Раздражения

Какие были основные направления реформ избранной рады. Избранная Рада и её роль в формировании централизованного государства

(1533- 1538 гг.), дочь князя Глинского - выходца из Литвы. При Елене Глинской был проведѐн ряд реформ и мероприятий, способствовавших централизации и безопасности государства: денежная реформа, установившая единую монетную систему в стране, строительство новых и реорганизация старых крепостей, укрепление армии, ограничение феодальных иммунитетов (прав вотчинников собирать подати и использовать их на свои нужды); предоставление льгот и земель православным переселенцам из Литвы и др.

И в годы правления Елены Глинской, и после еѐ смерти (есть предположение, что она ) не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками Бельских, Шуйских, Глинских. Боярское правление (1538-1547 гг.), начавшееся после смерти Елены Глинской, привело к ослаблению центральной власти, а произвол вотчинников вызвал широкое недовольство народа и открытые массовые выступления в ряде русских городов.

В 1547 г. Иван IV (родился 1530 г.) достиг совершеннолетия и венчался на царство, официально приняв титул царя и великого князя «всея Руси». Ещѐ в прежние времена наиболее сильный независимый правитель на Руси назывался «царь». Такой титул использовался русскими применительно к византийскому императору, а затем к монгольскому хану. Первый русский царь был личностью весьма противоречивой. По мнению Г. В. Вернадского, наделѐнный большими интеллектуальными способностями, будучи правителем с широким кругозором, он в то же время был вспыльчив, жесток, да и к тому же страдал манией преследования, которая особенно явно проявлялась в последние двадцать лет его жизни.

В конце 40-х - 50-е гг. XVI в. правительством, так называемой, Избранной Рады (1549 - 1560 гг.) были проведены многочисленные реформы центрального и местного управления. Стоит напомнить, что - это система мероприятий, проводимых государством и направленных на преобразования в тех или иных сферах общественной жизни при сохранении основ существующего строя. Люди, входившие в Избранную Раду, пользовались не только поддержкой, но и личной симпатией Ивана IV: Алексей Адашев, духовник царя Сильвестр, дьяк Посольского приказа Иван Висковатый, отец и брат царицы Анастасии бояре Захарьины, друг детства Андрей Курбский, митрополит всея Руси Макарий. В 1549 г. в Москве впервые был созван Земский собор как совещательный орган при царе, куда входили, прежде всего, члены Боярской думы, высшее духовенство. Кроме Боярской думы и верхушки духовенства, Земские соборы включали представителей поместного дворянства и
посадских верхов: поместное дворянство было главным служилым сословием, основой царского войска, а верхушка посадского населения была важным источником денежных доходов для казны.

Земские соборы («всероссийские собрания»), которые периодически созывались царѐм для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики заняли особое место в системе государственных органов власти, начиная с середины XVI в. Появление Земских соборов свидетельствовало о складывании в российском государстве институтов сословно-представительной монархии. Сословно-представительная монархия - это такой тип власти, когда монарх правит страной, опираясь, прежде всего, на сословно-представительные учреждения, существующие в вертикали центральной власти.

Однако, в отличие от аналогичных западноевропейских институтов (парламент в Англии, «генеральные штаты» во Франции, кортесы в Испании) Земские соборы в России, наоборот, служили орудием укрепления самодержавия и часто созывались для легитимации (одобрения и поддержки) внутренней и внешней политики московских царей. В частности, в 1565 г. Земский собор дал согласие царю Ивану IV на введение .

Общая тенденция к централизации государства вызвала необходимость издания нового свода законов - Судебника 1550 г. Он упорядочил и дополнил Судебник 1497 г. В новом Судебнике подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев день, но была увеличена плата за «пожилое». Судебник 1550 г. несколько увеличил власть феодала над крестьянами, поскольку возложил на них ответственность за преступления крестьян.

В 1551 г. был созван церковный собор. Ответы собора на сто царских вопросов составили - кодекс правовых норм внутренней жизни русского духовенства и его взаимоотношений с обществом и государством, получивший название «Стоглав» . «Стоглав» утвердил ранее принятые решения по канонизации местных святых и признанию их всероссийскими святыми; запретил новаторство в иконописи; унифицировал порядок исполнения церковных обрядов; наметил открытие в Москве и других городах специальных школ для подготовки священников; осудил пороки в светской и церковной жизни; запретил монастырям покупать вотчинные владения «без доклада» царю. Серьѐзные изменения в период правления Избранной Рады были введены в систему центрального государственного управления.

Вместо двух прежних центральных ведомств - Государева Дворца и Казны, обладавших различными, зачастую переплетавшимися функциями управления, была создана система специализированных приказов, т. е. центральных исполнительных учреждений, ведавших отраслями государственного управления или отдельными регионами страны. Приказная система центрального управления, основу которой составляли принципы централизма и сословности, в своѐм развитии прошла ряд стадий: от «приказа» как разового поручения боярам или грамотным неродовитым чиновникам на осуществление отдельных государственных функций, до «приказа» как постоянного действующего государственного органа центральной власти с самостоятельными структурными подразделениями.

В середине XVI в. существовало почти два десятка приказов. Военными делами, например, руководили Разрядный приказ (поместным войском), Пушкарский приказ (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная палата (арсеналом). Иностранными делами управлял Посольский приказ, а государственными землями, которые раздавались дворянам, занимался Поместный приказ.

Во главе каждого приказа стоял боярин или дьяк - крупный государственный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. Оформление приказной системы позволило централизовать управление страной. В период правления Избранной Рады была проведена реформа местного управления, в соответствии с которой в 1556 г. система кормлений были отменена, а управление на местах передавалось в руки губных старост (губа - округ), избиравшихся из местных дворян, а также земских старост, избиравшихся из числа зажиточных слоѐв черносошного населения.

Черносошные (государственные) и дворцовые крестьяне в волостях, а также посадские люди в городах получили право выбирать из своей среды «излюбленных голов» (земских старост) и «лучших людей» (целовальников, или земских судей), которые возглавляли местные органы государственной власти - земские и губные избы, выполнявшие соответственно финансово-налоговые и полицейско-судебные функции.

Эти местные органы власти заменяли систему кормлений, что являлось основной частью мероприятий, проводимых в российском государстве в целях укрепления самодержавия и усиления политической централизации. Земские и губные избы стали в середине XVI в. сословно-представительными органами власти на местах. Тенденция к укреплению самодержавной власти московских государей в XVI в. переплеталась с другой - началом становления органов сословного представительства как в центре, так и на местах.

По существу, это означало, что достигнутая к середине столетия степень централизации государства была ещѐ недостаточна для того, чтобы русские цари могли обходиться без участия сословий в управлении страной. Сочетание самодержавия, крепостного права и огромной роли государства отличали Россию от других европейских стран с XVI в. до середины XIX в. Важное значение имела военная реформа, направленная на укрепление дворянского ополчения, составлявшего основу российской армии в то время. Под Москвой была посажена на землю «избранная тысяча» - 1070 провинциальных дворян, которые, по замыслу царя, должны были стать его опорой. В 1556 г. впервые было составлено Уложение о службе, согласно которому вотчинник или помещик мог начинать службу с 15 лет и передавать еѐ по наследству, а со 150 десятин земли и боярин, и дворянин должны были выставлять одного воина и являться на смотры «конно, людно и оружино».

В 1550 г. вместо отряда пищальников, появившихся в начале XVI в., создаѐтся постоянное стрелецкое войско (на первых порах стрельцов набрали три тысячи человек). Стрелецкое войско создавалось из воинов-стрельцов, вооруженных огнестрельным оружием. В армию стали привлекать также и иностранцев-наѐмников, число которых было незначительно. Для несения пограничной службы использовалось казачество. Бояре и дворяне, составлявшие ополчение, назывались «служилыми людьми по отечеству», т. е. по происхождению.

Другую группу составляли «служилые люди по прибору» (т. е. по набору). В середине XVI в. был составлен официальный справочник - «Государев родословец» , упорядочивший местнические споры и несколько ограничивший местничество. Реформы Избранной Рады привели к усилению политической централизации и укреплению центральной власти. Однако уже к концу 50-х гг. между Иваном IV и правительством А. Адашева возникали серьѐзные противоречия. Политика компромисса («примирения сословий»), которую проводила Избранная Рада, способствовала упрочению власти царя. Однако по мере еѐ усиления Иван IV обнаруживал всѐ меньшее желание делить еѐ с теми, кому был во многом обязан своим могуществом.

Достигнутое благодаря реформам Избранной Рады равновесие сил родовой знати и дворянства не только укрепило царскую власть, но и позволило беспощадно подавить обе конкурирующие социальные группы. В 1560 г. произошѐл окончательный разрыв Ивана IV с правительством А. Адашева. Историк С. Веселовский даже полагает, что именно с этого времени в Московском государстве началась смута, продолжавшаяся 70 лет. Первая открытая размолвка между царѐм и членами Избранной Рады произошла в 1558 г. из-за разногласий во внешней политике: Адашев, Сильвестр и их сторонники считали необходимым продолжать активную внешнюю политику на юге и востоке, а царь устремил свой взор на запад, на Ливонию.

Дальнейшая судьба членов Избранной Рады была незавидной: А. Адашев был арестован, а Сильвестр - сослан на Соловки. Чувствуя явное приближение «царской грозы», в 1564 г. бежал в Литву близкий к лидерам Избранной Рады князь А. Курбский. Во всех «бедах» царь обвинил «изменников» бояр и своего двоюродного брата удельного князя В. А. Старицкого Итак, реформы Избранной Рады, которые проводились в середине XVI в. были направлены, в целом, на постепенную централизацию сформировавшегося в начале XVI в. Московского государства, т. е. на укрепление центральной власти, власти монарха. Эти реформы, в конечном счѐте, призваны были обеспечить создание в России сильной монархии «с человеческим лицом». Но в качестве альтернативы такого способа централизации государства в середине 60-х гг.XVI в. выступила другая политика - политика опричнины, инициатором и проводником которой стал сам Иван Грозный.

Основные реформы избранной рады

Бурные события, которые имели место быть в 1547 году, обусловили необходимость кардинальных государственных преобразований. Молодой царь, а также его приближённые создали, как назвал её один из её участников (князь Курбский) Избранную раду

Во главе данного политического кружка служилых придворных и знати встали протопоп Сильвестр (Благовещенский собор Кремля), а также довольно зажиточный дворянин из незнатного рода Адашев А. Ф. К ним примкнули такие знатные князья как Воротынский, Одоевский, Курбский и другие. Кроме того, в состав Избранной рады входил первый начальник Польского приказа Висковатый, а также активный деятель данного кружка митрополит Макарий.

Формально не являясь государственным учреждением, рада оставалась, по сути, российским правительством на протяжении тринадцати лет, управляя государством от имени самого царя и осуществив серию значимых крупных реформ.

В середине шестнадцатого века Избранной радой был установлено для всего государства единое мерило взимания налогов под названием «соха».

Военная реформа

В целях укрепления вооружения страны в 1550 году Иван Грозный начал осуществлять военные реформы. Именно тогда было упразднено местничество – порядок замещения должности в войске по степени знатности (на время походов).

Также в Московском уезде по приказу царя от первого октября 1550 года была введена «избранная тысяча» (более тысячи провинциальных дворян, составляющие ядро дворянского ополчения, а также опору самодержавной власти). Но данный проект не был реализован до конца.

Был определён один порядок прохождения службы: по прибору (по набору) и по отечеству (по происхождению). По отечеству службу проходили боярские дети и дворяне. Воинская служба регулировалась «Уложением о службе», переходя по наследству и начинаясь с пятнадцати лет (не достигнувший данного возраста дворянин считался недорослем). Дворяне и бояре должны были выставлять воина, а если это не выполнялось, то каралось крупным штрафом.

Создание стрелецкого войска

Также в 1550 году формируется стрелецкое войско (из числа служивых), вооружавшееся как холодным (сабли и бердыши), так и огнестрельным (пищали) оружием. В самом начале в это войско было набрано три тысячи человек, расформированных в шесть отдельных «приказов» (полков). Именно они составили личную царскую охрану.

Кроме того, правительство Избранной рады укрепило царский госаппарат, совершенствуя приказную систему и таким образом наращивая бюрократический аппарат.

Реформы Избранной рады стали назревшей, необходимой мерой в социально-политической и экономической жизни Русского государства в середине XVII века.

Формирование Избранной рады

В 1547 году в Москве случился народный бунт, в ходе которого простолюдины убили члена царской семьи. Восстание стало следствием произвола боярского правления, который чинился в предшествующие годы, и вскрыло

откровенную необходимость преобразования государственного аппарата и разработки политико-юридических норм правления в государстве. Для реализации этой цели было создано фактическое неофициальное правительство, действовавшее при Иване Грозном с 1547 до 1560 года - Избранная рада. Реформы этого правительства были направлены на создание качественной бюрократической системы в молодом Московском царстве, централизацию власти, взятие под контроль ситуации по всей стране, преодоление пережитков феодальной раздробленности. В состав этого правительства вошли некоторые бояре, ряд дворян (которые в то время представляли из себя дворовое окружение царя и бояр), духовные деятели и некоторые государственные чиновники. Среди них были духовник Сильвестр, князь Андрей Курбский, дьяк Висковатый, митрополит Макарий, дворянин Алдашев и другие видные деятели своего времени. Впрочем, полный состав этого органа нам неизвестен. По-видимому, он не имел точного числа и был ситуативным собранием приближенных к царю особ, выполнивших роль антикризисного правительства.

Реформы Избранной рады при Иване Грозном

Основными мерами деятельности этого правительства были следующие:

Опричнина и падение Избранной рады

Со временем нарастают разногласия между царем и аристократией. Причиной тому была как личная неприязнь (чему поспособствовала первая жена Ивана IV), так и несогласие относительно темпов централизации власти. Если царь стремился добиться установления абсолютной монархии скорейшим образом (абсолютизация королевской власти была характерна не только для России, а для всей Европы), то реформы Избранной рады были направлены на эволюционные изменения. Все это привело к падению неофициального правительства и появления печально знаменитых опричников, действующих более простыми и радикальными методами для усиления царской власти и устроивших фактически террор в отношении боярства.

К тому, кто не проводит реформ, постучит Реформация.

Ежи Лец

Избранная рада это неофициальный орган, который состоял из лиц приближенных к Ивану Грозному. Деятельность Рады осуществлялось в период с 1549 по 1560 года. Фактически это был орган, который осуществлял непосредственное управление страной, а также реализовал большинство реформ с целью создания единого централизованного государства. В сегодняшней статье мы рассмотрим реформы Избранной Рады, их влияние на судьбу России, а также последствия тех преобразований, которые были проведены за годы работы данного негласного органа.

Предпосылки образования

Иван Грозный очень рано потерял отца и мать, и фактическое управление страной брали на себя бояре, которые его окружали. Это привело к тому, что на Руси происходили постоянные войны между группировками бояр, за власть. Эти противостояние приводили к ужасным последствиям, в ходе которых гибли люди, терялись города, проигрывались войны. До своего несовершеннолетия молодой царь ничего не мог с этим поделать. Однако в 1547 году Иван Грозный принял царствование и решил отдалить от себя бояр, и окружить себя людьми, которым он может доверять. Главная задача, которая стояла на тот момент перед царем, заключалась в создании единого государства, и собирание всех русских земель вокруг Москвы. Для этого Избранная Рада проводила различные реформы, которые охватывают все сферы жизнедеятельности.

Состав Избранной Рады

Задачи избранной рады заключалось в обсуждение тех задач и процессов, которые происходят в стране и за ее пределами, и поиск пути решения этих проблем, которые накопились. В состав этого органа входили следующие люди:

  • А. Курбский
  • Священник Сильвестр
  • Митрополит Макарий
  • А. Адашёв
  • И. Висковатый

Некоторые историки приписывают данному кружку Воротынских, Шереметьевых и других. Проблема заключается в том, что большинство историков приписывают к Избранной Раде большое количество людей, но редко могут подтвердить документально (или еще как-то) их причастность к данному органу.

Реформы Избранной Рады при Иване Грозном

Начало реформ

Фактически с первых месяцев существования Рады ее участники занялись тем, что начали разрабатывать план объединения русских земель в единый политический центр. Начало этих преобразований случилось в 1549 году. Тогда был проведён первый в истории России Земский собор. Этот собор представлял собой не что иное, как собрание всех правителей всех русских земель. Иван Грозный обратился к присутствующим с заявлением о том, что он осуждает о тех преступлениях, которые проводили бояре пока царь был малолетним, и обещал хранить верность стране и хранить жизнь своих подданных. В дальнейшем именно Земские соборы проводились для того, чтобы проводить реформы и понимать, в каком направлении эти реформы нужно осуществлять. Примечательно, что именно при Иване Грозном в данный орган власти стали вступать не только представители боярских семей, но и представители менее знатных сословий.

К реформам Избранной Рады относят следующие начинания:

Стоглавый собор - церковная реформа

В 1551 году состоялся Церковный собор. Руководил этим собором митрополит Макарий, один из самых активных участников Избранной Рады. Кроме того, в работе этого собора принимал участие лично царь. Результатом деятельности данного собора является создание единого сборника документов для церкви. Этот документ состоял из 100 глав, поэтому сам собор получил название Стоглавого. В рамках данной реформы были проведены следующие мероприятия:

  • Упорядочение обрядов. Собор сделал единообразными все обряды, которые проводятся в рамках религии по всей стране.
  • Определение единых святых. Были канонизированы новые святые, которые признавались на всей территории страны в рамках единой религии.
  • Создание единых правил поведения для священников. Фактически речь идет об ужесточении дисциплины.
  • Была обозначена важнейшая роль церкви - просвещение населения .

В результате церковной реформы произошло создание единых религиозных норм, а также подведение религии к единым стандартам для всей страны.

Реформа местного управления

За годы, пока страной фактически управляли бояре, эффективность работы местных органов власти стала крайне низкой. Именно поэтому реформы Избранной Рады при царе Иване 4 на начальном этапе были направлены на формирование местного управления. Данная реформа была проведена в 1556 году.

Эти реформы Избранной Рады отменили по всей стране систему, так называемых, кормлений, а также отменили наместничество. Вместо нее была создана должность Губных старост . Этот староста избирался землевладельцами конкретного района страны. Что касается городских управляющих, то здесь избирались Земские старосты . А непосредственно для управления городом избирался Городовой. Фактически были образованы выборные органы власти, которые наделялись огромными полномочиями. В частности, именно эти люди следили за обеспечением законности, а также вершили суд. Важно отметить, что судебные функции были возложены в том числе и на церковь, которая имела полное право самостоятельно проводить суды.


Кроме того реформа местного управления Избранной Рады коснулась и создания новых приказов. Были созданы такие приказы как:

  • Челобитный приказ - занимался распределением тех челобитных, которые поступали в адрес царя.
  • Посольский приказ - занимался отношениями с другими государствами. Фактически аналог современного министерства иностранных дел.
  • Поместный приказ - занимался решением вопросов о поместьях и вотчинах.
  • Земский приказ - отвечал за обеспечение правопорядка в Москве и некоторых других городах.
  • Разбойный приказ - отвечал за противодействие разбоям, которые массово проводились в стране.

Также было создано огромное количество других приказов: разрядный, ямской, большого прихода, новой четверти, большой казны, холопский, тайных дел, казанского дворца, сибирский, стрелецкий, пушкарский, казачий. Приказы в государственной жизни России играли основополагающую роль, поскольку именно они отвечали за различные аспекты жизнедеятельности государства. Фактически они были местными органами управления, которые выступали промежуточным звеном между населением и царем.

В результате этих преобразований были полностью изменены принципы управления страной.

Военная реформа Избранной Рады

Военная реформа началась в 1550 году. Основная первоначальная идея реформы заключалась в том, чтобы сформировать армию не на основе знатности рода, а на основе военных талантов. Для этого было создано специальное положение, согласно которому высшее командование армии должно было формироваться не по знатности рода, а людьми, которые проявили свой воинский талант. Одним из первых таких подразделений стало Избранная тысяча.

Избранная тысяча это специальный воинский отряд, созданный на основе ополчения, который формировался по новому принципу и подчинялся лично царю.

Кроме того в этот период времени начали формироваться первые стрелецкие полки. Это были специальные полки, которые представляли собой переходное звено между временной и постоянной армии. Поэтому когда мы говорим о создании регулярной армии в России, подсчет времени нужно начинать не с эпохи Петра первого, а с Ивана Грозного реформы Избранной Рады.


Говоря о военной форме, необходимо отметить, что она проводилась в три этапа:

  • Создание стрелецкого войска - 1550 год. Об этом периоде мы говорили абзацем выше.
  • Введение Уложения о службе - 1556 год. Уложение создавало единый закон, который обязывал землевладельцев предоставлять в распоряжение государства для регулярной армии войнов. В частности, владелец 100 четвертин земли должен был направить в регулярную армию одного конного воина.
  • Попытки реформирования Избранной тысячи. Эти попытки проводились на протяжении всей жизни царя Ивана 4, но к существенным результатам не привели.

В результате мы можем говорить о том, что реформы Ивана Грозного были уникальными для своей эпохи и направлялись на то, чтобы создать единое централизованное государство. Это было необходимо для объединения русских земель, а также для создания сильного и конкурентоспособного государства, которое могло бы за себя постоять. Доказать, что реформы Избранной Рады прежде всего укрепляли центральную власть, очень просто. Ведь все изменения, которые происходили в стране, были направлены на создание вертикали власти, где все решения принимал царь.

Причины падения Рады


В 1560 году деятельность Избранной Рады была закончена, а сам этот орган был распущен. Однозначные причины таких событий историки не называют, но есть 2 общепринятые версии. Согласно первой версии Иван 4 имел существенные разногласия с членами Рады по вопросам внутренней и внешней политики страны. Согласно второй версии царь заподозрил представителей рады в том, что они были виновны в отравлении царицы Анастасии. В любом случае, орган был распущен и его деятельность прекращена. Хотя успели они сделать очень многое.

Около 1549 года из приближенных к молодому Иоанну людей сложилось новое правительство, позднее названное князем А. Курбским Избранной радой. В нее вошли: представитель незнатных, но крупных землевладельцев Алексей Адашев, возглавивший Избранную раду, князь Андрей Курбский, священник Сильвестр, митрополит Макарий, дьяк Иван Висковатый.

Рада не была официальным государственным органом, но фактически 13 лет являлась правительством и управляла государством от имени царя.

Реформы Избранной Рады. Новому уровню политической организации страны, сложившемуся к середине XVI века, должны были соответствовать и новые государственные институты - сословные и представительные учреждения, отстаивавшие интересы крупных областей. Таким органом стал Земский Собор.

Собор 1549 года являлся первым Земским Собором, то есть собранием сословных представителей с законосовещательными функциями. Его созыв отразил утверждение в России сословно-представительной монархии. Однако первый Собор еще не носил выборного характера и там не присутствовали представители городского торгово-ремесленного населения и крестьян. Впрочем, обе эти категории населения и в дальнейшем не играли на соборах большой роли.

С 1550 по 1653 год было созвано 16 соборов, и после закрытия последнего из них не осталось ни живой памяти, ни сожаления.

Принятие нового судебника. Бесспорно, самым крупным начинанием правительства Ивана Грозного было составленное в июне 1550 г. нового законодательного кодекса, который заменил устаревший судебник 1497 г.. Из 99 статей судебника 37 были совершенно новыми, а остальные подвергались кардинальной переработке. Социальное законодательство, вошедшее в судебник 1550 г., касается двух важнейших вопросов - землевладения и зависимого населения (крестьян и холопов). Впервые в судебнике была глава о царе, в которой оговаривались права царя, титул, форма правления. Так же был введен пункт о государственной измене.

Новый Судебник полностью соответствовал нуждам времени. В нем впервые вводилось наказание за взяточничество, появляются нормы права, которые существуют до сих пор.

Реформы местного самоуправления. Земской реформе суждено было приобрести особое значение, - введение земских учреждений и переход к отмене кормлений. Земли, не приписанные к княжескому дворцу, входили в круг местного управления. Это управление осуществлялось наместниками и волостителями. Должность управляющего называлась кормлением, так как он кормился за счет управляемых. Наместничества давались не за правительственный труд, а за придворную службу.

Реформа должна была привести к окончательной ликвидации власти наместников путем замены ее местными органами управления, выбранными из зажиточного черносошного крестьянства и посадских людей. Земская реформа, задуманная как общегосударственная, была в полной мере осуществлена только на черносошных территориях русского Севера. В результате ликвидации системы кормлений и создания на местах сословно-представительских учреждений, русское правительство смогло добиться решения важнейших задач в деле укрепления централизованного аппарата власти. В результате реформы основная масса дворян была освобождена от “кормленых” функций, что повысило боеспособность и увеличило личный состав русской армии; дворянство укрепило свои позиции - за исправное несение военной службы оно получало регулярное вознаграждение.

Реформы армии. С Казанской войной также оказалась связана реформа армии, начавшаяся с 1556 года. В результате нескольких неудачных походов стало понятно, что старый способ организации армии уже не пригоден для такого государства, то есть армия нуждалась в преобразованиях.

Войско уже комплектовалось не только из русских воинов. Во второй половине XVI века в войско влились казаки, жившие на Дону. Казаки использовались для несения пограничной службы.

Создав такую систему комплектования, Иван получает прочную базу для дальнейших изменений в структуре армии. Ядром войска становится конное дворянское ополчение.

Появляется постоянный вид войск - стрельцы. Они формировались в качестве постоянных контингентов пехоты (отчасти конницы), вооруженных огнестрельным оружием. Они обеспечивались коллективно землей, городскими дворами (не облагавшимися тяглом), небольшим денежным пожалованием, сохраняя право на мелкую торговлю и ремесло.

Модернизация и хорошие условия для жизни стрельцов во второй половине XVI века сделали постоянное стрелецкое войско наиболее мощной боевой силой Российского государства.

Благодаря изменениям, проведенным в армии, ее вооружение приобрело некоторое единообразие. Каждый воин имел железный шлем, панцирь или кольчугу, меч, лук и стрелы.

К изменениям в армии добавляется появление артиллерии. Увеличивается артиллерийский парк, обслуживающий пушки и пищали.

К военной реформе относится и запрет местнических споров между воеводами, теперь все они подчинялись одному главнокомандующему. Назначение на высшие воеводские посты по принципу “породы” и знатности приводили на поле брани к катастрофическим последствиям. Новые законы позволили назначать в товарищи к главнокомандующему менее знатных, но зато более храбрых и опытных воевод.

В результате реформ была создана мощная боеспособная армия, способная противостоять сильному и крупному противнику.

Реформы церкви. Религиозная реформа началась с собора русской церкви 1551 года, который в истории известен как Стоглавый собор. На стоглавом соборе правительство поставило вопрос о будущих судьбах монастырского землевладения, что встретило решительное противодействие со стороны воинствующих церковников - иосифлян. В мае 1551 г. был издан указ о конфискации всех земель и угодий, переданных Боярской думой епископам и монастырям после смерти Василия III. Осуществление нового земельного законодательства позволило правительству пополнить фонд поместных земель.

Проведение церковной реформы было так же направлено на воспитание «грамотных» служителей церкви, изменения самой службы, ее унификация, т.к. внутри самой церковной организации существовали различия в составе «святых» и не было строгого порядка в исполнении церковных обрядов, отсутствовала строгая система внутреннего распорядка.

Изменение налоговой системы. Период реформ 50-х годов совпадает с Казанской войной. Как известно, война и реформы требовали огромных средств и поэтому проводятся различные финансовые преобразования. К тому же Россия унаследовала налоговую систему со времен раздробленности государства на княжества, которая морально устарела и не соответствовала требованиям времени.

Реформа налогообложения имела несколько направлений. Первая реформа больнее всего ударила по монастырям. В 1548-1549 годах началась, а в 1550-1551 годах была проведена отмена финансовых изъятий на оплату основных налогов и разнообразных проездных и торговых пошлин - основного источника дохода монастырей.

Была установлена единая мера определения доходности - «соха» - земельная единица. Вводятся не только новые налоги («пищальные деньги», «полоняные»), но и увеличиваются старые. Например, происходит увеличение ставок одного из главных поземельных налогов («ямских денег»).

По налоговым изменениям, можно сделать вывод, что они были направлены на увеличение доходов государства. Происходит резкое и заметное повышение денежного налогового пресса. Эти преобразования отличались комплектностью и конструктивностью. В итоге реформ власти добились единообразия в налоговой сфере.

Итоги реформирования. Таковы были реформы Ивана Грозного, выработанные вместе с участниками Избранной Рады. Главная особенность преобразований периоду правления Избранной Рады стала беспорядочность их проведения и в тоже время их комплексность. Реформы нельзя назвать безуспешными, так как главные учреждения и институты, основные регламентирующие нормы пережили и опричнину, и самого Ивана IV, а значит, достигли своей цели. В результате реформ Россия получила новый свод законов - Судебник 1550 года, новую систему управления на местах и в центре. Военно-служивая система приобрела свой окончательный вид и стала фундаментом Российской монархии. Реформы подкрепились развитием торговых и дипломатических отношений с Западом. Развивается наука, искусство, наступает период расцвета государства и, если бы реформы не натолкнулись на противодействия аристократии, права которой ущемлялись, они привели бы еще к большим результатом. Но враждебность боярства приводит к опричнине.