Пятна

О разграничении правового режима исключительной экономической зоны и открытого моря. Международное морское право Международно правовой режим исключительной экономической зоны

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепила право прибрежных государств учреждать исключительные экономические зоны (ИЭЗ), ширина которых не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. ИЭЗ представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и примыкающий к нему, подпадающий под особый правовой режим, в силу которого права и юрисдикция прибрежного государства, а также права и свободы других государств находятся в определенной взаимозависимости и регулируются Частью V Конвенции 1982 г.

Следует отметить, что на практике режим ИЭЗ применяется в пределах пространства, находящегося за пределами территориального моря, то есть если у прибрежного государства территориальные воды 12 миль, то на его ИЭЗ остается максимум 188 морских миль.

Прибрежное государство в ИЭЗ имеет:

«а) суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра;

б) юрисдикцию [...] в отношении:

i) создания и использования искусственных островов, установок и сооружений;

ii) морских научных исследований;

iii) защиты и сохранения морской среды...» (п. 1 ст. 56 Конвенции 1982 г.).

Прибрежное государство при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей должно надлежащим образом учитывать права и обязанности других государств.

В ИЭЗ все государства, как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, такими как связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов.

Прибрежное государство определяет допустимый улов живых ресурсов в своей ИЭЗ. Это государство, с учетом имеющихся у него наиболее достоверных научных данных, обеспечивает путем надлежащих мер по сохранению и управлению, чтобы состояние живых ресурсов в исключительной экономической зоне не подвергалось опасности в результате чрезмерной эксплуатации. Прибрежное государство и компетентные международные организации, будь то субрегиональные, региональные или всемирные, в зависимости от обстоятельств, должны сотрудничать для достижения этой цели. Такие меры также направлены на поддержание или восстановление популяций вылавливаемых видов на уровнях или до уровней, при которых может быть обеспечен максимальный устойчивый вылов, определяемый с учетом соответствующих экологических и экономических факторов, включая экономические нужды прибрежных рыболовецких общин и особые потребности развивающихся государств, и с учетом методов ведения рыбного промысла, взаимозависимости запасов, а также любых общерекомендо- ванных международных минимальных стандартов, будь то субрегиональные, региональные или всемирные (п. 1-3 ст. 61 Конвенции 1982 г.).

Прибрежное государство должно содействовать оптимальному использованию живых ресурсов ИЭЗ.

Граждане других государств, ведущие рыбный промысел в ИЭЗ, должны соблюдать меры по сохранению живых ресурсов и другие положения и условия, установленные в законах и правилах данного прибрежного государства.

Эти законы и правила могут касаться:

«а) лицензирования рыбаков, рыболовных судов и оборудования, включая взимание сборов и другие формы оплаты, которые в отношении развивающихся прибрежных государств могут представлять собой адекватную компенсацию в виде денежных средств, оборудования и технологии, относящихся к рыбной промышленности;

b) определения видов, которые могут вылавливаться, и установления квот вылова в отношении конкретных запасов или групп запасов, либо вылова на каждое судно в течение какого-либо периода времени, либо вылова гражданами любого государства в течение определенного периода;

c) регулирования сезонов и районов рыбного промысла, видов, размеров и количества орудий лова, а также типов, размеров и количества рыболовных судов, которые могут быть использованы;

d) установления возраста и размера рыбы и других видов, которые могут вылавливаться;

e) определения информации, требуемой от рыболовных судов, включая статистические данные об уловах и промысловом усилии, а также сообщения о местонахождении судна;

f)проведения с разрешения и под контролем прибрежного государства определенных программ рыбохозяйственных исследований и регулирования проведения таких исследований, включая взятие проб уловов, использование проб и представление связанных с этим научных данных;

g) размещения прибрежным государством наблюдателей или стажеров на борту таких судов;

h) выгрузки такими судами всего или какой-либо части улова в портах прибрежного государства;

i) положений и условий, относящихся к совместным предприятиям или другим совместным мероприятиям;

j) потребностей в подготовке персонала и передаче технологии рыбного промысла, включая требования о расширении возможностей прибрежного государства по проведению рыбохозяйственных исследований;

к) процедур обеспечения выполнения» (п. 4 ст. 62 Конвенции 1982 г.).

В силу ст. 69 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. государства, не имеющие выхода к морю, имеют право участвовать на справедливой основе в эксплуатации «части допустимого улова» живых ресурсов в ИЭЗ прибрежных государств того же субрегиона или региона. При этом не имеющие выхода к морю развитые государства обладают упомянутым правом лишь в ИЭЗ развитых государств того же субрегиона или региона.

Прибрежное государство в осуществление своих суверенных прав на разведку, эксплуатацию, сохранение живых ресурсов и управление ими в ИЭЗ может принимать такие меры, включая досмотр, инспекцию, арест и судебное разбирательство, которые могут быть необходимы для обеспечения соблюдения его законов и правил.

С учетом того обстоятельства, что ИЭЗ не входит в состав государственной территории прибрежного государства, а представляет собой «особый район» открытого моря, Конвенция 1982 г. установила особый порядок применения соответствующих правовых норм прибрежного государства:

  • - «Арестованное судно и его экипаж освобождаются незамедлительно после предоставления разумного залога или другого обеспечения.
  • - наказания, налагаемые прибрежным государством за нарушение законов и правил рыболовства в ИЭЗ, не могут включать тюремное заключение, при отсутствии соглашения заинтересованных государств об обратном, или другую форму личного наказания.
  • - в случае ареста или задержания иностранного судна прибрежное государство незамедлительно уведомляет государство флага через соответствующие каналы о принятых мерах и о любом последовавшем наказании» (ст. 73 Конвенции 1982 г.).

Исключительная экономическая зона представляет морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной не более 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.

Правовой режим исключительной экономической зоны включает права и обязанности как прибрежного государства, так и других государств в отношении этой части морского пространства. Он впервые определен Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и конкретизирован принятыми в соответствии с ее положениями законодательными актами государств. В необходимых случаях международными договорами определяются методы разграничения исключительных экономических зон.

В РФ до принятия Закона об исключительной экономической зоне применяются Указ Президиума Верховного Совета СССР "Об экономической зоне СССР" 1984 г., Положение, об охране экономической зоны 1985 г., Указ Президента РФ "Об охране природных ресурсов территориальных вод континентального шельфа и экономической зоны Российской Федерации" 1992 г.

Права, юрисдикция и обязанности прибрежного государства. Прибрежное государство в исключительной экономической зоне осуществляет, во-первых, суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов (живых и неживых) в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах и управления этими природными ресурсами, а также в отношении других видов деятельности по разведке и разработке этой зоны; во-вторых, юрисдикцию в отношении создания искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды.

Таким образом, прибрежное государство наделяется не полной верховной властью (суверенитетом) над этой территорией, а суверенными правами, причем целевого назначения. Это означает, что без согласия прибрежного государства никто не может осуществлять разведку и разработку природных ресурсов.

Искусственные острова, установки, сооружения и зоны безопасности вокруг них не должны создавать помехи международному морскому судоходству (на признанных международными морских путях).



Вокруг таких островов и сооружений могут устанавливаться разумные зоны безопасности, ширина которых не должна превышать 500 м, отмеряемых от точек их внешнего края.

Прибрежное государство принимает необходимые меры к тому, чтобы состояние живых ресурсов в исключительной экономической зоне не подвергалось опасности в результате чрезмерной эксплуатации, и с этой целью определяет допустимый улов живых ресурсов в своей зоне. "Если прибрежное государство не имеет возможности выловить весь допустимый улов, оно путем соглашений и других договоренностей... предоставляет другим государствам доступ к остатку допустимого улова" (ст. 62 Конвенции).

Государства в целях сохранения в своих исключительных экономических зонах запасов определенных видов рыб (далеко мигрирующих, анадромных, катадромных) могут посредством заключения соглашений или через международные организации принимать необходимые меры по регулированию промысла этих видов в водах, находящихся за пределами их исключительных экономических зон. Характерна в этом плане Конвенция о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана от 11 февраля 1992 г., заключенная Российской Федерацией, Соединенными Штатами Америки, Канадой и Японией. Районом применения Конвенции являются воды северной части Тихого океана за пределами исключительных экономических зон (конвенционный район).

В Конвенции подтверждается положение ст. 66 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. о том, что промысел запасов анадромных видов ведется только в пределах 200 морских миль. Специализированный промысел анадромных рыб (направленный на конкретный вид или запас

рыб) в конвенционном районе запрещается. При случайном изъятии (при промысле других видов) анадромные виды должны быть немедленно возвращены в море.

Прибрежные государства в осуществление своей юрисдикции имеют право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своей исключительной экономической зоне. Такие исследования другими государствами проводятся с согласия прибрежного государства.

Государства и международные организации, осуществляющие исследования в исключительной экономической зоне прибрежного государства, обязаны обеспечить право прибрежного государства участвовать в морском научно-исследовательском проекте, а также предоставить по его просьбе информацию о результатах исследования.

Осуществление права распоряжаться природными ресурсами исключительной экономической зоны.России входит в компетенцию Правительства РФ и специальных уполномоченных на то органов, которые в установленном порядке выдают разрешение на пользование ресурсами исключительной экономической зоны юридическим и физическим лицам с обязательным учетом экономических интересов малочисленных народов, проживающих на территориях, прилегающих к морскому побережью России.

Постановлением Правительства РФ от 25 мая 1994 г. утверждены таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов во внутренних рыбохозяйственных водоемах, территориальных водах, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках России, за пределами ее исключительной экономической зоны, до внешних границ экономических и рыболовных зон иностранных государств.

Права и обязанности других государств. Все государства, включая не имеющие выхода к морю, в исключительной экономической зоне пользуются свободой судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов. Использование исключительной экономической зоны в указанных целях осуществляется в соответствии с международно-правовыми нормами, регулирующими такую деятельность (судоходство в открытом море, прокладка кабелей и трубопроводов на дне морей и океанов).

Государства при осуществлении своих прав и обязанностей в экономической зоне должны учитывать права и обязанности прибрежного государства, соблюдать принятые им законы и правила, а прибрежное государство обязано учитывать права и обязанности других государств.

Д.Н. ДЖУНУСОВА, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета Астраханского государственного технического университета На основе сравнительного анализа правового режима двух морских пространств обосновывается положение о самостоятельности правового статуса исключительной экономической зоны.

Данная статья была скопирована с сайта https://www.сайт


УДК 347.79:341.1/8

Страницы в журнале: 58-60

Д.Н. ДЖУНУСОВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин юридического факультета Астраханского государственного технического университета

На основе сравнительного анализа правового режима двух морских пространств обосновывается положение о самостоятельности правового статуса исключительной экономической зоны.

Ключевые слова: правовой режим, исключительная экономическая зона, открытое море, юрисдикция, суверенные права.

About legal regime differentiation exclusive economic zone and the high sea

On the basis of the comparative analysis of a legal regime of two sea spaces position about independence of legal status of an exclusive economic zone is proved.

Keywords: legal regime, exclusive economic zone, high seas, jurisdiction, sovereign rights.

Концепция 200-мильной экономической зоны возникла на рубеже 60-70-х годов XX века. Инициатива ее постановки исходила от развивающихся стран, которые считали, что в сложившихся условиях огромного технического и экономического превосходства развитых государств принцип свободы рыболовства и добычи минеральных ресурсов в открытом море не отвечает интересам стран третьего мира и выгоден только морским державам, имеющим необходимые экономические и технические возможности, а также крупный и современный рыболовный флот.

Смысл концепции экономической зоны заключается в предоставлении прибрежному государству ряда конкретных прав экономического порядка в определенной морской полосе. Название «исключительная экономическая зона» указывает на особый характер экономических прав, которые в данном морском районе будет осуществлять прибрежное государство. В силу этой исключительности прав ни одно другое государство не должно заниматься в зоне экономической деятельностью без прямого согласия прибрежного государства.

В результате многолетних усилий III Конференцией ООН по морскому праву, проходившей с 3 декабря 1973 г. по 10 декабря 1982 г., были найдены взаимоприемлемые решения вопросов морского права, в том числе об экономической зоне, и включены в Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года (далее - Конвенция).

Согласно ст. 55 Конвенции исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, с особым правовым режимом. Ширина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря (ст. 57 Конвенции).

Следует отметить, что ряд юристов-международников считают исключительную экономическую зону частью открытого моря со специфическим режимом, «где право на свободу открытого моря действует с изъятиями в пользу функционирующих прав прибрежных государств». Такой подход не согласуется с необходимостью четкого определения правового режима различных морских пространств.

Согласно ст. 1 Конвенции об открытом море 1958 года открытое море означает все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства. Это определение также не соответствует современному разграничению морских пространств по их правовому режиму.

В Конвенции отсутствует дефиниция открытого моря. Вместе с тем согласно ст. 86 Конвенции понятие «открытое море» применяется ко всем частям моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море или внутренние воды какого-либо государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага.

Так, положения, относящиеся к ресурсным правам прибрежного государства в исключительной экономической зоне, выходят за рамки традиционного понятия «открытое море». Поэтому они были выделены в самостоятельную часть Конвенции. Предоставляемые Конвенцией прибрежному государству суверенные права в области сохранения живых ресурсов в его исключительной экономической зоне действительно широки. Как отмечает профессор М.И. Лазарев, «в экономической зоне прибрежные государства приобретают обширную и практически неизвестную международному праву морскую правоспособность».

В соответствии с подп. «а» п. 1 ст. 56 Конвенции в исключительной экономической зоне прибрежному государству принадлежат суверенные права в целях разведки и разработки естественных ресурсов, как живых, так и неживых, а также права в отношении других видов деятельности в целях экономической разведки и разработки указанной зоны, таких, как производство энергии путем использования воды, течений и ветра.

Таким образом, прибрежное государство наделяется не полной верховной властью (суверенитетом) над этой территорией, а суверенными правами, причем целевого назначения. Это означает, что без согласия прибрежного государства никто не может осуществлять разведку и разработку природных ресурсов.

Помимо этого прибрежное государство наделено прерогативами в части осуществления юрисдикции в том, что касается деятельности по созданию и использованию искусственных островов, установок и сооружений, ведению морских научных исследований, осуществлению защиты и сохранения морской среды (подп. «b» п. 1 ст. 56 Конвенции); оно также имеет в исключительной экономической зоне другие права, предусмотренные Конвенцией, в том числе право обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономической зоны, где особо суровые климатические условия и наличие льдов, покрывающих такие районы в течение большей части года, создают препятствия либо повышенную опасность для судоходства, а загрязнение морской среды могло бы нанести тяжелый вред экологическому равновесию или необратимо нарушить его (ст. 234).

Все другие государства, включая не имеющие выхода к морю, в исключительной экономической зоне прибрежного государства пользуются свободами, которые в юридической литературе называют свободами открытого моря.

Вместе с тем нетрудно заметить, что, во-первых, перечень свобод, определенных в п. 1 ст. 58 Конвенции, по сравнению со свободами открытого моря менее широк и включает в себя:

а) свободу судоходства;

б) свободу полетов;

в) свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов;

г) другие правомерные с точки зрения международного права виды использования моря, относящиеся к этим свободам, такие как связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов, и совместимые с другими положениями Конвенции. Такими видами деятельности являются передача сообщений с морских судов на берег и обратно через спутники системы ИНМАРСАТ, бункеровка проходящих судов и т. п.

Во-вторых, некоторые из этих свобод имеют в определенной степени ограниченный характер. Так, п. 3 ст. 58 Конвенции обязывает другие государства при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей в исключительной экономической зоне должным образом учитывать права и обязанности прибрежного государства и соблюдать законы и правила, принятые им в соответствии с Конвенцией и другими нормами международного права, совместимыми с положениями Конвенции. Это означает, что, хотя в исключительной экономической зоне все суда независимо от рода их деятельности пользуются свободой судоходства, данная свобода не должна вести к ущемлению законных прав прибрежного государства. Ясно, например, что иностранные промысловые суда, находясь в экономической зоне какого-либо государства, не могут заниматься промысловой деятельностью без разрешения прибрежного государства, полученного надлежащим образом.

Кроме того, положение о праве всех государств свободно прокладывать на дне исключительной экономической зоны (а таким дном, исходя из содержания п. 1 ст. 76 Конвенции, является континентальный шельф в ее пределах) подводные кабели и трубопроводы содержит условие соблюдения права прибрежного государства принимать разумные меры для разведки континентального шельфа, разработки его природных ресурсов и предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения от трубопроводов (п. 2 ст. 79 Конвенции).

Отсюда можно сделать вывод, что ст. 58 Конвенции требует уточнения, в результате которого указанные в ней свободы должны быть сформулированы как «свободы исключительной экономической зоны», поскольку пользование ими зависит от предоставленного Конвенцией объема прав прибрежному государству в экономической зоне.

С этой целью в ст. 58 Конвенции необходимо внести следующие изменения:

1) в п. 1 слова «указанными в статье 87» исключить;

2) дополнить п. 1 предложением следующего содержания: «При пользовании указанными свободами в исключительной экономической зоне государства обязаны учитывать права и обязанности прибрежного государства и соблюдать законы и правила, принятые прибрежным государством в соответствии с положениями настоящей Конвенции и другими нормами международного права, поскольку они не являются несовместимыми с настоящей частью»;

3) п. 3 исключить.

Таким образом, нельзя согласиться с мнением ряда ученых о том, что исключительная экономическая зона является частью открытого моря1. Такое утверждение не соответствует положениям ст. 86 Конвенции. Расширительное толкование Конвенции недопустимо, несмотря на то что ее статьи 88-115 распространяются на исключительную экономическую зону.

Исключительную экономическую зону следует относить к числу пространств со смешанным правовым режимом, поскольку на данный вид морского пространства одновременно распространяются нормы как международного, так и национального права, в отличие от открытого моря, которое традиционно относится к числу территорий с международным режимом, так как на него распространяются только нормы международного права.

Библиография

1 См.: Международное морское право / Под ред. С.А. Гуреева. - М., 2003. С. 112.

2 Там же. С. 113; Молодцов С.В. Правовой режим морских вод. - М., 1982. С. 101-110.

3 Курс международного права: В 7 т. / Под ред. В.Н. Кудрявцева. - М., 1989-1993. Т. 5. С. 43.

4 См.: Колодкин А.Л. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года // Транспортное право. 2002. № 4.

5 Лазарев М.И. Теоретические вопросы современного международного морского права. - М., 1983. С. 257.

6 См.: Молодцов С.В. Указ. раб. С. 105; Царев В.Ф., Королева Н.Д. Международно-правовой режим судоходства в открытом море. - М., 1988. С. 11.

7 См.: Колодкин А.Л. Указ. раб.

8 См.: Молодцов С.В. Указ. раб. С. 126.

9 См.: Современное международное морское право / Отв. ред. М.И. Лазарев. - М., 1984. С. 139-141; Современное морское право и практика его применения / И.И. Баринова, Б.С. Хейфец, М.А. Гицу и др. - М., 1985. С. 32; Молодцов С.В. Указ. раб. С. 32; Царев В.Ф., Королева Н.Д. Указ. соч. С. 61-79.

Поделитесь статьей с коллегами:

Одной из главных новелл международного морского права, закрепленных Конвенцией 1982 года, стал институт исключительной экономической зоны. Именно вокруг него на Третьей Конференции ООН по морскому праву разгорелись наиболее жаркие споры. По большому счету, пересмотр Женевских конвенций 1958 года в первую очередь был связан с необходимостью юридического оформления стихийной практики, когда ряд крупных прибрежных стран в одностороннем порядке заявили об установлении исключительной экономической зоны. Введение данного института в международное морское право – это попытка найти компромисс между интересами государств, находящимися в различном географическом положении.

Исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, который подпадает под установленный частью V Конвенции 1982 года особый правовой режим . Ширина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. В настоящее время исключительную экономическую зону имеют более 100 государств.

Смысл правового режима исключительной экономической зоны заключается в предоставлении прибрежному государству ряда суверенных прав, связанных с экономической эксплуатацией ресурсов зоны . В частности, прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов (как живых, так и неживых), а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких, как производство энергии путём использования воды, течений и ветра. Кроме того, прибрежное государство осуществляет свою юрисдикцию в отношении создания и использования в исключительной экономической зоне искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды.

При этом прибрежное государство несет ответственность за сохранение живых ресурсов своей исключительной экономической зоны. Оно обязано определять величину допустимого улова живых ресурсов, которая обеспечивала бы сохранение этих ресурсов от чрезмерной эксплуатации. Если промысловые возможности прибрежного государства не позволяют ему выловить весь допустимый улов, оно путём специальных договорённостей предоставляет другим государствам доступ к остатку допустимого улова. В этом случае граждане иностранных государств обязаны соблюдать законы и правила прибрежного государства, касающиеся условий и порядка рыбного промысла. Такие законы и правила могут касаться:


Лицензирования рыбаков, судов и оборудования;

Определения видов, которые могут вылавливаться и установления квот вылова;

Регулирования сезонов и районов рыбного промысла;

Определения информации, требуемой от рыболовных судов;

проведения программ рыбохозяйственных исследований и т.д.

Для обеспечения выполнения всех перечисленных законов и правил прибрежное государство в своей исключительной экономической зоне может принимать любые меры (досмотр, инспекцию, арест, судебное разбирательство). В случае ареста или задержания иностранного судна прибрежное государство обязано незамедлительно уведомить об этом государства флага, а также освободить арестованное судно и экипаж после предоставления разумного залога или другого обеспечения.

В исключительной экономической зоне все государства (как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю) пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными видами использования моря. Таким образом, во всем, что не касается эксплуатации живых ресурсов, создания искусственных островов, морских научных исследований и защиты морской среды, правовой режим исключительной экономической зоны идентичен правовому режиму открытого моря.

Конвенция 1982 года устанавливает особый порядок управления отдельными биологическими видами исключительной экономической зоны. В частности, специфический порядок предусмотрен для управления запасами, встречающимися в зонах двух и более государств, ассоциированными и далеко мигрирующими видами, морскими млекопитающими, анадромными и катадромными видами. Особенностью всех перечисленных видов является то, что их рациональный промысел невозможен без согласованных усилий нескольких государств. Например, ответственность за управление запасами катадромных видов рыб несет то государство, в водах которого они проводят основную часть жизненного цикла: это государство обязано в период миграции обеспечить катадромным рыбам возможность доступа в свои воды и выход из них. Как правило, прибрежное государство обязано сотрудничать с другими заинтересованными государствами (прямо или через международные организации) для сохранения и рационального управления ресурсами исключительной экономической зоны.

Делимитация исключительной экономической зоны между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется путём соглашения на основе международного права. До заключения такого соглашения заинтересованные государства предпринимают усилия для достижения временной договорённости практического характера. В течение этого переходного периода государства не должны своими действиями ставить под угрозу достижение окончательного соглашения.

В целом правовой режим исключительной экономической зоны характеризуется тем, что прибрежное государство не распространяет свой суверенитет на эту категорию морских пространств, однако пользуется в зоне рядом суверенных прав и юрисдикционных полномочий. Институт исключительной экономической зоны возник как средство удовлетворения экономических потребностей прибрежных государств с учётом интересов всех заинтересованных стран – развивающихся, внутриконтинентальных и находящихся в географически неблагоприятном положении.

Установление правового режима исключительной экономической зоны, ее пределов и порядка использования осуществляется посредством принятия прибрежным государством специальных законодательных актов.

Исключительная экономическая зона (ИЭЗ) - это морской район, в котором прибрежное государство осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения живых и неживых природных ресурсов. ИЭЗ простирается за пределы на расстояние, не превышающее 200 морских миль, отмеряемых от территориального моря. Права, обязанности и юрисдикция прибрежных государств в их исключительной экономической зоне, а также права, обязанности и свободы других государств в данной зоне, регулируются положениями Части V (далее – Конвенция 1982 г.), подписанной 10 декабря 1982 года в Монтего-Бей (Ямайка).

Формирование и развитие концепции исключительной экономической зоны.

Первые упоминания о концепции исключительной экономической зоны можно встретить в претензиях на осуществление национальной юрисдикции и контроле над природными ресурсами в морских районах за пределами территориального моря, которые были представлены некоторыми прибрежными государствами, участвующими в Гаагской конференции по кодификации международного права 1930 года.

В 1945 году президент США Г. Трумэн издал прокламацию № 2667, в которой заявлялось, что природные ресурсы недр и морского дна открытого моря, примыкающего к побережью США, правительство США считает подпадающими под их юрисдикцию и контроль. В прокламации подчеркивалось, что «характер вод над континентальным шельфом как открытого моря и право на свободное и беспрепятственное судоходство никоим образом не затрагиваются» .

В 1952 году на первой конференции по эксплуатации и сохранению морских богатств Южной части Тихого океана Чили, Эквадор и Перу подписали Декларацию о морской зоне. В Декларации, в частности, провозглашалось, что каждая из республик рассматривает в качестве нормы международной морской политики право обладания исключительным суверенитетом и юрисдикцией над районом моря, прилегающим к побережью их страны, и шириной не менее 200 морских миль от побережья.

В ходе дискуссий в рамках первой Конференции ООН по морскому праву, был признан «особый интерес» прибрежных государств в поддержании производительности живых ресурсов в любом районе открытого моря, примыкающим к их территориальному морю. Впоследствии новая морская зона за пределами территориального моря, соответствующая исключительной рыболовной зоне (ИРЗ), постепенно утверждалась на основе национальной и международной практики на протяжении 1960-х и 1970-х годов, став предметом широкого обсуждения на третьей Конференции ООН по морскому праву.

Режим исключительной экономической зоны, кодифицированный в Конвенции 1982 г., стал результатом обобщения концепции ИРЗ и концепции «патримониального моря» , продвигаемой в 1970-х годах новыми независимыми и развивающимися государствами.

Введенный в режим ИЭЗ, интегрировавший в единой многофункциональной зоне режимы вод, покрывающих морское дно, морского дна и его недр, обеспечивал эффективный компромисс между запросами прибрежных государств и интересами международного судоходства.

Суверенные права прибрежного государства в исключительной экономической зоне.

Ключевым положением, касающимся суверенных прав, обязанностей и юрисдикции прибрежного государства в исключительной экономической зоне, является статья 56 Конвенции 1982 г. В первом пункте статьи 56 предусматривается, что в ИЭЗ прибрежное государство имеет:

суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких, как производство энергии путем использования воды, течений и ветра;

Важно отметить, что суверенные права прибрежного государства в эксклюзивной экономической зоне ориентированы преимущественно на обеспечение условий для ведения хозяйственной деятельности, такой как разведка и эксплуатация морских ресурсов (ограничение ratione materiae ). В данном отношении понятие суверенных прав следует отличать от территориального суверенитета, подразумевающего полную самостоятельность, независимость и верховенство власти, если иное не предусмотрено международно-правовыми нормами.

Концепцию суверенных прав можно также встретить в Женевской конвенции 1958 года о континентальном шельфе. Статья 2, п. 2 Женевской конвенции предусматривает, что:

права, упомянутые в пункте 1 настоящей статьи, являются исключительными в том смысле, что, если прибрежное государство не производит разведки континентального шельфа или не разрабатывает его естественных богатств, никто другой не может делать этого или иметь притязания на его континентальный шельф без его прямого согласия.

Хотя в Части V Конвенции 1982 г. не содержится аналогичного положения, можно утверждать, что суверенные права в ИЭЗ имеют по существу исключительный характер в том плане, что никто не вправе проводить исследования или эксплуатацию ресурсов в данной зоне без непосредственного согласия прибрежного государства.

Прибрежное государство в исключительной экономической зоне обладает как законодательной, так и исполнительной юрисдикцией. В этом отношении ключевым положением является статья 73, п.1:

прибрежное государство в осуществление своих суверенных прав на разведку, эксплуатацию, сохранение живых ресурсов и управление ими в исключительной экономической зоне может принимать такие меры, включая досмотр, инспекцию, арест и судебное разбирательство, которые могут быть необходимы для обеспечения соблюдения законов и правил, принятых им в соответствии с настоящей Конвенцией.

Несмотря на то, что указанное положение предусматривает исполнительную юрисдикцию прибрежного государства, ссылка на «законы и правила, принятые им» дает понять, что государство обладает также законодательной юрисдикцией.

Юрисдикция прибрежного государства в исключительной экономической зоне.

В соответствии со статьей 56, п.1, пп. b Конвенции 1982 г. прибрежное государство имеет юрисдикцию в отношении:

Искусственные острова, установки и сооружения

Что касается юрисдикции прибрежного государства над искусственными островами, установками и сооружениями в ИЭЗ, то в статье 60 говорится следующее:

  1. Прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование:
    1. искусственных островов;
    2. установок и сооружений для целей, предусмотренных в статье 56, и для других экономических целей;
    3. установок и сооружений, которые могут препятствовать осуществлению прав прибрежного государства в зоне.
  2. Прибрежное государство имеет исключительную юрисдикцию над такими искусственными островами, установками и сооружениями, в том числе юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил, а также законов и правил, касающихся безопасности.

В то же время на прибрежное государство возлагаются определенные обязательства. В соответствии со статьей 60, п. 3 государство должно своевременно оповещать о строительстве подобных искусственных островов, установок и сооружений, а также предусмотреть постоянные средства предупреждения об их наличии. Покинутые или неиспользуемые установки или сооружения для безопасности судоходства должны быть полностью демонтированы. Прибрежные государства не должны устанавливать искусственные острова, сооружения и сооружения и зоны безопасности вокруг них, если они создадут препятствие международному судоходству (ст. 60, п.7)

Не вызывает сомнений, что прибрежное государство обладает исключительной юрисдикцией над установками и сооружениями, возведенными в экономических целях. Тем не менее, вопрос, может ли прибрежное государство санкционировать и регулировать строительство и использование установок и сооружений в неэкономических целях, например, военных, остается спорным.

Морские научные исследования.

Статья 56, п. 1, пп. b Конвенции 1982 г. четко указывает, что прибрежное государство обладает юрисдикцией в отношении морских научных исследований в ИЭЗ. В связи с этим в статье 246 п. 1 предусматривается, что:

прибрежные государства в осуществление своей юрисдикции имеют право регулировать, разрешать и проводить морские научные исследования в своей исключительной экономической зоне и на своем континентальном шельфе в соответствии с относящимися к этому положениями настоящей Конвенции.

В Конвенции 1982 г. не дается определения термина «морские научные исследования» , тем не менее, в статье 246, п. 2 оговаривается необходимость получения явного согласия прибрежного государства на исследовательские проекты в ИЭЗ, предлагаемые другими государствами или международными организациями. Согласие требуется независимо от того, являются ли исследования прикладными, предназначенными для промышленных и коммерческих целей, или фундаментальными.

Защита и сохранение морской среды.

В статье 56, п.1, пп. b Конвенции 1982 г. указывается, что в эксклюзивной экономической зоне прибрежное государство имеет юрисдикцию в отношении защиты и сохранения морской среды.

Статья 210, п. 1 и п. 2 предоставляют прибрежному государству законодательную и исполнительную юрисдикцию в отношении предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды в результате захоронения.

Кроме того, прибрежные государства для обеспечения выполнения имеют право принимать законы и правила в отношении загрязнения от иностранных судов в своих исключительных экономических зонах, «соответствующие общепринятым международным нормам и стандартам» (ст. 211). Данное положение гарантирует, что национальное законодательство не будет превышать или противоречить международным стандартам (ст. 211, п. 5). Для территориального моря, находящегося под суверенитетом прибрежного государства, подобные требования отсутствуют (ст. 211, п. 4).

Другие права и обязанности прибрежного государства в исключительной экономической зоне.

Конвенция 1982 г. не содержит положений, касающихся юрисдикции прибрежного государства над археологическими и историческими объектами, находящимися в ИЭЗ за пределами . В этой связи 2 ноября 2001 года ЮНЕСКО с целью обеспечения и укрепления охраны такого наследия приняла Конвенцию об охране подводного культурного наследия (Конвенция ЮНЕСКО).

Статья 9 Конвенции ЮНЕСКО возлагает на государства-участников ответственность за охрану подводного , расположенного в их исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе. В соответствии со статьей 10. п. 2 государство-участник, в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе которого находится подводное культурное наследие, имеет право запрещать или разрешать любую деятельность, направленную на такое наследие, для предотвращения нарушения его суверенных прав или юрисдикции, установленных международным правом». Статья 10, п. 4 позволяет прибрежному государству как «координирующему государству» принимать все практически осуществимые меры для предотвращения любой непосредственной опасности для подводного культурного наследия.

Права, обязанности и свободы других государств.

Согласно ст. 52, п. 1 Конвенции 1982 г. в эксклюзивной экономической зоне прибрежного государства другие государства пользуются определенными свободами:

в исключительной экономической зоне все государства как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуются, при условии соблюдения соответствующих положений настоящей Конвенции, указанными в статье 87 свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, такими, как связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов, и совместимыми с другими положениями настоящей Конвенции.

Как можно заметить, из шести свобод открытого моря, перечисленных в статье 87 Конвенции 1982 г., в ИЭЗ действует три свободы – свобода судоходства, свобода пролета, а также свобода прокладки подводных кабелей и трубопроводов. Кроме того, статьи 88–115 и другие применимые нормы международного права, касающиеся открытого моря, распространяются на ИЭЗ, если они не противоречат Части V (ст. 58, п. 2).

Однако статья 58, п. 3 требует от государств «должным образом учитывать права и обязанности прибрежного государства и соблюдать законы и правила, принятые прибрежным государством в соответствии с положениями настоящей Конвенции и другими нормами международного права» . Таким образом, в отличие от открытого моря, три свободы могут быть квалифицированы как подпадающие под юрисдикцию прибрежного государства в ИЭЗ. Например, нахождение в ИЭЗ может расцениваться как проведение научного исследования, для которого должно быть получено разрешение прибрежного государства.

Иностранные суда в исключительной экономической зоне должны соблюдать законы и правила прибрежного государства, касающиеся загрязнения морской среды. Иностранные суда также должны соблюдать зоны безопасности вокруг искусственных островов, установок и сооружений прибрежного государства. В дополнение к этому судоходство во внутренней двадцатичетырехмильной зоне подпадает под юрисдикцию прибрежного государства над его прилежащей зоной. Хотя режим исключительной экономической зоне предусматривает свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов, трассы трубопроводов на морском дне ИЭЗ должны быть согласованны с прибрежным государством (ст. 79, п. 3). В данном отношении свободы, которыми пользуются иностранные государства в ИЭЗ, не полностью эквивалентны свободам открытого моря.