Опухоли кожи

Доклад на тему: «дифференцированное домашнее задание как ключевое требование фгос. Разноуровневые дифференцированные задания на уроках математики Дифференцированные домашние задания

Организация домашней работы учащихся.

Дифференцированные домашние задания в начальной школе.

Задавание на дом уроков - палка о двух концах, и если оно методически не продумано, то может приводить как раз к обратным результатам: научить халтурить, недобросовестно относиться к выполнению своих обязанностей, приобретать отрицательные навыки, мешающие учёбе, обманывать. Оно может чрезмерно нагружать ребят без всякой надобности.
Н.К.Крупская

Основные требования, предъявляемые к домашнему заданию.

· Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.

· По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.

· Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны знать, что и как делать.

· Сохраняя основное содержание домашнего задания, можно частично индивидуализировать его цель, объем, способ выполнения.

· Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным и индивидуальным.

Непременным условием успешного усвоения учащимися программного материала является подготовка школьников к выполнению домашней работы,руководство ею со стороны учителя.

Подготовка к выполнению домашней работы

· Время сообщения домашнего задания не обязательно относить к окончанию урока. Лучше всего домашнее задание давать детям до окончания урока, когда их внимание не так рассеяно и силы не на пределе. Задание нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык.

· Сообщение домашнего задания должно сопровождаться необходимым для младшего школьника инструктажем: внимание может быть сосредоточено либо на анализе его содержания, либо на анализе способа выполнения или на его оформлении.

· Работу по формированию умений выполнять задания, включенные в домашнюю работу, необходимо проводить на уроке.

· В помощь учащимся учитель предлагает памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).

· Учитель обязан ознакомить родителей с нормативами времени, которое отводится на выполнение домашних заданий, с примерным режимом дня, с правильной организацией рабочего места. Учитель разъясняет родителям, как правильно оказывать учащимся разумную помощь в выполнении домашних заданий.

Организация проверки домашнего задания

При проверке домашней работы учащихся задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.

Возможные формы проверки:

· фронтальный контроль;

· выборочный контроль;

· взаимоконтроль учащихся при работе в парах;

· самоконтроль учащихся.

Задания учащимся для проверки домашней работы:

· выделить главное в теории и выполненных упражнениях (заданиях);

· сжать (концентрированно подать за максимально короткое время) материал;

· дать рецензию на ответ, дополнить, обобщить, сделать выводы, высказать свое отношение к излагаемому материалу;

· нацелить постановкой вопросов на упущенное, но существенное в ответах соучеников;

· выделить вопросы и проблемы, разрешить которые мы не можем на данном уровне знаний (подведение к новой теме);

· продолжить ответ одного ученика ответом другого (логически или в виде плана);

· выполнить самостоятельно задания с измененными условиями;

· взаимопроверка в парах; самооценка выполненных заданий;

· повторное выполнение заданий без изменения условий;

· повторно возвратиться к информации (заданиям), в которой учащиеся допускали ошибки (в конце урока или на следующем);

· составить вопросы к теме, изучаемой дома.

Домашнее задание по каждому предмету должно быть строго регламентировано по объему и согласовано с заданиями по другим предметам.

Перегрузку учащихся могут вызвать:

· чрезмерно большое домашнее задание;

· чрезмерно трудное домашнее задание;

· несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения определенного вида задания;

· неумение учащихся правильно оформить выполненное задание.

Известный русский педагог К.Д. Ушинский справедливо говорил, что у ребенка, который длительно занят приготовлением уроков, ослабевают память и внимание, снижается успеваемость.

Домашние задания учащимся начальных классов даются с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:

в 1-м классе (со вто­рого полугодия) - до 1 часа;

во 2-3х - до 1,5 часов ;

в 4-м - до 2-х часов.

Примерный объем домашних заданий

для учащихся 2-4-х классов

№ п\п

Учебный

предмет

2 класс

3 класс

4 класс

Математика

Задача или 2 столбика примеров

Задача или 3 столбика примеров, но всего не более 16

Задача и 2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера

Русский язык

15-17 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания

25-28 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания

35-37 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного грамматического задания

Литературное чтение

Не более 1-1,5 страниц

Не более 2-2,5 страниц

Не более 3-3,5 страниц

Окружающий мир

Не более 1-1,5 страниц

Не более 2-2,5 страниц

Не более 2,5-3 страниц

Объем и степень сложности домашних заданий должны строго соответствовать СанПиНу по каждому классу (устные и письменные задания, включая иностранный язык). Объём домашних заданий по всем предметам в совокупности даётся учащимся с учётом возможностей их выполнения, но не должен превышать 50% объема аудиторской нагрузки и по содержанию не должен быть сложнее классно-урочного материала.

Необходимо учесть, что в максимальные нормы входят все задания устного и письменного характера. Также данные нормы рассчитаны на всех учащихся с различным потенциалом. Отсюда следует, что нормы домашних заданий предполагают дифференцированный подход к каждому школьнику (объем, характер и степень сложности домашних заданий, включая иностранный язык).

Дифференцированные домашние задания

Домашняя работа - это особый вид самостоятельной работы, он происходит без непосредственного руководства учи­теля, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения.

На домашнюю работу учащихся возлагаются важные функции обучения, воспитания и развития.

В расчете на какого ученика давать домашнее задание – на сильного, среднего или слабого? Чаще мы даем домашнее задание с учетом на среднего ученика.

Установлена закономерность 1: 6,

что означает, что если ориентироваться на слабого или среднего, то сильный ученик выполнит домашнее задание в 6 раз быстрее. Если ориентироваться на сильного ученика, то слабый ученик потратит время в 6 раз больше, что, безусловно, будет сказываться на занятости ученика и на его самочувствии.

Одно и то же задание для сильных может быть легким, для слабых - трудным. Первые не трени­руют себя на трудном для них материале, вторые теряют уверенность в своих силах. И в результате ни у тех, ни у других не вырабатывается ответственного отношения к тому, что задается на дом. Домашняя работа эффективна только тогда, когда все дети готовы к самостоятельному ее выполнению.

Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения - формирование самостоятельности мышления, подго­товка к творческой деятельности. Разным ученикам требуется разное время, разный объем, разные виды и формы работы, чтобы овладеть программным учебным материалом. Основным путем осуществления данной задачи является дифференци­ рованный подход, который состоит в том, чтобы учитывать тем или иным образом эту разницу. Он необходим на всех этапах обучения: как на уроке, так и в домашних условиях при выполнении домашних работ. Любое домашнее задание должно выводить школьника на более высокий уровень его интеллектуального развития и самостоятельности решений.

Дифференцированный подход к объему и содержанию домашних заданий осуществляется с учетом познавательных возможностей и особенностей учащихся.

При этом происходит закрепление знаний, умений и навыков, развитие логического мышления, формирование само­ стоятельности, самоконтроля ответственного отношения к учебе.

Предлагая дифференцированные домашние задания необходимо учитывать:

способность ребенка к учебной деятельности (быстрое освоение учебного материала, глубину его осмысления);

умение выражать свои мысли;

познавательную активность (проявление интереса к знаниям);

организованность в работе (умение доводить начатое дело до конца).

Исходя из индивидуальных особенностей детей, задания подбираются так, что при подчинении единой познаватель­ной цели и одной теме они отличаются разной степенью трудности.

Три группы (уровня) сложности: (учащиеся сами выбирают вариант, или каждый вариант учитель заранее предна­значает определенной группе учеников):

1. Выполнение домашних заданий, требующих усвоения правил в пределах образовательного стандарта изучаемых тем и получение оценки - 3-4;

2. Выполнение домашних заданий, требующих выхода за пределы объема, требующих усвоения правил, выходящих за пределы образовательного стандарта и стимулирующих более высокую оценку - 4-5;

3. Выполнение домашних заданий, требующих самостоятельных решений, находок, идей, творческого подхода и стимулирующих высокую оценку – 5.

Для 3 уровня можно использовать такие задания, как:

задания на выявление закономерностей;

задания на развитие логики;

рассмотрение задач с лишними или недостающими данными;

составление обратных задач, подобных заданий;

разгадывание ребусов, головоломок, кроссвордов;

составление предложений и текстов;

составление схем предложений;

составление загадок;

составление вопросов к тексту;

составление плана текста;

выполнение заданий, требующих энциклопедических знаний;

Примеры дифференцированных заданий:

Русский язык:

1 группа учащихся - задания вида ЗВ_НОК, СТ_РОНА, ЦВ_ТОК, СН_ ЖИНКА вставить пропущенную согласную букву. (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)

2 группа учащихся - предложено вставить пропущенную букву и найти проверочное слово. (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)

3 группа учащихся - должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески. Необходимо придумать несколько слов на это правило и составить с ними предложения на определённую тему. (Оценивается на «5»)

Математика:

1 группа учащихся - задания вида: начертить ломаную линию как в учебнике, узнать её длину. (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)

2 группа учащихся - предложено начертить ломаную, узнать её длину и выразить её в миллиметрах и если можно в дециметрах. (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)

3 группа учащихся - должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески. Необходимо начертить ломаную такой же длины, но с большим количеством звеньев. (Оценивается на «5»)

Чтение:

1 группа учащихся – Прочитать выразительно стихотворение К.Чуковского «Радость». (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)

2 группа учащихся - Прочитать выразительно стихотворение К.Чуковского «Радость», подобрать рифму к словам:

Лягушка

Кошка

Мальчик

(Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)

3 группа учащихся - должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески: придумать к словам рифму и сочинить с одной из рифм короткое стихотворение (двустишие). (Оценивается на «5»)

Эти задания способствуют развитию способностей детей, углублению знаний. Выпол­няя такие задания, учащиеся становятся субъектом познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность (в данном случае выбор уровня), самостоятельность в усвоении знаний, умений и навыков, в развитии мышления, памяти и творческого воображения .

Дифференцированные домашние задания удовлетворяют потребность учащихся в тренировке, позволяют восполнить пробелы в знаниях, дают возможность неуверенным ученикам укрепиться в своих возможностях, сильным – развить свои интересы до глубокой увлеченности, тех и других учат самостоятельному познанию.

Когда же и как давать дифференцированное домашнее задание?

Лучше всего домашнее задание давать детям до окончания урока, когда внимание детей не так рассеяно и силы не на пределе. Задание должно сопровождаться чётким инструктажем учителя: внимание может быть сосредоточено либо на анализе его содержания, либо на анализе способа выполнения или на его оформлении. Ученики делают выбор и записывают задание в дневники.

Задача учителя активно наблюдать за обучающимися, чтобы они не привыкали выполнять тот вариант домашних заданий, которые не требуют интеллектуальных затрат, а всё время стимулировать их мотивацию на успех, преодоление трудностей.

Литература:

1. Гершунский Б.С., Полат Е.С. Личностно-ориентированный подход в образовании. «Философия образования», М: 1998

2. Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: внешние и внутренние формы. Журнал «Директор школы», 1995, №3, с. 39-45.

«Использование дифференцированных заданий на уроках русского языка»

Выполнила: Алексеева Екатерина Вячеславовна –

учитель русского языка и литературы

муниципального автономного

общеобразовательного учреждения

средней школы №3 р.п. Ильиногорск,

Володарского муниципального района

Нижегородской области

г. Нижний Новгород, 2015


1.Обоснование целесообразности предлагаемой методической разработки для реализации принципа дифференциации. 2

2.Цель и задачи формирующего и контрольно-измерительного материала: 3

3.Описание методической разработки в контексте спецификации ее применения. 4

4. Описание полученных результатов применения формирующего и контрольно-измерительного материала 29

5. Значение применения дифференцированных заданий на уроках русского языка 33

6.Список используемой литературы 35

1.Обоснование целесообразности предлагаемой методической разработки для реализации принципа дифференциации.

Внедрение современных образовательных технологий становится необходимым условием реализации ФГОС нового поколения. Формировать у учащихся основные УУД позволяет технология дифференцированного обучения, которая является базовой технологией ФГОС.

Дифференциация обучения предполагает различные формы работы: фронтальную, групповую, индивидуальную.

Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка. Нет, и не может быть двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций, мышления и т.д. Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на уроке, оказывается нормальным лишь для определенной части учеников, для других он слишком быстрый, для третьих – очень медленный. Одна и та же учебная задача для одних является сложной, для других – легкой. Одни понимают учителя сразу, другим надо повторить, а третьим необходимо разъяснить. Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многим факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием.

Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

Для успешного осуществления дифференцированной работы необходимо соблюдение некоторых условий. Это и дифференцированная деятельность на уроках.

2.Цель и задачи формирующего и контрольно-измерительного материала:

Цель: показатьиспользование формирующих и контрольно-измерительных материалов на уроках русского языка в 6 классе, направленных на достижение планируемых результатов

Задачи:

    Изучить технологию дифференцированного обучения в теории и в практике передового опыта.

    Разработать задания базового и повышенного уровня, направленные на достижение планируемых результатов, необходимых при изучении данного раздела.

    Разработать критерии оценки заданий разного уровня

    Определить эффективность заданий разного уровня в практике преподавания русского языка.

3.Описание методической разработки в контексте спецификации ее применения.

Любые формы дифференцированного обучения должны опираться на разработанные дидактические материалы, учебные тексты, системы задач и упражнений, самостоятельные и контрольные работы

Дифференцированные задания – это система упражнений, выполнение которых поможет глубоко и осознанно усвоить изучаемый материал и выработать необходимый навык на его основе.

Начинать работу следует с более простых упражнений, постепенно продвигаясь к более сложным, требующих необходимых обобщений. Дифференцированные задания должны быть подготовлены заранее: записаны на доске, таблице, карточках. Их следует разделить на два вида:

1. Обязательные задания.

Они способствуют умению правильно применять изученное правило для выработки навыка; их должно быть ограниченное количество и они должны быть посильны для выполнения каждому ученику:

2. Дополнительные задания.

Рассчитаны на тех детей, которые справились с обязательными заданиями и у них есть время для самостоятельной работы. Это задания повышенной трудности на применение изученного правила, требующие сравнения, анализа, определённых выводов.

В данной работе представлены дифференцированные задания по некоторым темам для учащихся 6-х классов, которые могут использоваться на уроке русского языка с целью закрепления знаний, в качестве контрольных и самостоятельных работ.

Дифференцированные задания к разделу «Словообразование»

«Морфемика и словообразование»

Базовый уровень.

Для успешного решения заданий базового уровня достаточно опоры на формальные признаки морфемы: 1) положение по отношению друг к другу (приставка – перед корнем, корень – центральная часть, суффикс – после корня и окончание – после корня и суффикса); 2) часто встречающиеся в определенном положении, узнаваемые комбинации букв (н-р, по-, под-, на-, в- и т.п. - приставки; -ок, -ик, -еньк, -оньк и т.п. - суффиксы); владения отдельными приемами (н-р, изменение слова по числам или падежам 1 для выделения окончания в слове).

Типы заданий: разбор слова (предположительно знакомого, с прозрачным морфемным членением); определение значения приставки, суффикса или окончания (для ряда слов с прозрачным морфемным членением и регулярных словообразовательных моделей); образование слова по продуктивной словообразовательной модели (на основе демонстрации/предъявления этой модели; выделение корня слова в ряду однокоренных слов (в словах, не содержащих чередования в корнях) и т.п.

Планируемые результаты

Предметные результаты: знают определения понятий темы,умеют мотивировать производное слово и записывать производящее, умеют находить производящую основу, умеют производить морфемный разбор на основе операций словообразовательного анализа,знают основные способы словообразования.

Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее выполнения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений, подведение под известные понятия.

Коммуникативные УУД: умеют осознанно строить речевое высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Познавательные УУД: анализируют и оценивают информацию, преобразовывают информацию из одной формы в другую.

Личностные результаты: понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Задание 1.Вставьте пропущенные слова

    Раздел науки о языке, в котором изучается состав, строение слова – это … (морфемика) .

    Наименьшая значимая часть слова – это … (морфема) .

    Общая часть однокоренных слов, выражает их общее лексическое значение родственных слов – это … (корень) .

    Часть слова, которая может быть определена путем подбора родственных слов – это(корень) .

    Изменяемая часть слова, которая служит для выражения грамматического значения – это … (окончание) .

    Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов – это … (приставка) .

    Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов – это … (суффикс) .

Задание 2.Игра “Верно – неверно” . Если вы согласны со сказанным, то ставьте плюс, если нет - минус

    Морфема – значимая часть слова. (+)

    Словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов (-).

    Соединительными гласными бывают О – Е (+).

    Правописание приставок пре-/при– зависит от лексического значения (+).

    Приставка служит для связи слов в предложении (-).

    Приставка стоит после корня (-)

    Окончание не является частью основы (+)

Задание 3. Выделить окончание: начинал, сыпать, дождь, лил, траве, деревьям, мягкими, переливами, звучал, дождём, голос, иволги.

Задание 4.Выделить суффиксы: птичка, травка, миленький, цветочек, платьице, сердечком.

Задание 5.Во втором слове каждой пары выделите морфемы, с помощью которых образовалось слово.
Море – приморский, берег – прибрежный, край – бескрайний,
море – заморский, смысл – бессмысленный.

Бежать – прибежать, город – пригород, лес – лесной,
рассказ – рассказчик, коса – косить, ученик – ученический, ставить – расставить.

Задание 6.Выберите слова, которые не образованы от других слов.
Дом, бронзовый, ручной, везти, поиграть, чулок, осенний, вешалка, сумка, знакомый.

Задание 7.В словах выделите морфемы, с помощью которых они образовались.

Разбить, празднично, по-французски, преданность,
талантливость, злющий, безрукавка.

Задание 8. Запишите эти слова, укажите способ их образования

Посадка – префиксально-суффиксальный.

Высадка – префиксально-суффиксальный

Рассада – префиксальный

Насадка – префиксально-суффиксальный.

Садовник – суффиксальный.

Садовод – сложение.

Палисадник – префиксально-суффиксальный.

Задание 9.Выполнить морфемный разбор слова : сыпать.

Задание 10.Подберите слова, соответствующие схеме:

Задание 11.

Тест
1. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) приехать,
Б) читатель,
В) неизбежный,
Г) виднеться.

2. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) восход
Б) заповедник
В) выполнение
Г) насухо

3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) по-хорошему,
Б) новизна,
В) охотник,
Г) отнести.

4. Какое слово образовано суффиксальным способом?

5. Какое слово образовано суффиксальным способом?

А) сторожка,
Б) нерешительный,
В) по-зимнему,
Г) полив.

6. Какое слово образовано приставочным способом?

А) купленный,
Б) где-нибудь,
В) доверху,
Г) размешать.

7. Какое слово образовано приставочным способом?

А) синь,
Б) управляемый,
В) распланировать,
Г) семилетка.

8. Какое слово образовано бессуффиксным способом?

А) кожаный,
Б) отлет,
В) водолаз,
Г) напольный.

9. Какое слово образовано бессуффиксным способом

А) синеть,
Б) наладчик,
В) лесоруб,
Г) подъезд.

10. Какое слово образовано способом сложения?

А) международный
Б) обороноспособный
В) перекресток
Г) сверхъестественный

11. В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?

12. У В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?

А) усиленно – приставочный,
Б) пробежать – приставочный,
В) выход – бессуффиксный,
Г) горение – суффиксальный.

13. кажите способ образования слова ПРИЗЫВ

А) приставочный,
Б) суффиксальный,
В) бессуффиксный,
Г) переход

14. Укажите способ образования слова ВОСХОД

А) приставочный,
Б) бессуффиксный,
В) суффиксальный,
Г) переход

15. B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую?

А) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.
Б) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину.
В) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши.
Г) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.

Повышенный уровень сложности

Для успешного решения заданий повешенного уровня сложности необходимо понимать основания выделения морфемы (наличие значения и повторяемость в ряде слов), производить морфемный и словообразовательный анализ , соотнося элементы значения слова с формальными элементами структуры слова,необходимо использовать морфемный анализ в качестве средства для решения задачи, при условии, что на необходимость применения морфемного анализа прямо не указано.

Типы заданий: различение приставки (суффикса, окончания) и части корня; определение значения незнакомой (искусственной, уникальной, заимствованной) морфемы; отождествление морфемы с чередованием (морфемы, имеющей варианты написания) на основе частичного буквенного совпадения и общности значения; различение состава омоформ (н-р, стекла (сущ. Р.п. ед.ч.) и стекла (глаг., пр. в., ж.р.); толкование слова на основе его морфемного состава; образование слова на основе его толкования и т.п.

Задание 1.От прилагательных образуйте существительные с помощью нулевого суффикса, запишите.

Синий, удалой, глухой, глубокий, гладкий, далёкий

Задание 2.От глаголов образуйте существительные с помощью нулевого суффикса, запишите.

Визжать, переписать, лгать, обмануть, выходить, ходить

Задание 3.На Марсе живут человечки. У них есть такие слова. Они переводятся так. Подумайте, чем отличается этот язык от русского языка с точки зрения словообразования (работаем в группах). Придумайте слова на марсианском языке, используя, русские корни.

Задание 4.Блиц-опрос

Дайте характеристику производным словам (слова называются производными, так как они произведены от других слов).

Назовите основное отличие производных слов от производящих (производящие слова – это те, которые производят другие слова)

Какая основа называется членимой, а какая – нечленимой? (в членимую основу, кроме корня, входят еще и аффиксы).

Определите, каким словам дал жизнь корень САД.

Задание 5.Образуйте слова с данными морфемами. Составьте с ними предложения.

Задание 6.Запишите несколько примеров слов, образованных:

а) приставочным способом;
б) суффиксальным способом;
в) приставочно-суффиксальным способом;
г) способом сложения.

Задание 7.Прочитайте текст и выполните задания.

Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы 2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно 2 , почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского 2 , а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных 2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, - язык, который сам по себе уже поэт. (Н. В. Гоголь)

Задания

1. Из выделенного предложения выпишите:
а) слова, не имеющие окончания;
б) слова с нулевым окончанием;
в) слова с формально выраженным окончанием.
Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания.

2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.

3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.

4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.

Приведенные примеры упражнений могут использоваться учителем на разных этапах урока в зависимости от планируемых результатов, которые он перед собой ставит. Задания можно использовать как на уроке в качестве групповых заданий, так и для индивидуальной работы.

Уровень задания

Тип задания

Оценка

Работа с текстом, имеющим пропуски понятий, формулировок определений понятий

«5» - все пропуски заполнены правильно

«4» - допущена одна ошибка или не вписан один пропуск

Выделение морфем в слове, выполнение морфемного разбора, умение определять способ словообразования.

«5» - ученик выполнил все задания верно

«4» - ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий

«3»- правильно выполнено не менее половины заданий

Выбор одного правильного ответа(тест)

Повышен-ный уровень

Работа с текстом

«5» - полностью выполнены все задания, «4» - задания выполнены не полностью, допущены 1-2 негрубые ошибки

«3» - правильно выполнено не менее половины заданий.

«2» - не выполнено более половины заданий

Повышен-ный уровень

Выполнение нестандартных заданий (образование слов с помощью нулевого суффикса и т.п.)

«5» - обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные

«4» - даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом исправлении излагаемого.

«3» - задание выполнено не в полном объеме, имеются более 2 недочетов

«2» - задание не выполнено

Повышен-ный уровень

Творческий уровень

Развернутый ответ

Проверочная работа по теме « СЛОВООБРАЗОВАНИЕ »

Цели: контроль теоретических знаний и основных способов действия по теме «Словообразование»

Способы действий

критерии оценки

Знание теории по теме «Морфемика и словообразование»

Задание 1.

1.Объясни термины:

Морфемика–

Морфема–

Корень–

Суффикс–

2. Напиши, то такое словообразование

12 баллов (по 2 балла за правильное определение)

Знание способов словообразования; умение определять способ образования слова; умение производить словообразовательный разбор; умение строить словообразовательную цепочку

Задание 2.

1. Построй словообразовательную цепочку от слова ЛИСТ (не менее 10 слов):

2. Построй словообразовательную цепочку к слову авианосец

3. Определи способ образования слов:

ПОДБЕРЁЗОВИК –

ЮГО-ЗАПАД –

ПРИЛЕЧЬ –

(ШКОЛЬНАЯ) СТОЛОВАЯ –

ПРОГОВОРИЛСЯ – _

9 баллов (по 3 балла за каждое верно выполненное задание)

Знание морфем; умение производить морфемный разбор слова; умение конструировать слова с заданными морфемами и по заданным схемам

Задание 3.

1. Произведи морфемный анализ слов:

ПЕРЕБЕЖЧИК, ВОДОПРОВОДЧИК, СОРОКАЛИТРОВЫЙ, ПОСУДОМОЙКА, САМОЛЁТОСТРОИТЕЛЬНЫЙ, ТРЁХЪЯРУСНЫЙ, ТРЁХНЕДЕЛЬНЫЙ, ПЯТИУГОЛЬНЫЙ

2. Построй слова по схемам:

а) корень, суффикс, окончание

б) приставка, корень, суффикс, окончание

в) корень, интерфикс, корень _

г) приставка, корень, суффикс, постфикс

6 баллов (по 3 балла за каждое верно выполненное задание)

Умение определять однокоренные слова

Задание 4.

Прочитай. Найди лишние слова. Спиши только однокоренные слова.

Лес, лесной, лесочек, роща, лесистый, лесничий, лестница.

15 баллов (по 3 балла за каждое верно выполненное задание)

Общий балл:

42-40 б.- «5»

39-30 б.- «4»

29- 21 б.- «3»

20 и ниже – «2»

42 б = 100%

Правописание корней с чередованием гласных

Планируемые результаты

Предметные результаты: видят корни с чередованием гласных, знают условия выбора орфограмм, умеют выделять орфограмму в слове.

Регулятивные УУД: мотивируются к деятельности, устанавливают связь с реальными объектами повседневной жизни; прогнозируют, корректируют свою деятельность

Коммуникативные УУД: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Познавательные УУД: преобразовывают информацию из одной формы в другую (текст в схему, в таблицу, рисунок, задачу, составлять план и т.д.), разграничивая основную и дополнительную информацию

Личностные результаты: осознают эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Задание 1. Неосложненное списывание (I уровень знаний).

Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Обозначьте условия выбора орфограмм. Отметьте слова-исключения.

Вырастить кукурузу, собираться на охоту, молодая поросль. отраслевая промышленность, нарастающая скорость, обложной дождь, продираться сквозь заросли, замирать от восхищения, вырастить блистательную смену, предположение отпадает, возложить к подножию памятника выращенные цветы, несчастье коснулось и его, подошел к зарослям камышей, начинает подгорать пирог, ростовщик Ростислав живет в Ростове, сложение и вычитание, положить выручку в несгораемый шкаф, жук расположился на блестящем листе кувшинки, изложить требования, бесплатное приложение, неправильное сращение кости, растительный покров, слабый росточек.

Задание 2. Осложненное списывание

Спишите. Выделите корни с чередованием гласных. Отметьте условия выбора орфограмм.

Распол_житься на отдых, соб_раться у друзей, разг_релся спор, заст_лить постель, прил_гаемые усилия, бл_стать в обществе, уб_рать комнату, уп_раться ногами, к_снуться вопроса, написать изл_жение, заг_релась бумага, обж_гать пальцы, отвратительный р_стовщик, выт_реть посуду, раст_рать ушиб, сг_реть от стыда, выр_щенный р_сток, прот_реть окна, обг_ревшая свечка.

Задание 3. Списать текст, обозначив орфограмму в корнях с чередованием гласных А-О и Е-И

Вечером я соб…ру все тетради и учебники в портфель. Теперь можно распол…житься у телевизора и насл…ждаться бл…стящей игрой актеров. Вн…мание! Нач…нается фильм. Заг…релый юноша прод…рается сквозь зар…сли тр…пических р…стений. Он быстро и ловко, как обезьяна, заб…рается на дерево и зам…рает там, как дикий зверь. Это Маугли – сын джунглей, выр…щенный волками. Он смел и силен. Маугли отважно дерется с любым противником. Сж…мая в руке бл…стающий кинжал, Маугли вызывает на бой самого тигра Шерхана. Фильм закончился, пора спать. Быстро умываюсь. Даже не выт…ревшись досуха, ложусь в постель, которую заботливо расст…лила мама. Едва к…снувшись подушки, засыпаю.

Задание 4. Выпишите слова на изучаемую орфограмму в столбик, выделите корень и подчеркните орфограмму.

    Кто ясно мыслит, тот ясно изл..гает.

    Чужую беду руками разведу, а к своей ума не прил..жу.

    Если сл..жить все ошибки умного, получится гора.

    Отработав, что пол..гается, съешь, что причитается.

    Ум заключается не только в знании, но и в умении прил..гать знание на деле.

    Где мысль ясна, там ясно изл..женье, там нужные слова придут без затрудненья.

Задание 5. Исправьте ошибки.

Отраслевой, налогать, разгареться, горят, загорелись, выростить, ростение, разложение, выростить, ростение, вросли, касается, лажимся, ростет, горючее, подрасли, улажить, взрощенная.

Повышенный уровень сложности.

Задание 1. Проверьте свое умение распознавать орфограммы. Заполните таблицу данными словами.

Насл_ждение, предл_гать, неув_дающий, обм_кнуть, заг_рать, к_рнавал, _кварель, распол_гать, уд_вление, б_гровый, р_сток, ст_дион, просл_влять, _ромат, зам_реть, р_стительный, ф_нтан, оз_рение, возр_ст, кр_вать.

Задание 2. Замените словосочетания фразеологическими оборотами, включив в них слова с корнями -лаг-/-лож-.

Говорить искренне, откровенно – ______руку на сердце. (Положа)

Ничего не делать, бездельничать – сидеть ______руки. (Сложа)

Прекратить вооруженное сопротивление, сдаться – ____оружие. (Сложить)

Погибнуть в сражении – ______ голову. (Сложить)

Перестать бороться, действовать – ______ руки. (Сложить)

Задание 3. В каждой группе слов найди лишнее:

а) заря, зарядка, озарять, озарение

б) подгореть, выгорел, гора, сгорание

в) творог, творить, сотворение, творительный

г) прикосновение, коснуться, неукоснительно, косой

д) макать, макет, обмакнуть

е) растение, растереть, возраст, расти

ж) умирать, замирать, помирить

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы. Объясните, от чего зависит выбор гласной в словах с чередованием в корне. Выберите нужное объяснение, поставив знак «+» в таблице.

Выбор гласной в словах с чередованием в корне зависит

от согласной в корне

от наличия/отсутствия ударения

от суффикса -а- после корня

от лексического значения

Прод_раться

Р_стительность

Непром_каемый

Обм_кнуть

Прик_сновение

Заг_релый

Подл_жить

Выр_щенный

Задание 5. Запишите по два слова с данными орфограммами :

Проверяемая безударная гласная в корне слова.

Непроверяемая гласная в корне слова.

Слова исключения для РАСТ-, РАЩ-, РОС-.

Задание 6. Задание творческого характера

Составить словосочетания на тему: «Родной город», используя слова с чередованием гласных в корне.

Задание 7.Вставьте пропущенные буквы. С одним из слов придумай и запиши предложение с обращением.

Взр…щенный, ср…слись, привск…чить, р…сти, выр…стить, изл…гать, р…стение, предл…гать, обр…стает, выск…чка, ср…щение, обл…жение, Р…стов, ск…чок, отр…сль, выл…жить, ср…стись, ск…чи, нал…гается, Р…стислав, пол…жение, ск…кать, выл…жен.

Матрица оценки правильности выполнения заданий.

Уровень задания

Тип задания

Оценка

Неосложненное списывание, выделение корня с чередованием, обоснование выбора орфограммы

«5» - все орфограммы найдены и выделены

«4» - допущена ошибка в выделении корня или не выделена орфограмма

«3» - допущены 2 ошибки и не более 50% ошибок от общего числа правильных ответов

«2» - допущено более 50% ошибок от общего числа правильных ответов

Осложненное списывание

«5» - все пропуски заполнены правильно, орфограммы выделены

«4» - допущена 1-2ошибки или не выделены орфограммы в 1-2 словах

«3» - допущены 2 ошибки и не более 50% ошибок от общего числа правильных ответов

«2» - допущено более 50% ошибок от общего числа правильных ответов, орфограммы выделены не во всех словах или выделены неверно

На нахождение ошибок в тексте

«5» - полностью исправлены все ошибки

«4» - пропущена одна ошибка

«3» - найдено 50-75% от общего количества ошибок

«2» - найдено менее 50% ошибок

Повышенный уровень

Выбор одного правильного ответа

«5» - 80-100% правильных ответов

«4» - 61-79% правильных ответов

«3» - 50-60% -правильных ответов

«2» - менее 50% правильных ответов

Повышенный уровень

Запись собственных примеров,иллюстрирующих правило

«5» - примеры приведены для каждого предложенного правила

«4» -приведены примеры не на каждое правило или подобраны неверно

«3» -примеры подобраны для половины правил

«2» -выполнено меньше 50% задания

Повышенный уровень

На установление соответствия

«5» - полностью правильно установлены соответствия

«4» -допущена одна ошибка

«3» -допущено две ошибки

«2» - неверно установлены соответствия

Повышенный уровень

Заполнение таблицы

«5» - все столбцы и строки таблицы заполнены правильно

«4» - допущены две ошибки «3» - не более 50% ошибок от общего числа правильных ответов

«2» - допущено более 50% ошибок от общего числа правильных ответов

Повышенный уровень

Вставить буквы, придумать предложение

«5» - буквы вставлены верны, предложение составлено в соответствии с требованиями задания

«4» - допущены 1-2 ошибки, предложение составлено верно

«3» - буквы вставлены в 50% слов, предложение составлено с небольшими недочетами

«2» - вставлено менее 50% от общего числа, предложение не составлено

Повышенный уровень

На объяснение происходящих процессов, явлений

«5» - названы все аргументы, объясняющие то или иное явление

«4» - не названы 1-2 аргумента, объясняющие то или иное явление

«3» - названо не менее 50% аргументов от общего числа всех аргументов, объясняющих то или иное явление

«2» - названо менее 50% аргументов от общего числа всех аргументов, объясняющих то или иное явление

Творческий уровень

Составить словосочетания на определенную тему, используя слова с изучаемой орфограммой

«5» - ответ полный, построен на основе изученного способа действий или создан новый способ за счет трансформирования изученного

«4» - ответ построен на основе изученного способа действий и допущены несущественные ошибки, неточности

4. Описание полученных результатов применения формирующего и контрольно-измерительного материала

Работа «Правописание корней с чередованием» с применением заданий базового и повышенного уровня сложности проводилась среди учеников параллели 6-классов при изучении модуля «Морфемика и словообразование».

Всего учеников

Выполняли работу

Задания базового уровня

Задания повышенного уровня

Всего

59

59

34

Всего учеников

Выполняли работу

Удовлетворительно

Всего

59

20

24

15

Гистограмма 1. Результаты выполнения работы «Правописание корней с чередованием» в параллели 6-х классов.

По результатам выполнения заданий были определены уровни учебных достижений учащихся.

% выполнения работы

Полученный результат

% от общего количества учеников

удовлетворительно

неудовлетворительно

Таким образом, в параллели 6-классов с заданиями базового уровня сложности справились все обучающиеся, задания повышенного уровня сложности выполнили ученики, проявляющие большую степень самостоятельности (творческие задания).

5. Значение применения дифференцированных заданий на уроках русского языка

В обучении русскому языку использованию разноуровневых заданий уделяется особое значение. Основная цель - создать условия для самореализации каждого ученика в соответствии с его интересами и главное, возожностями, что позволяет учащимся реально оценивать свои силы, а также видеть свои достижения.

Применение дифференцированных заданий приводит к устойчивым положительным результатам и в обучении русскому языку, а именно:

Появляется возможность творческой деятельности учащихся на более высоком уровне;

Реализуется желание учащихся с сильной мотивацией быстрее и глубже продвигаться в образовании;

Учащиеся cо слабой мотивацией получают возможность испытывать учебный успех, стремятся к более высоким достижениям.

Применение разноуровневых заданий на уроках позволит выявить объективный уровень каждого ученика.

Задания базового уровня сложности требуют воспроизведения материала, содержат определенную помощь. Задания повышенного уровня сложности направлены на применение знаний, умений в новой ситуации, установление связей между понятиями. Эти задания рассчитаны на учащихся, проявляющих большую степень самостоятельности (творческие задания).

Дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка помогает формировать учебную деятельность детей. Овладев этой деятельностью, учащиеся сами начинают её совершенствовать, что приводит к развитию их интеллектуальных способностей. Дифференцированный подход в обучении, таким образом, ставит перед учителем задачу развивающего обучения

6.Список используемой литературы

    Сайтанова, Н. И. Русский язык. Тестовые упражнения. 5-6 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. Н. Сайтанова. - М. : Просвещение, 2012.

    Тростенцова, Л. А. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс [Текст] / Л. А. Тро¬стенцова, М. М. Стракевич, Н. В. Ладыженская. - М. : Просвещение, 2012.

    Тесты по русскому языку: 6 класс: к учебнику Т.А. Ладыженской и др. / Е.П.Черногрудова. – 2 изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.

    Дидактические материалы по русскому языку: 6 класс: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений» /Е.А. Влодавская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

    Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.

    Русский язык. Разноуровневые задания. 6 класс / Сост. Л.Н.Федосеева. – 2-ое изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013.

    Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др./; под. ред. А.Г. Асмолова.-2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

Расти должны все цветы.
Ивангелие.

Начальная школа является чрезвычайно важным этапом возрастного развития и становления личности детей. Она призвана помочь ребенку, его родителям, учителям определиться в выборе индивидуального образовательного маршрута. Массовая школа не в состоянии предложить каждому школьнику индивидуальную школьную программу. Поэтому в образовании идет поиск моделей обучения, которые могут обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.

Опыт последних лет показывает, что наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающей максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности) является дифференцированное обучение .

Дифференцированное обучение выдвинуло перед педагогами, психологами, врачами целый ряд вопросов, от решения которых будет зависеть полнота реализации этой интересной идеи:

Презентация. Слайд 1.

  • Какие параметры должны составлять основания для формирования гомогенных по составу классов?
  • Как воспользоваться результатами исходного психологического тестирования при определении уровня сложности и объема учебного материала, при ориентации образовательных программ?
  • Как взаимоувязать при диагностике критерии успешности выполнения психологических тестов и психолого-педагогического обследования?

Из всего разнообразия методик, которые проводятся с детьми, поступившими в первый класс, позволяют утверждать, что они характеризуются рядом особенностей, обусловленных не только возрастным развитием, но и социально-педагогическими.

Слайд 2.

Психолого-педагогическое обследование 1 класса.

Первоначально полученные данные обрабатываются и обсуждаются на психолого-педагогическом консилиуме. На основе полученных результатов строится дальнейшая работа с классом.

Я выбрала 3 параметра диагностики: учебная мотивация, общая осведомленность и работоспособность. На диаграмме хорошо прослеживаются уровни каждого ученика. Таким образом, образовались следующие группы:

Высокий уровень – 12 учеников;

Средний уровень – 8 учеников;

Низкий уровень – 5 учеников.

Эти группы относительно объективны, так как по разным предметам образуется другая группа, количество учеников колеблется (увеличивается или уменьшается).

25–30 учащихся, собранных вместе только по возрастному принципу без учета их интеллектуальных и индивидуальных способностей, не могут равномерно и одинаково продвигаться вперед в усвоении знаний. Ученики одного и того же класса для выполнения одного и того же задания могут тратить от 5 минут до 1,5 часа. Одни ученики не обладают для данного возраста гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, начинают отставать в прохождении учебного материала. У таких учеников падает интерес к знаниям, проявляется отрицательное отношение к учебе. Это приводит к неуспеваемости. Не лучшее положение и с сильными учениками, которые вынуждены работать не в полную силу своих возможностей в связи с тем, что учитель ведет обучение, ориентируясь на “среднего” ученика. Они постепенно привыкают к легкости выполнения учебных заданий, и первые трудности порождают растерянность, неуверенность в себе. А это ведет к снижению успеваемости. Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе изучения индивидуальных особенностей учащихся при дифференцированном подходе.

Слайд 3.

Дифференцированное обучение имеет развивающее направление (развитие мышления, воображения, памяти, воли) и воспитывающее направление (воспитание мировоззрения, интереса к знаниям, чувства ответственности, товарищества).

Дифференцированное обучение представляет собой форму деления класса на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы.

Слайд 4.

Схема структурного анализа класса. Деление на группы.

1-я группа, ученики с высокими учебными способностями.

а) высокий уровень развития и высокая трудоспособность (оценки 5);

б) средний уровень развития и высокая трудоспособность (оценки 5,5,4);

в) высокий уровень развития и средняя трудоспособность (оценки 4,5,4);

Эта группа учащихся ведет работу с материалом большой сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач.

2-я группа – учащиеся со средними способностями.

а) средний уровень способностей к учению и средняя работоспособность (оценки 5,4,3);

б) низкий уровень развития и высокая работоспособность (оценки 4 и 3);

в) низкий уровень развития и средняя работоспособность (оценки 3 и 4редко);

Эта группа учащихся выполняет задания первой группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснений сильными учениками.

3-я группа – учащиеся с низкими учебными способностями.

а) высоки уровень развития и низкая работоспособность (оценки 2,3,4,5);

б) средний уровень развития и низкая работоспособность (оценки 3,3,2);

в) низкий уровень развития и низкая работоспособность (оценки 3,2,2…);

Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке.

Слайд 5.

Пример дифференцированного подхода к обучению.

Отработка вычислительных навыков. Десяток. 1 класс (внеурочное время).

№ гр Количество учащихся Время (мин) Количество примеров Примечание
1 12 20 40-45 Устно, самостоятельно
2 8 20 30-32 По линейке, самостоятельно
3 5 20 20-25 По линейке, с товарищами, с учителем

Объем выполненных вычислений колеблется от 20 примеров до 45 примеров за 20 минут.

При дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью выполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражающейся побуждением интереса к получению знаний в учебе.

На основании опыта дифференцированной работы определились следующие основные требования к учебной деятельности учащихся на различных этапах урока.

Схема урока.

Объяснение нового материала.

I этап. Повторение пройденного.

Самостоятельная работа учащихся различной сложности.

1 гр. – выполняет самостоятельную творческую работу, требующую осмысления знаний;

– следит за работой 2 и 3 групп, приходя к ним на помощь в случае затруднений;

– готовит обобщенные индивидуальные задания (карточки) по повторяемому материалу 2 и 3 групп.

2 гр. – прорабатывает правила по опорным схемам и выполняет работу по образцу, подготовленному учащимися 1 группы на прошлом уроке;

– проверяет домашнее задание у учащихся 3-й группы, повторяя с ними правила, необходимые для усвоения нового материала.

3 гр. – выученные правила применяет на практике, выполняет самостоятельную работу по опорным схемам, проработанную на предыдущих уроках с учащимися 1-й и 2-й групп; повторяет материал, связанный с объяснением нового.

II этап. Фронтальное объяснение учителем материала всему классу с анализом способов применения новых знаний на практике (работают все группы).

III этап. Выявление качества усвоения знаний учащимися всех групп и умение применять усвоенный материал на практике.

1 гр. – самостоятельная работа по углублению и расширению знаний, требующая не только тренировки, но и применения полученных знаний в новой, незнакомой ситуации. Учащиеся не должны тратить время и силы на не нужное повторение.

2 и 3 гр. – вторичное объяснение нового материала по основным вопросам с применением опорных схем.

2 гр. – самостоятельная работа по образцу или опорным схемам.

3 гр. – доработка по объяснению нового материала: 1) теоретическое положение по учебнику; 2) типовые тренировочные упражнения под руководством учителя с целью овладения навыками учебной работы.

IV этап. Проверка результатов выполнения самостоятельной работы начинается с 3-й группы, потом 2-й и заканчивается 1-й.

Самостоятельное задание, связанное с новой темой, 3-я группа прослушивает дважды. Выполнение самостоятельной работы 1-й группы слушают 2 и 3 группы.

V этап. Единая самостоятельная работа для всех групп. Затем каждой группе предлагается дополнительное задание разной сложности.

VI этап. Домашнее задание двух видов: различные по сложности и по содержанию; различные или по сложности, или по содержанию.

Деление класса на группы помогает организовать и взаимопроверку друг друга и поднимает взаимную ответственность за выполнение заданий, так как опрос на уроке часто тоже проводится по группам, а посильные индивидуальные задания каждому ученику в зависимости от его группы помогают слабому чувствовать свою нужду – он тоже выполняет посильную часть общей работы.

Слайд 6.

Образец дифференцированного подхода на уроке математике.

Тип урока. Объяснение нового материала.

Тема урока “Дециметр”. 1 класс.

1 этап урока. Повторение пройденного.

а) Самостоятельная работа различной сложности (измерение отрезков, сравнение отрезков, конструирование отрезков).

1-я группа

– самостоятельно выполняет работу;

– следит и помогает детям 1 и 2 групп;

– готовит обобщенные карточки по повторяемому материалу для 1 и 2 группы.

2-я группа

– работает по опорным схемам;

– работает по образцу;

– проверяет д.з 3-тьей группы, повторяет с ними правила для усвоения нового материала.

3-я группа

– применяет выученные правила;

– выполняет с.р. по опорным схемам, 1 и 2 группы;

– повторяет материал, связанный с изучением нового материала.

Таким образом, дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, вовремя восполнять пробелы в знаниях, шире использовать познавательные возможности учеников, особенно сильных, и постепенно поддерживать интерес к предмету. “Субъективный” характер обучения проявляется на всех его этапах: получения и систематизация знаний, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Только такое построение обучения формирует учебно-познавательные мотивы, которые начинают влиять на процесс и результат деятельности, появляется заинтересованность ученика и создается возможность поддержки его индивидуальности. Ученик получает право на инициативу, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество. Учебно-методический комплект “Начальная школа ХХI века” – обеспечивает два типа дифференциации обучения.

1. Первый тип определяет разноуровневость всех предлагаемых детям заданий, которые подобраны не по принципу “больше – меньше”, а по принципу “труднее – легче”. Сущность такого подхода заключается в том, что каждый ребенок получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения.

2. В учебно-методический комплект входят специальные рабочие тетради по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру и технологии, которые обеспечивают педагогическую поддержку как “сильным”, так и неуспевающим учащимся.

Одна из идей “Начальной школы XXI века” это “обучение строится на основе принципа дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие у него трудности, обеспечивать поддержку его способностей”.

Существенной особенностью заданий, представленных в тетрадях, является то, что они устраняют причину возникшей у неуспевающих школьников трудности, а для “сильных” учащихся создают условия для совершенствования учебной деятельности и развития психических процессов. Такой способ дифференциации для массовой начальной школы разработан впервые .

Слайд 7.

Урок русского языка. 3 класс. Второе полугодие.

Блок “Правописание”.

Тема урока “Учимся писать безударные окончания имен существительных 2-ого склонения”.

(Урок 95, в учебнике стр.43, в РТ стр.11).

1.Материал для наблюдения.

а) обрати внимание на ударные и безударные окончания имен существительных 2-ого склонения.

Слова слон, брат, колесо (таблица)

б) Упражнение 1. Просклоняй слова окно, озеро .

* Петя выбрал слова слон и колесо.

* Женя решила выучить таблицу с окончаниями.

* Реши, каким способом будешь пользоваться ты.

Упражнение 1 из учебника, стр. 44, упр.2 из РТ.

Задания: спиши, вставляя окончания имен существительных. Объясни свой выбор, это может быть опорное слово (слова-подсказки), или указание на падеж. Выпиши словарные слова.

1гр. – все задания, самостоятельно.

2гр. – все задания, применив карточку-подсказку.

3гр. – карточка-подсказка, помощь учителя, исключив последнее задание.

Упражнение 2 из учебника и упр.3 из РТ.

* Выпиши словосочетания, в которых пропущено окончание – е.

* Вставь пропущенные буквы.

* Выдели часть слова, в котором находится пропущенная буква.

1гр. – все задания, самостоятельно, у доски 2-4 ученика.

2гр. – карточка-подсказка, помощь 1гр.

3гр. – карточка-подсказка, помощь 1гр., 2гр., учителя.

Домашняя работа.

Упражнение 3 устно, подготовка к диктанту.

Упражнение 4 из учебника, упражнение 4 из РТ.

1гр. – все задания + 2 пословицы дописать.

2гр. – все задания.

3гр. – упр.3 и упр.4, остальное по желанию.

На данном уроке учащиеся высокого уровня выполнили письменную работу в объеме 110 слов, а домашняя работа содержит 31 слово + 2 пословицы.

Как видно из примера, объем дифференцированного обучения занимает 30–40% урока. Это дает возможность не упустить “сильных” и “слабых” учеников. Такой подход отрабатывается не сразу, нужен профессионализм и терпение.

Вопрос о домашнем задании занимает одно из основных мест в процессе обучения учащихся. Этот вопрос напрямую связан со здоровьем ребенка. Грамотный подход к объему, дозировке домашних заданий может в какой-то степени сохранить здоровье учащихся. Кроме того это положительно повлияет на развитие познавательного интереса учащихся, поможет сформировать у них самостоятельность, организованность, умение рационально использовать свое свободное время, ценить его. Все мы знаем, что объем письменной работы не должен превышать третьей части объема работы, выполненной в классе.

По возможности домашнее задание, дозировка его объема должны быть дифференцированными (кому-то из ребят легче выполнить задания по русскому языку, кому-то по математике, кто-то медленно читает, и от этого разное время тратиться на выполнение домашних заданий. Домашнее задание не должно дублировать классную работу, его выполнение не должно превращаться в тренировку только памяти – желание запомнить как можно лучше текст учебника. Это должно быть работа по применению, использованию тех знаний, которые ученик получил в классе. Это особенно важно учитывать, так как репродуктивная работа снижает интерес к знаниям, не развивает самостоятельность, а именно она и является основным условием, обеспечивающей целесообразность и успешность выполнения домашней работы.

Лучший вариант домашней работы творческий и дифференцированный. Совсем не обязательно, когда все дети получают одно и то же задание. Работа в классе по обсуждению домашних заданий будет значительно продуктивнее и интереснее, если эти задания разные. Возникает учебный диалог: школьники могут дополнить друг друга, предложить другие способы решения, поспорить, порассуждать.

Построение процесса обучения, специально ориентированного на развитие воображения и мышления, принципиально изменяет позицию ученика – существенное место занимает роль творца (организатора) своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной с ним мере отвечает за свои промахи, успехи, достижения. Он активно участвует в каждом шаге обучения – принимает учебную задачу, анализирует способы ее решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и т.д. чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

Литература:

  1. Журнал “Завуч” №3 – 2003г. Стр. 58.
  2. Журнал “Начальная школа” № 6 – 2001г. Стр. 22.
  3. Журнал “Начальная школа” № 1 – 2002г. Стр. 72.
  4. Журнал “Завуч” №1 – 2002г. Стр. 10.
  5. Журнал “Завуч” №3 – 2002г. Стр. 37.
  6. Сборник программ к комплекту учебников “Начальная школа XXI века”, М.: “Вентана-Граф” – 2009г.
  7. Русский язык в начальной школе. Оценка знаний. под ред. С.В. Иванова. М.: “Вентана-Граф” – 2004г.
  8. Русский язык. Учебник. 3 класс.М.: “Вентана-Граф” – 2006г.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии:
«Домашнее задание - задание, задаваемое учителем ученику для самостоятельного выполнения после уроков. Домашнее задание призвано предупредить забывание нового изученного на уроке материала, усвоение которого носит концентрированный характер.

Основными видами домашнего задания являются:
Изучение материала по учебнику.
Выполнение различных письменных и практических работ (упражнений).
Написание сочинений и других творческих работ.
Подготовка различных схем, диаграмм.
Подготовка гербариев по биологии.
Проведение наблюдений за являниями природы, а также различных опитов по химии, физике и др.

К дидактическим приёмам, повышающим эффективность домашней работы, способствующим углублению и упрочению знаний учащихся относятся следующие:
в процессе учебной работы над новым материалом обращать внимание учащихся на те вопросы, которые будут служить предпосылкой для успешного выполнения домашнего задания;
не сводить домашнее задание исключительно к репродуктивной (воспроизводящей) деятельности, а включать в него вопросы и положения, требующие от учащихся размышлений и творческих усилий;
по возможности дифференцировать домашнее задание, давать задание дополнительные или повышенной трудности для тех, кто обнаруживает способности и стремление к более углублённому изучению предмета;
давать рекомендации по рациональному подходу к выполнению домашней работы;
приучать учащихся к активному воспроизводству изучаемого материала и самоконтролю за качеством его усвоения.»

Увы, это теория, зачастую расходящаяся с практикой. В своей работе мы постоянно сталкиваемся с невыполнением домашних заданий. И сами расстраиваемся, и детей расстраиваем, и "неуды" ставим. В общем, портим показатели и себе, и школе. А ведь многие из учеников, в принципе, знают материал и без перечитывания параграфа и выполнения письменных упражнений на положительную оценку… Радикальные меры – записи в дневнике, звонки родителям, двойки, «приводы» к директору и т.д. – картины не меняют. Находчивые наши ученики спишут на перемене у «ботаника», добросовестно причем, и получат хорошую оценку (радуйся, учитель, ты ведь этого хотел!) Или купят решебник. Или, если дашь на дом индивидуальную работу, обратятся за помощью к старшим. При всем при этом уровень знаний данного бедолаги никак не повышается, поскольку при списывании мозг его совершенно отключен…

Не лучше ли детям, которые заведомо не выполнят задание, его просто не задавать? И наоборот, тем, кто имеет неординарные способности, и задание давать необычное, усложненное или творческое… Например, сформулировать это так: «На дом – для тех, кто учится на 4 – параграф такой-то, номера такие-то. На пять – подойти за индивидуальным заданием. Остальные ребята дома припоминают, о чем мы говорили на уроке. Но пересказывать будут в подробностях»… Как правило, это подстегивает. Забыв, о чем говорилось на уроке, ученик лезет за подсказкой в учебник. А нам это как раз и нужно!

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня нам хотелось бы познакомить вас с различными видами дифференцированного домашнего задания.

Домашняя работа - это особый вид самостоятельной работы, он происходит без непосредственного руководства учителя, поэтому нуждается в создании необходимых условий для успешного его выполнения.

На домашнюю работу учащихся возлагаются важные функции обучения, воспитания и развития.

В расчете на какого ученика давать домашнее задание - на сильного, среднего или слабого? Чаще мы даем домашнее задание с учетом на среднего ученика.

Установлена закономерность 1: 6, что означает, что если ориентироваться на слабого или среднего, то сильный ученик выполнит домашнее задание в 6 раз быстрее. Если ориентироваться на сильного ученика, то слабый ученик потратит время в 6 раз больше, что, безусловно, будет сказываться на занятости ученика и на его самочувствии.

Дифференцированный подход к объему и содержанию домашних заданий осуществляется с учетом познавательных возможностей и особенностей учащихся.

При этом происходит закрепление знаний, умений и навыков, развитие логического мышления, формирование самостоятельности, самоконтроля ответственного отношения к учебе.

Предлагая дифференцированные домашние задания необходимо учитывать:

  • способность ребенка к учебной деятельности (быстрое освоение учебного материала, глубину его осмысления);
  • умение выражать свои мысли;
  • познавательную активность (проявление интереса к знаниям);
  • организованность в работе (умение доводить начатое дело до конца).

Три группы (уровня) сложности: (учащиеся сами выбирают вариант, или каждый вариант учитель заранее предназначает определенной группе учеников):

  1. Выполнение домашних заданий, требующих усвоения правил в пределах образовательного стандарта изучаемых тем и получение оценки - 3-4;
  2. Выполнение домашних заданий, требующих выхода за пределы объема, требующих усвоения правил, выходящих за пределы образовательного стандарта и стимулирующих более высокую оценку - 4-5;
  3. Выполнение домашних заданий, требующих самостоятельных решений, находок, идей, творческого подхода и стимулирующих высокую оценку - 5.

Для 3 уровня можно использовать такие задания, как:

  • задания на выявление закономерностей;
  • задания на развитие логики;
  • рассмотрение задач с лишними или недостающими данными;
  • составление обратных задач, подобных заданий;
  • разгадывание ребусов, головоломок, кроссвордов;
  • составление предложений и текстов;
  • составление схем предложений;
  • составление загадок;
  • составление вопросов к тексту;
  • составление плана текста;
  • выполнение заданий, требующих энциклопедических знаний;

Примеры дифференцированных заданий :

Русский язык :

1 группа учащихся - задания вида ЗВ_НОК, СТ_РОНА, ЦВ_ТОК, СН_ ЖИНКА вставить пропущенную согласную букву. (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)

2 группа учащихся - предложено вставить пропущенную букву и найти проверочное слово. (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)

3 группа учащихся - должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески. Необходимо придумать несколько слов на это правило и составить с ними предложения на определённую тему. (Оценивается на «5»)

Математика :

1 группа учащихся - задания вида: начертить ломаную линию как в учебнике, узнать её длину. (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)

2 группа учащихся - предложено начертить ломаную, узнать её длину и выразить её в миллиметрах и если можно в дециметрах. (Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)

3 группа учащихся - должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески. Необходимо начертить ломаную такой же длины, но с большим количеством звеньев. (Оценивается на «5»)

Литературное чтение :

1 группа учащихся - Прочитать выразительно стихотворение К.Чуковского «Радость». (Это домашнее задание связано с повторением и закреплением правила, оценивается на «3» или «4», в зависимости от выполнения и индивидуальности ребёнка)

Лягушка

Кошка

Мальчик

(Это задание направлено на больший объем и умение правильно и самостоятельно подобрать проверочное слово, оценивается на «4» или «5», в зависимости от выполнения)

3 группа учащихся - должны не только выполнить предыдущее задания, но и подойти к нему творчески: придумать к словам рифму и сочинить с одной из рифм короткое стихотворение (двустишие). (Оценивается на «5»)

Эти задания способствуют развитию способностей детей, углублению знаний. Выпол-няя такие задания, учащиеся становятся субъектом познавательной деятельности, которая воспитывает инициативность (в данном случае выбор уровня), самостоятельность в усвоении знаний, умений и навыков, в развитии мышления, памяти и творческого воображения.

Список литературы:

1. Гершунский Б.С., Полат Е.С. Личностно-ориентированный подход в образовании. «Философия образования», М: 1998

2. Якиманская И.С. Дифференцированное обучение: внешние и внутренние формы. Журнал «Директор школы», 1995, №3, с. 39-45.