Раздражения

Коллективами между коллективом и личностью. Личность в группе и в коллективе, влияние группы и коллектива на личность

Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависят от социальной среды, в которой люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Они делятся на большие (государство, нация, партия, класс, и т.п.) и малые группы. Человек всегда зависит прежде всего от влияния малой группы, которая пред­ставляет собой небольшое объединение людей - от 2-3 (например, семья) до 20-30 (например, школьный класс), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Такие малые группы представляют собой элементарную ячейку общества, именно в них человек проводит большую часть своей жизни.

Для участников малой группы характерны общие цели, задачи деятельности, психологические и поведенческие особенности. Мера психологической общности определяет сплоченность группы.

По признаку совместной деятельности выделяются следующие виды малых групп: производст­венные, семейные, учебные, спортивные и т.д.

По характеру взаимоотношений между членами группы они делятся на формальные (официаль­ные) инеформальные (неофициальные). Формальные группы создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций (например, школьный класс, спортивная команда «Спартак» и т.д.). Неформальные группы обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников, могут совпадать или расходиться с целями официальных организаций. К ним можно отнести, напри­мер, поэтический кружок, клуб любителей бардовской песни, организацию болельщиков какого-либо футбольного клуба и т.д.

Один и тот же человек одновременно является участником неопределенно многих малых групп, и в каждой из них его положение (статус) меняется. Например, один и тот же человек является млад­шим братом, учеником в классе, капитаном сборной команды по футболу, бас-гитаристом в рок-группе и т.д.

Группа всегда оказывает существенное влияние на психологию и поведение человека через отно­шения его с остальными участниками группы. И это влияние может быть как положительным, так и от­рицательным. Положительное воздействие на человека малой группы в том, что:



· отношения между людьми, складывающиеся в группах, приучают человека выполнять сущест­вующие социальные нормы, они несут в себе ценностные ориентиры, которые усваиваются личностью;

· группа является тем местом, где человек отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки;

· от участников группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно восприни­мать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков;

· группа дает человеку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необ­ходимых для его развития.

Для нормального психологического развития человек должен иметь максимально объективные знания о самом себе. Иначе, как от других людей, в процессе непосредственного общения с ними, он эти знания получить не может. Группа и составляющие ее люди являются для личности своеобраз­ными зеркалами, в которых отражается человеческое «Я». Точность и глубина отражения личности в группе прямо зависят от открытости, интенсивности и разносторонности общения данной личности с остальными членами группы. Для развития индивида как личности группа представляется незамени­мой, особенно, если группа представляет собой сплоченный высокоразвитый коллектив.

Помимо положительного воздействия группа может оказать и отрицательное влияние на челове­ка. Такое случается, например, тогда, когда цели группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных ее членов в ущерб интересов всего общества. В психологии это называют групповым эго­измом.

Другим возможным отрицательным следствием группового влияния может быть то воздействие, которое оказывается обычно на одаренных творческих личностей. Известный ученый В.М.Бехтерев, проведя ряд индивидуальных и групповых экспериментов, в которых сравнивались показатели творческой работы группы и индивида, выяснил, что в творчестве группа может уступать особо одарен­ным личностям. Их оригинальные идеи отвергались большинством потому, что были непонятны, и такие личности, находясь под сильным психологическим давлением большинства, сдерживаются, подавляются в своем развитии. История России XX в. знала множество примеров, когда выдающиеся композиторы, художники, ученые, писатели исключались из профессиональных союзов и даже пре­следовались.

Иногда человек для того, чтобы оставаться в группе, идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно, становится конформистом. Конформным называют такое поведение человека, при кото­ром он, осознанно расходясь в мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений.

Существуют три способа реагирования человека на давление группы. Первый - внушаемость, когда человек бессознательно принимает линию поведения, мнение группы. Второй - конформизм, т.е. осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы. Третий способ реагирования на требование группы - сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание ее ценностей, норм и идеалов.

При воздействии на личность коллектив использует общественное мнение. Общественное мнение выступает как инструмент формирования личности ребёнка. Используя реальную возможность высказать критические замечания в адрес товарищей, отметить их достоинства школьники проникаются сознанием ответственности за коллектив, учатся жить интересами класса, вскрывая те или иные недостатки, негативные стороны личности учащихся коллективное обсуждение способствует активизации их самовоспитания. Общественное мнение ученического коллектива при этом выступает действенным стимулом его дальнейшего становления и совершенствования.

Непрерывно воздействуя на личность школьника, выполняя функции нравственного контроля за поведением личности, общественное мнение может предупредить возможные нарушения норм поведения.

Такие средства воздействия на личность школьника, как деятельность, соревнование, внушение, эффективно влияют на него постольку, поскольку существует определённая ситуация. Что же касается общественного мнения, то оно оказывает воздействие постоянно, независимо от той конкретной ситуации, в которой находится данный школьник.

Общественное мнение воздействует одновременно и на сознание, и на волю, и на чувства ученика. Под его воздействием общее настроение неизбежно передается человеку, нередко даже помимо его желания, и при этом захватывает всю сферу индивидуальной психики.

Находясь в атмосфере общественного мнения коллектива, школьник испытывает на себе его влияние и не будучи специально объектом его воздействия. Но это влияние значительно увеличивается, когда оно становится объектом целенаправленного воздействия общественного мнения коллектива выраженного в форме одобрения или осуждения. Общественное одобрение утверждает человека в собственной значимости, приносит ему моральное удовлетворение, вдохновение, стимулирует общий подъём

Положительная оценка коллективом оказывает благотворное влияние на внутренний мир и поведение личности потому, что человек живёт не только материальным довольствием, но и душевными радостями, среди них немалое место занимает чувства душевного подъёма, доставляемого общественным признанием его заслуг перед коллективом.

При рассмотрении данной темы нельзя не увидеть, что общественная похвала оказывается в некоторых случаях значительно весомее личного поощрения педагога.

А.С.Макаренко придерживался, как и многие современные педагоги того, что, общественное мнение - наиболее эффективное средство в воспитании личности. Он считал, что в каждый момент нашего воздействия на личность эти воздействия обязательно должны быть воздействием на коллектив. И наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно будит и воспитанием каждой личности входящей в коллектив.

Однако общественное одобрение не должно превратиться в некоторое возвеличивание мнимых заслуг школьников, что может привести к появлению зазнайства и других отрицательных черт личности.

Метод общественного обсуждения, выраженного в форме порицания, гнева, негодования и других искореняет плохие черты подростков, помогает им в формировании правильного поведения в коллективе, защищает коллектив от произвола своевластия, от капризов отдельных личностей. Публичное осуждение вызывает чувство стыда, неловкости, неприятных переживаний перед своими товарищами. Оно способно вызвать у подростка быструю перестройку его желаний, чувств, стремлений и воплотиться в позитивные для педагога действия. В данном случае особо интересным представляется мнение А.С.Макаренко, который, рассматривая данную ситуацию, замечал, что потрясенные в самой сущности своих отношений к коллективу и поставленные перед необходимостью принять решение, подчиняясь эмоциональному влиянию коллектива ученики «взрывают» в себе очень многие прежние представления.

При применении того или иного метода необходимо учитывать то к кому применяется этот метод. Тот же метод публичного обсуждения у определённой личности может вызвать душевную боль, которая она пронесёт через всю жизнь. После применения этого метода чувствительный к замечаниям человек будит в последствии испытывать дискомфорт при нахождении в данном коллективе, или даже в каком - либо ином. Личность может замкнуться в самой себе, что создаст её жизни много различного рода проблем. Но, не смотря на все сложности применения данного метода, нельзя закрывать глаза на его результативность и потенциал. Необходимо его углублять и развивать с учётом современных достижений.

Разрабатывая проблему «взрыва» А.С.Макаренко раскрыл соотношение медленных изменений и скачка в развитии личности подчеркивал, что медленные изменения являются необходимой стороной, что они, подготавливают какие то предрасположения в духовной структуре, которые ведут к коренным качественным изменениям. Чтобы в сознании ученика произошёл перелом, общественное воздействие на личность должно удовлетворять следующим требованиям :

  • 1 выражать непримиримую волю всего коллектива;
  • 2 быть выразительным, эмоционально насыщенным;
  • 3 отражать истину, быть объективным и справедливым.

Особенно важно последнее требование, так как отсутствие его приведёт к тяжёлому нравственному травмированию личности. При применении общественного мнения коллектива для осуждения того или иного поступка совершённого личностью необходимо учитывать: характер проступка, индивидуальные особенности личности и её душевное состояние, отношения коллектива к личности и личности к коллективу, а также другие факторы.

Коллектив, единодушно осуждающий какой-либо проступок товарища, убеждается в своей силе, что очень важно для всей его деятельности. Но при использовании общественного мнения больше всего следует опасаться формального осуждения, когда большинство присутствующих равнодушно, молча сочувствуют провинившемуся, или, что ещё хуже, поддерживают его. Поэтому, собираясь подвергнуть какой - либо проступок ученика общественному воздействию необходимо тщательно продумать, готов ли коллектив, способен ли он к искреннему осуждению этого поступка. Это необходимо сделать так как, если он будет не готов то «проработка» поведения учащихся ничего дать не может или приведёт только к озлоблению ученика, против такого использования общественного мнения выступал В.А Сухомлинский. Считая общественное мнение сильным инструментом воздействия на личность, он указывал на большую опасность «подвергнуть перегибу палки», превратив его в средство расправы над школьниками, он рекомендовал прибегать к коллективному осуждению в крайних случаях .

Лишь тогда, когда актив коллектива является не только творцом, но и выразителем подлинного общественного мнения, его воздействие плодотворно. Общественное мнение является только тогда подлинным, когда оно возникает в процессе общения детей в виде тех требований, правил и оценок, которые нужны им самим и творцом которых они сами выступают. При этом требования педагога должны усваиваться не одним активом, а всем коллективом или его абсолютным большинством. Если же их усваивает только актив, создаётся формальное общественное мнение, которое используется им как средство принуждения и давления на остальную массу детей. В подобных ситуациях органы детского самоуправления могут превращаться в помощников учителей выполняющих преимущественно дисциплинарные функции.

Специфика общественного суждения состоит в том, что даже тогда, когда его предметом становится конкретная личность, требования коллектива обращены не только к данной личности. Общественное мнение в это же время влияет и на других. Оно носит предупреждающий характер, останавливая тех учеников, которые могли бы совершить плохой поступок заставляет их задумываться над собственным поведением.

Эффективность общественного мнения в детской среде в значительной степени основана на том, что оно представляет позицию, разделяемую большинством в коллективе. Поэтому индивидуальное мнение вольно или невольно отступает перед его авторитетом, общественное мнение добивается принятия своих требований благодаря двум основным социально-психологическим механизмам: солидаризации и комфортности. Для того человека, который вполне осознанно принимает коллективные нормы без какого-либо психологического принуждения, руководствуются ими в действиях, и признаёт их требования вполне справедливыми и обоснованными, общественное мнение оказывает своё воздействие посредствам механизма солидаризации со своим коллективом, своей группой.

Однако, восприятие требований общественного мнения не всегда происходит осознанно. Иногда подросток подчиняется требованиям и оценкам общественного мнения, не меняя своих взглядов установок, ценностных ориентаций. В таком случае происходит внешнее формальное согласие являющееся результатом психологического давления, нежелания или боязни идти против большинства. В подобных случаях общественное мнение добивается принятие своей позиции, используя социально - психологический механизм комфортности.

Прямое воздействие общественного мнения на личность может быть применено далеко не в каждом коллективе, эффектность его влияния во многом определяется уровнем зрелости и сплочённости ученического коллектива, опытом его борьбы с отступлениями и нарушениями общепринятых норм поведения. Из этого, однако, вовсе не следует, что в слабых коллективах в обще нельзя прибегать к этому средству. Если речь идёт о положительных фактах, то вокруг них можно и должно создавать общественное мнение на любой стадии развития коллектива. Что же касается отрицательных поступков то для обсуждения в таком классе лучше взять факт, вызвавший возмущение и гнев всего коллектива.

Прямое воздействие - самая распространённая и прочно утвердившаяся в школе форма использования общественного мнения. Но есть и другой способ его применения - методика опосредованного воздействия она характеризуется тем, что внимание общественного мнения приковывается не к конкретной личности, а к таким явлениям и событиям в жизни коллектива которые требуют общей оценки, обязывающей всех членов коллектива к определённому поведению. Оно преследует цель, превратить всех членов коллектива в активных носителей педагогического требования в ревнителей коллективной дисциплины выработанных правил и норм. Метод опосредованного воздействия в отличие от прямого воздействия, не даёт ежеминутного результата, хотя влияние его на коллектив оказывается порой более значительным чем, широко практикуемые в школе обсуждения не дисциплинированных учеников.

Таким образом, общественное мнение в детском коллективе может быть использовано как средство прямого педагогического воздействия на личность и как средство опосредованного воздействия на коллектив и отдельных лиц путём создания устойчивых правил, традиций, норм отражающихся в коллективном сознании и поддерживаемых авторитетом совместного мнения.

Необходимо заметить, что при рассмотрении необходимости прямого воздействия (обсуждении ученика на собрании) - необходимо учитывать наличие у детей сформировавшейся социальной нормы в отношении рассматриваемой ситуации. Если такая норма создана, обсуждение положительно влияет на личность, если нет - обсуждение не достигает цели или оборачивается против личности и против коллектива. Цель руководства формированием общественного мнения - создать такое общественное мнение, которое выражало бы социальные нормы, ценности представления о хорошем и плохом, должном и недолжном, служила бы основанием для образования устойчивых традиций и правил.

Необходимо отметить и тот факт, что общественное мнение до определённого времени не получает официального выражения. Оно существует в мнении отдельных лиц. Но вот тогда, когда обстоятельства требуют выражение к явлению, факту, поступку личности, оно получает официальное выражение, как правило, прежде всего через органы ученического коллектива.

Сила влияния общественного мнения зависит самым существенным образом от авторитета того, кто является его выразителем. Вот почему так важно проявлять постоянную заботу об авторитете органов самоуправления, использующих как рупор общественное мнение. Высокий моральный авторитет органов детского коллектива ведёт к повышению эффективности общественного мнения, и, наоборот, отсутствие авторитета способно свести на нет и дискредитировать его как действенный воспитательный метод.

Таким образом, хотелось бы отметить, что общественное мнение становится результативным воспитательным средством, если использование его связано с проявлением чуткости, внимания, доверия к личности, если оно побуждает и стимулирует развитие лучших черт характера, апеллирует к совести личности, к её социальным чувствам.

При глубоком анализе данной темы в философской, педагогической и методической литературе, определив факторы, при помощи которых коллектив воздействует на личность, можно точно сказать, что воспитание личности ребенка в коллективе и через коллектив - есть важнейшая задача школы. Решение данной проблемы происходит не только во время учебных занятий, но и во внеурочное время. Разработка специальных программ и занятий по ним представлена данной курсовой работой в приложении № 2.

Есть смысл некоторые внеклассные часы посвятить именно развитию и коррекции поведения личности в коллективе, влиянию коллектива на формирующуюся личность подростка, а особенно решению личных проблем и трудностей подростка в общении через коллектив и с помощью коллектива.

Вопрос об отношениях коллектива и личности – один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека он приобретает особую важность. В течении многих десятилетий вопрос о формировании личности ученика через воздействие коллектив в отечественной педагогической литературе почти не рассматривался. Считалось, что личность должна, безусловно, подчинятся коллективу. Сейчас приходиться искать новые, соответствующие духу времени решения, опираясь на глубинные философские концепции человека и опыт мировой педагогической мысли.

Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложный, не однозначный, не редко противоречивый. Он глубоко индивидуален. Школьники будущие члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями, многими другими чертами и качествами. Потому они по-разному входят в систему коллективных отношений, вызывают не одинаковую реакцию со стороны товарищей, оказывают обратное влияние на коллектив. А как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности и от коллектива, но и от воспитателя, который должен уметь управлять коллективом и направлять развитие личности.

В основе новых подходов лежит признание педагогом самоценности каждой личности в детском коллективе, понимание роли коллективных отношений и сотворчества в создании перспективы индивидуального роста и становлении субъектной позиции ребенка во взаимодействии с окружающими.

Все эти причины влияют на взаимоотношения коллектива и личности в целом. Выше перечисленные причины легли в основу курсовой работы, и составляют ее актуальность.

  1. Понятие о группах и коллективах. Детский воспитательный коллектив и его роль в формировании личности. А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский о значении коллектива в воспитании детей

Коллектив (от лат. collectivus – собирательный), социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения. Важнейшей категорий педагогики является воспитательный коллектив, который состоит из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных коллективов- воспитанников (учащихся) и воспитателей (педагогический коллектив). В 20-е годы ХХ века в отечественной теории воспитания коллектив понимался как цель воспитательных усилий педагогов (Е.А.Аркин, П.П.Блонский, Н.И.Иорданский, Н.К.Крупская). Эти идеи воплотились в практике детских учреждений С.Т.Шацкого, Н.М.Шульмана, а особенно А.С.Макаренко, который сформулировал основные принципы и методы управления коллективом. Идеи Макаренко развивали Ф.Ф.Брюховецкий, В.А.Сухомлинский и др. В середине 60-х годов детский коллектив был охарактеризован как социально-педагогическая система (А.Т.Куракин, Л.И.Новикова). В 80-е годы сформировалось представление о воспитательном коллективе как о дифференцированном единстве разнотипных коллективов детей и взрослых.

Человек в течение жизни постоянно общается с другими людьми. В результате такого взаимодействия у него весьма значительно меняется настроение, восприятие окружающей действительности. Например, мы смотрим фильм в пустом кинозале, никто нам не мешает, а фильм воспринимается хуже. Присутствие других зрителей как бы поддерживает, усиливает, углубляет наши собственные переживания. Основным микроэлементом общества многие психологи считают малую группу. Различают разные типы групп, их классифицируют по разным основаниям. Условной группой является общность людей, существующая номинально. Люди, входящие в эту группу, могут не только не встречаться, но и не знать ничего друг о друге. Реальная группа- это фактически существующая группа, общность людей, объединенная реальными отношениями. Как только несколько человек входит в постоянную группу: семья, спортивная команда и т.д. Группы, специально кем-то организованные для выполнения определенной деятельности, называют формальными, а возникшие стихийно- неформальными. Формальные группы создаются на основе официальных документов. Между членами такой группы устанавливаются деловые контакты, предусмотренные документами. Близость членов группы- симпатии, уважение, дружба- помогает в работе, отрицательные отношения- антипатия, неуважение, вражда, зависть- вредят успеху дела. Неформальная (неофициальная) группа возникает на основе симпатии, близости взглядов, убеждений, вкусов и пр. Официальные документы в этом случае не имеют значения. Когда симпатии и привязанности членов группы исчезают, группа распадается. Неформальная группа может перейти в формальную. Малая группа насчитывает до 30-40 человек.

Референтная группа выделяется по признаку отношения личности к нормам группы. Эта существующая или воображаемая группа взгляды и нормы которой служат образцом. Каждый человек имеет свою референтную группу, в которой он формирует свои идеалы, убеждения, с мнением которой он считается, чьей оценкой дорожит.

Каждая социальная общность имеет свою историю: зарождается, проходит определенные этапы развития достигает высшего развития и иногда прекращает существование. Это относится и к формальным группам, и к неформальным. Начало формирования группы – ассоциация- объединение людей на основе временного и пространственного признаков. Здесь еще нет общей цели, не налажены контакты деловые и личные. Но эти контакты постепенно устанавливаются. И тогда ассоциация в качественно иную и более сложную группу – группу – кооперацию (корпорация) – замкнутое в самом себе объединение людей. Здесь уже есть единство цели и единство деятельности по ее достижению. В такой группе нет высокого уровня психологической коммуникации. Высшей формой развития социальной общности людей является коллектив. Всякий коллектив представляет собой малую группу, но не всякая группа может быть признана коллективом. Чтобы стать коллективом, группе надо пройти непростой путь развития от «группы ассоциации» (или «диффузной группы»)до группы- коллектива, а воспитание коллектива представляет собой управление этим процессом.

Группа коллектив занимают существеннейшее место в процессе развития личности. Человек становится личностью в обществе других людей, он не может жить без общества себе подобных. Личностью человек не рождается, а становится. Не случайно Л. Н. Толстой писал что «человек не мыслим без общества». В эмоциональных контактах с другими людьми у человека вырабатывается ощущение собственного достоинства, чувство защищенности, формируется уважение к людям понимание их желаний, мыслей, чувств. Детский коллектив складывается и развивается в процессе совместной деятельности и общения своих членов, между которыми возникают система межличностных, деловых и эмоционально – психологических отношений. Эти отношения образуют своеобразное поле коллектива, проявляющееся в общественном мнении, ценностных ориентациях нравственных принципах, психологическом климате. Дети занимают в коллективе определенное место в зависимости от своих природных данных, уровня развития и социального опыта. В коллективе образуются неформальные группы в соответствии с интересом воспитанников. В результате взаимодействия ребенка с коллективом происходят взаимосвязанные процессы: идентификация, самоотождествление с коллективом и обособлений его в коллектив. Существует большое число классификаций коллективов. Взаимоотношения коллектива и личности сложные. С одной стороны, коллектив, безусловно влияет на личность, он в состоянии не только формировать, но и перестраивать, перевоспитывать ее. С другой стороны, личность влияет на коллектив: каждый человек привносит в коллектив свой ум, эмоциональность, характер, способности. Коллектив создается не ради коллектива, его значение в том, что он дает возможность личности реализовать свою индивидуальность и творческий потенциал в совместной деятельности с другими членами коллектива, направленной на достижение цели, значимой как для личности, так для коллектива и общества в целом. Выделяют коллективы: длительно – существующее, временные, ситуативные (кратковременные); учебно-познавательные, трудовые и клубные.

Проблема детского коллектива – это проблема управления им как инструментом воспитания. Управление коллективом представляет собой совокупность трех взаимосвязанных процессов: педагогического руководства, самоуправления и саморегуляции. Коллектив школьников является частью общества. Детские коллективы живут интересами общества, свою учебную и трудовую деятельность учащиеся неразрывно связывают с задачами общества. Утверждение ведущей роли коллектива в формировании личности стало одним из главных отличий социалистической системы воспитания от зарубежных систем. То, что отечественная школа первой в мире отказалась от ориентации на личность, поставив в центр воспитательной деятельности коллектив, объявлялось большим преимуществом и крупным шагом вперед в развитии теории и практики воспитания. Новые цели потребовали теоретического осмысления, разработки больших и малых проблем. На их решение направил свои усилия А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, многие другие видные педагогики.

Широкомасштабная воспитательная деятельность дала незначительные плоды, благородные замыслы не осуществились. За многие десятилетия коллективистского воспитания наша школа мало продвинулась в формировании человека нового типа. Попытки переделать индивидуальную природу человека оказались прямолинейными и упрощенными. Отсюда выводы: нельзя доводить дело воспитания до абсурда, культивируя коллективизм и ущемляя при этом развитие индивидуальности (как ошибочно ориентироваться лишь на индивидуализм в ущерб коллективистским качествам личности). Гармония личного и коллективного в наибольшей степени соответствует зрелым представлениям о воспитании.

А. С. Макаренко рассматривал детский коллектив не просто как механическое объединение личностей, а как сложное социальное образование, как живой социальный организм. Особое внимание А. С. Макаренко уделял становлению и развитию коллектива, организации опыта коллективной жизни, формированию радостного самочувствия личности в коллективе, рассматривал детский коллектив как полноправное явление общественной жизни. А. С. Макаренко подчеркивал, что педагоги должны направлять свои усилия на органическое слияние личных и общественных целей. Личная цель не должна затеряться среди коллективных целей деятельности. Он утверждал, что коллективное воспитание создает благоприятные условия для проявления каждой личности своей индивидуальности, своих сил и возможностей. В каждой личности коллектив должен воспитать самое главное – общественную направленность. Большое внимание А. С. Макаренко уделял первичному коллективу, развитию дружеских связей в нем. Предостерегал педагогов от опасности замыкания первичного коллектива в своих рамках.

В своей практической деятельности А. С. Макаренко уделял серьезное внимание созданию актива. Для воспитания актива он организовывал различные виды деятельности в коллективе, использовал определенную систему органов самоуправления. А. С. Макаренко стремился, чтобы каждый воспитанник осознавал свой долг перед коллективом, чтобы он в каждую минуту жизни был готов выполнять свой долг, не ожидая распоряжения, чтобы обладал инициативой и творческой деятельностью.

Большое значение для воспитания подрастающего поколения имеет учение А. С. Макаренко о системе перспективных линий. Коллектив всегда должен жить ожиданием завтрашней радости. Если коллектив достиг определенной цели, а новых устремлений на будущее нет, то такой коллектив останавливается в своем развитии. В коллективе обязательно должны быть определены его перспективные пути, это, по определению А. С. Макаренко, является законом движения коллектива.

Большое внимание развитию отношений детей в коллективе уделял В. А. Сухомлинский. Он постоянно подчеркивал, что в детях надо воспитывать через взаимоотношения в коллективе одно из высочайших чувств – чувство благодарности. В. А. Сухомлинский считал, что воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом человеке, что вносит каждая личность в коллектив. Кроме того, он указывал, что коллектив становится воспитывающим, если у него есть одухотворенная идей совместная деятельность. Духовная жизнь коллектива очень важна и зависит, по мнению В. А. Сухомлинского от индивидуального духовного богатства каждого члена. Каждый воспитанник вносит свой индивидуальный вклад в духовную жизнь коллектива. Таким образом, В. А. Сухомлинский показывает не только влияние коллектива, но и влияние личности на коллектив.

В. А. Сухомлинский в своей практической деятельности раскрывает роль традиций и системы перспективных линий в создании коллектива. Заслугой В. А. Сухомлинского является учение о постепенном переходе от трудовой деятельности для первичного и общешкольного коллектива к труду на благо всего общества. При этом труд, подчеркивал он, должен доставлять радость детям, воспитывать у них гуманистические устремления. Обращаясь к учителям, В. А. Сухомлинский говорил, что, воспитывая коллектив, надо уметь видеть в нем каждого ребенка и заботливо его воспитывать.

Теоретическое наследие А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и современных педагогов убедительно показывает, что вне коллектива не может формироваться поколение всесторонне развитых людей.

2. Взаимоотношения школьников в группах

Человек в группе, в коллективе вступает в отношения двоякого рода деловые (официальные) и личные (неофициальные). Деловые и личные отношения составляют систему межличностных отношений. Взаимоотношения между людьми на работе (учебе) подчинены двум видам правил: нормам юридическим (формальным) и нормам моральным (неформальным). Существует несколько типов межличностных отношений:

  1. Тип межличностных отношений – соотношение демократизма и авторитарности.
  2. Степень личной независимости каждого члена коллектива.
  3. Взаимопомощь и доброжелательность в отношениях.
  4. Степень терпимости к различным точкам зрения.
  5. Справедливость и гибкость реально применяемой школы поощрения и порицания.
  6. Создание справедливости и оценки нашего вклада.
  7. Умение руководителя выявлять, развивать и использовать индивидуальные способности каждого человека.

Взаимоотношения людей в группах в значительной степени зависят от того, как они воспринимают друг друга. Учеными выделены некоторые типичные искажения представлений о другом человеке, которые они назвали психологическими эффектами. Они могут влиять на ход общения. Рассмотрим некоторые из них. «Эффект ореола» - влияние общего впечатления о другом человеке на восприятие и оценку частных свойств по личности. Первые впечатления создают определенный ореол – положительную или отрицательную установку на человека. В дальнейшем происходит подстраивание новой информации об этом человеке к первоначальной: то, что противоречит первой информации, может отсеиваться как малозначительное или вовсе не замечаться, а то, что с ним согласуется, - приобретать безусловную достоверность и тем самым подкреплять первое впечатление. У учителя не редко проявляется подобная установка по отношению к ученику: «хорошему» ученику нередко за посредственный ответ ставиться «4», а «плохому» ученику за отличный и хороший ответ «3». Под влиянием «эффекта ореола» учитель может проглядеть рождающееся желание начать учиться и хорошо себя вести, а значит, не сможет ему вовремя помочь. А ребенку самому справиться с собой трудно, и он может снова совершить какой-нибудь проступок, подтвердив тем самым «правоту» отношения к нему учителя и окружающих.

«Эффект бумеранга». Информация, которая человеку не приятна или передается тем, кто неприятен, может не только не переубедить его, а напротив, еще больше укрепить его в «заблуждении».

«Эффект края» (на него обратил внимание немецкий ученый Эбингауз) – ряд последовательно предоставляемой информации, когда крайние звенья – первая и последняя информация – запоминаются лучше и оказываются значительнее той, что находилась в середине.

«Эффект снисходительности» - щедрая, иногда излишняя благожелательность при восприятии и оценивании другого человека. Этот эффект чаще всего наблюдается у тех, кто получает постоянную эмоциональную поддержку со стороны других людей, кто внутренне уверен в себе.

«Эффект контраста» - склонность подчеркивать у других противоположные себе черты. Застенчивым людям все остальные кажутся более раскованными и легкими в общении, чем это есть на самом деле.

Таким образом, восприятие другого человека всегда связано с эмоциональным переживаниями складывающихся взаимоотношений. Каждый участник первичной группы оценивает других и оценивается ими. Поэтому отношения между членами коллектива не одинаковы: может возникнуть обоюдная или односторонняя привязанность или не приязнь, а также равнодушие. Все это определяет положение члена коллектива в системе межличностных отношений.

Положение человека, особенно человека школьного возраста в коллективе влияет на его поведение, психологическое благополучие, развитие нравственных, интеллектуальных, волевых качеств.

3. Стадии развития коллектива

Виднейшим представителем отечественной педагогики разрабатывавшим теорию коллектива, был А. С. Макаренко. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти, определил принципы развития коллектива (гласности, перспективных линий, параллельного действия); вычленил этапы (стадии) развития коллектива.

Чтобы стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований. На этом пути А. С. Макаренко выделяет несколько стадий:

Первая стадия – становление коллектива (стадия для первоначального сплочения). В это время коллектив выступает прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу превратить в коллектив, т. е. такую социально- психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, ее целям, задачам, ценностям. Организатор коллектива – педагог, от него исходят все требования. Они должны быть четкими, ясными, предъявляться последовательно, доброжелательно. В коллективе создается атмосфера взаимопонимания и радости в достижении пока еще небольших целей совместной деятельности. Именно на этой стадии развития коллектива, стадии самоутверждения, первоначального сплочения, появляются противоречия между интересами отдельной личности и общими интересами коллектива. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, общей деятельности, общей организации.

Вторая стадия развития коллектива наступает тогда, когда в классе созданы органы коллектива и коллектив переходит к самоуправлению. Принципиальная особенность этой стадии развития коллектива заключается в том, что вместе с учителем организаторские функции в коллективе выполняют постоянные органы коллектива. Для младших классов эта стадия развития не характеризуется полной самостоятельностью в выполнении организаторских функций. Органы коллектива осуществляют руководство при непосредственном контроле и помощи со стороны учителя. Но уже младшие школьники могут организовать и выполнить самостоятельно. Самая активная часть коллектива поддерживает указания и требования учителя, предъявляет эти требования к своим товарищам. На второй стадии школьники учатся разнообразным способам самоуправления. Учитель проводит учебу актива, которая связана с реальными делами, воспитывает у активистов интерес к предстоящей деятельности. Коллектив на этой стадии развития укрепляется за счет совершенствования деятельности органов самоуправления. На этом этапе формирования коллектива усложняется его деятельность. Ценность этого этапа состоит в том, что все лучшие начинания, творческие и трудовые дела не только осуществляются, при поддержке актива, но поддерживаются самой активной частью коллектива. Между учащимися устанавливаются коллективистические отношения, а у основной части школьников формируются устойчивые интересы к коллективной деятельности. Учитель направляет деятельность актива, помогает ему установить дружеские контакты со всеми учащимися класса, учит тактично предъявлять требования товарищам. На второй стадии развития коллектива учитель при поддержке актива совершенствует систему складывающихся отношений, корректирует отношения между формальной и неформальной структурами коллектива.

Третью стадию формирования и развития коллектива принято в педагогике называть периодом расцвета коллектива. На этой стадии развития коллектива все его члены добровольно участвуют во всех видах деятельности, все являются активистами. В коллективе учащихся возникают общие оценки, имеется общественное мнение, которое отражает взгляды и требования большинства членов коллектива. Благодаря общественному мнению коллектив, ориентируясь на моральные требования нашего общества, предъявляет требования к отдельным личностям. Такой коллектив знает каждого школьника, его интересы и стремления. На третьей стадии развития коллектива изменяются и мотивы деятельности. На этом создаются условия для подлинного развития каждой индивидуальности, каждого ребенка. Позиция воспитателя на данной стадии развития коллектива заключается в инструментовке отношений в коллективе, в изучении жизненной позиции каждого школьника.

Воздействие педагогов на коллектив и на отдельных учащихся всегда тесно связано с воспитательной деятельностью самого коллектива. Педагогические требования к учащимся предъявляются ими через актив, или через весь коллектив. А. С. Макаренко такое педагогическое воздействие назвал, «педагогикой параллельного действия». Такое параллельное воздействие на первой стадии развития коллектива использовать еще трудно. На второй стадии развития коллектива «педагогика параллельного действия» осуществляется через актив. На третьей стадии развития коллектива педагог воздействует на учащихся через коллектив. Процесс развития коллектива очень сложен, и в реальной жизни чаще всего нельзя увидеть резких границ между стадиями его развития.

4. Педагогическое руководство коллективом

Коллектив непрерывно меняется, потому что непрерывно меняются люди, его образующие. Изменяется и характер влияния коллектива на личность. Процесс развития коллектива отнюдь не стихийный, а педагогически управляемый. Эффективность управления зависит от того, в какой мере исследованы закономерности его развития, насколько правильно воспитатель диагностирует ситуацию и выбирает средства педагогического воздействия.

Управлять ученическим коллективом – это значит управлять процессом его функционирования, использовать коллектив в качестве инструмента воспитания школьников с учетом той стадии развития, на которой он находится. Управление будет тем эффективней, чем полнее учитываются особенности коллектива и его возможности самоуправления. Управление ученическим коллективом как два взаимных и взаимообусловленных процесса:

  1. сбора информации об ученическом коллективе и входящих в него школьников,
  2. организацией адекватных его состоянию воздействий, имеющих целью совершенствовать сам коллектив и оптимизировать влияние его на личность каждого отдельного ученика.

Оптимизация управления ученическим коллективом связана с вычленением параметров и разработкой критериев, характеризующих уровень развития коллектива и положение школьника в системе коллективных отношений; разработка методик изучения коллектива, форм и методов использования полученной информации. Такая интеграция достигается следующим образом:

  1. использование комплекса педагогических воздействий на коллектив;
  2. постоянной и многосторонней заботы членов коллектива друг о друге в повседневной жизни;
  3. создание таких ситуаций в жизни коллектива, которые способствуют его положительному воздействию на отдельных членов;
  4. расширение функций ученического самоуправления;
  5. объединение усилий всех тех, кто участвует в работе с коллективом.

В практике педагогического управления коллективом школьников необходимо соблюдать следующие важные правила:

  1. разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением учеников к самостоятельности. Не подавлять, а умело направлять активность ребят, сотрудничать с ними. Строго дозировать педагогическое воздействие, внимательно следя за ответной реакцией школьников. Необходимо добиваться, чтобы цели, задачи, которые нужно решить, ставили сами ребята. Выбирать посильные цели, видимые и понятные каждому члену коллектива.
  2. Коллектив - динамическая система, он постоянно изменяется, развивается, крепнет. Также и педагог должен менять тактику управления, развивать демократию, самоуправление, общественное мнение и на высших стадиях развития коллектива вступает в сотрудничества с воспитанниками.
  3. Высокой эффективности коллективного воспитания классный руководитель добивается лишь тогда, когда он опирается на коллектив учителей, работающих в этом классе, включает коллектив класса в общешкольную деятельность и сотрудничество с другими коллективами, держит постоянную и тесную связь с семьей. Организация и координация воспитательных влияний – важнейшая обязанность классного руководителя.
  4. Формализм – злейший враг воспитания. Перестройка управления коллективом заключается не только в пересмотре целей и содержания коллективистского воспитания, которые обретают личностную направленность, но также и в смене объекта педагогического управления. Им становится требующая квалифицированной педагогической помощи развивающаяся личность.
  5. Показатель правильного руководства – наличие в коллективе общего мнения по важнейшим вопросам жизни класса. Коллектив усиливает и ускоряет формирование личных качеств: пережить все ситуации каждый воспитанник не может, опыт товарища, коллективное мнение должны убедить его и выработать необходимую линию общественного поведения.
  6. Демократизация воспитания не означает упразднение контроля за выполнением членов коллектива своих обязанностей. Существует вертикально – горизонтальная структура контроля и коррекции – система контроля направляется на все более высокий уровень развития коллектива и каждого ученика (по вертикали), а конкретно осуществляют контроль и самоконтроль в первичном коллективе (по горизонтали).
  7. Межличностные отношения в коллективе имеют многоуровневую систему. Первый уровень межличностных отношений непосредственной зависимости. Второй уровень образует совокупность межличностных отношений опосредованных содержанием коллективной деятельности и ценностями коллектива. Третий уровень образует систему связей, выражающих отношение к предмету коллективной деятельности. Воспитатель должен так организовать коллективные взаимодействия, при котором персональные, партнерские, мотивационные отношения между членами коллектива сливаются в процесс дружеского единения, общения, сотрудничества. Добиться этого очень не просто: избирательное отношение членов коллектива друг к другу будет существовать всегда. Мудрый воспитатель будет учить, терпеливо относится к недостаткам других, прощать не разумные действия, нанесенные обиды.
  8. Одна из причин не благоприятного положения учеников в системе коллективных отношений – неадекватность выполняемых ими ролей реальным возможностям. Если постоянные или временные поручения не способствуют их интересам или возможностям, то они выполняются формально либо совсем не выполняются, потому что дети выпадают из коллективных отношений – нужно учитывать интересы школьников.
  9. Благоприятное или не благоприятное положение в коллективе школьники занимают уже в первоначальный период своего пребывания в коллективе, и в дальнейшем оно оказывается для большинства стабильным. Необходимо контролировать факторы, влияющие на положение ученика в системе стихийно складывающихся внутри коллективных отношений.
  10. Положение ученика в коллективе зависит также от норм и стандартов, принятых в коллективе отношений, коллективных ценностных ориентаций.
  11. На положение школьника весьма ощутимо влияет изменение характера деятельности в коллективе. Вдумчивый классный руководитель постоянно заботиться об изменении характера и видов коллективной деятельности, позволяющей вводить школьников в новые отношения.

5. Модели взаимоотношения коллектива и личности

Положение личности в системе коллективных отношений самым существенным образом зависит от ее индивидуального, социального опыта. Именно опыт определяет характер ее суждений, систему ценностных ориентаций, линию поведения. Он может соответствовать, а может и не соответствовать суждениям и ценностям и традициям поведения, сложившимся в коллективе. Там где это соответствие налицо, включение личности в систему сложившихся отношений значительно облегчается. В тех же случаях, когда у школьника опыт иной (уже, беднее или, наоборот, богаче, чем опыт социальной жизни коллектива), ему труднее устанавливать взаимоотношения со сверстниками. Особенно сложно оказывается его положение, когда индивидуальный социальный опыт противоречит ценностям, принятым в данном коллективе. Столкновение противоположных линий поведения, взглядов на жизнь здесь просто неизбежно и приводит, как правило, к различным, не всегда предсказуемым результатам. Научными исследованиями выделены (таблицы) три наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом:

  1. личность подчиняется коллективу (конформизм);
  2. личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония);
  3. личность подчиняет себе коллектив (нонкорфомизм)

В каждой из этих общих моделей выделяется множество линий взаимоотношений, как например: коллектив отвергает личность; личность отвергает коллектив; сосуществование по принципу невмешательства и т.д.

Личность и коллектив

Личность

подчиняется коллективу

Гармонизация отношений

Личность подчиняет коллектив

Принимает вынужденно, под давлением, бунтует

Двойная система ценностей

Неформальное лидерство

Принимает ценности

Принимает на словах

Полное единство

Добровольный конформизм

Нон-кон-фор-мизм

Предписанные роли

Согласно первой модели личность может подчиняться требованиям коллектива естественно и добровольно, может уступать коллективу как внешней превосходящей силе, а может пытаться и дальше сохранять свою независимость и индивидуальность, подчиняясь коллективу лишь внешне, формально. Если очевидно стремление войти в коллектив, личность склоняется к ценностям коллектива, принимает их. Коллектив «поглощает» личность, подчиняет ее нормам, ценностям и традициям своей жизни. По второй линии поведения возможны различные пути развития событий:

  1. личность внешне подчиняется требованиям коллектива, сохраняя внутреннюю независимость;
  2. личность открыто «бунтует», сопротивляется, конфликтует.

Мотивы приспособления личности к коллективу, его нормам и ценностям разнообразны. Наиболее распространенный, бытующий в наших школах коллективах мотив – стремление избежать лишних и не нужных осложнений, неприятностей, боязнь испортить «характеристику». В этом случае школьник только внешне воспринимает нормы и ценности коллектива, высказывает те суждения, которые от него ждут, ведет себя в различных ситуациях так, как это принято в коллективе. Однако вне школьного коллектива он и рассуждает, и думает иначе, ориентируясь на ранее сложившийся у него социальный опыт. Такое состояние может быть временным, переходным, а может оставаться постоянным. Последнее наблюдается тогда, когда сложившийся раннее социальный опыт личности, неадекватный опыту коллектива, получает подкрепление со стороны других коллективов (семьи, дворовой компании и т.д.).

Открытый «бунт» против коллектива – явление в наших школах редкое. Ребята «бунтуют» изредка и то по не принципиальным вопросам. Коллектив, сломавший личность, выступает по отношению к ней в роли жандарма – это противоречит гуманному подходу к воспитанию, и педагогам есть над, чем подумать, разрабатывая новые пути совершенствования отношений личности с коллективом.

Идеал взаимоотношений – гармонизация личности коллектива. По некоторым оценкам комфортными условиями своей жизни в коллективе считает менее 5% опрошенных школьников. Углубленное изучение этих ребят показало, что они наделены редкими природными коллективистскими качествами, а потому способны уживаться в любом коллективе, приобрели положительный социальный опыт человеческого общежития и к тому же оказались в хороших сформированных коллективах. В этом случае между личностью и коллективом никаких противоречий нет. Каждый член коллектива заинтересован в существовании дружного длительного объединения. Типичная модель отношений личности и коллектива, характерная для недавней нашей школы, - сосуществование. Личность и коллектив сосуществуют, соблюдая формальные отношения, называясь при этом коллективом, но не будучи им по сути. В большинстве случаев в коллективе устанавливается двойная система ценностей, двойное поле морального напряжения, когда в рамках организованной при участии педагогов деятельности между школьниками устанавливаются позитивные отношения, а при не организованном общении они остаются отрицательными. Это связано с тем, что ребята не могут проявить в коллективе свою индивидуальность, а вынуждены играть навязанные роли. Там, где удается расширить диапазон ролей, школьники находят удовлетворяющие их позиции в коллективе и их положение в системе отношений становятся более благоприятными.

Третья модель взаимоотношений личности с коллективом, когда личность подчиняет себе коллектив, встречается не часто. Все же, учитывая деятельность так называемых не формальных лидеров, а следовательно, и наличие двойных, а нередко и тройных систем ценностей и отношений, эту модель нельзя игнорировать. Яркая личность, ее индивидуальный опыт могут в силу тех или иных причин оказаться привлекательными в глазах членов коллектива. Эта привлекательность чаще всего обусловлена личностными качествами, необычностью суждений или поступков, оригинальностью статуса или позиции. В таком случае социальный опыт коллектива может измениться. Этот процесс может иметь двойственный характер и приводить как к обогащению социального опыта коллектива, так и к обеднению его, если новый кумир становится не формальным лидером, и ориентирует коллектив на более низкую систему ценностей, чем та которой коллектив уже достиг.

Психологи и педагоги отмечают распространенную позицию членов школьных коллективов, при которой индивидуализм проявляется в скрытой завуалированной форме. Есть немало школьников, весьма охотно берущихся за предложенную работу, особенно ответственную блеснуть, быть у всех на виду, показать свое превосходство над другими и нередко за счет других – частый мотив их усердия. Их не печалит плохое состояние дел в коллективе, иногда даже радует общие неудачи класса т.к. на этом фоне ярче блестят их собственные достижения. Разумеется, рассмотренными моделями не исчерпывается все огромное многообразие отношений личности и коллектива, к анализу которого в каждом конкретном случае надо подходить во всеоружии знания психологических механизмов мотивации деятельности и поведения личности, а так же закономерностей социальной педагогики и психологии.

Заключение

Каждый человек с большей или меньшей энергией стремиться к самоутверждению, в коллективе, к тому, чтобы занять в нем благоприятное для себя положение. Но далеко не всем это удается – мешают субъективные причины. Не каждому в силу своих природных возможностей удается добиться возможных успехов, преодолеть застенчивость, критически осмыслить расхождения в ценностных ориентациях с коллективом. Особенно трудно младшим школьникам, у которых еще недостаточно развиты самосознание и самооценка, умение правильно оценить отношение к себе коллектива, товарищей, найти то место в коллективе, которое, соответствуя возможностям, делало бы их в глазах товарищей людьми интересными, заслуживающими внимание. Помимо субъективных, есть и объективные причины: однообразие деятельности и узкий диапазон тех социальных ролей, которые школьник может играть в коллективе; бедность содержания и однообразие организационных форм общения между членами коллектива, недостаток у них культуры восприятия друг друга, неумение видеть в товарище то интересное, что заслуживает внимания. Разумеется, само по себе пребывание в коллективе еще не гарантирует формирование у ребенка социально-ценностных качеств. Все зависит от того, каковы культурные основы, на которых строятся коллективные отношения, насколько полно и разносторонне ребенок может реализовать в коллективе свои способности и стремления. Общение детей в коллективе активизирует их социальное созревание. В коллективе проявляется процесс взаимного обогащения, развития его участников. Каждый член коллектива, с одной стороны привносит в коллектив свой индивидуальный опыт, способности, интересы, с другой стороны, активно впитывает в себя то новое, что несут другие. В результате происходит расширение внутреннего мира каждого ребенка посредством приобщения к тому, что составляет проявление внутреннего мира других членов коллектива.

Инициатива, творческая позиция личности, нарастание самостоятельности и самоуправления детей, ценностное содержание их совместной деятельности являются индикаторами воспитательного потенциала детского коллектива.

Литератур а

1. Бабаева,Т.И. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, Н.Ф.Голованова, М.В.Зверева, И.Б.Котова, А.И.Колодин, А.И.Парамонов, В.В.Репкин, С.А.Смирнов, Р.Б.Стеркина, Н.И.Шерехова, Е.Н.Шиянов,Е.Г.Юдина.-М.1998-510с.

2. Бабанский, Ю. К. Педагогика/ В.А.Сластенин, Н.А.Сорокин, Т.Н.Мальковская,Е.П.Белозерцев,В.А.Поляков,Д.М.Гришин.-М.1988-480с.

3. Баранов, С. П. Педагогика/ С. П. Баранов,Л.Р.Болотина,В.А.Сластенин. – М. 1987. – 368с.

4. Гордин, Л. Ю. Организация классного коллектива/ Л. Ю. Гордин. – М. 1984.-175с.

5. Дубровина, И. В. Психология/ И. В. Дубровина. – М. 2001 – 462с.

6. Педагогическая энциклопедия слов/ Гл. ред. БИМ – БАД. - М. 2002-528с.

7. Подласый, И. П. Педагогика/ И. П. Подласый. – М. 1996 – 630с.

8. Сухомлинский, В. А. О воспитании/ В. А. Сухомлинский – М. 1982.-270с.


Существуют 4 наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и группой:

1. Личность и группа находятся в оптимальных отношениях – гармония. Между группой и личностью нет никаких противоречий. Личность чувствует себя в группе комфортно.

2. Личность и группа существуют, соблюдая формальные отношения, называясь при этом коллективом, но не являясь им по существу – сосуществование.

3. Личность подчиняется группе – конформизм. Человек может подчиняться требованиям группы естественно и добровольно, может уступать группе как внешней превосходящей силе, а может подчиняться лишь внешне, формально, при внутреннем несогласии с мнением, ценностями, нормами группы. Этот тип отношений возникает в ситуациях, когда личность стремится быть принятой в группе или не хочет конфликтов и осложнений.

4. Личность сопротивляется давлению группы или стремится подчинить ее себе – нонконформизм. Это проявляется в открытом бунте сопротивлении, конфликте либо в сохранении и демонстрации независимой позиции, взгляда, оценки. Стремление личности подчинить себе коллектив встречается не часто. Обычно свойственно сильным личностям, со своеобразными взглядами, суждениями и поступками, характеризующимися определенными лидерскими тенденциями. Если личность оказывается привлекательной для группы, то она может стать неформальным лидером.

Положение личности в группе.

Социально-психологическая (неформальная) структура группы выступает в виде различных психотипов личностей. Уникальность структуры каждой группы зависит от коммуникации составляющих ее индивидуальностей. Рассмотрим некоторые особенности личности:

Нам большее практическое значение имеет деление по темпераменту, под которым понимается определенное соотношение степени эмоциональной стабильности и ориентации либо на самого себя, либо - во внешний мир. Здесь важно учитывать:

1) принадлежность к тому или иному типу определяется генетической предрасположенностью:

2) "чистых" психотипов фактически не существует;

3) существует прямая связь между темпераментом и деловыми качествами конкретного индивида.

Начнем с холерика . У него нет устойчивых психических реакций, он неусидчив, суетлив, нетороплив, для него характерны резкость и прямолинейность, он упрям, находчив в споре, прямолинеен, зато не обидчив и не злопамятен. Отсюда следует, что он склонен к конфликтам, не умеет слушать других людей, склонен к риску, плохо работает с неодушевленными предметами, т.е. не годится для рутинной работы и требующих терпения длительных деловых переговоров. Его возможности в качестве начальника ограничены, желателен заместитель - флегматик.

Сангвиник обладает иным набором личностных качеств: начинает дело с увлечением, но редко доводит его до конца, неустойчив в симпатиях и антипатиях, быстр в принятии решений, легко приспосабливается к изменяющейся ситуации. Он контактен и легок в общении, умеет слушать других людей. Его ориентация на одушевленные предметы не позволяет ему кропотливо работать с деловыми документами. Сангвиник идеально подходит для работы с людьми, в том числе и как руководитель.

Главное качество флегматика - ориентация на неодушевленные предметы. Он спокоен и хладнокровен, последователен и обстоятелен в делах, терпелив, устойчив в симпатиях и антипатиях, равнодушен к похвале. При этом важно помнить, что его реакция на изменяющуюся ситуацию запаздывает, ему трудно установить обратную эмоциональную связь и, следовательно, общаться, вести деловой диалог. Собеседник интересен ему только в том случае, если он заинтересован в нем. Зато флегматик незаменим при работе с документацией.

"Недоразумение природы" - так некоторые называют меланхолика. Его главная черта - обостренная чувствительность к окружающему миру. Это прекрасное качество, например, для художника, но отрицательно сказывается на деловом общении. Меланхолик стеснителен и застенчив, мнителен, обидчив, не верит в свои силы, склонен к подозрительности. Наряду с этими качествами общение с другими людьми затрудняют скрытность, стремление замкнуться в себе; склонность к образному, а не понятийному мышлению затрудняет анализ деловой ситуации.

Другой критерий классификации типов личности - социально-психологические качества : социальные установки, стереотипы мышления, ценностные ориентации. Этот подход характерен для Мертона (конформистский и девиантный типы), Фромма (накопительский и эксплуататорский) и т.д. Особого внимания заслуживает классификация основателя социометрии американского ученого Я. Л. Морено, исследовавшего неформальные отношения в группе с точки зрения распределения симпатий и антипатий.

Каждый человек занимает в системе межличностных отношений место, которое называют социометрическим статусом. Статус человека в группе можно измерить с помощью методики социометрии, которая на основании выборов, сделанных членами группы, позволяет отнести человека к одному из статусов: «звезды», «предпочитаемые», «принятые», «изолированные», «отверженные». От социометрического статуса зависит степень влияния личности на других, неформальные права и обязанности в группе, значимость ее мнения. Статус человека в группе относительно устойчив и изменить его непросто.

В. М. Шепель предложил типологию рядовых членов трудового коллектива. В соответствии с ней «коллективисты» тяготеют к коллективным действиям, поддерживают общественные начинания, живут заботами коллектива, активно взаимодействуют со своими коллегами. «Индивидуалисты» тяготеют к индивидуальной работе и относительно индифферентны к делам своего коллектива. «Претензионисты», как правило; активно участвуют в общих мероприятиях, самостоятельны и настойчивы в достижении целей, но обладают повышенным тщеславием, претендуют на лидерство, при недостаточной, по их мнению, оценке своих действий становятся в позу недовольных, увлекаются критикой более удачливых товарищей и руководства. «Конформисты» часто несамостоятельны в оценках проблем коллективной деятельности, ориентируются на отношение к этим проблемам руководителей, лидеров и большинства, быстро приспосабливаются к имеющимся условиям. «Пассивные» часто стремятся активно участвовать в общеколлективных делах, но им не хватает последовательности и силы воли, поэтому все ограничивается хорошими порывами и в коллективе они занимают выжидательную позицию, равнодушны как к успехам, так и неудачам коллектива. «Изолированные» своими действиями или высказываниями отталкивают от себя большинство товарищей, что приводит к их обособленному положению в коллективе. Очевидно, что по критерию «целенаправленная активность - пассивное функциональное приспособление» указанные типы можно расположить в следующей последовательности: «индивидуалисты», «изолированные», «претензионисты», «коллективисты», «конформисты», «пассивные».

Неформальный лидер в группе.

Понятие лидерства относится к психологическим характеристикам межличностных отношений, возникающих по «вертикали» как отношения доминирования и подчинения.

Лидер является элементом неформальной структуры группы. Прежде всего именно по совпадению или несовпадению лидера и формального руководителя судят о согласованности формальной и неформальной структуры группы. В общем случае считается, что такое совпадение повышает сплоченность и эффективность группы.

Неформальные лидеры имеют не меньшее влияние в коллективах, чем руководители, хотя используют при этом свои личностные, индивидуальные качества и делают ставку на людей, их взаимоотношения. Для рабочей группы характерна постоянная смена лидеров в зависимости от смены деятельности, ситуаций и др.

В трудовом коллективе может быть несколько типов лидеров: деловой лидер (тот, кто лучше других представляет себе суть дела и имеет опыт в решении основных задач, стоящих перед группой); эмоциональный лидер (обладающий наибольшей притягательностью, аттракцией); может быть и ситуативный лидер (который лучше всех понимает сложившуюся ситуацию и знает, как поступить).

Поэтому в зависимости от специфики ситуации эффективными лидерами становятся разные члены группы. В качестве примера такого подхода можно привести модель программно-целевой группы, разработанную М. Белбиным. Действия по управлению социальным объектом подготавливаются не единолично, а командой, состоящей из:

А. «Доводчика», педантичного, взыскательного, любящего порядок и одержимого правильностью происходящего.

Б. «Оформителя решений», объединяющего цели, идеи и практические соображения в один реальный проект.

В. «Советчика (судьи)», занимающегося взвешенным анализом концепций, не позволяющего коллективу увлечься неразумным планом и выполняющего роль критика, а не творца.

Г. «Новичка со свежим взглядом», поставляющего группе оригинальные идеи, мысли, предложения. Он привносит с собой радикальный подход к решению проблем и самое развитое воображение.

Д. «Души группы», симпатичного, приятного в общении, популярного, избегающего конфликтов, успокающего других и осуществляющего коммуникации.

Е. «Председателя», слушающего, обобщающего, формирующего решение и комбинирующего человеческие ресурсы группы, имеющего упорядоченный подход к делу и к людям, основанный на самодисциплине.

Ж, «Разведчика ресурсов», быстро узнающего обо всем новом, легко разрешающего возникающие трудности, раскованного, общительного, вызывающего к себе расположение,

3. «Практика-организатора», придающего планам реальную, выполнимую форму, стремящегося к достижению целей

Влияние группы на личность.

Влияние группы на личность может быть как положительным, так и отрицательным.

Положительное влияние проявляется в том, что:

1. группа является для личности источником идей, ценностей, социальных норм поведения и деятельности;

2. группа может оказывать воспитательное, корректирующее влияние на личность;

3. группа как образец поведения;

4. группа оказывает стимулирующее, мотивирующее воздействие на личность, «вдохновляя» ее на постановку новых целей, на повышение уровня притязаний;

5. группа как среда для самореализации;

6. группа как источник положительных эмоций.

Отрицательное влияние группы проявляется в деиндивидуализации, обезличивании человека. Р.С. Немов (1994г.) предлагает следующую схему возможных причин и следствий деиндивидуализации.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ



ОБЕЗЛИЧИВАНИЕ

Конформное поведение личности в группе.

Целостность группы выражается в единстве мыслей, чувств и действий, которое достигается за счет сближения целей деятельности, ценностей, стилей поведения и деятельности. Происходит уподобление членов одной группы друг другу, что осуществляется за счет взаимовлияния. Одной из форм влияния является давление группы на отдельную личность, которая проявляется в конформном поведении личности.

Выделяют 2 типа ситуаций группового давления:

Нормативное (индивид следует за установившимися групповыми нормами);

Информационное (индивид следует за мнением группы, так как не обладает достоверной информацией)

Н.Н. Обозов выделил факторы, определяющие меру податливости членов группы:

I Внутригрупповые факторы конформного поведения:

1. Количество членов группы, оказывающих максимальное давление на индивида, должно равняться трем. Уменьшение числа подставных лиц снижает степень влияния, а увеличение до 4, 8 и 16 не дает какого-либо значительного изменения.

2. Влияние группы зависит от положения индивида в этой группе Наименьшую конформность, независимо от ситуации, показали лица «со слабой зависимостью от группы и с сильным признанием этой группой».

3. Единообразие в группах с демократической системой отношений больше, чем в авторитарной группе, но адекватность реагирования выше во втором типе групп. Эти эффекты связаны с различной системой коммуникативных связей.

4. При высказывании мнений публично влияние их большее, нежели при сообщении письменно.

5. Податливость групповому давлению зависит от порядка высказываемого мнения. Испытуемые, высказавшие мнение раньше, влияют на реакцию последующих. Единообразное мнение нескольких лиц действует на последнего испытуемого наиболее значимо.

6. Конформность оказывается значительнее, когда расхождение с мнением группы велико, но не очень. Это положение дополняется результатами наших исследований, которые показали, что испытуемые, обнаружившие значительное отклонение от эталона (при индивидуальном обследовании), более резко изменили свои оценки в условиях группы. Таким образом, не только степень расхождения с мнением группы определяет конформность индивида, но и отклонение оценки от эталона В этом проявляется «закон социальной целесообразности».

7. В сплоченной группе оказывается большее давление на ее членов, т. е. при установившихся отношениях конформирующих взаимовлияний значительно больше. В противоположность этому оказывается, что внушающее действие номинальной группы больше, чем коллектива. Результаты исследований показывают, что сплоченность усиливает единообразие поведения членов группы, способствует нормообразованию. Обнаружена связь между сплоченностью и конформностью в группе.

8. Публичное согласие и внутреннее неприятие имеет место при угрозе наказания.

9. Интересным феноменом является соотношение и взаимовлияние нормативов, индивидуальных и выработанных в группе:

а) предварительно (при индивидуальном обследовании) сложившееся суждение снижает эффект группового давления;

б) сложившиеся в условиях группы нормы переносятся в индивидуальный эксперимент, причем при индивидуальном обследовании испытуемый показывает большую стабильность результатов.

II Личностные факторы конформного поведения.

Прежде чем перейти к описанию характеристик субъекта, необходимо определить типы поведения индивида в условиях групповых взаимовлиянии.

Конвергенция мнений и характер поведения индивидов зависят от условии, в которых эти процессы происходят. В условиях прямого давления группы па индивида (информационная ситуация) обнаруживается шесть типов его поведения. С. Аш (1956) с помощью интервью выявил как полностью несамостоятельных испытуемых, всякий раз следующих за мнением большинства, так и полностью независимых, во всех случаях дававших свою индивидуальную оценку. Но между этими двумя типами поведения обнаруживается основная масса испытуемых, у которых проявляется более сложное соотношение внутренне-внешних. реакций на давление подставной группы. Это позволило Н.Н. Обозову выделить три типа независимых и три типа несамостоятельных испытуемых.

Первый, крайний, тип независимых характеризуется полным доверием к собственному восприятию и опыту. Наиболее выразительным признаком этих испытуемых является уверенность в себе и высокая сопротивляемость групповому давлению.

Второй тип независимых характеризуется уходом от давления группы и сохранением своего мнения.

Третий тип независимых отличается значительной напряженностью и сомнением, по все же они остаются при своем мнении.

Несамостоятельные первого типа характеризуются тем, что они достаточно уверены в точности своего восприятия п оценивания, но нежелание быть отвергнутым группой заставляет их принять фальшивые суждения.

Несамостоятельные второго типа сравнительно легко принимают точку зрения большинства, так как мало доверяют точности своего восприятия и оценивания.

Несамостоятельные третьего типа не замечают, что их оценки определяются фальшивым мнением большинства.

Таким образом, из шести типов поведения три никак не относятся к конформным. Последний третий тип несамостоятельных индивидов также нельзя считать конформным, так как его реакция на давление группы неосознанная, некритичная и в ней нет внутренне-внешних противоречий.

Известно, что женщины более конформны, чем мужчины, что с возрастом степень конформности уменьшается.

По степени податливости групповому влиянию можно выделить 7 типов поведения:

1. Податливый - при большом изменении оценок в группе по сравнению с оценками, сделанными при индивидуальном обследовании (конформный),

2. Конформный - при незначительном изменении оценок, так как оценки, полученные при индивидуальном обследовании, близки к выработанного групповой норме.

между 3. Осмотрительный, осторожный (тоже конформный)-при средней оценке оценками индивида и групповыми нормами оценивания.

4. Неустойчивый - следует в оценках за группой и возвращается к своим индивидуальным оценкам.

5. Негативный - при совпадении своей оценки с групповой изменяет мнение.

6. Независимый --- чаще всего дает спою индивидуальную оценку.

7. Неопределенный -реакции его трудно интерпретировать.

Вопросы для самопроверки.

1. Перечислите основные характеристики рабочей группы.

2. Перечислите существенные признаки коллектива как высокоразвитой группы.

3. Определите этап развития известных Вам рабочих групп.

4. Какова роль психологического климата в эффективности групповой деятельности.

5. Факторы, влияющие на психологический климат рабочей группы.

6. Чем определяется эффективность групповой деятельности?

7. Приведите примеры положительного и отрицательного влияния группы на человека.

8. Может ли личность влиять на группу? Приведите примеры.

9. Каковы последствия отрицательного положения человека в группе?

10. Факторы, влияющие на мотивацию трудовой деятельности работников.

11. Конформное поведение личности в группе – это положительное или отрицательное явление?

Социальная сущность человека проявляется прежде всего в его деятельности, общении с другими людьми. Изолированный от других людей человек не может развиваться как личность. Лишь активная трудовая, общественная деятельность обеспечивает человеку средства к существованию и способствует выработке многих личностных качеств. Социальная среда, взаимоотношения в труде являются решающим фактором становления и развития психики, появления специфически человеческого свойства – сознания.

Исторические условия жизни привели к тому, что люди объединились в нации, государства, партии, другие общности. Человек в течение жизни непосредственно общается с другими людьми, реализуя свою социальную сущность. Это общение происходит в группах и коллективах, оказывающих большое влияние на позицию, направленность и самооценку личности и др. Эти общности неоднородны и могут быть классифицированы по нескольким основаниям: близости и глубине складывающихся отношений, принципу образования, отношению личности к нормам группы и др. В зависимости от близости и глубины складывающихся отношений выделяют первичную группу.

Первичная группа – относительно устойчивое и немногочисленное по составу, связанное общими целями объединение людей, в котором осуществляется непосредственный контакт между его членами. Все, кто входит в нее, знают друг друга лично и общаются между собой в процессе решения стоящей перед ними задачи. Размер первичной группы не может быть менее двух, но не превышает 30–40 человек.

Такие объединения, как семья, производственная бригада, экипаж самолета, зимовщики полярной станции, школьный класс или студенческая группа, могут быть названы первичными группами. Человек одновременно может входить в несколько первичных групп. Контакты в первичных группах не дозированы. Каждый может общаться с каждым по мере желания и необходимости. Практически же члены группы отдают предпочтение одним перед другими. Они общаются чаще, контакты носят близкий характер (на личной или деловой основе). Это так называемый круг общения, который оформляется в виде микрогруппы. Как правило, такая группа немногочисленна (2–7 человек). Человек остается членом первичной группы и не обрывает с ней контакты.

По принципу и способу образования различают реальные и условные, официальные и неофициальные группы.

Реальная и условная группы.

Реальная группа – фактически существующие объединения людей с реальными связями и взаимоотношениями их членов, с целями и задачами. Реальная группа может существовать кратковременно или длительно, быть малой или большой.

Общность людей, составленную номинально, называют условной группой . Например, спортивные журналисты решают образовать команду, состоящую из лучших футболистов мира. Они отбирают звезд первой величины и объединяют их в списке. Эти люди никогда не соберутся и не будут играть вместе. Но эта группа составлена и условно существует.

Официальная и неофициальная группы. Официальная (формальная) группа создается на основе штатного расписания, устава или других официальных документов. Отделы на производстве, штат сотрудников – это примеры официальных групп. Между членами такой группы устанавливаются деловые контакты, регламентированные документами. Они предполагают соподчинение или равенство, большую или меньшую ответственность за выполнение задачи. Такая группа может перестраиваться, но опять-таки на основе приказа или постановления.

Взаимоотношения в официальной группе даже при одной и той же инструкции не могут быть идентичны, поскольку в контакт вступают группы с неповторимыми чертами характера, темперамента, способностей, стиля общения. Деловые отношения дополняются личными, не предусмотренными инструкциями. Психологическая близость (симпатии, уважение, дружба) цементирует официальную группу, помогает установить благоприятный психологический климат, что в конечном итоге способствует успешной работе. В официальной группе могут складываться и другие отношения, не способствующие успеху дела (антипатия, неуважение, пренебрежение, вражда).

Неофициальные группы возникают на основе единой психологической мотивации-симпатии, близости взглядов и убеждений, признания авторитетности, компетентности. Такая группа не предусматривается штатным расписанием или уставом. Так складываются группы на основе общности интересов или увлечений. Симпатии и привязанности цементируют группу. Если они исчезают, группа распадается.

По признаку отношения личности к нормам группы выделяют референтную группу.

Референтная (эталонная) группа – это реально существующая или воображаемая группа, взгляды, нормы которой служат образцом для личности. Личность может входить в группу, нормы, ценности которой признает и поддерживает, считает самыми лучшими. Тогда личность не только придерживается этих норм, но и защищает их, а порой и пропагандирует. Иногда личность, являясь членом одной группы, считает идеалом ценности другой группы.

Итак, первичная группа может рассматриваться с разных точек зрения. Но в любом случае первичная группа оказывает сильное влияние на формирование различных сторон личности. В качестве первичной группы был назван коллектив.

Коллектив – это группа людей, объединенных едиными целями, подчиненными целям общества.

Четко и полно признаки коллектива выявил А. С. Макаренко, который определял его следующим образом: «Коллектив – это есть целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива. А там, где есть организация коллектива, там есть органы коллектива, там есть организация уполномоченных лиц, доверенных коллектива, и вопрос отношения товарища к товарищу – это не вопрос дружбы и не вопрос любви, не вопрос соседства, а это вопрос ответственной зависимости». При этом он замечал, что коллектив объединяет наличие социально (общественно) значимых целей. Поэтому можно сказать, что всякий коллектив – это группа, но не каждая группа – коллектив.

Личность в коллективе связана с другими личностями и вместе с ними выражает направление общности. В ходе исторического взаимодействия с материальным миром и общения с людьми личность не только приобретает индивидуальный опыт, на основе которого формируются индивидуальные черты, свойства, но и присваивает общественный опыт, который становится важнейшей составляющей ее духовного богатства.

Взаимоотношения личности и коллектива многообразны. Можно выделить два аспекта: влияние коллектива на личность и влияние личности на коллектив. Влияние коллектива на личность осуществляется главным образом через так называемые малые группы, в которых человек имеет непосредственные контакты с другими людьми.

Влияние малых групп на личность рассматривается подробно особенно в последние годы, когда коллектив перестали рассматривать как некоторое однородное образование и начали признавать в нем наличие различных групп.

Как в обществе в целом, так и в отдельных организациях социально изолированный индивидуум встречается чрезвычайно редко. Когда человек устраивается на работу или приходит в учебное заведение, он сразу же начинает заводить знакомых и друзей обычно из числа тех, с кем он вместе работает большую часть времени, и вскоре оказывается вовлеченным в одну или несколько социальных групп. Поведение человека в таких группах под влиянием коллектива обычно претерпевает существенные изменения.

Немногочисленная группа людей, которые каждодневно работают вместе, составляет настоящую социальную группу (коллектив). Члены ее обычно называют друг друга по имени. Они лучше узнают друг друга в результате тесных личных контактов. Они общаются между собой не как частные личности, т. е. не просто как сотрудники, а как полноценные личности со своими надеждами и опасениями, честолюбием и притязаниями, склонностями и неприятностями, социальными и семейными проблемами и т. д. Отдельные члены группы обычно отождествляют себя со своей группой, так что они исповедуют ценности, принятые в группе, как свои собственные. В группе складывается представление о том, что есть правильное поведение ее членов.