Микозы

Предпринимательство в российской экономике. Предпринимательство и конкуренция в российской экономике

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • содержание и функции предпринимательской деятельности;
  • факторы, обусловливающие направленность предпринимательской деятельности;
  • специфику возникновения и отличительные черты российского предпринимательства;
  • содержание и роль конкуренции в современной экономике;
  • специфику формирования и состояние конкуренции в российской экономике;

уметь

  • анализировать поведенческие особенности субъектов предпринимательства в российской экономике;
  • творчески применять основные положения теории предпринимательства для решения практических задач в сфере предпринимательской деятельности;
  • использовать теорию конкуренции для создания стимулов для инновационного поведения субъектов бизнеса;

владеть

  • навыками поиска данных, характеризующих состояние предпринимательства и конкуренции в национальной экономике;
  • навыками анализа факторов предпринимательства и состояния конкуренции.

Экономическая природа предпринимательства и его признаки

Предпринимательство - историческое явление. Его существование неразрывно связано с рыночным хозяйством, которое является исходным пунктом существования предпринимательства. Именно в этом хозяйстве предпринимательство идентифицирует себя как особый тип хозяйственного поведения, выражающийся в стремлении извлечь выгоду посредством осуществления рыночных операций, г.е. в процессе обмена. Роль обмена важна для понимания не только генезиса предпринимательства, но и его специфики. Во-первых, обмен стимулирует поиск новых возможностей, придавая предпринимательству характер инициативной деятельности. Во-вторых, именно в процессе обмена предприниматель усматривает источник выгоды, которая служит мотивом и одновременно оценкой его инициативы. В-третьих, сталкиваясь в процессе обмена с подобными себе лицами, предприниматель воспринимает свою деятельность как состязательную.

Однако обмен - это условие, но не причина возникновения предпринимательства. Подлинной причиной его возникновения выступает частная собственность. Она, с одной стороны, создавала возможность вести обособленное производство и формировала частный интерес, с другой - создавала возможность для присвоения частными лицами результатов предпринимательства, выступая условием реализации частного интереса. При этом роль обмена заключается в том, что он создает условия для возникновения и реализации частных интересов. Причем обмен превращается в генератор подлинного предпринимательства лишь тогда, когда производство для обмена становится главной функцией хозяйствующих субъектов.

То, что предпринимательство представляет собой способ извлечения экономических выгод посредством рыночного обмена, является обстоятельством чрезвычайно важным для понимания специфики предпринимательства. Все дело в том, что рыночный обмен осуществляется к взаимной выгоде для его участников. Это означает, что предпринимательство следует ассоциировать не с обманом и насилием, а с извлечением выгоды посредством удовлетворения общественных потребностей. Таким образом, говоря о природе предпринимательства, следует акцентировать внимание на том, что оно, во-первых, является следствием и результатом развития обмена и рыночного хозяйства и, во-вторых, представляет собой тип экономического поведения, которое подчинено достижению эгоистических целей посредством реализации общественных интересов.

Экономическое содержание предпринимательства раскрывается через анализ его признаков: состязательности, инициативы, коммерческого риска, хозяйственной ответственности, комбинирования производственных факторов и новаторства.

Состязательность. Состязательность - определяющий признак предпринимательства. Возникновение соперничества является нс только закономерным, но и отвечающим природе предпринимательского поведения, для которого противоборство интересов является содержательным моментом. Состязание среди предпринимателей обладает рядом черт: имеет принудительный характер; оказывает ограничительное воздействие на развитие соперников; сопровождается витальным отбором среди участников.

Принудительный характер состязательности состоит в том, что никто из предпринимателей не может уклониться от вступления в соперничество с другими, даже если он этого не желает. Этот признак формирует у соперников строго определенный тип сознания: устранение соперников - условие собственного выживания.

Ограничительное воздействие на возможности соперников важно для понимания сущности рыночного соперничества. Присутствие на рынке других предпринимателей ограничивает возможности каждого из них. Поэтому суть дела не в правилах, регулирующих их деятельность, и не в строгости этих правил, а в природе рыночного состязания: мешать друг другу (даже не предпринимая действий для этого) в достижении целей. Суть конфликта между предпринимателями заключается в том, что преимущественное положение одного достигается за счет ущемления возможностей другого. Смысл ограничительного воздействия конкуренции заключается в том, что ни один предприниматель не располагает и не может располагать свободой действий.

Механизм витального отбора среди предпринимателей запускается через действие принудительного участия в предпринимательском состязании. Он всегда благоприятствует тем предпринимателям, которые отвечают задаваемым рынком требованиям соперничества, и ужесточает условия выживания для тех, чьи параметры ниже задаваемого им уровня. Такое соперничество не ограничивается ранжированием соперников, а сопровождается их отрицательной селекцией, т.е. принудительным устранением проигравших. Поэтому состязательность среди предпринимателей - это сознательное стремление к ограничению возможностей соперников к выживанию. Такое стремление является определяющим принципом предпринимательского поведения.

Предпринимательская инициатива. Постоянное стремление к поиску новых возможностей извлечения выгоды является отличительной чертой предпринимателя. Предпринимательская инициатива имеет сугубо экономические корни и выражается в стремлении реализовать возможности, предоставленные рыночным обменом. Поэтому порождающие ее причины коренятся в специфике обмена, а именно в присущей ему неопределенности, которая обусловлена неполнотой и неравномерным распределением информации среди участников обмена. Наличие рыночной неопределенности, с одной стороны, принуждает проявлять инициативу с целью снижения неопределенности, а с другой - инициирует действия, опирающиеся на предположения о наличии преимуществ. Но цель инициативного поведения одна - трансформировать рыночную неопределенность к собственной выгоде.

Коммерческий риск и хозяйственная ответственность. Окружающая предпринимателя действительность представляется в виде неподвластной ему рыночной неопределенности. Неразрывно связанная со свойствами рынка (изменение конъюнктуры, цен, предпочтений потребителей и т.д.), эта неопределенность усугубляется деятельностью самого предпринимателя, выражаясь в непредсказуемой реакции рынка на предпринимаемые им инициативы. Для предпринимателя суть проблемы рыночной неопределенности заключается в неизвестности исхода (результата) предпринимаемых им инициатив. Поэтому любое решение, принимаемое в условиях неопределенности, связано для него с риском, который выражается в возможности возникновения потерь.

Коммерческий риск - это измеренная неопределенность. Измеренная в том смысле, что предпринимателю известно распределение вероятных исходов на основании опыта прошлого или априорных расчетов. Когда предпринимательская инициатива не выходит за рамки уже известных практике направлений, приемов и методов ведения бизнеса, предприниматель сталкивается с риском. Когда же такая инициатива несет в себе неведомые для практики начинания, предприниматель будет иметь дело с неопределенностью.

Принятие предпринимателем на себя риска связано не со склонностью к риску, а с его стремлением обратить рыночную неопределенность в свою пользу. Именно получение вознаграждения выступает решающим фактором, побуждающим предпринимателя идти на риск, а величина нринимаемого им на себя риска напрямую зависит от размера вероятного вознаграждения. Кроме того, коммерческий риск - это измеренный риск еще и потому, что всегда основывается на трезвом расчете и учете возможных отрицательных последствий. Сопровождающая риск хозяйственная ответственность ставит перед предпринимателем задачу овладения риском и управления им. Противоречие, возникающее между мотивированным стремлением к риску и желанием снизить его степень, разрешается путем создания системы управления риском.

Комбинирование факторов производства и новаторство. Поиск лучших вариантов связан с комбинированием факторов производства, цель которого состоит в повышении отдачи (доходности) от каждого ресурса. Одной из форм повышения эффективности ресурсов является их перемещение на рынки, где их альтернативная ценность выше и они принесут больший доход. Такая деятельность называется арбитражированием и легко обнаруживается в сфере торговли и биржевой деятельности. Другой, более сложный по содержанию способ повышения эффективности применения ресурсов - комбинирование на основе принципа замещения факторов производства. Его суть состоит в поиске наиболее рационального варианта сочетания производственных факторов путем замещения одного фактора другим. Варьируя факторы производства, предприниматель не просто обеспечивает переход к более эффективному применению ресурса, но и, создавая новые технологии, обеспечивает прогресс в производстве.

Таким образом, комбинирование может стать инструментом изменения способа предпринимательской деятельности, когда рыночной неопределенности противопоставляется планомерно работающая организация. Новаторство, ставшее в настоящее время символом предпринимательства, как элемент присутствует в нем всегда. С одной стороны, это обусловливается состязательным характером предпринимательской деятельности, принуждающим к новаторству: кто не совершенствуется, тот погибает. С другой стороны, деятельность в условиях неопределенности требует от предпринимателя постоянной изобретательности и творческого подхода.

Новаторство как форма проявления предпринимательской инициативы вызывается стремлением не к созданию нового, а к извлечению выгоды благодаря этому «новому». Изобретатель - это не новатор. Он становится таковым лишь тогда, когда реализует себя как предприниматель, т.е. как лицо, борющееся за лучшие результаты хозяйствования.

Новаторство как признак предпринимательства - это коммерчески успешная реализация предпринимательской идеи независимо от формы ее выражения. Смысл новаторства состоит в том, что оно приносит дополнительный доход. Рассматривая с этих позиций предпринимательство, поиск нового источника выгоды - это не просто одна из форм новаторской деятельности, а сущностная сторона предпринимательского новаторства.

Внутренняя мотивация предпринимателя к новаторству обусловлена, во-первых, тем, что оно, позволяя изменять рыночную ситуацию в выгодном для себя направлении, - наилучший способ защиты от рыночной неопределенности. Во-вторых, способствуя через нововведения уводу пред- принимателя от конкуренции, новаторство - способ приобретения устойчивых конкурентных преимуществ. В-третьих, и это самое главное, для предпринимателя новаторским будет любой способ, приносящий дополнительные выгоды, независимо от последствий, которые вызовет его применение для общественного благосостояния.

Древнерусское государство образовалось в 882 г., во многом благодаря зарождающемуся предпринимательскому духу восточных славян. Первое государство (Русь) объединило более 200 мелких славянских племен, а также некоторые финно-угорские и литовско-латышские племена.

Основными факторами возникновения древнерусского государства были военный и торговый. Славянское население, осваивая Среднерусскую равнину, селилось преимущественно по берегам рек, образовавших благоприятную систему коммуникаций. На севере это были Нева, Ладога, Волхов, Ильмень, Мета, Ловать и Шелонь; на западе – Западная Двина, и Неман; на юге – Днепр, Припять, Десна и Сож; на востоке – верховья Волги, Дон, Донец, Ворона, Волга-Каспий. Реки объединили славянские лесные и лесостепные земли и стали частью системы коммуникаций древнего цивилизованного мира. Греческие колонисты использовали Днепр как большую торговую дорогу («путь из варяг в греки»).

В этот период массовое размещение славян в этих местах приходится на VII-VIII вв. предпринимательская активность наших предков достигла высокого уровня, так как удалось не только освоить под хлебопашество лесные и лесостепные земли, но развить ремесла и выстроить крупные торговые города на всем протяжении торгового пути. Восточные славяне активно включились в международную торговлю, реализуя продукты собственных промыслов. Развитие торговли превратило разрозненные поселения в пункты обмена дарами леса и сельскохозяйственных продуктов.

По мере развития культурных потребностей, в результате совершенствования производительных сил, потребность в торговле усиливалась и соответственно развивалась потребность в предпринимательских качествах людей того времени. Наиболее постоянные и оживленные торговые связи наладились с Византией и черноморскими греческими колониями. Торговые договоры киевских князей с Византией заключались начиная с Х в. и постоянно возобновлялись.

В X-XI вв. активно развивалась внешняя торговля с восточными соседями, которые концентрировались вокруг Волги. Это были богатые торговые государства того времени: Хазарский каганат и Волжская Булгария. В Киеве в IX-X вв. имелся хазарский торговый двор – «урочище Козыря». В 1006 г. Владимир Святой заключил торговый договор с булгарами, разрешавший им беспошлинно торговать по всей территории Руси. Общение с волжскими народами позволило включиться в торговлю по Волжскому пути, являвшемуся ответвлением Великого шелкового пути .

Оплотом развития предпринимательства становились города как ремесленно-торговые центры. Скандинавские источники IX века именуют Русь «страной городов». При князе Владимире (конец IX в.) их было 25; в XI в. (период расцвета) – более 89; перед нашествием Орды (начало XIII в.) – 271 .

Зачатками производственного предпринимательства можно считать мелкие кустарные производства. Первый русский писаный свод законов «Русская Правда», составленный при сыновьях Ярослава Мудрого в XI веке, свидетельствует о довольно высоком развитии денежного хозяйства, торговли, купеческого и ростовщического капитала. «Легко заметить ту общественную среду, которая выработала право, послужившее основанием Русской Правды», это был большой торговый город» .

Таким образом, торговать и заниматься ремеслом было неотъемлемым правом каждого человека в России, не зависимо от его сословной принадлежности.

Один из древнейших русских актов, сохранившихся в подлиннике «Духовная Климента» (примерно 1270 г.) подтверждает широкое развитие товарно-денежных отношений. Новгородский купец Климент сочетал свою торговую деятельность с предоставлением кредитов .

В известной новгородской былине о Садко, купец-предприниматель показан как герой-богатырь. При этом подвигом представлена его торговая деятельность.

Хорошо известен также тверской купец XV века Афанасий Никитин, автор «Хождения за три моря». Из этих записок следует, что русские купцы вели торговлю с разными странами не только ближними, но и дальними. Афанасий Никитин, как это явствует из текста, человек наблюдательный, общительный, смелый, предприимчивый. Последнее, впрочем, иногда ставится под сомнение, на том основании, что «предприимчивость» должна включать в себя не только смелость, «склонность к риску», но и «коммерческую ловкость, удачливость» .

Историки свидетельствуют, что российским предпринимателям того периода были свойственны сочетание расчетливости и фантазии, напряженного труда и умения расслабиться, стремление быть собой, наличие глубокого и жесткого самоанализа.

Примером российского предпринимательства может быть и деловая жизнь монастырей. Монастырские колонии становились очагами хозяйственно-предпринимательской деятельности. Такие монастыри, как Кириллов-Белозерский, Троице-Сергиев, Соловецкий демонстрировали образцы формирования предпринимательских хозяйств. Немалый вклад в развитие предпринимательства в России внесло казачество.

С XVI века в Московской Руси начинается расцвет торгово-промышленного предпринимательства, подкрепляемого столичным купечеством. Зарождаются целые поколения предпринимателей. Первым из них считают род Строгановых, ставших крупнейшими купцами и промышленниками в период с XVI по XX век.

Мощным импульсом развития предпринимательства в России стала эпоха Петра I. В частности число мануфактур при Петре увеличилось с 10 до 230. Одним из ярких примеров развития частной предпринимательской деятельности является рождение дома Демидовых. Сыновья и внуки основателя рода построили более 40 заводов, на которых производилось 40% чугуна в России.

Сам Петр I по существу стал первым предпринимателем всей России, хотя бы уже потому, что ему в полной мере были присущи основные качества предпринимателя, а его деятельность впитала в себя предпринимательские начала. Частично перенимая предпринимательские подходы в Европе, Петр и порожденное им предпринимательское поколение создали основу российского торгово-промышленного бизнеса.

При Екатерине Второй было разрешено всем сословиям создавать мануфактуры. Росла и развивалась мануфактура «капиталистых крестьян», прежде всего в легкой промышленности. Характерно возникновение Иваново-Вознесенского текстильного района. М.И. Туган-Барановский (1865-1919) в работе «Русская фабрика в прошлом и настоящем» (1898) пишет: «Село Иваново представляло собою в начале XIX века оригинальную картину. Самые богатые фабриканты, имевшие более тысячи человек рабочих, юридически были такими же бесправными людьми, как и последние голыши из их рабочих. Все они были крепостными Шереметьева». Организаторами крестьянской мануфактуры были инициативные, энергичные крепостные – Грачевы, Горелины, Бутримовы, Борисовы и другие .

Крупная промышленность, владельцами и организаторами которой были крепостные крестьяне,-один из парадоксов отечественной истории. «Капиталистический дух впервые проявился в России среди оброчных крестьян центральных губерний»,-подчеркивает Р. Пайпс . Крестьянин-предприниматель действовал в невообразимо тяжелых условиях, «лишь благодаря твердости своего характера и целеустремленности столь многим из них удалось преодолеть все препоны своего стесненного состояния» .

Дальнейшее развитие предпринимательства в России также отличалось рядом особенностей, главная из которых сводится к следующему. Наша страна относится к группе стран (Германия, Италия, Япония), которые с определенным опозданием, во втором эшелоне, приступили к индустриализации своих экономик и как следствие вынуждены были часто опираться в своем утверждении не только на экономические, но и на административные методы. В экономике Российской империи государство играло особенно большую роль, так как основная ставка делалась не на свободу предпринимательства, как в Англии или США, а на государственное регулирование, что предопределило относительно жесткую подчиненность предпринимательской деятельности общегосударственным задачам и достаточно равнодушное отношение к низкой эффективности хозяйствования.

В дореформенный период (1861 г.) государство, оставаясь абсолютистским, продолжало опекать предпринимательскую деятельность путем административного надзора и всевозможной регламентации.

С началом реформ (1861 г.) в России начинается и второй этап развития предпринимательства. К этому времени в государстве насчитывалось 128 акционерных обществ с капиталом в 256 млн. руб., более двух сотен механических и литейных заводов с несколькими десятками тысяч рабочих. Реформа (19.02.1861 г.) дала импульс широкому и интенсивному развитию частного предпринимательства. В этом году в Петербурге появился первый в России частный коммерческий акционерный банк. В 1866 году была выдана первая концессия на постройку железной дороги Козлов – Воронеж. Прошли первые форумы отечественных предпринимателей – первый купеческий съезд (1865 г.) и первый Всероссийский съезд фабрикантов и заводчиков (1870 г.). Получила бурное развитие ведущая в современном рыночном хозяйстве форма предпринимательства: акционерно-паевая.

Отдельно следует заметить, что в рамках крестьянского хозяйства, реформа 1861 г. закончилась запретительными мерами – продажа и залог земли, выход из общины, а также ущемлялась личная свобода крестьянства. Однако процесс обнищания и разорения крестьянства как раз и вел к развитию предпринимательства в рамках капиталистических отношений. Отсталость крестьянского хозяйства, его низкий технический уровень, господство средневековых форм общинного землевладения при острой нехватке денежных средств вели к расширению отсталых, нерациональных форм хозяйствования.

В период с конца 50-х гг. XIX в. до Первой мировой войны (1914) мощный государственный сектор охватывал, кроме таких традиционно казенных отраслей, как связь, транспорт, оборонная промышленность, также и металлургию, горное производство, нефтедобычу, сельскохозяйственное производство, что вызывало недовольство предпринимателей. В главной отрасли российской экономики - сельском хозяйстве - казенными были в среднем 40% земельных угодий, а по отдельным губерниям, в частности в Волгодонской и Архангельской – до 85-99%.

Российская промышленность развивалась в данный период главным образом по линии вытеснения вотчинно-дворянской фабрики частнопредпринимательской промышленно - купеческой фабрикой, а затем за счет кустарных и мануфактурных предприятий. Российское законодательство в те годы выделяло такие организационные структуры предпринимательства, как единоличные организации, торговые дома и акционерно-паевые общества.

Торговые дома были двух видов: полные товарищества и товарищества на вере. В товариществе на вере, помимо несших полную ответственность «товарищей», участниками торгового дома были еще и лица отвечающие в пределах своего вклада. Лицам, отдавшим предпочтение такой организационной форме предпринимательства, как торговый дом, было достаточно всего лишь простого засвидетельствования в купеческих или городских управах, и дело считалось открытым Учреждение же организаций акционерно-паевого типа, а также изменение каких-либо существенных условий их деятельности осуществлялось с разрешения правительства на основе законодательных актов.

К концу XIX – началу XX в. ведущую роль в промышленности Российской империи стали играть акционерные и паевые предпринимательские структуры. Цепь акционерных обществ – мобилизация широкого круга лиц. В паевых предпринимательских структурах, где капитал уже имелся, пайщики руководствовались мотивами расширения и развития дела, стремясь к ограничению круга пайщиков в целях сохранения решающей роли за прежними владельцами организации.

К рубежу двух веков акционерно-паевые предпринимательские структуры (около 1300 ед.) доминировали в отраслях, давших вместе 2/3 всей промышленной продукции. В отраслях, выпускавших оставшуюся 1/3 промышленной продукции господствовало, за небольшими исключениями, единоличное предпринимательство. Они играли ведущую роль, например, в мукомольном производстве, в лесоперерабатывающей промышленности, в винокурении и шерстяной промышленности. Крупные же единоличные организации конкурировали на равных с акционерными и паевыми организациями практически во всех отраслях российской промышленности.

Удельный вес акционерных обществ в валовом производстве был наиболее высоким в резиновой промышленности (89.7%) и цементном производстве (42.4%), льняной промышленности (48.5%) и бумажной - (35.3%).

К началу века наметились тенденции монополистического объединения российских предпринимателей. Несмотря на то, что интенсивные процессы монополизации экономики дооктябрьской России развернулись на 10 лет позднее (начало 80-х годов XIX в,), нежели чем в Западной Европе, к началу ХХ в. в стране насчитывалось уже около 140 различных монополистических объединений в 45 отраслях промышленности. Процессы монополизации охватили ведущие отрасли промышленности. В остальных отраслях они развивались чаще всего в каком-либо отдельном производстве: в промышленности стройматериалов, к примеру, было монополизировано цементное производство, а в пищевкусовой – сахарорафинадное.

На рубеже XX века произошло вытеснение с лидирующих позиций мелкого и среднего предпринимательства крупными организациями. Если в 1890 г. крупные организации с годовым производством 100 тыс. рублей и более преобладали в 8 отраслях, то всего лишь через 10 лет, в 1900 г., крупное предпринимательство преобладало уже в 21-й отрасли (83.1% валового промышленного производства). Процессы монополизации и оттеснения мелкого и среднего предпринимательства сопровождались резким сокращением общего количества предпринимательских единиц: с 31799 в 1890 г. до 24572 в 1908 г.

Хотя отечественные предприниматели прибегали практически ко всем формам монополистических соглашений, включая тресты и концерны, в преобладающем числе случаев они объединялись в синдикаты. Первый в Российской империи синдикат (гвоздильных и проволочных заводов) возник в 1886 году, в следующем году синдикат образовали сахарозаводчики. В 1895 году они добились введения государственной сахарной нормировки, предусматривавшей ограничение производства сахара и его поставок на внутренний рынок в целях поддержания на нем высоких цен. Однако наиболее активно образование синдикатов в российской промышленности происходила в 1902 - 1904 гг. В этот период начали функционировать объединения синдикатского типа “Трубопродажа”, “Продвагон”, “Продуголь”, “Продамет”, который объединил 30 металлургических заводов, монополизировав таким образом 4/5 всей дооктябрьской металлургической продукции. Тем не менее, в рассматриваемый период в нашей стране монополия одной организации была исключением.

Типичной же была иная ситуация - олигополия нескольких крупных организаций. В резиновой промышленности, например, конкурировали “Треугольник” и “Проводник”, в нефтяной промышленности - “Товарищество Нобель”, “ Англо-голландский трест” и “Русское генеральное нефтяное общество”.

В сельском хозяйстве, в начале века, наметился переход от мелкотоварного производства, основанного на личном труде, к крупному товарному производству.

По указу от 9 ноября 1906 г. признавались следующие виды собственности на землю: общинная; надельная (семейная); личная.

Предпочтение, при этом, отдавалось личной собственности. Считалось, что общинное землевладение препятствует развитию крупного товарного производства. В этот период уже появились зачатки предпринимательского риска, так как вышеназванный указ не гарантировал частного собственника от возможной утраты собственности, а, следовательно, средств производства.

Развивалась крестьянская кооперация, производственные и торговые товарищества. После 1917 г., кооперация в короткий срок превратилась в мощную централизованную систему, способную выполнить общегосударственные задачи. Всеми видами кооперативов было охвачено почти 7 млн. крестьянских хозяйств или около 26 млн. человек.

Жизненность принципов кооперирования подтверждались развитием не только простейших, но и высших форм кооперирования – колхозов. Особенно с переходом к НЭПу деятельность колхозов была поставлена на более прочную организационную и хозяйственную основу. В этот период складываются различные организационные формы колхозов: коммуны, артели, товарищества по совместной обработке земли. Нужно заметить, что к концу 1925 г. артели составляли две трети всей численности колхозов. НЭП обеспечивал материальную заинтересованность крестьянства в развитии своего хозяйства, в максимальном увеличении его продукции.

Зарубежная деятельность российского предпринимательства чаще всего сводилась к экспорту товаров, который резко преобладал над вывозом капитала. С 1900 по 1913 г. оборот внешней торговли Российской империи вырос в два с лишним раза, в основном за счет хлеба. Его экспорт в предвоенные пять лет в среднем составлял 727 млн. пудов. Россия занимала, как известно, первое место по вывозу хлеба (1/3 мирового экспорта хлеба), оставляя позади Аргентину и США.

В Западную Европу российские предприниматели вывозили преимущественно сырьевые товары, а также продовольствие: лес, лен, кожу, яйца, хлеб. В восточные страны - промышленные товары, главным образом хлопчатобумажная ткань, шерсть, нефтепродукты, марганцевая руда, стекло, металлические изделия.

Экспорт же капитала не практиковался отечественными предпринимателями в сколько-нибудь широких масштабах. Они вывозили свой капитал в основном в страны Востока. Особенно значительные капиталовложения были помещены в Китае и Манчжурии - 750 млн. рублей. Напротив, иностранные предприниматели активно инвестировали свой капитал в нашу экономику, что играло существенную роль в развитии российской экономики. На начало 90-х годов приходится период особо интенсивного прилива иностранного капитала. Эти капиталовложения составляли более трети всех капвложений в российские ценные бумаги. Доля участия иностранных предпринимателей в российских акционерных обществах также росла довольно высокими темпами: в 1893 году она составила 23% , в 1900 ¾ 35%, в 1908 ¾ 40%. Иностранные предприниматели вкладывали свой капитал преимущественно (3/5 от общей суммы) в три отрасли российской промышленности - горную, металлургическую и металлообрабатывающую. В горной промышленности, к слову, удельный вес зарубежного капитала уже в 1890 году превышал вклады отечественных предпринимателей, а к концу ХХ века составлял вообще 70%.

Первое место по числу и по сумме акционерного капитала в начале ХХ века занимали бельгийские общества, функционировавшие главным образом в каменноугольной, металлургической промышленности, металлообработке, производстве стройматериалов, а также в сфере городского транспорта Российской империи. На втором месте закрепились французские предприниматели, а третье место занимали германские общества, вкладывавшие свой капитал в основном в химию, электропромышленность и банковское дело .

В целом предпринимательство во второй половине XIX в. – начале XX в. получило наибольшие в России возможности развития. Однако противоречия общественной и экономической системы не могли оказать влияния на развитие предпринимательства. Попытки более энергично идти по пути реформ, предпринятые Витте, Столыпиным, до такой степени изменили жизнь людей, что сообщество всей силой своих традиций и энергии «под корень уничтожило недостаточно прочные основания частного интереса и социальной независимости». Тем более, что предпринимательская деятельность и ее носители давали много поводов для недовольства, даже ненависти, со стороны других групп населения. Но можно утверждать, что не сама предпринимательская деятельность, а условия, в которые она была поставлена в России, заставляли ее носителей обманывать, приспосабливаться, обходить закон, который все запрещает, - и все это в гораздо больших объемах, чем при нормальных экономических отношениях. Если бы капитализм развивался естественно и постепенно, он бы проникал в жизнь людей определенными привычками, этическими и профессиональными нормами, которые бы передавались из поколения в поколение. Такой постепенности не было отпущено России даже в самый благоприятный период в истории отечественного предпринимательства – 1861-1917гг.

Период с октября 1917 года до начала 20-х годов можно условно назвать третьим этапом развития отечественного предпринимательства. Его особенностью было широкое вытеснение предпринимательства из экономической жизни. Такая политика вытекала из марксистских представлений о коммунистическом обществе. Рассматривая предпринимательскую деятельность, классики марксизма связывали ее, прежде всего, с частной собственностью и эксплуатацией, хотя и признавали созидательные и организаторские функции предпринимателя.

Во-первых, производительный труд сводился марксистами к преобразованию предметов труда и управлению этим процессом; предпринимательский же доход рассматривался как часть прибавочной стоимости, а деятельность, направленная на получение предпринимательского дохода – как форма эксплуатации рабочего класса. Во-вторых, обобществление производства трактовалось, в основном, как его огосударствление, национализация частного имущества, превращение народного хозяйства в единую фабрику, сверхсиндикат. В - третьих, планомерность понималась как централизованное установление заданий по производству, поставкам и ценам на продукцию всех участков этого синдиката, а распределение по труду ¾ как оплата по количеству и сложности труда, затраченного на выполнение плановых заданий, практически без учета соотношения затрат и результатов .

Эти выводы верны не для любой экономики, а лишь для той, которая действует при административно-командной системе, где народное хозяйство рассматривается как одна фабрика, а партийно-государственный центр - как единственный собственник и предприниматель. Поэтому во всех сферах общественной жизни установилась государственная монополия. Была осуществлена национализация крупных промышленных предприятий, а через некоторое время и мелких частных предприятий. В сельском хозяйстве упор делался на уравнительный передел земли с последующим развитием крупных коллективных хозяйств. Введение хлебной монополии государства подрывало конкуренцию между производителями сельхозпродукции. Монопольное положение государства, централизация, лишение самостоятельности производителей, устранение конкуренции между ними ¾ все это тормозило развитие предпринимательства. Однако, говорить, что предпринимательские отношения в те годы не существовали будет неправильно. Предпринимательской деятельностью продолжало заниматься немалое количество мелких и средних самостоятельных (частных) хозяев. Одни из них относились к “бывшим”, другие в условиях мелкотоварного сектора экономики только нарождались. Тем не менее, сфера предпринимательской деятельности постоянно сужалась. Государство проводило свою политику последовательно и бескомпромиссно.

Период НЭПа знаменовал собой новый (четвертый ) этап. Началом НЭПа можно считать утверждение Советом Труда и Обороны (СТО) «Основных положений к восстановлению крупной промышленности, поднятию и развитию производства» от 12.08.1926 г., где провозглашался перевод промышленных трестов на хозяйственный и коммерческий расчет. Далее было принятие ЦИК и СНК СССР 29.06.1927 г. «Положения о государственных трестах», юридически оформившего произошедшую на практике трансформацию коммерческого хозрасчета в хозрасчет административный. В концепции новой экономической политики возрождение предпринимательской деятельности рассматривалось как вынужденная необходимость, отступление перед капитализмом. В период НЭПа интересы государства, как никогда ранее, были четко сформулированы: держать предпринимателей для своих целей, «… лишь в меру допустить развитие этих отношений, которые полезны и необходимы в остановке мелкого производства, и чтобы контролировать эти отношения» . Но даже в этих условиях предпринимательство стало развиваться на всех уровнях.

Предпринимательскими функциями, по своей сути, прежде всего, стало заниматься государство, что, в частности, проявилось в концессиях. Концессия представляла собой договор между Советским государством и иностранным капиталистом, в соответствии с которым, капиталисту передавались для эксплуатации определенные объекты или участки земли. Расчет с государством производился как в натуре ¾ произведенной продукцией, так и в денежной форме. От использования объекта концессионер получал прибыль. По видам собственности концессии делились на смешанные (государственный и частный капитал вносились на паях) и частные (весь капитал принадлежал иностранцу).

Первые договора о концессиях были заключены уже в 1921 г. В их числе можно назвать концессию между правительством РСФСР и Большим Северным телеграфным обществом на эксплуатацию подводных телеграфных линий между Россией, Данией, Японией, Китаем, Швецией и Финляндией; русско-германское общество воздушных сообщений “Дерулюфт” и другие.

Особой сферой экономической деятельности государства в эти годы являлось содействие и прямое участие в акционерных обществах. Акционерная форма широко использовалась государством как организационная форма государственных предприятий. Так появились государственные и смешанные акционерные общества. Наибольшего расцвета акционерное предпринимательство достигло к середине 20-х годов.

Многоукладный характер экономики, возрастание роли экономических факторов развития создавали благоприятные предпосылки для развития предпринимательства и на более низких уровнях. Отражением этого процесса явился переход к многообразию форм хозяйствования: аренде, кооперации, акционированию, коммандитным товариществам и т.д. В литературе тех лет такие объединения напрямую назывались капиталистическими.

Годы НЭПа создали благоприятные предпосылки для активизации частного предпринимательства. Так как этому способствовали два обстоятельства: денационализация мелких предприятий и законодательное разрешение учредительской деятельности. Без предварительного уведомления местных органов власти частные лица могли, например, открыть промышленное предприятие с числом наемных рабочих от 10 до 20 человек. С момента официального признания частных предпринимателей они весьма успешно стали конкурировать с государственными предприятиями. Небольшие производства позволяли гибко реагировать на изменения конъюнктуры рынка, ибо мелкий бизнес незамедлительно пользовался ошибками и трудностями госпредприятий. Конечно, нельзя преувеличивать успехи частных предпринимателей, так как в их деятельности было немало и негативных черт (беспощадная эксплуатация наемных рабочих, нездоровая криминогенная обстановка и т.д.).

Оценивая в целом годы НЭПа, следует отметить, что оживление деловой активности ускорило процесс экономической реконструкции. К середине 20-х годов были почти полностью восстановлены тяжелая промышленность и транспорт, превысило довоенный уровень сельскохозяйственное производство, впечатляющих результатов добилась торговля. Изменения в экономике способствовали повышению уровня жизни людей. Однако в этот период предпринимательство рассматривалось как чуждое социализму явление, и поэтому экономические условия развития предпринимательской деятельности в тот период слабо укреплялись.

Пятый этап в истории отечественного предпринимательства был самый драматичный. Он охватил период, длившийся около 60 лет - с конца 20-х годов до второй половины 80-х годов. Это был период безраздельного господства административно - командной системы. Из легального сектора экономики предпринимательство практически было изгнано (если не считать остатков индивидуально-ремесленнической деятельности) и перешло на нелегальное положение, переместившись в теневую экономику. Став одной из составных частей этого сектора экономики, предпринимательская деятельность в меньших масштабах и с большей для себя опасностью все же продолжала свое существование.

Уйдя “в тень”, предприниматели пытались реализовать свой коммерческий опыт через спекуляцию под вывеской колхозной или комиссионной торговли. Предприимчивые рабочие организовывали частное производство предметов хозяйственного обихода, запасных частей и изделий. На протяжении десятилетий “теневики” весьма успешно конкурировали с государственным сектором. Например, государство производило новую технику, но не обеспечивало ей соответствующую инфраструктуру. На этой основе развивался частный автосервис, другие виды услуг. Конкурентоспособности “теневого” бизнеса способствовала его ориентация на спрос, гибкость производства, высокий оборот капитала.

Трудности государственной экономики невольно способствовали активизации теневиков. Не случайно последние десятилетия были годами резкого увеличения масштабов теневой экономики. Если в начале 60-х годов ее годовой объем в стране исчислялся в размере 5 млрд. рублей, то к концу 80-х годов эта цифра составляла уже 90 млрд. рублей.

В 80-е годы, когда стали наблюдаться некоторые новые явления, направленные на повышение трудовой активности, В частности, была поставлена задача о коренной перестройке самой системы хозяйствования. Административно-командная система стала разрушаться, формировались условия для перехода к рыночной модели общества. Был поставлен вопрос о формировании нового экономического мышления, составной частью которого называлась социалистическая предприимчивость. Это потребовало принципиальным образом изменить отношение к таким явлениям, как частная собственность, конкуренция, предпринимательство.

Во второй половине 80-х годов при возрождении некогда забытых форм хозяйствования – подряд, аренда, кооперация – начался шестой этап развития предпринимательства.

На начало 1988 г. 90 % всех кооперативных предприятий и более 90 % реализованной ими продукции приходилось на производство товаров народного потребления, бытового обслуживания, заготовки и переработки вторичного сырья. Кооперативы объединяли различные виды деятельности. К 1991 г. они охватывали более 20 видов производств и услуг, в том числе строительные работы, работы по производству стройматериалов и продукции производственно-технического назначения, сельскохозяйственные, научно-технические, по оказанию медицинских услуг, художественно-оформительские, работы по организации досуга, транспортные услуги и т. п. Их насчитывалось 134,6 тыс.

Особенность кооперативного сектора заключалась в том, что он существенным образом зависел от государственного и развивался на его основе, так как более 80 % кооперативов было создано при госпредприятиях, у которых они арендовали 58 % основных фондов. Только 36 % основных фондов принадлежали кооперативам. Часть кооперативов, по существу, превратились в частнопредпринимательские предприятия. Кооперативам, организованным при предприятиях или в их составе присущи проблемы. Во-первых, такие кооперативы, как правило, не выходили напрямую на потребительский рынок и работали, прежде всего, на внутрипроизводственные нужды. А ведь именно с развитием кооперации связывались надежды на пополнение рынка потребительских товаров и услуг. Во-вторых, они были каналом перевода безналичных финансовых ресурсов в наличные.

Именно в это время происходит наиболее быстрый рост малых предприятий в различных организационно-правовых формах. В 1990 г. в стране насчитывалось уже 200 тыс. малых предприятий, на которых было занято почти 5 млн. человек, объем производимой ими продукции оценивался в 40 млрд руб.

Этому способствовало принятие новых законов о собственности, о предприятиях и предпринимательской деятельности и ряда других. Так, в частности, в Законе РСФСР “О предприятиях и предпринимательской деятельности” предпринимательство понимается как инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли. «Предпринимательская деятельность осуществляется гражданами под свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия, в условиях развития самостоятельности, инициативы, ответственности, риска, активного поиска, динамичности, мобильности» . Таким образом, под развитие предпринимательской деятельности в 1990 г. подведена юридическая основа.

1992 г. характеризовался самыми высокими с середины 80-х годов темпами роста числа малых предприятий (в 2,1 раза) и численности занятых в них (7,7 % от общего числа занятых). В это время наблюдается становление рыночной инфраструктуры (коммерческие банки, биржи, оптовые и посреднические организации и т. п.), коммерческой торговли, укрепление финансовых институтов.

С началом широкомасштабной приватизации развитие предпринимательства получает мощный импульс. В это время (1993-1994 гг.) появилось множество собственников и интенсивное участие малого предпринимательства в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящей товары массового потребления и длительного пользования. Были заложены основы рыночных отношений. Сформировавшиеся капиталы давали основание предполагать об их способности к инвестиционной деятельности, к развитию предпринимательства. В результате разгосударствления и приватизации предприятий развивается свободная конкуренция, как необходимый атрибут рыночных отношений.

Развитие малого предпринимательства происходит по следующим основным направлениям:

Создание общественных организаций и фондов поддержки, что позволяет не только не угаснуть малому предпринимательству, но и сохранить свои активные позиции в региональной экономике;

Развитие базовых элементов системы информационного обеспечения малого предпринимательства на региональном уровне, включая необходимые технические и программные средства, организационные решения, базы данных;

Совершенствование законодательной и нормативной базы в области государственной поддержки малого предпринимательства;

Реализация инновационных процессов в малом предпринимательстве;

Осуществление мероприятий по кредитованию малого предпринимательства.

Статистические данные свидетельствуют, что в 2002 г. работало более 875 тыс. малых предприятий с общей занятостью свыше 7,5 млн. человек. Доля в производстве ВВП при таких показателях составляет более 10 %.

Для рыночной экономики важна не только рыночная конкуренция, но и другая характеристика, именуемая «концентрация капитала». Именно поэтому при достижении определенных экономических результатов, объективно необходимым стало создание крупных организаций корпоративного типа. По отношению к ним малое предпринимательство выступает как источник факторов производства, как рынок сбыта готовой продукции и источник личной предпринимательской инициативы . Основной и главной особенностью развития предпринимательства современной России является соответствие таким условиям деятельности, когда малое предпринимательство и корпоративный сектор предполагают параллельность действия и взаимовлияние.

Как показывает не только зарубежная, но и отечественная практика появление корпоративных структур вытекает из логики развития предпринимательства, когда накопленные ресурсы полностью (или почти полностью) вкладываются в развитие собственно предпринимательства.

Особенность предпринимательства в рамках корпоративной структуры заключается в том, что, несмотря на хозяйственную независимость объединенных организаций, существуют сильные взаимные этические, организационные, финансовые, деловые и иные связи, делающие корпоративные структуры устойчивыми и надежными партнерами в предпринимательской деятельности.

Способы организации, формы и методы функционирования ФПГ обеспечивают эффективность их деятельности и способствуют консолидации промышленного и финансового капитала. Региональные ФПГ развиваются в регионах с диверсифицированной экономической структурой. Деятельность ФПГ технологического направления получили развитие в нефтегазодобыче и нефтепереработке, в металлургии и производстве композитных материалов, машиностроении, деревообработке, производстве материалов для жилищного строительства в инвестиционно-строительном комплексе.

С целью расширения возможностей предпринимательства в области строительно-монтажных работ, промышленности, научной и проектной деятельности на добровольной основе создаются ассоциации, создаваемые по отраслевому, межотраслевому и территориальному признаку.

Таким образом, на современном этапе развития предпринимательства быстро складывается самоорганизующийся корпоративный сектор экономики, субъектами которого являются такие формы объединений как ФПГ, ассоциации и др. Этот факт свидетельствует о новом повороте и переходе на иные социально-экономические и политические отношения в начале 21 века .

Правовой фундамент предпринимательства в России в настоящее время составляют:

Конституция РФ от 12.12.1993 г., которая гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Гражданский кодекс РФ (ч. I принята 21.10.94, ч. II – 26.01.1996) – это своего рода «конституция» предпринимательства, так как в нем унифицировано правовое регулирование рыночных отношений, закреплены основные принципы гражданско-правового регулирования, обеспечены неприкосновенность и равенство защиты всех форм собственности, гарантировано развитие не противоречащих закону видов предпринимательской деятельности.

Федеральные законы Российской Федерации специального назначения: «Об акционерных обществах» от 26.12.1995г. №202-ФЗ; «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. №7-ФЗ; «О производственных кооперативах» от 8.05.1996 г. № 41-ФЗ; «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8.02.1998 г. № 14-ФЗ.

Федеральные законы Российской Федерации общего назначения: «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 12.05.1995 г.; «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.1991 г.; «Об инвестиционной деятельности» от 26.06.1991 г.; «Об иностранных инвестициях» от 04.07.1991 г.; другие федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты федеральных и местных органов власти.

О предприятиях и предпринимательской деятельности. Закон Российской Федеративной Социалистической республики № 445-1 от 25.12.1990 г.// Экономика и жизнь, № 4, 1991.

Макинтайр Р. Малые предприятия в экономике переходного периода: анализ проблем и экономическая политика//Экономическая наука современной России, 2002..-№ 1.-С. 125.

Подробнее см.: Асаул А.Н., Батрак А.В. Корпоративные структуры в региональном инвестиционно-строительном комплексе.-М.: Изд-во АСВ; СПб.: СПбГАСУ, 2001-168 с.

Предпринимательство, как малое, так и среднее, в экономике России, на наш взгляд, еще не приобрело сколько-нибудь законченного формата, не раскрыло огромных потенциальных возможностей. Исторически в общественно-экономических системах значение малого и среднего бизнеса отнюдь не ограничивается только экономическими характеристиками. Важное значение для общества имеют как политические, так и социальные мотивы. Как показывает практика, средний класс, «порождаемый» во многом малым и средним бизнесом, - опора общественной стабильности. Социальная поляризация неизбежно порождает «классовые» антагонизмы, резко ограничивает, по нашему мнению, возможности власти управлять общественными процессами классическими методами «кнута и пряника»: слишком разная реакция различных слоев населения на одни и те же меры, принимаемые государством в экономике.

В материалах исследования сконцентрируем внимание на экономических аспектах предпринимательства. Базовые вопросы - роль предпринимательства, отношение к нему государства.

Еще на этапе перестройки были приняты: Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» (19 ноября 1986 г.) и Закон «О кооперации в СССР» (26 мая 1988 г.), положившие конец монополии государственной собственности на средства производства. В последующем был принят Закон РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (25 декабря 1990 г.), открывший новые возможности для взаимоотношений работодателей и работополучателей. В соответствии с этим законом разрешалось заниматься предпринимательством как индивидуально (действующий Гражданский кодекс РФ называет граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, индивидуальными предпринимателями - ИП), так и с применением наемного труда.

С тех пор прошло много времени, в течение которого созданы авторитетные общественные и государственные структуры поддержки малого и среднего бизнеса. В их числе: Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса, созданное в форме ЗАО в 1992 г. по инициативе Правительства РФ и при содействии Фонда «Ноу-хау» правительства Великобритании; Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» (2002 г.); Совет по поддержке малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации с 2004 г.; специальная комиссия при Правительстве РФ по вопросам поддержки малого бизнеса, которую возглавляет первый вице-премьер с 2008 г., и другие институты. Однако отечественный малый и средний бизнес не чувствует себя в достаточной степени защищенным, свободным от «недружественных», подчас неожиданных мер со стороны государства.

Проанализируем ситуацию на самых простых количественных характеристиках малого и среднего бизнеса - его масштабе, динамике и отраслевой структуре. Согласно проведенному в 2011 г. Росстатом сплошному федеральному статистическому наблюдению за деятельностью субъектов малого и среднего бизнеса в 2010 г. в России насчитывалось 4,6 млн хозяйствующих субъектов, из которых 2,9 млн индивидуальных предпринимателей и почти 1,7 млн юридических лиц. Занятость малого и среднего бизнеса в сфере оптовой и розничной торговли ~ 40 %, в операциях с недвижимым имуществом и арендой - 21,1 %, в сферах строительства - 11,1 % (малых юридических лиц), добычи полезных ископаемых и обрабатывающих производств - 10,7 % (малого бизнеса).

Численность занятых в отечественном малом бизнесе ведомство оценивает в 25,2 % от всех работающих. Выручка от реализации товаров, работ и услуг составляет порядка 28,5 %. Инвестиции в основной капитал - около 10 %, стоимость основных фондов на конец 2010 г. составила 5,9 % от общей стоимости основных фондов в экономике . По данным комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, относящимся к маю 2013 г., в сфере малого и среднего бизнеса функционирует шесть миллионов малых и средних предприятий, на которых занято более 17 млн чел., включая индивидуальных предпринимателей. При этом 18 млн чел. работают в теневом секторе .

Из этого следует, что масштабы малого бизнеса в России пока несопоставимы с аналогичными показателями многих других стран. Его доля в российском ВВП составляет около 20 %, в то время как в США, ЕС, развитых азиатских странах этот показатель находится в диапазоне 40-70 %. Доля занятых в малых и средних компаниях в странах Европейского союза, США, Японии в среднем составляет около 50-70 % от общего числа экономически активного населения, в России - менее 25 %.

Причины относительно слабого развития малого и среднего бизнеса в России многогранны и многоаспектны. Одна из самых очевидных - его начальная стадия. Вместе с тем недостаточное внимание государства в течение длительного времени уже в постсоветский период к нуждам малого бизнеса, как это ни звучит парадоксально, связано как раз с тем, что он «малый». Одно дело, когда несколько сотен крупных организаций, опираясь преимущественно еще на советский экономический фундамент, обеспечивают подавляющую часть бюджетных поступлений, другое - когда поступления от миллионов фирм составляют мизерную часть государственной казны. Одновременно эти миллионы, начиная дело, как правило, с чистого листа, требуют от государства неусыпного внимания и поддержки.

Преимущества малых форм предпринимательства перед другими выгодно отличаются их большей гибкостью и адаптивностью к изменяющимся условиям, в том числе кризисным. Мы имеем в виду, прежде всего, ценовую и ассортиментную политику, а также логистику. Главное, по нашему мнению, состоит в том, что малый бизнес «ближе к народу», обеспечивает его насущные нужды и потребности, занятость населения, его доходы без особых усилий со стороны государства, формирует у граждан «дух инициативы и предприимчивости».

Потенциал малого бизнеса, по нашему мнению, может раскрыться в интересах общества, государства, бюджета при наличии определенных условий, которые в значительной степени формируются государством, финансовыми структурами. В их числе: политическая и социально-экономическая стабильность, защита частной собственности, позитивные взаимоотношения бизнеса и власти, развитая правовая среда, необходимая в том числе информационно-коммуникативная инфраструктура, отсутствие административных барьеров, дебюрократизация, щадящая и селективная налоговая политика, доступ к финансовым ресурсам, возможность приобретения начального капитала, специальные меры поддержки, защита от криминала. Их отсутствие или неполнота являются сдерживающими факторами развития малого бизнеса.

Одной из важнейших проблем в развитии российского предпринимательства является отношение к предпринимателям общества. Для молодежи при выборе дела, профессии, имидж играет далеко не последнюю роль. Может показаться странным, но даже в 2013 г., когда прошло почти четверть века после изменения общественного строя в России, большинство россиян до сих пор не верят, что можно честно зарабатывать «большие» деньги даже при условии творчества, инициативы, смекалки, самоотдачи. Такого мнения придерживаются 73 % респондентов по результатам опроса Левада-центра . Опрос проведен 19-22 апреля 2013 г. среди 1,6 тыс. чел. в 45 регионах РФ, погрешность опроса не превышает 3,4 %. Результаты опроса представлены на рис. 1.

При всех трудностях развития предпринимательства в России, на которых мы остановимся далее, первые годы рыночных отношений в стране, даже при них негативном «имидже», характеризуются очевидным развитием предпринимательства. Некоторые характеристики этого периода приведены на рис. 2.

Что касается резкого сокращения индивидуальных предпринимателей (без образования юридического лица) в 2005 г. относительно 2004 г., то, скорее всего, это связано с проходившей в 2004 г. их перерегистрацией, изменением системы учета, когда он стал вестись по сведениям о записях, внесенных в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Обратимся к новейшим тенденциям в развитии малого и среднего предпринимательства. В рейтинге благоприятности деловой среды «Doing Business-2012», который ежегодно составляют Всемирный банк и Международная финансовая корпорация (IFC), по итогам 2011 г. Россия занимала 120-е место, годом ранее - 123-е место .

Результаты рейтинга подтверждают, что Россия не является лидером в формировании благоприятных условий для ведения бизнеса. Тем более что оценка международных экспертов во многом совпадает с мнением отечественного предпринимательского сообщества. ВЦИОМ подготовил отчет за 2012 г. «О состоянии делового климата в России» для Российского союза промышленников и предпринимателей. Участникам опроса (компаниям - членам РСПП) предложили оценить предпринимательский климат в России, уровень защиты частной собственности, взаимоотношения бизнеса и власти, оценить налоговую нагрузку за 2012 г. Что касается отношений с властью, 45,6 % (58 % в 2011 г.) предпринимателей считают, что власть относится к бизнесу, как к «кошельку», 28,4 % (36 %) - как к младшему партнеру и 24,3 % (22 %) - как к питательной среде для коррупции. Оценивая налоговую нагрузку на бизнес, большинство респондентов (49,7 %) отмечают, что за год она выросла .

Место малого бизнеса в России сегодня несопоставимо с его потенциальными возможностями, и связано, по нашему мнению, с непоследовательной по отношению к нему политикой государства, изменением время от времени концептуального взгляда на его роль в обществе и экономике. Считается, что с начала 90-х гг. прошедшего столетия интерес власти к малому и среднему бизнесу возобновился и усилился. Это относится к попыткам снизить административное давление (уменьшение количества проверок, упрощение процедур и схем создания малого бизнеса, получения лицензии, облегчение выхода на рынок), формированию специальных налоговых режимов, введению различных льгот, в том числе при кредитовании, упрощению доступа к финансовым ресурсам, созданию особых мер бюджетной поддержки и т. д.

Все эти акции, безусловно, создают новую, более благоприятную, атмосферу предпринимательства. Хотя предпринимательское сообщество оценивает чаще всего эффективность принимаемых правительством мер как недостаточную, а сами меры - как поверхностные.

Современный цикл далеко не однозначных инициатив государства по отношению к предпринимательству начинается, на наш взгляд, с 2011 г. К наиболее значимым следует отнести следующие. В середине 2012 г. власти объявили о том, что на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства планируется направить в форме субсидий бюджетам субъектов РФ в 2013 г. 21,8 млрд р., в 2014 и 2015 гг. - по 23 млрд р. Эти средства должны пойти, в частности, на субсидирование расходов по лизингу оборудования и по инновационным проектам, на поддержку резидентов частных парков (субсидии на выкуп недвижимости или покрытие затрат по аренде помещений парка, на которых осуществляется производственная деятельность предпринимателя).

С января 2014 г. вступил в силу закон о Федеральной контрактной системе, дающий малому бизнесу определенные преференции в плане госзакупок. За редким исключением, касающимся обороноспособности и национальной безопасности страны, заказчики обязаны размещать в системе малого и среднего бизнеса, а также социально ориентированных некоммерческих организациях не менее чем 15 % совокупного годового объема заказов (верхний порог не оговаривается), начальная цена контракта не должна превышать 20 млн р. По условиям действующего 94-ФЗ объем заказов ограничивается квотами в 10-20 %, а НМЦК - 15 млн р. .

В мае 2013 г. Президентом РФ подписан «Закон об уполномоченных по защите прав предпринимателей в России». По этому закону основными задачами уполномоченного, назначаемого на пять лет, предусматривается защита прав и законных интересов предпринимателей, контроль за соблюдением их прав органами госвласти и местного самоуправления, содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав предпринимателей и взаимодействие с предпринимательским сообществом, а также участие в формировании и реализации госполитики в этой сфере. Согласно документу предписания федерального омбудсмена по приостановлению ненормативных актов местных властей подлежат немедленному исполнению. Уполномоченному также дается право направлять мотивированные предложения Президенту России об отмене постановлений и распоряжений Правительства РФ. Омбудсмену предоставляется возможность обжаловать судебные акты арбитражных судов. Предусматривается возможность защищать права и законные интересы российских предпринимателей за рубежом .

Ранее, с января 2011 г., вступили в силу изменения, внесенные в «Закон о страховых взносах», в соответствии с которым вместо единого социального налога организации обязаны уплачивать страховые взносы в государ -ственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования). В результате, общая ставка страховых взносов увеличилась с 26 до 34 % для организаций, применяющих общую систему налогообложения. Для малого бизнеса, применяющего упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде ЕНВД, с 2011 г. ставка страховых взносов увеличилась с 14 до 34 %, т. е. в 2,4 раза .

Льготы предусмотрены только следующим субъектам предпринимательства:

  • малым инновационным предприятиям, организациям сферы информационно-коммуникационных технологий и резидентам технико-внедренческих особых экономических зон на период 2011-2019 гг.;
  • организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в области средств массовой информации;
  • субъектам малого предпринимательства, применяющим упрощенную систему налогообложения и работающим в 36 обозначенных законом видах деятельности на определенный период.

По оценке экспертов, вышеперечисленные льготы затрагивают небольшое количество малых предприятий. Для подавляющего большинства закон действует в первоначальной редакции, а с 1 января 2011 г. взносы увеличились единовременно в 2,4 раза.

В последующем, с начала 2013 г., для индивидуальных предпринимателей были увеличены страховые взносы с 17 до 36 тыс. р. В результате почти 412 тыс. индивидуальных предпринимателей, или 10 % от их общего числа по состоянию на 1 декабря 2012 г., снялись с учета с декабря 2012 г. по февраль 2013 г. включительно в связи с увеличением соцналогов (динамика представлена на рис. 3). Количество малых предприятий после повышения налогов сократилось на 350 тыс. .

По данным социального опроса, проведенного в начале 2013 г., большинство предпринимателей (60,8 %) считают, что выросшая ставка социальных взносов препятствует или вообще не дает им возможности функционировать. Совет Федерации РФ предлагает ввести переходный период для повышения платежей на пенсионное и медицинское страхование. Сенаторы предлагают отменить введенное в 2013 г. двукратное увеличение соц-налогов, а вводить его поэтапно: в 2014 г. - полторы ставки, с 2015 г. - две ставки .

Что касается инновационности малого бизнеса, то для данной его ориентации предложено следующее решение: Минэкономразвития разработан законопроект, в соответствии с которым снимаются ограничения по участию иностранцев в уставном капитале при создании в России совместных предприятий малого и среднего бизнеса. В Правительстве РФ полагают, что снятие указанных ограничений позволит создать привлекательные условия для ведения бизнеса иностранными инвесторами в России, а также обеспечит приток новых технологий и современной техники в малый и средний бизнес из-за рубежа.

В заключение необходимо подчеркнуть следующее:

  • меры, принимаемые государственными органами по повышению роли малого и среднего бизнеса в отечественной экономике, малоэффективны;
  • налоговую политику в отношении малого и среднего бизнеса следует проводить дифференцированно (применять льготное налогообложение для вновь созданных предприятий в первые 3-4 года их в бизнесе, ведущих хозяйственную деятельность на Дальнем Востоке, в районах Крайнего Севера и регионах, приравненных к ним, а также для занимающихся производственной и социальной деятельностью);
  • применять льготное кредитование предприятий и организаций малого и среднего бизнеса;
  • повышать имидж и социальный статус предпринимателей всех уровней;
  • повысить спрос с региональных и местных органов власти и контроль за их деятельностью по организации практической помощи малому и среднему бизнесу на местах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Малый и средний бизнес в России почти на 40 % занят в сфере торговли // Экономика. Прайм. 17 окт. 2012. URL: http://news.mail.ru/economics/ 10627037/

2. Руденский И. От развития малого среднего бизнеса зависит будущее нашей страны // Парламентская газета. 2013. 24 мая. URL: http://www.pnp.ru/news/detail/20816

3. «Граждане России не верят, что можно зарабатывать честно...» // Newsland. 2013. 28 мая. URL: http:// newsland.com/news/detail/id/1184892

5. ВЦИОМ и РСПП оценили деловой климат в России / Пресс-центр «Малое и среднее предпринимательство Краснодарского края». 22 марта 2013 г. URL: http://www.mbkuban.ru/news_fed/item-7350.html

6. «Деньги на вырост» // Российская газета «RG.RU». 2012. 21 мая. URL: http://rg.ru/2013/05/21/ biznes.html

7. Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации: Федер. закон РФ № 78-ФЗ от 07.05.2013 г. // Российская газета «RG.RU». Федер. выпуск № 6075. 2013. 13 мая.

8. Бизнес в кольце растущих расходов / Тамб. обл. торг.-пром. палата // Деловой Тамбов. 2011. № 1. URL: http://old.totpp.ru/business-tambov/archive/jan-2011/846-article13

9. День российского предпринимательства // РиаНовости. 2013. 26 мая. URL: http://m.ria.ru /spravka/20130526/939199152.html

10. «412 тысяч ИП отказались от лицензий в связи с увеличением соцналогов...» // РиаНовости. 2013. 10 апр. URL: http://ria.ru/economy/20130410/ 939/931972176. html

Дудин Михаил Николаевич , ст. преподаватель кафедры «Менеджмент» Российской академии предпринимательства, Россия

Лясников Николай Васильевич , профессор, зав. кафедрой «Менеджмент организаций», Российская академия предпринимательства, г. Москва, Россия

Translation will be available soon.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

Москва + 7 495 648 6241

Источники:

1. Понятие трансформация часто употребляется для обозначения бурных процессов, протекающих ныне в бывших социалистических странах. Этим термином стремятся подчеркнуть неидеологизированный характер происходящих изменений.
2. Речмен Д.Дж., Мескон И.Х., Боуви К.Л., Тилл Дж В. Современный бизнес. Учебник в двух томах. - М,: Республика, 1995, том 1, с.100
3. Предпринимательство: Учебник для вузов/ под ред. проф. В.Я. Горфиннеля, проф. Г.Б. Полянка, проф. В.А. Швандра.- М.:ЮНИТИ, 2000.-475 с.
4. Буев В. Некоторые аспекты поддержки малого предпринимательства в Москве. - Ж. «Предпринимательство в России». - М.: ИСАП, 2007 г.
5. Михалёв Н.В. Предпринимательство в современной России. Автореферат диссерт. К.с.н. М., 2005, С.9

Экономика России до сих пор находится в стадии переходной. Это переход, который начался в конце 1980-х гг., от административно-командной (плановой) экономики к рыночной. Сейчас ситуация в России обозначается как экономическая система смешанного типа, как впрочем и в Китае, Франции, США и др. В такой системе есть место и частному и государственному предпринимательству.

О трансформациях бизнеса

С момента становления рыночной экономики и предпринимательской деятельности, как её главной составляющей, предпринимательство в России пережило много трансформаций. Часть из них была вызвана естественным ходом рыночной эволюции, часть (и довольно значимая) – неразберихой в законодательстве пост-тоталитарного государства, давно и плотно уничтожившего купеческое и помещичье сословия.

К началу 2000-х удалось разобраться, как это работает, выучились поколения новых экономистов, смогли победить тотальный рэкет (кроме бюрократического) и предприниматель из нувориша или карикатурного «нового русского» превратился в человека, который занят делом.

К сожалению, стабильности и спокойствия предпринимательская деятельность (особенно в постсоветском пространстве) не предполагает. Бизнес – очень стрессогенное занятие, и чем он больше, тем активней, гибче, выносливей должен быть предприниматель.

Предпринимательство – это самостоятельная активная деятельность, целью которой является производство и предложение рынку таких продуктов, которые пользуются спросом и приносят предпринимателю прибыль. Предприниматель же затрачивает на эту деятельность свои ресурсы (время, силы, деньги) и берёт на себя ответственность (моральную, материальную, социальную).

Предприниматель – главное действующее лицо в картине рыночной экономики. Другие субъекты предпринимательской деятельности – потребитель, государство, наёмный работник – тоже значимые игроки на рыночном поле, но без решения предпринимателя начать бизнес (вступить в игру) предприятие не произойдёт и такая форма отношений, как рыночные, не завяжется.

За свою историю предпринимательство в России переживало огромное множество изменений, причём, если изменения касающиеся конъюнктуры рынков, оснащения производства, маркетинговых новшеств – это естественные компоненты предпринимательской жизнедеятельности, то трансформации, связанные с влиянием политики государства на экономику, не всегда способствовали расцвету и продвижению предпринимательства.

Каких только видов, отраслей и организационно-правовых форм не рождалось и не кануло в небытие в процессе становления предпринимательства в России.

Купеческие фабрики, кустарные и мануфактурные предприятия, которые появились после реформ 1861года; тресты, концерны и синдикаты, развившиеся на рубеже XIX- XXвеков; в период с 1917 по начало 1920-х г.г. – превращение частного предпринимательства в государственное, а народного хозяйства в единую фабрику, сверхсиндикат; концессии, частники и «нэпманы» периода НЭПа; «теневики» — предприниматели на нелегальном положении, в период с конца 20-х годов до второй половины 80-х.

И, наконец, с 1980-х годов начинается очередной «новый» период истории предпринимательства в России с СП, ЧП, ПБОЮЛ, ИП, а также торговыми домами, корпорациями и холдингами.

Что касается малого и среднего бизнеса, можно отследить в историческом контексте его взлёты и падения, а так же пронаблюдать причины такой «волнообразности» в развитии этого вида предпринимательства.

Развитие малого бизнеса в России

Начало предпринимательства было за малым бизнесом. Чем больше развивалась рыночная экономика, тем больше сами деловые люди открывали новых форм организации бизнеса. И к началу ХХ века гонка монополий стала подвигать и подавлять малый и средний бизнес.

После национализации всех предприятий и ресурсов революционной властью, введения жёсткой административно-командной системы лишь малому бизнесу в той или иной форме удалось удержаться на плаву. С введением же новой экономической политики, частный бизнес получил возможность снова легитимно работать, составляя достойную конкуренцию предприятиям государственной собственности.

После отмены НЭПа, капиталистические проявления в стране светлого коммунистического будущего вовсе стали неуместными, а «частник и собственник» — превратились в ругательства. Снова появилась, пусть не легальная, но твёрдая почва для малого частного бизнеса, но уже «в тени».

Предприимчивость и коммерческий опыт многих граждан оказались сильнее страха перед законом. А трудности государственной экономики сделали частников достаточно конкурентоспособными на внутреннем рынке товаров и услуг.

С упадком административно-командного способа управления, началось возрождение предпринимательства в России. Частная собственность и деятельность бизнеса была не только официально разрешена, но и со временем стала получать поддержку от власти.

Снова появись кооперативы, малые, а в удачных случаях привлечения иностранного капитала, и совместные предприятия. Частным предпринимателем, бизнесменом, деловым человеком стало называться престижно, что подогревало интерес к занятию предпринимательством у многих. Со временем, наиболее предприимчивые и активные стали расширять свой бизнес, превращая фирмы в компании, корпорации, холдинги и концерны, и снова вытесняя с рынка малый бизнес.

Конкуренция в индивидуальном предпринимательстве

На сегодняшний день Федеральная антимонопольная служба следит за соблюдением правил честной конкуренции на рынках, за слиянием и поглощением компаний, не допускает установления монополий. Государственной властью регулируется деятельность бизнеса разных форм организации. Для малого бизнеса даже создаются некоторые преференции в сфере налогообложения и кредитования, т.е. оказывается особая государственная поддержка, но всё же быть индивидуальным предпринимателем в России по-прежнему трудно.

Изменения в законодательстве (трудовом, налоговом) государственной властью декларируются как улучшающие и облегчающие климат для работы ИП. Но по сути своей, государство остаётся «главным» довлеющим над предпринимателем. Подчиняясь изменениям в законах, часто приходится менять условия своей работы, а небольшому предприятию, с ограниченными средствами оборота, сделать это не так-то просто. И выходит, что простроить налаженный, стабильный механизм самого ведения бизнеса практически невозможно. ИП, как никто другой, должен отслеживать тенденции рынка, следить за спросом, усовершенствовать свой продукт, делать его более качественным и конкурентным – вот его основная задача. А всё время и энергию забирают попытки соответствовать новым законам: то площадь надо на метр увеличить, то дипломы сотрудникам где-то раздобыть…

Ещё один знаменитый камень, и даже не подводный, — коррупция. И очень часто ИП попадает в ситуацию (административные барьеры входа в рынок, дополнительные финансовые и временные издержки и т. д.), где ему самому взятка упрощает жизнь. «Заплати кому надо и работай спокойно» — это правило прочно закрепилось в наших головах за годы «дикого капитализма», актуальность оно не потеряло и сейчас, очевидно, у нас уже в генном наборе закреплено взяточничество.

Трудности ИП

Современный предприниматель в России не сталкивается с рэкетом, как в лихие 90-е, но появилась другая, не менее бандитская угроза – рейдерство. Когда речь идёт о крупных компаниях, об этом говорят СМИ, ведутся громкие судебные разбирательства, малому бизнесу, очень сложно даже добиться открытия уголовного дела по рейдерскому захвату.

Но самая большая трудность, на мой взгляд, в неготовности человека, создающего свой бизнес, вести его как процесс. Мы можем прекрасно знать своё дело, отлично выполнять работу, за которую нам готовы платить, но предпринимательство это другое. Это набор личностных качеств, то, что мы называем коммерческой жилкой, предприимчивостью, плюс гибкость, стрессоустойчивость и готовность обучаться, как говориться, «на ходу». Эти качества кому-то даны от природы, если нет – их можно в себе воспитать, нарастить.

В любом случае, 50-70% ИП, закрытых с сакраментальным «бизнес не пошёл, прогорел» — это результат несоответствия личных качеств «бизнесмена», ожидаемым результатам. Легко не будет, особенно в начале пути. Либо вы готовы совершенствоваться, и не только в своей профессии, а в умении поддерживать свой бизнес-механизм, либо просто, оставайтесь наёмным работником. Занятие бизнесом, пусть даже очень малым, – это тоже профессия. Если включиться, напрячься, то её можно освоить.

Надеемся, Россия не вернётся к ситуации, когда политика управляет экономикой. Значит, придёт время, когда механизм взаимодействия государства и ИП отточится, утвердится и стабилизируется. И если вы смогли справиться с нынешними трудностями, то по завершении переходной экономики будет намного легче.

А.Гончарук, [email protected]

Facebook Twitter Google+ LinkedIn