Микозы

Как сатана искушает верующих. Сферы, где искушает дьявол

Служение Иисуса началось не с исцелений и освобождений, но с пустыни, где его искушал дьявол. Это не был выбор Иисуса, это был выбор Святого Духа. До того, как Иисус наполнился Святым Духом, он жил как все люди того времени и занимался своей работой. Но, после Иордана все изменилось. Дух Святой повел Иисуса в пустыню, где ему предстояло встретиться с искушениями дьявола. Дьявол искушал его не только в конце поста, но все сорок дней.
Лук.4:1-2 Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал.
Иисус смог противостать всем искушениям - в итоге Он получил силу Святого Духа. Именно благодаря этой силе происходили великие вещи в Его служении.
Лук.4:13-14 И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени. И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране.
Чаще всего, когда мы проходим трудные времена мы не понимаем, что это работа Святого Духа. Мы склонны думать – это дьявол нас привел в пустынное место. Нет, на примере Иисуса мы видим, что Дух повел Иисуса в место искушения, где дьявол Его и искушал. Но какова цель? ДАТЬ НАМ СВОЮ СИЛУ! Бог сам приводит вас в такие места, где вы сможете сразиться с дьяволом. Противостав его искушениям – мы получаем в награду силу Святого Духа. Тем более, победить не трудно, потому что мы противостоим не своей силой, а Божьим словом.
Наше дело правильно и быстро противостать искушению, применив подходящее библейское слово. Чаще попадая под искушения, мы начинаем гнать дьявола, связывать или просто роптать на Бога за это. Но Бог позаботился уже обо всем. Он дал нам писание, которым мы должны противостоять. Наши силы и мудрость не помогут, но слово Бога имеет силу против всех искушений. Это сделал и Иисус.
… написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим… написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. …сказано: не искушай Господа Бога твоего.
Ниже мы предлагаем некоторые примеры, как противостоять искушениям дьявола при помощи мест из писаний. Помните, чем больше мы противостанем всяким искушениям, тем меньше мы попадаемся в них. Пришла мысль сделать что-то неправильное – начинайте произносить в слух место из писания противоположное этому искушению. Дьявол отойдет от вас. Если вы не противостанете тем, что написано, то вы попадете в искушение и согрешите. Противостать, это наш выбор!

некоторые примеры искушений дьявола и противостояний из Божьего слова

На каждое искушение есть ответ в Библии, просто нам необходимо найти его. Нам важно учить и запомнить наизусть ключевые места писаний, чтобы в любое время суток и в любом искушении, мы смогли легко противостать дьяволу и победить. Не противостав искушению - мы согрешим, противостав - получаем силу Духа

Искушения относительно Бога.

Искушения дьявола: Противостояния в Библии:
-Бог давно уже оставил тебя…
- ты забыл Бога, и Он тебя уже забыл…
- ты Богу больше не нужен…
- у Бога много дел, Ему не до тебя…
Ис.49:15 Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя.
- Бог тебя больше не любит…
- Он не может любить таких грешников
- Бог любит других больше, чем тебя…
Иоан.16:27 ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога.
Матф.9:13 пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
- Бог не простит тебе этот грех снова…
- Богу не нужно лицемерное покаяние
- Жди теперь воздаяния за свой грех…
- Бог не собирается тебя прощать…
1Иоан.1:9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи нашии очистит нас от всякой неправды.
- не молись, это уже не поможет…
- Ты сам виноват и уже не проси Бога
- Бог не ответит из-за твоего греха…
Иер.33:3 воззови ко Мне - и Я отвечу тебе, покажу тебе великое и недоступное, чего ты не знаешь.

Искушения относительно Иисуса.

Искушения дьявола: Противостояния в Библии:
- это был просто человек, вот и все…
- у каждого народа был свой кумир…
- Иисус жил, умер, и все закончилось…
- кому ты молишься, Он давно умер…
- это просто хорошая легенда…
- ты в грехе и никто тебе не поможет…
Рим.14:9 Ибо Христос для того и умер, и воскрес и ожил чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми.
Рим.8:34 Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.
- ты не сможешь воскреснуть …
- ты умрешь, как и все, вот и все…
- ты видел хоть одного воскресшего …
- может Христос и воскрес, а ты причем
- ты не праведник, чтобы воскресать…
1Кор.6:14 Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею. 1Фесс.4:14 Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.
- сила есть не только у Иисуса…
- христианство не такое уж и сильное…
- бесы - они сильные и страшные…
- у тебя нет силы, ты не изгонишь беса
- не думай, что Иисус тебе поможет…
Фил.2:9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних.
Лук.10:19 Се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам

Искушения относительно Святого Духа.

Искушения дьявола: Противостояния в Библии:
- разве можно заполучить Святой Дух…
- Бог сам решает - кому давать…
- ты думаешь попросил, и дадут тебе…
- Дух дается только для послушных…
Лук.11:13 Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.
- Он уже давно оставил тебя…
- к таким как ты Он не возвращается…
- видишь, ты его уже не чувствуешь…
- Бог забрал Дух от тебя за твои грехи…
- ты очень грязный сосуд для него…
2Кор.1:22 Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.
Иоан.3:8 Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

Искушения относительно Церкви.

Искушения дьявола: Противостояния в Библии:
- зачем ходить в церковь - дома Бог есть
- ты же в грехах, зачем тебе туда идти…
- там собираются такие же лицемеры…
- тебе даже не о чем говорить с другими
- все ходят ради своей выгоды…
1Иоан.1:7 если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха.
- все равно ты ничего не получишь…
- дома больше помазание, чем в церкви
- душно, стулья твердые, долго поют…
- на улице холодно, жарко, дождливо…
- ты итак с Богом, зачем идти в церковь
Пс.132:1 Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! [Это] - как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду Ааронову, стекающий на края одежды его;
- все на тебя будут смотреть, ты в грехе
- как ты посмотришь в глаза пастору…
- а если туда придет тот человек, и …
- тебя точно спросят, и что ты ответишь
Пс.117:6 Господь за меня - не устрашусь: что сделает мне человек?
Иак.4:6 Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Искушения относительно других людей.

Искушения дьявола: Противостояния в Библии:
- они не справедливо поступили с тобой
- они не понимают тебя совсем…
- они не хотят тебе помочь…
- посмотри - они притворяются все…
- им не важны твои проблемы…
1Иоан.3:14 Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца;
- ты же лучше других, это правда…
- ты знаешь лучше писание, чем они…
- эту проповедь ты сказал бы лучше…
- она совсем не умеют петь…
- если бы ты был лидером, было бы….
Мар.9:35 кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою.
Лук.14:11 ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Искушения относительно семьи.

Искушения относительно здоровья.

Искушения дьявола: Противостояния в Библии:
- у тебя нет веры для исцеления…
- твои болезни из-за плохой экологии…
- это наследственные болезни…
- ты уже молилась, не трать зря время…
- не тревожь Бога по пустякам…
- все узнают, что у тебя есть болезнь…
- такие болезни не исцеляются…
- тебе же врачи сказали – операция…
- это у тебя жало во плоти…
- Бог не сочувствует твоей боли…
- Богу все равно, болеешь ты или нет…
Пс.117:17 Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни.
1Пет.2:24 Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.
1Фесс.5:23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

Искушения относительно материального благосостояния.

Искушения дьявола: Противостояния в Библии:
- посмотри, другие живут, а ты что…
- у тебя постоянно нет денег, ты нищ…
- какой ты христианин, ты не пример…
- у них машины, а ты пешком ходишь…
- в церкви ты никогда не разбогатеешь..
- христиане все бедные, посмотри…
- у тебя должно быть больше денег…
- опять у тебя нет денег, и так всегда…
- тебе срочно нужно взять в долг…
- откажи себе в пище и купи эту вещь…
- тебе нужно еще больше работать…
- не время молиться - работать нужно…
- ты должен иметь это у себя тоже…
- ты много время тратишь на церковь…
Матф.6:33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
Матф.6:19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, 1Тим.6:6-9 Великое приобретение - быть благочестивым и довольным… Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу;

Искушения относительно служения Богу.

Искушения дьявола: Противостояния в Библии:
- тебя Бог не избрал служить в церкви…
- это для духовных, но не для тебя…
- у тебя нет никаких способностей…
- не все могут служить, это дар свыше…
2Кор.3:6 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета,
Деян.2:17 и будет в последние дни... изолью от Духа Моего на всякую плоть.
- от того, что ты делаешь, нет пользы...
- твой дар не так уж и важен им…
- у тебя в церкви само меньше силы …
- не позорься, кому нужна твоя помощь
- ты ведь не спасаешь людей…
- чего ты лезешь ты что духовнее всех
- почему же люди не исцеляются…
- ты вообще не умеешь разговаривать…
- где чудеса и сила в твоем служении…
- посмотри на... , а ты кто...
1Пет.4:10 Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией.
1Кор.12:4-7 Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу.
- сколько можно делать одно и тоже…
- ты так никогда и не поднимешься…
- тебя специально не замечают в церкви
- ты уже давно способен быть пастором
- тебе мешают подниматься в церкви…
1Пет.5:6 Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время.
Гал.6:9 Делая добро да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.

Искушения через заботы, суету, труды.

Искушения дьявола: Противостояния в Библии:
- ты не сможешь сделать это…
- и не пытайся - не успеешь все равно…
- ты всегда опаздываешь и это факт…
- на тебя нельзя положиться…
- для тебя это не преодолимо…
Пс.1:3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.
- подумай только, что будет завтра…
- ты не должен расслабляться, работай
- ты видишь, это серьезная нужда…
- что ты станешь делать завтра…
- где ты будешь брать деньги…
- ты думаешь, что это сделают без тебя
- не мечтай, что все так просто…
- помни впереди осень, где деньги брать
Матф.6:34 Итак не заботьтесь озавтрашнем дне, ибо завтрашний [сам] будет заботиться о своем: довольно для [каждого] дня своей заботы.Фил.4:6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении сблагодарением открывайте свои желания пред Богом,

Искушения относительно времени.

Кимберли Логан

Искушение дьявола

Наконец-то я встретила мужчину, которого мне суждено любить до конца моих дней…


Лондон 1817 год


«Бежать!» - бешеным рефреном звучало в голове леди Моры Давентри, когда она, едва не споткнувшись, выскочила через застекленные двери на выложенную каменными плитами веранду. В этот момент ее единственным желанием было оказаться как можно дальше от сверкающей толпы гостей, фланирующих по бальному залу особняка леди Графтон. «Бежать, укрыться! От осуждающих взглядов, тычущих пальцев, злого шепотка…» В ее ушах еще звучали всякие насмешки и колкости, которые она невольно слышала то тут, то там с момента своего появления на балу.

Слушайте, это одна из дочерей маркиза Олбрайта, если я не ошибаюсь?

О Боже, так и есть! Кажется, средняя. Говорят, ей уже пора выходить в свет, однако… как правило, леди Графтон более разборчива в выборе гостей.

Мать этой девицы была актрисой?

Да-да! Прямо как в пословице, «яблоко от яблони…» Вот увидите, не успеет кончиться вечер, как мы застанем ее с задранными юбками в каком-нибудь укромном уголке…

Крепко зажмурившись, чтобы сдержать слезы, Мора сделала глубокий вдох, наполнив легкие ночной прохладой, и вцепилась в перила.

Почему случился этот кошмар? Ведь она давно мечтала о выходе в свет, и в мечтах все было так чудесно. Сегодня самый первый бал ее лондонского сезона… Правда, старшая сестра Моры, Джиллиан, предупреждала ее, пыталась как-то подготовить, но она ничего не желала слушать. Прошло уже почти четыре года, и она убедила себя в том, что скверные слухи о ее матери давным-давно канули в Лету и ее собственный дебют в свете не должен вызвать никакого осуждения.

Она ошибалась. Сегодня повсюду, куда бы она ни повернулась, ее встречали косые взгляды и ехидные реплики, едва заглушаемые колышущимся веером или рукой в перчатке. И чем больше она старалась не обращать внимания, тем громче становились голоса, нещадно бившие по самолюбию. В конце концов, ее так разозлили, что она готова была взорваться.

Это уже было слишком! Она несколько часов подряд терпела оскорбления и всякие колкости, отклоняла ухаживания нахальных молодых лордов, которые имели наглость просить у ее тети Оливии разрешения танцевать с Морой. Но даже ангельскому терпению когда-нибудь приходит конец. Юную дебютантку охватила дикая паника, и у нее возникло острое желание удрать отсюда, пока эти стены не раздавили ее!

Грустно вздохнув, Мора запрокинула голову и уставилась в черное небо. Конечно, глупо было думать, что прегрешения маркизы Олбрайт легко забудутся светом. Ведь она, ее дочь, ничего не смогла забыть. Душевная боль, которую ее покойная мать своим распутным поведением причинила мужу и дочерям, до сих пор свежа, словно все это было вчера. Смерть маркизы от руки женатого любовника, графа Хоксли, его последующее самоубийство… Что и говорить, столь скандальный конец леди Олбрайт еще долго будет давать повод для светских сплетен.

«Но я-то другая, - думала Мора, стиснув зубы от захлестнувшей ее обиды на несправедливость света. - Я не тикая, как моя мать! Неужели они этого не видят?»

Внезапно стеклянные двери за спиной Моры распахнулись, и послышался переливчатый женский смех. Ее сердце тревожно забилось. Кто это? В таком состоянии ей совсем не хотелось ни с кем встречаться…

Не оглядываясь назад, она подхватила пышный полол своего бального платья и спешно ретировалась в дальний конец веранды, дабы избежать нежелательных взглядов. Далеко уйти она не могла, так как прекрасно знала: скоро ее хватятся Джиллиан и тетя Оливия. Но пока она хотела побыть в одиночестве…

Впереди маячила еще одна пара слегка приоткрытых остекленных дверей. Мора быстро прошла к ним, на мгновение задержалась, пытаясь сообразить, куда они ведут. Однако веселые голоса и приближающиеся шаги положили конец ее колебаниям. Она торопливо распахнула двери и юркнула внутрь.

Комната, в которой она очутилась, напоминала кабинет. Тусклый свет от единственной лампы, оставленной гореть на шкафу, слегка освещал тяжелую дубовую мебель. Кажется, никого… Тихо, если не считать мерного тиканья часов из позолоченной бронзы, стоящих на каминной полке. Обшитые панелями стены заглушали звуки оркестра и голоса, доносившиеся из бального зала.

Наконец-то она в безопасности!

Прижав руку к трепещущему сердцу, Мора осторожно прошла в комнату. «Посижу здесь немного, - решила она, - приду в себя в тишине и покое». Если бы ей удалось хоть чуть-чуть восстановить утраченное самообладание, она бы, пожалуй, выдержала остаток этого жуткого вечера.

Разве мама не говорила вам, что девочки не должны гулять одни в темноте?

Мора невольно вскрикнула от неожиданности, услышав этот низкий мужской голос, донесшийся из глубины помещения. Резко обернувшись, она увидела высокую широкоплечую фигуру, медленно поднимающуюся из кресла у камина. Через несколько секунд мужчина вышел из тени.

Несмотря на полумрак, Мора смогла заметить, что лицо его являло собой классический пример совершенной мужской красоты.

Она заворожено смотрела на стоящего перед ней высокого стройного джентльмена. Хорошо скроенный вечерний костюм, идеально облегающий мускулистое тело, светло-русые волосы, правильные черты лица, от которых аж дух захватывает… Да, подобной внешности даже ангел может позавидовать! Ангел Тьмы.

С одной стороны, высокие скульптурно вылепленные скулы, точеный нос, сильная нижняя челюсть, с другой - пухлые губы, чувственный рот. Наверное, эти соблазнительные губы не одну доверчивую женщину ввели в грех… Из-под разлетающихся бровей, которые были на тон темнее золотистых волос, на нее смотрели лучистые зеленые глаза. Насмешливый взгляд. Слегка вьющиеся полосы - художественный беспорядок, нарочитая небрежность. Будто специально, чтобы завлекать тех самых доверчивых женщин, которые не в силах совладать с искушением, запустить свои нежные пальчики в волнистую шевелюру и с наслаждением ерошить эти волнистые пряди.

Вот уж воистину Ангел Тьмы…

И долго мы будем молчать?

Мора вспыхнула как свечка, щеки ее залились стыдливым румянцем. О Господи, ведь она пялится на этого незнакомца, точно круглая идиотка! Что он о ней подумает?

Судорожно сглотнув, девушка попыталась справиться с волнением и привести в порядок спутанные мысли.

Простите, Я думала, что здесь никого нет, - наконец выдала она.

Я так и понял. - Он усмехнулся. - Наверное, мне тоже следует извиниться. Я не хотел вас напугать.

Вы вовсе меня не напугали, - поспешила заверить Мора. Но когда он с сомнением вскинул брови, смущаясь, уточнила: - Ну, разве что самую малость.

Незнакомец склонил голову набок и с непроницаемым лицом начал ее откровенно разглядывать. Эти мгновения показались девушке вечностью. Наконец он понимающе кивнул на стеклянные двери, откуда она появилась, и спросил:

Прячетесь?

Простите, что?

Когда вы сюда вбежали, у вас был такой вид, будто за вами гонится стая бешеных собак.

«Точно подмечено», - мрачно отметила про себя Мора.

Да, я испытывала плохие чувства.

Вот как?

Отвернувшись, мужчина подошел к шкафу. Его легкие осторожные шаги и плавные движения напомнили Море поведение тигра-охотника. Она только сейчас заметила, что в его ухоженной руке - бокал с коньяком. Вынув пробку из хрустального графина, Ангел Тьмы плеснул в стеклянную емкость еще на палец янтарной жидкости и бросил через плечо:

Вы меня заинтриговали. Расскажите подробнее. «О Боже, что я делаю? - в ужасе подумала Мора. - Это же просто безумие! Надо немедленно уходить, пока нас не застали здесь вдвоем, иначе моя и без того подмоченная репутация будет окончательно подорвана». Однако она почему-то не могла заставить себя это сделать. От незнакомого мужчины исходил какой-то невероятный магнетизм - он настолько притягивал к себе, что ей совершенно не хотелось отсюда уходить, несмотря на все доводы разума.

Да и куда идти? Возвращаться на бал? Нет, только не это!

Устало, вздохнув, девушка присела на край маленького двухместного диванчика и нервно сцепила руки на коленях.

Пустяки! Знаю, я веду себя глупо, но мне все надоело! - Она метнула презрительный взгляд в сторону бального зала. - Надоело, что меня осуждают и считают порочной. И не из-за моих проступков, а из-за грехов других людей.

Мужчина отставил в сторону бокал, скрестил руки на широкой груди и, прислонившись к шкафу спиной, внимательно посмотрел на нее.

Других людей? - переспросил он.

Я имею в виду свою мать. - Мора не хотела этого говорить, но слова сами слетели с ее уст, но она, как ни странно, не испытывала по этому поводу никакого сожаления. Удивительно, но ее совсем не стеснял столь откровенный разговор с незнакомцем. - Я изо всех сил стараюсь, вести себя так, как подобает приличной юной леди. Пытаюсь доказать, что я совсем не такая, как они думают, но они упорно продолжают считать меня маминой копией.

По лицу джентльмена как будто пробежала тень… Или ей просто показалось?

Грехи отцов часто отражаются на детях, - сухо произнес он, растягивая слова и цинично ухмыляясь.

Довольно пессимистичное утверждение.

Зато честное. Я давно понял: светские ханжи видят только то, что хотят видеть, и разубеждать их в чем-то совершенно бесполезно. Вы никогда не сможете победить в этой схватке.

Вы говорите так, словно испытали это на собственном опыте.

Да? - Джентльмен пожал плечами и, взяв в руку бокал, приподнял его, шутливо салютуя. - Что ж, милая, вы здесь точно по адресу и вполне можете рассчитывать на сочувствие и понимание. Вы встретили такого же изгоя.

Он запрокинул голову и залпом допил коньяк. Мора зачарованно смотрела, как играют мышцы на его загорелой шее, обмотанной белым крахмальным галстуком. Огромным усилием воли она заставила себя отвести взгляд и с трудом сосредоточилась на разговоре.

М-моя сестра говорит, что светские сплетники - всего лишь кучка пустоголовых болванов, их мнение ломаного гроша не стоит, и меня не должно волновать, что они обо мне думают. Гораздо важнее, что я сама о себе думаю.

Я вижу, ваша сестра - умная девушка, - заметил собеседник Моры мягким баритоном и усмехнулся.

Возможно, - согласилась она, - но одобрение света никогда не имело для Джиллиан большого значения. - Упрямая решимость идти своим особым путем давно отдалила Джиллиан от высшего общества, что создает проблемы для Моры и мешает ей занять достойное положение в обществе. - Она многого не понимает и не хочет того, чего хочу я.

А чего хотите вы?

Над этим вопросом она размышляла последние четыре года, и ответ был готов - твердый, уверенный, непоколебимый:

Нормальной жизни, комфортной и респектабельной. Без сплетен и гнусных нападок. С добрым порядочным мужем, который будет привязан ко мне.

Воцарилось молчание. Затем уши Моры уловили легкий шорох. Подняв голову, она увидела, что мужчина осторожно ступая, направился к ней. Остановившись перед ее креслом, он внимательно, с любопытством посмотрел на свою собеседницу.

Вы говорите о доброте и о привязанности, - тихо, но четко сказал незнакомец. - А как же любовь? Страсть?

Она решительно вздернула подбородок, гоня, прочь болезненные ассоциации, возникающие в ее сознании при одном упоминании этих чувств.

Я не жду ни любви, ни страсти. И не хочу ни того, ни другого. Я видела, как губительно они воздействуют на душу, и у меня нет ни малейшего желания испытать их на себе. Честно говоря, я считаю, что любовь - все го лишь иллюзия, маска, за которой скрывается отнюдь не высокое и благородное чувство, а только похоть.

Странно слышать такие стариковские рассуждения из уст младенца.

Снисходительная усмешка, сопровождавшая эти слона, заставила девушку вскочить с кресла.

К вашему сведению, милорд, - заявила она, в негодовании упершись руками в бока, - я далеко не младенец! - с жаром воскликнула она. - Мне уже восемнадцать!

Восемнадцать? О, это солидный возраст!

Вы смеетесь надо мной?

Немного есть. Впрочем, я с вами согласен. Похоже, у нас много общего.

Мора тряхнула головой. Какое абсурдное замечание! Что у нее может быть общего с этим человеком? Он - богатый аристократ, с изысканными и утонченными манерами, настоящий Аполлон Бельведерский! А кто она? Дочь театральной актрисы, застреленной собственным любовником, - обстоятельство, о котором сливки лондонского общества никогда не дадут ей забыть. Даже покровительство лучшей маминой родственницы, вдовствующей герцогини Мейтленд, не помогло укоротить злые языки.

Светский сезон Моры только начался, а она уже вдоволь нахлебалась унижений! К ужасу девушки, ее глаза вновь наполнились слезами, и она готова была расплакаться. Отчаянно заморгав, она с трудом удержалась, но одна предательская слезинка все же покатилась по щеке, и она с немой мольбой взглянула на стоявшего перед ней мужчину.

Внезапно его зеленые глаза сузились и заискрились. Сердце Моры затрепетало от странного волнения. Он поднял руку и изящным движением поймал прозрачную слезинку. Это легкое ласковое прикосновение обожгло девушку, точно пламя.

Не надо плакать, малышка, - хрипло проговорил он. Его утешающий голос был полон удивительной нежности. - Все не так плохо.

Джентльмен нагнулся, и девушка вдруг поняла, что он стоит очень близко. Так близко, что она уловила его мужественный мускусный аромат и ощутила на своем виске тепло его дыхания. Странно, но это не вызвало в ней ни страха, ни тревоги. Совсем напротив. Его пылающий взгляд медленно скользил по ее лицу, оставляя на коже чудесное ощущение тепла, потом опустился к соблазнительным округлостям, которые угадывались под шелковым платьем цвета слоновой кости.

Какая прелесть! - прошептал он, погладив большим пальцем ее нижнюю губу. Мору бросило в дрожь. - Да, пожалуй, ты и впрямь уже не ребенок. Кто ты, малышка? Как тебя зовут?

Ее ответ был едва слышен: спазм и сухость в горле мешали говорить.

М-мора. Л-леди Мора Давентри.

Незнакомец застыл и явно напрягся. Его поразительно красивые черты словно покрылись непроницаемой завесой. Он резко опустил руку, и, несмотря на то, что они по-прежнему стояли совсем близко друг к другу, Море почудилось, что между ними вдруг образовалась пропасть - широкая, опасная, непреодолимая.

Девушка нахмурилась - его реакция неприятно удивила и озадачила.

В чем дело? Что-то не так?

Он молчал. Мора начала думать, что не дождется ответа. Но мужчина ответил - правда, уже не таким ласковым тоном, каким говорил с ней минуту назад. Теперь в его голосе звучала скрытая угроза.

Похоже, леди Графтон была не очень внимательна, когда составляла список гостей на свою вечеринку.

Что вы имеете в виду?

Позвольте представиться. - Он отступил на шаг начал и отвесил шутовской поклон. - Я граф Хоксли.

Испуганно ахнув, Мора в ужасе отшатнулась от него, как после пощечины. Ее тело разом похолодело и онемело, будто вся кровь вдруг отхлынула к ногам.

Наблюдавший за ней мужчина сухо кивнул:

Похоже, вы поняли. Насколько мне известно, мой отец когда-то был… хорошо знаком с вашей матерью. А по том она довела его до убийства, и он покончил с собой. - Он опять скользнул по ней взглядом, но на сей раз, в его глазах вместо тепла было лишь ледяное презрение, пробравшее Мору до самых костей. - Думаю, будет лучше, если ты как можно скорее уберешься отсюда, малышка.

Ей не надо было повторять дважды. Подхватив юбки, она резко развернулась и пулей вылетела из комнаты. Столь поспешный уход был очень похож на ее внезапное появление: девушка бежала так, будто за ней гналась стая бешеных собак.

О да, она с самого начала была права: ее новый знакомый и впрямь оказался Ангелом Тьмы… И даже больше - «верховным Ангелом Тьмы».

Боже, она только что вела задушевные беседы с самим дьяволом!

Его зовут лорд Филипп Давентри. Вчера после спектакля он пришел за кулисы и настоял на том, чтобы мне его представили. Не могу описать то притяжение, которое я испытала, едва заглянув в его глаза. Только знаю, что он тот самый мужчина…

Из дневника Элис Маршан 5 апреля 1794 года

Эссекс 1818 год


«Какого черта, я здесь делаю?» - в который раз, за ночь подумал Гейбриел Сатклифф, десятый граф Хоксли. Скрестив на груди руки и опершись спиной о каменную колонну, он отстраненно с досадой как-то взирал на вакханалию, которая разворачивалась на его глазах.

Полуодетые и вовсе раздетые фигуры в масках резвились при лунном свете в саду виконта Лэнскомба, предаваясь всем видам распутства. Тут и там мелькали парочки и группки: по трое, четверо, а иногда и более человек. Сплетенные в плотских играх нагие руки и ноги блестели от пота. Участники действа забавлялись под звуки музыки, лившейся из бельведера. Одетые во фраки музыканты оркестра с завидным стоицизмом обеспечивали фон этому маскараду.

Все давние знакомые лорда и леди Лэнскомб прекрасно понимали, что влечет за собой приглашение на «особую вечеринку». И Гейбриел, появившись в Лэнскомб-Мэноре, хорошо знал, что его здесь ожидает. Но, к своему немалому удивлению, он обнаружил, что все происходящее не вызывает у него никакого интереса.

Сморщившись, он резко обернулся и, обращаясь к стоявшему рядом хмурому мужчине, раздраженно бросил:

Мы напрасно сюда пришли.

Приятель очнулся от мрачного созерцания разврата и сквозь узкие прорези черной полумаски искоса взглянул на Гейбриела:

Что я слышу? Разве не ты притащил меня на эту оргию? И не ты утверждал, что я слишком долго прятался, поэтому мне просто необходимо хорошенько кутнуть…

Гейбриел сделал резкий жест рукой и заставил его замолчать:

Ну, хватит, Стоунхерст! Да, это действительно была моя идея. Но я же не знал, что ты будешь стоять истуканом и отпугивать своим суровым видом вполне достойных внимания дамочек!

Ройс Гренвилл, виконт Стоунхерст, равнодушно пожал плечами и тронул пальцами свой длинный бледный шрам, который начинался где-то под маской и шел по правой щеке вниз. Это был след французской сабли, настигшей его в битве при Ватерлоо. Такой зигзаг на бронзовой коже придавал ему весьма экзотический вид.

Увы, с тех пор как я заработал эту отметину, представительницы прекрасного пола предпочитают обходить меня стороной. - Немного помолчав, он с удивлением посмотрел на Гейбриела: - А ты то что, Хоксли? Вон те две аппетитные блондиночки возле бельведера уже битый час хлопают ресницами и стреляют в тебя глазками, а ты делаешь вид, что совсем ничего не замечаешь.

Гейбриел покосился в сторону блондинок, о которых говорил его друг. Да нет, он их заметил, еще бы не заметить! Хорошенькие, с пышными формами - как раз то, что надо… Вообще-то он всегда любил подобные развлечения, но сейчас почему-то не испытывал ни малейшего желания участвовать в этом действе. Странно, но присутствующие на вечере женщины оставляли его равнодушным…

Может, на него напало то, что в высшем свете обычно называют хандрой? Хотя в двадцать восемь лет еще не хочется терять вкус к плотским удовольствиям.

Итак, дьявольские козни — что это? Во 2-ом Послании Коринфянам 2:11 Павел пишет, что сатана не сможет нанести никакого ущерба, если мы будем знать его умыслы. На любой войне, когда противник готовит нападение, другая сторона должна подготовиться и приготовить контрудар. Всегда очень важна информация обо всем, что против них задумали, и поэтому готовят лучших разведчиков и шпионов, для получения ценной информации. Если атака происходит неожиданно, и неизвестно на какой линии фронта, бой легко можно проиграть. Но если хорошо подготовиться, можно легко сдерживать одну атаку за другой.

Мы знаем, что идет очень серьезная духовная война между сатаной и злыми силами с одной стороны, и Богом, Его воинством и нами с другой. Чтобы мы могли противостоять дьяволу, нам нужно хорошо изучить его цели методы и куда он собирается атаковать. , мы сможем увидеть, что у него не тысячи разных способов и методов, к которым мы даже не сможем подготовиться, но всего 3-и основных плана, которыми он пользуется на протяжении всей истории. Как сатана искушал Еву в Эдемском саду (Бытие 3:1-6), как он искушал Христа в пустыне (Евангелие от Матфея 4), точно также он искушает каждого из нас (Евангелие от Иоанна 2:16). Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская – это 3-и области, в которых мы всегда можем ожидать нападения, но давайте их хорошо изучим и подготовимся к сражению.

Похоть плоти

Каждому человеку Бог дал разные потребности и нужды, которые Он хочет, чтобы мы удовлетворяли нормальным естественным путем. Но когда потребности мы удовлетворяем извращенными способами или не только удовлетворяем, а пресыщаем потребность – это уже является похотью.

У любого человека есть физиологические потребности (еда, вода, жилье, отдых, сексуальные потребности), потребности в безопасности и уверенности в будущем (когда человек не переживает, что его ожидает), социальные потребности (человек нуждается быть частью семьи или какой-то группы), потребности в уважении (все нуждаются, особенно мужчины, чтобы их уважали и признавали их компетентность и значимость), потребности самовыражения (люди нуждаются в реализации своих потенциальных возможностей и личностном росте).

Бог не хочет сделать нас неудовлетворенными и несчастными, но Он послал нам Христа, чтобы в Нем все наши потребности были удовлетворены с избытком (Евангелие от Иоанна 10:10). В Эдемском саду Бог проявил огромную щедрость к людям, сказав: от всякого дерева ешьте (Бытие 2:16-17), кроме одного. Интересно, что дьявол фокусирует человека не на то, что можно, но что нельзя. Он убедил Еву, что плоды дерева хорошие и вкусные (Бытие 3:6), но он никогда не говорит о катастрофических последствиях любого непослушания Богу.

Любые наши потребности мы можем удовлетворять либо Божьими методами, либо ужасающими способами, которые предлагает дьявол.

Бог хочет накормить, напоить нас, дать нам жилье и отдых, но Он не хочет, чтобы мы жили только для этого. В Евангелии от Луки 21:34 говорит:

«Смотрите за собою, чтобы ваши сердца не отягчались обьядением и пьянством и заботами».

Бог хочет дать нам замечательную семью и близкие интимные отношения, но только в браке. Он ненавидит, когда сексуальные желания удовлетворяются разными небиблейскими извращенными способами, которые могут принести лишь кажущиеся временные удовлетворения, но несут ужасающие последствия для психического и духовного здоровья. В Евангелии от Матфея 5:28 сказал, что если смотреть на женщину с вожделением, последствия для моего сердца и мозгов будет такое же, как и при прелюбодеянии.

Психологи считают, что удовлетворение потребности походит 4 стадии:

  1. нетерпение
  2. возбуждение
  3. удовлетворение
  4. успокоение

Например, человек хочет пить. Сначала ему становится тяжело терпеть жажду, затем жажда достигает такого уровня, когда человеку кажется, что если он не попьет, то сразу умрет (хотя на самом деле он еще долго может прожить без воды или пищи). Затем человек начинает пить, удовлетворяет свою потребность, и наступает успокоение. Дьявол знает, на какой стадии я нахожусь, и предлагает мне свой вариант удовлетворения. Мне может казаться, что если я прямо сейчас не удовлетворю свою потребность, я могу не выдержать и даже умереть, но это все только ложь сатаны.

Когда сатана решил искусить Иисуса, он пришел к Нему в тот момент, когда Иисус постился 40 дней и сильно проголодался (Евангелие от Матфея 4:1-4). Он предложил Ему свой план удовлетворения потребности, но Иисус использовал Божий план. Иисус показал, что удовлетворение всех наших потребностей надо искать в Священном .

В последнее время появилось много разных мирских теорий, что если не удовлетворять какие-то, например сексуальные потребности, будет вред для организма человека. Но на самом деле это всего лишь лже-предположения, не подтвержденные никакими научными фактами. У Иисуса и Павла не было физических отношений с женщинами, однако это на них никак негативно не влияло. Наоборот, когда у людей небиблейские беспорядочные сексуальные отношения, это приводит к серьезным физическим и психическим заболеваниям (множество различных венерических заболеваний, и появление ненормальной сексуальной ориентации и различных извращений).

В 1Царств 13:8-14 мы видим, как царь Саул ждет пророка Самуила 7 дней, и когда у него не хватает терпения, и он видит, что люди от него начинают уходить, он сам приносит жертву. И интересно, что именно в этот момент приходит пророк, который обличил царя. Если бы Саул перетерпел искушение, и немного подождал, Бог бы сам удовлетворил его нужу, и укрепил его царствование. Но так как он решил поддаться искушению сатаны, и сам начал удовлетворять свои нужды, Бог сказал, что его жизнь будет разрушена, а царство будет отнято от него.

Бог хочет удовлетворить нашу потребность в безопасности и уверенности в будущем. Он хочет, чтобы мы научились полагаться на Него, а не на наши финансы, правительство, стабильность и рост экономики, на других людей.

Бог хочет дать нам семью и близкие братские отношения (Евангелие от Иоанна 13:34-35). Он хочет, чтобы мы искали этих отношений не в миру, а Его Церкви, чтобы мы помогали чувствовать любовь всем нашим братьям и сестрам, и показывали насколько мы важны друг для друга.

Бог хочет, чтобы мы почувствовали уважение и поняли насколько мы дороги в Его глазах и многоценные (Исайя 43:4). Он хочет, чтобы мы научились уважать друг друга, и по смиренномудрию почитали один другого выше себя (Послание Филиппийцам 2:3). Бог хочет, чтобы жены научились уважать своих мужей, а мужья научились уважать своих жен, чтобы дети научились уважать своих родителей, а родители своих детей, чтобы научились уважать своих наставников, а наставники учеников.

Бог не хочет, чтобы мы стояли на месте, но чтобы мы всегда продолжали духовно расти (2 Петра 1). Бог не только хочет, но и требует, чтобы все наши дары и таланты умножались и приносили Ему невероятную славу (Евангелие от Матфея 25:14-30).

Но важно всегда помнить, что все наши потребности может удовлетворить только Бог через Христа в Его Царстве (2 Петра 1:3-4).

Похоть очей

В книге Бытие 3:6 написано, как Ева увидела, что плоды дерева приятны для глаз. То есть дьявол искушал и возбуждал желание через зрительные образы. Когда Ева долго смотрела на запретный плод, она уже не могла противостоять сильному искушению, и забыла все запреты и предостережения Бога обо всех негативных последствиях.

Ученые доказали, что подобным образом действует гипноз. Исследователи подвели ко всей поверхности головного мозга небольшие электрические измерители. Когда человека вводили в состояние гипноза либо монотонными словами, либо различными постукиваниями или щелчками, они начали измерять различные электрические импульсы по всей поверхности. Интересно, что на некоторых участках импульсы стали очень маленькими, что позволило сделать вывод, что некоторые части мозга отключились.

Такой же эксперимент решили провести с человеком, который смотрел телевидение. В некоторых частях мозга электрические импульсы тоже очень сильно снизились, таким образом, некоторые части мозга тоже отключились. Ученые поняли, что из-за того, что в телевизоре мы видим тысячи монотонных картинок за 1 минуту, мы как будто впадаем в состояние гипноза. Они также увидели, что человек может только полторы минуты критично относится к подаваемой информации, а затем мозг просто сдается и отключается. То есть когда мы начинаем что-то смотреть или слушать, нам нужно быстрее принимать решение, продолжать или нет, иначе мы можем поддаться атакам сатаны на наш мозг.

В Евангелии от Матфея 4:8-10 написано, как дьявол показывает Христу все царства мира и славу их, и говорит: «все это Тебе дам, если павши, поклонишься мне», но Иисус ответил: «Господу Богу поклоняйся и Ему одному служи». Тогда сатана отошел, и Ангелы пришли к Иисусу и начали Ему служить.

Точно также к нам приходит дьявол, что-то показывает, и предлагает нам различные вознаграждения, если мы пойдем на компромисс со Словом Бога. Он может предложить нам деньги, власть, удовлетворение всех наших потребностей, но за это попросит какую-то небольшую услугу. Может нам придется немного обмануть (или не сказать правду), немного своровать (или взять свое), нарушить чьи-то интересы (лишь бы достигнуть своей цели), но нам всегда надо будет сделать выбор: или поклониться дьяволу или поклониться Богу. Как бы нам не было тяжело, но когда мы принимаем решения в пользу Бога, к нам сразу приходит помощь, и небесные силы начинают нам помогать!

Гордость житейская

В книге Бытие 3:6 написано, что плоды дерева были вожделенны, так как давали знание, а в 3:5 дьявол сказал, что мы сможем быть как боги, знающие добро и зло. Из мы знаем, что сатана вначале был хорошим ангелом, который любил и поклонялся Богу, но в книге Исайя 14:11-14 написано с чего началось его великое падение. «Низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим», говорил в сердце своем: «выше звезд Божьих вознесу престол мой, взойду на высоты, буду подобен Всевышнему». Как гордость была результатом падения дьявола, также гордость стала результатом падений миллионов людей. Даже многие христиане, великие лидеры и миссионеры упали всего-навсего из-за одной вещи – из-за гордости житейской.

Ученые исследовали, как люди себя чувствуют, когда достигают больших успехов и достижений в своей жизни. Интересно, что многие люди чувствовали лишь кратковременную радость, а затем наступало чувство неудовлетворенности, и хотелось еще большего. Также себя чувствуют люди, которые приобретают какие-то дорогие вещи, о которых они давно мечтали. Люди думают, когда это у меня будет, я буду самым счастливым человеком в мире, но радость от покупки куда-то очень быстро уходит.

Когда в нашей жизни происходят великие духовные победы, у нас всегда есть выбор: воздать славу Богу или присвоить её себе. Я могу думать, что это я все делаю, я такой талантливый, сильный, духовный, но я могу забыть, что все происходит только по воле и благодати Бога.

Даже великие Апостолы боролись со своей гордостью. В Евангелии от Матфея 18:1-4 и Матфея 20:20-28 мы видим, как Апостолы со своей матерью интересовались, кто уже сейчас больше, и еще больше будет иметь власти в Царстве Бога. Иногда у христиан могут возникать мысли, чем большую позицию я занимаю в служении, тем я более значимый. Но Иисус сравнивает великих людей со слугами, рабами и детьми. Великие люди – это не те, которые занимают великие места, а те которые являются великими слугами. В Евангелии от Иоанна 13:1-17 написано, что Иисус не словом, а делом показал свою любовь к ученикам. Он начал мыть им ноги, выполнять ту работу, которую должны были делать рабы.

Каким образом я готов проявлять свою любовь и скромность перед моими братьями и сестрами? Готов ли я жертвовать своим временем и удовлетворять все нужды моих близких. Готов ли я служить в любом служении: если надо, я буду служить на детских программах церкви, или в охране, или я буду просто горячо приветствовать всех братьев и сестер. Когда я прихожу на различные христианские встречи, я прихожу отдавать или получать? В книге Деяний 20:35 написано, что более счастлив тот человек, который больше отдает, чем принимает.

В Евангелии от Иоанна 3:30 Иоанн сказал: «Христу надо расти, а мне умаляться», но в жизни христиан иногда происходит наоборот, люди растут в своей гордости, а Христа в них видно все меньше и меньше. Я могу спросить у Бога и моих братьев и сестер, что они думают обо мне, скромный я, или гордый человек. Но нам важно помнить, что великие люди, это те, которые обладают великой скромностью.

В Евангелии от Матфея 4:4-7 мы видим, как сатана искушает Христа, предлагает броситься вниз, чтобы все увидели, кем Он является на самом деле, но Христос сказал: «не искушай Господа Бога Твоего». Когда мы хотим показать себя перед людьми с лучшей стороны, мы можем стать лицемерами, и искушать Бога. Важно, чтобы люди всегда видели и знали, кем я являюсь на самом деле. Чем больше я буду расти в скромности, сатане будет тяжелее атаковать мою гордую натуру.

Мы знаем, что дьявол атакует нас через похоть плоти, похоть очей и гордость житейскую. Давайте, как и Христос, противостоять ему твердыми убеждениями из Священного Писания!

Если у вас возникли вопросы, связанные с христианской верой.

Пройдите , если хотите проверить свои знания Библии и основ христианства.

(Матф. 4:1-11; Марка 1:12-13; Луки 4:1-13).

Повествование о сорокадневном посте Господа Иисуса Христа и о последовавшем за тем искушении Его в пустыне от дьявола имеется у трех первых Евангелистов, причем подробно рассказывают об этом св. Матфей и св. Лука, а св. Марк лишь упоминает об этом кратко, не приводя подробностей.

По крещении “Иисус возведен был Духом в пустыню” (Матф. 4:1), находящуюся между Иерихоном и Мертвым морем. Одна из гор этой пустыни до сих пор носит название Сорокадневной, по сорокадневному посту на ней Господа. Первым делом Духа Божья, почившем на Иисусе при крещении, было водительство Его в пустыню, чтобы там Он постом и молитвою мог приготовиться к великому служению спасения человечества. Там Он постился 40 дней и ночей, то есть, как по всему видно, все это время совсем ничего не ел и “напоследок взалкал” (Матф. 4:2, Луки 4:2), то есть пришел в крайнюю степень голода и изнурения сил. “И приступил к Нему искуситель” (Матф. 4:3). Это был завершительный приступ искусителя, так как, по Луке, дьявол не переставал искушать Господа в течении всех сорока дней (Лука 4:2).

Какой смысл в этом искушении Господа от дьявола?

Придя на землю для того, чтобы разрушить дела дьявола, Господь мог бы, конечно, уничтожить их одним дыханием уст Своих, но необходимо помнить, что дела дьявола укоренились в заблуждениях свободной человеческой души, которую Господь и явился спасти, не лишая свободы, этого величайшего дара Божьего. Человек был создан не пешкой, не бездушным автоматом и не животным, руководимым инстинктом, но свободной и разумной личностью. В отношении к Божеству Иисуса Христа, это искушение явилось борьбой духа зла с Сыном Божьим, пришедшим спасти человека, за сохранение своей власти над людьми с помощью призраков счастья. Это искушение было подобно тому искушению Иеговы, которое позволили себе израильтяне в Рефидиме, ропща на недостаток воды: “Есть ли Господь среди нас или нет?” (Исх. 17:7). Так и дьявол начинает свое искушение словами: “Если Ты Сын Божий...” И как о сынах Израиля Псалмопевец говорит, что они искушали Господа в пустыне, так и дьявол искушал Сына Божия с намерением раздражить Его, прогневить, укорить и оскорбить (Псал. 77:40-41).

Главным же образом искушение направлено было против человеческой природы Иисуса, на которую дьявол надеялся простереть свое влияние, совратить ее на ложный путь. Христос пришел на землю для того, чтобы основать среди людей Свое Царство - Царство Божье. Два пути вело к тому: тот, о котором мечтали тогда иудеи, путь скорого и блистательного воцарения Мессии как земного царя, и другой путь - медленный и тернистый, путь добровольного нравственного перерождения людей, сопряженный со многими страданиями не только для последователей Мессии, но и для Него Самого. Дьявол как раз и хотел отклонить Господа от второго пути, попытавшись прельстить Его по-человечески, легкостью пути первого, сулившего не страдания, а только славу.


Прежде всего, пользуясь голодом, который мучил Иисуса как человека, дьявол попытался убедить Его использовать Свою Божественную силу для того, чтобы избавиться от этого тягостного для каждого человека чувства голода. Указывая на камни, которые и по сию пору в этой местности хранят форму хлеба, он говорит: “Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами” (Матф. 4:3; ср. Луки 4:3). Дьявол надеялся, что соблазнившись этим однажды, Иисус будет и впредь поступать так же: оградит Себя легионами Ангелов от толпы врагов, сойдет с креста и призовет Илию на помощь (Матф. 26:53, 27:40,49), и тогда дело спасения человечества крестными страданиями Сына Божья не осуществилось бы. Богочеловек, превративший воду в вино для других и чудесно умноживший хлебы, отверг этот лукавый совет словами Моисея, сказанными относительно манны, которой в течении 40 лет Бог питал Свой народ в пустыне: “Не одним хлебом жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа” (Втор. 8:3; см. Матф. 4:4; Луки 4:4). Подвсяким словом” здесь надо понимать благую волю Божью, промышляющую о человеке. Господь творил чудеса для удовлетворения нужд других, а не для Своих Собственных: если бы Он при всех Своих страданиях, вместо того, чтобы терпеть их, прибегал к Своей Божественной власти, Он не был бы примером для нас. Повторяя это чудо часто, Он мог бы увлечь за Собою всех людей, требовавших тогдахлеба и зрелищ ,” но эти люди не были бы надежны для основываемого Им Царства Божья; цель Его была такова, чтобы люди шли за Ним свободно по слову Его, но не как рабы, увлекаемые легкостью обладания земными благами.

Потерпев поражение с первым искушением, дьявол приступил ко второму: повел Господа в Иерусалим и, поставив Его на крыло храма, предложил: “Если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею” (Матф. 4:6; ср. Луки 4:9-10). То было предложение поразить чудом воображение людей, напряженно ожидающих прихода Мессии, и таким образом легко увлечь их за собой. Но, конечно, это было бы бесплодно для нравственной жизни людей, и Господь отверг это предложение словами: “Написано так же: не искушай Господа Бога твоего” (Матф. 4:7; ср. Луки 4:12). Эти слова произнес Моисей израильскому народу (Втор. 6:16). Иисус Христос имел в виду, что не следует без необходимости подвергать себя опасности, испытывая чудодейственную силу всемогущества Божия.

Согласно Евангелисту Луке, дьявол оставляет Иисуса Христа “до времени” (Луки 4:13), потому что вскоре он опять начинает искушать Господа через людей, строя всевозможные козни.

Важно указание Евангелиста Марка на то, что в пустыне Иисус “был со зверями” (Марка 1:13). Ему, как Новому Адаму, дикие звери не смели вредить, признавая в Нем своего Повелителя.

Вконтакте

В христианстве искушение Христа трактуется как одно из доказательств двух природ в Иисусе, а уязвление им - как пример должной борьбы с силами зла и результат благодатных плодов .

Евангельский рассказ

Рассказ о сорокадневном посте Иисуса Христа и о последующем его искушении Дьяволом имеется у всех евангелистов, кроме Иоанна.

Хуан Фландес (1460–1519) , Public Domain

При этом Матфей и Лука подробно рассказывают об этом, совпадая во всех деталях, а апостол Марк лишь кратко об этом упоминает, не приводя подробностей:

«был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему» (Мк.1:13).

Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения (Марк в своём Евангелии ставит акцент, что это произошло немедленно после крещения) Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю.

William Hole , Public Domain

Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лк.4:2). Тогда приступил к нему Дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех, как всякого человека.

Искушение Слова Сатаны Ответы Христа
Голодом «если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф.4:3) «написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4:4)
Гордыней «если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею» (Мф.4:6) «написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф.4:7)
Верой «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё» (Лк.4:6-7) «отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лк.4:8)

После третьего искушения, по словам евангелиста Матфея, «оставляет Его диавол, и сё, Ангелы приступили и служили Ему» (Мф.4:11).

Иван Николаевич Крамской (1837–1887) , Public Domain

В прочих книгах Нового Завета об искушении упоминает апостол Павел в своём Послании к Евреям: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушён, то может и искушаемым помочь» (Евр.2:18). В том же послании апостол пишет: «мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно, искушён во всём, кроме греха» (Евр.4:15).

В отличие от других евангельских историй, получивших своё отражение в апокрифической литературе, которая добавила к ним много подробностей, история искушения Христа в апокрифах не раскрывается. О нём лишь кратко упомянуто в в диалоге Дьявола и ада перед сошествием туда Христа:

«…что размышляешь и боишься принять Иисуса? Противник Он мой и твой. Я подверг Его искушению и старейшин еврейских заставил клеветать и гневаться на Него ».

Богословский комментарий

Анализируя тексты Евангелий, богословы считают, что Христос «возведён был Духом в пустыню, для искушения от диавола » непосредственно сразу после своего крещения. Преподобный Ефрем Сирин рассуждает о причинах того, почему Иисус был ведён в пустыню именно Святым Духом:

«…для того, чтобы никто из неверующих не имел предлога говорить, что Дух позднее и ниже Сына. Если бы возвёл Его только на борьбу и битву, а не к чести также и покою, то, быть может, правильное бы сомнение овладевало теми спорщиками, которые пытались это исследовать. Но если Дух ниже Сына, то почему Духу дана власть возводить Его в пустыню? Он открыл Себя как обладающий такой властью, когда возводил Его в пустыню».

Иоанн Златоуст в «Беседах на Евангелие от Матфея » пишет о причинах, почему искушение Христа произошло сразу после крещения. По мнению святителя, это было сделано для того, «чтобы никто из крестившихся, если бы ему случилось после крещения претерпевать ещё большие прежних искушения, не смущался ими, как чем-то неожиданным, но мужественно переносил бы всякое искушение как дело обыкновенное ».

Джеймс Тиссо, Искушение Иисуса в пустыне James Joseph Jacques Tissot (1836–1902) , Public Domain

Толкователи выделяют ряд параллелей между странствованием евреев по пустыне и событиями искушения Христа:

  • переход евреев через Иордан (Нав.3:1-17) и крещение Иисуса Христа в Иордане;
  • голод евреев в пустыне и голод Иисуса Христа;
  • различные испытания евреев в пустыне с целью их нравственного очищения и искушение Христа Дьяволом;
  • утоление голода евреев манной небесной и искушение превратить камни в хлеба для утоления голода Христа.

Также искушения Христа в пустыне имеют параллели с ветхозаветной историей Иова, подвергнутого Сатаной испытаниям по дозволению Бога. Иов перенёс три испытания, и в последнем, как и Христу, ему предлагалось поклониться диаволу через признание справедливости происходящих бед, созданных руками Сатаны.

Simon Bening (около 1483/1484–1561) , Public Domain

Феофилакт Болгарский, толкуя Евангелие от Луки, делает следующее замечание относительно срока поста Иисуса, после которого к нему приступил с искушениями Дьявол:

«Постится сорок дней и не превышает меры поста Моисеева и Илиина, чтобы тем не подать Сатане мысль, что Он больше их, но чтобы он приступил к Нему, думая, что и Он - человек, а вместе и для того, чтобы не показаться воплотившимся только призрачно ».

Во время каждого из искушений Иисус не совершает никаких действий, а лишь ведёт диалог с Дьяволом. Поэтому богословы отмечают, что именно «слово уст Его осудило сатану » и Христос «попрал похоти искусителя и бросил в бездну, дабы попрали их те народы, которые когда-либо были попираемы ими ».

По словам Луки, после искушения в пустыне Дьявол оставляет Иисуса Христа «до времени» (Лк.4:13), так как потом он вновь начинает искушать его через народ иудейский и даже через его учеников апостолов, строя всевозможные козни. Евангелист Марк сообщает, что в пустыне Иисус «был со зверями» (Мк.1:13) - это указание на то, что Христос (новый Адам) был в окружении зверей, не смевших причинить ему вреда, также как и ветхий Адам в раю. Катехизис Католической церкви отмечает, что «Иисус есть новый Адам, остающийся верным там, где первый Адам поддался искушению ».

anonimus , Public Domain

Значение искушения

В христианском вероучении считается, что искушение было направлено против человеческой природы Иисуса, воздействуя на которую Дьявол надеялся совратить Христа на ложный путь. В отношении божественной природы Христа это искушение было борьбой Дьявола с Сыном Божьим, воплотившимся ради спасения человечества, за сохранение своей власти над людьми.

Искушение голодом

Дьявол надеялся, что Христос, терзаемый голодом, соблазнившись и сотворив однажды чудо для себя, поступит также и в будущем: оградит себя легионами ангелов от толпы врагов, сойдёт с креста и призовёт Илию на помощь (Мф.26:53, 27:40-49). Этот замысел Дьявола был направлен на то, чтобы не осуществилось дело спасения человечества крестными страданиями Христа.

На лукавый совет Иисус ответил словами Моисея, сказанными относительно манны, которой Бог питал евреев в пустыне: «Не одним хлебом жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» (Втор.8:3). Феофилакт Болгарский отмечает, почему Дьявол предложил Иисусу обратить в хлеб не один камень, а несколько: «диавол не сказал: да камень сей будет хлебом, но камни сии, желая вовлечь Христа в излишество, тогда как для голодного совершенно довольно и одного хлеба » (при этом у Луки, в отличие от Матфея, речь идёт об одном камне).

Искушение гордыней

При втором искушении Дьявол предложил поразить чудом воображение людей, ожидавших прихода Мессии. Христос мог этим легко увлечь их за собой, но это было бы бесплодно для их нравственной жизни. Также, Иисус показал, что не следует без необходимости подвергать себя опасности, испытывая чудодейственную силу Бога.

Simeon Holmogorec , Public Domain

Дьявол, как и при первом искушении, начинает свою речь со слов «если Ты Сын Божий », чем, по мнению толкователей, пытается возбудить у Христа тщеславие. В данном искушении Дьявол цитирует Иисусу строки 90-го псалма, который показывает верующим выгоды полной надежды на Бога.

Искушение верой

Последний раз искушая Иисуса, Дьявол, показывая ему все царства мира, над которыми он имеет власть, и предлагая их ему, надеялся смутить его человеческий дух и посеять сомнения в возможности осуществления Христом дела спасения человечества. Своим отказом Иисус показывает, что он не признаёт власти Сатаны над миром, который принадлежит Богу, которому и подобает поклонение. В отношении вопроса о том, как Христу были показаны все земные царства, Феофилакт Болгарский пишет: «я думаю, что не в мысли, а чувственно показал Ему их, подставив пред очи в призраке, а не в воображении Господа ».

«Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему» James Joseph Jacques Tissot (1836–1902). , Public Domain

Прохождение Христа через искушения Дьявола именно после его крещения является указанием на те благодатные плоды, которые крещение может дать. Ефрем Сирин отмечает, что как крещение состояло из трёх погружений, так и искушений было тоже три. Всё пребывание Христа в пустыне, его пост, молитва и завершившее их искушение являются, по словам Иоанна Златоуста, примером того, как надо вести борьбу с силами зла:

«Пропостившись же сорок дней и ночей, последи взалка, давая, таким образом, случай диаволу приступить к Нему, чтобы Своею борьбою с ним показать, как должно преодолевать и побеждать. Так поступают и борцы, желая научить своих учеников одолевать и побеждать борющихся с ними; они нарочно в палестрах (школах гимнастики) схватываются с другими, чтобы ученики замечали телодвижения борющихся и учились искусству победы. То же сделано было и там. Восхотев привлечь диавола на борьбу, Христос обнаружил пред ним Своё алкание, и когда тот приблизился, Он взял его, и затем раз, другой раз, и третий низложил его со свойственною Ему лёгкостью».

Фотогалерея









Полезная информация

Искуше́ние Христа́
лат. Vade retro, Satana
досл. «отойди от меня, Сатана»
араб. تجربة المسيح على الجبل или تجربة الشيطان للمسيح
англ. Temptation of Christ

Евангелия

От Матфея

«1 Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, 2 и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал. 3 И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами. 4 Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. 5 Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, 6 и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. 7 Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего. 8 Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, 9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. 10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи. 11 Тогда оставляет Его диавол, и се, Ангелы приступили и служили Ему».

От Марка

«12 Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню. 13 И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною, и был со зверями; и Ангелы служили Ему».

От Луки

«1 Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. 2 Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. 3 И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. 4 Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. 5 И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, 6 и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими [царствами] и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; 7 итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. 8 Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. 9 И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, 10 ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; 11 и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. 12 Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего. 13 И, окончив все искушение, диавол отошел от Него до времени».

Церковное почитание

В память о сорокадневном посте Иисуса в пустыне в христианстве установлен ежегодный Великий пост, первая часть которого - четыредесятница, совершающаяся в подражание посту Христа.

В Католической церкви в первое воскресение Великого поста установлено воспоминание искушения Христа в пустыне. В этот день на Литургии Слова в каждом из трёх годовых циклов читается евангельский рассказ об искушении Христа, а причастным песнопением выступают слова, сказанные Иисусом в ответ на первое искушение - «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

Чтимые церковью места

Церковное предание считает местом, где Иисус сорок дней провёл в посте и был искушаем Дьяволом, гору недалеко от Иерихона.

Гора имеет высоту 380 м и именуется христианами горой Искушения или Сорокадневной горой и на её вершине располагается монастырь Искушения, где единственным насельником в настоящее время является греческий монах.

Монастырь основан в IV в., его внутренние помещения вырублены в скале, а в пещере, где по преданию жил Христос во время своего пребывания в пустыне, устроена часовня.

Гора является традиционным местом христианского паломничества:

«…мы сели на коней и пошли в лагерь, раскинутый в оазисе Иерихона у Айн-Султане. За ним высилась цепь Кварантана, с горою сорокадневного поста, на которой Спаситель готовился к своему земному служению постом и молитвою. На её восточном склоне, обращённом в долину Иордана, видны пещеры. В этих пещерах, до сего времени, копты пред принятием священства обязательно должны провести в посте и молитве сорок дней».

Путешествие по Востоку и Святой Земле в свите великого князя Николая Николаевича в 1872 году.

В изобразительном искусстве

Сюжет искушения Христа не получил в изобразительном искусстве широкого распространения. Оно присутствует чаще всего в живописных изображениях всего цикла событий жизни Христа (например, в соборе Святого Марка и Сикстинской капелле).

Изображаться могут как все три искушения (часто на первом плане крупно представлено первое искушение, а два вторых помещены на задний план), так и просто Христос, стоящий рядом с Дьяволом на вершине горы.

Православная живопись иногда помещает сцены искушения Христа на иконах Крещения Господня.

То же можно встретить в западноевропейской живописи, например, на картине Веронезе «Крещение и искушение Христа», где на одном полотне изображены две сцены.

Искушение Христа изображают в трёх композициях (по числу искушений):

  1. «Иисус в пустыне»: Искушение голодом - ландшафт пустыни, Христос, у ног которого лежат камни либо их держит в руках Дьявол. Это наиболее часто изображаемая из сцен искушений;
  2. «Иисус на крыле храма»: Искушение гордыней - Христос и Дьявол стоят на крыше Иерусалимского храма (изображается как всё здание, так и только кровля), у храма могут стоять люди;
  3. «Искушение Христа на горе»: Искушение верой - на вершине горы стоит Христос и Дьявол, вокруг горы видны города (образ царств, которые предлагает Христу Дьявол), рядом со Христом могут быть изображены ангелы, пришедшие к нему, тогда Дьявол изображается отдаляющимся от Христа или низвергающимся с горы вниз головой (в иконописи бегство Сатаны может выступать отдельной сценой, тогда Иисус изображается в окружении ангелов, из которых одни стоят на коленах, а другие держат над ним рипиды).

В романском, готическом искусстве, а также в период Раннего Возрождения Дьявола обычно изображали в образе духа тьмы - демоном с рогами, чешуйчатым телом, крыльями и когтями на руках и ногах (например, у Дуччо).

В Италии в период Высокого Возрождения Дьявол принимает образ миловидного юноши - «падшего Ангела» (например, у Тициана).

Для акцентирования коварства и хитрости Дьявола он нередко изображался в образе старца в монашеской рясе, из под которой видны копыта или когти (например, у Мастера замка Лихтенштейн).

В культуре

«Страшный и умный дух, дух самоуничтожения и небытия, - продолжает старик, - великий дух говорил с тобой в пустыне, и нам передано в книгах, что он будто бы «искушал» тебя. Так ли это? И можно ли было сказать хоть что-нибудь истиннее того, что он возвестил тебе в трёх вопросах, и что ты отверг, и что в книгах названо «искушениями»? А между тем, если было когда-нибудь на земле совершено настоящее, громовое чудо, то это в тот день, в день этих трёх искушений. Именно в появлении этих трёх вопросов и заключалось чудо».

Достоевский Ф. М. «Братья Карамазовы»кинематограф

Литература

  • Джон Мильтон. «Возвращённый Рай» (1671), рассказывается история искушения Иисуса Христа духом зла.
  • Мей Л. А., стихотворение «Отойди от меня, сатана!» (1851).
  • Достоевский Ф. М. «Братья Карамазовы» (1874-1875), в притче о Великом инквизиторе приводятся рассуждения о значимости искушения Христа.
  • Фет А. А., стихотворение «Искушение в пустыне» (1876): «Признай лишь явное, пади к моим ногам, // Сдержи на мне порыв духовный, - // И всю эту красу, всю власть Тебе отдам // И покорись в борьбе неравной».
  • Печёнкин А. И. «Искушение Христа в пустыне» (1999), литературный апокриф.