Раздражения

Занятие составлению рассказа старшей группе. План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи в старшей группе " Составление рассказа из личного опыта " Дом, в котором я живу"

Цели:

Обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт;

Способствовать формированию развёрнутого связного высказывания;

Закреплять навыки фонематического анализа и синтеза.

Развивать у детей логическое мышление и долговременную память;

Развивать умение строить распространённые предложения; относительные прилагательные, сложные слова;

Развивать умение строить высказывание, опираясь на готовый план;

Развивать общую моторику.

Воспитывать нравственные качества;

Формировать положительную установку детей на участие в занятии,

Навыки сотрудничества, самостоятельности и инициативности

Оборудование: схемы для составления рассказов, картинки домов, мяч.

Ход занятия:

Организационный момент .

Чтобы узнать, о чём мы будем сегодня говорить, по первым звукам названий картинок отгадайте слово (дом) .

Вводная часть .

Дома бывают разные, давайте их назовём.

Игра «Назови, какой?» (выставляю картинки)

Цель: образование относительных прилагательных.

Дом из кирпича – (кирпичный),

… из камня – (каменный),

… из дерева – (деревянный),

… из панелей – (панельный).

(Убираю картинки, оставляю одну).

Каких домов не стало?

(Не стало кирпичного дома, деревянного дома, каменного дома)

Остался, какой дом? (панельный) . Из каких частей он состоит?

Что можно о нём сказать, он какой? – многоэтажный, панельный, высокий, светлый, уютный, тёплый….

Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Цель: усвоение антонимов .

Мой дом высокий, а мой дом (низкий).

Мой дом светлый, а мой дом (тёмный).

Мой дом одноэтажный, а мой дом (многоэтажный).

Мой дом большой, а мой дом (маленький).

Мой дом старый, а мой дом (новый).

Мой дом стоит слева от дороги, а мой дом стоит (справа) от дороги.

Мой дом стоит на широкой улице, а мой дом стоит на (узкой) улице.

Объявление темы .

У каждого есть свой дом, где тепло и уютно и всегда нам рады. Вот о таком доме мы сегодня и будем рассказывать.

Беседа по вопросам .

На какой улице стоит ваш дом?

Опишите свой дом так, чтобы его могли представить себе другие люди: сколько в нём этажей, на каком этаже вы живёте, из какого материала построен ваш дом, какая у вас квартира?

Что расположено рядом с вашим домом? (магазин, парк, озеро и т.д.)

Почему возвращение домой для каждого человека это радость?

Кого вы рады видеть у себя дома?

Физкультминутка «Маляры».

Маляры пришли втроём, шагают на месте

Обновили старый дом: изображают «крышу» над головой

Был облезлый, скучный, голый – «красят»

Стал нарядный и весёлый. «крыша» над головой

Составление рассказов .

Мы с вами так много говорили о доме. На какой улице он стоит, что находится рядом с вашим домом. Почему любите возвращаться в свой дом. А теперь глядя на эти схемы, расскажите о своём доме.

Рассказы детей .

(Дети составляют рассказы)

Ваши рассказы я обязательно запишу. А кто не успел рассказать о своём доме, нарисуете его. И мы с вами оформим книгу и назовём её «Дом, в котором я живу».

Итог занятия .

Как вы думаете, смогли бы мы прожить без дома?

Почему каждому человеку нужен свой дом? (ответы и рассуждения детей)


Тема занятия : Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи».

Цель : учить детей составлять рассказ по картине; включить в рассказ описание внешнего вида персонажей, поведения, чувств; закрепить образование существительных с суффиксами -онок, -ёнок.

Ход занятия

Ребята, отгадайте загадку:

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки - ни одной. (еж)

Воспитатель предлагает детям для рассматривания картину «Ежи».

Кто нарисован на этой картине?

Посмотрите внимательно, они все одинаковые?

Что делает ежиха? Ежата?

Что едят ежи?

Зачем ему нужны иголки?

Какая мама-ежиха? (Большая, крупная, смелая, сильная, осторожная.)

Какие ежата? (Маленькие, забавные, трусливые, хорошие.)

Что мама делает? (Заботится о своих детях, кормит их, учит добывать в лесу корм.)

Где живут ежи? (В лесу.)

Посмотрите внимательно на лес. Кто догадался, какое время года изображено? Опишите лес.

На картине изображена целая ежиная семья в осеннем лесу.

Как вы думаете, это дружная семья?

Как вы догадались? (Все вместе, взрослые заботятся о детях, дети учатся повадкам у взрослых.)

Воспитатель дает задание придумать рассказ по картине «Ежи», использовав в нем слова, которые говорили все вместе. Дети вспоминают слова: ежи, ежиха, ежата, осенний лес, заботятся друг о друге, колючие, большая, маленькие, пугливые. Дети рассказывают, воспитатель помогает детям оценить рассказы.

Чей рассказ вам понравился?

Какие слова в рассказе понравились?

Как можно еще начать рассказ?

Как можно закончить рассказ по-другому?

Ребята, вам нравятся ежиха и ежата, изображенные на картине? (Да, нравятся.)

Как вы думаете, ежам понравится, если ребята заберут их из леса домой?

Почему же им не понравится? Ведь мы будем за ними хорошо ухаживать, вкусно кормить, дома тепло, светло, врагов нет - волка, лисы, медведя. (Ответы детей).

Правильно, ребята. Каждому животному лучше всего там, где оно родилось, где оно живет. Животных нельзя забирать из привычного для них места обитания.

- Послушайте стихотворение «Ежинка» В. Осеевой.

В глубокой прохладной ложбинке,

Где летняя травка свежа,

Привольно живется Ежинке,

Единственной внучке Ежа.

Весь день она тихо играет,

Шуршит прошлогодним листом,

Еловые шишки бросает

И дремлет в тени под кустом.

Однажды надвинулась тучка,

Стал ветер деревья качать,

И Ежик любимую внучку

Заботливо вышел встречать.

И вдруг, запыхавшись, зайчишка

Бежит, перепуган до слез.

Скорее! Какой-то мальчишка

Ежинку в корзине унес!

Мелькали березы и елки,

Зеленый кустарник и рожь,

Подняв, как оружье, иголки,

Бежал, ощетинившись, Еж!

В прохладной пыли на дороге

Он след мальчугана искал.

Он по лесу бегал в тревоге

И внучку по имени звал!

Стемнело... И дождик закапал,

Живого следа не найдешь.

Упал под сосной и заплакал

Измученный дедушка Еж!

А дедова внучка сидела

За шкафом, свернувшись клубком.

Она и взглянуть не хотела

На блюдце с парным молоком!

И утром к зеленой ложбинке

Из города дети пришли

И дедову внучку Ежинку

В корзинке назад принесли.

Пустили на мягкую травку.

Дорогу домой ты найдешь?

Найдет! - закричал из канавки

После того, как дети прослушают стихотворение, воспитатель предлагает им придумать диалог дедушки Ежа и Ежинки при встрече в зеленой ложбинке после разлуки.

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные: закреплять навыки составления рассказа с использованием кодов Семадени; закреплять навыки перекодировки кодов Семадени в словесное обозначение с использованием антонимов; упражнять детей в составлении простых распространённых предложений; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем, понимать заданный вопрос.
  2. Коррекционно-развивающие : развивать память, мышление, восприятие, общую моторику.
  3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, умение слушать, анализировать рассказы своих товарищей, воспитывать бережное отношение к диким животным.
  4. Оборудование: корзинка, ёжик, заяц, письмо, коды Семадени, угощение для детей.

Лексическая тема «Дикие животные»

Ход НОД:

1. Орг.момент

— Ребята я нашла корзинку под дверью, (в корзинке ёжик и зайчик, письмо) это не ваша?
— Интересно вам посмотреть, что внутри?

2. Основная часть

— Ой, а тут…, отгадайте загадку Под соснами, под елками
Лежит мешок с иголками.(Еж)

Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы —
Уши больше головы. (Заяц) и письмо.

— «Здравствуйте ребята, меня зовут Старичок-Лесовичок, я живу в сказочном лесу, где случаются разные чудеса.
Ребята, как вы думаете, а животные могут дружить?
Отправляю вам ёжика Пых и зайчика Пух, а так же подсказки по которым вы сможете узнать их историю.
Расскажите историю зайцу и ёжику, и сможете получить лесные гостинцы. Ваш Старичок-Лесовичок.»

— Ну, что ребята хотите узнать историю ёжика и зайчика?

— Сначала давайте попробуем отгадать все подсказки. (проговариваем, совместно с детьми каждое предложение: логопед начинает, ребёнок заканчивает по кодам)

— Вспомните, что обозначает первый код? (ответы детей)
— Низкий, а раз перечёркнут, подберите противоположное слово (ответы детей). Высокий.
— Второй код обозначает цвет. (ответы детей) Зеленый.
— Третий код обозначает качество предмета. (Ответы детей) Колючий перечёркнут, значит (ответы детей). Пушистый.
— И на последнем коде изображена ёлочка, а теперь составьте предложение целиком (ответы детей) Высокая, зелёная, пушистая ёлочка.


Рассмотрим следующую картинку.
— Что обозначает первый код? (ответы детей) Маленький, а перечёркнуто, значит (ответы детей). Большой
— Следующий код обозначает (ответы детей). Худой, а перечёркнут (ответы детей). Толстый
— Следующий код (ответы детей). Коричневый.


Рассмотрим следующую схему. Первый код обозначает (ответы детей) большой, а раз перечёркнут (ответы детей) маленький.
— Второй код обозначает (ответы детей) пушистый, а если наоборот (ответы детей) колючий.


(по аналогии рассматриваем остальные схемы)
— Первый код, если сразу обратить внимание, что он перечёркнут, обозначает (ответы детей) Маленький
-Второй обозначает цвет (ответы детей) серый.
— Третий код не колючий, значит (ответы детей) пушистый.


— На следующей схеме сразу посмотрите на последний код, что изображено? (ответы детей) ягода.
— А теперь давайте её опишем. Первый код обозначает.. (ответы детей) большая.
— Следующий код (ответы детей) красная.
— В третьем коде зашифрована форма (ответы детей) круглая
— Проговорите что у нас получилось? (ответы детей) Большая, красная, круглая ягода.

3. Динамическая пауза

— А теперь немного отдохнём и в лес мы с вами пойдём.

Лиса шла, шла, шла (дети изображают хитрую лису)
И клубнику нашла,
Села, поела и дальше пошла (присаживаются и собирают «клубнику»)

Зайчик скок-поскок, наскочил на кусток (прыгают)
Собрал малинку, поскакал по тропинке (тянуться вперёд, собирают, а потом прыгают)

Медведь шёл, шёл, шёл (изображают медведя)
И рябину нашёл,
Потянулся, оборвал, и дальше пошёл (тянуться вверх, а потом шагают вразвалочку)

— Итак, мы с вам разобрали все схемы, а теперь я буду начинать рассказ, а вы заканчивать с помощью подсказок. Вы должны будете не только правильно закончить рассказ, но ещё и постараться его запомнить.
(логопед начинает предложение, а дети заканчивают, опираясь на коды)

  1. В лесу росла высокая, зелёная, пушистая, ёлочка.
  2. Под ёлкой рос большой, толстый, коричневый гриб.
  3. Мимо ёлки пробегал маленький колючий ёжик.
  4. Он бежал в гости к маленькому, серому, пушистому зайцу.
  5. Ёжик сорвал на поляне большую, красную, круглую ягоду и угостил ею зайца.

— Молодцы! А теперь вы расскажите для наших гостей историю дружбы ёжика и зайца.
(дети рассказывают рассказ самостоятельно)

4. Заключительная часть

— Молодцы, ёжику и зайчику понравилось, что вы расшифровали их рассказ и сумели запомнить его, и им пора отправляться в Сказочный лес, но сначала они хотели бы вас угостить лесными дарами. Отгадайте, что это: маленькая, круглая, чёрная ягода (черника).
(дети угощаются черникой).

— Наше занятие подошло к концу, скажите а могут ли дружить животные в Сказочном лесу?

План - конспект НООД для детей старшей группы по теме

«Составление рассказа-описания «Кукла»

Цели и задачи:

    Учить составлять описательный рассказ.

    Различать существительные единственного и множественного числа.

    Употреблять уменьшительно - ласкательные суффиксы.

    Развивать память, внимание, связную речь.

Ход занятия:

1.Сюрпризный момент.

Педагог спрашивает у детей: «Вы хотите узнать, кто придёт к нам сегодня в гости? Тогда угадайте сами». Ответы детей.

Игра «Да-нет» (ТРИЗ)

Предполагаемые вопросы детей:

Это природный мир? (Нет)

Это рукотворный мир? (Да)

Это одежда? (Нет)

Это Электроприборы? (Нет)

………………………..

Это игрушки? (Да)

В них играют мальчики?

……. и т.д.

Воспитатель показывает детям куклу и говорит, что сегодня в гости к ним пришла кукла Маша. Она идёт в гости к своей подруге на День рождения. Педагог обращает внимание на то, что Маша очень нарядно одета.

2.Составление описательного рассказа о кукле с использованием мнемотаблиц (лицо девочки, знак вопроса, различные материалы, силуэт человека, части гардероба, кукла в коляске, кукла на боку лежит на полке)

Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают.

Кто это?

Как ее зовут?

Из чего она сделана?

Показать части тела куклы.

Что на ней надето?

Что с ней делают?

Как нужно обращаться с куклой?

3. Составление описательного рассказа по цепочке (воспитатель может помогать вопросами).

Пример рассказа: «Это кукла. Ее зовут Маша. Она сделана из пластмассы. Она пластмассовая. У куклы есть голова, шея, руки, туловище, ноги. Кукла нарядная. На ней красное платьице и белые туфельки. Кукла Маша – игрушка. С ней играют. С куклой нужно обращаться аккуратно».

4. Составление описательного рассказа 2-3 детьми.

3.Физминутка.

Игра с мячом. Воспитатель бросает ребёнку мяч и говорит слово в единственном числе, тот отвечает во множественном (глаз – глаза, голова – головы, шея – шеи, ухо – уши, локоть – локти и т.д).

9.Игра «Закончи предложение».

У малыша ушко, а у взрослого…….

У взрослого рука, а у малыша - ………..

У малыша ноготок, а у взрослого - ……..

У взрослого рот, а у малыша - …….

10. Отгадывание загадок.

Двое идут, двое несут, третий говорит. Что это? (ноги, руки, голова).

Один говорит, двое глядят, двое слушают Что это? (рот, глаза, уши).

Итог

Воспитатель говорит о том, что Маше пора на День рождения, она очень рада, что так хорошо с вами поиграла, повеселилась, вы ей очень понравились, и обязательно придёт к вам ещё в гости. Прощается с детьми и уходит (педагог убирает куклу).

Задаёт детям вопросы:

Вам понравилась Маша?

Почему? (дети описывают куклу).

Как мы с не играли? Во что? ..............

Что больше всего понравилось?

Конспект интегрированного НОД по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа»

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Познание, Художественный труд.

Задачи:

1. Познакомить детей с некоторыми особенностями жизни зайца;

2. Учить называть диких животных и их детёнышей.

3. Формировать умение составлять описательные предложения о животном; закрепить терминологию: слово, предложение; активизировать словарь учащихся.

4. Совершенствовать навык изменять имена существительные по числам и родам, изменять существительные по падежам: в именительном, родительном падежах множественного числа;

5. Воспитывать интерес к окружающему миру.

Методические приёмы: игровая ситуация, беседа-диалог, составление рассказа, физкультминутка «Зайцы», продуктивная деятельность детей.

Ход работы:

Организационный момент

Ребята, посмотрите, к нам пришёл гость – заяц. А зовут его Ромка.

У зайчика ушки

торчат на макушке,

Любит он вкусный

листик капустный.

Бегает быстро

и прыгает ловко,

Всё потому, что

ест он морковку!

Беседа с детьми.

Давайте рассмотрим его. Какой он? (шустрый, длинноухий, трусливый, пушистый, косой)

А знаете ли вы, что зайца зря называют трусливым. Если он попадает в лапы хищника, то он так сильно может отталкиваться лапами, что может поранить своего врага. И косым его называют не от того, что у зайца косят глаза. Вовсе нет, с глазами у него всё в порядке. Дело в том, что охотники давным-давно заметили, что заяц прыгает не по прямой линии, а скачками: то вправо, то влево. Потому и назвали зайца косым.

А какая у зайца шубка? (Пушистая, белая, мягкая). Почему зайцу необходимо менять цвет шубки? (Он маскируется, сливается по цвету со снегом, а ещё новая шубка теплее). Но не только зайцы меняют мех. Все звери одевают зимнюю, более тёплую шубку на зиму.

Давайте попробуем составить предложения о зайце. (Составление предложение и последующее деление его на слова).

А может быть, у нас получится составить рассказ о зайце? (Составление рассказа)

А давайте в зайчиков поиграем.

Физкультминутка «Зайцы»

Скачут, скачут во лесочке (прыжки на месте)

Зайцы - серые клубочки. (руки возле груди, как лапки у зайцев, прыжки)

Прыг - скок, прыг – скок (прыжки вперед-назад, вперед-назад)

Стал зайчонок на пенёк. (встать прямо, руки на пояс)

Всех построил по порядку, (повернули туловище вправо, правую руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону)

Стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте. (шаги на месте)

Два! Руками машут вместе, (руки перед собой, движение «ножницы»)

Три! Присели, дружно встали. (присесть, встать)

Все за ушком почесали. (почесать за ухом)

На «четыре» потянулись. (руки вверх, затем на пояс)

Пять! Прогнулись и нагнулись. (прогнуться, наклониться вперед)

Шесть! Все встали снова в ряд, (встать прямо, руки опустить)

Зашагали как отряд. (шаги на месте)

Работа по словообразованию.

И сейчас я приглашаю вас в лес, в гости к зайцам. А может быть, и другие звери нам повстречаются. Идём мы по лесу и встретили …(показать картинку) лису. Давайте поработаем по схеме и назовём, как называется взрослое животное, детёныш и несколько детёнышей (использовались картинки животных)

Лиса (лисёнок – лисята),

Волк (волчонок – волчата),

Утка (утёнок – утята),

Мышь (мышонок – мышата),

Лось (лосёнок – лосята).

(Картинки вывешиваются на магнитную доску)

Молодцы, дети. А давайте поиграем в игру «Кто пропал, кого не стало?»

Правила игры: Дети закрывают глаза, и в это время воспитатель убирает одну из картинок. (Дети открывают глаза и слушают вопрос воспитателя. Необходимо правильно ответить на вопрос. Например: Кто пропал? – пропали волчата. Кого не стало? – не стало волчат.)

Молодцы, ребята.

Практическая деятельность – конструирование из бумаги.

А сейчас нашему зайке пора бежать домой, но я предлагаю самим сделать сувенир для себя: зайку из бумаги. Он вам будет напоминать о сегодняшнем путешествии. (Дети делают зайца: тело выполняется из прямоугольного листа бумаги, который сворачивают в цилиндр и склеивается. К такому цилиндру приклеиваем уши и лапки. Рисуем фломастером мордочку)

Посадим зайчат на полянку и полюбуемся на них.

Благодарю за работу!