. Самым хорошим считалось мыло, которое давало больше пены, которая и уносила всю грязь.

Итог

Давайте подведем итоги, о чем мы свами говорили?

Наш классный час подошёл к концу. Я желаю вам не лениться, соблюдать правил личной гигиены, от лени есть только одно лекарство-труд.

Расстановка ударений: ГИГИЕ`НА ШКО`ЛЬНИКА

ГИГИЕНА ШКОЛЬНИКА. Здоровье ребёнка во многом зависит от регулярного и точного соблюдения правил гигиены. В школе навыки по гигиене воспитываются педагогами и школьным врачом. В нач. классах соответствующая воспитательная работа проводится не только на спец. уроках здоровья, но и на уроках по общеобразовательным предметам [напр., в программу по рус. языку (1-й класс) включается тема "Забота о здоровье", в программе 4-го класса по природоведению - тема "Тело человека и уход за ним" и т. д.]. Задача этих уроков - познакомить уч-ся с элементарными сведениями по охране здоровья и на основе их воспитывать первоначальные гигиенич. навыки.

Уч-ся средних и старших классов приобретают элементы гигиенич. знаний на уроках естествознания (гл. обр. при прохождении курса анатомии и физиологии человека). Воспитание гигиенич. навыков начинается с объяснения значения того или иного гигиенич. требования. Большое значение для воспитания навыков Г. ш. имеет личный пример педагогов, воспитателей, старших школьников, внешний вид и поведение к-рых должны быть образцом чистоты, аккуратности и порядка.

Большую роль в привитии гигиенич. навыков играет санитарная самодеятельность уч-ся - активная работа младших школьников санитарами (дети-санитары проверяют у уч-ся чистоту рук, шеи, ушей, носового платка, воротничка, следят за мытьём рук перед завтраком и т. д. и делают пометки в дневниках санитаров), а старших - сандружинницами. Способствует выработке гигиенич. навыков чистота в классах и других помещениях школы, школьного двора и т. п.

Гигиенич. знания, сообщаемые уч-ся, должны опираться на данные совр. медицины. Воспитание гигиенич. навыков может быть успешным только при тесном содружестве школы и семьи. Среди родителей должна проводиться систематическая и последовательная санитарно-просветительная работа. Врач, мед. сестра совместно с педагогами организуют "уголок для родителей", в к-ром вывешивают плакаты, текстовые таблицы, памятки, разъясняющие, как надо заботиться о здоровье школьника в семье. Наиболее действенным средством правильной организации заботы семьи о воспитании гигиенич. навыков являются посещения учителем уч-ся на дому. Во время этих посещений учитель знакомится с гигиенич. условиями в семье, с режимом дня уч-ся, с организацией и освещением его рабочего места и т. д.

Для того чтобы дети выполняли требования гигиены, они должны понимать их смысл и значение. Родители и взрослые члены семьи должны объяснять детям необходимость выполнения того или иного правила гигиены. Очень важно показать ребёнку, как следует правильно и хорошо выполнять ту или иную процедуру (напр., как правильно расчёсывать волосы, чистить зубы, мыть руки, проводить влажные обтирания с последующим растиранием тела полотенцем и т. п.). Показывать и поправлять ребёнка нужно до тех пор, пока он хорошо не усвоит все приёмы. Чтобы выполнение правил гигиены вошло в привычку, нужно приучать детей ежедневно в определённое время в установленной последовательности проводить все элементы режима, а также все процедуры по уходу за своим телом, одеждой и помещением; строго контролировать выполнение правил гигиены, поощряя аккуратность или, наоборот, разумно наказывая за неаккуратность и лень.

Приобретению детьми гигиенич. навыков способствует стремление их подражать взрослым. Поэтому родители, старшие братья и сестры своим обликом, привычками, поведением должны служить детям образцом чистоты, порядка и аккуратности. Требуя от детей выполнения режима дня, необходимо следить за тем, чтобы определённый установленный распорядок поддерживался и всеми остальными членами семьи.

Правильно организованный режим дня - это рациональное распределение времени уч. занятий, труда, отдыха, сна, приёма пищи, самообслуживания, утренней гимнастики и т. д. Режим дня школьника устанавливается в зависимости от его возраста, состояния здоровья, занятий в школе. Классный руководитель и школьный врач дают родителям консультацию по вопросу организации режима дня. При организации режима дня особое внимание следует уделить рациональному питанию ребёнка. Одним из основных гигиенич. требований, предъявляемых к организации режима дня, является чередование деятельности и полного отдыха, т. е. сна. Гигиенич. полноценность сна определяют: продолжительность, периодичность и глубина. Продолжительность сна связана с возрастом и физич. состоянием детей. Вставать и ложиться спать дети должны в определённое время (см. Сон). Особое внимание следует уделять чистоте воздуха комнаты, где спит ребёнок. Детей нужно приучать спать с открытыми окнами. Ребёнок должен иметь отдельную удобную и чистую постель.

Большое значение имеет закаливание организма ребёнка, к-рое следует проводить по определённой системе в течение всего года. При воспитании гигие-нич. навыков необходимо обратить внимание также на правильную осанку. Очень часто школьники стоят ссутулившись, слегка выпятив живот; при приготовлении уроков сидят согнувшись, приподняв правое и опустив левое плечо. Неправильная поза вызывает более быстрое утомление и может способствовать возникновению недостатков в физич. развитии: увеличение сутуловатости, искривление позвоночника и т. д. Правильная осанка способствует созданию наилучших условий для дыхания и кровообращения (см. Осанка).

Школьники ежедневно должны делать утреннюю гимнастику, к-рая способствует воспитанию правильной осанки и даёт зарядку бодрости ребёнку на весь день (см. Зарядка).

Кроме утренней гимнастики дома (по согласованию с врачом), можно при необходимости проводить кор-регирующую (исправляющую) гимнастику. Необходимо также обратить внимание на появление плоскостопия, к-рое может быть причиной быстрого утомления детей при ходьбе, долгом стоянии.

Г. ш. включает уход за глазами, т. е. гигиену зрения, ухудшение к-рого может быть одной из причин снижения успеваемости уч-ся.

Одним из основных элементов личной гигиены является повседневный уход за кожей лица, рук. Необходимо своевременно приучить ребёнка мыть руки перед едой и после всякого загрязнения, пользования уборной, после игры с домашними животными и т. п. Руки следует мыть обязательно с мылом. Школьникам лучше всего пользоваться детским или глицериновым мылом. Вытираться надо досуха, чтобы кожа не стала шероховатой и не появлялись трещины (т. н. "цыпки"). Каждый ребёнок должен иметь своё отдельное полотенце. Умываться надо утром и вечером водой обычной комнатной температуры. Особое внимание следует обращать на уход за ногтями. Их надо ежедневно промывать щёткой с мылом и коротко стричь. Ногти на пальцах рук стригут дугообразно, по возвышению пальцев. На ногах ногти следует стричь прямо, т. к. срезание углов способствует врастанию ногтей.

Ноги следует мыть ежедневно перед сном, как в целях закаливания организма, так и для поддержания чистоты и борьбы с потливостью. Причинами потливости могут быть редкое мытьё ног, перегревание их, ношение резиновой обуви и т. п. Потливость ног может быть устранена гигиенич. уходом и в первую очередь ежедневным мытьём их вначале тёплой, а потом прохладной водой. Если же потливость ног не проходит, то она, очевидно, связана с к.-л. заболеванием, в таком случае следует обратиться к врачу.

Дети должны еженедельно мыться горячей водой (температура 35° - 40°). Маленьких детей, имеющих более тонкую и нежную кожу, лучше мыть губкой, дети школьного возраста могут пользоваться мочалкой. Особого внимания требует уход за волосами. Сухие волосы рекомендуется мыть через 10 дней, а жирные - через 5 - 6 (по мере загрязнения). Жёсткую воду можно смягчить (добавить на таз 1 - 2 ложки питьевой соды). Если кожа на голове шелушится, а волосы сухие, то после мытья и просушивания целесообразно голову смазать касторовым, миндальным или репейным маслом. Каждый ребёнок должен иметь свою расчёску (а при необходимости свой частый гребень). Короткие волосы нужно расчёсывать от корня к концу волоса, а длинные - расчёсывать в несколько приёмов, начиная с конца их. Приучая девочек самостоятельно ухаживать за своими волосами, мать должна систематически осматривать голову дочери, а время от времени после мытья причёсывать её частым гребнем. Заплетая косы не следует их слишком туго стягивать, т. к. это способствует выпадению волос. Девочкам не следует постоянно носить косынки, т. к. при этом плохо растут волосы.

Воспитание у детей навыка систематич. ухода за зубами и полостью рта является одним из необходимых правил личной гигиены. Зубы нужно чистить ежедневно, обязательно перед сном, а лучше дважды в день утром и вечером; кроме того, рекомендуется полоскать рот тёплой водой после еды (см. Зубы).

Семья и школа должны воспитывать у ребёнка навыки гигиенич. поведения. Школьник должен знать что, кашляя или чихая, следует закрыть рот рукой и отвернуться от соседа. Следует воспитывать у детей привычку обмывать водой овощи и фрукты, т. к. на немытых фруктах, овощах, ягодах долго сохраняются микробы. Требованием личной гигиены является также чистота окружающих ребёнка предметов - игрушек, книг, одежды, а также чистота комнаты.

Школьников необходимо приучить правильно обращаться с книгой. Грязная и растрёпанная книга способствует распространению инфекции. Нужно особенно тщательно следить за чистотой книг, не давать здоровым книг, к-рыми пользовались больные дети, не позволять детям слюнявить страницы книги и перегибать их, не оставлять книг открытыми, т. к. бумага желтеет, печать выцветает, это ухудшает чёткость и разборчивость текста и отрицательно сказывается на зрении читающего. Книгу нужно обёртывать в чистую бумагу и менять обёртку по мере её загрязнения, хранить книги по возможности в закрытых полках.

Письменные принадлежности надо держать в пенале, после употребления перья вытирать перочисткой. Очинку карандашей производить над спец. коробочкой при помощи машинки или перочинного ножа. Нужно объяснить ребёнку вред привычки брать в рот карандаш, резинку.

Гигиенич. требования предъявляются к одежде и обуви детей (см. Одежда и обувь).

Г. ш. включает и гигиену жилища. Помещение, где живёт ребёнок, должно быть всегда чистым. В тёплое время года следует постоянно держать открытыми окна, а в холодное время - не менее четырёх раз проветривать комнату (еще лучше приучать детей спать при открытой форточке). Наиболее благоприятная температура в комнате 18°С. Уборку помещения нужно производить по утрам и по мере загрязнения. Во время уборки в тёплую погоду необходимо открывать окна, а в холодную - форточки. Полы нужно подметать, обёртывая щётку влажной тряпкой. Полы следует мыть не реже раза в неделю и вытирать посуше, чтобы не увеличивать влажность воздуха. Паркетные полы лучше натирать мастикой. Стены и двери следует протирать не реже одного раза в месяц. Пыль с мебели вытирается после подметания комнаты. Не менее важно соблюдать чистоту во всех подсобных помещениях квартиры.

Лит.: Сальникова Г. П., Гигиена школьника, 2 изд., М., 1959; Мильман И. И., Гигиеническое воспитание и обучение в начальных классах восьмилетней школы, 3 изд., М., 1961; Антропова М. В., Школьная гигиена, 2 изд., М., 1962. М. В. Антропова, Г. П. Сальникова. Москва.


Источники:

  1. Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., "Советская Энциклопедия", 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.