Раздражения

Тимофей белозеров город на иртыше. «Люблю Иртыш в вечерние часы

Белозёров Тимофей Максимович (1929-1986), поэт, член Союза писателей России. Им написано много стихов о природе и родном крае. Одно из моих любимых это «Город на Иртыше». Оно было создано в 1962 году. Является прекрасным, одним из лучших стихотворных произведений Тимофея Белозёрова. «Город на Иртыше» это великолепное стихотворение, которое было написано в честь создания прекрасного города Омска. В него Тимофей Белозеров вложил свою любовь к родине. Поэт описывает простор и благодать, которую увидели люди, пришедшие на территорию будущего Омска первыми. Он использует эпитеты: головастый топор, синий дымок, упрямая весть, размеренный век... Тимофей Белозеров рассказывает читателю о пустынном месте, которое потом стало нашей родиной, о том, что народ быстро собирался и образовывал разные новые традиции и поверья. Поэт использует в произведении точное сравнение: словно пальцы в кулак сбирался народ . Больше всего мне нравятся последние пять строк:

Плыл
Размеренный век

По ступеням крыльца,
Люди в узел двух рекЗавязали
Сердца!

Эти строки проникнуты глубоким смыслом. Писатель хотел донести до нас то, что город Омск был создан с любовью, чтобы мы его берегли и дорожили им.

Бюджетное образовательное учреждение города Омска

«Начальная общеобразовательная школа № 35»

Внеклассное мероприятие:

учитель начальных классов

Тамара Григорьевна Розина

Внеклассное мероприятие:

«Люблю Иртыш в вечерние часы.»

Цель: формирование и развитие ценностного отношения к культурному наследию родного края на основе знакомства с произведениями в ходе совместной коллективной деятельности.

Задачи: Прививать интерес к истории, культурным традициям родного края. Содействовать воспитанию чувства патриотизма. Развивать эстетический вкус, интерес к культурному наследию.

Планируемые результаты:

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к творчеству Омского поэта Т.М. Белозёрова, внутреннюю позицию читателя на уровне положительного отношения к культурному наследию родного края.

Предметные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий с использованием художественной литературы;

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

Коммуникативные: учитывать различные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Для проведения театрализованного представления проводится подготовительная работа.

Посещение школьной библиотеки, где происходит первое знакомство с творчеством Т. Белозёрова, о котором рассказывает библиотекарь. Тематическая выставка книг, список литературы для чтения.

Создаётся книга отзывов, где пишут отзывы дети и родители о прочитанном и советы, что ещё интересного можно прочитать.

Объявляется конкурс рисунков по трём номинациям «Самый креативный рисунок», «Оригинальная техника исполнения», «Иллюстрация для книги».

Посещение литературного музея -

Театрализованное представление на которое приглашены родители,

библиотекарь.

Создание книги по творчеству Т. Белозёрова.

Оборудование :

детские рисунки по произведениям Т. Белозёрова, портрет поэта, выставка книг, плакат «Свет доброты», плакат «Я уверен, прочитав радостную певучую книгу Т. Белозёрова. Вы вместе со мной будет гордиться знакомством с ярким, самобытным русским поэтом» (Я. Аким).

Ведущий:

Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые. Сегодня мы проводим заключительный этап в изучении культурного наследия поэта Т. Белозёрова. Вы много интересного узнали о творчестве поэта, произведения читали и костюмы готовили вместе с родителями, которым выражаем свою благодарность за помощь. Я думаю, что это обращение Т. Белозёрова обращено именно к вам, хоть оно и написано было несколько раньше, чем вы появились на свет.

Маленький мой друг!

Я рад за твою любознательность! Ради этого люди летят в космос. Плывут по опасным рекам, живут в тайге. Просиживают ночи за письменным столом, чтобы найти для тебя самые сердечные, самые правдивые слова .

А какие интересные рисунки вы выполнили, посмотрите внимательно на работы, которые вы представили к произведениям поэта. Предстоит выбрать победителя по трём номинациям. На каждом рисунке есть номер, у нас три номинации, сейчас предстоит проголосовать, попросим и родителей принять участие. Вам предлагаем фишки трёх цветов красная «Самый креативный рисунок», жёлтая «Оригинальная техника исполнения», зелёная «Иллюстрация для книги». На столе лежат фишки, каждой номинации, вам необходимо проголосовать три раза, вписав номер понравившейся работы на фишку и опустив её в ящичек соответствующего цвета, затем родители помогу подсчитать голоса, и мы наградим победителей. (На каждом рисунке стоит номер, автор работы указан с обратной стороны).

Выступление библиотекаря

Это наш земляк (показывает портрет), писатель Тимофей Максимович Белозеров. Он жил в Омской области г. Калачинске, был рабочим. После войны поступил в речное училище г. Омска. По окончании речного училища стал работать на пароходе, который перевозил грузы из Омска на север по Иртышу. Плавая по реке, он любовался красотой нашего края и эта, красота вдохновила на сочинение стихов, сказок, пословиц о природе, реке, птицах, зверей нашей земли. Т. Белозерову не хватало литературных знаний, чтобы писать еще лучше, и он поступает в Московский литературный институт. По окончании института он много работает, пишет. 56 детских книг написал Т. Белозеров. Первая книга вышла в 1956 г. под названием «На нашей реке». Умер Тимофей Белозеров в 1998 г. В честь поэта в нашем городе есть улица и библиотека, названые в честь поэта.

Звучит плавная, спокойная музыка, на доске слайд с изображением реки Иртыш.

Ученик

Люблю Иртыш в вечерние часы.

Вспыхнул бакен,

Сумраком зажжённый.

И на краю белеющей косы

Притих, рыбак, блесной вооружённый.

Прошёл буксир с тяжёлою баржой

С цветами в рубке, с музыкой прощальной.

И куличок, как будто всем чужой,

Заплакал вдруг

На отмели печальной.

Ведущий:

«Унылая пора, очей очарованье» - писал А.С. Пушкин об осени. Он любил это время года. А Т. Белозёров любил родную Сибирь в любое время года. И для каждого времени года находил очень проникновенные добрые слова.

Дети выходят в костюмах времён года и читают стихи.

Зима

Темно и тихо. Слышно за версту.

Как в тёплых стенах лопаются брёвна.

Сороки замирают на лету,

И всё вокруг бесцветно и бескровно.

Весна

На солнце греется река,

Шуршат, ломаясь льдины.

Их ноздреватые бока

В песке и в комьях глины.

На север, в Обь они спешат,

Намокший снег теряя

Как стадо белых медвежат

Толкаясь и ныряя

Лето

Лето, лето, сказочное лето!

От чудес кружится голова.

Вот в кольчугах радужного цвета.

Из реки выходят острова!

Осень

Первый лист с рябины сдуло

Для осеннего ковра.

Первым холодом дохнуло

От речного серебра.

Ведущий

К нам стремительно мчится поезд.

Внимание! Внимание!

Приближается поезд растений и зверей Т. Белозёрова.(звук приближающего поезда)

Из окошка поезда выглядывают наряженные дети и читают стихи.

Ромашка

На ромашку, как на балерину.

Издали любуется лесок.

У неё на лепестки накинут

Паутины лёгкий ветерок.

Опять расцвёл в чащобе непролазной

Кинжалолистый ландыш голубой.

И ожил шум ветвей однообразный.

И дрогнул снег источенной – рябой!

Подснежник

Плакала, Снегурочка, зиму провожая

Шла за ней печальная,

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала,

Трогая берёзы,

Выросли подснежники,

Снегурочкины слёзы.

Заяц

Белка шишку шелушит

И спешит, спешит, спешит.

Вертит шишку так и сяк

Обнажая зубки.

На тропинку и в овраг,

Сыплются скорлупки.

Хомяк

А что? Мне нравится хомяк!

И глазки и фигурка.

И домосед он, и добряк

И загляденье – шкурка!

Соболь, соболь, соболёк,

Трепетные ушки,

Замер, словно стебелёк,

На лесной опушке.

Зверушки и растения исполняют польку.

Ведущий

Мы все готовились к празднику по творчеству Т. Белозёрова. А сейчас мы узнаем победителей в конкурсе рисунков, и победители получат награду. (Награждение победителей)

Ну, а мы с вами продолжаем шагать по страницам книг Т. Белозёрова. У него есть считалки, пятнашки, весёлки, скороговорки. Готовы показать свои знания по этому творческому разделу. Дети отвечают (за ответ вручается фишка, у кого их больше тот и победитель). Но у поэта ещё есть и сказки.

Инсценировка «Огородник подрастай»

Ведущий

Где ботва стоит густая,

Спрятан домик Подрастая…

Вот идёт он налегке

С белой палочкой в руке

Подарил цветы картошке (прикрепил цветы)

Подрастай

Подрастай! Клубеньки не беспокоят? Хорошо ли корни поят?

Ботва

Ах! От забот я чуть жива!

Как ни спросишь всё им мало. Всё голодные они. Мало маленьким крахмала. Дни-то- дождики одни.

Подрастай

Ветер! Пробудись, глазами светел. Лень с широких плеч стряхни, тучи в небе разгони!

Ведущий

Вдруг, откуда не возьмись,

Стая гусениц явилась!

Все растения

Подрастай взмахивает палочкой

Беда! Беда!

Где вы, птицы? Все сюда!

Вбегают птицы и прогоняют гусениц.

Ведущий

А когда встречая вечер,

Вспыхнет первый светлячок,

Надевает он на плечи

Свой зелёный пиджачок.

В небе светится луна,

в огороде тишина.

Всё уснуло,

Подрастай неслышно ходит,

Говорит тихонько он:

Подрастай

Подрастайте, подрастайте!

А к утру, лишь всё уснуло,

Повалил из тучи снег.

Все растения

Ой, ай! Выручай нас, Подрастай!

Подрастай (взмахивает палочкой)

Беда! Беда!

Эй, ребята, все сюда!

Выбегают дети и укрывают растения.

Выходят все участники и поют песню

Уважаем подрастая

Дай ему часок поспать.

Ожидаешь урожая,

Не ленись пораньше встать

Ля - ля. Ля – ля.

Если ж ты запустишь грядки,

Не прополешь, не польёшь –

Ни одной морковки сладкой

В огороде не найдёшь!

Ля - ля- ля.

Подрастай, им слово скажет.

Стать несладкими прикажет.

И в соседний огород.

Домик свой перенесёт.

Ведущий

Наша встреча подошла к завершению. Посмотрите ещё раз на ваши рисунки. У меня появилась мысль о создании вашей собственной книги с произведениями Т. Белозёрова. Иллюстрации уже готовы, остаётся её оформить и передать в нашу школьную библиотеку.

Список литературы:

Т.Белозёров «Огородный подрастай»

Т.Белозёров сборник стихов

Тимофей Белозёров о городе на Иртыше

Невозможно представить омскую литературу без имени Тимофея Максимовича Белозерова (1929-1986).
23 декабря 1999 года замечательному детскому поэту Тимофею Белозерову исполнилось бы 70 лет. Но даже в предновогодней суматохе никто не забыл об этом. Многие омские газеты откликнулись на это событие, посвященное жизни и творчеству Т. М.Белозерова. Он прожил 56 лет и издал 69 книг общим тиражом 16 миллионов экземпляров.

Тимофей Максимович Белозёров родился в крестьянской семье в селе Камыши (ныне Камышинского сельсоветаКуртамышского района Курганской области ) .
Тимофей Максимович является автором более 60 детских книг, вышедших в различных издательствах Москвы, Омска, Новосибирска и др. Общий тираж составляет около 16 миллионов экземпляров.
Четыре книги Белозёрова вошли в серийные издания: «Лесной плакунчик » (1979), «Зимушка-зим а» (1989), «Карасик » (1981), «Журавкин праздник » (1990).
Первый период творчества поэта внутренне неоднороден. Это время интенсивных исканий: от ученичества и подражания - к обретению собственной стилевой манеры, утверждение определенного круга жанровых и тематических предпочтений. Одну из своих любимых тем - «речную» - поэт определил для себя сразу, уже в первом сборнике «На нашей реке». С этой книги поэт начинает свою лирику природы.
Многие образы и мотивы, намеченные в первых сборниках, к середине 60-х годов обретают поистине художественную «плоть» и «кровь», многообразие вариантов воплощения. Поэт освобождается от подражания признанным в детской поэзии авторитетам, что наблюдалось в раннем творчестве и порой приводило к откровенной дидактике. Сборники 60-х годов: «Огородный Подрастай » (1962), «Таежный светофор » (1962), «Орешки » (1968) включают новые жанры, ориентированные на фольклорную традицию: скороговорки, считалки, небылицы. В лирике природы наблюдения поэта все больше проникаются бесконечным желанием приобщиться к ее вечным тайнам, постичь внутреннюю целесообразность всего сущего. Характерное для рубежа 50-60-х годов стихотворное повествование, эпически развернутое, благодаря внешней обстановке - вписать жизнь поля, реки, леса, неба в определенный сюжет производственной деятельности человека (строительство, освоение целины, космос) сменялись лаконичными пейзажными зарисовками.
Таким образом, к началу 70-х годов был определен тот жанрово-тематический диапазон, в котором наиболее полно отразилось своеобразие художественного мира Т. Белозерова.
И не случайно подлинный взлет поэзии Т. Белозерова приходится именно на 70-е годы, когда один за другим выходят сборники «Среди зеленого и синего » (1970), «Кладовая ветра » (1972), «Зимушка-зима » (1974), «Жаворонок » (1978), прозаические миниатюры «Комариный колобок » (1973), «Сладкая клюква » (1983).
Большинство произведений Т. Белозерова, созданных в этот период, по-прежнему посвящено сибирской природе, детству, однако образ лирического героя усложнился. Пейзажные зарисовки с натуры дополнились философскими размышлениями о смысле жизни. Сложившаяся этическая система сделала взгляд поэта на мир более зорким и цельным, художественный почерк - более твердым, поэтическое слово - емким и красочным.
В стихотворении «Город на Иртыше » рассказывается о том, как и с чего началось преобразование безлюдных просторов:

На пустынное место
Ступил человек.
Вытер лоб рукавом,
Сбросил легкую кладь.
Под руками - двуречье,
Простор! Благодать!
Застучал в сосняке
Головастый топор,
Опоясал избу
Островерхий забор.
И пошла по засекам
Упрямая весть:
Место городу есть!
Место крепости есть

С годами на месте «изб, опоясанных островерхими заборами», вырастали крупные села и города, которые даже спустя столетия приковывают взоры своей красотой. В стихотворении
«По Иртышу » поэт скажет:

И вдруг, словно в сказке,
Заполнилось небо,
Зажглось куполами
Тобольских церквей
С просторами звонниц,
Широких и узких,
Со стрелами башен,
Зубцами Кремля -
С извечных времен
Для татар и для русских
Святые места и родная земля.

В освоении Сибири много значили тракты, т. е. улучшенные грунтовые дороги с верстовыми столбами. Еще в конце ХVI века прокладывали таковые от Верхотурья до Тюмени, а позднее и до Тобольска. К началу ХХ века тракты соединяли города и крупнейшие села на территории нынешней Омской области. С появлением новых дорог движение на старых или на их отдельных участках уменьшилось, а то совсем прекратилось. Об этом рассказано в стихотворении «Забытая дорога». Ею уже не пользуются, по ней «там и тут одуванчики цветут». А когда-то по этой дороге мчались тройки, шли со скарбом погорельцы, вели в острог каторжан. Стихи Т. Белозерова о Сибири - неотъемлемая и значительная часть его творчества.

15 февраля 1986 года перестало биться этого замечательного поэта. Прошли годы, а боль утраты не исчезла. Она так остра еще и потому, что светлые и жизнеутверждающие книги приходят к читателю, а самого Тимофея Максимовича нет. Но Омск не забыл своего выдающегося земляка. Похоронен на Старо-Восточном кладбище города Омска , рядом с отцом. Там же похоронен сын поэта Сергей (апрель 2012). Сегодня в Омске живёт вдова поэта, Вера Ильинична. Двоюродный внук Белозёрова — известный российский композитор и продюсер Максим Фадеев .

Мемориальный камень Тимофею Белозёрову в Омске. Фото 2010 г.

Леонид Мартынов

СТАРЫЙ ОМСК====

Призыв горниста радостен и звонок,
Плывя над степью, душу не томи! -
Кандальных девок и клейменных женок
Пригнали летом в крепость на Оми.

Казаки гоготали на площадке,
И быстро осмотрели фельдшера
Баб, пригнанных из Вологды и Вятки
Приказом императора Петра.

Приказ Петра - и ликованье в войске:
Дареных жен по жребию делить,
С упрямыми расправиться по-свойски -
Не лаской, так нагайкой вразумить.
Когда же совершалась лотерея,
Казенный поп венчал два дня подряд-
Зима, муштруя, лето, мощно грея,
Взрастили поколенье казачат.

Не раз переменились гарнизоны.
И площадь населения росла.
Был ров глубок и крепки бастионы.
И не страшна кайсацкая стрела.

Сраженья и пожары за Уралом,
Но в городке, который позабыт,
Едва ли меньше дела генералам,
Чем на полях, где Бонапарт стоит.

Угрюма степь в своем обличье зверском,
Но городок шумлив и освещен -
Встречает знать в собранье офицерском
Из Петербурга выписанных жен.

Под их поклажей гнулся горб верблюжий,
Их путь отряды войска стерегли -
Вновь через горы, скованные стужей,
Европеянки в Азию пришли
Но этих жизнь пройдет в приятной спячке,
Их охраняют пушки и штыки,
Услуживают юные казачки,
И подают мантильи денщики.

Настали дни побед и благоденства.
Кайсаки отступили на восток.
И занято работой "чиновенство" -
Для первых ссыльных строится острог.

Над сетью улиц низеньких и пыльных
Колоссом серым высится тюрьма.
И стали в ряд курные избы ссыльных
И гордые чиновничьи дома.

Мечеть и месяц - герб Степного края -
Украсил губернаторский дворец;
Военщина бледнеет, обмирая,
И за купцом является купец.

Их сбереженья в Азиатском банке.
Их кабаки над Омкою стоят.
Как в непогодь растут грибы-поганки,
Так разрастался Мокринский форштадт.

Там появились шкеты и калики,
Ракло одесский, жулик костромской.
И в кабаках ножовщина и крики.
И раздает пинки городовой...

Двадцатый век стучится у порога,
И ожила степей седая даль.
Отстроена железная дорога -
Сибирская большая магистраль.

О, перьев скрип, бумаг казенных шорох,
Насилия и косности века,-
Того ль искала в девственных просторах
Петра неутомимая рука?..

Но нити судеб спутаны и тонки,
И вел к тому непогрешимый рок,
Чтоб с правнучкой этапной бледной женки
Вошел в союз чиновничий сынок.

И чтоб потомок дерзостных кайсаков
Был званьем гражданина наделен,
И стал для всех живущих одинаков
Республикою созданный закон.

Пронесся вихрь, туман веков развеяв.
В Сибири родословья не в чести.
И лишь в пыли архивов и музеев
Мне удалось рассказ про Омск найти.

А дни идут размеренно и строго,
Сливая жизни в мощное одно.
Так мельницы (под Омском мельниц много)
Размалывают спелое зерно.

1.1. Омск глазами Леонида Мартынова

Сибирь начала ХХ века была богата поэтами, однако мало кто может оспорить первенство Л.Мартынова. Известный писатель и литературный деятель Сибири 20-30-х годов Вивиан Итин, один из первых редакторов «Сибирских огней», так отозвался о Леониде Мартынове: «Сибирские поэты, все стоящие близко к сибирской литературе, единогласно признают его поэтическое первенство». Леонид Николаевич Мартынов родился 9 (22) мая 1905 года в Омске. Его отец, Николай Мартынов, был инженером-строителем железных дорог, потомком мещан Мартыновых, ведущих начало от деда своего, владимирского коробейника-книгоноши Мартына Лощилина. Мать поэта, Мария Збарская, привила сыну любовь к чтению, к искусству. В 1921 году Мартынов становится активным сотрудником местных газет «Рабочий путь», «Сигнал», где публикует свои очерки, статьи, заметки, а позже и стихи, подписывая их псевдонимом «Александр Гинч». В 1923 году в журнале «Сибирские огни» было напечатано его стихотворение «Воздушные фрегаты».

Об Омске до Мартынова писали мало и вскользь. Просто город в то время еще не воспринимался поэтически. И лишь в 20-е годы возникла необходимость в художественном осмыслении тех перемен, которые произошли с нашим городом, оказавшимся в эпицентре гражданской войны. У истоков этой темы стоял Леонид Мартынов. В молодые годы Мартынов жадно впитывал разнообразные впечатления, полученные им на улицах и площадях степного города. Умея соединять реальное с воображаемым, Мартынов создавал свой особый мир. На его поэтической карте Омск был центром сказочного Лукоморья. Часто поэт называл родину «блаженной Гипербореей» - по примеру древних греков, считавших, что есть за Уралом утопическая страна, где все счастливы. С Омском связаны неповторимые моменты поэтической судьбы Мартынова . Он одним из первых из сибирских поэтов воспел свой родной Омск, «город серых заборов и русских печей»:

Город, город!

Ты огромен

И как будто ты бескраен.

И всегда твои мы дети,

Где бы ни было на свете,

Узнаем друг друга сразу,

Леонид Мартынов был истинным патриотом Омска, он стал своеобразным летописцем города на Иртыше, который, по преданию, впадает в Ипокрену. Знаменательно образное выражение «Иртыш, превращающийся в Ипокрену» (кстати, именно так был назван первый в Сибири журнал, выходивший в Тобольске в ХVIII веке). Как известно, Гиппокрена (Иппокрена) - это водный ключ на горе Геликони в Беотии, обладающий чудесным свойством вдохновлять поэтов. В предании сказано, что этот ключ появился от удара копыта коня Пегаса, иначе говоря, Гиппокрена является символом источника поэтического вдохновения. «Иртыш, превращающийся в Ипокрену» в творчестве Мартынова становится не только источником творческого вдохновения, но и воплощает романтическое мироощущение автора. В первых стихотворениях Мартынов еще не называет Омска: Выдвинутые подбородки,

Суковатые кулаки…

Это было в рабочей слободке

Над гранитным бортом реки…

Трудно узнать в этих строчках Омск, город еще прячется за невесть откуда взявшимся «гранитным бортом реки». Нелегко обнаружить омские приметы и в «Воздушных фрегатах» - первом стихотворении Мартынова, опубликованном в 1923 году «Сибирскими огнями». Над безымянным городом проплывают сказочные корабли. Но у стихотворения семнадцатилетнего поэта были и чисто омские корни. Сквозь романтические контуры «Воздушных фрегатов» явственно проступали черты реального Омска.

В отличие от небольших стихотворений, более крупные произведения Л.Мартынова начала 20-х годов - «Старый Омск» и «Адмиралтейский час» - имели, безусловно, омскую прописку.«Старый Омск» появился в 1924 году. Позже в творчестве Мартынова появляется легендарная «Река Тишина» - о нашей Оми, об омичах, их судьбах после революции.

А как широка река Тишина?

Тебе известна ее ширина?

Правый берег виден едва-едва -

Неясная цепь огней…

А мы поедем на острова.

Ты знаешь - их два за ней.

А как длина река Тишина?

Тебе известна ее длина?

От полночных низин до полдневных высот

Семь тысяч и восемьсот

Километров - повсюду она

В тридцатые годы Мартынов создает целый ряд исторических поэм. Они стали явлением в русской поэзии, поражают своеобразием, близостью стиха к разговорному языку, виртуозной гибкостью. В любое время поэт находил своих героев, свой Омск, все равно, восемнадцатый ли это век - как в «Тобольском летописце», девятнадцатый ли - как в «Правдивой истории об Увенькае», или начало двадцатого - как в «Сестре». Работа над архивными источниками, краеведческом материалом, историческими книгами помогла Мартынову написать такие прозаические книги, как «Крепость на Оми», «Повесть о Тобольском воеводстве». Сибирская тема нашла отражение и в других произведениях писателя: «Пушкин и Ершов», «Алябьев за Уралом», «Инженер Михайловский», «Художник Знаменский», «Труд ямщика Черепанова», «Писатели нашего края».Конечно, Мартынов сознавал, что Омск - только малая часть России. Но это его родной город. Здесь каждая улица - его улица, каждый дом - его дом. Он слышал их голоса, они рассказывали ему о времени далеком и близком :

Метет буран, но торг идет горячий на площади.

Шумит базар казачий.

В рядах мясном, молочном, рыбном, птичном

Идет хозяйка с видом безразличным.

И в лавочках свечных, мучных и хлебных

Не слушает она речей хвалебных,

Что произносят на степных наречьях

Торговцы в шубах козьих и овечьих

И в малахаях песьих, лисьих, волчьих.

Такой Омск - больше Омска, он может соединить народы. Леонид Мартынов упоминает об экзотике Омска, подчеркивая его расположение на границе русской Сибири и казахских степей.

А после - Омск. И пыльный май.

Киргиз трясется, желт и глянцев.

Его узорный малахай -

Экзотика для иностранцев.

В книге «Воздушные фрегаты» Л.Мартынов подробно исследует духовный ландшафт Омска. Л.Мартынов принадлежит к тому типу художников, у которых обостренно развито чувство времени, связанное с близким ощущением истории и движением жизни. Омск становится главным предметом авторского внимания. Об этом Мартынов заявляет в самой первой новелле цикла «Детские грезы»

А город - он точно огромный пустырь,

Заборы, заборы, заборы…

И в улицах снежных гуляет сама

Восточная злая пушная зима.

Все ходит, все бродит, все ищет…

Поздней ночью город пустынный

При бертолевых вспышках зимы.

И стынут на бульварах, оградах и заборах,

На складах, на амбарах, вокзалах и соборах

Промерзлые пласты звенящей пустоты.

И город не спит, погруженный в снега

Морозный, косой, деревянный.

Кстати, эти стихи Мартынов включит позднее в новеллу «История одной вражды». В ней он размышляет о том, как выглядел его город в прошлом. Вместе с поэтом по улицам старого Омска гуляет ветер. Мотив ветра присутствует во всех ранних стихах о городе: Это было еще до революции:

Вспоминаю город азиатский,

Этот северо-восточный ветер,

Проникавший через двойные рамы

В бани, в храмы, в церкви и в мечети

И в костел, в малюсенький костелик,

Созывавший дребезжащим звоном

Этих полек.

Город, таким образом, становится вдохновителем писателя, его музой. Кроме того, Омск открыл для Л. Мартынова центральную тему его творчества - тему Сибири. Весной 1932 года ОГПУ сфабриковало дело так называемой «сибирской бригады». В эту группу входили такие литераторы, как Н. Анов, П. Васильев, Е. Забелин, С. Марков, Л. Мартынов и Л. Черноморцев. Сам Мартынов позже писал: «Я был арестован секретно-политическим отделом ГПУ. Мне предъявили разные обвинения в антисоветской деятельности, вплоть до пропаганды идей… завоевания Индии для присоединения к СССР. Через 3 месяца я был освобожден, но в тот же день мне было предложено в административном порядке покинуть Москву, выбрав город для жительства. Я выбрал Вологду».

Возвращение в Омск было долгожданным. Однако за время его отсутствия город изменился. Друзья юности давно покинули Омск. Город перестал быть центром художественной и литературной жизни Сибири, уступив пальму первенства новой сибирской столице - Новосибирску. Все менялось на глазах. С каждым годом в Омске и на его окраинах увеличивалось количество исправительно-трудовых лагерей и колоний. Родина поэта постепенно становилась островком СИБЛАГа. Не потому ли так печальны некоторые пейзажи Мартынов, что автор был свидетелем превращения Омска в один из филиалов необъятного ГУЛАГа .

Веет зимней глубочайшей грустью

Снежный ветер, заметая след.

Думаешь невольно: «Захолустье!

Ничего здесь не было и нет!»

В годы Великой Отечественной войны Л. Мартынов жил в Омске, публиковал патриотические стихи в газете «Омская правда», многие из которых вошли в сборник стихов «За Родину» (Омск, 1941). Активно участвовал в выпуске агитплакатов, проводил литературные консультации в областной газете, писал газетные очерки и репортажи о буднях тыла, принимал активное участие в выпусках «Омского альманаха».

После выхода в 1944 году поэтического сборника «Эрцинский лес» в местной прессе начинается травля поэта. В «Омской правде» появилась статья под названием «Жар-цвет» или Словесные выкрутасы Леонида Мартынова». Потом появились другие, написанные в том же духе: «В кривом зеркале», «В дебрях Эрцинского леса» и т.п.

Недавно было расшифровано постановление бюро обкома ВКП(б) «О работе областного гос.издательства», в котором говорилось, в частности: «Грубейшей политической ошибкой ОМГИЗа было предоставление литературной трибуны поэту Мартынову, который, пользуясь покровительством тт. Жданова и Курневой, создал ряд своих безыдейных, идеологических вредных и халтурных произведений».

И Мартынов вынужденно замолчал. Он стал часто наведываться в Москву, а ранней весной 1946 года переезжает в Москву и, похоже, совсем отходит от омской темы. Но уже в начале 60-х годов в одном из стихотворений следует признание: «… нет! Воспоминаний не убить, только бы они не убивали!» И снова появляются стихи об Омске, которые звучат не как размышления историка, но как своеобразного философа, который многое помнит и многое понял о мире.

Музыкальных судий

Разберутся, как скрипели доски

Старых тротуаров деревянных

В городе, где шлялись мы, подростки…

Это были первые подмостки…

Разумеется и школа…

Он знал здесь каждый уголок, мог рассказывать о своем Омске часами, помнил такие подробности, которые и искушенному краеведу оказались бы в диковинку. Предваряя свой трехтомник, который собрал десятки его произведений об Омске, Леонид Мартынов обратил внимание на их взаимосвязь, взаимообусловленность - от первых стихотворений до новелл: «… по-моему, все ясно из текста. Разве не сказано в самих стихах, в каком году или даже месяце я родился. Где рос, как, у кого и чему учился … Если все это вместе - и лирические стихи мои, и исторические поэмы, и новеллы, если все это будет читаться как единое повествование, объединенной неким внутренним смыслом - я буду счастлив». Эти слова звучат сейчас для нас как завет, завещание Леонида Николаевича Мартынова.

1.2. Тимофей Белозёров о городе на Иртыше

Как невозможно представить омскую литературу без имен Л.Мартынова, П. Драверта, А.Сорокина, П.Васильева, так невозможно представить ее без имени Тимофея Максимовича Белозерова (1929-1986).

23 декабря 1999 года замечательному детскому поэту Тимофею Белозерову исполнилось бы 70 лет. Но даже в предновогодней суматохе никто не забыл об этом. Многие омские газеты откликнулись на это событие, посвященное жизни и творчеству Т.М.Белозерова. Он прожил 56 лет и издал 69 книг общим тиражом 16 миллионов экземпляров.

Первый период творчества поэта внутренне неоднороден. Это время интенсивных исканий: от ученичества и подражания - к обретению собственной стилевой манеры, утверждение определенного круга жанровых и тематических предпочтений. Одну из своих любимых тем - «речную» - поэт определил для себя сразу, уже в первом сборнике «На нашей реке». С этой книги поэт начинает свою лирику природы.

Многие образы и мотивы, намеченные в первых сборниках, к середине 60-х годов обретают поистине художественную «плоть» и «кровь», многообразие вариантов воплощения. Поэт освобождается от подражания признанным в детской поэзии авторитетам, что наблюдалось в раннем творчестве и порой приводило к откровенной дидактике. Сборники 60-х годов: «Огородный Подрастай» (1962), «Таежный светофор» (1962), «Орешки» (1968) включают новые жанры, ориентированные на фольклорную традицию: скороговорки, считалки, небылицы. В лирике природы наблюдения поэта все больше проникаются бесконечным желанием приобщиться к ее вечным тайнам, постичь внутреннюю целесообразность всего сущего. Характерное для рубежа 50-60-х годов стихотворное повествование, эпически развернутое, благодаря внешней обстановке - вписать жизнь поля, реки, леса, неба в определенный сюжет производственной деятельности человека (строительство, освоение целины, космос) сменялись лаконичными пейзажными зарисовками .

Таким образом, к началу 70-х годов был определен тот жанрово-тематический диапазон, в котором наиболее полно отразилось своеобразие художественного мира Т.Белозерова.

И не случайно подлинный взлет поэзии Т.Белозерова приходится именно на 70-е годы, когда один за другим выходят сборники «Среди зеленого и синего» (1970), «Кладовая ветра» (1972), «Зимушка-зима» (1974), «Жаворонок» (1978), прозаические миниатюры «Комариный колобок» (1973), «Сладкая клюква» (1983). В многочисленных откликах на эти книги критики, словно сговорившись, писали о том, что поэт овладел какой-то поэтической тайной, что под обаяние его поэзии попадает читатель любого возраста. Помнится, как мама читала мне и брату в детстве стихи Белозерова. Они казались нам такими близкими и понятными, что думалось, и мы бы могли написать такие (а ведь именно в этом и заключается волшебство настоящей поэзии).

Большинство произведений Т.Белозерова, созданных в этот период, по-прежнему посвящено сибирской природе, детству, однако образ лирического героя усложнился. Пейзажные зарисовки с натуры дополнились философскими размышлениями о смысле жизни. Сложившаяся этическая система сделала взгляд поэта на мир более зорким и цельным, художественный почерк - более твердым, поэтическое слово - емким и красочным.

В стихотворении «Город на Иртыше» рассказывается о том, как и с чего началось преобразование безлюдных просторов:

На пустынное место

Ступил человек.

Вытер лоб рукавом,

Сбросил легкую кладь.

Под руками - двуречье,

Простор! Благодать!

Застучал в сосняке

Головастый топор,

Опоясал избу

Островерхий забор.

И пошла по засекам

Упрямая весть:

Место городу есть!

Здесь повторяются две метафоры - «город - крепость», «город на слиянии рек».

Коротая охотничьим промыслом век,

На пустынное место пришел человек.

Вытер лоб рукавом, сбросил легкую кладь,

Под руками двуречье, простор, благодать! …

И пошла по засекам упрямая весть:

Место крепости есть!

Место городу есть! ...

Плыл размеренный век по ступеням крыльца,

Люди в узел двух рек завязали сердца!

С годами на месте «изб, опоясанных островерхими заборами», вырастали крупные села и города, которые даже спустя столетия приковывают взоры своей красотой. В стихотворении «По Иртышу» поэт скажет:

И вдруг, словно в сказке,

Заполнилось небо,

Зажглось куполами

Тобольских церквей

С просторами звонниц,

Широких и узких,

Со стрелами башен,

Зубцами Кремля -

С извечных времен

Для татар и для русских

Святые места и родная земля.

В освоении Сибири много значили тракты, т.е. улучшенные грунтовые дороги с верстовыми столбами. Еще в конце ХVI века прокладывали таковые от Верхотурья до Тюмени, а позднее и до Тобольска. К началу ХХ века тракты соединяли города и крупнейшие села на территории нынешней Омской области. С появлением новых дорог движение на старых или на их отдельных участках уменьшилось, а то совсем прекратилось. Об этом рассказано в стихотворении «Забытая дорога». Ею уже не пользуются, по ней «там и тут одуванчики цветут». А когда-то по этой дороге мчались тройки, шли со скарбом погорельцы, вели в острог каторжан. Стихи Т.Белозерова о Сибири - неотъемлемая и значительная часть его творчества.

15 февраля 1986 года перестало биться этого замечательного поэта. Прошли годы, а боль утраты не исчезла. Она так остра еще и потому, что светлые и жизнеутверждающие книги приходят к читателю, а самого Тимофея Максимовича нет. Но Омск не забыл своего выдающегося земляка.

1.3. Город Омск в творчестве других омских поэтов

Образы города Омска как особого Места, рисуемого омскими поэтами, можно условно разделить на две группы. Первые - рисуют город как таковой, город как особую природно-социальную и культурную среду. В этом случае авторы акцентируют внимание на особенностях урбанизированного, искусственно созданного человеком для своих собственных нужд и потребностей ландшафта.

Такой образ города мы встречаем в стихотворении Владимира Гришечко «Гимн города Омска» читаем :

Вырастают жилые кварталы ,

Рядом школы стоят, детсады ,

Стадионы, бассейны, вокзалы ,

Наших памятных будней следы

Красотой удивляют нежданно

Уникальных объектов черты

Хороводят с генплана фонтаны,

Сходные мотивы реализованы в другом его же стихотворении «Города». Данное произведение посвящено Омску (так как упоминаются и Омь и Иртышь), но основной мотив - специфика урбанизированного ландшафта.

Когда у брега Иртыша

Стоишь, любуясь чуть дыша

На вертикали этажей,

Да ленты новых витражей .

Как пара змей, автоармада

Спешит избавиться от чада ,

Но великаны - светофоры

Хватают за руки шофера

А ленты улиц и фасады

Сверкать огнями снова рады .

Лиричное отношение к городу мы встречаем в стихотворении Михаила Сильвановича «Омские улицы» . В данном произведении автор рисует уютный образ города.

Фонари , от снежинок мерцающих, жмурятся ,

Каждый дом золотыми огнями горит .

Я люблю, я люблю наши омские улицы

В этот час, когда светят кругом фонари .

В стихотворении Вячеслава Барыбова «Городу Омску» образ города описан с помощью метафор, на равных звучат две метафоры: «город - крепость», город «над излучиной рек».

Начинал ты как крепость ,

Как защита Руси…

Ты стоишь как картина

Над излучиной рек .

У тебя - исполина

Мотив города на слиянии рек повторяется в стихотворении Виктора Васильева «Омск» :

Иртыш под руку Омку подхватив ,

Лениво плыл под солнцем камышовым…

Валентин Берестов в своем стихотворении «Встреча с Иртышем» описывает характер Иртыша, его природно-ландшафтные характеристики:

С тайгою степь соединяя, задумчива и широка ,

Течешь ты, рыжая, степная, неторопливая река .

Не отражая берег плоский , ты только на небо глядишь,

Пока сибирские березки не подбегут к тебе, Иртыш

В стихотворении Владимира Гришечко «У Иртыша» мы встречаем иную характеристику береговой линии и характера реки.

На краю обрыва

У Иртыш - реки…

Еще один базовый образ нашего города, Омск - «город - сад», город парков и скверов, аллей и бульваров. В данном случае благодатный материал нам предоставляет творчество поэтов советского периода, когда идея города сада была чрезвычайно популярна . В частности, в «Омском вальсе» В. Васильева звучат такие строки:

«Город-сад, ветви яблонь, акаций и кленов.

Город-сад, здесь весной расцветают пионы.

Город мой, здесь сады расцветали над рекой,

Над рекой, тополя стерегут твой покой »

Таким образом, можно констатировать, что в творчестве омских поэтов отражены как природная, так и собственно урбанистическая составляющие. В рамках первой Омск представлен как «город-сад» и «город на реке». В рамках второй компоненты за городом закрепляется образ «города - крепости», промышленного города с развитой инфраструктурой. При этом образ города являет себя в диалектическом единстве «вечного» и «исторического» (постоянно изменчивого) компонентов.

Заключение

В заключение необходимо отметить, что в работе рассмотрено творчество не всех омских поэтов, воспевавших город Омск.

Л. Мартынов одним из первых из сибирских поэтов воспел свой родной Омск, который предстал перед читателями как «город серых заборов и русских печей», город, который может соединять народы, город экзотики, так как расположен он на границе русской Сибири и казахских степей.

В творчестве Т. Белозёрова город Омск предстаёт, как «город - крепость», «город на слиянии рек».

В творчестве других омских поэтов описывается необыкновенная архитектура Омска, его красивый ландшафт, создаётся уютный образ города.

Рисуя образ города, поэты подчёркивают его основные характеристики: Омск - «город - сад», город парков и скверов, аллей и бульваров.

Таким образом, омские поэты описывали свой город с любовью, подчеркивая его особенности, характерные черты, отличающие его от других городов, подчеркивали его связь с сибирской природой, с народом Сибири, отмечали его величавость и красоту.

Список использованной литературы

1. Белозёров Т.М. По нашей реке. - Омск, 1957.

2. Васильев В.Н. Цветы запоздалые: Стихи и поэмы. - Омск, 2005. - С. 81.

3. Горелова Ю.Р. Культурное пространство города: социологический, ландшафтный и антропологический подходы к исследованию // Культурологические исследования в Сибири. - 2007. - № 1. - С. 46.