Раздражения

Обучение магии в домашних условиях: форум о магии и колдовстве, гадании на будущее на обычных картах и Таро. История возникновения Рун

Руны – являются ключевыми оккультными знаками практически для всей северной эзотерической и магической традиции. Но как они появились? Откуда они пришли? Почему в них содержится неисчерпаемая мудрость и сила?

Бог Один и руны

Происхождение рун с Одином. Имя Один происходит от старонорвежского существительного «од », что значит - «ветер» или «всепроникающий дух», а окончание от глагола «ходить».

Один – уникальный бог, он не просто верховное божество, он - бог-шаман.

Обычно его представляют как высокого седовласого старца с широкополой шляпой на голове, сдвинутой набок, чтобы прикрыть отсутствующий глаз. В руках него жезл, на котором вырезаны руны. Его сопровождает волк и два ворона, и сидящие у него на плече - Хугин и Мунин.

Одину приписывается огромное количество деяний, как воинских, так и магических. В «Саге об Инглинах» говориться, что Один умел менять свое обличье, умел говорить так красиво и гладко, что всем, кто слышал его речи, они казались правдой. Когда его тело лежало, как будто он спал или умер, на самом деле он в облике птицы или зверя в одно мгновение переносился в далекие страны по своим делам. Он мог одним лишь словом потушить огонь или утихомирить море, повернуть ветер в нужную ему сторону, а иногда даже мог вызвать мертвеца из могилы. Кроме того, он мог предсказывать события, насылать на людей несчастья или отнимать у них ум и силу. Ему было все известно о кладах, спрятанных в земле. По его велению перед ним открывались курганы.

Легенды также утверждают, что он мог сделать так, что в бою его противники становились слепыми и глухими, а их оружие не наносило воинам Одина никакого ущерба. Но самым великим искусством, которым владел Один были, безусловно, руны.

Как Один получил руны

Согласно мифам, чтобы получить руны Один совершил шаманский подвиг - добровольно провисел вниз головой девять суток без еды и питья, пригвожденный к ясеню собственным копьем. В результате он потерял глаз, но принес в мир знание рун. В «Речах Высокого» этот подвиг описывается так:

Знаю, висел я,

в ветвях на ветру

девять долгих ночей,

пронзенный копьем.

Посвященный Одину,

В жертву себе же,

На дереве том.

Чьи корни сокрыты

В недрах неведомых

Никто не питал. Никто не поил меня,

Взирая на землю,

Поднял я руны,

Стеная их поднял, -

И с дерева рухнул.

Символы шаманского подвига Одина

В чем же заключается символ этого шаманского опыта? Во-первых, следует обратить внимание на то, что Один выбрал ясень для своего жертвоприношения не случайно. Ясень известен в скандинавской традиции, как символ Иггдрасиля - Мирового Древа. В «Прорицании Вельвы» мы читаем:

Ясень я знаю

По имени Иггдрасиль,

Древо, омытое

Влагою мутной;

Росы с него

На долы нисходят;

Над источником Урд

Зеленеет он вечно.

Мировое Древо мы встречаем во всех шаманских традициях. Оно связывает воедино три мира шаманского мировоззрения (в Скандинавии девять миров), являясь их центром. Именно вдоль дерева шаманы совершали свои путешествия в иные миры, перемещаясь между ними и различными планами Бытия. Сам же символ Мирового Древа относится к самым архаичным мифологическим образам, отражающим представления древнего человека о структуре мира. По своей сути оно символизирует Космическую Ось, расположенную в Центре Мира и соединяющую между собой космические сферы - Небо, Землю и Ад.

Таким образом, пригвоздив себя копьем к стволу Мирового Древа, Один как бы распял себя на всех планах Бытия, принеся себя в жертву всем мирам, благодаря чему обрел целостность. Именно обретение целостности - является суть Просветления, Божественного Преображения.

Что же касается собственно перевернутого положения Одина во время его шаманского опыта, то здесь к месту будет вспомнить, что многие традиции (например, Тантра) утверждают, что с эзотерической точки зрения, человек является перевернутым существом, то есть мы «растем» не из земли, а от Божественного Источника, символом, которого является Небо. Поэтому правильнее было бы говорить, что мы свисаем с небес, чем стоим на земле.

Кроме того, следует отметить и тот факт, что взгляд Одина, висевшего на дереве, было обращен к корням, которые символизируют подсознательное, темную, «животную» сторону человеческого существа. Это символизирует работу с собственными «монстрами», со своей хтонической природой, образно говоря, один спустился в собственный ад, совершил нисхождения в самые мрачные уголки своей личности, чтобы выйти оттуда обновленными. Данный архетип духовного преображения, связанный с нисхождением в «ад» присущ всем мистическим системам без исключения, начиная с шаманской традиции и заканчивая христианской.

Временной отрезок в девять дней, так же не случаен, поскольку для Северной мистической традиции число девять является священным и связано с девятью мирами Скандинавской космологии.

Итак, шаманский опыт Одина следует рассматривать как акт самопожертвования, отказ от собственного эго во имя познания Истины и постижения великой мудрости. Кеннет Медоуз писал: «Самопожертвование Одина, его отказ от своего «я»» ради блага Высшего Я, могло послужить толчком к внезапной вспышке вдохновение - того внутреннего озарения, которое позволило ему постигнуть тайный смысл рун» .

Одни из первых доводов, приводимых в пользу существования славянского рунического письма, выдвигались еще в начале прошлого столетия, но некоторые приведенные тогда свидетельства, теперь относятся не к « », а к глаголице, другие оказались несостоятельными. Тем не менее, некоторые из доводов сохраняют силу и по наше время.


Например, свидетельство Титмара, не дает ни единой возможности оспаривания. В описании славянского храма Ретры, который располагался на земле лютичей, он обращает внимание на тот факт, что поверхность идолов этого храма, была испещрена надписями, выполненными «особыми», негерманскими рунами. Абсурдно было бы предполагать, что, будучи образованным человеком, Титмар, не узнал бы стандартные младшие скандинавские руны, в случае начертания имен богов на идолах жителями Скандинавии.


В тексте Массуди, который описывает один из славянских храмов, так же всплывает упоминание о неких, высеченных на камнях, знаках, а Ибн Фодлан, заводя разговор о славянах конца первого тысячелетия, говорит о существовании у них намогильных надписей на столбах. Так же, он убежден в том, что у славян существовало докириллическая система письма, и даже, в одном из своих трактатах, приводит рисунок такой надписи, вырезанной на куске дерева (знаменитая, так называемая, «Недимовская» надпись). Сохранившаяся в списке девятого века, чешская песня «Суд Любаши», содержит строки, в которых говорится о «дески правдодатне», о законах, записанных некими письменами на деревянных досках.


Многие археологические данные, так же указывают на существование рунического письма у древних славян. Одними из самых древних из них, являются находки керамики с фрагментами надписей, которые принадлежат «черняховской» археологической культуре. Она датируется первым - четвертым веками и, однозначно, связана со славянами. Эти надписи, уже тридцать лет назад, были определены, как следы письменности. Такие находки не единичны. У села Лепесовка (южная Волынь) с такими «черняховскими» надписями, были найдены осколки керамики, в Рипневе - глиняный черепок, представляющий собой, скорее всего, осколок сосуда. Знаки, покрывающие черепок, не оставляют ни одного сомнения, что это - именно надпись. Но, к сожалению, осколок настолько мал, что дешифровка оказалась попросту невозможной.


Вообще, керамика черняховской культуры, дает очень интересный, но слишком ограниченный для дешифровки материал. Например, очень интересен глиняный славянский сосуд, который обнаружили в 1967-м году, при проведении раскопок у села Войсковое (на Днепре). Его поверхность покрыта надписью, состоящей из двенадцати позиций, и использующая шесть знаков. Ни прочтению, ни переводу надпись не поддается, хотя попытки дешифровки были приняты не раз. Тут следует обратить внимание на то, что графика этой надписи имеет определенное сходство с графикой рунической. И даже больше, чем просто сходство! Добрая половина знаков - три из шести - полностью соответствуют рунам Футарка (Скандинавия). Эти три знака - это руны: «Гебо», «Дагаз» и второстепенный вариант руны «Ингуз» (ромб, установленный на вершину).


Вторая, более поздняя, группа свидетельств использования рунического письма славянами, состоит из памятников, которые связывают с венедами - балтийскими славянами. Первым таким памятником, следует указать, так называемые «Микоржинские» камни, которые обнаружили в 1771-м году, в Польше.

В середине девятого века, в ходе германского завоевания, был разрушен один из храмов славян - «Радегаст», в Ретре. На найденных, в наше время, осколках культовых предметах этого храма, так же были обнаружены подобные руны.


Судя по всему, как и руны континентальных и скандинавских германцев, руны славян восходят к альпийским (североиталийским) алфавитам. На данный момент, известно несколько основных вариантов письменности альпийцев, которой владели, кроме северных этрусков, кельтские и славянские племена, живущие по соседству. Каким же именно способом, италийское письмо попало в поздние славянские регионы и как происходило вообще взаимовлияние между славянской и германской руникой, до сих пор - неизвестно.


Тут необходимо отметить, руническую культуру надо воспринимать намного шире, нежели элементарные навыки . Это целый культурный пласт, включающий и мифологию, и религию, и некоторые аспекты магического искусства. В Этрурии и Венеции, например, алфавит воспринимали, как имеющий божественное происхождение, и могущему оказывать магическое воздействие. В этрусских погребениях были найдены таблички с перечислением алфавитных знаков, простейшего вида рунической магии, распространенного на северо-западе Европы, которые являются подтверждением вышеизложенного факта.


Таким образом, ведя разговор о рунической письменности древних славян, невозможно оставить вопрос о существовании древнеславянской рунической культуры в целом. Обладатели этой культуры - славяне языческого времени, и сохранилась она, судя по всему, и во времена «двоеверия» (когда на Руси одновременно существовало и язычество, и христианство - десятый - шестнадцатый века).


Прекрасным тому примером является обширное использование славянами руны «Ингуз» (из рун «Фрейра»). Другим примером служит одно из вятических височных колец двенадцатого века. Лопасти его покрыты знаками, которые на деле являются рунами. На третьих от краев лопастях изображены руны «Альгиз», а на центральной лопасти - та же руна, но в сдвоенном варианте. Так же, как и руна «Фрейра», «Альгиз» впервые фигурировала в составе «Футарка». Она без изменений просуществовала около тысячелетия и вошла, практически, во все рунические алфавиты (исключение - поздние шведско-норвежские, которые не применялись в магических целях, и существовавшие около десятого века). Руна эта, изображена на височном кольце не случайно. «Альгиз» является защитной руной, а одно из ее магических свойств - защита от злой воли окружающих и от чужого колдовства. Применение руны «Альгиз» славянами и их предками, имеет давнюю историю. В древние времена, четыре руны «Альгиз» объединяли так, чтобы образовывался двадцати-конечный крест, который имел, видимо, те же свойства, что и сама руна.


Следует, впрочем, отметить, что подобные символы, обладающие магическими свойствами, появлялись у различных народов, и независимо друг от друга. Примером служит бронзовая бляха из Мордовии, которую относят к концу первого тысячелетия нашей эры. Она была найдена в Армиевском могильнике. Одним из рунических знаков, относящихся к неалфавитной группе, является - и трех-, и четырехветвевая. В славянском мире, изображения таких свастик встречается повсеместно, хоть и не особо часто. Это имеет подоплеку - свастика представляет символику огня, и в некоторых случаях - плодородия. Для широкого применения, такая руна слишком «мощная» и значительная. Так же, как и двенадцатиконечный крест, свастика встречается у скифов и у сарматов.


Особый интерес представляет височное кольцо, которое, опять же, принадлежит вятической культуре. Лопасти его покрыты гравировкой из сразу нескольких разных знаков - целой коллекции символов древнеславянской магии. На центральной части лопасти изображена немного видоизмененная руна «Ингуз», а первые от центра лепестки - пока еще не совсем ясные изображения. На вторых от центра лепестках начертан двенадцатиконечный крест, который представляет, скорее всего, модификацию креста из четырех рун «Альгиз». Наконец, на крайних лепестках выгравирована свастика. Ну что ж, мастер, изготовивший это кольцо, создал могущественный талисман.

Руна "Мир"

Форма руны Мир представляет образ Древа Мира, Мироздания. Также, представляет внутреннее «Я» человека, центростремительные силы, стремящие Мир к Порядку. В магическом отношении, руна Мир символизирует защиту, покровительство богов.

Руна "Чернобог"

В противоположность руне Мир, руна Чернобог является символом сил, стремящих мир к Хаосу. Магическое предназначение руны: разрушение старых связей, прорыв магического круга, выход из любой замкнутой системы.

Руна "Алатырь"

Руна Алатырь - это руна центра Мироздания, руна начала и конца всего сущего. Это то, вокруг чего вращается борьба сил Порядка и Хаоса; камень, лежащий в основании Мира; это закон равновесия и возвращения на круги своя. Вечное круговращение событий и неподвижный их центр. Магический алтарь, на котором совершается жертвоприношение суть отражение камня Алатыря. Это и есть тот сакральный образ, который заключен в этой руне.

Руна "Радуга"

Руна дороги, бесконечного пути к Алатырю; путь, определяемый единством и борьбой сил Порядка и Хаоса, Воды и Огня. Дорога - это нечто большее, чем просто движение в пространстве и времени. Дорога - это особое состояние, равно отличное и от суеты, и от покоя; состояние движения между Порядком и Хаосом. У Дороги нет ни начала, ни конца, но есть источник и есть итог... Древняя формула: "Делай, что хочешь, и будь, что будет" могла бы послужить девизом этой руны. Магическое значение руны: стабилизация движения, помощь в путешествии, благоприятный исход сложных ситуаций.

Руна "Нужда"

Руна Вия - бога Нави, Нижнего Мира. Это - руна судьбы, которой не избежать, тьмы, смерти. Руна стеснения, скованности и принуждения. Это и магический запрет на совершение того или иного действия, и стесненность в материальном плане, и те узы, что сковывают сознание человека.

Руна "Крада"

Славянское слово "Крада" означает жертвенный огонь. Это руна Огня, руна устремления и воплощения стремлений. Но воплощение какого-либо замысла всегда есть раскрытие этого замысла Миру, и поэтому руна Крада - это еще и руна раскрытия, руна потери внешнего, наносного - того, что сгорает в огне жертвоприношения. Магическое значение руны Крада - очищение; высвобождение намерения; воплощение и реализация.

Руна "Треба"

Руна Воина Духа. Значение славянского слова "Треба" - жертвоприношение, без которого на Дороге невозможно воплощение намерения. Это сакральное содержание данной руны. Но жертвоприношение не есть простой дар богам; идея жертвы подразумевает принесение в жертву себя самого.

Руна "Сила"

Сила - достояние Воина. Это не только способность к изменению Мира и себя в нем, но и способность следовать Дороге, свобода от оков сознания. Руна Силы есть одновременно и руна единства, целостности, достижение которой - один из итогов движения по Дороге. И еще это руна Победы, ибо Воин Духа обретает Силу, лишь победив самого себя, лишь принеся в жертву себя внешнего ради высвобождения себя внутреннего. Магическое значение этой руны прямо связано с ее определениями как руны победы, руны могущества и руны целостности. Руна Силы может устремить человека или ситуацию к Победе и обретению целостности, может помочь прояснить неясную ситуацию и подтолкнуть к правильному решению.

Руна "Есть"

Руна Жизни, подвижности и естественной изменчивости Бытия, ибо неподвижность мертва. Руна Есть символизирует обновление, движение, рост, саму Жизнь. Эта руна представляет те божественные силы, что заставляют траву - расти, соки земли - течь по стволам деревьев, а кровь - быстрее бежать по весне в человеческих жилах. Это руна легкой и светлой жизненной силы и естественного для всего живого стремления к движению.

Руна "Ветер"

Это - руна Духа, руна Ведания и восхождения к вершине; руна воли и вдохновения; образ одухотворенной магической Силы, связанной со стихией воздуха. На уровне магии руна Ветра символизирует Силу-Ветер, вдохновение, творческий порыв.

Руна "Берегиня"

Берегиня в славянской традиции - женский образ, ассоциирующийся с защитой и материнским началом. Поэтому руна Берегини - это руна Богини-Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. Богиня-Мать дает жизнь душам, приходящим, чтобы воплотиться на Земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время. Поэтому руну Берегини можно назвать и руной Жизни, и руной Смерти. Эта же руна является руной Судьбы.

Руна "Уд"

Во всех без исключения ветвях индоевропейской традиции символ мужского члена (славянское слово "Уд") связывается с плодородной творческой силой, преображающей Хаос. Эта огненная сила называлась греками Эрос, а славянами - Ярь. Это не только сила любви, но и страсть к жизни вообще, сила, соединяющая противоположности, оплодотворяющая пустоту Хаоса.

Руна "Леля"

Руна связана со стихией воды, а конкретно - Живой, текучей воды в родниках и ручьях. В руна Леля - это руна интуиции, Знания вне Разума, а также - весеннего пробуждения и плодородия, цветения и радости.

Руна "Рок"

Это - руна трансцендентного непроявленного Духа, который есть начало и конец всего. В магии руна Рока может применяться для посвящения предмета или ситуации Непознаваемому.

Руна "Опора"

Это руна оснований Мироздания, руна богов. Опора - это шаманский шест, или дерево, по которому шаман совершает путешествие на небо.

Руна "Даждьбог"

Руна Даждьбога символизирует Благо во всех смыслах этого слова: от материального богатства до радости, сопутствующей любви. Важнейший атрибут этого бога - рог изобилия, или, в более древней форме - котел неисчерпаемых благ. Поток даров, текущих неиссякаемой рекой, и представляет руна Даждьбога. Руна означает дары богов, приобретение, получение или прибавление чего-либо, возникновение новых связей или знакомств, благополучие в целом, а также - удачное завершение какого-либо дела.

Руна "Перун"

Руна Перуна - бога-громовержца, защищающего миры богов и людей от наступления сил Хаоса. Символизирует мощь и жизненную силу. Руна может означать появление могучих, но тяжелых, сил, могущих сдвинуть ситуацию с мертвой точки или придать ей дополнительную энергию развития. Символизирует также личное могущество, но, в некоторых негативных ситуациях, - могущество, не отягощенное мудростью. Это и подаваемая богами прямая защита от сил Хаоса, от губительного воздействия психических, материальных или любых других разрушительных сил.

Руна "Исток"

Для верного понимания этой руны следуест вспомнить, что Лед - одна из творческих изначальных стихий, символизирующая Силу в покое, потенциальность, движение в неподвижности. Руна Истока, руна Льда означает застой, кризис в делах или в развитии ситуации. Однако следует помнить, что состояние замороженности, отсутствия движения, заключает в себе потенциальную силу движения и развития (означаемую руной Есть) - так же, как и движение заключает в себе потенциальный застой и замерзание.


Литература
Мифология древнего мира, -М.:Белфакс, 2002
Б.А.Рыбаков «Язычество древних славян», -М.:Русское слово, 1997
В.Калашников «Боги древних славян», -М.:Белый город, 2003
Д.Гаврилов, А.Наговицын «Боги славян. Язычество. Традиция», -М.:Рефл-Бук, 2002

История рун

Руны – это буквы древнейшего германского алфавита, которые можно использовать для письма, но в языческие времена их применяли не только для этого. В лесной глуши, где охотились и воевали друг с другом германские племена, жизнь людей определяли стихии – Вода, Солнце, Ветер, Огонь, а также смена времени года, таинства рождения и смерти.

Германский бон Донар (Гунар), которого скандинавы называли Тор, является персонификацией солнца; Вотан, или Один, изначально олицетворял собой ярость бури; одноглазый Одур, сын Одина, персонифицировал ночь; Инг, давший Англии свое имя, связан с плодородной силой природы.

Древние германцы представляли эти сакральные силы в виде простых символов-знаков, которые способствовали установлению магической связи между человеком и природой и использовались для колдовства и гадания шаманами, исполнявшими одновременно функции целителя и предсказателя. Превращение рунических знаков в алфавит произошло, по-видимому, уже в III веке н. э.

На протяжении минувшего столетия создавались самые разнообразные теории о происхождении рун, каждая из которых в свое время привлекла нем. Высказывалось предположение, что в начале нашей эры какой-то германский летописец создал рунический алфавит, используя в качестве образца латинское письмо. Сходство между некоторыми рунами и латинскими буквами и в самом деле слишком очевидно, чтобы его можно было отрицать. Проводились исторические параллели; Вульфила создал в IV веке готский алфавит.

Идея о том, что рунический алфавит был изобретен каким-то одним человеком, пользовалась популярностью среди ученых, так как снимала множество непростых вопросов, связанных с происхождением рун.

Согласно другой теории, получившей широкую известность, готские купцы, торгуя с греческими колониями на берегах Черного моря, создали понятные и тем и другим письменные знаки-руны, взяв за основу греческий и латинский алфавиты.

В 1930-х годах, когда националистические страсти в нацистской Германии в рамках общего процесса возрождения германского духа и «нордической мистики» достигли апогея, многие немецкие ученые пытались доказать, что руны ни в коей мере не происходят от греческого и латинского языков, а имеют исключительно арийское происхождение. После Второй мировой войны эти идеи были подвергнуты осмеянию.

Сейчас наибольшей популярностью пользуется следующая теория: крупная группировка германских наемников перешла через Альпы в Северную Италию в IV веке до н. э., где они занимались своим военным ремеслом на протяжении нескольких поколений. По всей вероятности, они принесли с собой магические символы, которые использовали их шаманы. Далее произошло слияние этих символов и их значений с буквами этрусского алфавита, который тогда был в ходу в Северной Италии. Примерно в II веке н. э. руны были перенесены через Альпы в обратном направлении.

Рунические надписи делали на каменных монументах, орудии и на других артефактах, которые клали в курганы только потому, что это были магические письмена. Магические свойства рун наделяли силой любое сообщение, записанное ими. Иными словами, в этих священных письменах звучали голоса богов.

Как только германские племена узнали о магической силе рун, руническая письменность распространилась по Северной Европе подобно пожару.

Саксы, группа германских племен, объединившихся в III-IV веках в племенной союз, в первой половине VI века частично переселились в Британию, принеся с собой руны, а оттуда они быстро распространились в Скандинавии и Исландии.

Следует особо отметить, что руническая традиция дольше просуществовала в Скандинавии (особенно в Исландии) не потому, что скандинавы были к ним привязаны в большей мере, чем другие, а потому что сильнее прочих сопротивлялись попыткам Церкви уничтожить языческие верования и традиции. И только по этой причине руны и сами северные божества ассоциируются со Скандинавией.

Руны – германское изобретение. Они достигли своего совершенства как вид магии с возникновением германского футарка (слово, образованное первыми буквами названий первых шести рун) в VIII веке, после чего начали адаптироваться к региональным языковым потребностям.

«Смерть» рун как магического инструмента произошла в 1639 году, когда они были официально запрещены в Исландии. Те, у кого могли быть обнаружены руны, подлежали сожжению заживо.

К этому моменту для всего остального мира руны уже давно были диковинкой, и упоминание о них, вероятно, встретило бы такой же непонимающий взгляд, какого можно ожидать от обывателя в наши дни.

Это большая удача, что в скандинавских сагах, «Эддах» и некоторых древнеанглийских текстах сохранились отдельные сведения об использовании рун. Если свести все эти разрозненные источники воедино, то понять общий смысл, значение каждой руны не составит труда. Ну и, конечно, распространению рун весьма способствовали викинги и скальды.

История применения рун

Происхождение рун

И стоки рунического искусства, как и зарождение самих рунических символов, корнями уходят в древнейшие времена. Принято считать сегодня, что формирование классического германского рунического строя

Футарка - датируется первыми веками нашей эры, а время собственно возникновения рунического письма определяется разными исследователями в интервале середина I тысячелетия до н. э. - I век до н. э.

Относительно небольшие вариации в определении времени появления рун мало что меняют в общей картине и не вызывают сейчас серьезных разногласий. А вот с вопросом о происхождении рун все обстоит гораздо сложнее. Сложнее настолько, что это позволило известному лингвисту Э. Хаугену заметить: «Согласно исландским литературным источникам, руны были изобретены Одином и дарованы им человечеству; возможно, эта теория не хуже всякой другой...»

Несомненно, «эта теория» ничуть не хуже всякой другой (хотя Хауген, конечно, имел в виду огромное количество существующих гипотез о происхождении рун и отсутствие однозначных доказательств верности какойлибо одной из них). Руны действительно суть дар Одина, но это никак не исключает наличия и их «земной» истории.

Изначально научная борьба развернулась вокруг двух фундаментальных версий происхождения рун; обе они были высказаны в последней четверти XIX века. Автор первой из них, Л.ФА. Виммер, настаивал на том, что руническое письмо развилось из более древних, хорошо известных систем письма Автор другой версии, Р.Н. Мейер, утверждал, что руны возникли непосредственно в Скандинавии, путем длительного развития образовав письменную систему из древнейших сакральных символов, часть которых использовалась еще в бронзовом веке. Один из его последователей,Г. Некель, так сформулировал в 19 3 8 году эту идею: «Употреблению рун в качестве письменных знаков предшествует их употребление в качествепонятийных символов».

И тот и другой подходы базируются на вполне объективных данных; и в то же время сторонникам и той и другой версии можно предъявить не менее объективные факты, ставящие их выводы под сомнение. Возможно, именно поэтому у обеих гипотез нашлись сторонники.

Сторонники версии Людвига Виммера - о вторичности рунического письма по отношению к более южным алфавитам - стремились определить ту конкретную письменность, к которой можно было бы возвести руны. Действительно, многие руны - R , T , L , A , H , I , S и т.д. - не только похожи или полностью повторяют начертания этрусского, латинского и других древних алфавитов, но нередко и передают тот же самый звук. Сам Виммер считал, что руны образовались из знаков латинского письма; позднее его предположение было признано несостоятельным, и все-таки полностью отрицать возможное влияние контактов с римлянами на развитие северной письменности остается невозможным. Позднее С. Бугге предложил вариант заимствования из

греческого курсивного письма, но и эта версия была отвергнута. Действительно, готы - а они единственные из германских племен могли серьезно контактировать с греками - добрались до Причерноморья как минимум на тричетыре столетия позже, чем на Севере были созданы первые рунические надписи. И, наконец, в 1928 году К. Марстрандер выдвинул гипотезу о родстве рунического письма и североиталийской (альпийской) письменности, восходящей к письму северных этрусков. Именно эта гипотеза не опровергнута до сих пор; дело не только в том, что североиталийские знаки максимально «подходят» к рунам, но и в том, что германцы того времени знали Альпы, и у них была возможность заимствовать эти знаки.

Сторонники автохтонной версии Р.Н. Мейера интересовались в ответ, откуда же взялись остальные руны - те, которые нельзя вывести из более древних алфавитов, а также указывали (не без ехидства, вероятно), что многие из «предположительно заимствованных» символов можно увидеть на скалах Северной Европы, причем изображения эти заведомо древнее того же латинского письма.

Действительно, на норвежских и шведских прибрежных скалах можно видеть тысячи искусно вырезанных изображений, датируемых бронзовым веком (в Скандинавии это примерно XIX-VI века до н. э.). Их называютhallristningar, в основном это красивейшие в своей примитивной эстетике изображения древних судов, оружия, людей - в бытовых и в очевидно культовых ситуациях, - и многочисленные символы: «солнечные колеса», простейшие лабиринты, руноподобные символы.

Hällristningar, несомненно, имеют определенную связь с рунической традицией. Связь эта проявляется не только в схожести некоторых символов; две традиции объединяет и сама идея вырезания рисунков и знаков на камнях и скалах, и даже обычай раскрашивать эти изображения, - и в том и в другом случае найдены частички красной краски, оставшиеся в образующих рисунок углублениях камня.

Кроме того, нельзя забывать, что скандинавы в Швеции и Дании этнически автохтонны, т.е. руны на камнях вырезали прямые потомки тех, кто оставил изображения своих кораблей и магических символов на прибрежных скалах. Свидетельством того, что скандинавы ранней эпохи рун осознавали свою преемственность по отношению к традиции hällristningar может послужить уникальная находка в Химмельстадлунне (Швеция) рунической надписи, выполненной рядом с изображением корабля бронзового века.

Дискуссия между сторонниками автохтонной теории и теории заимствования могла бы продолжаться до бесконечности, но, по счастью, уже в тридцатых годах XX века многие исследователи сумели понять, что причина разногласий не в ложности или истинности той или иной гипотезы, а в неполноте каждой. Уже тогда было высказано мнение, что совпадение многих рун со знаками, например, латинского письма объясняется общими, гораздо более древними корнями, что снова возвращает нас к древней альпийской письменности и ее истокам.

Определенную точку в этом споре поставил Вольфганг Краузе, «постановивший», что руны имеют двойное происхождение, и знаки знакомой германцам североиталийской письменности были некогда переосмыслены вместе с древнейшими германскими идеографическими символами, в результате

чего и родилась совершенно новая сакрализованная система письма. В 1943 году Краузе писал:

«В начале бронзового века древние германцы, судя по всему, могли пользоваться идеографическими до-руническими знаками в своей культовой и магической деятельности. Эти идеограммы были достаточно просты в своём написании и были близки по своему виду североиталийскому алфавиту. Таким образом, при возникновении древнегерманской рунической письменности были совмещены североиталийские буквы и до -рунические идеограммы, причем не только по форме, но и по значению, так что руны, помимо звуковых значений, имели также значение смысловое».

Краузе прав, прежде всего, в том, что возникновение и развитие рунического искусства не может быть описано в рамках одной локальной концепции, но является частью общеевропейского процесса формирования сакральной графики и систем письма. Это всегда следует иметь в виду при осмыслении рунической традиции.

Несомненно, что самые первые знаки, начертанные человеческой рукой или вырезанные из кости и дерева, имели именно магический характер. Древнейшие памятники такого рода относятся к палеолиту и датируются XVII-XVI тысячелетиями до н. э. Примерами таких памятников могут послужить руноподобные символы, начертанные охрой на мамонтовом черепе, найденном на Межиричской стоянке на Украине; знаки, высеченные на европейских скалах (в том числе - и существенно более древние, чемhällristningar); или обнаруженные на Сунгирской стоянке неподалеку от Владимира «солнечные колеса», вырезанные из кости.

Уже среди столь древней графики мы можем обнаружить символы, которые стали пра-формами будущих распространенных магических знаков: свастики, креста, кельтского креста, колеса, некоторых рун и тд. Вероятно, постепенно эти символы, получаемые в откровениях или иными путями, собирались и накапливались, подвергались классификации и изменениям. Примерно к VI-V тысячелетиям до н. э. относится невиданный доселе подъем культуры в Центральной Европе, сопровождавшийся мощным развитием ремесел и искусств, в том числе - и искусств волшебных. От того времени до нас дошли глиняные фигурки божеств, великолепная керамика, остатки святилищ, храмов и поселений.

Керамика этой культуры, обнаруженная на территории современных Румынии, Болгарии, Чехословакии, Венгрии, богата магическими изображениями, многие из которых следует, вероятно, считать прямыми предшественниками развития как рунического алфавита, так и неалфавитных европейских магических символов. Еще позднее, во II - начале I тыс. до н. э., сложившиеся ранее системы магических знаков стали понемногу превращаться в священные алфавиты, которые осмысливались в те времена именно как набор священных символов с присвоенными им фонетическими значениями, что позволяло использовать эти знаки для письма. Так возникли родственные финикийский и этрусский алфавиты, а позднее - греческий и латинский. Аналогичное происхождение имеет и руническое письмо, восходящее и к идеографическим символам, и к алфавитам североиталийской группы, т.е. к

алфавитам северных этрусков, ретов и италийских венетов.

Произойти это могло только в Альпах - там, где и была распространена североиталийская письменность. С этнической точки зрения Альпы того времени представляли собой бурлящий котел; здесь жили, воевали и сотрудничали италийские, германские, кельтские, славянские племена. Относительно этнической принадлежности многих здешних племен до сих пор идут споры. Так, нориков, илинорцев - основное население провинции Норик, о которой дальше пойдет речь, - называют, как правило, кельтским народом; однако некоторые авторы считают их германцами, а ряд известных славистов- славянами.

(Действительно, в «Повести временных лет» - Нарци еже суть Словъне; хотя само по себе это свидетельство Нестора ещё не есть доказательство.)

Именно в альпийском регионе почти ровно два столетия тому назад была сделана находка, которая играет существенную роль в понимании процесса рождения рунического искусства.

В 1812 году в Негау (тогда - территория Австро-Венгрии, сейчас - Словения; в древности - окраина римской провинции Норик) при сельскохозяйственных работах был найден большой клад: 26 древних бронзовых боевых шлемов. Все они принадлежали к достаточно известному типу «шлемов с полями»; характерной чертой этого типа являются небольшие поля и наличие гребня при общей «шапкообразности» шлема. Все шлемы имеют разный возраст - от V до II вв. до н. э. На двух из них были обнаружены надписи; более новый несет несколько коротких надписей, интерпретируемых как ретийские; более древний (один из самых древних в кладе) - несет надпись, которая получила в рунологической литературе название «Надпись на шлеме из Негау».

Надпись выполнена справа налево, содержит 14 знаков, четко интерпретируемых как алфавитные, и завершается еще пятью знаками, смысл которых не совсем понятен (скорее всего, это неалфавитные знаки магического или какого-то иного предназначения - подобные знаки обнаружены и на других шлемах клада). Как правило, читают именно первые четырнадцать символов, используя один из ретийских алфавитов или алфавит венетов.

Руны - это знаки, которые использовались древними для письма и совершения магических ритуалов. Время появления руны неизвестно. В скандинавском предании говорится, что их изобрел бог Один.

Слово «руны» произошло от слова «руна», что на языках народов Северной Европы означает «тайна», «решение», «секрет». Это название вполне объяснимо, поскольку древние народы, населявшие Северную Европу, использовали руны в такие жизненные моменты, когда требовалось принять важное решение.

Известно, что рунический алфавит появился не позднее III века до н.э. Но сами руны возникли еще задолго до этого.

Когда же появилась необходимость в письменности, именно руны легли в основу алфавита. Ученые научно подтвердили, что руны оказали влияние на развитие письменности. Римский алфавит включает в себя не менее 13 букв, имеющих сходство с рунами.

В русском алфавите таких букв 10. Древний латинский и древний римский алфавит имеют много общего с руническим алфавитом. Это еще раз доказывает, что в основе появления письменности лежит система рун.

Ученые утверждают, что народы Северной Европы использовали руническое письмо в течение полутора тысяч лет.

Самым древним руническим алфавитом считается «Старший Футарк», состоящий из 24 знаков, которые делятся на три группы по восемь в каждой. Эти группы также имеют свои названия - это руны Фрейи, Хагалла и Тира.

Алфавит получил такое название из-за первых шести букв, входящих в него - это F, U, Th, А, R, К. Более поздние (младшие) руны применялись в основном для письма, а старшие использовались для магических ритуалов. Даже надписи, выполняемые с помощью этих рун, делались с магической целью - археологи чаще всего находили такие надписи на оружии и камнях.

В древней скандинавской легенде говорится, что руны были дарованы народу богом Одином. Могущественный Один открыл для себя секреты магии после того, как простоял прикованный к дереву девять дней.

Колдуны-друиды на то время были основным источником знаний для людей. Люди верили им и обращались к ним за помощью. Благодаря могущественной силе рун, можно было повысить урожайность, вылечить больных или предсказать будущее. Люди боготворили руны и считали их чудодейственной силой.

В мифах говорится, что руны тесно взаимосвязаны с огромными силами природы и Вселенской энергией. Они обрели могущественную силу, благодаря тому, что люди служили и поклонялись богам, фанатично верили и совершали обряды.

Заклинания обладают магическими свойствами и руны выполняют их функцию, а также служат инструментом пророчества.

Известный римский историк Тацит в своей книге «Германия» (98 г. до н.э.) говорит О том, как немцы использовали руны для того, чтобы заглянуть в свое будущее.

В V веке до нашей эры руническая магия покорила и Британские острова. Британские друиды не ограничились словарем Футарка, доработали и издали свой рунический строй. Их количество составляло двадцать восемь знаков. Назывались они англосаксонскими.

В IX веке был издан второй такой же рунический строй, в который входило тридцать три символа.

Руны на протяжении столетий постоянно эволюционировали. Например, в Скандинавии было издано семь алфавитов, из которых два алфавита были составлены в датском стиле, а остальные пять в шведско-норвежском.

У каждой руны есть свое имя, которое говорит о ее значении. На сегодняшний день сохранились имена достаточно ранних и довольно таки поздних англосаксонских рун.

Руническая магия стала терять свое былое значение с появлением христианства и латинского алфавита. С четвертого вплоть до одиннадцатого века скандинавы героически и победоносно сражались в Южной Европе. Они отважно покоряли города Франции, Англии, Италии.

А все это происходило благодаря тому, что викинги применяли в своей жизни тот дар, который был открыт великим Одином.

Со временем христианство распространилось среди скандинавских воинов, и европейская цивилизация стала набирать значительные обороты в развитии.

Веками у людей не угасал интерес к этим таинственным письменам, и в ХХ веке в Германии руны опять заявили о себе.

Существует несколько версий происхождения рун.

Греко-латинская версия

Форма рун натолкнула Исаака Тейлора на мысль, что руны произошли из греческого алфавита, использовавшегося в VI в. до н.э. на берегу Черного моря. Тейлор считал их создателями готов, в ту эпоху якобы населявшими Россию, хотя на самом деле (не факт!) готы мигрировали в Северное Причерноморье на 900 лет позже.

Некоторые другие ученые видят предка рунической письменности в греческой скорописи последних веков до нашей эры.

Людвиг Франц Адальберт Виммер выдвинул теорию о происхождении рун из латинского письма конца II в. н.э. Латинской теории придерживается и Сигурд Агрелл, полагая, что дата возникновения рун - I в. Согласно гипотезе Отто фон Фризена, руны были изобретены готами в II-III вв. н.э. на основе греческого и латинского алфавитов.

Бредсдорф считал, что руны происходят от готской письменности. Эта версия отвергается другими исследователями, так как наиболее древние рунические надписи достоверно датируются не позже III в. тогда как готская письменность была изобретена лишь в IV в.

Северноэтрусская версия

Это самая популярная теория о происхождении рунического письма от одного из северноэтрусских алфавитов, которую предложил в 1928 году рунолог Карл Марстрандер.

Такую версию поддерживают большинство ученых. Существует теория о смешанном происхождении рун из северноэтрусского и огамического алфавитов (ее предложил Хаммерстрем), а также, по предположению Файста, кроме этих двух письменностей, на руны могла оказать влияние латиница.

Семитская версия

Лидийский алфавит имеет ряд букв идентичных рунам (по графике, но не по фонетике). Этот алфавит, скорее всего, возник от финикийского алфавита параллельно с греческим.

Данная письменность вымирает в III в. до н.э., и примерно в это же время руны появляются в Европе, впитав и ряд букв латиницы. Некоторые руны имеют точные аналоги в других семитских алфавитах, например в южноаравийском письме руны: Gebo, Вегkапа, Iпg (в скандинавском варианте).

Например, в 1930-1940-х годах в Германии разрабатывалась теория Urrunen, согласно которой руны происходят от неких прарун, от которых произошел в том числе северносемитский алфавит, а следовательно, и все алфавитные письменности в мире.

Эта теория разрабатывалась исключительно с целью «германизации» алфавита и не заслуживает доверия. И до сих пор неизвестно, с какой целью создавались руны: были ли это знаки для гадания, либо же руны изначально задумывались как письменность.

Нетрадиционные версии

Шведский профессор Лундского университета Сигурд Агрелл в 1932 году выдвинул эзотерическую теорию, согласно которой руна f была последней, а не первой в руническом алфавите. Он писал, что, расставив руны именно в таком порядке, можно было понять некий тайный смысл рунического шифра.

Эта теория не была принята в научном мире, но у нее нашелся ряд последователей, таких как Томас Карлссон, который опубликовал первые монографии по теории утарка после работ Агрелла. Другим известным последователем теории утарка является оккультист Кеннет Медоуз.

Мифологическая версия

Согласно скандинавской мифологии руны открылись Одину, когда он, пронзив себя копьем, девять дней и ночей провисел на Мировом древе без еды и питья. После чего, утолив жажду священным (шаманским) медом от его деда Бельторна, он услышал руны и начертал первые из них копьем на Древе собственной кровью.

Об этом говорится в одой из самых сакральных строф Старшей Эдды, собрании священных языческих скандинавских текстов:

Знаю, висел я
в ветвях на ветру
девять долгих ночей,
пронзенный копьем,
посвященный Одину
в жертву себе же,
на дереве том,
чья корни сокрыты
в недрах неведомых.
Никто не питал,
никто не поил меня,
взирал я на землю,
поднял я руны,
стеная, их поднял, -
и с дерева рухнул.

(Речи Высокого, 138-39)

Некоторые описывают Одина как вполне реального человека, вождя народа Асов, столицей которого был Асгард. Был также и небесный Асгард - место нахождения Богов.

Исследователь В.И. Щербаков убедительно доказал тождественность страны Асов и Парфии, государства Средней Азии, основанного скифами в III в. до н.э. Через несколько столетий эта страна стала мировой державой. Столица асов находилась там, где сейчас находятся городища Нисы. Нынешний Ашхабад находится на том же месте, где ранее был Асгард. Название этих городов переводится одинаково - город Асов.

Однажды ночью Одину и его жене было пророчество, что его народ прославится на севере. На рубеже нашей эры вождь повел свой народ на Север. Они поселились в Северной Европе, куда принесли свою культуру и религию. Именно к этому времени и относится формирование Футарка, как магического алфавита.