Микозы

Паустовского «Теплый хлеб»? Чему учит сказка К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» (5 класс) Чему учит сказка теплый хлеб паустовский 5.

Урок-мастерская по литературе на тему: К.Г. Паустовский "Теплый хлеб". Нравственные проблемы в сказке.

  • организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла сказки;
  • учить видеть и понимать процесс становления образа, смысл поступков героя;
  • показать какие нравственные проблемы подняты в сказке.
  • Развивать умение работать с текстом, справочной литературой; совершенствовать умение вести монологическую и диалогическую речь; умение работать в парах;
  • Формулировать выводы из услышанного.
  • Воспитывать заботливое отношение к окружающему миру; желание заботиться о животных; приходить на помощь товарищам.

Оборудование: записи на доске, карточки, эпиграф, кроссворд,

Дарить тепло другим - согреваться самому.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь!

2. Сообщение темы и цели урока.

Ребята, сегодня мы поработаем по содержанию сказки; назовём черты характера Фильки, которые он приобрёл в ходе сказки; подумаем, что значит “Дарить тепло другим - согреваться самому”. Работать будем в парах по; помните, что работая в паре, вы отвечаете не только за себя, но и друг за друга. Нужно выслушать каждого, прийти к единому мнению, посоветоваться и кто-нибудь один отвечает на поставленный вопрос.

(Дети рассаживаются по парам)

3. Работа над содержанием сказки.

1. Закончите предложение:

Я думаю, что тёплым может быть…. Что?

(Взгляд человека, рукопожатие, отношение с друзьями, дом, щедрость человека, одежда и …)

Я с вами согласна, тёплыми могут быть и взаимоотношения между людьми и животными. Тепло можно и нужно дарить другим. Это, ребята, сердечное тепло, которое может согревать многих. Назовите героев сказки Паустовского “Тёплый хлеб”.

Назовите героев сказки.

Раненый конь

Мельник Панкрат

Мороз, метель

Жители деревни Бережки

2. Сейчас мы с вами попробуем выявит смысла сказки, проникнуть в мотивы поступков персонажей, в их духовный мир. (работа в парах). Дети работают над одной из тем

Метель и мороз.

Волшебство в сказке.

Мудрый дед Панкрат.

Раненый конь.

Поведение и душевное состояние Фильки.

(Заслушивание ответов на вопросы, их обсуждение, оценка).

3. Ответить на вопросы (каждой группе предлагается по 2 вопроса):

Что можно сказать о характере Фильки, судя по его поступкам, в начале сказки?

Почему его прозвали “Ну Тебя”?

Почему так жестоко поступил Филька с конём?

Сколько раз Филька произнёс фразу “Да ну тебя”? Всегда ли у неё было одно звучание, одна интонация?

От чего помер мужик в истории, рассказанной бабкой? (От охлаждения сердца).

Почему? Каким он был? (Злой, крикливый, заспанный).

От чего случился в Бережках такой лютый мороз? (Знать завёлся в деревне “дурной” человек, обидчик и сотворил злое дело. Оттого и мороз).

Какая мысль была самой главной для писателя в момент создания сказки? (Показать, что добро побеждает зло)

Роль образа Фильки? Какой жизненной силой зарядился он от сельчан? Каким он стал?

Чем закончилась сказка? Какую черту характера приобрёл Филька? (добросердечие).

Что должен был, по словам бабки, исправить “дурной” человек?

ВЫВОД: (слайд 6) Добро побеждает зло, люди должны уметь исправлять свои ошибки, понимать причину злых поступков и находить в себе силы для добрых дел, чтобы не дать сердцу “замёрзнуть” от жестокости и зла.

Так чему же научился Филька в сказке Паустовского?

Филька научился отвечать за свои поступки; прошёл через страх, угрызение совести; получил за свою решимость признать ошибку бескорыстную помощь детей и взрослых; приобрёл опыт очищения души, когда от сделанного доброго дела становится светло на душе и тепло на сердце.

Творческая работа. Создание лестницы покаяния.

Да Филька совершил грех, но готов принять на себя вину в случившейся беде. Панкрат должен простить его, как обычно это делают мамы и бабушки, но этого в сказке не происходит. Чтение отрывка «Да, вздохнул Панкрат» до слов «сроку час с четвертью».

Давайте представим, какой труд совершила душа человека на пути к покаянию, искуплению греха; это путь похож на лестницу, и каждая ступень очищает совесть, освобождает от гнета вины. Давайте назовем эти ступени и выстроим лестницу.

Благодарность за урок

Искупление греха

Чистосердечное признание

Преодоление страха наказания

Осознание страха

1 ступень. Осознание, стыд за неправедное дело, слово, намерение. Надо глубоко прочувствовать свою вину и понять, что ты нарушил какую-то заповедь Божию, а значит сотворил зло.

2 ступень, на которую очень нелегко подняться, так как потребуется большое напряжение воли - это преодоление страха наказания и стыда перед людьми, которые узнают о твоем проступке.

3 ступень. Чисто сердечное раскаяние и покаяние перед теми, кого ты обидел и перед Богом. Это нелегко: ведь нужно смирить свою гордыню, жалость к себе. Может показаться, что этим себя унижаешь. На самом же деле только возвышаешься в глазах людей и прежде всего перед своей совестью. Искренним покаянием ты очищаешься и тебе становится легко и весело.

4 ступень. Но не всем и не всегда удается подняться на четвертую ступень покаяния. Искупления, исправления греха. Дурное быстро совершается и вот исправить его - большого труда стоит.

5 ступень. Но у «Лестницы покаяния» есть ещё одна самая высокая ступень - Благодарность за урок.

Кто и кого должен благодарить и каким образом? - Ответьте дома на этот вопрос и вы станете благодарить своих близких за уроки, пусть и строгие, но помогающие вам исправиться и стать лучше.

4. Разгадывание кроссворда (вычерчен на плакате):

Вопросы

  1. Как в сказке “Тёплый хлеб” звали главного героя? (Филька).
  2. За что бабка часто выговаривала Фильке? (Неласковость).
  3. Какой окрик был у Фильки, когда он забросил хлеб далеко в рыхлый снег? (Злорадный)
  4. Какая черта характера преобладала у мальчика в начале сказки? (Жестокость)
  5. Когда бабка рассказала Фильке историю, происшедшую 100 лет назад, что испытал мальчик? (Страх)
  6. Что хотел услышать Филька от мельника Панкрата, когда пришёл к нему морозной ночью? (Совет)
  7. Что получил мальчик за свою решимость признать ошибку от сельчан? (Помощь)
  8. Что ощущаешь на сердце от сделанного доброго дела? (Тепло)
  9. Что принёс Филька коню вместе с тёплым хлебом? (Дружба)
  10. Что поселилось в Филькином сердце в конце сказки? (Доброта)

ВЫВОД: Вначале Филька был жестоким, злым мальчиком; но затем через страх, помощь и дружбу приобрёл тепло и доброту.

5. Составление смысловой развёртки слова: ДОБРОТА.

(работа со словарями, рисунок 1)

А сейчас мы с вами по разным словарям проследим, что значит слово “доброта”.

ВЫВОД: Итак, ДОБРОТА - это отзывчивость, стремление делать добро другим. Оно заимствовано древнерусским языком из старославянского; старославянское произошло от праиндоевропейской основы: / добръ - * dhabh /. Со времени проникновения слова в состав русской лексики его лексическое значение не изменилось.

Омонимы - добро, добрый.

Синонимы - добродушие, благодушие, добросердечие, отзывчивость,

Добросердечность.

Антонимы - зло, жестокость.

Добро - добрый - доброта - добротный - добротность.

4. Подведение итогов.

Так, в чём же смысл сказки?

Чему она нас учит?

Как объяснить название сказки?

Когда вы особенно волновались?

Что было особенно интересно?

Так что же значат слова “Дарить тепло другим - значит согреваться самому”?

ВЫВОД: Тёплый хлеб - это не только тот подарок, который делает “исправившийся” Филька раненому коню, но и тот хлеб, который накормил всю деревню. Это определённый символ изменённых отношений между людьми.

7. Оценки за урок. Домашнее задание:

Самостоятельно составить кроссворд по сказке “Тёплый хлеб” К. Паустовского.

Люди часто совершают необдуманные грубые поступки, а потом, видя последствия, пытаются загладить вину. Такой случай описан в сказке К. Паустовского «Теплый хлеб».

Главный герой произведения - Филька. Это деревенский мальчуган, который жил с бабушкой. Писатель не указывает его возраст, но его поведение подсказывает, что перед нами подросток.

К. Паустовский не описывает внешность героя, зато акцентирует внимания на его характере. Нескольких слов хватает, чтобы читатель мог составить представление о мальчике: "был молчаливый, недоверчивый". Филька очень любил фразу: «Да ну тебя». Так он отвечал и сверстникам, и детям. Из-за этой привычки он получил прозвище: «Ну тебя»

Мальчуган был грубым, но злым его назовешь. Бабка ругала внука за неласковость, а тот только отмахивался: «Да ну тебя! Надоела!». Возможно, его нелюдимость связана с тем, что у него не было родителей. Но точно это утверждать нельзя, ведь автор не рассказывает, почему Филька жил с бабушкой.

Как-то зимним днем мальчик остался один дома. Когда он жевал хлеб с солью, услышал, что в калитку кто-то постучал. Выйдя на улицу, герой увидел коня. Вся деревня знала животное, которое жило у мельника Панкрата. Конь был ранен немцами, а мельник его подобрал, но прокормить не мог. Жители деревни очень любили его и по очереди подкармливали.

Что же Филька? На улицу он вышел с куском хлеба. Но не угостил «гостя». Он крикнул на коня любимой фразой, добавив резкое: «Дьявол!» и выбросил хлеб в снег. Так мальчик не только обидел невинное животное, но и надругался над хлебом.

Из-за поступка Фильки пострадала вся деревня. Зима сковала ее невиданной стужей. Филькина бабка знала, что это наказание за плохой поступок кого-то из жителей. Такая же стужа уже спускалась на землю сто лет назад. Об этом старушка рассказала внуку, не скрывая, что теперь людей ждет «неминучая смерть». Мальчик не на шутку испугался и заплакал.

Филька догадался, в чем дело и решил все исправить. Это говорит об умении героя признавать свою вину и нести ответственность за поступки. Бабке он не признался, что виноват в большой беде, не сказал и о том, что отправляется к мельнику. Видимо, он не хотел волновать старушку, да и стыдно ему было за свой глупый поступок.

Когда мальчик узнал, что исправит ошибку, если пробьет лед и запустит мельницу, сразу же приступил к делу. Герой собрал людей и вместе они смогли справиться. Здесь следует вспомнить, что Филька был нелюдимым, значит, чтобы созвать крестьян он сумел переступить через себя.

Образ героя динамичный, ведь его характер меняется к концу сказки. Замкнутый, неласковый Филька превращается в отзывчивого мальчугана, который с радостью помогает людям.

Филька из сказки К. Паустовского «Теплый хлеб» предстает пред читателем в двух обликах и у каждого из них есть чему поучиться. Прочитав произведение, понимаешь, что грубость и неприветливость могут сыграть с человеком очень злую шутку. Изменившийся Филька доказывает, что все можно исправить, стоит только прислушаться к своей совести.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Автор презентации: учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия Печказова Светлана Петровна Чему учит сказка К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб» Дидактический материал к уроку литературы в 5 классе

2 слайд

Описание слайда:

ЦЕЛЬ УРОКА: помочь учащимся проанализировать сказку А.П.Платонова «Тёплый хлеб», понять тему, идею, нравственные уроки, особенности изобразительно-выразительных средств

3 слайд

4 слайд

5 слайд

Описание слайда:

Автор сказки «Тёплый хлеб» Константин Георгиевич Паустовский известен как писатель-гуманист, который с помощью тонкого юмора и точного слова умеет пробудить лучшее в человеке: доброту, сочувствие, сострадание. В.П.Астафьев Мне кажется, что у настоящих писателей в чувстве радости от законченной работы всегда есть частица чего-то сказочного. Как будто писатель взял крепко за руку друга и повёл его за собой в жизнь, в страну, полную событий и света. «Смотри!» – говорит он, и перед другом открываются двери домов, и он видит трогательные и печальные, смешные и героические истории». К. Паустовский («Радость творчества»)

6 слайд

Описание слайда:

Сказка «Тёплый хлеб» Какова сюжетная линия сказки «Тёплый хлеб»? Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, вражеский снаряд разорвался на околице и ранил вороного коня, и остался тот в Бережках. А потом и война кончилась полной нашей победой. Старый мельник Панкрат выходил раненого коня и с его помощью восстановил мельницу. Люди смогли смолоть зерно и из муки испечь хлеб. Жизнь в деревне стала налаживаться, но обидел коня мальчик Филька по прозвищу «Ну Тебя» - хлебом не поделился, да ещё на землю кусок хлеба швырнул. Вдруг наступил сильный мороз, всё покрылось льдом, даже мельничное колесо обледенело. И всем бы плохо было, если б Филька не догадался у коня прощения попросить и для примирения тёплого хлеба принести. Солнце засияло, и лёд стал таять.

7 слайд

Описание слайда:

Сказка «Тёплый хлеб» Мальчик Филька, по прозвищу «Ну тебя» Кто главный герой сказки «Тёплый хлеб»? Что может рассказать о Фильке его прозвище? Главный герой сказки предстает перед нами «молчаливым, недоверчивым», а прозвище «Ну Тебя» говорит о его лени, эгоизме, «неласковости» и даже грубости. Особенно ярко эти черты Фильки проявились в сцене с конем: «Да ну тебя! Дьявол!» - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам».

8 слайд

Описание слайда:

Сказка «Тёплый хлеб» Мальчик Филька, по прозвищу «Ну тебя» в начале сказки грубый злой гордый равнодушный

9 слайд

Описание слайда:

Сказка «Тёплый хлеб» Почему Филька ударил коня? Раненого коня пожалел и приютил у себя мельник Панкрат. Но пожилому человеку было нелегко зимой прокормить коня. Животное подкармливали все жители деревни Бережки: ему выносили чёрствый хлеб, морковку, свекольную ботву – кто что мог. Лишь равнодушный мальчик Филька не покормил животное. Филька ударил по губам голодного коня, который потянулся к краюшке хлеба, и отбросил ломоть в снег.

10 слайд

Описание слайда:

Сказка «Тёплый хлеб» Какова расплата за жестокий поступок? Природа словно взбунтовалась из-за такого жестокого обращения с конем. С этого момента в сказке начинают происходить фантастические события. Конь «взмахнул хвостом и тотчас… засвистел пронзительный ветер, вздул снег…». Моментально началась снежная буря, замёрзла вода у мельницы. И теперь вся деревня рисковала остаться голодной, так как не было возможности молоть зерно в муку и печь из неё вкусные булки.

11 слайд

Описание слайда:

Сказка «Тёплый хлеб» Какую историю рассказывает бабушка? История, рассказанная Фильке бабушкой, тоже похожа на сказку. Бабушка вспомнила о похожем поступке по отношению к безногому голодному солдату. Виновник того происшествия вскоре умер, а природа деревни Бережки ещё 10 лет не радовала ни цветочком, ни листочком. Ведь тогда тоже налетела снежная пурга и резко похолодало.

12 слайд

Описание слайда:

Сказка «Тёплый хлеб» К кому обратился за помощью Филька? Филька осознал свой плохой поступок и решил исправиться. В лютый мороз он отправился за помощью к мельнику Панкрату. Панкрат посоветовал мальчику изобрести спасение от стужи и дал Фильке на это час с четвертью.

13 слайд

Описание слайда:

Сказка «Тёплый хлеб» Что придумал Филька? Перепуганный такими последствиями своего поступка Филимон собрал ребят колоть топорами и ломами лёд вокруг мельницы. Пришли на помощь и старики. Взрослые мужчины тогда были на фронте. Люди работали весь день, и природа оценила их старания.

14 слайд

Описание слайда:

Сказка «Тёплый хлеб» Как мальчик искупил свою вину? В деревне Бережки вдруг подул тёплый ветер, и вода полилась на лопасти мельницы. Из смолотой муки бабушка Фильки испекла хлеб, мальчик взял один каравай и отнёс его коню. Тот не сразу, но взял угощение и помирился с ребёнком, положив ему на плечо свою голову.

15 слайд

Описание слайда:

Сказка «Тёплый хлеб» Мальчик Филька, по прозвищу «Ну тебя» в конце сказки мягкий добрый душевный милосердный

16 слайд

Описание слайда:

Сказка «Тёплый хлеб» Какие добрые советы Паустовского звучат в сказке? Умел ошибиться – умей поправиться. (Пословица) Чтобы исправить, остановить зло, надо совершить добрый поступок. Когда люди вместе берутся за дело, им многое по силам. Человек и природа неразделимы, и человек не должен забывать об этом. Нельзя относится безразлично к окружающему миру. Надо с добром относиться к людям, и тогда жить станет легче, интереснее. Надо уметь прощать ошибки, ведь ошибиться может каждый…

17 слайд

Описание слайда:

Сказка «Тёплый хлеб» Назовите композиционные части сказки ЗАЧИН СКАЗКА (развитие действия) Концовка сказочные и реальные события сказочная и реалистическая Чудесное сочетание упорных усилий людей и сказочного вмешательства волшебства и фантастики превращают интересную историю про раненого коня и мальчика Фильку в чудесную сказку, которая помогает нам задуматься над своими поступками и стать более добрыми и дружными.. реалистический (что, где и когда)


Чему учит сказка К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Гуманитарное направление: русская литература

Выполнил: ученик 5 «В» класса специализированного лицея №39 Аймагамбетов А.

Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Топаева А.Д.


Введение

«Теплый хлеб» - сказка или рассказ

Филька – герой или антигерой

К.Г. Паустовский - пейзажист

  • Заключение
  • Заключение

  • Актуальность темы

Тема «человека» всегда была на первом месте у художников слова. Она всегда привлекала как писателей, так и читателей.

заключается в раскрытие образа главного героя Фильки в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

  • Задачи:

познакомиться с произведением К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»;

проследить и сравнить героев сказки;

проанализировать и обобщить полученные данные.


События и главные герои сказки

Реальные события

Сказочные события

Филька обидел коня.

Силы природы

Филька спрашивает совета у Панкрата, как исправить содеянное им зло.

Топнул конь ногой – засвистел ветер, упал на землю лютый мороз.

Бабка Филька

Ребята долбят лёд на реке, чтобы заработала мельница.

Легенда о происшествии столетней давности.

Жители деревни

Филька мирится с конём.

Сорока приводит теплый ветер.


Это жанр повествования с фантастическим или волшебным сюжетом, происходящим в реальном или волшебном мире, в котором могут действовать как реальные, так и вымышленные персонажи.

Теперь перечислим главные черты литературной сказки: отражает мировоззрение своей эпохи, заимствование у народной сказки персонажей, образов, сюжетов, особенностей языка и поэтики, сочетание вымысла и реальности.

Литературная сказка




стыд

искупление

раскаяние

благодарность за урок

Страх наказания и стыд за содеянное  это первая стадия осознания своего поступка. Если человек боится, что его накажут за провинность, – значит, он осознает, что поступил плохо. А если он испытывает еще при этом и стыд – значит, это его совесть жжет и мучит, а раз есть совесть – будут и муки, будет и раскаяние.

Вторая ступень  это преодоление страха и стыда и чистосердечное признание своей вины. На этой ступени провинившийся просит прощения у обиженного.

Третий этап  искупление, т.е. исправление греха. Здесь необходимы и терпение, и мужество, и смелость. Дурное совершается бездумно, быстро, легко, а вот исправлять зло можно только большим трудом.

Четвертый этап  это примирение и благодарность за урок, который ему преподали.


Мы можем провести параллель между двумя героями, Филькой и Конем . Оба они одиноки и несчастны, но каждый по-своему. Их одинокая жизнь  это результат кровопролитной войны, когда многие дети оставались сиротами, люди теряли своих близких, крышу над головой и самое главное  покой.

Мы ничего не знаем о родителях главного героя, он живет с бабушкой. Раненого Коня также был вынужден оставить в деревне его хозяин. У Фильки есть бабушка, но старый и немощный человек. Оба они оставлены на произвол судьбы и никому нет до них дела. Может быть, именно поэтому Филька озлоблен и груб со всеми. Он всего лишь ребенок, которому страшно, и его поведение  это своего рода защита от всех. Конь же наоборот стар и болен. Одинокая старость и сиротство, разгром  вот результат войны. Даже природа напоминает нам о суровом времени войны.


К.Г. Паустовский - пецзажист

Спокойствие

Тревога

Теплая зима

Метафора

Дым висел

Завыл, засвистел ветер

Страх

Эпитет

Филька обидел коня

Вода тихая, чёрная

Ветер вздул снег

Одиночество

Олицетворение

Небо зазеленело как лед

Снег пел под ногами

Пустота

Сравнение

Звезды примерзли

Филька прячется от непогоды

Эпитет

Летела солома

Колючий мороз прошел по деревне

Олицетворение

Филька заплакал. Бабка говорит, что Панкрат знает, как поправить злодейство

Ревела, обезумев, метель

Надежда

Воздух замерз

Олицетворение

Река застыла

Снежная пыль

Одна пустота

Сравнение

Филька разговаривает с Панкратом

Пылинка сверкала бы как звезда


Евтушенко писал:

Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя.


Чему учит сказка «Теплый хлеб» Паустовского можно понять после ее прочтения.

Чему учит «Теплый хлеб» Паустовского?

Сказка «Теплый хлеб» учит нас бороться со злом внутри себя,не совершать плохих поступков, быть внимательнее к окружающим и не бояться просить прощения за причиненное другим зло.

Сказка Констатина Паустовского «Тёплый хлеб» рассказывает о добре и зле, жадности и щедрости. Она, как и все сказки учит нас проявлять только хорошие качества души. События сказки происходят во времена войны, людям приходится нелегко. Кавалерийский конь, остаётся в деревне у мирных жителей, только потому, что был ранен в ногу. За ним начинает ухаживать мельник Панкрат и все жители деревни. Но когда конь попросил хлеба у мальчика Фильки, тот обидел коня. И природа наказала мальчика и жителей этой деревни. Но Филька сумел понять в чем его ошибка и исправить ее.

После чтения сказки стоит задуматься, не делаем ли мы поступки, которые заставляют страдать близких для нас людей, животных. Ведь не только люди, но и животные, обижаются, поэтому мы должны их защищать, кормить. Эта сказка учит тому, что человек должен делать добрые дела, чтобы его любили, уважали. Если мы совершаем плохие поступки, должны уметь исправить их, должны быть честными, добрыми, дружелюбными.

Теперь Вы знаете чему учит рассказ «Теплый хлеб» Паустовского. А свои дополнения или свой вариант ответа Вы можете оставить в комментариях.