Сыпи

Какие языки учат в британских школах. Школьное образование в США

Является общедоступным для всех детей, проживающих на территории государства, вне зависимости от гендерной, социальной, национальной, религиозной принадлежности, а также гражданства. Кроме того, нет единого государственного стандарта образования в США. Это объясняется тем, что школы, принадлежащие разным штатам, часто подчиняются отдельным законодательным базам. Продолжительность образовательного процесса также разнится в зависимости от штата и составляет 10-12 лет. Ребята поступают на учебу в 5-8 и выпускаются в 18-19 лет. Учебный год состоит из нескольких триместров или четвертей. Система оценивания достижений учеников буквенная.

Система управления образованием

Образовательные вопросы регулируются в США на трех уровнях: федеральном, на уровне властей штата и на местном. Как уже было упомянуто, отличительной чертой в Америке является децентрализация управления образовательными заведениями. Тем не менее, Министерство образования США осуществляет контроль выполнения принятых школами программ. Кроме того, военные академии подчиняются непосредственно федеральным властям независимо от штата, в котором они располагаются. Всего таких заведений федерального подчинения в США восемь.

В некоторых штатах практически все образовательные вопросы предоставлены школьным советам. Но случается, что на уровне властей штата решаются вопросы финансирования, утверждения школьных программ, закупки учебников. Уровень знаний учеников подлежит постоянному контролю. По его итогам учеников часто расформировывают в классы различного уровня успеваемости, где с ними занимаются по отдельным, усложненным или упрощенным, программам. В США широко распространена система федеральных грантов, выделяемых для внедрения программ повышения успешности школьников.

Часто количество денег, определенных на финансирование школы, прямо пропорционально результатам заключительных тестов ее учеников. Одновременно в США ведется работа по унификации образовательных стандартов. Интересно отметить, что само Министерство образования США существует с 1980 года. Это одно из самых маленьких министерств государства, штат его сотрудников начисляет около 5000 человек.

Государственные школы

Американские дети посещают школу по месту жительства, предоставив дирекции свидетельства о съеме жилья в данном округе и копии оплаченных счетов за коммунальные услуги. К каждому округу прикреплена одна или несколько школ, в зависимости от количества нуждающихся в получении школьного образования. Управление государственными школами осуществляется школьными советами, избранными представителями школьных округов. А их финансирование производится за счет денег из местного бюджета. Зачастую на финансирование государственных школ выделяют деньги, поступающие в бюджет за счет налогов на недвижимость.

в США

Конечно, в любом правиле существуют исключения. Немного более 10% от общего числа образовательных заведений составляют частные школы. В США, как и в других странах, обучение в них платное, и потому доступно не для каждого желающего. Для поступления в частную школу нужно пройти вступительный отбор. Как показывает статистика, спрос превышает предложение на порядок. И на это есть причина. Обучение в школах США государственного подчинения в меньшей степени позволяет реализоваться талантливым ребятам. В это же время частные школы выпускают абитуриентов с возможностью поступления в самые престижные высшие учебные заведения. Какие школы в США выбрать? Каждый для себя решает самостоятельно.

Церковные школы

Кроме государственных и частных школ, в США в последнее время растет число так называемых церковных школ, подчиняющихся и финансирующихся религиозными и благотворительными организациями. Обучение в таких школах отличается высоким уровнем дисциплины, послушания и религиозного духа.

Дошкольные учреждения

Приобщение к образовательному процессу начинается для американских детей с пятилетнего возраста. Именно тогда они начинают ходить в нулевой класс, являющийся аналогом детского сада. Здесь маленьких американцев вовлекают в социум в игровой форме. Основная цель посещения детского сада - привыкнуть общаться и воспринимать общеобразовательную информацию, получить некий опыт.

Также маленьких американцев в дошкольных учреждениях учат читать и писать, постепенно переходя от игровой формы занятия к серьезным урокам. Хоть во многих штатах посещение нулевого класса и необязательно, почти для всех детей образование в школах США начинается с этого маленького шага. По окончании нулевого класса дети сдают вступительный тест. А далее следует трехступенчатый этап обучения в школе. Сосчитать, сколько школ в США всего, представляется сложным, ведь каждый новый этап - это другая школа.

Начальная школа

До пятого или шестого класса американские школьники посещают учебное заведение, именуемое начальной школой. Отличительной чертой является проведение занятий по всем предметам одним педагогом. Основную часть учебного времени американские дети в начальной школе занимаются чтением, изучением родного языка (устная речь и письмо). Домашних заданий здесь практически не задают. Всю работу дети выполняют в классе, занимаясь по школьным учебникам, которые нельзя забирать с собой домой.

Также заканчивается выпускным тестом, по результатам которого ребенок может быть зачислен в среднюю школу.

Средняя школа в США

Здесь американцы начинают изучать конкретные предметы, в отличие от предыдущих этапов, нацеленных на увеличение багажа общеобразовательных знаний. Каждый отдельный предмет преподает специалист. Ученики обязаны изучать в средней школе английский язык, математику, социальные и естественные науки, заниматься физкультурой. Кроме того, у учеников появляется возможность выбирать предметы для изучения самостоятельно.

Средние бывают профессиональные, академические и многопрофильные. В профессиональные школы обычно поступают ученики, которые не набрали достаточное количество баллов для обучения в академической школе. Здесь количество общеобразовательных предметов сокращено до минимума. Обучение концентрируется вокруг практических дисциплин. Встречаются такие программы, которые предполагают занятие в специальных мастерских. Окончание средней школы академического профиля дает выпускнику набор знаний, позволяющий сразу поступить в вуз. Ну а многопрофильные школы - это что-то среднее между академическими и профессиональными.

Старшая школа

Таким образом, выпускники средней школы в США имеют различную общеобразовательную подготовку. Это связано еще и с деятельностью профориентационных организаций. Обычно в каждой школе имеется психолог, помогающий ученикам определиться с выбором будущей профессии. Выбор предметов для изучения осуществляется в соответствии с интересующей профессией. Последние 4 года обучения в США в школе соответствуют получению среднего образования в постсоветских странах, это так называемая хай-скул.

Последний год выпускники проводят в подготовке к поступлению в колледж или высшее учебное заведение. Для успешного получения школьного образования ученик должен набрать определенное количество кредитов, то есть посетить указанное в программе число обязательных школьных занятий. Все остальное время подросток посещает выбранные им уроки из числа дополнительных дисциплин. По итогам выпускного теста происходит зачисление в ВУЗ.

Подводя итоги, можно сказать, что школьное образование в США существенно отличается от отечественной системы обучения. Но качество получения знаний напрямую зависит от желания учиться. Форма образования играет лишь второстепенную роль.

Все мы по-разному относимся к школе – но, думаю, большинство вспоминает школьные годы с любовью и благодарностью, ведь школа во многом определяет наш дальнейший жизненный путь. У нас в России день начала учебного года стал официальным праздником – Днем знаний. А как учат детей в разных странах мира, чем школы за рубежом отличаются от наших, российских? Эти вопросы интересуют многих, особенно тех, у кого дети школьного возраста.

Общие сведения.

Я достаточно близко познакомилась с американским «всеобучем», поскольку внук у меня по рождению американец, живет в Хьюстоне, штат Техас, и уже через год оканчивает полный школьный двенадцатилетний курс. В США нет единой общегосударственной системы образования. Каждый штат определяет свои стандарты обучения. И хотя нормативные документы издаются как федеральными властями, так и властями штатов, часто в школах, расположенных всего в нескольких километрах друг от друга, но подчиняющихся разным школьным округам, программы могут отличаться. Руководство школами на местах осуществляют Советы образовательных округов, нечто вроде наших РОНО(районных отделов народного образования). Среднее образование во всех штатах является обязательным, хотя есть некоторые отличия, в одних местах учатся с семи до девятнадцати лет, в других – с шести до восемнадцати, начальная школа может быть пятилетней или четырехлетней. Дети ходят в государственные школы - Рublic schools - по месту жительства, за пределы своего школьного округа можно определиться только в частные школы. Каждому ребенку, независимо от национальности, религии, пола, физического состояния, владения английским языком, гарантируется бесплатное полное среднее образование. Даже если вы приехали в США с ребенком школьного возраста по гостевой визе на 3-6 месяцев и привели его в ближайшую школу – его примут без проблем.

Система государственного школьного образования США является трехступенчатой и включает в себя начальную школу – Еlementary school, среднюю – Мiddle school и высшую – Нigh school. Иногда средняя и высшая объединяются под общим названием High school, но все равно подразделяются на две ступени – 6,7 и 8 классы – это Junior (младшая), a 9-12 классы – Senior (старшая) High school, с отдельно стоящими зданиями. Школьников здесь называют студентами– Student.

В начальных школах Хьюстона – Еlementary school – учатся с шести лет, с 1 по 5 классы. Есть еще подготовительный, или нулевой класс, который называют preschool. Он может быть как в школе, так и в детском саду. Занятия, как правило, ведет один педагог, но часто есть еще помощник учителя. Иногда, особенно в 4-5 классе некоторые предметы ведут другие учителя. Численность учеников в классах в штате Техас не может быть больше 24 человек. Это правило распространяется на все школы. Количество Еlementary school намного больше, чем школ других ступеней, потому что они сравнительно небольшие по численности – 400-600 учеников, они есть почти в каждом жилом микрорайоне (комьюнити, нейборхуде).

В средних, Middle School,учатся три года, с 6 по 8 класс. В эту школу приходят дети 11-12 лет, выпускники нескольких начальных. Здесь уже уроки ведут учителя-предметники. В большинстве средних школ предлагается один и тот же набор обязательных предметов: английский язык, математика, естественные науки, общественные науки, физкультура. Но Советы разных школьных округов придерживаются различного мнения насчет того, какое количество академических часов нужно отводить на изучение этих предметов. Занятия физкультурой уже переходят на уровень спортивных команд, ученики выбирают какой-то один вид спорта: американский или европейский футбол, баскетбол, плавание, легкую атлетику и т.д. Нет только занятий по силовым видам спорта, таким как бокс и разные виды борьбы.

Третья, завершающая, ступень обучения, «высшая школа» – High school, 9-12 классы, скорей напоминает колледж, чем обычную нашу школу. В Хьюстоне это очень большие школы, иногда с численностью свыше 3000 студентов. В соседнем с нами новом жилом микрорайоне «Чистое озеро» – «Clear Lake» в школе 3500 учеников. Примерно столько же учащихся и в ближайшей к нашей деревне школе, она состоит из комплекса зданий, огромных парковок (многие старшеклассники сами ездят на машинах) и нескольких стадионов – целый студенческий городок.
Время начала и окончания учебного года, а также каникул, в разных школах не совпадает. Например, позапрошлый учебный год во многих школах начался 18 августа, а прошлый - 24-го, в некоторых школах с середины недели, 13 августа. Никакого праздника, «Дня знаний», по поводу начала учебного года нет. За неделю до начала занятий школа оповещает всех родителей и приглашает на общее собрание. Оно проходит обычно в спортзале, все очень буднично, по-деловому. Директор знакомит с правилами поведения в школе и ответственности родителей. Каждому ученику или его родителям выдается листок с номером личного шкафчика ученика – чтоб не ходить с рюкзаком по школе, надо все оставлять в шкафу, на урок берется только то, что нужно для этого предмета. Также выдается расписание уроков на первую неделю и перечень необходимых канцелярских и учебных принадлежностей.

Уроки в школах начинаются очень рано: в начальных в 8 утра, а в Middle и High school в 7-30, школьный автобус начинает собирать детей в 6-15 или в 6-30, в 7-00 их уже высаживают у школы. Учителя в это время все уже в классах, помогают разобраться с материалом, если ученик что-то не усвоил на предыдущем уроке и подойдет за помощью. Продолжительность учебного года – 175 рабочих дней при пятидневной неделе и 5-7 уроках ежедневно. Для слабо успевающих по одному или двум предметам назначаются летние школы «Summer school», на 3 недели, по результатам занятий в них сдается тест. И уже Совет округа решает, перевести ученика в следующий класс или оставить на второй год.

Директоров, учителей и помощников учителя нанимает администрация образовательного округа, отчитывающаяся перед Советом, в состав которого входят и родители учащихся. Профессия учителя в США весьма престижна и уважаема. Устроиться на службу в школу гораздо сложнее, чем в университет. В стране существует многоступенчатая (до 24 разрядов) система оплаты труда школьного учителя. Та или иная ступень присуждается в зависимости от уровня профессиональной квалификации, результативности работы и стажа.
Зарплата начинающего молодого учителя, со степенью бакалавра, в разных штатах колеблется от $30 до $35 тысяч в год, а опытного, со стажем, со степенью магистра или доктора (PHD) около $ 60 тысяч. Существует система поощрительных бонусов по итогам года, за проведение различных конкурсов, олимпиад, мероприятий и т.п. Главное же преимущество в очень высоком уровне социальной защиты педагога, в медицинской страховке и пенсии, которые оплачивает государство. Поэтому среднестатистический американский учитель живет в собственном доме, имеет хорошую машину и может позволить себе отдых на курортах. Директора школ получают примерно в два раза больше, в зависимости от типа школы и численности учащихся. Оплачиваемый отпуск – 20 рабочих дней – предоставляется только директору школы. Педагоги имеют отпуск на все время летних каникул, но неоплачиваемый. И в течение учебного года учителя могут получить 10 оплачиваемых дней по больничному листу. Во время летних каникул учителя могут повышать свой профессиональный и образовательный уровень. К большому сожалению в последнее время в школах проходят большие сокращения количества учителей, что несомненно приведет к снижению качества обучения и увеличению количества учеников в классах.

Как и в наших школах, учителя в США пишут поурочные планы – они обязательны, и раз в четыре недели сдаются на проверку. Раз в месяц проводятся официальные совещания директора и всех педагогов школы – как у нас педсоветы, и раз в месяц директор встречается с каждым педагогом индивидуально для беседы по разным вопросам. Весь учебный год делится на два семестра и разбит на шестинедельные периоды. В конце такого периода выставляются баллы по каждому учебному предмету, (в Техасе 100-бальная система оценок) и листки с оценками высылаются родителям. Там же учитель отмечает, какие изменения есть в учебе – улучшение или ухудшение.

Материальное обеспечение.

В государственных школах США, Рublic schools, обучается примерно 88% школьников. Они финансируются за счёт федеральных, штатных и муниципальных бюджетов. На цели образования государство ежегодно тратит 7,5 % ВВП, обучение одного школьника обходится примерно в $8500.

12% детей учатся в частных школах, материальная база которых формируется за счёт родительских взносов, различных фондов и пожертвований. Четыре из пяти частных школ имеют религиозную направленность, находятся в ведении какой-либо церкви (католической, протестантской, баптистской), синагоги или мечети. В этих школах, помимо общих предметов, изучаются основы религии. Плата за обучение в школах с «религиозным уклоном» ниже, чем в других частных школах, дисциплина строже, и многие родители считают, что качество обучения там выше, чем в рublic schools. В большинстве частных школ установлена единая форма одежды для учеников. В этих школах больше внимания уделяется эстетическому воспитанию, создаются театральные, музыкальные коллективы, больше проводится разного рода экскурсий,

Стоимость обучения в разных частных школах 12-13 тысяч долларов за год, а может превышать и $30 тысяч. Семья моих знакомых за учебу двух детей в частной школе и платит 29 тысяч – 13000 за 1 класс и 16000 за 5-й. Но помимо этой платы, много бывает и дополнительных расходов на всякого рода мероприятия. Так что хорошее образование стоит не дешево. Школы в США не имеют номеров, а называются либо по месту расположения, либо носят имена известных людей, иногда это имя человека, основавшего школу или спонсирующего ее, например, Сinco Ranch High School, или Barbara Jordan Elementary school.

Учебно-материальная база школ в Хьюстоне вызывает восхищение. Прекрасно оборудованные кабинеты естественных наук с лабораториями, где ученики выполняют разнообразные работы по химии, биологии, физике, и т.п. В классах с одноместными партами-столами есть телевизор и компьютер. В компьютерных классах – скоростной интернет. Удивляет огромное количество множительной техники, так как практически все задания ученикам учителя выдают в распечатанном на принтере виде. Есть классы для уроков музыки, для занятий танцами, театральные студии, для творческих работ по прикладному искусству, библиотеки. Практически во всех школах есть ученические оркестры, музыкальные группы и хоры, драматические студии, выступающие перед широкой аудиторией. Каждая школа имеет спортивные залы, иногда несколько – отдельно для гимнастики, для групповых игр с мячом, во многих школах есть плавательные бассейны и даже тренажерные залы. И конечно, большие пришкольные территории с игровыми площадками для младших детей, со стадионами, где есть баскетбольные, волейбольные и теннисные площадки, так как спорт в американских школах – одна из главных дисциплин.

Как-то в одной из телепередач, по-моему, на НТВ, в ответ на вопрос: «Какой бы вы хотели видеть нашу Российскую школу?» один из участников передачи сказал, что желал бы ей иметь уровень обучения как в Великобритании, материальное обеспечение как в США, а учителей таких, какие были во времена СССР». Конечно, на уровень знаний влияет не только материальное обеспечение, но, согласитесь, учителям легче работать, а детям учиться в классах малой наполняемости, с хорошим оборудованием и наглядными пособиями.
Что касается питания школьников, то оно организовано намного хуже, чем у нас. В младших, да и средних классах, многие дети приносят с собой ленч в коробочках. Столовые, а правильнее сказать буфеты, в школах есть, но еду там не готовят, привозят готовую, потом разогревают. Выбор еды очень однообразный, и цены намного выше, чем в кафе за пределами школы. Обычно это 2-3 вида, например – кусок пиццы, или сандвич с курицей, или рыбные палочки, или куриные нагетсы. И в мелкой расфасовке печенье, крекеры, шоколадки. И напиток, чаще всего холодный чай (iced tea), либо вода в бутылочках. Все сладкие газированные напитки типа пепси и кока-колы в школах запрещены, как вредные для здоровья. Оплата в буфете идет через компьютерное устройство с индивидуального счета ученика. Родители каждый месяц переводят определенную сумму на счет ребенка, где кроме имени указан класс и идентификационный номер. Можно, конечно, расплатиться и наличными.

Внук сейчас учится в 11 классе High school. Ежедневный ленч ему обходится в 5-6 долларов, но он при этом остается полуголодным, так как на эту сумму он берет два кусочка пиццы и напиток, либо сандвич и чай. Говорит нам с возмущением: «Почему так в школе все дорого? Мы берем в пиццерии большую пиццу за 5-50, там 8 кусков, в школу привозят такую же, но продают уже по $ 1,75 за кусок!» А сын при этом вспоминает, как вкусно готовили в советской школьной столовой, когда он учился, и полный обед стоил всего 35 копеек!

Учебники и тетради.

Что меня очень удивляет в американских школах – это учебники, точнее их размеры, и отсутствие нормальных тетрадей. Учебники настолько огромные и тяжелые, что их на каждого ученика имеется два экземпляра, одним пользуются в классе, а другой выдают для дома. Представьте себе том Большой Советской Энциклопедии, или любой большой энциклопедический словарь, – так вот, школьные учебники у американских школьников больше по размерам, а главное, за счет того, что они напечатаны на плотной бумаге, и в твердом переплете, вес одной книги превышает 2 кг, а некоторые и 3 кг весят (я взвешивала!). Попробуйте носить их в рюкзаке ежедневно! Учебники выдает школьная библиотека бесплатно, на обложке (как было и у нас раньше) наклеена табличка, куда каждый год записывается имя ученика – пользователя книги. В конце учебного года книги сдаются, если она окажется в плохом состоянии, придется оплатить стоимость учебника. Кстати сказать, в учебнике Всемирной истории у внука он уже шестой пользователь, но книга в прекрасном состоянии.

В начальной школе, по крайней мере, до 3 класса, дома дети практически не пользуются учебниками. Все домашние задания они получают либо на листочках в распечатанном на принтере виде, либо в рабочих тетрадях. Тетради эти большого формата, как журналы, а в большинстве заданий, особенно в младших классах, надо только поставить галочку у правильного ответа, как в тесте. И никто не требует аккуратного выполнения заданий. Кто-то листки складывает в папку, а кто после проверки учителем, скомкав, засовывает в свой рюкзак, потом выбрасывает. Вплоть до старших классов всем разрешено писать карандашами, авторучками никто не пишет. Во многих школах не требуют и не учат писать курсивом, только печатными буквами.

Дисциплина и порядок.

Школьники, как и во всем мире, не идеальны, и могут нарушать дисциплину, правила поведения. Но в США родители, определяя ребенка в школу, подписывают документ, в котором ясно прописано, как должен себя вести ученик, какие меры воздействия могут быть приняты, и что за поведение ребенка в ответе родители.

Здесь учителя не занимаются дисциплиной. Для этого есть офис – канцелярия, где постоянно работают 2-3 дежурных администратора. Все данные на каждого ученика в компьютере. Ни одному ученику не придет в голову оспаривать с учителем отметку, как это нередко бывает в нашей школе, или объяснять, что «я сделал домашнее задание, да дома его позабыл...». Нет работы – ноль баллов. И все. На уроке могут не слушать, дремать, тихонько переговариваться, но грубить учителю, спорить с ним никто не смеет. В школе запрещено включать сотовый телефон. И если возникли малейшие нарушения дисциплины, зазвонил телефон, кто-то кого-то стукнул (не дай Бог!), обругал – учитель отправляет нарушителя в офис. Дальше уже с ним разбираются администратор или кто-то из руководства. В школе с младших классов поощряется доносительство – дети сообщают учителю о всех нарушениях своих соучеников, это не считается плохим тоном. Это потом переходит и во взрослую жизнь – сообщить на соседа соответствующим органам, если видите, что у него что-то не так, например, купил дорогую машину, а сам не работает, или не убирает свой передний двор как полагается – нормальное явление. Бдительность вполне в духе сталинского времени.

Есть и система наказаний учащихся. За пару мелких прегрешений могут отправить в «штрафной класс» – лишив на два-три дня права присутствовать на уроках. Ученик находится в школе, сидит в отдельном «штрафном» классе, не имеет права выйти без ведома дежурного учителя, и самостоятельно выполняет данные ему задания. Старших учеников могут лишить обеда. В случае грубых нарушений дисциплины, или часто повторяющихся, могут исключить из школы на одну-две недели, и никого не волнует, как потом он будет наверстывать пропущенное. В High school объем материала по каждому предмету считается в кредитных часах, как в вузах. Если за семестр не добрал часов – неважно, по болезни или по другой причине, придется ходить в летнюю школу, (Sammer school) три недели, либо по вечерам заниматься данным предметом в течение двух месяцев три раза в неделю. Занятия эти оплачиваются родителями. Обычно за три недели Sammer school плата составляет 200 долларов, а вечерние занятия во время учебного семестра дешевле – 100-150 долларов. Иногда в летнее время приходится ездить в другую школу, так как отстающих учеников собирают со всего школьного округа.

Злостных нарушителей могут перевести в специальную школу. Иногда дело доходит и до полиции. Был такой случай с сыном наших знакомых, учеником 7 класса. Не знаю, что его толкнуло на такой поступок, то ли хотел самоутвердиться среди одноклассников, то ли с кем поспорил, но во время перемены он накрутил в туалете туалетной бумаги и поджег. И быстро погасил, но кто-то из « товарищей» успел сообщить в офис. Тут же вызвали полицию, завели дело. Родителей вызвали к судье – было два варианта: либо заплатить штраф 280 долларов, либо парню две недели отработать после уроков – например – подметать улицу у школы, собирать мусор, подстригать траву на газоне. Родители предпочли заплатить штраф, хотя, на мой взгляд, пусть бы помахал метлой. А если школьник попал однажды на заметку в полиции, то запись эта сохраняется в его личном деле 5 лет!

Не подумайте, что школьники все паиньки, не дерутся, не курят и т.д. Но только не в школе, всё за ее территорией. Внук недавно рассказал, что два мальчишки начали драться в школьном дворе, подбежали старшеклассники и велели быстренько удалиться за пределы, иначе неприятностей не оберешься. Драки не редкость, тем более, что почти половина учеников с горячей мексиканской кровью, но ходят драться-бороться подальше от школы. Не секрет, что большой проблемой является в США употребление подростками наркотиков, в средних школах регулярно проводятся проверки учеников, если есть подозрения... но это уже тема не моей статьи.

Теперь подробнее о каждой ступени школ.

Начальная школа.

В первый класс дети приходят после подготовительного, уже знающими буквы и цифры. Набор предметов в начальной школе чем-то похож на наш: изучают родной язык – чтение и письмо, математику, основы наук – Science, примерно, как наше природоведение, рисование, музыку и физкультуру. В некоторых школах есть уроки компьютерной грамотности. Уроков литературы или чтения, как у нас, нет. В классе стоят на полке разные небольшие книжки, учительница говорит – кто хочет, пусть берет и читает. Стихов наизусть учить не задают. Чистописания в большинстве Public school тоже нет, пишут все время карандашом и печатными буквами. Никто не обращает внимания на почерк и опрятность выполненной работы. И обычных тетрадей тоже нет, о чем я уже упоминала. Все домашние задания учитель дает распечатанными на листках 4 формата. Меня такой метод обучения удивляет – зачем переводить столько бумаги, если все можно задать по учебнику?
Объём математических знаний сильно отстает по уровню от наших школ, таблицу умножения учат только в 3 классе. Зато есть задания по заучиванию наизусть правильного написания слов – они называют это «спеллинг» (spelling bee), т.е. надо быстро произнести слово по буквам, или записать, когда его так произносит учитель.

На уроках «науки» детям задают часто самостоятельно приготовить какой-нибудь «проект»: оформить на большом листе ватмана короткий рассказ с рисунками, картинками и потом на уроке рассказать. Темы могут быть о Солнечной системе, звездах, животных, о профессиях, и т.д. В отдельные дни, примерно раз в неделю, ученикам 1-3 классов разрешают приносить с собой одну любимую игрушку, о ней тоже надо рассказать на уроке. Вообще, достаточно много внимания уделяют тому, чтоб ребенок преодолел стеснительность и научился выступать перед классом. В начальной школе часто проводятся дни здоровья, устраиваются соревнования на школьном стадионе, и много проводится экскурсий в музеи, зоопарк, в пригороды. В конце учебного года проводятся тесты, и по их результатам некоторых детей могут перевести в класс для особо одаренных, с усиленным преподаванием одного или другого предмета.

Года три назад я несколько месяцев помогала одной молодой маме из Петербурга присматривать за сыном, который тогда учился в 3 классе. Мама уходила на работу очень рано, и я отводила его в школу, а после уроков встречала в вестибюле школы, потому что в начальную школу дети не могут сами ходить без сопровождения взрослых, особенно в 1-4 классе. Родители должны поставить в известность администрацию, каким образом ребенка будут доставлять в школу. Если расстояние от дома больше мили, то детей собирает и возит школьный автобус. Могут привозить сами родители или сопровождающие. Но администрация должна знать лично человека, который водит школьника, поэтому меня сразу представили, записали мои данные. Ученики 5 класса могут сами приезжать на велосипеде, если дом близко от школы. Для велосипедов оборудованы специальные места.

В начальной школе родители принимают очень активное участие в проведении различных внеклассных мероприятий. Мне пришлось несколько раз присутствовать на таких мероприятиях. Очень интересно проходил фестиваль в конце февраля, уж не помню, чему посвященный. Проходил он в субботу. На школьном дворе был установлен городок развлечений с надувными аттракционами, продавали на лотках различные сладости, на огромном гриле жарили сосиски и готовили хот-доги, проводились конкурсы, соревнования. Играла музыка.. Удивила коммерческая направленность мероприятия – все было платным. Дети при входе покупали талончики по 20 центов каждый на некоторую сумму – сколько у ребенка было наличных денег. Потом этими талончиками расплачивались и за аттракционы, и за сладости, за напитки и т.п. Например – попрыгать на батуте стоило 5 талончиков, пострелять в тире – 4, напиток стоил тоже определенное количество талонов. А в большом зале была развернута выставка-продажа детских работ – тут и фартуки, прихватки, вышитые салфеточки, аппликации, рисунки, расписанные детьми тарелки и горшки для цветов, рамочки для фото. Большинство детей было с папой и мамой, так что родителей было не меньше, чем детей, и всем было весело и радостно.

Средняя школа - Middle school.

В Middle school, c 6 по 8 классы, обязательными остаются все те же предметы, что и начальной школе. Математика усложняется, но не разделяется на алгебру и геометрию, как в нашей школе, это примерно уровень 4-6 класса. Я смотрела тест для выпускного, 8 класса Middle school – дробные числа, возведение в степень, система координат, площади фигур. Нет таких предметов, как физика, химия, ботаника-зоология, география, и уж тем более черчения. Есть предмет «наука»(science), который преподает один педагог – в одном учебнике общие сведения по физике, химии, ботанике и зоологии. Добавляется, как общественная наука, история США, с элементами географии. Это основные предметы. Ученики, которые хорошо успевают по всем этим предметам, могут выбрать себе дополнительно иностранный язык, театр, игру на музыкальных инструментах, пение и т.д. Благодаря этому практически каждая школа имеет свой духовой оркестр и хор, они выступают и на школьных, и городских мероприятиях, например, во время матчей на стадионах. В большинстве средних школ есть специальные классы для одаренных детей – gifted and talented, обучающихся по усложненной программе.

High School – старшая ступень средней школы.

Последняя ступень американского обязательного образования – High School – это один из самых главных и ответственных моментов в жизни американских школьников, где происходит окончательный процесс формирования личности. Учащиеся, или как здесь их называют, студенты, имеют право выбора предметов, которые им нужны будут в дальнейшей учебе, но при этом есть определенный минимум, обязательный для каждого. Учет объема по предметам идет в кредитных часах, как в колледже. Есть специализированные High School, например – школа искусств или школа с математическим уклоном, куда претенденты принимаются после соответствующих экзаменов, вне зависимости от места жительства.

High School, конечно, бывают тоже разные, одни лучше, другие хуже. Иногда родители меняют место жительства, чтоб устроить своего ребенка в хорошую школу.
Моему внуку повезло, он живет в районе с очень хорошей школой – Cinco Ranch High School, которая занимает 3 место в рейтинге школ большого Хьюстона, и входит с число лучших школ Техаса и США. Территориально это школьный образовательный округ Кети (Katy Independent School District). Katy – город-спутник Хьюстона, престижный район, населенный преимущественно служащими нефтяных компаний, т.е средний класс довольно высокого уровня. Что High school здесь очень большие, это видно из таких данных: в округе Кети 38 начальных школ, 16 средних – Middle, и только 6 High school.

Cinco Ranch High School была построена и открыта в 1999 году. Строительство ее обошлось в 37,5 миллионов долларов. Школа просто огромна, площадь всех ее зданий составляет 433 000 квадратных футов или 40 200 квадратных метров. Сейчас в ней учится 3066 студентов, в том числе 70% – белые,13 %– выходцы из азиатско-тихоокеанского региона, 12% испаноговорящие и 5% афроамериканцы (данные с сайта школы).

Школьный стадион не уступит лучшим городским стадионам. Есть крытый бассейн на 6 дорожек по 25 метров, прекрасные тренажерные залы. Кстати сказать, во время каникул, даже летних, в тренажерный зал можно приходить ученикам в любое время в течение дня для самостоятельных тренировок. Вход в школу по специальным индивидуальным магнитным карточкам. Посторонний человек войти просто так не может. Если идут родители на беседу с учителями, то надо предварительно договориться и получить соответствующее разрешение в канцелярии. У школы огромные парковки для автомашин, так как почти половина учеников 11-12 классов приезжает на своих автомобилях.
Я уж не говорю об оснащении кабинетов и компьютеризации школы! Помимо учебных классов и кабинетов в школе есть большая библиотека, музыкальная студия, танцевальный класс, помещения для репетиций оркестров – их несколько, свой небольшой театр. Школа имеет несколько своих сайтов в интернете. Практически все учителя основных предметов также имеют свои сайты. Родители и студенты могут там найти информацию и задания по предмету, если что-то осталось неясным на уроке, или пропущены занятия, а также вопросы для подготовки к очередному тесту.

Объём предметов на курс High school такой: 3 года изучаются естественные науки, в том числе – год химия, год биология и год физика. 3 года математика: первый год алгебра, потом геометрия, третий год опять алгебра – введение в анализ и математический анализ. И желающие могут в 12 классе взять стереометрию и тригонометрию. 4 года изучается литература, и 4 года социальные науки: всемирная география, всемирная история, государственное устройство США, основы демократии; и 2 года физкультура в любой школьной команде. На учебный год выбираются 6 обязательных предметов, у студентов на одной параллели они могут отличаться. И классных коллективов, как в нашей школе там нет. На математике один состав учеников, на истории другой, на уроках иностранного языка - третий. И классных руководителей тоже нет. Есть учитель,его называют chancellor -канцелер, отвечающий за всю параллель, что-то вроде нашего завуча, к нему обращаются по всем возникающим вопросам, он беседует в случае необходимости с родителями.

В 9 классе у внука был такой набор предметов: американская литература, физика и введение в химию, алгебра, всемирная география, испанский язык, физкультура (плавание). В 10 классе он изучал литературу, геометрию, биологию, всемирную историю, компьютер (первый семестр), испанский язык, и интересный предмет «Здоровье человека». От физкультуры на тот год решил отказаться, плавание надоело, ничего другого не выбрал, решил, что доберет эти часы в 11 или 12 классе. Во втором семестре вместо компьютерной грамотности он взял себе предмет «ораторское искусство», они называют «speech». В 11 классе вместо всемирной истории идет история США, с подробным рассмотрением Второй Мировой войны. Вместо испанского внук взял вторым языком немецкий. И, как следовало ожидать, ни испанского, ни немецкого толком не выучил – иностранные языки учат так же плохо, как и в наших школах. Очень интересный предмет у них в 11 классе – Акватик саенс – что-то типа биологии по водным организмам. Проверка знаний ведется по письменным опросам – квизам – quiz и тестам, устных ответов у доски, как в наших школах, нет совсем. Иногда учителя дают задание подготовить что-то вроде реферата, небольшого письменного задания с иллюстрациями, распечатанного на компьютере. Пользы от такой работы, учитывая повсеместное использование интернета, никакой.
Система оценок 100-бальная, но при этом имеет еще буквенное обозначение: «А» – 100 – 90 баллов, «В» – 90 – 80 баллов, «С» – 80 – 70, «D» – 70 – 60, а ниже – ученик не аттестован.
По завершении изучения каждого предмета все студенты проходят тестирование, которое проверяется компьютером, и компьютер выставляет оценку. Также учитываются посещаемость и заработанные оценки во время изучения курса, так что когда есть много пропусков, и ученик не добирает определенное количество баллов, то вынужден будет либо заниматься летом, либо заново проходить этот же курс в следующем учебном году.

В школе уделяется большое внимание различным внеклассным мероприятиям, студенты принимают активное участие не только в спорте, но в различных клубах по интересам, в кружках, в школьном совете. Примерно раз в месяц устраиваются разного рода концерты, спектакли школьных самодеятельных коллективов. Однажды я была на спектакле - мюзикле, где участвовало около 70 учеников разных классов, посещающих театральную студию и школьный хор. Спектакль удался на славу, и чувствовалось, что педагоги вложили много труда, чтобы организовать такое мероприятие.
Многие учащиеся старших классов совмещают учебу в школе с работой - устраиваются на 2-3 часа в день, по вечерам или по выходным дням в «Макдональдс», в разного рода пиццерии, в магазины на раскладку товаров, нянями. Так что, в большинстве своем, выпускники High school обычно уже хорошо подготовлены к взрослой жизни.

Английский язык является официальным таких крупных мировых держав как Великобритания и США. Как носители международного и одного из распространенных языков в мире жители данных стран не имеют особого стимула к изучению иностранных языков. И из года в год имеется тенденция к уменьшению изучения второго языка. А зачем? Если ты и так знаешь самый актуальный язык в мире.
«Быть англичанином - значит не учить иностранные языки» — говорит британская пословица.

Однако, преимущество в Европе, в последнее время, получают люди, которые владеют 2-3 языками. То есть на профессиональном уровне своего родного они обладают не плохими знаниями английского языка. Причем, совершенным знанием английского языка обладать при этом не обязательно. Достаточно знать его на неплохом бытовом уровне: не плохо читать на английском языке и выражать свои мысли на незатейливые темы.
В США ситуация аналогичная. Нежелание учить другие иностранные языки. Однако, для своих жителей страна дает большие возможности, поэтому куда-то уезжать стимула особо нет, в связи с чем и нет потребности в изучении других языков.

Какие иностранные языки изучают англичане?

Начальная школа английских школьников не предусматривает изучение иностранных языков. Хотя дети начинают ходить в школу с 5 лет. Еще в 60-ых годах была попытка ввести обучение французскому языку, но родительские комитеты восприняли эту идею отрицательно. Попытка не удалась.
На следующей ступени обучения (7-11 классы) в качестве иностранного языка школьники изучают французский (более 70%), немецкий и испанский. Изучение второго языка начинается с 9 класса, но не является обязательным. Третий иностранный язык в школах не изучается.
В 12-13 классах школы изучение иностранных языков зависит от профиля школы. Если школа с уклоном естественных наук, то изучение иностранных языков занимает не более 3,5 часов в неделю. Если школа имеет уклон гуманитарный, то на обучение иностранных языков отводится до 4,5 часов.

Какие иностранные языки изучают в американских школах?

Соединенные Штаты Америки — страна, где английский язык является официальным языком де-факто (на английском языке говорит большинство). В школах США нет единой школьной программы, поэтому нет обязательного изучения иностранного языка. США — страна многонациональная, и школьники могут выучить иностранный язык, общаясь со сверстниками. Однако, в 7 штатах страны изучение иностранного языка является обязательным. На первом месте по изучению иностранного языка — испанский. На втором по популярности — французский.

Исследования лингвопсихологов неизменно показывают, что дети в большинстве случаев превосходят взрослых в изучении иностранного языка.

Кроме того, само постижение незнакомого языка позволяет переосмыслить окружающий мир и по-новому взглянуть на Вселенную вокруг. Неудивительно, что курс иностранного языка включен в образовательную политику стран всего мира как фактор полноценного развития речевых и познавательных способностей ребенка. Итак, в какой стране самая сбалансированная учебная программа?

Ученые и преподаватели едины во мнении, что изучение второго языка идет на пользу людям любого возраста. Независимо от мотивации – будь то путешествия, карьера или общее саморазвитие – изучение нового языка распахивает двери и расширяет мышление.

Тем не менее, не утихают дебаты по вопросу, легче или лучше изучать иностранный язык, будучи молодым, особенно когда наука доказывает, что уникальный период, распахивающий «окно возможностей» для изучения языка – это детский возраст.

Почти все люди начинают говорить в ясельном возрасте, и, скорее всего, Вам потребовалось всего несколько месяцев, чтобы овладеть основными навыками вне зависимости от того, поздно или рано Вы заговорили. Специалисты издательства Scholastic установили, что дети рождаются со способностью произносить 40 звуков, и именно из комбинаций этих звуков складываются слова и фразы, поэтому многие слова детской речи звучат похоже (например «mummy» (мама) и «dummy» (кукла)). С рождения дети слушают и учатся у родителей и друзей, накапливают звуки до тех пор, пока не научатся формировать полноценные слова. Обычно весь процесс занимает пару лет, и это самый быстрый способ быстро выучить язык.

Мы, конечно, не предлагаем отдавать Вашего ребенка на языковые курсы с его/ее первых шагов, но, исходя из практики, все большие надежды возлагаются на внедрение изучения иностранного языка в начальное образование.

Почему дети обладают врождёнными способностями к языкам?

Доказано, что изучение второго языка в детстве поможет Вам преуспеть в овладении им. По результатам научных исследований, период с раннего детства до пубертатного возраста является «ключевым периодом» для изучения языка. В течение этого периода дети с готовностью впитывают правила нового языка и естественнее имитируют слышимые звуки. Дети уже подготовлены в соответствии с возрастом изучить второй язык так же, как выучили первый.

Теоретически, обучить детей новому языку легче, пока их легко приспосабливающийся разум вовлечен в освоение говорения ради того, чтобы выжить. По информации Language Stars, дети гибкостью, и отсутствием стереотипов в умении слушать и говорить, подмечая самые тонкие оттенки звуков второго языка и воспроизводя их практически на уровне носителя языка», в то время как взрослые «изучают язык через устоявшуюся систему первого языка, изучая четкие грамматические правила и отрабатывая материал механическим повторением».

Введение изучения языка в рамки национальной политики

По мнению некоторых экспертов, дети до 12 лет обладают лучшими языковыми навыками – с возрастом они теряют способность имитировать звуки иностранного языка. Другие считают, что проще всего бегло заговорить, будучи взрослым. Независимо от воззрений на проблему «ключевого момента», мнения сходятся в том, что изучение языка с ранних лет дает фору изучающим: дети обладают естественными способностями к изучению языка, и их тренировка укрепляет умения, вовлеченные в критическое мышление и решение задач.

Эти убедительные факты побуждают родителей и преподавателей внедрять изучение языка в расписание начальной школы. Некоторые страны взяли на себя ответственность по введению изучения иностранного языка как части национальной образовательной политики. В частности, в некоторых европейских и азиатских странах детей начинают обучать английскому языку с 5 лет или даже раньше.В большинстве случаев впоследствии они могут с легкостью «переключаться» в беседе с одного языка на другой.

Существует ли страна, в образовательной политике которой идеально применяются результаты научных исследований? В каких странах изучение иностранного языка в школе построено разумно и последовательно, а в каких – нет? В чем отличия в изучении языка в разных странах мира?

Изучение языка в европейских школах

Языковое образование существенно отличается в странах Евросоюза. Неудивительно, что на континенте, вмещающем большинство стран мира, отличаются как требования стандартов и учебные планы, так и уровень изучения.

В Великобритании большую часть ХХ века изучение иностранного языка входило в школьную программу для детей от 12 до 14 лет. В 1904 году Министерство образования выпустило первое из ежегодных Положений о средних школах, предписывающее изучать второй язык в течение четырех лет.Тем не менее, правительство аннулировало это постановление. Для средних школ больше не существует предписания обучать иностранному языку. И по результатам исследования выяснилось, что английские подростки обладают худшими языковыми навыками в Европе. Сейчас правительство предпринимает шаги, чтобы исправить ситуацию путем введения обязательного изучения иностранного языка детьми с 7 лет.

В Германии ученики обязаны изучать иностранный язык в средней школе (с 12 лет), чаще всего, изучается английский язык. В разных федеральных землях в качестве иностранного языка, помимо английского, часто выбирают французский, испанский, древнегреческий и латинский языки.

Итальянцы начинают изучать английский в начальной школе с 6 лет. Итальянские школьники в возрасте 11-14 лет продолжают изучать второй язык на первой ступени средней школы. Языковое обучение завершается, когда студенты осваивают язык в первые два года бучения в университете; некоторые продолжают изучать латинский язык, в зависимости от специфики их будущей профессии.

В Испании ученики начинают изучать иностранный язык в начальной школе в возрасте 6 лет. Возможность изучать язык сопровождает испанцев на протяжении всего периода обучения, например, есть возможность изучать второй иностранный язык с 16 лет.

Французские школьники изучают 2-3 иностранных языка к моменту окончания средней школы. Первый язык они выбирают в возрасте 11 лет – это или немецкий, или английский. А два года спустя они могут выбрать любой второй иностранный язык, при этом в учебную программу к английскому и немецкому прибавляется испанский.

В Швеции дети начинают изучать английский с 10 лет и продолжают его изучение все годы обучения в школе. Второй иностранный язык является обязательным до девятого года обучения в школе (до 15 лет), можно выбрать немецкий, французский, испанский и русский языки.

Учат ли иностранный язык дети в школах США?

В США языковое обучение определяется в каждом штате, единое законодательство для всей страны отсутствует. Не редкость найти ученика без знания какого-либо второго языка. Тем не менее, большинство штатов предлагают изучать второй язык 2 или 3 года, но количество языков отличается точно так же, как и политика штатов.

Интересный факт: по результатам исследования 2006 года только 15-20% американцев считают себя свободно владеющими двумя языками, по сравнению с 56% европейцев.

Так как Канада является страной с двумя официальными языками, то в школах обучение ведется и на английском, и на французском языках. Таким образом, обучение будет идти на родном языке вне зависимости от того, являетесь ли вы франко- или англоговорящим канадцем. Все ученики в обязательном порядке выбирают второй язык, предусмотренный образовательной программой 5-8 ступеней (в возрасте 10-14 лет).

В каком возрасте начинают изучать языки дети в Южной Америке?

С 1996 года в Бразилии действует закон, в соответствии с которым иностранный язык изучается 8 лет, в среднем по 3 часа в неделю. Английский язык - самый популярный второй язык в Бразилии, хотя каждый штат имеет право решать, какой язык будет преподаваться.

В Мексике в некоторых начальных школах половина уроков ведется на испанском языке, а вторая половина - на втором языке, выбранном в штате. Это означает, что с 6 лет дети обучаются на английском, или французском, или на языках коренного индейского населения – цоцильском или цельтальском. К 2018 году все начальные школы Мексики будут в обязательном порядке обучать английскому как второму языку.

Выводы

Тот факт, что страны уделяют особое внимание второму языку в системе образования еще раз доказывает, что англоязычная глобализация – это уже не тренд, а повседневная реальность. В странах наподобие Мексики, где английский не является государственным языком, именно английский выбирается язык в качестве второго языка. Тем временем, англоговорящие страны, такие как США и Англия, чувствуют свое преимущество и позволяют каждому учебному заведению принимать решение о введении дополнительных языков в учебную программу.

Результаты исследований подчеркивают связь между образовательной политикой и интегрированностью населения в глобальное сообщество, и в странах, избегающих обязательного изучения языков, население становится все более одноязычным и территориально замкнутым. Учитывая, что мегатрендом образования сейчас становится воспитание граждан мира, многим странам придется прививать своим гражданам потребность в изучении иностранных языков.

С репетитором по Skype – серьёзные знания в увлекательной и творческой форме.

Если вы ищите обычную среднюю школу, где больше всего подростков изучают русский язык, ищите ее не в Нью-Йорке или на Аляске или еще в каком-то районе со скоплением иммигрантов из этой страны.

Нет - зайдите в класс 213 школы Роберта Годдара с углубленным изучением французского (Robert Goddard French Immersion School) в округе Принс-Джорджес (штат Мэриленд); сегодня, например, у учительницы на коленях тут прыгает тряпичная кукла «Тётя Мотя». Дани Сандерс исполняет шуточную песенку о несчастьях этой куклы; четверо сыновей куклы за обеденным столом все время повторяют:

«Правая рука, левая рука; правое плечо, левое плечо», - каждый раз двигая называемой частью тела.

«А, а, а!» В этой фразе английский перевод и русский оригинал звучат одинаково.

В 2010 году, по данным отчета Комиссии по университетскому и доуниверситетскому обучению русскому языку, которая проследила численность учащихся в классах русского языка с 1984 года, у Сандерс русский язык изучали 176 учеников в восьми классах. В школе Годдара, единственной в этом регионе, ведутся занятия по развернутой программе обучения русскому языку. Из почти трехсот школ всех этапов обучения, предоставивших данные, Годдар имеет самую обширную программу среднего образования в стране.

Нередко в самых многочисленных классах русского языка учатся дети, продолжающие культурную традицию своих родителей. Но не у Годдара. В этой школе 82% учащихся - афроамериканцы или американцы латиноамериканского происхождения - в классе номер 213 нет ни одного ученика, русского по происхождению. Даже сама Сандерс родом из Болгарии.

У нее в классе кнопками к доске приколоты 33 буквы кириллицы. На другой доске висят карточки с цифрами, которые Сандерс нарисовала толстым фломастером. Только задание на дом - «повторить числа, от 1 до 100» - написано на английском языке: чтобы родители могли помочь своим детям при выполнении домашней работы.

«Язык легче учится, если заниматься дома и запоминать слова, - говорит двенадцатилетний Дэвид Вильямс, ученик седьмого класса. - Я так думаю, чем больше будет число языков, на которых я могу говорить, тем больше у меня будет возможности изменить мир. А все, что я хочу делать, - это изменить мир».

Необычное увлечение

Интерес к русскому языку, действительно, необычен. По данным отчета за 2008 года Американского Совета по обучению иностранным языкам (American Council on the Teaching of Foreign Languages), лишь 10% опрошенных среди учащихся средних школ выбрали бы для изучения русский язык, если бы у них была такая возможность.

Самым популярным иностранным языком - о желании изучать его заявило почти 40% опрошенных - оказался французский.

В основанной в 1986 году школе Годдара, дающей начальное и среднее образование, ученики учат оба эти языка. В эту школу детей принимают, по определенной процедуре, еще в детском саду. Преподавание тут ведется только на французском, за исключением двух курсов: английского языка и курса мировых языков.

Изначально руководство школы использовало курс мировых языков, чтобы познакомить детей со всем богатством и разнообразием нетрадиционных языков, таких как японский и суахили.

Но потом, лет через десять, рассказывает директор Кона-Фасья Непэй (Kona-Facia Nepay), руководство решила, что ученики должны интенсивно изучать какой-то один язык. По данным опроса родителей, рассказывает Непэй, 85% пожелали, чтобы их дети изучали русский.

Русский? На первый взгляд, выбор странный. Холодная война позади. Программы русского языка по всей стране сокращены, и некоторые преподаватели полагали, что обучение русскому языку в масштабах страны будет заморожено. Но в Принс-Джорджес этот язык оказался в уникально выигрышном положении.

«По мнению родителей, это поможет их детям поступить в школу Roosevelt», - рассказывает Непэй.

Средняя школа Элеанор Рузвельт (Eleanor Roosevelt), самая известная в округе средняя школа, с самым строгим отбором учащихся, на тот момент была единственным еще одним учебным заведением в Принс-Джордесе, где в программу входило обучение русскому языку. Родители учеников школы Годдара, по данным школьной администрации, надеялись облегчить своим детям поступление в эту школу за счет знания русского языка. И нередко их ожидания оправдывались.

Следование инструкции

Этой практике преимущества при поступлении для детей, владеющих русским языком, пять лет назад был положен конец, рассказывают сотрудники школы. Однако русский язык тем временем прочно вошел в культурную среду школы Рузвельта, несмотря на то, что китайский и арабский языки, например, сейчас имеют столь же важное значение, какое имел русский до распада Советского Союза.

Несмотря ни на что, после многолетнего период снижения интереса к русскому языку, многие учебные заведения, обучающие иностранным языкам, в самые последние годы восстановили - и даже усилили - свой курс русского языка, рассказывает Джон Шиллингер (John Schillinger), почетный профессор американского университета, собирающий материалы опросов о записи на учебные курсы.

Самые обширные программы существуют в средних школах, численность учеников в которых обычно растет за счет популярности преподавателя русского языка, говорит Шиллингер. До средней школы язык, как правило, преподают в форме вводного курса. Программа русского языка в школе Годдара отличается по объему и по серьезности подхода.

«Это не просто «займите их чем-нибудь на двадцать минут в день», - говорит Шиллингер. - Они учатся по учебникам университетского уровня, что говорит о том, что это насыщенная, интенсивная программа».

Сделать процесс учения радостным

В классе Сандерс такая насыщенная программа реализуется через игру.

Сандерс с почти максимально возможной скоростью указывает на одно число за другим, развешанные на доске, и ученики повторяют их с молниеносной скоростью. При изучении цветов ученики приносят с собой наборы цветных карандашей. Они используют куклы. Они смотрят мультики.

Поют песенки о тете Моте, которая нервничает, что ее дети не хотят есть.

«Правая нога, левая нога», - поют ученики.

Сандерс надеется, что к окончанию школы они смогут бегло говорить по-русски и овладеют основами письма.

«Я хочу иметь возможность попасть в Россию, мне нравится русская архитектура, - делится тринадцатилетняя семиклассница, Эва Макнабб. - Этот курс очень веселый. Мы учим много слов и выражений, а теперь начинаем учиться активно использовать их все вместе, в речи».