Опухоли кожи

В каких странах иудаизм является основной религией. Что такое иудаизм и во что верят иудеи? Боги в иудаизме

ИУДАИЗМ: ОСНОВНЫЕ ИДЕИ. ИСТОРИЯ ИУДАИЗМА. ЗАПОВЕДИ ИУДАИЗМА

Иудаизм - одна из древнейших религий мира и самая древняя из так называемых авраамических религий, куда, помимо него, входят христианство и ислам. История иудаизма неразрывно связана с еврейским народом и простирается в глубь веков, по крайней мере, на три тысячи лет. Также это религия считается старейшей из всех тех, что провозгласили поклонение единому Богу - монотеистический культ взамен поклонения пантеонам различных богов.

Возникновение веры в Яхве: религиозная традиция

Точное время, когда возник иудаизм, не установлено. Сами приверженцы этой религии относят ее появление примерно к 12-13 вв. до н. э., когда на горе Синай вождь евреев Моисей, выведший еврейские племена из египетского рабства, получил Откровение от Всевышнего, и между народом и Богом был заключен Завет.

Так появилась Тора - в широком смысле слова письменное и устное наставление в законах, заповедях и требованиях Господа по отношению к своим поклонникам. Подробное описание этих событий отражено в книге «Бытие», авторство которой правоверные иудеи также приписывают Моисею и которая составляет часть письменной Торы.

Научный взгляд на происхождение иудаизма

Однако не все ученые готовы поддержать вышеописанную версию. Во-первых, потому что сама еврейская интерпретация истории отношений человека с Богом включает продолжительную традицию почитания Бога Израиля до Моисея, начиная с праотца Авраама, жившего, по разным подсчетам, в период с XXI в. по XVIII в. до н. э.

Таким образом, истоки иудейского культа теряются во времени. Во-вторых, сложно сказать, когда доиудейская религия стала собственно иудаизмом. Ряд исследователей относят возникновение иудаизма к гораздо более поздним временам, вплоть до эпохи второго Храма (середина первого тысячелетия до н. э.). Согласно их выводам, религия Яхве - бога, которого исповедуют иудеи, не была монотеизмом с самого начала.

Ее истоки кроются в родоплеменном культе, называемом яхвизмом, который характеризуется как особая форма политеизма - монолатрия. При подобной системе взглядов признается существование многих богов, но почитание оказывается только одному - своему божественному покровителю по факту рождения и территориального расселения. Лишь позднее этот культ трансформировался в монотеистическое учение, и так появился иудаизм - религия, которую мы знаем сегодня.

История яхвизма

Как уже было сказано, Бог Яхве - национальный Бог евреев. Вокруг него строится вся их культура и религиозные традиции. Но чтобы понять, что представляет собой иудаизм, кратко коснемся его священной истории. Согласно иудейскому вероучению, Яхве - это единственно истинный Бог, который сотворил весь мир, включая солнечную систему, землю, всю ее флору, фауну и, наконец, первую пару людей - Адама и Еву.

Тогда же была дана и первая заповедь для человека - не притрагиваться к плодам древа познания добра и зла. Но люди нарушили божественное повеление и за это были изгнаны из рая.

Дальнейшая история характеризуется забвением потомками Адама и Евы истинного Бога и появлением язычества - грубого идолопоклонства, по мнению иудеев. Однако время от времени Всевышний давал о себе знать, усматривая праведников в развращенном человеческом сообществе. Таковым был, например, Ной - человек, от которого люди снова расселились по земле после всемирного потопа.

Но и потомки Ноя быстро забыли Господа, начав поклоняться иным богам. Так продолжалось, пока Бог не призвал Авраама - жителя Ура Халдейского, с которым он заключил Завет, обещая сделать его отцом множества народов. Авраам имел сына Исаака и внука Иакова, которые традиционно почитаются как патриархи - прародители еврейского народа. Последний - Иаков - имел двенадцать сыновей. Промыслом Божиим случилось так, что одиннадцать из них продали в рабство двенадцатого - Иосифа. Но Бог помогал ему, и со временем Иосиф стал вторым человеком в Египте после фараона.

Воссоединение семьи произошло во времена страшного голода, и поэтому все евреи по приглашению фараона и Иосифа отправились жить в Египет. Когда царственный покровитель умер, другой фараон стал жестоко обращаться с потомками Авраама, принуждая их к тяжелой работе и убивая новорожденных мальчиков. Четыреста лет продолжалось это рабство, пока наконец Бог не призвал Моисея, чтобы освободить свой народ.

Моисей вывел евреев из Египта, и по повелению Господа через сорок лет они вошли в Землю обетованную - современную Палестину.

Там, ведя кровопролитные войны с идолопоклонниками, евреи утвердили свое государство и даже получили от Господа царя - сначала Саула, а потом и Давида, чей сын Соломон построил великую святыню иудаизма - храм Яхве. Последний был разрушен в 586 году вавилонянами, а затем отстроен вновь по приказу Тира Великого (в 516 году). Второй храм просуществовал до 70 г. н. э., когда был сожжен в ходе Иудейской войны войсками Тита. С того времени он не был отреставрирован, и богослужение прекратилось. Важно отметить, что в иудаизме нет множества храмов - это сооружение может быть только одно и только в одном месте - на храмовой горе в Иерусалиме. Поэтому уже почти две тысячи лет иудаизм существует в своеобразной форме - в виде раввинистической организации, руководимой учеными мирянами.

Иудаизм: основные идеи и концепции

Как уже было сказано, иудейское вероучение признает только одного-единственного Бога - Яхве. На самом деле, подлинное звучание его имени было утрачено после разрушения храма Титом, так что «Яхве» - это просто попытка реконструкции. Да и она не получила в еврейских кругах популярности. Дело в том, что в иудаизме существует запрет на произнесение и написание священного четырехбуквенного имени Бога - тетраграмматона. Поэтому издревле заменяли его в разговоре (и даже в священном Писании) словом «Господь».

Другая важная особенность состоит в том, что иудаизм - религия сугубо одной нации - евреев. Поэтому это довольно замкнутая религиозная система, куда не так-то просто попасть. Конечно, в истории есть примеры принятия иудаизма представителями других народов и даже целых племен и государств, но в целом евреи скептически смотрят на подобную практику, настаивая на том, что Синайский завет распространяется только на потомков Авраама - избранный еврейский народ.

Иудеи верят в приход машиаха - выдающегося посланника Божьего, который вернет Израилю былую славу, распространит учение Торы по всему миру и даже восстановит храм. Кроме того, иудаизму присуща вера в воскресение мертвых и страшный суд. Для того чтобы праведно служить Богу и познавать его, народу Израиля Всевышним был дан Танах - священный канон книг, начиная с Торы и заканчивая откровениями пророков. Танах известен в христианских кругах как Ветхий Завет. Разумеется, евреи с такой оценкой своего Писания категорически не согласны.

По учению иудеев, Бог неизобразим, поэтому в этой религии нет священных изображений - икон, статуй и т. п. Художественное искусство - это вообще не то, чем славен иудаизм. Кратко можно упомянуть также о мистическом учении иудаизма - каббале. Это, если опираться не на предания, а на научные данные, очень поздний продукт еврейской мысли, но оттого не менее выдающийся. Каббала рассматривает творение как ряд божественных эманаций и проявлений число-буквенного кода. Каббалистические теории в числе прочего признают даже факт переселения душ, что выделяет эту традицию из ряда прочих монотеистических, а тем более авраамических религий.

Заповеди в иудаизме

В мировой культуре широко известны заповеди иудаизма. Они тесно связаны с именем Моисея. Это действительно подлинное этическое сокровище, которое привнес в мир иудаизм. Основные идеи этих заповедей сводятся к религиозной чистоте - поклонении единому Богу и любви к нему и к социально-праведной жизни - почитанию родителей, общественной справедливости и добропорядочности. Однако в иудаизме существует и гораздо более расширенный список заповедей, называемых по-еврейски мицвот. Таких мицвот насчитывается 613. Как считается, это соответствует числу частей человеческого тела. Этот список заповедей подразделяется на два: запретительные заповеди, числом 365, и повелительные, коих всего 248. Общепринятый в иудаизме список мицвот принадлежит знаменитому Маймониду - выдающемуся иудейскому мыслителю.

Я, Яхве, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства (Исх. 20:2; Втор. 5:6).

Да не будет у тебя других богов помимо Меня. Не делай себе изваяния (Исх. — и) никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах, под землею. Не поклоняйся им и не служи им, ибо я Яхве, Бог твой, Бог ревнитель, взыскивающий за грех отцов с детей (Втор. — и) с третьего и четвертого рода у ненавистников Моих, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои (Исх. 20:3-6; Втор. 5:7-10).

Не произноси имени Яхве, Бога твоего, всуе, ибо не пощадит Яхве того, кто произнесет имя Его всуе (Исх. 20:7; Втор. 5:11).

Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякое дело твое, а день седьмой — суббота Яхве, Богу твоему: не делай никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни скот твой, ни пришелец в селениях твоих. Ибо в шесть дней создал Яхве небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой отдыхал; посему благословил Яхве день субботний и освятил его (Исх. 20:8-11).

Соблюдай день субботний, чтобы святить его, как заповедал тебе Яхве, Бог твой. Шесть дней работай и делай всякое дело твое, а день седьмой суббота Яхве, Богу твоему: не делай никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, и ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец в селениях твоих, дабы отдохнул раб твой и рабыня твоя, как ты. И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Яхве, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою мощною и дланью простертою; потому и заповедал тебе Яхве, Бог твой, отправлять день субботний(Втор. 5:12-15).

Чти отца твоего и мать твою, дабы продлились дни твои на земле, которую Яхве, Бог твой, дает тебе (Исх. 20:12).

Чти отца твоего и мать твою, как заповедал тебе Яхве, Бог твой, дабы продлились дни твои, и дабы хорошо было тебе на земле, которую Яхве, Бог твой, дает тебе (Втор. 5:16).

Не убивай;

(Втор. — И) Не прелюбодействуй;

(Втор. — И) Не кради;

Не свидетельствуй ложно о ближнем твоем (Исх. 20:13).

И не свидетельствуй напраслину о ближнем твоем (Втор. 5:17).

Не вожделей дома ближнего твоего; не вожделей жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что у ближнего твоего (Исх. 20:14).

И не вожделей жены ближнего твоего, и не возжелай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всего, что у ближнего твоего (Втор. 5:18).


Традиции

Многовековое развитие этой религии сформировало и традиции иудаизма, которые строго соблюдаются. Во-первых, это касается праздников. Они у евреев приурочены к определенным дням календаря либо лунного цикла и призваны сохранить память народа о каких-либо событиях. Важнейшим из всех является праздник Песах. Повеление соблюдать его было дано, если верить Торе, самим Богом во время исхода из Египта. А потому и приурочен Песах к освобождению евреев из египетского плена и переходу через Красное море в пустыню, откуда народ потом смог достичь обетованной земли.

Также известен праздник Суккот - другое важное событие, которое отмечает иудаизм. Кратко этот праздник можно охарактеризовать как воспоминание о путешествии евреев по пустыне после исхода. Путешествие это длилось 40 лет вместо обещанных сначала 40 дней - в наказание за грех золотого тельца. Суккот продолжается семь дней. В это время иудеям вменяется в обязанность оставить дома и жить в шалашах, которые и обозначает слово «суккот». Есть у евреев и множество других важных дат, отмечаемых празднованиями, особыми молитвами и ритуалами.

Кроме праздничных дат, существуют в иудаизме посты и дни скорби. Примером такого дня может служить Йом Кипур - день искупления, прообразующий страшный суд.

Имеет место и огромное множество других традиций в иудаизме: ношение пейсов, обрезание детей мужского пола на восьмой день от рождения, особого рода отношение к браку и т. д. Для верующих это важные обычаи, которые вменяет им иудаизм. Основные идеи этих традиций согласуются либо непосредственно с Торой, либо с Талмудом - второй по авторитетности книге после Торы.

Зачастую не евреям их довольно тяжело понять и осмыслить в условиях современного мира. Однако именно ими формируется культура иудаизма наших дней, основанная не на храмовом богослужении, а на синагогальном принципе. Синагога, кстати - это собрание иудейской общины в субботний или праздничный день для молитвы и чтения Торы. Этим же словом называется и здание, где собираются верующие.

Суббота в иудаизме

Как уже было сказано, для синагогального богослужения в неделе выделен один день - суббота. Этот день вообще - священное время для евреев, и верующие с особым рвением относятся к соблюдению его уставов. Хранить и чтить этот день предписывает одна из десяти базовых заповедей иудаизма. Нарушение покоя субботнего дня считается серьезным проступком и требует искупления вины. Поэтому ни один правоверный еврей не станет работать и вообще делать то, что запрещено делать в этот день. Святость этого дня связывается с тем, что, сотворив мир в шесть дней, на седьмой Всевышний почил и предписал это всем своим почитателям. Седьмой день и есть суббота.

Иудаизм и христианство

Поскольку христианство представляет собой религию, претендующую на место преемницы иудаизма через исполнение пророчеств Танаха о машиахе на Иисусе Христе, то отношения евреев с христианами всегда были неоднозначными. Особенно эти две традиции отдалились друг от друга после того, как иудейский конклав наложил в I веке на христиан херем, то есть проклятье. Следующие две тысячи лет были временем вражды, взаимной ненависти, а зачастую и гонений. Так например, архиепископ Александрии Кирилл в V веке изгнал огромную еврейскую диаспору из города. История Европы пестрит подобного рода рецидивами. На сегодняшний день, в эпоху расцвета экуменизма, лед стал постепенно таять, и диалог между представителями двух религий начинает налаживаться. Хотя в широких слоях верующих с обеих сторон наблюдается еще недоверие и отчужденность. Христианам трудно понять иудаизм. Основные идеи христианской церкви таковы, что иудеям вменяется вина в грехе распятия Христа. Церковь издревле представляла евреев как христоубийц.

Евреям же тяжело найти путь к диалогу с христианами оттого, что для них со всей очевидностью христиане представляют еретиков и последователей лжемессии. К тому же многовековые притеснения научили иудеев не доверять христианам.

Иудаизм сегодня

Современный иудаизм представляет собой довольно многочисленную (около 15 миллионов) религию. Характерно, что во главе ее нет единого лидера или института, который обладал бы достаточным авторитетом для всех иудеев. Иудаизм в мире распространен почти повсеместно и представляет собой несколько конфессий, отличающихся друг от друга степенью религиозного консерватизма и особенностями вероучения. Наиболее сильное ядро представляют представители ортодоксального еврейства. Довольно близки к ним хасиды - очень консервативные иудеи с акцентом на мистическое учение. Далее следуют несколько реформистских и прогрессивных иудейских организаций. А на самой периферии располагаются общины мессианских евреев, признающих вслед за христианами подлинность мессианского призвания Иисуса Христа. Сами они считают себя иудеями и в той или иной мере соблюдают основные иудейские традиции. Однако традиционные общины отказывают им в праве называться иудеями. Поэтому иудаизм и христианство вынуждены делить эти группы пополам.

Распространение иудаизма



евреи мира в XVIII веке


Наиболее сильно влияние иудаизма в Израиле, где проживает около половины всех иудеев мира. Еще приблизительно сорок процентов приходится на страны Северной Америки - США и Канаду. Остальные расселены по другим регионам планеты.

Солтан ФАРЗАЛИЕВ

Солтан Фарзалиев , старший преподаватель кафедры арабской филологии Бакинского государственного университета (Баку, Азербайджан).

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИУДАИЗМА НА КАВКАЗЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

РЕЗЮМЕ

Статья посвящена исследованию одной из малоизученных страниц Кавказа - истории распространения иудаизма в этом регионе. Рассматриваются основные версии и волны миграции евреев на Кавказ, а также сложившиеся здесь наиболее известные еврейские общины.

Введение
Основные догматы иудаизма

Кавказ - один из регионов мира, на территории которого наряду с исламом и христианством распространен иудаизм, который, как и упомянутые религии, относят к монотеистическим вероисповеданиям. У этих трех конфессий много общего как по географии происхождения, так и относительно теологической системы. Еврейская Библия (Ветхий Завет, или Танах) стала самой влиятельной книгой в истории человечества: иудеи и христиане причисляют ее к своим важнейшим религиозным текстам. Она имеет много общего и с Кораном. Ветхий Завет включает в себя Тору (Учение), Невеим (Пророки) и Кетувим (Писания). Наиболее авторитетная часть Ветхого Завета - Тора.

Наряду с Ветхим Заветом основу иудаизма составляют и другие священные книги евреев. К наиболее важным из них относится Талмуд - свод религиозно-этических, ритуальных и правовых положений. Если Ветхий Завет стал основным текстом христианства, то Талмуд представляет интерес только для евреев; он - основа всей практики и богословия в иудаизме - включает Мишну (толкование Торы) и Геммару (толкование Мишны), правовые (Галаха) и фольклорные (Аггада) толкования библейских текстов.

Главные догматы иудаизма таковы: признание единого бога (Яхве), вера в небесного избавителя (мессию), святость Ветхого Завета и Талмуда, исполнение предписаний которых обеспечивает вечное блаженство в загробной жизни. В иудаизме большое место занимают молитвы, посты, обряд обрезания, многочисленные праздники: Пасха (Песах), Пятидесятница (Шавуот), Судный день (Йом кипур), Праздник освящения (Ханука), Праздник жребия (Пурим), Новый год (Рош хашана) и другие. Еженедельным праздничным днем является Суббота (Шаббат) - день отдыха.

Большое значение в иудаизме имеет система запретов на пищу (кашрут). Так, нельзя вкушать мясо свиньи, непарнокопытных животных (лошади, осла), животных, не имеющих копыт (кролика, зайца), хищных птиц, рыбы, не имеющей чешуи.

Центром религиозной и общественной жизни в иудаизме является синагога, ее характерный атрибут - семисвечник (менора ), копирующий светильник Иерусалимского Храма. Поскольку Бог, по вероучению иудаизма, не имеет образной формы, любые его изображения, а также изображения людей в этой вере запрещены. Богослужение в синагоге включают индивидуальную и общую молитвы, чтения Торы и песнопения. По субботам и во время праздников произносят проповеди.

Принято считать, что иудаизм - религия еврейского народа, поэтому многие исследователи историю распространения иудаизма на Кавказе пытаются связать с историей первых поселений евреев семитского происхождения, якобы прибывших в регион из древнего государства Израиль.

Версии распространения иудаизма в регионе

В литературе высказывались разные мнения о происхождении современных горских евреев, исповедующих иудаизм. По одной из версий, предками кавказских горских евреев были пленники, уведенные ассирийцами из столицы северного Израильского царства Самарии в 696 году до н.э. или после разрушения Первого Храма (586 г. до н.э.), а затем насильно переселенные в горы Мидийские, которые у них ассоциируются с Кавказом .

Согласно "Истории Грузии" царевича Вакуштия , после разрушения Навуходоносором Иерусалима, часть изгнанников прибыла в Грузию, где просила наместника Мцхеты дать им место для поселения. Царь согласился и назначил им участок на реке Занав, который из-за уплачиваемой евреями дани назвали Керк (дань).

По другой версии вышеупомянутой "Истории Грузии", начало еврейского поселения в регионе относится к периоду Второго Храма, приблизительно ко времени возникновения еврейской диаспоры в Крыму, когда после его разрушения (в 70 г. н.э.) еврейские беженцы якобы поселились там вместе со своими единоверцами, пришедшими до того.

Не исключено, что первыми адептами иудаизма на Кавказе на самом деле стали евреи-семиты, прибывшие когда-то в регион в качестве торговцев, ростовщиков, купцов, либо миссионеров-раввинов. Так, грузинские источники указывают на пребывании евреев в Мцхете (древней столице восточно-грузинского государства Картли) в начальные века новой эры. Согласно этим источникам, первыми распространителями христианства в Грузии в начале IV века были еврей Эвьятар (Абиатар) из Урбниси и его сестра Сидония, причисленные Грузинской православной церковью к лику святых, а также еврейка Саломея - автор жизнеописания Нины Каппадокийской, крестительницы Грузии.

Современная историография распространения иудаизма на Кавказе выдвигает несколько версий. Одна из них связывает появление первых иудейских общин не с евреями - семитами, прибывшими из Израиля, а с народами нееврейского происхождения, принявшими в силу тех или иных исторических обстоятельств в качестве религиозной веры иудаизм.

В связи с этим особый интерес вызывает теория появления на Кавказе первых общин горских евреев, исповедующих иудаизм и впитавших в этнокультурном плане элементы культуры кавказских народов. Эта специфика и сегодня отличает горских евреев от других еврейских групп.

В исторической литературе есть несколько версий и гипотез происхождения горских евреев Кавказа. Согласно одной из них , наиболее ранняя еврейская община в регионе основана в VI веке выходцами из юго-западных областей Сасанидского Ирана. Версия основывается на отрицании семитских корней у горских евреев и постулировании их этногенетических связей с иранскими татами, принявшими иудаизм и переселенными на Кавказ сасанидским царем Хосровом I Анушированом (531-579 гг. н.э.). Другая версия сводится к тому, что предками горских евреев были якобы персы, принявшие иудаизм после своего переселения на Кавказ под влиянием хазар. Основой для появления и развития указанных версий, возможно, стало родство между татским и горско-еврейским языками.

Наконец, сторонники третьей версии придерживаются противоположной точки зрения, утверждая, что горские евреи и таты, несмотря на их языковое родство, этнически разные народы, переселенные на Кавказ в одно и то же время, именно в период правления сасанидского царя Хосрова I Ануширавана, после подавления в VI веке н.э. известного в истории Ирана движения маздакидов. Так, согласно еврейскому документу IX века "Седер Олам Зута", в этом движении участвовали наряду с персами и евреи Вавилонии. Хосров I Анушираван жестоко расправился с лидерами движения, что же касается его рядовых участников - персов и евреев, то, согласно существующей в литературе гипотезе, их выселили на Кавказ. А общее число евреев и персов, переселенных Анушираваном Хосровом, достигало 200 тыс. чел. Эти данные основаны на сведениях средневековых арабских авторов, согласно которым Хосровы заселили многие территории Кавказа персами-маздакитами и евреями. Потомки первых из них - современные кавказские таты, вторых - горские евреи, что подтверждают и некоторые горско-еврейские предания. Так, Лев Гумилев писал, что "уцелевшие (от преследований Сасанидов) маздакиты бежали на Кавказ, и тогда на широкой равнине между Сулаком и Тереком появилась группа иудеев, соблюдавших субботу и обрезание, но забывших все прочие законы. Они мирно соседствовали с хазарами и ходили вместе с ними в походы" .

Исторические условия, в которых приходилось существовать татам и горским евреям, обусловили особенности эволюции иудаизма на Кавказе. Исследователи пишут о том, что евреи-маздакиты происходили из тех слоев, религиозные представления которых сочетали в себе элементы демонологии соседних семито- и персоязычных народов. К числу таких заимствований можно отнести представления о Дедей-Ол, Неней-Ол, Сер-Ов и другие.

В течение веков проживавшие среди народов Кавказа таты и горские евреи восприняли (в числе прочего) большинство традиций местных религиозных верований, обрядов, обычаев и праздников. Этот факт историки заметили еще 100 лет назад при изучении быта горских евреев в селах Маджалис, Янгикент, Тарки, Дургели, Эрпели, Араге, Жараге, Билдахи. С точки зрения религиозного синкретизма наиболее интересны ритуалы, связанные с обожествлением огня, верой в его очистительную силу, а также празднование начала весны - Шагме весал (весенний костер).

Достаточно любопытны также сведения о взаимовлиянии иудейства и хазарских культов. По сообщениям хазарского царя Иосифа, в Хазарию пригласили еврейских ученых, которые разъясняли тамошним правителям Тору, Мишну и Талмуд. Важно отметить и то, что хазары приняли многие иудейские традиции - обрезание, соблюдение Субботы и праздники: Суккот (Куши), Пасха, Новый год, Судный день, Симхат-Тора, Ханука, Пурим, Лаг-Баомер. Сохранились сведения и о том, что хазарский князь Булан приобрел предметы иудейского культа и начал строить храмы.

В литературе встречается и хазарская версия распространения иудаизма на Кавказе. Хотя наука не располагает точными данными о хазарах, некоторые сведения об этом народе имеются в описаниях арабских путешественников и византийских историков, а также в письменных источниках соседних народов.

Многие исследователи, занимавшиеся историей Хазарского каганата, ссылаются на известную "хазарскую переписку" знаменитого визиря кордовских халифов Хасдая ибн-Шапрута (915-970 гг.), способствовавшего расцвету еврейской культуры в арабской Испании, с царем-иудеем Хазарского каганата Иосифом. Последний писал, что он происходит из рода Тогармы, сына Яфета и внука Ноя (в древнееврейской литературе тогармой, или тогаром, именовали все тюркские народы). У Тогармы было 10 сыновей, одного из них звали Хазаром, от которого, как считается, и пошли хазары. В своем ответе Иосиф, однако, пишет, что хазары не потомки древних израильтян, как полагал Хасдай, а тюркский народ, принявший иудаизм .

Тем не менее первые сведения о хазарах появились в VI веке н.э. Предполагается, что на территорию нынешних северокавказских республик РФ они пришли вместе с тюркскими кочевыми племенами и после распада Западно-Тюркского каганата (царства) создали мощное государство Хазарский каганат (650-965 гг.), территория которого простиралась от степей Восточной Европы, Поволжья и Придонья. Язык хазар неизвестен. Дошедшие до нас их личные имена и названия схожи с тюркскими диалектами, с чувашским или монгольским языками. Большинство обнаруженных на территории Хазарии надписей - разновидности тюркского рунического письма .

Название "хазары" охватывало многие племена разного происхождения, остатки кочевых и полукочевых народов, прошедших через южнорусские степи, среди которых преобладали тюркские элементы. Так, по мнению С. Плетневой, Хазария - федеративный союз племен, возглавляемый хазарами . Л. Гумилев под термином "хазары" также понимал группу племен и народов. "Уже в VII веке термин "хазары" употреблялся как географически-политическое понятие, а затем стал обозначением всех подданных хазарского царя, входивших в хазарский племенной союз. В разные периоды его существования в него под общим названием хазары входили азовские и волжские булгары, кавказские и донские аланы, заволжские гузы, мадьяры-венгры, славяне и русы и многие другие" .

Однако хазарская версия распространения иудаизма на Кавказе не достаточно убедительна, поскольку до принятия хазарами иудаизма, в конце VIII века, на контролируемой ими территории "уже проживало большое количество еврейских общин, исповедовавших эту веру" . Вероятно, хазары приняли иудаизм под влиянием именно упомянутых общин, населявших к тому времени территорию современного Крыма, а также Дагестана и других республик Северного Кавказа. Это событие - результат длительного исторического процесса. Согласно сохранившимся источникам, первоначально иудаизм приняла хазарская знать во главе с царем Хазарского каганата. В литературе есть множество легенд, повествующих о причинах принятия хазарами иудаизма. Но наиболее вероятная из них, по мнению исследователей, политическая целесообразность, складывавшаяся в то время вокруг этого каганата.

Между тем для большинства исследователей происхождение государственности в Хазарском каганате, модель его политического устройства связаны с периодом пребывания хазар под властью турок. Иудаизм же, по их мнению, стал необходимым хазарской знати, чтобы быть независимой от мусульманской Персии на юге и христианской Византии на востоке. Однако некоторые исследователи (Артамонов, Захордер, Новосельцев, Плетнева и др.) склоняются к мысли, что иудаизм не был религией большинства населения Хазарского государства. Так, его знать исповедовала иудейство, а в средних и низших слоях были распространены ислам, христианство и язычество (традиционное верование монгольских и тюркских кочевников). Равноправие религий не нарушалось. Страна достигла высокого экономического уровня, развивалась торговля, через Хазарию проходили важные международные торговые пути, приносившие ей значительные доходы.

Все это способствовало тому, что к концу IX века число евреев в Хазарии сильно возросло вследствие притока эмигрантов из Византии и Персии, бежавших от преследований. "Стали стекаться к хазарам многие иудеи из разных мусульманских стран и из Рума (Византии), потому что царь Рума преследовал евреев в своей империи, чтобы совратить их в христианство" . Арабский путешественник аль-Масуди, побывавший в Хазарии в 854 году, писал: "Население столицы хазар состоит из иудеев, мусульман, христиан и язычников". А в "Книге стран" арабский географ Истахри отмечал: "...евреи составляют меньшинство, магометане и христиане - большинство" . В Хазарии жили хазары-прозелиты (принявшие иудаизм), а также евреи-переселенцы из Крыма, Византии и, видимо, других мест. Но их общая численность все же была гораздо меньше, нежели количество представителей других вероисповеданий, значительную часть которых составляли кочевники-скотоводы или поселенцы-земледельцы, исповедовавшие язычество. К тому же некоторые хазары, принявшие иудаизм, не соблюдали все иудейские обычаи и заповеди. Поэтому для собственно евреев они были скорее друзьями, чем братьями по вере, и уж в любом случае не единокровным народом.

После разгрома Хазарского каганата (968-995 гг.) объединенными силами Киевской Руси и Византии хазары рассеялись по южной Руси и постепенно растворились среди других народов. "Оставшиеся в Крыму хазары иудейского вероисповедания постепенно смешались с евреями и с караимами, которые были переселены туда из Константинополя" . Хазары восточной части страны приняли ислам и перешли под покровительство Хорезма. Не исключается, что часть иудейских хазар могла укрыться в горах Южного Кавказа среди своих единоверцев - предков нынешних горских евреев. Однако достоверных сведений на сей счет в источниках нет. Согласно историческим материалам, в 965 году значительная часть хазар обратилась в ислам . В связи с этим можно допустить, что лишь малочисленная группа иудейских хазар влилась в еврейские общины Кавказа, не оказав при этом заметного влияния на особенности уже сложившейся к этому времени горско-еврейской культуры.

Волны еврейской миграции в регион

Науке известно несколько этапов переселения евреев на Кавказ. Наиболее крупным - о нем упоминалось выше - стало переселение Хосровом I Анушированом иранских евреев в 520-530 годах. Кроме того, грузинские источники сообщают о массовом прибытии евреев в Западную Грузию в VI веке из Византии и о последующей миграции 3 тыс. евреев оттуда же в Восточную Грузию. Очевидно, это было связано с массовым бегством евреев из западных областей Грузии, находившихся под властью Византии, в которой евреев подвергали жестоким гонениям, в юго-восточные области Грузии, находившихся под властью персов, в то время относившихся толерантно к евреям.

О других подобных передвижениях сведений практически не сохранилось. Лишь относительно начала XVI столетия и XVIII-XIX веков выявлено еще две волны миграций. Так, уже в 1637 году наличие евреев в Дербенте отметил шлезвиг-голштинский посол Адам Олеарий, возвращавшийся из Персии на родину .А в 1670 году о дербентских евреях упоминал голландский путешественник Ян Стрейс . Судя по всему, община там возникла в первой трети XVII века. На это могут указывать два факта: 1) среди горских евреев селения Рукель, расположенного в 15 км к югу от Дербента, бытовало предание о том, что их квартал основали иранские евреи, переселенные персидским шахом Аббасом I (1587-1629 гг.); 2) следует принять во внимание и этимологию названия горско-еврейского селения Абасава (в 4 км к югу от Дербента - "Аббасовское селение)", а также то, что самые ранние памятники этого селения датируются второй половиной XVII века.

В этом можно увидеть доказательство того, что селение Абасава основано при шахе Аббасе I и названо его именем. Вполне логично и предположение, что первыми жителями Абасавы, как и еврейского квартала селения Рукель, были евреи, переселенные Аббасом I из Ирана. Но в таком случае и появление евреев в Дербенте можно связать с проводившейся Аббасом I политикой по созданию на Кавказе новых иранских колоний: факты свидетельствуют в пользу подобной гипотезы. Так, известно, что в Дербент и населенные пункты, расположенные к югу от него, Аббас I переселил значительное число выходцев из Ирана, большинство которых принадлежало к тюркским огузским племенам падар и баят. Кроме того, Аббас I стремился усилить роль Дербента в качестве важнейшего идеологического и экономического центра Восточного Кавказа. Наконец, известно о создании Аббасом I в Восточной Грузии еврейской колонии Фарахабад: как сообщается в хронике Аракела Тавризского , в 1613 году этот город был заселен еврейским военным отрядом, отличившимся в войне Ирана против Грузии.

Остатки Абасавы находятся к югу от Дербента, в небольшом ущелье, которое жители близлежащего татского селения Джалган именуют Еврейским. В 1800 году, во время празднования Песаха, селение подверглось нападению казикумухского хана Сурхая II. Многие жители были убиты, некоторые уведены в плен, а оставшихся - по приказу дербентского хана Шихали - переселили под защиту городских стен в Дербент. Они и положили начало современной еврейской общине города. Последователями иудаизма в Республике Дагестан Российской Федерации в настоящее время является немногочисленная группа верующих горских евреев и татов, представленная в основном людьми пожилого возраста. Сегодня в республике действуют лишь три синагоги и воскресная школа. Для сравнения: в 1869 году, по свидетельству И. Черного, в Южном Дагестане и Терской области проживало 1 493 семьи, исповедовавшие иудаизм, было 30 синагог и 39 синагогальных училищ, в которых служили 30 раввинов . Последователи иудаизма проживают в основном в крупных городах: Махачкале, Буйнакске, Дербенте и Хасавюрте. Для привлечения верующих евреев в синагоги созданы центры по отправлению ритуальных обрядов, изготовлению мацы, совершению похоронных обрядов. Синагоги тесно сотрудничают с еврейскими культурными центрами. Наряду с этим в городах создаются неформальные религиозные группы, принимающие на себя функции, свойственные официальным религиозным организациям. Посильную помощь общине и еврейским религиозным учреждениям оказывает Федерация еврейских общин СНГ. Негативное влияние на поддержку традиций иудаизма оказывает уменьшение численности местных горских евреев и татов, выезжающих на постоянное место жительства в Израиль. Ослабляют позиции иудаизма и усиливают отток евреев из Дагестана экономический кризис, политическая нестабильность, сложные межнациональные отношения на Кавказе, исламский экстремизм, военные действия в Чечне, тяжелая криминогенная обстановка и рост безработицы.

Третья волна значительных миграций иранских евреев на Восточный Кавказ связана с иранской областью Гилян, прилегающей к юго-западной части Каспийского моря. В силу не известных из источников обстоятельств в XVIII веке гилянские евреи начали переселяться в восточно-кавказские ханства. Причиной тому могли послужить военные предприятия все того же иранского полководца Надир-шаха.

Сами горские евреи называли новых переселенцев гилеки, то есть гилянцы, выходцы из Гиляна, а поскольку многие из них осели в Шемахинском ханстве, называвшемся также Ширванским, то их именовали и ширвони - ширванец, житель Ширвана. К началу XIX века многие из них переселились в Шекинское, Дербентское и другие ханства. Тогда же они основали и первую известную еврейскую общину города Баку. Несколько раньше, по всей видимости, еще в середине XVIII века, часть гилянских евреев осела в Еврейской Слободе (ныне поселок Красная Слобода) города Губы, где они основали квартал, который и сейчас носит имя Гилеки. Но если гилянские евреи, осевшие в Еврейской Слободе и жившие там в окружении горских евреев, прочно идентифицируют себя с горско-еврейской общностью, то у ширванцев эта связь проявляется не столь отчетливо, особенно у тех, предки которых в XIX веке мигрировали в Грузию. При этом надо отметить, что по сей день сохраняется близость говора ширванских евреев с другими говорами горско-еврейского языка.

Таким образом, кавказские евреи как особая часть еврейского мира сформировались на Кавказе в результате нескольких волн миграций, преимущественно из Ирана. Кстати, тот факт, что последние две волны приходятся на относительно недавнее время, отразился во многих элементах культуры горских евреев, в частности в их именнике. Если у любой этнической группы именник содержит до 200 мужских имен и около 50 женских, то у горских евреев выявлено свыше 800 мужских и около 200 женских (по состоянию на начало XX века) . Это можетговорить о том, что волн еврейских миграций на Кавказ было не три, а больше.

Еврейские общины на Кавказе

Первое упоминание о евреях Грузии содержится в летописи "Картлис Цховреба", которая и связывает появление евреев с разрушением Первого Храма . Археологическое свидетельство пребывания евреев на территории Грузии - могильные камни с надписями на древнееврейскои и арамейском языках близ бывшей столицы Грузии Мцхеты, датируемые III-IV вв. н.э. К сожалению, сохранилось очень мало сведений о судьбе грузинских евреев в Средние века, нет подробных описаний их жизни в эпоху независимости Грузии (1089-1213 гг.) при царе Давиде Строителе.

Одна из ее наиболее известных еврейских общин - грузинские евреи (эбраэли ). Они исповедуют ортодоксальный иудаизм сефардского канона, принятого еще во времена Османской империи и привезенного в Грузию в конце XV века евреями-сефардами из Испании. Хотя в грузинской исторической литературе название этнолингвистической группы грузинские евреи "ГЕ" применялось к евреям уже с XI века, сам термин "ГЕ" для обозначения членов данной еврейской общины укоренился лишь в начале XIX века, то есть после включения Грузии в Российскую империю. Тогда в соответствии с царскими указами было дано разрешение на поселение в Грузии негрузинских евреев, начавших прибывать сюда в основном из России. И уже в начале 1830-х годов в Грузии постоянно проживали несколько сотен российских ашкеназов. Согласно переписи 1897 года, из 18 574 евреев Грузии две трети составляли ашкеназы (12 540 чел.). Они же были большинством в двух самых больших еврейских общинах - Тифлисе и Батуми, лишь в третьей по величине общине (в Кутаиси) преобладали эбраэли. В Советском Союзе наибольшая концентрация грузинских евреев вне Грузии отмечалась в Баку. По переписи 1959 года, в СССР значилось 35 673 еврея, называвших родным языком грузинский .

Следует отметить, что различия в ритуалах, обычаях, бытовом укладе, отсутствие общего языка способствовали напряженным отношениям между евреями эбраэли и ашкенази. Так, в 1890-х годах в Тифлисе эта напряженность переросла в кризис: грузинские евреи отказались признать верховный авторитет ашкеназского раввина города, признанного властями главным раввином всех евреев в этом административном центре Кавказского наместничества.

Со второй половины XIX века в Тифлисе проживали персидские евреи, выходцы из Мешхеда, у которых была своя синагога. В Грузии также жили высланные на Кавказ субботники и имевшие в Тифлисе синагогу геры.

По данным переписи 1926 года, в республике проживало 30 534 еврея, из которых 20 897 составляли грузинские евреи, а 9 637 - в основном ашкеназы. При этом персидских евреев не учитывали, так как их относили к иностранным подданным. Резкое снижение числа ашкеназов в составе евреев Грузии по сравнению с данными переписи 1897 года объясняется значительной их эмиграцией (главным образом в США) в первые десятилетия XX века, которая почти не затронула грузинских евреев . Однако с 1930-х годов и особенно с начала Второй мировой войны количество ашкенази в Грузии, главным образом в больших городах, вновь стало увеличиваться.

В советское время грузинские евреи-эбраэли считались самой религиозной группой евреев. Даже в период государственного гонения на религию, в их среде оставались крепкими традиции иудаизма.

В 1953 году в связи с известным "делом врачей" все синагоги республики закрыли. Занимавший несколько десятилетий пост главного раввина Тбилиси Хаим Купчан был арестован и осужден (позже реабилитирован). Однако через некоторое время тамошние евреи восстановили свои религиозные организации. В конце 1960-х - начале 1970-х годов в Грузии на 52 382 еврея (перепись 1970 г.), которые проживали в Кутаиси, Кулаши, Цхинвали, Гори, Они, Сачхере и других городах, функционировало 14 синагог.

Позднее, к концу 1970-х годов, 70% грузинских евреев выехали в Израиль. По данным переписи 1989 года, в республике насчитывалось 24 800 евреев, в основном ашкеназов, большинство из них (13 500 чел.) жили в Тбилиси .

В 1990-х годах начался процесс восстановления и развития религиозной жизни евреев республики. Так, в ее столице в собственность еврейских религиозных общин возвратили две синагоги, закрытые в годы советской власти; в Кутаиси - три; в Сухуми - две; в Ахалцихе - две, одну из них вновь закрыли в 1995 году из-за массового выезда евреев; в Батуми - две, одну из них закрыли в 1998-м по той же причине.

Развал Советского Союза, грузино-абхазский и грузино-осетинский конфликты, внутренние столкновения в Грузии, тяжелое экономическое положение способствовали массовому выезду из республики как грузинских евреев, так и ашкеназов. Согласно переписи населения страны 2002 года, грузинских евреев, исповедующих иудаизм, было свыше 3 500 чел., 2 320 из которых проживали в Тбилиси. В начале 2000-х годов в республике проживали около 5 000 евреев, в основном в столице и Кутаиси, и по нескольку десятков человек - в Ахалцихе, Гори, Карели и Сурами .

С конца 1990-х - начала 2000-х годов в республике функционировали две основные общинные организации: Грузинская община ашкеназских евреев (Рахамим ) и Ассоциация грузинских евреев (Дерех йехуди ). Ныне в Тбилиси есть еврейская дневная средняя религиозная школа, несколько воскресных школ для детей и взрослых, йешива-колел "Ор эмет". В Тбилисском университете действует отделение иудаики. В настоящее время еврейская община страны насчитывает от 8 000 до 12 000 чел., проживающих в основном в столице.

В отношении территории современного Азербайджана имеются сведения, что до создания упомянутой выше Еврейской Слободы Губинского района еврейские кварталы уже были в таких населенных пунктах, как Чирахкала, Гусары, Рустов. Следует отметить, что еще в начале XVIII века на левом берегу Гудиял-чай (в 3 км от нынешней Слободы) находилось поселение горских евреев Кулгат, которое разрушили в результате набега Надир-шаха. Однако впоследствии жители этого селения заложили новый поселок, ныне известный как Красная Слобода. Наибольшего расцвета она достигла при Фатали-хане Губинском, который доброжелательно относился к еврейским поселенцам и защищал своих еврейских подданных от нападок и наветов. В память о Фатали-хане его именем названа центральная улица Красной Слободы.

В XVIII-XIX веках Еврейская Слобода была самым крупным горско-еврейским центром и в этом качестве сыграла значительную роль в консолидации различных горско-еврейских групп. В Красной Слободе проживали евреи переселенцы из персидской провинции Гилан, из Турции, Дагестана и т.д.

Выходцы из провинции Гилан составляли и основную часть евреев города Огуз. Так, в XIX веке они составляли треть населения этого города. Евреи жили также в Шемахе, Геокчае, Евлахе, аулах Мюджи, Мюджи-Гафтаран.

Известно множество разных религий, присущих отдельным нациям и народам. Религия иудаизм имеет свои особенности, качественно отличающие её от остальных. Например, составляющие христианства - православие и католицизм, собрали в своей вере самых разных людей, которые живут на территориях многих государств и континентов. В отличие от них, иудаизм является исключительно национальной верой евреев.

Кто является основателем иудаизма?

Иудаизм - это древнейшая религия еврейского народа, основателем которой принято считать Моисея. У него получилось из разрозненных израильских колен создать единый народ. Кроме этого, он известен тем, что запланировал и осуществил уход из Египта евреев, которые проживали там в статусе рабов. В те времена численность еврейского населения очень возросла, и египетский владыка приказал всех родившихся мальчиков еврейской национальности умерщвлять. Будущий пророк выжил благодаря своей матери, которая, поместив новорожденного малыша в плетёную корзину, отправила её в плавание по Нилу. Вскоре корзина была обнаружена дочерью фараона, которая усыновила найденного мальчика.

Подрастая, Моисей постоянно замечал притеснения, которым подвергаются его соплеменники. В порыве ярости он однажды убил надсмотрщика-египтянина, и ему пришлось бежать из страны. Его приютила земля мадианитян. Он жил в полукочевом городе, о котором упоминается в Библии и Коране. Именно там Бог, в образе пламенеющего, но несгораемого кустарника, призвал его к себе. Он поведал Моисею об его миссии.

Тора, которую ещё называют Моисеевым Пятикнижием - это священная книга иудеев. Её текст является достаточно трудным для обычного понимания. Теософами и богословами тысячелетиями создавались комментарии к главной иудейской книге.

Об особенностях иудаизма и других религий можно узнать, посещая наш Центр . У нас также можно получить квалифицированную помощь опытного биоэнергетика, который поможет в сложных жизненных ситуациях . В этом можно убедиться, ознакомившись с многочисленными отзывами на нашем сайте .

Иудаизм: что за религия?

«Иудаизм» - это понятие, которое связывают со словом из древнегреческого языка Ἰουδαϊσμός. Оно используется для обозначения религии евреев как противоположение язычеству греков. Сам термин произошел от имени Иуды. Этот библейский персонаж является очень известным. В честь него получило своё название Иудейское царство, а затем и в целом еврейский народ. Некоторые путают Иуду, который является сыном патриарха Якова, с его тезкой, продавшим за несколько серебряников Иисуса. Это абсолютно разные личности. Иудаизм - это монотеистическая религия, которая признаёт Бога единственным.

Иудеи - это этнорелигиозная группа, состоящая из людей, которые родились евреями или приняли иудаизм. На сегодняшний день насчитывается более 14 миллионов людей, которые являются представителями этой религии. Примечательно, что почти половина из них (около 45%) является гражданами Израиля. Немалые сообщества иудеев сосредоточены в США и Канаде, остальные обосновались в странах Европы.

Изначально иудеями называли людей, проживающих в Иудейском царстве, которое существовало в 928-586 гг до н.э. Далее этот термин закрепился за израильтянами Иудова колена. Сегодня словом «иудей» называют всех людей, которые по национальности являются евреями.

В нашем Центре нередко проводятся интересные семинары, на которые приходят разные люди, независимо от вероисповедания . На них затрагиваются разные темы, например, оккультизм и Аюрведа или биоритмы .

Во что верят иудеи?

Основой всех верований иудеев является монотеизм. Эти верования означены в Торе, которая согласно легенде была получена Моисеем от Бога на Синайской горе. Поскольку в Моисеевом Пятикнижии просматривается некое соответствие книгам Ветхого Завета, его нередко именуют Еврейской Библией. Кроме Торы, Священное писание иудеев включает ещё такие книги как «Ктувим» и «Невим», которые вместе с Пятикнижием называют «Танахом».

В соответствии с 13 положениями веры, которые есть у иудеев, Бог - совершенный и единый. Он не только Творец людей, но и их Отец, источник добросердечности, любви и праведности. Поскольку люди являются Божьими творениями, то все они перед Богом равны. Но у еврейского народа существует великая Миссия, задача которой - донести Божественные истины до человека. Иудеи искренне верят, что когда-нибудь произойдёт воскрешение умерших, и они продолжат свою жизнь на земле.

В чем суть иудаизма?

Люди, исповедующие иудаизм, являются иудеями. Одни последователи этой религии уверены, что она появилась в Палестине - еще в период Адама и Евы. Другие настаивают на том, что иудаизм основан небольшой группой кочевников, один из которых - Авраам, заключил договор с Богом, который впоследствии стал главным положением этой религии.

Согласно этому документу, более известному всем как заповеди, люди должны были соблюдать все правила добропорядочной жизни. За это они получали божественное покровительство. Главными источниками изучения этой религии являются Библия и Ветхий Завет. Иудаизмом признаются только исторические, пророческие виды книг и Тора - повествования, которые толкуют закон. Кроме этого, особо почитается священный Талмуд, который состоит из Гемары и Мишны. Он охватывает многие аспекты жизни, например, этику, моральные нормы и юриспруденцию. Чтение Талмуда является священной и ответственной миссией, которую разрешается выполнять исключительно евреям. Считается, что она имеет огромную силу, как например, мантры .

Главные символы

Говоря о том, что такое иудаизм, необходимо выделить основные символы этой религии:

  1. Одним из самых древних символов является Звезда Давида. Он имеет вид гексаграммы, т.е. изображение представляет собой шестиконечную звезду. Некоторые считают, что данный символ выполнен в форме щитов, напоминающих по форме те, которые использовали в своё время воины царя Давида. Несмотря на то что гексаграмма является символом евреев, её также используют в Индии для изображения Анахата-чакры.
  2. Менора выполнена в виде подсвечника из золота на 7 свечей. По легенде, в тот период, когда евреи скитались по жаркой пустыне, данный предмет был спрятан в Скинии Собрания, после чего его поместили в Иерусалимском храме. Менора - это основной элемент герба Израильского государства.
  3. Ермолка считается традиционным головным убором для еврейского мужчины. Его разрешается носить отдельно или под другой шляпой. Еврейки, являющиеся приверженцами ортодоксального иудаизма, обязаны ходить с покрытой головой. Для этой цели они используют не ермолку, а обычный платок либо парик.

Несмотря на множество символов, какое-либо изображение Бога иудеи отвергают. Они стараются не называть его даже по имени, а слово Яхве, которое всё же употребляется в речи, является условной конструкцией, которая состоит только из согласных букв. Иудеи не посещают храмы, поскольку как таковые они не существуют. Еврейская синагога - это «дом собрания», где проходит чтение Торы. Подобный ритуал можно совершать в любом помещении, которое обязательно должно быть чистым и просторным.

Страница 1

Одной из очень древних религий, сохранившихся до нашего времени (хотя в несколько измененном виде), является национальная религия евреев - иудаизм. Истоки ее относятся ко II тысячелетию до Р. Хр. Зародившись как политеистическая религия, иудаизм к середине I тысячелетия до Р. Хр. трансформировался в религиозную систему с достаточно строгим единобожием.

Первоначально область распространения иудаизма была весьма узкой и почти не выходила за пределы такой небольшой страны, как Палестина. Содержавшееся в иудаистском вероучении положение о религиозной исключительности евреев не способствовало распространению иудаизма среди других народов: истории известны лишь несколько случаев принятия этой религии значительными группами нееврейского населения, и фактически она осталась религией одних евреев. Вместе с тем своеобразие исторических судеб этого народа, несколько раз изгонявшегося со своей территории, привело к широкому расселению иудаистов по разным странам мира.

Важнейшим догматом иудаизма является вера в единого бога Яхве (Иегову). Иудаисты верят также в богоизбранность евреев. Согласно иудаистскому вероучению, Яхве заключил с еврейским народом особые договоры - заветы, в соответствии с которыми передал им власть над Палестиной, а евреи обязались почитать только Яхве и выполнять его заповеди.

Веря в бессмертие души, иудаисты ждут приход небесного избавителя мессии, который должен сотворить праведный суд над живыми и мертвыми, и привести праведников в землю “обетованную”. Грешники же будут брошены в ад.

Священным писанием иудаистов является Танах1. Эта священная книга в основном идентична христианскому Ветхому Завету, хотя традиция деления ее на части у христиан и иудаистов разная.

Иудаисты обычно делят книги Ветхого Завета на три отдела. Первый отдел - Тора (Закон) - состоит из пяти книг (почему и называется также Пятикнижием): Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Второй отдел -Небиим (Пророки) - содержит 21 книгу: Иисуса Навина, книгу Судей израилевых, первую и вторую книги Самуила (соответствуют в православной традиции первой и второй книгам Царств), первую и вторую книги Царей (у православных - третья и четвертая книги Царств), книги Исаии, Иеремии и Иезекииля и 12 книг так называемых малых пророков. Третий отдел - Кетубим (Писания) - включает 13 книг: Псалмы (у православных - Псалтирь), Притчи Соломоновы, книгу Иова, Песнь песней, Руфь, Плач Иеремии, Проповедник (у православных - Екклезиаст), Эсфирь (Есфирь), книги Даниила, Эзры (Ездры) и Неемии, первую и вторую книги Хроник (у православных - первая и вторая книги Паралипоменон).

Большое значение придают иудаисты и письменно оформленному в III -V вв. Талмуду, в котором дается толкование содержащихся в Танахе, и прежде всего в Торе, религиозно-этических, правовых и бытовых предписаний. Талмуд делится на две части: Мишну и Гемару. Мишна непосредственно толкует Тору, а Гемара разъясняет Мишну.

В обрядах иудаизма важное место занимают молитва, обрезание, омовение.

Для иудаизма характерно большое число этических предписаний верующим (включая разные запреты). Это, в частности, строгие требования к выбору и приготовлению пищи. Иудаист может есть только определенные виды мяса (не разрешены свинина, конина, зайчатина и др.), причем мясная пища должна быть особым образом приготовлена. Запрещается смешивать мясные и молочные продукты (в соответствии с заповедью “не вари козленка в молоке матери его”). Иудаист не может работать в субботу, дотрагиваться перед субботой до металлических предметов, зажигать и гасить свет, ему запрещено одевать одежду из разных тканей, носить карманы выше пояса. Мужчины должны всегда покрывать голову.

Местом собрания иудаистов является молитвенный дом - синагога. Возглавляет религиозную общину (также называемую синагогой) раввин -учитель религиозного закона, выполняющий, кроме того, судейские функции. Священников и храмов (в строгом значении этих слов) в иудаистской религии сейчас нет.

Иудаизм, в зависимости от степени следования его сторонниками традиции, делится в настоящее время на несколько ветвей: ортодоксальную, стремящуюся сохранить иудейскую религию со всеми ее средневековыми традициями; консервативную, предлагающую сочетать соблюдение положительных элементов иудаистской традиций с приспособлением к современным условиям; реформированную, призывающую к замене иврита в молитвенниках на языки, являющиеся родными для верующих, к ликвидации перегородок, отделяющих в синагогах мужчин от женщин, к отказу от жестких правил, касающихся пищи, и к другим новациям (вплоть до посвящения женщин в раввины); реконструктивистскую, объявившую своей целью возрождение иудаизма в его первоначальном виде и придающую большое значение не только религии, но также этике и культуре.


Промысловый культ
Помимо тех духов, которые нужны шаманам для врачевания болезней, существуют духи - хозяева природы. Как и у народов Азиатского Севера, представления о духах-хозяевах тесно связаны с промысловым культом. По верованиям эскимосов, каждый пр...

Истоки и особенности современных тоталитарных сект
«Религия возникла в самые первобытные времена из самых невежественных, тёмных, первобытных представлений людей о своей собственной и об окружающей их внешней природе»*. На ранних стадиях своего развития человек был ещё очень слаб. Он бал...

Православие
Одним из пяти основных направлений христианства является православие. В I тысячелетии обе ветви христианства - и восточная и западная, принявшие постановления Халкидонского собора, называли себя православными, или ортодоксальными (от гр. ...

Иудаизм - одна из древних религий, сохранилась до наших дней. Словом иудаизм называют религию, распространенную среди евреев. Это слово происходит от названия древнего племени Иуды. Сторонники иудаизма проживают на всех континентах Земли. В мире проживает 13500000. Евреев (сюда неправильно относят всех евреев, независимо от того, исповедуют они религию или нет). Иудаизм распространен преимущественно среди евреев, но известны факты распространения иудаизма и среди нееврейского населения. Например, в Древнем Риме, Хазарской государстве VIII в., В современной Эфиопии и др.

Ниже представлены данные о количестве верующих в разных странах. Европа: Великобритания - 450 тыс. (В Большом Лондоне - 280 тыс), Италия - 30 тыс, Франция - 535 тыс. (В Париже - 300 тыс), Австрия - 8 тыс, Нидерланды - 30 тыс, Швейцария - 21 тыс, Германия - 20 тыс, Греция - 6 тыс, небольшие группы по несколько тысяч в Польше, Чехии, Словакии, Болгарии, Румынии, на территории б. СССР.

Азия: Иран - ЗО тыс, Турция - 40 тыс, Ливан - 3 тыс, небольшие группы почти во всех странах Юго-Западной Азии (Йемен, Саудовская Аравия, Оман, Афганистан, Пакистан, Ирак, Кувейт, Си-рия и др). В Израиле большая часть населения исповедует иудаизм, где он объявлен государственной религией.

Африка: Марокко - 48 тыс, в Эфиопии один из народов агау придерживается иудаизма - 30 тыс.

Канада - 280 тыс (в Монреале - 110 тыс, в Торонто - 88 тыс). Более всего иудеев в CUJA - 5700000. (В Нью-Йорке с пригородами - 2400000., В Лос-Анджелесе - 535 тыс, Филадельфии - 330 тыс, Чикаго - 270 тыс, Бостоне - 175 тыс, Ма- йами -140 тыс, Вашингтоне - 100 тыс).

В Аргентине - 500 тыс. (В Буэнос-Айресе - 360 тыс), Бразилии - 150 тыс, Уругвае - 55 тыс, Мексике - 49 тыс, Чили - 35 тыс, Венесуэле - 12 тыс, Колумбии - 10 тыс.

Богословы и историки утверждают, что иудейская религия имеет божественное происхождение, в результате чего у него нет никаких исторических и социальных корней. Они считают, что из-за особой божью милость сохранили иудаизм неизменным до наших дней. Эти утверждения богословов находятся в противоречии с историческими фактами. В действительности религия на протяжении веков значительно менялась, меняла свое содержание, форму в зависимости от развития со-ально-экономических условий жизни общества.

Как же возникла и развилась иудейская религия? Три - четыре тысячи лет назад в степях Аравийской пустыне жили многочисленные скотоводческие племена хапиру-головорезы, которые в середине III тыс. Ворвались в Палестину, где вели борьбу с коренными народами этой страны. Была покорена часть страны называлась Ханаан. К тому времени там уже были небольшие города, народ имел свой алфавит, который отличался от египетского и считался образцом для всех древних и новых алфавитов. Жители финикийского города Библос первые начали делать бумагу. Именно поэтому книги тогда назывались Библий, библиями. Благодаря своей сообразительности и связям с другими странами жители этого уголка Земли сыграли исключительную роль в развитии торговли, установлении деловых отношений между странами. Развивалось здесь и земледелие.

Ханаана делились на множество племен. После поселения в Палестине племя хапиру смешалось с коренными жителями и стало называться евреями - от древнееврейского слова "ивриш" - окраина. Так стали называть народ, живший удаленно, на окраине Палестины, на берегу моря.

Скотовод-хапиру, которые кочевали в Аравийской пустыне, были в полной зависимости от природы. Бессилие перед ее стихийными силами порождало у них разные фантастические представления об окружающем мире. Людям казалось, что все имеет чрезвычайную силу и власть над ними В жизни древних евреев-скотоводов главную роль играли животные, и они постепенно пришли к выводу, что животные также обладают удивительными свойствами. Древние еврейские племена поклонялись животным, потому что считали их своими родовыми предками и обожали их. Прочного и длительного связи между этими племенами в обычных условиях не было. Они объединялись только в случае войны и избрание общего военачальника. У евреев в далеком прошлом религия имела характер политеизма. Предметами поклонения были горы, деревья, каменные и деревянные столбы. Вместе с этим они поклонялись солнцу, луне, многочисленным добрым и злым духам.

В первые века своего пребывания в Палестине евреи не пошли дальше возникновения союза племен, так как для этого не было необходимых экономических условий. Но со временем евреи-скотоводы позаимствовали у более развитых Ханаана навыки земледелия. Они начали переходить от кочевого образа жизни к оседлому, от скотоводства к земледелию. Близость языка способствовала тому, что со временем завоеватели и подчинены начали смешиваться, в результате возникла единая народность.

В конце XIII в. до н.э. из разрозненных племен, которые имели более или менее устойчивые межплеменные объединения, первой образовалась еврейское государство Израиль. Возникновению государства способствовали географические особенности Палестины, которая находилась на перекрестке караванных торговых путей, которые соединяли Египет с Сирией и Месопотамией. Этот процесс ускорился еще и потому, что евреи имели сильного соседа, с которым они враждовали. Надо было объединять и укреплять свои земли. А такое укрепление земель могло быть обеспечено только объединением и возникновением государства. Первым израильским царем был Саул. Южные еврейские племена объединились вокруг племени Иуды и во второй половине XI в. до н.э. также влились в израильское государство. Но уже в 935 г. до н. рабовладельческое государство распадается на две части: Израильское и / удейське царства. Именно в это время и происходило возникновение иудейской религии, потому что старые племенные религии не способствовали объединению племен.

Религия еврейских пастухов постепенно меняется культом богов, которые считались покровителями сельского хозяйства. Но по мере дальнейшего объединения отдельных племен на территории Палестины во главе с царем, на первое место выступает культ единого бога - Яхве (Иегова) - бог племени Иуды, отсюда и название - иудейская религия.

Сначала бог Яхве почитался евреями, занимались скотоводством, как дух и демон пустыни (его они представляли в образе быка или льва как символ урожая). Со временем этот бог превращается в могучего бога - покровителя племени Иуды. С объединением в государство бог-покровитель стал богом-защитником всего еврейского народа в Израильской государстве. Изменилась и его основная функция. Главной задачей бога Яхве стало руководство военными операциями против внешних врагов. Он стал богом войны, защитником государства.

Условия исторического развития Израиля и Иудеи способствовали укреплению именно бога Яхве. В условиях рабовладельческого государства евреев их религия превращается в оружие классового господства и угнетения. Провозглашается единственный бог - самодержец Яхве. У него появляются черты человека, с верующими он общается через посредников, его окружают боги разных рангов. Возникает потребность уважать Яхве как всееврейського бога, как избрал евреев своим любимым народом, е к поселению их в Палестине. Возникает миф о том, что когда евреи находились в Египте, а бог Яхве вывел их оттуда. Постепенно на Яхве переносятся лучшие черты других богов. Он становится покровителем урожая, торговли и защитником на войне, наставником в ремеслах. Все другие боги подчинены ему, они его служители.

Борьба за централизацию культа Яхве и признание его единственным богом продолжалась долго, в течение трех веков (Х-УИИ в. До н.э.). Главную роль в распространении иудейской религии сыграла каста жрецов, которая по мере усиления культа Яхве вытесняет других племенных богов.

Прообразом единого бога в иудаизме как монотеистической религии является деспотическая власть царя в древнееврейском государстве. Царь небесный был отражением, копией царя земного. В дальнейшем древнееврейский государство покорили последовательно ассирийские, вавилонские, персидские, греческие и римские завоеватели. Но вера в единого бога не ослабевала, а укреплялась, поскольку она отвечала социальным условиям того времени, пидтримувапася царями-завойов-ми и иудейскими священниками.

Исторически можно выделить три основных этапа эволюции: древний, или библейский; средневековый, или талмудський, и современный иудаизм. Первый из этих этапов связан с возникновением и историей древних еврейских рабовладельческих государств - Иудеи и Израиля. Он охватывает отрезок пути от завоевания кочевыми еврейскими племенами Палестины (ХУ-XIV вв. До н.э.), возникновения древней еврейского государства при Давиде и Со-

Ломон (X в. до н.э.) до гибели последней из еврейских государств - Иудеи, разрушенной сначала вавилоняне в VI в. до н.э., а затем окончательно римлянами в I в. н.э.

Для этого этапа характерно сохранение в иудаизме многочисленных пережитков примитивных религий, существовавших в древних евреев и родственных им семитских племен, кочевавших в степях и пустынях Аравии и в других странах Передней Азии (сам иудейский бог Яхве ранее был пленным духом - покровителем одного из еврейских племен).

Лишь в конце этого этапа племенные культы, а также фетишистские и другие языческие взгляды вытесняются иудейским монотеизмом, который является духовным отражением становления централизованного древней еврейской рабовладельческой монархии, а центром и главным идейным защитником этого монотеизма становятся жрецы иерусалимского храма, они и создают первую священную книгу иудаизма - Книгу законов (Тору) о религиозных реформы царя Иосии (VII в. до н.э.). После реформ Иосии, во время так называемого вавилонского плена, и позже, вернувшись из плена, жрецы восстанавливают разрушенный Иерусалимский храм, создают Книги пророков и писания, и вместе с Торой создают иудейскую Библию. Библия состоит из Ветхого и Нового заветов. Иудейская религия признает только Ветхий завет, христианство принимает за священные книги Старый и Новый заветы.

Те библейские книги, которые церковь признает священными, составляют канон (правило), то есть твердо зафиксирован комплект священных книг, которым приписывалась высокая религиозная авторитетность, богодуховнисть. Они называются каноническими.

Первая часть Библии - Ветхий завет - состоит из 3-х частей: Льятикнижжя Моисея, или Тора (староевр. - Закон, учение), книги пророков, Писания. Сама Тора состоит из 5 книг: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие.

Иудаисты всегда считали, что Тора имеет божественное происхождение - она продиктована пророку Моисею самим Богом и ни одна книга древнего и современного мира не может равняться с Торой. Что же собой представляет Пятикнижие? В книге Бытия рассказывается о сотворении мира Богом (около 3760 до н.э.), первых людей, об их жизни, изгнание из рая, о всемирном потопе. Выход описывает жизнь евреев в Египте и их выход оттуда. Левит, посвященный законам, выявлению грехов, заповедям. В книге "Числа" изложены "историю" лишений, выпавших на долю еврейского народа после выхода, наконец "Повторение" закона, или вторая книга законов, повторяет многие законоположений. В ней заповеди, законы, решения переплетаются с воспоминаниями и поучениями. В древнем мире рабовладельческим законам приписывалось божественное возникновения, чтобы предоставить им большую силу. Так, Тора, по своему содержанию, - обычный кодекс рабовладельческого права, она устанавливает правила иудейского культа и тщательно доказывает монотеизм Яхве.

Вторая часть Ветхого завета - Пророки - есть ничто иное, как искажение летописей. В них рассказывается о завоевании Палестины и расселения евреев в Ханаане. Книги изображают период довавилонського плена, период после возвращения евреев из Вавилона в Палестину и т.д.

Третья часть Ветхого завета - Писание - это псалмы, притчи, песни и др.

Известны две редакции Ветхого завета - масоретского и Септуагинте-та.

Масоретами - это еврейские рабы, которые окончательно отредактировали Ветхий завет во II в. до н.э., а Септуагинте ("семьдесят") - это перевод древнееврейского текста Ветхого завета на греческий язык, сделанный словно 72 переводчиками в течение 72 дней в I в. до н. е. На самом деле эта работа продолжалась два века. Последний текст, унаследованный христианством, является теперь наиболее распространенным.

Важным источником истории иудейской религии в 11-I в. до н.э. и в I в. н.э. есть тексты разного содержания, обнаруженные в конце 40-50-х гг. XX в. на западном побережье Мертвого моря, в пещерах Курма-на и Вади Мурраббаьат (Кумаранськи рукописи). Эти тексты свидетельствуют о широком распространении в Иудее религиозного сектантства. Многочисленные фрагменты из книг Ветхого завета, обнаруженные в пещерах Иудейской пустыни, имеют большое количество разночтений. Теперь, благодаря этим (домасоретським) текстам, ученые получили возможность конкретнее осветить процесс создания Ветхого завета, лучше показать антинаучность утверждений еврейских и христианских богословов о его неизменность и святость.

Известно, что ассирийские и вавилонские завоеватели насильственным путем вывели массы евреев в Месопотамию и Мидию. Так были переселены массы иудеев из Палестины в Египет. Помпей привез в Рим сотни пленных евреев. Причины массовой эмиграции иудеи из Палестины в другие страны имеют разное происхождение и характер. Во многих случаях это не зависело от их доброй воли. Расселение евреев за пределами Палестины называется диаспоры. Массовое расселение евреев по странам Средиземноморья в VI-IV вв. до н.э., римские завоевания в конце I в. до н.э. привели к тому, что количество евреев в разных странах мира уже в I в. н.э. намного превышала численность населения самой Иудеи. Историки утверждают, что в начале нашей эры только в Римской империи проживало 4 - 4500000. Евреев, в самой Палестине лишь 1 млн. Такое расселение евреев в разных странах мира требовало реформирования религии.

Жизнь евреев концентрировалось вокруг их религиозного центра - общины. По требованиям ритуала евреи собирались каждую субботу для богослужения, чтение священного писания, обсуждение различных дел, которые касались всей общины

Связь евреев с Иерусалимским храмом и его жрецами в это время был незначительным. Паломничество трижды в год в Иерусалим, что требовалось Библии, было невозможным для большинства евреев, живших в других, отдаленных странах. Поэтому уже в IV в. до н.э. начала возникать новая форма религиозной общины - синагога, которая первоначально рассматривалась как дополнение к храмовой организации вместо посещения иерусалимского храма. Верующие собирались теперь в молитвенный дом (синагогу), где вместо жертвоприношения провозглашались молитвы и похвальные гимны богу Яхве или читались разделы из Библии, которые духовенство здесь же объясняло. Особое значение приобретает специальный день для молитвенных собраний - суббота, празднование которой заимствовано у вавилонян Этот праздник становится обязательным для каждого еврея.

Сначала синагоги были только случайными и временными собранием верующих, но со временем они превратились в постоянный религиозное заведение. Синагога была не только молитвенным домом, но и отдельной светской организацией верующих. Она выступала как представительный орган еврейских общин, осуществляла в них известные функции управления, была центром общественной жизни. Должностные лица синагоги, как правило, выбирались из представителей знатных семей и фактически бесконтрольно распоряжались ее имуществом и финансами. В первые века нашей эры окончательно складывается и форма иудейской религии, которая в основном сохранилась до нашего времени Основные положения ее тщательно разработанные в Талмуде и равинський литературе. Талмуд (по-древньоев-рейськи - учение, изучение) касается числа основных достопримечательностей иудейской религиозной и правовой литературы. Он собирается и редактируется в Палестине и Вавилоне примерно с IV в. до н.э. ло I в. н.е.гТалмуд возник в результате необходимости приспособить старое религиозное учение и библейское законодательство к новым, условий жизни сврей. Иудаизм, в период которого состоит Талмуд, принято называть талмудической

В синагогах раввины не только комментировали и объясняли Тору, но и составляли новые религиозные рассказы, разрабатывали вероучения, реформировали иудаизм в соответствии со временем. Поэтому Талмуд является кодексом религиозных, бытовых и правовых предписаний иудейства. Он содержит в себе легенды и мифы о Боге, вымышленные истории о потустороннем мире и загробной жизни, поучительные притчи и тому подобное. По устройству Вселенной, Талмуд учит, что небо состоит из семи частей: первое небо представляет собой завесу, которая утром поднимается, а вечером опускается; второй небо твердое, к нему прицеплены звезды, луна, солнце; на третьем небе работает большая мельница, который мелет манную крупу, что идет в "пищу небесном населению, на четвертом находится небесный Иерусалим, на пятом живут ангелы, на сл расположены склепы, наполненные снегом, градом, дождем, а также кладовые бурями и дымом; седьмое небо - рай, там живут справедливость и благотворительность, там же находятся души праведников и тех, кто еще не родился.

Единственным источником знаний и наставлений молодежи Талмуд считает священное писание и требует изучать Библию днем и ночью. "Ходить на арене, смотреть змеев, волшебников, посещать светские игры... запрещается... Это отвлекает человека от изучения Торы". К светских наук иудаизм относится с презрением, осуждает их: "О том, что выше тебя, не думай. В то, что не по силам тебе, не есть углубляйся, непонятным для тебя не занимайся, о том, что сокрыто от тебя, не спрашивай ", - поучает Талмуд. Светским наукам можно учиться только во время, которое не принадлежит ни дню, ни ночи.

Иудейская религия консервативна. Система иудейской образования построена на слепом поклонении перед авторитетом. Высшим авторитетом считается раввин. Даже очевидная глупость, высказанная им, приобретает силу закона. "Если раввин даже скажет тебе левое на то, что правое, а правое на то, что левое, ты должен слушаться его", - поучают талмудисты. Все, что говорится в Талмуде о строении Вселенной, растения, животные, человек - не научное. Взять хотя бы такую талмудическую мудрость: "Затмение Солнца предвещает язычникам голод и войну, затмение Луны - плохая примета для Израиля", "Меркурий - секретарь Солнца, и кто родился в его время, будет знаменитым и мудрым", или же: "Болезни посылает людям Бог как наказание, а вылечиться можно молитвой "," Недостаточность дождя от того, что мало изучается Тора ". Талмуд - это орудие реакции, собрание темных представлений его авторов об окружающем мире. Размер Талмуда - 5894 стр. Все в нем разбросаны бессистемно, представлено схоластически. Этот большой сборник содержит записи дискуссий раввинов по вопросам толкования отдельных мест Ветхого завета. В Талмуде также изложены правовые нормы, религиозные предписания, законы, касающиеся судебных дел - уголовных и общественных, богословские размышления по вопросам культа, догматики, этические нормы, примитивные данные по математике, астрономии, медицины, науки, сказки, легенды, притчи, басни, мифы и т.

Библию и Талмуд иудаизм считает первоисточником своего вероучения, эти книги широко используются в настоящее время раввинами для затьмарювання сознания верующих евреев.

В эпоху феодализма положение бедных трудящихся евреев в странах Западной Европы было крайне тяжелым. Они были вынуждены жить отдельно от другого городского населения, в так называемых гетто. За пределами этих кварталов они не имели права селиться без разрешения властей. Основную массу здесь составляли мелкие ремесленники и поденщики. Они жестоко эксплуатировались еврейскими купцами и ростовщиками в союзе со служителями религиозного культа.

Отмена таких поселений в странах Западной Европы было результатом буржуазных революций, происходивших здесь в конце XVIII и в XIX в. В Риме гетто было уничтожено лишь после падения папской власти в 1870 г.. В царской России при наличии еврейской оседлости не было необходимости в создании таких поселений. Но они существовали в ряде городов бывшей территории Речи Посполитой как наследие существующих там порядков.