Микозы

Самый большой космодром России. Космодромы России

> Космодромы России

Исследуйте все космодромы России на карте: история космических исследований, список и описание с фото, расположение, сколько и где находятся новые космодромы.

На карте можно понять, где расположены космодромы России. Среди них наблюдаются, как советские достижения, запускавшие ракеты еще в период гонки СССР и США, так и современные новые российские космодромы. Видно также сколько всего космодромов на территории Российской Федерации. Внизу расположен список: Байконур, Плесецк, Свободный, Ясный, Капустин Яр и Восточный. Переходите на интересующие страницы и узнайте истории создания военных и гражданских советских и российских космодромов с фактами запуска ракет и миссий, полетов к МКС, аварий и достижений.

- это самый первый во всем мире космодром. Он расположен на обширной территории Казахстана между посёлком Джусалы и городом Казалинск, недалеко от Тюратам - поселка Кызылординской области. Он занимает большую площадь 6717 км², является крупнейшим космодромом в мире.
- это первый Государственный испытательный космодром. Он расположен примерно в 180 километрах от города Архангельска недалеко от станции "Плесецкая". Расположившись на платообразной и немного холмистой равнине, "Плесецк" занимает площадь около 1762 квадратных километра и простирается с севера на юг на расстояние 46 километров, а с востока на запад на расстояние 82 километров.
Свободный - второй Государственный испытательный космодром Мин Обороны РФ. Космодром Свободный расположен в Амурской области. За все время существования на нем было произведено всего пять запусков ракет.
Ясный - это российский космодром, который расположен на территории района «Домбаровский» РВСН Ясненского района в Оренбургской области. Он используется исключительно для запуска космических аппаратов при помощи ракет-носителей «Днепр». А Эксплуататор космодрома является международная компания «Космотрас».
(часто сокращают Кап-Яр) - это военный ракетный полигон, находится на северо-западе Астраханской области. Полигон был открыт 13 мая в 1946 году. На нем проводили испытания первых баллистических ракет. Орбиты наклонения и градусов: минимальная 48,4, а максимальная орбита 50,7. Площадь полигона составляет 650 км² (занимал ранее площадь до 0,40 миллионов га), располагается большей своей частью в РФ, но также занимает земли в Атырауской области и Западно-Казахстанской области Казахстана.
Восточный - новейший космодром России, строительство которого началось в июле 2012 года в Амурской области и в настоящее время продолжается.

27 апреля 2016 года — день, когда должен состоятся первый в истории пуск с российского космодрома «Восточный». Ракета-носитель «Союз-2.1а» должна вывести на орбиту космические аппараты «Аист-2Д», научный спутник МГУ «Ломоносов», а также наноспутник SamSat-218.

О космодроме «Восточный» сегодня написано множество статей. Также с ним связано ряд крупных скандалов, связанных в основном с задержкой строительства и хищения средств в особо крупных размерах.

Что же нужно знать о космодроме «Восточный», в чем его плюсы и минусы, а также какими интригами и скандалами успел обрасти один из самых стратегически важных и приоритетных объектов России — об этом наша статья.

После распада СССР Россия столкнулась с тем, что ее основная площадка для запуска ракет оказалась на территории независимого Казахстана. С тех пор Москва и Астана периодически пререкаются по поводу космодрома Байконур, а теперь Кремль вбухивает миллиарды долларов в постройку новой площадки на Дальнем Востоке, которая, по словам президента Владимира Путина, позволит России сохранить статус «независимой» космической державы.

Космодром Байконур построили по приказу советского правительства на пике холодной войны как место для испытания военных ракет. Теперь Россия платит ежегодно $115 млн за аренду этого куска пустыни размером с американский штат Делавэр. В год осуществляется 20-25 запусков ракет, включая около четырех пилотируемых миссий на космических кораблях «Союз».

Напомним, что Россия и Казахстан совместно используют космодром «Байконур» с 1999 года, а в январе 2004 года российская аренда космодрома была продлена до 2050 года.

Поразительно, насколько далеки и масштабны последствия распада СССР. Только вдумайтесь — Россия — единственная легитимная страна — правопреемница СССР и все, что было построено в советское время на советские деньги (любые стратегические объекты) теперь России не принадлежит. Все это осталось 16 странам — республикам, входящих в состав СССР. И сегодня Россия платит этим странам аренду за использование своих же объектов…

К слову об аренде космодрома Байконур. В среднем Россия ежегодно платит 115 миллионов долларов за аренду Байконура и вкладывает 100 с лишним миллионов на поддержание его объектов.

На этом фоне вполне логично было бы построить свой космодром — на своей территории и не платить «дань» — дружественной стране — союзнику и партнеру. Что собственно и было начато в 2012 году. А вообще, странное сегодня партнерство между странами — давайте дружить, но стоить это будет столько-то…

Цели строительства космодрома «Восточный» в целом понятны — перестать платить сумасшедшие деньги за аренду «Байконура» стране-партнеру Казахстану, а также — вполне резонное самоутверждение в глазах всего международного космического сообщества, что Россия является Великой космической державой.

Но непонятным остается следующий факт — что станет с Байконуром и перестанет ли Россия использовать этот объект после того, как закончит строительство «Восточного»?

По словам замглавы Казкосмоса Еркина Шаймагамбетова, в случае успеха проекта Россия построит копию Байконура, а легендарный оригинал станет лишним. Хотя договор об аренде Байконура заключен до 2050 года, его можно расторгнуть, предупредив противоположную сторону за год.

Но Россия может не уйти с Байконура даже если Восточный будет запущен вовремя. Во-первых, на космодроме много секретного и патентованного оборудования, включая ракетные бункеры, говорит Асиф Сиддики, эксперт по российской космической программе в университете Fordham. «Космодром занимает гигантскую территорию. Там куча пусковых, локационных и управляющих станций. Что с ними будет? Я думаю, что [российские] спецслужбы захотят сохранить над всем этим контроль, – заявил Сиддики. – Это единственный козырь в руках Казахстана».

Кроме того, если Россия намерена продолжать использовать «Союзы» для пилотируемых миссий, то у Восточного есть технические недостатки. Инженер НАСА утверждает, что ландшафт вокруг космодрома не соответствует выработанному для этого типа космических кораблей плану мероприятий в случае необходимости экстренной посадки.

В принципе, ни Восточный, ни Байконур не являются идеальными площадками для российской космической программы, держащейся на плаву за счет выведения на орбиту коммерческих спутников (в основном при помощи «Протонов»). Объем рынка подобных услуг оценивается в $600 млн и составляет 36% мировой коммерческой космической индустрии. Но запускать спутники легче всего с крупных площадок ближе к экватору, где скорость вращения Земли выше. Восточный находится в 52 градусах к северу от экватора, а Байконур – в 46 градусах. С 2011 года Россия запустила девять непилотируемых ракет с космодрома Европейского космического агентства во Французской Гвиане (расположенной в пяти градусах от экватора).

По словам Шаймагамбетова, он надеется, что Россия не уйдет и продолжит пользоваться Байконуром хотя бы в качестве резервного космодрома. Многие технологии, которые России пришлось бы оставить в Казахстане в случае ухода, являются секретными и «заточенными» именно под российскую космическую программу. «Это не взаимозаменяемое оборудование, – утверждает Юрий Караш, член-корреспондент Российской академии космонавтики. – Космическая стартовая площадка – это не взлетно-посадочная полоса, на которой могли бы приземляться другие космические корабли».

Тем не менее, роль Байконура будет снижаться. По планам, к 2030 году 90 процентов космических запусков Россия будет проводить с собственных космодромов «Плесецк» и «Восточный», а доля «Байконура» упадёт с 75 процентов всего лишь до 10!

«Цена Восточного»

В 2011 году Роскосмос заявил, что из бюджета на строительство «Восточного» будет выделено около 25 млрд. рублей. А на общую инфраструктуру около 81 млрд. О сроках также было сказано — около 3 лет. И в 2015 году предполагалось осуществить Первый запуск с космодрома «Восточный», а запуск пилотируемого корабля должен состояться в 2018 году.

Однако, из сказанного мало что было выполнено в срок, да и сумма заявленных средств, как и с Олимпиадой в Сочи с 25 млрд. существенно «подросла».

В ноябре 2015 года Роскосмос сообщал, что стоимость пусковой инфраструктуры нового космодрома приблизительно оценивается в 120 миллиардов рублей. Общие затраты на строительство Восточного составят, по предварительным оценкам, около 180 миллиардов рублей. По оценкам директора Федерального агентства специального строительства Григория Нагинского, строительство космодрома Восточный в Амурской области обойдется России в 300 млрд рублей. Надо понимать, что в эту сумму входят и выделенные 92 млрд рублей — в рамках федеральной космической программы на космические технологии. Или не входят?..

Строительство космодрома Восточный в Приамурье сопровождается скандалами, связанными с выявлением хищений, а также массовыми забастовками и голодовками рабочих из-за задержек зарплаты. В январе прошлого года глава Счетной палаты Татьяна Голикова заявляла, что объем хищений на Восточном превысил 13 миллиардов рублей.


Фото: РБК

Так, в ноябре 2015 г. по подозрению в хищении средств был арестован главный инженер проекта по оснащению космодрома «Восточный» 31-го Государственного проектного института специального строительства Сергей Островский. Ранее по делу о хищениях при строительстве космодрома был арестован экс-глава ФГУП «ГУСС “Дальспецстрой” Юрий Хризман. Арестованного следствие подозревает в закупке цемента, труб и шин по существенно завышенным расценкам через подконтрольные фирмы. Хризман заявил, что ему было выгодно работать с проверенным поставщиком (сыном и близким другом) «по экономическим причинам». По версии следствия, Хризман вместе с сообщниками похитил 1,8 млрд руб.

Также при получении взятки был задержан ведущий инженер федерального казенного учреждения «Дирекция космодрома Восточный». Фамилия задержанного не называется. Подозреваемый, выполняя функции заказчика в части осуществления контроля, приемки и учета строительных работ по строительству автомобильных дорог космодрома, получил от представителя подрядчика взятку в размере 50 тысяч рублей.

По версии следователей, задержанный получил деньги за беспрепятственное подписание исполнительной документации и актов о приемке выполненных работ. При получении денег он был задержан.

О задержках строительства также говорилось очень много, но как считает начальник ФГУП «Дальспецстрой» Юрий Волкодав, главные задержки строительства космодрома были не по вине строителей, а по вине самого заказчика — Роскосмоса.

«- Мы обращали внимание заказчика на бессистемное финансирование строительства космодрома. Например, средства из целевой программы за 2015 год поступили на расчетные счета «Дальспецстроя» 30 декабря 2015 года.»

Список коррупционных схем на стройке Восточного однако неполон. Но в целом состоит из вполне стандартных схем хищения средств, а это:

1. Завышение смет. По данным Счетной палаты, расходы на строительство космодрома с помощью необоснованного применения индивидуальных индексов были преднамеренно завышены на 18%.

2. Фиктивные работы. Даже руководство главного проектировщика, ОАО «Ипромашпром», Следственный комитет подозревает в привлечении фиктивных фирм для выполнения виртуальных работ по проектированию.

3. Закупки материалов по завышенным ценам. Закупка материалов по существенно завышенным расценкам через подконтрольные фирмы. Дело Хризмана.

4. Завышение стоимости работ. «Спецстройтехнологии» заключили с ООО «ВИП-Стройинжиниринг» договоры на 3,8 млрд руб. по строительству жилья в Углегорске. Стоимость 1 кв. м жилья была определена в 31 тыс. руб. «ВИП-Стройинжиниринг» передал работы на субподряд ЗАО «ССР» и ООО «СК «Городок» уже по 16–19 тыс. руб. за 1 кв. м, то есть перерасход составляет более 60%.

5. Невыполнение заказов. Типичная картина: «В октябре 2014 года заказчик заключил с подрядчиком договор по строительству автодорог и выплатил аванс 300 млн руб. Подрядчик к строительству объектов не приступил и деньги не вернул», - докладывает Амурское управление МВД. Упомянутая ранее «Стройконструкция С» также не выполнила заказ и теперь по суду должна 393 млн руб., следует из данных СПАРК.

6. Необоснованно высокие оклады топ-менеджеров. Отличился экс-глава «Дальспецстроя»​ Дмитрий Савин, устроивший к себе жену на ежемесячный оклад 800 тыс. руб.

Еще в 2012 году один из ведущих российских конструкторов космической техники академик Юрий Семенов на вопрос, как он относится к строительству нового космодрома, ответил прямо: «Отрицательно. Очевидно, что это будет кормушка для чиновников. И слишком существенная нагрузка для экономики». Насколько существенной станет эта нагрузка для российской экономики, возможно, никто никогда не узнает точно.

Космодром Восточный строится согласно указу президента России, изданному в ноябре 2007 года. Однако этот указ засекречен и до сих пор не опубликован. Восточный, может быть, самая тайная и важная стройка в России.

Объект строится в Амурской области недалеко от космодрома Свободный, расформированного в 2007 году и занимает 700 кв. км. Как отмечал ранее президент, он лично инициировал строительство Восточного. «Я сам выбирал место для будущего космодрома, — рассказывал Путин. — Сначала предложили место на берегу Тихого океана, недалеко от Владивостока, на побережье. Чуть строить там не начали. Но потом эти же эксперты сказали: «Нет». У американцев на мысе Канаверал постоянно откладывают то посадку, то пуск в связи с погодой, так как возле океана много проблем, поэтому лучше на континент перебраться».

В 2007 году строительство космодрома оценивали в 170 миллиардов рублей (4,8 миллиарда долларов). В 2011 году «Роскосмос» представил в правительство смету уже на 493 миллиарда рублей (17 миллиардов долларов). В прошлом году Юрий Коптев, бывший директор «Роскосмоса», а ныне председатель научно-технического совета государственной корпорации «Ростех», заявил, что космодрому Восточный нужно еще «добавить» 560 миллиардов рублей (9,6 миллиарда долларов).

Сколько точно потратят или уже потратили на первую и вторую очереди космодрома, в Роскосмосе пока не говорят. В Спецстрое считают, что основные расходы еще впереди. Но уже плановые расходы на первый этап в 161 млрд руб. сделали космодром одним из самых дорогих в мире.

Парадоксально, но при очень большой смете на строительство рабочие Восточного постоянно жаловались на плохие условия труда, долги по зарплате или ее невыплату. А когда стало совсем худо, написали гигантскими буквами на крышах времянок: «Уважаемый Путин В.В. Хотим работать. 4 месяца без зарплаты. Спаси рабочих». Слова эти были видны с самолетов. Нецелевые траты больнее всего ударили именно по рядовым строителям.

После скандальных публикаций в прессе Минтруд выявил долги субподрядчиков по зарплате на 150 млн руб. Прокуратура обнаружила более 1,6 тыс. нарушений трудового законодательства, возбуждены десятки уголовных дел. В мае 2015 г. часть долгов все-таки покрыли, однако протесты продолжались до конца лета.

Преимущества и недостатки космодрома
Преимущества

Начальный участок траектории полёта ракеты-носителя не проходит над густонаселёнными районами России и над территориями иностранных государств;

Районы падения отделяющихся частей ракет-носителей расположены в малонаселённых районах территории Россииили в нейтральных водах;

Место расположения космодрома находится вблизи от развитых железнодорожных и автомобильных магистралей и аэродромов;

Снижение политических рисков - Казахстан за последние годы несколько раз блокировал запуски российских ракет под различными предлогами.

Первоочередная задача нового комплекса - снизить нагрузку на космодром Байконур, но не заменить его полностью, по крайней мере, до конца срока аренды - 2050 года.

Местные власти стремятся за счёт создания космодрома решить региональные задачи в Дальневосточном федеральном округе. В докладе председателя Наблюдательного совета «Института демографии, миграции и регионального развития» Юрия Крупнова космодром «Восточный» рассматривается как краеугольный камень для реализации Госпрограммы по переселению соотечественников.

Климат. На местности, где располагается космодром Восточный, солнечная погода царит больше 84% всего года, а дождь и снег редки. Также новый космодром будут меньше беспокоить сильные ветры - тут они бывают только во второй половине весны.

Недостатки

Космодром находится почти на 6° севернее, чем Байконур, что приведёт к снижению массы выводимых грузов.

Необходимость строить для космодрома собственный аэродром либо прокладывать железнодорожную ветку от космодрома до ближайшего аэродрома для транспортировки космических аппаратов.

Увеличение транспортных издержек по финансам и времени. В случае создания космодрома «Восточного» расстояние доставки ракеты-носители и персонала превысит 5500 км. По этой причине, в конце мая 2015 года было принято решение перенести сборку новых ракет «Ангара» в Омск.

Отсутствие жилья и объектов инфраструктуры для служащих. В Углегорске проживало примерно 6200 человек, что вызывает необходимость строить новый город Циолковский для проживания персонала космодрома (рассчитанный на размещение около 12 тысяч жителей).

При отклонении ракеты от курса или при запуске на полярную орбиту, обломки и ступени будут падать в леса, что не принесет моментального ущерба населению и инфраструктуре региона. Но это легко может вызвать таежные пожары. Они и так доставляют немало неприятностей на востоке - а разогнанный взрывом ракетного топлива, лесной пожар может стать настоящей катастрофой.

Будущее космодрома Восточный

Главные модули космодрома уже построены, и на данный момент ведется подготовка к первому запуску. К 2020 году планируют достроить всю оставшуюся инфраструктуру, а также ввести в строй стартовый стол для ракет «Ангара». Все направлено на то, чтобы показать серьезность проекта космодрома - так, во время первого запуска ракета выведет на орбиту сразу три спутника.

Будет ли космодром Восточный успешен, и сможет ли он заменить полностью Байконур? Насчет последнего можно уверенно сказать нет - ряд проектов в которых участвует Роскосмос, вроде ЭкзоМарса, привязаны к Байконуру, да и сверхмассивные грузы отправлять в космос пока можно только с Казахстана. Однако ракеты «Ангара» еще не успели показать себя в деле, а аренда Байконура длится аж до 2050 года - за этот срок может многое измениться.

Единственное, что заставляет волноваться - это история космодрома Свободный. Он находится совсем рядом с Восточным, и его также строили с оглядкой на замещение Байконура. Но с 1997 года с него запустили только 5 ракет, а в 2007 он вовсе перестал функционировать. Повторит ли Восточный судьбу предшественника? Время покажет.

Строительство нового космодрома — один из самых масштабных и амбициозных проектов современной России, он даст возможность мобилизовать интеллектуальные ресурсы страны и ее промышленный потенциал. Об этом сегодня заявил Владимир Путин, который посетил в Амурской области космодром Восточный.

Кроме космических задач, премьер поставил перед чиновниками вполне земные цели: опережающими темпами создавать социальную инфраструктуру.

Репортаж специального корреспондента НТВ Сергея Холошевского.

Три года назад в ноябре 2007 года Владимир Путин, будучи еще президентом, принял решение о строительстве нового космодрома в Амурской области. До этого в небольшом городке Углегорске размещалась ракетная дивизия, преобразованная затем в испытательный космодром Министерства обороны.

Но у военных денег на содержание космодрома не нашлось, его пришлось законсервировать. И вот сегодня Владимир Путин дал старту новому проекту под названием космодром Восточный.

Строительство космодрома с чистого листа — это, конечно, довольно смелый проект для любого государства, но в нынешние времена жизненно необходимо. И соседний Китай, например, строит уже четвертую по счету стартовую площадку для своих космических кораблей.

Пока Россия располагает лишь двумя космодромами — это Плесецк и арендуемый у Казахстана Байконур. Но уже через восемь лет, как планируется, именно космодром Восточный станет основной стартовой площадкой для пилотируемых полетов. Именно с этим связывают свои надежды жители Углегорска.

После 10 лет неопределенности эти люди получили ясную перспективу. Новый космодром — это новые рабочие места, комфортабельное жилье и уверенность в завтрашнем дне.

Местный житель: «Сейчас народ радуется, что строительство начинается. Что-то будет хорошее, рабочие места будут. Появятся учебные заведения, в которых в будущем, может быть, будут учиться наши дети, которые растут здесь».

Наверное, впервые в истории строительства таких крупных объектов в Углегорске сначала решили построить нормальные дома для специалистов, а уже затем стартовые площадки.

Владимир Путин, председатель Правительства РФ: «Это один из самых масштабных и самых амбициозных проектов современной России. Строительство этого объекта даст возможность не только подтвердить технологический статус России, не только даст возможность мобилизовать интеллектуальный ресурс и промышленный потенциал, что не менее важно. А осуществление этого проекта даст возможность сотням и тысячам специалистов, прежде всего, молодым специалистам проявить себя, проявить свой талант, реализовать свои самые амбициозные планы».

По словам Владимира Путина, для современной России принципиально важно иметь собственный космодром на своей территории.

Владимир Путин: «Основным, главным космодромом Советского Союза был Байконур. К сожалению, в результате развала Советского Союза этот космодром остался в дружественном нам государстве, но все-таки на территории другой страны — Казахстана».

Планы, связанные с новым космодромом, действительно грандиозные. К 2015 году отсюда на орбиту будут выведены первые космические аппараты. К 2018-у начнутся пилотируемые полеты. А уже через 10 лет доля пусков с космодрома Восточный будет доведена до сорока процентов. Ну, а в отдаленной перспективе именно отсюда планируется осуществлять пилотируемые полеты на Луну и Марс.

Острая необходимость создания национального российского космодрома была осознана сразу после распада СССР. До того момента для пусков в пространство в течение многих десятилетий использовались три «космические гавани» — Капустин Яр, Байконур и Плесецк.

Первый (самый маленький) был основан в 1946 году в Астраханской области как полигон для испытаний ракетной техники. С 1962 года отсюда на орбиту стали запускаться малые спутники серии «Космос». К 1991 году возможности полигона, включающего один стартовый комплекс с двумя пусковыми площадками для лёгких ракет-носителей, резко ограничивали поля падения отделяющихся частей, находящиеся, в том числе, в пределах Атырауской и Западно-Казахстанской областей независимой Республики Казахстана.

Второй (самый крупный) был построен к началу 1957 году в Кзыл-Ординской области Казахстана близ посёлка Тюратам между городками Казалинск и Джусалы в качестве полигона для лётных испытаний и боевого дежурства межконтинентальных баллистических ракет (МБР) Р-7. Отсюда 4 октября 1957 года на орбиту вышел первый в мире искусственный спутник Земли ПС-1. Постепенно Байконур стал универсальным космодромом: здесь эксплуатировались ракеты-носители всех классов, запускавшие на различные орбиты и траектории пилотируемые корабли, космические станции и другие аппараты гражданского и военного назначения.

Третий (самый северный) был создан к 1960 году южнее Архангельска как позиционный район базирования усовершенствованных «межконтиненталок» Р-7А (Объект «Ангара»), а через шесть лет получил статус космодрома. Поначалу Плесецк эксплуатировался в интересах Минобороны, и некоторое время считался самым «пускающим» космодромом мира. Отсюда могли стартовать ракеты-носители лёгкого и среднего классов, но энергетически невыгодное положение высокоширотное положение не позволяло осуществлять из Плесецка запуски пилотируемых кораблей и тяжелых геостационарных спутников связи.

В итоге, после распада СССР на российской территории не осталось ни одного полноценного космодрома, дающего возможность выполнять весь спектр космических запусков. Независимый доступ в космос стал для страны проблемой.

Уже в 1992 году начались работы по проекту универсального носителя «Ангара», реализация которого открывала путь к запускам тяжелых космических аппаратов на высокоэнергетические орбиты с территории России. На начальном этапе проектируемый ракетно-космический комплекс планировалось развернуть в Плесецке, а позднее — на Дальнем Востоке, где позиционному району 27-й Краснознамённой дальневосточной дивизии Ракетных войск стратегического назначения, расположенному близ Углегорска в Амурской области, в 1996 году был присвоен статус космодрома. Увы, Свободный так и не стал полноценным космодромом: с марта 1997 по апрель 2006 года отсюда к орбите ушли лишь пять лёгких конверсионных «Стартов-1». А создание комплекса «Ангара» по многим причинам (в основном, финансовым) растянулось на два десятилетия и первые пуски новой универсальной ракеты из Плесецка были выполнены лишь в 2014 году.

Таким образом, несмотря на то, что юридические вопросы использования Байконура постепенно были урегулированы, задача независимого гарантированного доступа России в космос решена не была. Кроме трудностей организационного плана, эксплуатация российского космодрома несёт заметное финансовое бремя, связанное с арендной платой ($ 115 млн в год) и ощутимыми затратами на поддержание объектов наземной инфраструктуры, находящихся на казахстанской территории.

Между тем, Соединённые Штаты имеют три действующих космодрома (Канаверал во Флориде, Ванденберг в Калифорнии, Среднеатлантический региональный космопорт в Вирджинии), а также базы, с которых можно осуществлять космические пуски (Кодьяк на Аляске и Уайт-Сэндс в Нью-Мехико). Свои космодромы строят частные компании (например, SpaceX). Китай располагает четырьмя космодромами, Япония — двумя, Евросоюз — одним.

Боевые операции западных стран в Ираке и Югославии показали всю важность космической поддержки: связь, навигация и разведка стали ключевыми факторами успешной войны. К середине 2007 года высшее политическое руководство России ребром поставило вопрос о создании полноценного российского космодрома, призванного открыть полностью независимый доступ в космос, гарантируя выполнение национальных отечественных, а также международных и коммерческих космических программ, снизив политические риски.

Место для «космической гавани» выбиралось с учётом самых разнообразных факторов. Точка старта должна находиться как можно ближе к экватору для уменьшения затрат топлива при запуске геостационарных спутников. Трассы полета средств выведения не должны пролегать над густонаселёнными районами. Зоны отчуждения под поля падения отделяемых частей носителей должны располагаться только на территории России, а их число необходимо минимизировать.

Соответственно, космодром следует строить по возможности ближе к океанскому побережью, учитывая наличие энергетической, транспортной и промышленной инфраструктуры, сейсмические и погодные условия.

Во время первого поиска места для дальневосточного космодрома наиболее оптимальными представлялись два района — город Углегорск в Амурской области (где расположен космодром Свободный) и Советская Гавань на побережье Тихого океана.

Оба района имели приблизительно равную функциональность, причём последний был даже несколько предпочтительнее из-за близости к океану (отработавшие ступени могли падать в нейтральных водах), но первый находился в лучших сейсмических условиях. Его в конечном итоге и выбрали. 6 ноября 2007 года Президент В.В. Путин подписал указ о строительстве космодрома Восточный вблизи Углегорска. С этого момента начались рекогносцировочные и расчётно-сметные работы, а также решались различные организационные вопросы.

Роль новой стартовой площадки не сводилась лишь к выполнению пусковых кампаний и обеспечению независимого доступа в космос. Эти задачи сами по себе важны, но отнюдь не единственны. Строительство и эксплуатация космодрома должны были улучшить демографическую и социально-экономическую ситуацию на российском Дальнем Востоке, а также обеспечить развитие местной промышленной базы, в том числе путём привлечения инвестиций отечественного и иностранного частного капитала. Например, председатель Наблюдательного совета некоммерческого «Института демографии, миграции и регионального развития» Ю.В. Крупнов рассматривал Восточный как важный фактор реализации Государственной программы по переселению соотечественников.

Ю.В. Крупнов считает космодром Восточный важным фактор реализации Госпрограммы переселения соотечественников

Не менее важным было и то, что вместе со строительством предполагалось изменить практически всю материально-техническую часть отечественной космонавтики, провозгласив лозунг «Новому космодрому — новую ракету и новый космический корабль!» Разумеется, обновление парка средств выведения требовало технического перевооружения отрасли. Таким образом Восточный становился системообразующим проектом, призванным стать локомотивом для теряющей конкурентоспособность отечественной ракетно-космической промышленности.

В основу космодрома ставилась совершенно новая ракета-носитель среднего класса повышенной грузоподъёмности (РН СКПГ), создаваемая в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР) «Русь-М», и пилотируемый перспективный транспортный корабль нового поколения ПТК НП. Вместе они образовывали Перспективную пилотируемую транспортную систему ППТС.

Разработка ракеты, получившей по шифру ОКР «популярное» (хотя и неофициальное) название «Русь-МП» (литера «П» означала «пилотируемая»), началась ещё в 2007 году, когда Федеральное космическое агентство запросило от предприятий отрасли предложения по облику нового пилотируемого носителя. Свои варианты представили Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс» (ныне Ракетно-космический центр (РКЦ) «Прогресс»), Государственный космический научно-производственный центр (ГКНПЦ) имени М.В. Хруничева, Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» имени С.П. Королёва и Государственный ракетный центр (ГРЦ) имени академика В.П. Макеева. Во всех предложениях фигурировал одноразовый носитель, способный вывести на низкую околоземную орбиту аппарат массой свыше 20 т. Параллельно РКК «Энергия» и ГКНПЦ прорабатывали пилотируемый корабль.

В начале 2009 года Роскосмос объявил конкурсы на эскизное проектирование носителя «Русь-МП» и корабля ПТК НП. Технические требования к ракете строились на результатах проектных проработок РКК «Энергия», учитывая предложения ГРЦ и «ЦСКБ-Прогресс». В марте 2009 года триумвират этих предприятий и выиграл конкурс, получив контракт стоимостью около 375 млн руб. Предложение ГКНПЦ («Ангара-А5П») было отвергнуто.

Концепция носителя предусматривала создание ракеты стартовой массой 673-688 т. Первая ступень представляла собой жёсткую связку трёх одинаковых унифицированных ракетных блоков с двигателями РД-180В, работающими на жидком кислороде и керосине. Вторая ступень оснащалась четырьмя кислородно-водородными двигателями РД0146. «Русь-МП», способная запускать на низкую околоземную орбиту груз массой свыше 23 т, с запасом решала задачу выведения ПТК НП начальной массой 14 т в варианте для снабжения орбитальных станций. Избыточная энергетика создавала необходимый резерв на случай нештатных ситуаций: сверхгарантийный запас топлива в верхней ступени обеспечивал продолжение полета при отказе одного РД0146 либо выход корабля на траекторию, обеспечивающую минимальный риск при спасении экипажа. Конструкция и размерность допускали создание на базе блоков ракеты носителя тяжёлого класса грузоподъемностью до 55 т и более, открывая путь к пилотируемым экспедициям на Луну.

Весной 2009 года конкурс на эскизное проектирование ПТК НП выиграла «Энергия», обойдя Центр Хруничева, представивший вариант развития концепций, разработанных с участием предприятия в 1960 — 1980 годах. Первоначально новый корабль делался в двух основных вариантах: околоземный (для снабжения Международной космической станции, МКС) и лунный — для выхода на окололунную орбиту. Первый должен был обеспечить полет шести космонавтов плюс возвращение на землю груза массой 500 кг, а второй — отправить к Луне четверых космонавтов плюс 100 кг груза. Кроме базовых, в состав ППТС должны были входить корабли для автономных (научных, прикладных, туристических) полётов, спасатель, беспилотный грузовик, а также беспилотный грузовозвращающий корабль.

Первый пуск «Руси-МП» с Восточного планировался на 2015 год, а первый пилотируемый полёт — на 2018 год. Для реализации проекта на новом космодроме предполагалось построить два универсальных стартовых комплекса с соответствующей технической инфраструктурой. На втором этапе к носителю должна была присоединиться Многоразовая ракетно-космическая система (МРКС-1) с крылатой первой ступенью, способная выводить на низкую орбиту полезные нагрузки массой от 20 до 60 т. На третьем этапе на Восточном возводилась инфраструктура для пусков сверхтяжёлых носителей.

Под эти планы формироваться системный проект нового космодрома. В 2011 году велось техническое и эскизное проектирование, из федерального бюджета пришли первые 1,4 млрд рублей на прокладку железных и автомобильных дорог, монтаж линий электропередач и промышленной эксплуатационной базы. На первый этап строительства — создание обеспечивающей инфраструктуры — до 2015 года из федеральной целевой программы «Развитие космодромов» было выделено 81 млрд рублей, из «Федеральной космической программы» — ещё 92 млрд руб. Общую стоимость проекта оценивали в 300 млрд рублей.

Работа набирала обороты, казалось — всё идёт по плану. В 2011 году началась расчистка стройплощадки, завершился не только эскизный, но и технический проект «Руси-М» и ПТК НП. И тут, как гром среди ясного неба, грянуло «переформатирование» всего проекта Восточный. Его инициатором выступил В.А. Поповкин, с апреля 2011 года возглавивший Роскосмос. Уже осенью, выступая в Госдуме, он сообщил о решении закрыть «Русь-М».

Около 5 утра 28 апреля с нового российского космодрома Восточный был произведен первый запуск. Ракета-носитель "Союз-2.1а" успешно вывела на запланированную орбиту спутники "Ломоносов", "Аист-2Д" и SamSat-218. Старт должен был состояться накануне, рано утром 27 апреля, однако за полторы минуты до пуска он был отменен.

Как позже объяснил глава госкорпорации "Роскосмос" Игорь Комаров , "вчера была автоматическая отмена автоматики наземной системы управления. (...) По всей видимости, недостаток работы одного из кабелей, были заменены кабели".

Президент Владимир Путин лично наблюдал за обеими – и удачной и неудачной – попытками запуска. По данным газеты "Коммерсант", сразу после удачного старта Путин устроил разнос руководителям космической отрасли. Вице-премьер Дмитрий Рогозин получил выговор, Игорь Комаров – строгий выговор. Леониду Шалимову, генеральному директору екатеринбургского НПО Автоматики, с которого на ракету был поставлен кабель, по всей видимости и сорвавший первую попытку старта, президент вынес постановление о неполном служебном соответствии.

Третий космодром

После развала Советского Союза на территории России остался фактически единственный космодром, с которого можно было осуществлять гражданские коммерческие пуски, – космодром Плесецк в Архангельской области. Однако Плесецк по многим параметрам не самая удачная стартовая площадка, так что вот уже два десятилетия Россия арендует у Казахстана космодром Байконур. Разговоры о необходимости строительства собственного большого космодрома шли в РФ еще с начала 1990-х годов, в конечном итоге для этого была выбрана площадка в Хабаровском крае возле бывшего военного космодрома Свободный. Строительство космодрома Восточный растянулось на пять лет и сопровождалось многочисленными скандалами . Окончание работ переносилось несколько раз, и в итоге новый космодром был готов к первому ракетному запуску только в начале 2016 года.

Политический вместо военного

“Главная причина строительства Восточного – политическая, – говорит Сергей Жуков , космонавт-испытатель, соруководитель рабочей группы AeroNet НТИ , гендиректор ЗАО "Центр передачи технологий" . – Разговоры начались еще когда отношения с Казахстаном были не очень понятны, и в какой-то степени продолжались все эти годы”.

В 2007 году указом Владимира Путина был закрыт военный космодром Свободный, испытательный центр Министерства обороны, созданный на базе 27-й дивизии ракетных войск стратегического назначения в 1996 году. “Эта площадка показалась очень удачной для строительства гражданского космодрома”, – говорит Жуков.

Изначально площадку искали для размещения шахт стратегических ракет еще в 50–60-е годы прошлого века. “Просматривали много моментов, должна была быть широта достаточно южная, возможность связи по разным магистралям, в том числе по водным, неподверженность сейсмике, а в этом регионе, вообще говоря, потряхивает, – рассказывает Жуков. – Конечно, близость к потенциальному противнику – США. И вот эту площадку нашли”.

В первой половине 90-х годов стали искать площадку уже под космодром, правда, тогда еще военный. Для космодрома важны во многом те же факторы, что и для стратегического ракетного вооружения, так что именно на базе позиционного района 27-й дивизии РВСН (ныне расформированной) был построен космодром Восточный. Спустя еще десятилетие, в 2007 году, эта же площадка естественным образом попала в число кандидатов для строительства главного российского гражданского космодрома и в конечном итоге была признана наиболее удачным вариантом.

Юго-Восточный

Ракеты в основном выводят на орбиту спутники и автоматические аппараты, реже – доставляют грузы и космонавтов на МКС. Это значит, что есть всего несколько основных типов практически интересных орбит. Самые удаленные от поверхности (36 тысяч километров) – геостационарные орбиты. На них располагаются телекоммуникационные спутники, каждый из них в любой момент находится над одной и той же точкой экватора. Ниже, на высоте 20 000 километров, находятся орбиты навигационных спутников ГЛОНАСС и GPS. Они наклонены к плоскости экватора на угол порядка 60 градусов. Еще ниже (порядка 1000 км и ниже) – полярные орбиты, по ним движутся спутники, для которых важно охватить все точки земной поверхности, это спутники дистанционного зондирования, разведывательные спутники и так далее. Их наклонение к экватору – примерно 90 процентов. Наконец, на высоте всего-то 450 км вокруг Земли обращается МКС, наклонение ее орбиты – 51,6 градусов.

Спутники, выведенные на орбиту с космодрома "Восточный"

Физика орбитальной баллистики устроена так, что орбиты, на которые может попасть груз, существенно зависят от места старта ракеты. Грубо говоря, наклонение орбиты (угол между плоскостью орбиты и плоскостью экватора) сложно сделать меньше широты старта. Например, Байконур находится на широте 45 градусов, соответственно, с него легко доставлять грузы на МКС, спутники на “навигационные” и “полярные орбиты”. А вот попасть с Байконура на геостационарную орбиту сложнее – это требует дополнительных маневров и больших затрат топлива (не стоит забывать, что дополнительное топливо – это либо более тяжелая и дорогая ракета, либо меньше полезного груза). Российский космодром Плесецк находится на 63-м градусе северной широты, попасть оттуда на геостационарную орбиту или на орбиту МКС – задача почти невыполнимая.

Ракета "Союз" выводит спутник на геостационарную орбиту с космодрома "Куру"

Другими словами, чем ближе космодром к экватору, тем с меньшими затратами с него можно выводить груз на любые важные орбиты. Одно из наиболее удобных расположений – у космодрома Куру во Французской Гвиане. Широта стартовой площадки, которую эксплуатирует Европейское аэрокосмическое агентство, чуть больше 5 градусов южной широты. А компания Space X Илона Маска построила космодром на одном из островов архипелага Кваджалейн в Тихом океане, на широте около 9 градусов северной широты. Впрочем, с него было осуществлено всего два запуска, программу пришлось свернуть из-за бюрократических сложностей.

Одна из причин выбора именно этого месторасположения для нового российского космодрома – его широта, около 51 градуса северной широты, всего на 6 градусов больше, чем у Байконура. Значит, полярные, “навигационные” орбиты и орбита МКС доступны без особых проблем, геостационарные – доступны почти так же, как с Байконура.

Гептил на голову

Но разве в России нет точек южнее? Разумеется, есть. Например, большая часть Северного Кавказа. Но здесь вступает второй фактор, важный при выборе удобной площадки для космодрома. При запуске ракеты от нее постепенно отделяются стартовые ступени. Они падают на землю в сотнях и даже тысячах километров от точки старта в направлении, зависящем от заданной орбиты. Обычно место падения отработавших ступеней и других элементов можно предсказать – это заранее известные “поля падения”, впрочем, довольно внушительно размера, в несколько тысяч квадратных километров. Вместе с обломками здесь могут оказаться, например, остатки топлива, а ведь верхние ступени современных ракет по-прежнему работают на гептиле, чрезвычайно ядовитом веществе. А если запуск прошел нештатно, опасные обломки могут оказаться почти где угодно вдоль нескольких тысяч километров предполагаемой траектории полета.

Итак, очевидно, что для удачного расположения космодрома должны выполняться два условия: основные траектории полетов не должны проходить над густонаселенными районами; траектории должны оставаться в пределах национальных границ или проходить над нейтральными водами. Байконур обладает только первым качеством, да и то не совсем: "Если стартуют с Байконура, первая ступень – это, как правило, казахские степи, а вторая ступень – это уже Алтай. Горный Алтай, хоть и не очень заселен, но люди-то живут, и там бывали разные неприятности", – рассказывает Жуков. Кроме того, за обслуживание полей падения на территории Казахстана России приходится выделять дополнительные средства. Гипотетический космодром на Северном Кавказе – совсем неудачный вариант, траектории большинства запусков прошли бы через густонаселенные районы юга России и/или над территориями сопредельных государств. А вот Восточный удовлетворяет обоим требованиям: поля падения для любых основных запусков придутся либо на малонаселенные районы Хабаровского края, либо на Охотское море.

Землетрясения и логистика

Сергей Жуков называет и другие преимущества выбранной площадки. Например, это относительно спокойная сейсмическая обстановка. Так, в качестве альтернативы для строительства еще военного космодрома Свободный рассматривалась бухта Ванина, расположенная еще дальше на восток на берегу Татарского пролива, но от идеи пришлось отказаться именно из-за регулярных землетрясений.

Тяжелая ракета-носитель "Ангара" на стартовой площадке космодрома "Плесецк"

Космодром Восточный критикуют за то, что он находится очень далеко от предприятий, производящих и собирающих как сами ракеты-носители, так и спутники. И эта критика справедлива. Ракету-носитель “Союз-2.1а” собрали на заводе “Прогресс” в Самаре, и, чтобы попасть на стартовую площадку Восточного, ей пришлось проделать в разобранном виде на специально железнодорожном составе 6,5 тысячи километров, это заняло 18 дней. Производство тяжелых ракет “Ангара”, которые будут запускать с "Восточного", планируют перенести из Москвы в Омск – это 4,5 тысячи километров от нового космодрома.

В то же время плюс Восточного – наличие поблизости удобных транспортных артерий. “Там рядом проходит Транссиб, буквально в нескольких километрах станция “7777” по расстоянию от Москвы. Рядом же проходит федеральная трасса Чита – Хабаровск. Кроме того, буквально в 3-4 километрах от старта, протекает река Зея, которая едва ли не полноводнее Амура, то есть по Амуру и по Зее тоже можно доставлять грузы”, – объясняет Жуков.

“Ангара” на Амуре и дома на колесах

Именно космодром Восточный должен стать основной площадкой для запуска тяжелых ракет-носителей серии “Ангара”. Эти достаточно современные ракеты должны прийти на смену проекту “Протон”, до сих пор “Ангару” в тестовом режиме запускали только с космодрома Плесецк в 2014 году (кстати, оба раза испытания прошли успешно). Хотя сначала обсуждалось создание нового стартового комплекса под “Ангару” на Байконуре, в марте 2013 года руководство Роскосмоса решило готовить площадку уже на собственном космодроме Восточный. “Политика – штука тонкая, – говорит Жуков. – Мы видим, что произошло в наших отношениях с Украиной. Сегодня все хорошо с Казахстаном, но как повернется колесо политики в дальнейшем…”

Мобильная башня обслуживания на "Восточном"

По словам Жукова, оборудование нового космодрома с двумя стартовыми площадками (уже готовая для “Союзов” и строящаяся к 2021 году для “Ангары”), комплексом связи и управления и другими сооружениями, представляет для российской космонавтики “эволюционный шаг”. В частности, на Восточном есть мобильная башня обслуживания, нечто вроде большого ангара, который движется по рельсам и может наехать на стоящую на стартовой площадке ракету. Она полезна тем, что позволяет обслуживать ракету практически при любых погодных условиях, кроме того, с ее помощью в головной части ракеты можно размещать спутники, которые нельзя перемещать горизонтально. “Это не совсем новая технология, – отмечает Жуков, – мы повторяем то, что сделано на Куру, хотя сделано в том числе с нашим участием”.

Конечно, было бы странно ожидать меньшего при общей стоимости строительства космодрома в 180 миллиардов рублей (по некоторым данным, 400 миллиардов рублей), что, к примеру, в два раза больше, чем бюджет на культуру и кинематографию РФ 2016 года и в 10 раз больше, чем стоимость южно-корейского космодрома Наро (251 млн долларов), открытого в 2009 году. Жуков уверяет, что для высокой стоимости космодрома можно найти и объективные причины: “Космодром получается более дорогой, безусловно, чем южные, но это же север, это зимы, здесь требования к бетону совсем другие, требования по зданиям другие, требования по дорогам другие. Много таких моментов, которые говорят, что северный космодром становится дороже”.

Восточный вместо Байконура?

Освящение ракеты "Союз" перед стартом с космодрома "Байконур"

Ближайшее будущее нового космодрома находится в неопределенности, в частности, неизвестно, когда состоится следующий после первого тестового пуск. 26 апреля, накануне запланированной даты испытаний, директор филиала Роскосмоса на космодроме Восточный Константин Чмаров сказал, что схема управления космодромом может быть реорганизована сразу же после первого запуска. Однако в перспективе именно Восточный должен стать основным российским гражданским космодромом. Означает ли это, что Россия в ближайшее время откажется от Байконура? Сергей Жуков уверен, что нет. “Байконуром мы продолжим пользоваться, старты идут, у нас, по-моему, на 50 лет рассчитан договор аренды. Если и будет нагрузка снижаться на Байконур, то только постепенно. Пока что он во многом удобнее именно логистически и инфраструктурно, например, многие производители спутников имеют там свои корпуса”.

Таким образом, Россия будет пользоваться сразу тремя достаточно крупными космодромами. “Ну, у японцев тоже три космодрома, у китайцев три или четыре космодрома, у американцев есть Канаверал как основной космодром, но частные компании со своих запускают. В том, что есть небольшая сеть космодромов, ничего страшного нет абсолютно, просто будет более равномерно распределена нагрузка между ними”, – считает Сергей Жуков.