Микозы

Флаг мор. Андреевский флаг - история создания, значение

Военно-морской флаг России был утверждён 21 июля 1992 года и регламентирован корабельным уставом Военно-морского флота Российской Федерации.

Флаг представляет собой прямоугольное полотнище белого цвета с Андреевским крестом темно-синего цвета.

Флаг имеет пропорции 2:3.

Флаг ВМФ РФ включён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под номером 6.

Флаг символизирует государственную принадлежность корабля, а также готовность защищать интересы России на водных просторах.

Флаг схож с флагом Шотландии. Фактически флаги являются инвертированными версиями друг друга, хотя известно, что флаг Шотландии появился раньше флага ВМФ России.

Флаг использовался с начала XVIII века. Пётр Первый сделал восемь эскизов (проектов) флага. Описание восьмого проекта флага: "Флаг белый, поперёк этого имеется синий Андреевский крест, коим Россию окрестил он ". Таким образом, флаг берёт своё начала с периода 1699-1712 годов и до 1917 года.

После 1917 года флаг с Андреевским крестом не использовался на территории РСФСР и СССР.

Андреевский флаг в религиозных учреждениях

Флаги ВМФ России располагается в Морском Никольском соборе, расположенном в г. Кроштадт.

Морской Никольский Собор задумывался как храм и как памятник всем погибшим морякам России. Внутри храма расположились чёрные и белые доски, сделанные из мрамора. На чёрных расположены имена офицеров, погибших в боях, а также при исполнении служебного долга; нижние морские чины расположены не по именам, были помещены общим числом, исключая тех, кто совершил подвиг. На белых досках из мрамора, были расположены имена священнослужителей, служивших на судах ВМФ и погибших на воде.

Исторические флаги ВМФ России

Флаги ВМФ СССР

Флаг был утверждён 27 мая 1935 года и отменён 26 июля 1992 года. Флаг представлял собой прямоугольное полотнище с горизонтальной полосой голубого цвета в нижней части флага. Ближе к древку располагалась пятиконечная красная звезда. В другой стороне размещались пересечённые молот и серп красного цвета. Флаг имел соотношение сторон 2:3. За время существования СССР, флаг ВМФ СССР изменялся трижды.

Исторические военно-морские флаги СССР

Источники

  • Корабельный устав ВМФ. Глава 15.
  • Корабельный устав Военно-Морского Флота СССР.
  • Приказ по флоту от 11 сентября 1923 г.
  • Приказ Революционного Военного Совета Республики от 6 сентября 1923 г. № 1981.
  • Федеральный закон от 29.12.2000 № 162-ФЗ "О знамени Вооружённых Сил Российской Федерации, знамени Военно-Морского Флота, знамёнах иных видов Вооружённых Сил Российской Федерации и знамёнах других войск".
  • Указ Президента РФ от 21 июля 1992 г. № 798 "О военно-морских флагах и вымпелах Российской Федерации".
  • Фотографии принадлежат порталу сайт.

Расположение флагов и вымпелов на современном корабле

  1. Кормовой флаг - , поднимаемый на кормовом флагштоке или на гафеле. Это основной символ корабля и один из главных символов государства, равный по значению государственному флагу. Кроме основного военно-морского флага существуют также особые - гвардейский, орденский. флаги вспомогательных, гидрографических и поисково-спасательных судов ВМФ. пограничные флаги, флаги кораблей береговой охраны. Как правило, в основе всех этих полотнищ лежит рисунок кормового флага ВМФ.
  2. Стеньговые флаги , раз­меры которых значительно ус­тупают размерам кормовых, поднимаются на стеньгах ко­рабля (стеньгой на парусном флоте назывался деревянный брус, завершающий мачту). Условно их можно разделить на служебные , должностные , сигнальные .

Кормовой флаг ВМФ России

  • Служебными яв­ляются флаги какой-либо госу­дарственной военизированной организации, поднимаемые как определители судов этой службы (кормовой же флаг корабля имеет другой рису­нок).
  • Должностные флаги это символы, поднимаемые на кораблях во время присут­ствия на их борту флагманов или других лиц, которым при­своены особые отличительные флаги.
  • Сигнальные служат для передачи команд флагманом подчиненным ему командирам, дня подачи сигналов или пере­говоров между судами.

3. Гюйс (от голландского слова geus - нищий, которое Петр Великий прочитал как «гюйс») - флаг, поднимаемый на носовом флагштоке (гюйсштоке) корабля. Имеет меньшие размеры, чем кормовой флаг. Являясь также и флагом морских крепостей, означает, что военный корабль есть неприступная крепость.

4. Шлюпочные флаги в ВМФ не имеют сегодня индивидуального рисунка и не используются как специальные должностные символы уже со второй половины XIX в. Однако ранее это был особый флаг, означающий ранг флагмана, находящегося в шлюпке, и поднимался он на ее носовом флагштоке (на кормовом флагштоке помещался корабельный флаг).

5. Вымпел означает ныне, что боевой корабль находится в компании, т. е. полностью укомплектован командой, боевыми и прочими припасами и готов к выполнению боевой задачи. Полотнище вымпела может быть коническим (треугольным) или иметь коническую или прямую ленту, завершающуюся на конце двумя косицами. У шкаторины часто помещается головка, играющая роль крыжа.

6. Рейд-вымпел поднимается на корабле - официальном местопребывании должностного лица, которому брейд-вымпел присвоен.

7. специальные флаги глав государств, поднимаемые на военном корабле во время посещения его королем, президентом и т. п. Обычно поднимается на грот-мачте, но иногда оказывается и на месте кормовою флага.

Военно-морские флаги России

Россия долгое время не имела морского флота, так как не имела выхода к морям. Обеспечение России морским побережьем и строительство флота - задачи, которые впервые удалось решить только Петру I.

Правда, в 1667-1669 годах, в царствование Алексея Михайловича иностранными мастерами был построен первый русский корабль «Орел», которому предстояло плавать по Волге и Каспийскому морю. До моря этот корабль не дошел, так как попал в руки разинцев и был ими сожжен, однако, известно, что на корабле были вывешены флаги белого, синего и красного цветов. Те же цвета выбрал для своего вновь построенного флота Петр I.

Наряду с общеизвестным бело-сине-красным флагом Петром также был учрежден Андреевский флаг - белый с косым голубым крестом.

Первоначально и бело-сине-красный, и Андреевский флаги равно использовались на военном и гражданском флоте. Разделение флагов на военно-морской и торговый произошло лишь в 1705 году.

При Петре I также появился российский гюйс, основу которого составил голубой Андреевский крест, помещенный на красном полотнище и дополненный прямым узким белым крестом.

Кормовой Андреевский флаг и гюйс с тех пор оставались неизменными флагами Военно-Морского Флота России вплоть до 1917 года.

Для кораблей, отличившихся в сражениях, со временем были введены особые Георгиевские флаги и вымпелы. На них в центре Андреевского креста помещалось изображение Георгия Победоносца в красном щитке.

После Октябрьского переворота 1917 года часть кораблей остались под Андреевским флагом, но некоторые подняли красные флаги. В годы Гражданской войны и интервенции большинство кораблей всех флотов было захвачено интервентами. Те же корабли, которые оставались под властью советского правительства, несли государственный флаг - красный с желтой надписью «Российская Социалистическая Советская Федеративная Республика».

29 сентября 1920 г. ВЦИК издал постановление, в соответствии с которым Военно-морским флагом Советской республики стал «красный флаг с якорем, красной звездой посередине его и белыми буквами «РСФСР» в верхней части якоря». Якорь был синим, а сам флаг имел две косицы.

В 1924 году в связи с образованием СССР, была утверждена система военно-морских флагов. Военно-морским флагом стало красное полотнище с белым кругом и восемью лучами (солнцем), в центре которого была изображена красная пятиконечная звезда с серпом и молотом.

Гюйс был очень схож с дореволюционным, но в центре его также помещался белый круг со звездой, серпом и молотом.

Особые флаги были утверждены для различных видов судов и для должностных лиц.

Для вспомогательных, портовых, гидрографических и лоцмейстерских судов были установлены синие флаги с морским флагом в крыже. Флаг пограничных судов впервые приобрел зеленый цвет.

27 мая 1935 года Военно-морской флаг был изменен и приобрел тот вид, в котором он просуществовал до распада Советского Союза. Это было белое полотнище с голубой полосой вдоль нижней кромки и с изображением красных серпа и молота и пятиконечной звезды.

Гюйс также изменился - он стал представлять собой красное полотнище с белым контуром пятиконечной звезды и серпа, и молота внутри нее.

Под этими флагами флот СССР сражался во время Великой Отечественной войны. 21 июня 1942 года для кораблей, отличившихся в боях, был установлен гвардейский Военно-морской флаг с изображением Георгиевской ленты. По сути, это было возрождением старого Георгиевского флага.

Во второй половине ХХ века облик флагов военно-морских судов и флагов командующих неоднократно менялся, как менялась и сама структура флота и наименования должностей, однако сам кормовой Военно-морской флаг остался неизменным.

После распада Советского Союза остро встал вопрос о символике российской армии и флота. Естественно, что при выборе флага для Военно-Морского Флота предпочтение было отдано историческому, успевшему прославиться на протяжении более чем двух веков, Андреевскому флагу. Указом Президента России от 21 июля 1992 года были восстановлены исторические российские Военно-морской флаг и гюйс. В целом же, система военно-морских флагов осталась, по большей части, прежней. Военно-морской флаг СССР в крыже был там просто заменен Андреевским.

День Военно-морского флота является одним из самых любимых народных праздников. Не последнюю роль в этом играет визуальная составляющая: моряки в красивой парадной форме, величественные корабли на рейдах, реющие на ветру флаги.

За каждой флотской традицией стоит трудный опыт и неповторимый исторический путь России. То же самое можно сказать о символах нашего флота и главном из них - Андреевском флаге. О его истории, о смыслах и образах, которые олицетворяет собой синий косой крест на белом поле, ТАСС рассказал доктор исторических наук, старший научный сотрудник НИИ (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ Михаил Монаков.

У истоков традиции

Обычай поднимать на кораблях флаги зародился, когда флот был парусным. Тогда любой выход в море мог стать последним - корабли погибали от непреодолимых природных сил, войны на море велись десятилетиями, а в перерывах между ними на морских путях промышляли пираты. Уже тогда это имело не только функциональное, но и важнейшее политическое и ритуальное значение. Внешний вид флага, его символика должны были воздействовать на сознание и настроение моряков таким образом, чтобы поддерживать в них веру в покровительство высших сил, в могущество своего государя и своей страны, убеждать, что осененный им человек сильнее любого врага и морской стихии.

Практическое значение флагов в эпоху парусного и в начале эпохи парового флота очевидно. Тогда еще не было аппаратуры опознавания "свой-чужой", за горизонтом корабли друг друга не видели, из-за чего вероятность внезапной встречи с врагом или "джентльменами удачи" была высокой

Михаил Монаков

Поэтому до определенного времени даже "купцы" - коммерческие суда - ходили вооруженными. В море на сближение шли с некоторой опаской: прежде чем решиться на это, надо было установить, не приведет ли такая встреча к тяжелым последствиям. Ведь даже между формально не воюющими государствами отношения порой были таковы, что при удобном случае они не стеснялись захватывать корабли и суда друг у друга. Уклониться от опасного сближения, оторваться и уйти от преследования можно было, только вовремя различив флаг встречного корабля.

Рождение флага

До конца XVII века государственная символика в России находилась в зачаточном состоянии. Ее применение носило ограниченный характер, причем для обозначения принадлежности частных грузовых и промысловых судов, ходивших по внутренним путям и морям Русского Севера, она не использовалась.

Регулярный военный флот в России появился благодаря Петру Первому и его сподвижникам. Параллельно с созданием флота формировалась и его символика.

Из Западной Европы в Россию пришло разделение флагов военного и коммерческого флота по внешнему виду и статусу. Сегодня по этому признаку можно выделить государства, морские традиции которых восходят к Средневековью, кодексу рыцарства и рыцарской символике. Во главе этого списка - Великобритания. Подобное разделение существует и в морских государствах, исторически связанных с британской короной, и в некоторых других странах, например, в Японии, флот которой в конце XIX столетия строился по британскому образцу.

У Нидерландов, Франции и США такого разделения нет - и на кораблях, и на гражданских судах в качестве главного символа национальной принадлежности используется государственный флаг.

Достоверные и привязанные ко времени эскизные изображения флагов, на основе которых впоследствии сложились внешний вид и основные элементы символики российского государственного флага, флагов военного и торгового флота, относятся к 1698–1699 годам. Именно тогда Петр Первый возвратился из Англии, где изучал морское дело

Михаил Монаков

старший научный сотрудник НИИ (военной истории), доктор исторических наук

Есть основания предполагать, что за образец флагов, изготовленных для русских кораблей и судов, которые участвовали в первом и втором Азовском походах, был взят слегка измененный голландский. Три цвета - белый, синий и красный - присутствуют в государственной символике многих стран. Это очень яркое сочетание, легко воспринимаемое визуально и запоминающееся.

"Флаги русских кораблей были трехцветными, но каким образом эти цвета располагались в виде каких-то геометрических фигур, вертикальных или горизонтальных полос, достоверно судить мы не можем. На гравюре голландца Адриана Шхонебека русские корабли несут кормовые и носовые флаги, крестами (предположительно синего цвета) поделенные на прямоугольники (предположительно белого и красного цвета), расположенные в шахматном порядке. Но эти гравюры были выполнены не с натуры, а по словесным описаниям участников похода, и доверять им нельзя", - поясняет Монаков.

Первые изображения Андреевского креста на морских флагах также появляются не ранее 1698 года. Очевидно, что они связаны с первой наградой Российской империи - орденом Святого апостола Андрея Первозванного, который учредил Петр. Основа символики этого ордена - синий или лазоревый косой крест, на котором якобы был распят апостол, первым принявший учение Иисуса Христа и последовавший за ним.

В британском флаге, или, как его называют, "Юнион Джеке", который также очень понравился Петру, соединены три креста - британский Георгиевский (красный на белом поле), шотландский Андреевский (белый на синем поле) и позднее - косой красный крест Святого Патрика, чтимого в Ирландии.

Первые эскизы российского Андреевского флага, приписываемые Петру Первому, свидетельствуют о том, что царь пытался наложить на триколор косой синий крест, но такое изображение очень плохо читалось.

И тогда первый российский император пошел по пути минимализма - оставил лазоревый Андреевский крест на белом поле. Это был очень функциональный подход - сделать флаг хорошо видным, читаемым и при этом отличающимся от других.

Создание легенды

Система флагов Российского государства создавалась на протяжении примерно 20 лет. Впервые она описана в "Морском уставе воинском", который был издан в 1720 году. "Вводная глава этого устава открывается словами "Флот есть слово французское". Но дальше идет предыстория русского флота. Подразумевалось следующее: хотя и создан этот флот не так давно, но его история и традиции не менее древние и славные, чем у ведущих морских держав того времени", - поясняет Монаков.

В этой главе "Морского устава" говорится о том, что первая попытка создания в России регулярного флота была предпринята еще при царе Алексее Михайловиче - отце Петра Первого, однако намного раньше, за несколько веков до создания британского флота, русские выходили на своих судах в моря, участвовали в морских сражениях. Очевидно, что все это соотносилось с идеей старца Филофея о том, что "Москва - Третий Рим, а четвертому не бывать".

Основой государственной идеологии любой европейской страны того времени являлось христианство. Русь приняла его в IX веке, однако, согласно преданию об Андрее Первозванном, уже в I веке он принес его на земли восточных славян и, проповедуя учение Христа, прошел путь от места, где впоследствии возник Киев, до острова Валаам на Ладожском озере.

"В кругу сподвижников Петра был архиепископ Феофан Прокопович - один из крупнейших деятелей русского православия конца XVII - начала XVIII столетия. По некоторым данным, он является соавтором вводной главы к "Морскому уставу". Я допускаю, что именно он внушил Петру идею сделать символом Военно-морского флота России Андреевский крест", - отмечает Монаков.

История гюйса

В начале XVIII века в систему российской государственной символики вошла видоизмененная реплика британского "Юнион Джека" - это носовой корабельный флаг - гюйс.

С практической точки зрения его появление объясняется тем, что при определенном ракурсе кормовой флаг корабля, идущего под всеми парусами, не был виден. Сначала его стали дублировать таким же флагом, поднимавшимся на носовом флагштоке, а затем, очевидно, чтобы подчеркнуть особую роль кормового флага, вместо носового Андреевского стали использовать гюйс. Будучи поднятым на грот-мачте (самой высокой на парусном корабле), он выступал в качестве "кейзер-флага" - символа власти главнокомандующего флотом, а также использовался в качестве флага для морских крепостей.

Символом верховной власти стал "царский" штандарт - прямоугольное полотнище с черным орлом на желтом фоне. Его поднимали, когда на борту присутствовала царствующая особа.

До конца XVIII столетия гюйс и Андреевский флаг поднимали на всех кораблях и судах русского флота независимо от их размеров и вооружения. Позднее гюйс стал исключительной принадлежностью наиболее крупных и мощных из них - кораблей первого и второго рангов. Первоначально они несли этот флаг и на ходу, а затем его стали поднимать только во время стоянки на якоре, бочке или швартовах

Михаил Монаков

старший научный сотрудник НИИ (военной истории), доктор исторических наук

В бою, кроме главного (кормового) флага, который на ходу корабли отечественного флота несли на гафеле (рее, которая устанавливалась в диаметральной плоскости, перпендикулярно или под углом к мачте), на свободных от других флагов и вымпелов мачтах поднимались стеньговые. Таким образом, если бы какой-то из Андреевских флагов в бою был сбит, оставался хотя бы один из них, и корабль не мог оказаться в ситуации, внешне напоминавшей сдачу.

Георгиевский флаг

В России существовала особая - почетная версия Андреевского флага, но за два столетия дореволюционной истории отечественного флота его заслужили только два корабля, команды которых в бою проявили массовый героизм и высокое воинское искусство.

Внешне он выглядел точно так же, но в центре лазоревого косого креста помещался герб Великого княжества Московского - святой Георгий, поражающий змея, на червленом (красном) поле. Этот флаг был учрежден в 1813 году и вручен Морскому Гвардейскому экипажу, воевавшему в составе Гвардейского корпуса в 1812 году и в Заграничном походе русской армии 1813–1814 годов. По указу императора Александра Первого экипаж был награжден за победу в сражении под Кульмом.

Впоследствии император повелел поднимать Георгиевские Андреевские флаги на всех кораблях, причисленных к Гвардейскому экипажу. Первым его получил линейный корабль "Азов", отличившийся в Наваринском сражении. Примечательно, что в то время на нем служили молодой лейтенант Павел Нахимов, мичман Владимир Корнилов и гардемарин Владимир Истомин, а командовал "Азовом" один из величайших русских адмиралов, первооткрыватель Антарктиды Михаил Лазарев

Михаил Монаков

старший научный сотрудник НИИ (военной истории), доктор исторических наук

Вторым кораблем, получившим Георгиевский флаг, был знаменитый бриг "Меркурий", запечатленный на картине Ивана Айвазовского. В 1829 году под командованием капитан-лейтенанта Александра Казарского этот 20-пушечный бриг дерзнул вступить в бой с двумя линейными турецкими кораблями, на каждом из которых было по 80 пушек.

Потом Георгиевский флаг по наследству перешел к названным в честь этих двух героических кораблей крейсерам "Память Азова" и "Память Меркурия".

Флаги расцвечивания

Во время праздника каждый корабль от носа до кормы традиционно украшен сигнальными флагами (расцвечивания). Первоначально они предназначались для связи между кораблями в бою или походе - передачи сигналов, с помощью которых флагман управлял своей эскадрой. Сначала их поднимали на флагманском корабле, а затем сигнал репетовали (повторяли) впереди идущие корабли и следующие в кильватере.

Если соединение было многочисленным, для ускорения передачи флажных сигналов назначались репетичные корабли. Они выходили из строя, шли параллельным курсом, повторяли сигналы за флагманом, и в этом случае их могли наблюдать одновременно с нескольких кораблей эскадры, что значительно сокращало время выполнения приказаний командующего

Михаил Монаков

старший научный сотрудник НИИ (военной истории), доктор исторических наук

Обычно сигналы были трехфлажными. Многовековой морской опыт говорит о том, что более трех символов человек на соседнем корабле не в состоянии воспринять быстро и однозначно. В отечественном флоте каждый сигнальный флаг имеет название и значение, совпадающее с названием и значением соответствующей буквы старославянского алфавита: "аз", "буки", "веди" и так далее.

Со временем эти яркие флаги, которые использовались по прямому назначению и в торжественных случаях (например, при высочайших смотрах), стали применяться и в качестве праздничного украшения кораблей - флагов расцвечивания. При этом строгое правило гласит, что тогда они "набираются" без всякой системы, чтобы случайно не сложилось такое их сочетание, которое могло быть истолковано как сигнал, подлежащий исполнению. Исключаются и те, которые внешне похожи на флаги других государств (такие в наборе сигнальных флагов есть).

В темное время суток флаги расцвечивания сменяются праздничной иллюминацией. Этот обычай существует с тех пор, как после заката солнца во время государственных праздников на военных кораблях стали зажигать гирлянды фонарей, подвешенные на мачтах, а между ними помещать светящиеся изображения в виде государственного герба или императорского вензеля.

Традиции живы

Все главные морские символы перешли от парусного флота к паровому практически в неизменном виде. Унаследовал он и особый воинский ритуал - подъем кормового Андреевского флага и гюйса (на тех кораблях, которым он положен по рангу). Прежде этот церемониал проводился одновременно с восходом солнца, а теперь по расписанию, в восемь утра.

Утренняя церемония подъема флага всегда была очень торжественной. В чем-то она была сродни литургии, которая на кораблях старого флота начиналась словами: "На молитву! Шапки долой!" А перед подъемом флага звучала команда: "Шапки долой! Флаг поднять!"

После революции Андреевский флаг отменили, а вот гюйс служил в почти неизменном виде еще некоторое время. Самое интересное, что внешний вид первого военно-морского флага РККФ (или Морских сил Рабоче-крестьянской Красной армии СССР - прим. ТАСС), существовавший до 1935 года, перекликается с гюйсом - там есть элементы и Георгиевского креста, и Андреевского.

Примечательно также, что у советского военно-морского флага, введенного в 1935 году, основные цвета - белый и синий - те же, что и у Андреевского флага. Добавились только яркие красные элементы - звезда, серп и молот.

"Современный ритуал подъема и спуска флага на российских боевых кораблях отличается от ритуалов на флотах других стран. Это отголоски старого, императорского флота. Носить в море флаг на гафеле, а не на корме - также русская традиция", - добавляет Монаков.

Когда в 1992 году на российских кораблях вновь подняли Андреевский флаг, то это стало символом неразрывности дореволюционных и советских традиций отечественного Военно-морского флота. Сегодня статус этого флага стал еще выше - он законодательно приравнивается к боевому знамени, являясь символом героизма, доблести и чести многих поколений русских моряков.

Подготовила Анна Юдина

День Андреевского флага


11 декабря в России отмечается День Андреевского флага. В обзоре Военпро - история военно-морского Андреевского флага. Также есть возможность купить Андреевский флаг и другие товары с символикой морского флага России.

История создания Андреевского флага

Обязательным государственным атрибутом является флаг, который создается на основе сочетания разных цветов и символов. Но свои собственные знамена есть и у других административно-территориальных единиц, международных организаций, правительственных учреждений и воинских формирований.

Для армии флаг не просто играет символическую роль, а является одним из главных элементов существования боевой единицы. В былые времена потеря боевого знамени могла привести к роспуску всей части, которая не смогла уследить за своим флагом.

История создания русского военно-морского флота связана с Петром Великим, который после своего путешествия по странам Европы принял решение о необходимости формирования сильной армии на море.

Для нового боевого соединения требовался свой флаг, поэтому император лично занялся его разработкой. Всего было отрисовано 8-мь вариантов, из которых выбрали самый удачный. Фактическая история Андреевского флага на Руси берет свое начало 11-го декабря 1699-го года.

Вначале на стяг был просто добавлен Андреевский крест, а полный переход на флаг в привычном виде состоялся в 1712-ом году, после чего его использовали на всех суднах русской эскадры.

Стоит отметить, что Андреевский крест уходит корнями в далекое прошлое, связанное с религиозными событиями. Дело в том, что один из апостолов - Андрей Первозванный - был казнен через распятие на косом кресте, после чего его стали именовать Андреевским.

Данный символ весьма популярен в геральдике и часто используется на флагах в различных вариациях. Его можно увидеть на полотнищах Ямайки, Великобритании, Шотландии, Австралии, Британских территорий, различных региональных объединений и организаций.

Окончательно утвердив русский Андреевский флаг, император молвил такую фразу: «Флаг белый, через который синий крест Святого Андрея того ради, что от сего апостола приняла Русь святое крещение».

Именно под этим знаменем императорский флот одержал большое количество славных побед и совершил массу героических подвигов. За всю историю сражений, коих наберется несколько десятков, Андреевский флаг был спущен командой лишь дважды.

Впервые добровольно капитулировал фрегат «Рафаил», сдавшись на милость турецкой эскадре в мае 1829-го года, а во второй раз сдались сразу 5-ть кораблей в период Цусимского сражения Русско-японской войны.

Важность знамени для флота свидетельствует тот факт, что в напутственном слове перед битвой командир корабля говорил в конце фразу: «С нами Бог и Андреевский флаг!» Защищать знамя нужно было до последнего, а, в крайнем случае - уничтожить, но не отдать в руки врага.

Андреевский флаг в СССР

Андреевский флаг ВМФ утратил свой официальный статус в 1917-ом году после революции. Но до 1924-го года его использовали корабли мятежных белогвардейцев, которые сражались за восстановление монархии. В советские времена все символы императорской России находились под запретом.

В ВОВ под Андреевским флагом сражалась коллаборационистская армия генерала Власова. Из-за этого частью населения белое полотнище, перечеркнутое синим крестом воспринимается негативно. Но здесь стоит отметить, что просто не все знают истинного происхождения и значения этого символа.

День Андреевского флага России


Военно-морской Андреевский флаг после распада СССР был возвращен русскому флоту 17-го января 1992-го года. Примечательно, что за день до этого состоялась встреча глав держав СНГ, на которой было принято совместное решение вернуть на корабли исторические знамена.

21-го июля 1992-го года был подписан соответствующий указ Президента РФ об использовании Андреевского флага всеми боевыми единицами ВМФ.

Праздник Андреевского флага было решено отмечать 11-го декабря, чтобы отдать должное его создателю. Для населения в целом этот день проходит практически незаметно, но на флоте дата является одной из главных в году.

Все моряки поздравляют друг друга с праздником, а на кораблях подают торжественные обеды. Также командование проводит лекции по истории русского флота, чтобы поднять боевой дух личного состава и показать, что они могут гордиться своими предками.

Морской Андреевский флаг реет не только на кораблях флота, но и над кронштадтским маяком. Именно этот город-порт является колыбелью русского флота, так что здесь вопреки сложившейся традиции используются не региональные символы, а военное знамя.

Хотя на самом флаге города нет никаких символов, связанных с Андреевским крестом, никто из горожан не возражает против такого символизма.

Где купить символику с Андреевским флагом?

Купить подарки с Андреевским флагом можно в военторге Военпро. Интернет-магазин предлагает богатейшую коллекцию аксессуаров с принтами русского военного флота.

Здесь можно найти тематические футболки, толстовки, пайты, головные уборы и массу других элементов одежды. Все изображения наносятся при помощи современных технологий, так что могут выдерживать многочисленные циклы стирки и не терять своего первоначального вида под воздействием внешних факторов.

Доставка осуществляется в любой город мира, а способ оплаты клиент может выбрать из многочисленных вариантов.

В продаже имеются и другие сувениры с Андреевским флагом. Например, можно приобрести флягу, брелок, зажигалку и много-много других полезных изделий, которые будут иметь практическое применение.

Любой моряк с удовольствием примет в дар подобную вещь, которая всегда будет напоминать ему о принадлежности к морской стихии. Даже на берегу он всегда будет помнить о бескрайних синих просторах.

Сам флаг тоже продается в Военпро, причем можно выбрать размеры от небольшого флажка на стекло в автомобиль, до огромного стяга, который можно поставить во дворе своего дома.