Сыпи

Открытое индивидуальное логопедическое занятие «Скажем вместе правильно. Конспект индивидуального логопедического занятия план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему Планы конспекты индивидуальных логопедических занятий в доу

Шипицына Ольга Ильинична

Учитель-логопед МОУ «Детский дом-школа №95»,

город Новокузнецк

Этап автоматизации звука Р в словах.

Цель: формирование звуковой стороны речи.

Коррекционно – образовательная задача: обучать выполнению артикуляционных упражнений в полном объёме, автоматизировать звук Р в словах.

Коррекционно – развивающая задача: развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую моторику, голос, речевое дыхание.

Коррекционно – воспитательная: воспитывать положительное отношение к занятию, самостоятельность, контроль за собственной речью.

Оборудование: картинка Буратино, презентация слайд-шоу овощей, бумажные пчёлы на ниточках, картинка Буратино с друзьями, два квадрата с расчерченными квадратиками, четыре плоскостных изображения квадрата и круга, десять пуговиц, плоскостные изображения двух труб (музыкальных): большой, маленькой.

Ход занятия
I. Организационный момент.

Логопед. Сегодня на занятие к тебе пришёл Буратино.

Он хочет показать тебе слайды.

На слайдах изображены: помидор, картофель, горох, кукуруза, брокколи.

Показ слайдов.

Логопед. Посмотри внимательно на эти картинки, назови их.

Как назвать одним словом, всё то, что ты видел на картинках?

Ребёнок. Овощи.

Логопед. Какой общий звук встречается во всех этих словах?

Ребёнок. Звук Р .
II. Сообщение темы занятия.

Логопед. Сегодня на занятии мы вместе с Буратино будем учиться произносить красиво и правильно звук Р .
III. Артикуляция звука.

Заслушивается ответ ребёнка.
IV. Характеристика звука.

Заслушивается ответ ребёнка.
V. Дыхательная гимнастика.

Логопед. Когда Буратино шёл к тебе в гости, то он увидел, как ему на встречу летят пчёлы.

Показ бумажных пчёл на ниточках.

Логопед. Посмотри на пчёл и подуй на них, представь, что они летят.
VI. Артикуляционная гимнастика.

  • Маляр.
  • Вкусное варенье.
  • Индюк.
  • Барабанщик.

VII. Речевая зарядка.

Логопед . Буратино любит играть на трубе.

У него их две и звучат они по – разному.

Большая труба звучит сурово, а маленькая звучит нежно, мягко.

Перед ребёнком выставляются две картинки с изображением двух труб: большой, маленькой .

Логопед показывает попеременно картинки и произносит слоги, а ребёнок повторяет.

РА – РО- РУ

РЫ – РУ – РА

РУ- РА –РЫ
VIII. Развитие фонематического слуха.

Дидактическая игра « Звуковая мозаика».

Перед ребёнком на столе лежит квадрат, расчерченный на несколько квадратов. А так же лежат геометрические фигуры: круг, квадрат. Такой же квадрат и геометрические фигуры лежат у логопеда.

Логопед. Посмотри, какие интересные фигуры тебе принёс Буратино.

Поиграем в игру. Я сейчас буду произносить слова со звуком Р , ты внимательно их слушай.

Если я произнесу слово со звуком Р , клади в первый квадрат маленький квадратик, а если я произнесу слово в котором не будет звука Р , то тогда клади в следующий квадрат круг.

Слова: картофель, помидор, капуста, лук, горох, редис.

Логопед одновременно с ребёнком на своём квадрате выкладывает соответствующие фигуры.

Затем два квадрата (логопеда и ребёнка) сравниваются между собой.
IX. Упражнение на развитие мелкой моторики, голоса.

Логопед. Посмотри, эта картинка, на которой изображён Буратино вместе со своими друзьями. Он подарит тебе эту картинку, если ты пройдёшь по волшебной дорожке.

Логопед достаёт пуговицы разных размеров от самых маленьких до больших в два ряда по пять пуговиц и выкладывает их к картинке.

Логопед. Сейчас я буду произносить слова, а ты внимательно их слушай и повторяй, нажимая пальчиками рук на пуговицы, начиная с самых маленьких пуговиц, говори при этом шёпотом, а потом всё громче и громче.

Ребёнок повторяет слова, нажимая при этом на пуговицы, попеременно всеми пальцами рук по-порядку, начиная с большого, а заканчивая мизинцем, так он проходит по дорожке и доходит до картинки, на которой изображён Буратино со своими друзьями .

Слова: торты, груши, помидоры, огурцы, моркови.
X. Упражнение в образовании творительного падежа.

Логопед. Посмотри на картинку и скажи, чем угощает Буратино своих друзей.

Ребёнок. Виноградом, тортом, зефиром, грушами
XI. Итог занятия. Оценка деятельности.

Логопед. Тебе понравилось заниматься с Буратино?

Ответ ребёнка.

Какой звук на занятии ты учился красиво произносить?

Ребёнок. Звук Р .

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Разработала учитель - логопед

Илюхина Ольга Васильевна

МБДОУ "Детский сад "Теремок"

комбинированного вида"

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях;

Закрепить навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Формировать умение образовывать множественное число имен существительных;

Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные.

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематический слух, речевое дыхание;

Упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука [С] в словах;

Развивать общую и мелкую моторику;

Развивать психические процессы: внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать навыки самоконтроля, доброжелательности;

Воспитывать положительное отношение к занятию.

Оборудование: пазлы «Совунья», шкатулка с картинками, предметные картинки: лиса, собака, весы, оса, кактус, сова, сумка, ананас, мясо, миска, фикус, снеговик, носки; картинный материал: ананас, рыба, шапка, сумка, сосна, лапти, собака, насос, парта, весы, косы, дом, кошка, компас, сова, оса, клоун, автобус, заяц, сок, сахар, конфета, глобус, жук, маска.

Ход занятия

1.Организационный момент

Здравствуй, Маша! Сегодня мы с тобой отправимся в гости. А к кому догадайся. Послушай загадку:

«Всех лечит вареньем и чаем,

Зарядку для всех назначает.

Энергичная болтунья,

Догадалась, кто это? »

Правильно, это Совунья. И сегодня мы с тобой будем продолжать работу со звуком [С]. Будем стараться произносить его правильно.

2. Артикуляционная гимнастика

Но сначала давай покажем Совунье какие упражнения для язычка ты можешь делать.

«Заборчик»

Зубки ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

«Горка»

Спинка язычка сейчас

Станет горочкой у нас.

Ну-ка, горка, поднимись!

Мы помчимся с горки вниз!

«Качели»

А сейчас качели вверх-

Тянем, тянем до небес.

Вниз теперь их полёт-

И никто не отстаёт.

«Загнать мяч в ворота»

Мы в футбол с тобой играем,

Мяч в ворота загоняем.

Дуй на ватку посильней,

Гол забей поскорей!

«Улыбка»

Наш Дениска - озорник

Тянет губки к ушкам.

Посмотрите, — говорит,

Я теперь — лягушка!

«Часики»

Наш веселый язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо.

«Вкусное варенье»

«Ох и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе -

Язычок я подниму

И, остатки оближу».

Молодец! У тебя все отлично получилось.

3. Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять-

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять-

В домик спрятались опять.

(Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же направлении).

4. Дыхательное упражнение «Подуй на бабочку».

Посмотри, как много цветов растет на полянке у Совуньи. И на них любят прилетать разноцветные бабочки. Давай подуем на бабочек.

5. Автоматизация звука [С] в слогах.

Совунья очень любит петь песенки, и всегда их напевает. Давай споем их вместе с ней.

са-со-су-сы ас-ос-ус-ыс

сы-са-су-со ыс-ас-ус-ос

су-со-сы-са ус-ос-ыс-ас

со-су-са-сы ос-ус-ас-ыс

Как красиво у тебя получилось. Совунья очень довольна!

6. Автоматизация звука [С] в словах.

Посмотри, какая красивая шкатулка у Совуньи. И там очень много картинок. Выбери только те картинки, в названии которых есть звук [С] и назови их.

Картинный материал: ананас, рыба, шапка, сумка, сосна, лапти, собака, насос, парта, весы, косы, дом, кошка, компас, сова, оса, клоун, автобус, заяц, сок, сахар, конфета, глобус, жук, маска.

(Ребенок выполняет задание).

6. Игра «Скажи ласково»

Сад-садик

Лес-лесок

Пояс-поясок

Сын-сыночек

Самолет-самолетик

Сумка-сумочка

Носок-носочек

Сундук-сундучок

7. Игра «Что с чем?»

Лиса с хвостом

Лестница со ступеньками

Сом с усами

Краски с кисточкой

Сахарница с песком

Куст с листьями

Автобус с колесами

Совок с мусором

Скамейка со спинкой

Кастрюля с рисунком

8. Автоматизация звука [С] в предложениях.

Совунья любит сочинять стихи. А чтобы ей было легче, подскажи ей последние словечки.

Динь-дон, динь-дон

В переулке ходит… (слон)

И рыщут по дороге

Слоны и … (носороги)

Эй, не стойте слишком близко -

Я тигренок, а не … (киска)

На дне реки усатый сом

Сладко спит и видит… (сон)

Чтобы ноги отдохнули,

Посиди-ка ты на … (стуле).

9. Образование притяжательных прилагательных.

Совунья очень любит готовить. И она решила приготовить вкусный сок из фруктов и ягод. А ты скажи, какой сок у нее получился?

Сок из слив? - сливовый

Сок из ананасов? - ананасовый

Сок из абрикосов? - абрикосовый

Сок из смородины? - смородиновый.

10. Физкультминутка.

Давай немного отдохнем. Слушай стишок и повторяй движения вместе с Совуньей.

Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок.

Правой вверх и левой вверх,

В стороны и накрест.

Тук, тук, тук, тук,

Повернись скорей вокруг.

11. Формирование навыка звукового анализа

Игра «Где спрятался звук [С]?»

Совунья приготовила для тебя еще одно задание: посмотри на картинки, и определи место звука [С] в словах: в начале, в середине или в конце слова?

(лиса, собака, весы, оса, кактус, сумка, ананас, мясо, киска, миска, фикус, компас, ступеньки, санки, лестница)

12. Развитие лексико-грамматического строя речи.

Игра «Один-много»

Совунья любит играть, поиграй с ней. Она будет называть один предмет, а ты много таких предметов.

Полоса- полосы

Колбаса-

Оса-

Касса-

Салют-

Сахар-

Сундук-

Сова-

Сад-

13. Развитие мелкой моторики.

Послушай стихотворение про сову и выучи наизус

В саду темно, все спят давно.

Одна сова не спит, на суку сидит.

Если соберешь правильно пазлы, то получится протрет Совуньи. Давай соберем и подарим ей.

(Ребенок собирает).

14. Итог занятия.

Какой звук мы сегодня учились правильно произносить?

Молодец! Ты хорошо занималась.! Не забывай дома и в группе правильно произносить звук [С]».

Совунье очень понравилось, как ты выполняла задания.

Тема: Тайны деревьев.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с особенностями деревьев. Научить видеть взаимосвязи деревьев с окружающей средой (вода, солнце, почва, животные, насекомые). Активизировать умение обследовать спиленную часть дерева с помощью различных анализаторов. Закреплять названия частей дерева. Продолжать учить детей выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определение понятиям ноябрь, проводить эксперименты, делать выводы. Формировать представление о значении деревьев в жизни человека, дать представление об изготовлении бумаги. Воспитывать бережное отношение к деревьям, экологическую культуру.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В.: Дети, с чего начинается утро?

Д.: С утренней гимнастики, с улыбки, с умывания, с завтрака. Какими словами начинается новый день? Утро начинается с приветствия. Давайте улыбнемся и поздороваемся с гостями, подарим всем хорошее настроение.

В.: Вспомним, какое сейчас время года? Докажите пожалуйста, что сейчас осень.

Д.: На улице стало холодно. Дует холодный ветер. Солнышко не греет как летом. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Часто землю покрывают туманы. Взрослые и дети тепло одеваются. Птицы улетели в теплые края. Звери готовятся к зиме. Люди собирают урожай. Идут затяжные дожди. Сохнет трава. Опадают листочки с деревьев.

В.: Осень (какая?)

Д.: Златовласая, игривая, переменная, дождевая, темная, мрачная, багровая, тихая, урожайная, унылая, туманная, холодная, мечтательная, очаровательная, печальная, щедрая, трудолюбивая, богатая.

Какой сейчас месяц осени? Почему его так называют? (Ноябрь).

И сегодня мы рассмотрим все, что касается деревьев и явлений ноября.

Дидактическая игра «Кто дружит с деревьями?»

Нужно выбрать иллюстрации с друзьями дерева и объяснить, почему они дружат? (Создают схему).

Упражнение «Похожи деревья на людей?»

В.: Дети, похожи деревья на людей?

Д.: У деревьев есть дети и у людей есть дети.

Да, ведь они живые, дышат.

Их ветви похожи на человеческие руки, а стволы на ноги.

Они двигаются, шелестят листьями.

В.: Деревья растут, как люди.

Д.: Нет, потому что люди могут ходить и говорить, а деревья не могут).

В.: - А у деревьев носы? Могут ли они дышать?

Д.: - Нет, носов нет, но они, как и мы, дышат. В этом им помогает листьев. В каждом листе есть небольшие отверстия для поглощения воздуха. Листочек вдыхает загрязненный воздух, а выделяет чистый.

В.: - А у деревьев глаза? Могут ли они видеть?

Д.: - Нет, а значит и видеть они не могут).

В.: - А у деревьев есть ротик? Как они едят?

Д.: - Деревья получают необходимое питание с помощью корней. Корни впитывает растворенные в воде питательные вещества.

В.: - Из каких частей состоит дерево?

Д.: - корень, ствол, крона, ветви.

В.: - Мы превратимся в исследователей и будем исследовать части дерева, садитесь за свои места.

Опыт 1. «Признаки дерева».

В.: Что это? (Часть дерева, пенек). Рассмотрите спиленную часть дерева. Какая она на ощупь? (Твердая, теплая, гладкая, шероховатая). Какого она цвета? (коричневая). Понюхайте. Чем пахнет дерево? Дерево тепло держит, поэтому из него строят дома.

Опыт 2. «Возраст дерева».

В.: Как можно узнать возраст человека? А как вы думаете, как можно узнать, сколько живет дерево? Обычно, чем старше дерево, тем оно толще. Если дерево спилить, то на спиленном месте будет видно кольца, по которым и определяют, сколько лет дереву. Их еще называют годовыми кольцами: прошел год - прибавилось одно кольцо.

Опыт 3 «Измерение толщины ствола с помощью веревки».

Дети с помощью веревки измеряют толщину спиленных частей дерева, на которых делают пометку фломастером. Расправляют обе веревки, сравнивают их по длине. Определяют у кого толще пенек (работа в парах).

Возраст дерева мы определили, а теперь немного поиграем.

Дидактическая игра «Осенние листочки».

1. Листик желтый, как... (одуванчик, цыпленок, солнышко, золото)

2. Листик легкий, как... (пушинка, перышки, снежинка, паутинка)

3. Листик облетает и кружит, как... (птица, бабочка, лепесток цвета)

4. Земля покрывается осенними листьями, как... (ковром, одеялом, покрывалом)

Упражнение «Почему так бывает».

В.: Объясните, почему опадают листья?

Д.: 1. Деревья не впитывают воду, от этого листочки становятся ломкие и опадают.

2. Становится холодно, листочки сохнут.

3. Осенью мало света, дни короткие, поэтому листочки желтеют и краснеют

В.: А теперь придумаем сказочное объяснение, почему опадают листочки.

1) Ветер не хочет дружить и срывает листочки.

2) Приходит осень и очаровывает дерева до весны.

3) Осень хвастлива, хвастается перед летом, весной, зимой, очень красивые имеет наряды, поэтому становится серая.

4) Деревья любят лето, когда приходит осень, они ее не слушаются и сбрасывают листочки и засыпают.

5) Осень будит злой ветер, он дует и срывает листочки.

В.: Сегодня мы попадем в сказку и узнаем почему опадают листочки. Для этого произнесем волшебные слова.

Просмотр сказки-драматизации:

«Сказка о девочке Маринку»

Маринка: Почему листья шелестят? Почему оно осенью желтеет?

Дуб: Листочки мои шепчут, потому что радуются солнышку. Зеленые, потому что в каждом листочке много-много зеленых зерен. Зерна такие маленькие, что их не увидишь. Но каждое зерно, как завод, спрятанное оно под кожу листа. Эти заводы готовят пищу всему дереву.

Маринка: Нет, дерево кормят корни.

Дуб: Без корней тоже не прожить, оно работает, как насосы качают из земли воду. В этой воде растворено много необходимых веществ, но этого недостаточно. Вот и приступают к работе маленькие зеленые заводы, которые находятся в листве. Они берут грязный воздух из этого воздуха, воды, добытой корнями, зернышки-заводы делают строительный материал для новых веточек, почек, корешков.

Маринка: Я не хотела Вас будить, я листочки цепляла, а то последние отпадут.

Дуб: Эх ты! Мне пора отдыхать. Сейчас дни все короче, света все меньше, следовательно деревьям пора спать. В листочках зеленые заводы исчезли, растворились. Как сахар в воде, потому что они любят тепло и щедрое солнце. Не стало зеленых зернышек, стали листья желтые и красные, потому что появились желтые и красные зернышки. А потом листочки высыхают и падают.

Маринка: Что вы будете делать без листьев? Кто вас будет кормить зимой?

Дуб Зимой деревья ни есть, ни пить не будут. Зимой мы не растем, не цветем, только спим.

В.: Я предлагаю вернуться в детский сад и проверить на опытах, о чем Маринке и нам рассказал дуб.

Следует руками помахать, вокруг себя покружить

Опуститься и подняться, в сказочный мир добраться.

В.: Посмотрите на зеленый листочек, на котором изображено? (Зеленый листочек с заводами).

Какую пользу заводы приносят дереву? Что нужно, чтобы эти заводы работали? (Солнышко, свет - самое главное для листочков).

Почему же листочки желтеют? (Осенью мало света, потому что дни короче. В листочках зеленые зерна - заводы исчезают, остаются только желтые и красные).

Опыт «Почему лист зеленый»

В.: Положим листочек в белую ткань, постучим по ней кубиком. Что появилось на ткани? (Зеленые пятна). Именно это зеленое вещество окрашивает лист. Когда наступает осень, становится холоднее, меньше солнышка. Эта зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не исчезает совсем. Что происходит тогда с листочком. (Он становится желтым, красным, багровым, оранжевым).

В.: Ребята, а какую пользу приносят деревья? (Есть украшением парка, дают плоды людям и животным, очищают воздух, дом для зверей, птиц, дают людям тень, прохладу, лечат, из него делают мебель, посуду, бумагу).

Изготовление бумаги.

В.: Из чего изготавливают бумагу? Чтобы сделать хорошую бумагу, приходится рубить деревья. Люди научились делать бумагу из использованной, ненужной бумаги, чтобы сохранить деревья.

В.: Сначала нам нужно порвать бумагу на маленькие кусочки. Сложим их в блендер. Заливаем все горячей водой и взбейте все в блендере. Это я сделаю сама, потому что горячей водой можно обжечься, а блендер - электроприбор, при пользовании которого нужно соблюдать технику безопасности. Мы получили «кашицу». Добавляем клей ПВА, гуашь любого цвета. Получаем раствор.

Начинаем самое интересное - изготовление листа бумаги.

В.: Перед каждым из вас лежит полотенце на клеенке, накрытой тканью, губки и пяльцы с сеточкой. Возьмите пяльцы, окуните в «кашицу» из бумаги. Когда в сеточке будет достаточное количество смеси, накройте пяльцы с «кашицей» тканью и губкой соберите лишнюю влагу. Украсьте листиками, лепестками цветов и оставьте до высыхания. (Дети делают бумагу, воспитатель помогает).

В.: Бумага будет готова для использования, когда высохнет. Я сделала бумагу заранее, просушила и сейчас покажу. Запомните, использованную бумагу следует сдавать на переработку - это поможет сохранить жизнь многим деревьям.

Итог занятия: просто і без проблем.

Тема:

Развитие звукового анализа;

Цель:

5. Формирование звукового анализа;

6. Развитие мелкой моторики;

Оборудование:

Карточки-сигналы, звуковая горка, флажок, экран (ширма), лист плотной шершавой бумаги.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Нормализация мышечного тонуса мимической мускулатуры и мускулатуры артикуляционного аппарата.

Массаж лба

? Упражнение № 1


? Упражнение № 2

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;


? Упражнение № 3

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: растирание лба от середины к вискам.


? Упражнение № 4

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: растирание лба от бровей к волосистой части головы.


? Упражнение № 5

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: проводится массаж точек, находящихся над линией бровей, от середины к периферии.

Массаж щек

? Упражнение № 1

Описание: осуществляются вращательные поглаживающие движения по поверхности щек.


? Упражнение № 2

Цель: укрепление и стимуляция мышц лица и мышц мягкого неба;

Описание: проводится поочередный массаж точек: БАЙ-ХУЭЙ, ИНЬ-ЦЗЯО, ДУЙ-ДУАНЬ.


Массаж скуловой мышцы

? Упражнение № 1

Описание: поглаживание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.


? Упражнение № 2

Цель: активизация мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта;


? Упражнение № 3

Цель: укрепление и активизация скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта;

Массаж губ

? Упражнение № 1

Цель: укрепление мышц губ; Описание: поглаживание губ от середины к углам.


? Упражнение № 2

Цель: укрепление мышц губ; Описание: разминание губ от середины к углам.


? Упражнение № 3


? Упражнение № 4

Цель: стимуляция мышц губ; Описание: обкалывание губ от середины к углам.


? Упражнение № 5

Цель: укрепление и активизация круговой мышцы рта, мышц, поднимающих верхнюю губу и углы рта кверху и мышц, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз;

Описание: обкалывание против часовой стрелки круговой мышцы рта;


? Упражнение № 6

Цель: стимуляция мышц губ; Описание: похлопывание губ от середины к углам.

Массаж языка

? Упражнение № 1

Цель: укрепление и активизация продольных мышц языка;

Описание: поглаживание продольных мышц языка от корня к кончику языка.


? Упражнение № 2

Цель: укрепление продольных и поперечных мышц языка;

Описание: ритмичное надавливание на язык от корня к кончику.


? Упражнение № 3

Цель: укрепление мышц языка и увеличение подвижности языка;

Описание: проводится обкладывание языка от корня к кончику языка и по боковым краям языка.


? Упражнение № 4

Цель: укрепление и стимуляция поперечных мышц языка;

Описание: поглаживание языка из стороны в сторону, в направлении от корня к кончику языка.


? Упражнение № 5

Цель: укрепление язычной мускулатуры;

Описание: разминание языка.


Выполнение ребенком статических подготовительных упражнений (при выполнении ребенок удерживает артикуляционную позу 10–15 секунд). Упражнения: «Забор», «Окно», «Трубочка», «Мост», «Лопата» (упражнения выполняются перед зеркалом).



Поочередное выполнение артикуляционных упражнений с ориентировкой на карточки-сигналы (упражнения выполняются перед зеркалом).


Изолированное произнесение звука [а]:

Произнесение звука [а] с различной длительностью – дидактическая игра «Горка». Ребенку предлагается вместе со звуком [а] покатиться на горке: при поднятии вверх – длительное произнесение звука [а], при спуске – короткое произнесение звука [а], задание выполняется с опорой на наглядность.


5. Развитие слухового внимания

Логопед хлопает в ладоши (за экраном) определенное количество раз, а ребенок произносит звук [а] столько раз, сколько раз хлопнул в ладоши логопед.


6. Формирование звукового анализа – выделение первого ударного звука в составе слога.

Логопед произносит слоги, в составе которых присутствует звук [а], ребенок должен поднять флажок, если услышит звук [а] в начале слога.


7. Развитие мелкой моторики рук – пальцевая гимнастика.

Логопед предлагает ребенку сконструировать лодку из бумаги. Логопед демонстрирует правильное выполнение задания, а ребенок затем ребенок выполняет задание без вмешательства логопеда (конструирование выполняется из плотной шершавой бумаги). Предварительно обучение проходило в группе.


8. Итог занятия.

Логопед спрашивает у ребенка, произношение какого звука они отрабатывали на занятии.

Конспект № 2

Тема:

Автоматизация звука [ж].

Цель:

1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры;

2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата;

3. Закрепление правильного произношения звука [ж] (в изолированном произношении и в слогах);

4. Развитие фонематического слуха;

5. Развитие мелкой моторики.

Оборудование:

Материал для развития мелкой моторики.

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры

Массаж лба

? Упражнение № 1

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: поглаживание лба от середины к вискам.


? Упражнение № 2

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: разминание лба от середины к вискам.


? Упражнение № 3

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание, растирание лба от середины к вискам.


? Упражнение № 4

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: выполнение спиралевидных движений от середины лба к вискам.


? Упражнение № 5

Цель: укрепление и стимуляция лобных мышц;

Описание: постукивание лба от середины к вискам.

Массаж щек

? Упражнение № 1

Цель: стимуляция мышц, поднимающих угол рта;

Описание: выполнение вращательных поглаживающих движений по поверхности щек.


? Упражнение № 2

Цель: укрепление и активизация мышц лица и мышц мягкого неба;

Описание: массируется отрезок по дуге нижней челюсти от точки ЦЗЯ-ЧЭ до точки ДИ-ЦАН. Далее от точки ДИ-ЦАН до точки А; затем, массируется отрезок от точки А до точки ЦЗЯ-ЧЭ. После этого отрезка массируется отрезок вдоль нижней челюсти от точки 24 J до точки ЦЗЯ-ЧЕ. Затем проводится массаж отрезка от точки ЦЗЯ-ЧЭ до точки ТИН-ХУЭЙ.

Массаж скуловой мышцы

Упражнение № 1

Цель: укрепление скуловой мышцы;

Описание: растирание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.


Упражнение № 2

Цель: активизация мышц, опускающих нижнюю губу;

Описание: проводятся спиралевидные движения от середины подбородка к мочкам ушей.


Упражнение № 3

Цель: укрепление и активизация мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта;

Описание: пощипывание скуловой мышцы от середины подбородка к мочкам ушей.

Массаж губ

Упражнение № 1

Цель: укрепление мышц губ; Описание: легкое растирание губ от середины к углам.


Упражнение № 2

Цель: укрепление и активизация мышц губ;

Описание: разминание губ от середины к углам.


Упражнение № 3

Цель: укрепление и активизация мышц губ;

Описание: пощипывание губ от середины к углам.


Упражнение № 4

Цель: укрепление и активизация круговой мышцы рта, поднимающих верхнюю губу и углы рта кверху и мышц, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз;

Описание: проводится обкалывание против часовой стрелки круговой мышцы рта.


Упражнение № 5

Цель: укрепление и активизация мышц губ;

Описание: проводится точечный массаж по линии губ от середины к углам.

Массаж языка

Упражнение № 1

Описание: поглаживание от кончика языка к корню языка.


Упражнение № 2

Описание: легкое поглаживание языка из стороны в сторону.


Упражнение № 3

Цель: подавление гиперкинезов в мышцах языка и уменьшение саливации.


3. Нормализация моторики артикуляционного аппарата

Изолированное выполнение артикуляционных упражнений. Упражнения: «Забор», «Окно», «Мост», «Лопата», «Лопата копает», «Вкусное варенье», «Фокус», «Теплый ветер», «Жук».


(Упражнения выполняются перед зеркалом).


Поочередное выполнение артикуляционных упражнений перед зеркалом;


4. Автоматизация звука [ж] в слогах Ребенку предлагается воспроизвести слоги:

Жда-ждо – жду-жды

Ждо-жду-жда-жды

Жду-ждо-жды-жда

Ждо-жды-жду-жда


Жна-жно-жну-жны

Жно-жну-жны-жна

Жну-жны-жна-жно

Жны-жно-жну-жна


Джа-джо-джу-джи

Джо-джу-джи-джа

Джу-джи-джо-джа

Джи-джо-джу-джа


5. Развитие фонематического слуха Выделение слов на звук [ж] из скороговорок. Ребенку предлагается прослушать скороговорки и, если он услышит слово со звуком [ж], то он должен хлопнуть в ладоши.

Жук жужжит: «Жу-жу-жу!»

Я живу, не тужу,

Я на ветке сижу

И жужжу, жужжу, жужжу.


Жук упал, и встать не может,

Ждет он, кто ему поможет.


6. Развитие мелкой моторики

Ребенку предлагается выложить аппликацию «жук» (по контуру) с помощью зерен гречихи.


7. Итог занятия

Логопед спрашивает у ребенка, произношение какого звука отрабатывали на занятии.

Конспект № 3

Тема:

Развитие слухового внимания.

Цель:

1. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры;

2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата;

4. Развитие слухового внимания;

5. Развитие мелкой моторики;

Оборудование:

Сюжетная картинка «В деревне», карточки-сигналы.

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры

Массаж шеи

Упражнение № 1

Цель: расслабление мышц шеи и плечевого пояса; Описание: проводят поглаживания шеи сверху вниз.

Массаж лба

Упражнение № 1

Описание: проводят легкое поглаживание лба от висков к центру.


Упражнение № 2

Цель: расслабление лобных мышц;

Описание: проводят поглаживание лба от волосистой части головы к линии бровей.


Упражнение № 3

Цель: расслабление лобных мышц;

Описание: проводят легкие спиралевидные движения от висков к центру лба.

Массаж щек

Упражнение № 1

Цель: расслабление мышц лица;

Описание: осуществляется массаж одновременно в точках ИН-СЯН, СЯ-ГУАНЬ, ЭР-МЭНЬ.


Упражнение № 2

Цель: расслабление мышц щек;

Описание: выполняют вращательные поглаживающие движения по поверхности щек.

Массаж скуловой мышцы

Упражнение № 1

Цель: расслабление скуловых мышц и мышц, опускающих нижнюю губу и угол рта;

Описание: легкое поглаживание скуловых мышц от мочек ушей к середине подбородка.


Упражнение № 2

Цель: расслабление скуловых мышц;

Описание: проводят легкие спиралевидные движения от мочек ушей к середине подбородка.

Массаж губ

Упражнение № 1

Цель: расслабление круговой мышцы рта, мышц, поднимающих верхнюю губу и углы рта кверху, опускающих нижнюю губу и углы рта вниз.

Описание: легкое поглаживание круговой мышцы рта.

Точечный массаж речевой мускулатуры

Упражнение № 1

Цель: снятие мышечного беспокойства в речевой мускулатуре;

Описание: проводится перекрестный массаж в точке, которая находится в середине левой носогубной складки и в точке, которая находится под углом губ справа. Затем массаж выполняется на противоположной стороне.


Массаж языка

Упражнение № 1

Цель: подавление гиперкинезов в мышцах;

Описание: проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно.


Упражнение № 2

Цель: расслабление продольных мышц языка;

Описание: легкое поглаживание языка от кончика к корню.


Упражнение № 3

Цель: расслабление поперечных мышц языка.

Описание: легкое поглаживание языка из стороны в сторону, в направлении от кончика языка к корню языка.


3. Нормализация моторики артикуляционного аппарата

Выполнение ребенком статических подготовительных упражнений (при выполнении ребенок удерживает артикуляционную позу 10–15 секунд). Упражнения: «Забор», «Окно», «Трубочка», «Мост», «Лопата» (упражнения выполняются перед зеркалом).


Дидактическая игра «В деревне».

Описание игры: на большом листе изображен деревенский пейзаж, во дворе гуляют домашние животные со своими детенышами. Логопед предлагает ребенку помочь животным позвать своих детенышей (логопед дает образец выполнения задания).

– Мы позовем гусенка – Га-га-га.

– Мы позовем мышонка, позовем его тихо-тихо, чтобы не услышала кошка – Пи-пи-пи.

– Мы позовем теленка, мы будем звать его громко, он далеко ушел от коровы – Му-му-му.

– Мы позовем котенка, мы будем звать его ласково – Мяу-мяу.

– А теперь громко-громко позовем щенка – Ав-ав-ав.

(Все фигурки на сюжетной картинке свободно перемещаются, и во время звукоподражательных упражнений фигурки детенышей перемещаются ребенком к их мамам).


5. Развитие слухового внимания – различение неречевых звуков.

Ребенку демонстрируются предметы и звуки, которые издают эти звуки (ложка в стакане, шуршание бумаги, губная гармошка, свисток, колокольчик). Затем предметы убираются за ширму, а ребенку раздаются карточки-сигналы, на которых изображены эти предметы. Логопед, за ширмой, издает звуки, а ребенок поднимает карточку-сигнал, на которой изображен предмет, издающий звук.


6. Развитие мелкой моторики – укрепление мышц рук.

Ребенок выполняет самомассаж кистей:

Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением скорости (8-10 секунд);

Грецкий орех положить между ладонями и выполнять круговые движения по часовой стрелке (8-10 секунд);


7. Итог занятия – логопед спрашивает у ребенка, звуки каких предметов они сегодня различали на занятии.

Условные обозначения

легкое поглаживание.

глубокое поглаживание.

лёгкое пощипывание.

глубокое пощипывание.

лёгкое растирание.

глубокое растирание.

надавливания.

постукивания.

вертикальное поглаживание.

вращательное поглаживание.

лёгкое растирание.

глубокое растирание.

точечная вибрация.

вращательное поглаживание с надавливанием.

похлопывание сверху вниз и снизу вверх.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука Ш в слогах, словах, предложениях»

Цели:
Автоматизация звука Ш в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Закрепить навыки правильного произнесения звука Ш в слогах, словах, предложениях;
Способствовать развитию фонематического слуха;
Способствовать развитию восприятия, внимания, мышления, памяти;
Активизировать словарный запас;
Развитие связной речи;
Развитие общей моторики;
Воспитывать любознательность, заинтересованность, инициативность, самостоятельность;
Поддерживать интерес к занятиям.
Оборудование:
Модели Смешариков, предметные картинки, воздушные шарики, картинки-символы, зеркало, макет звука Ш, Аудиозапись «Круглой песни» из мультфильма «Смешарики».
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие, в страну Смешариков.
(Логопед читает стихотворение и выставляет фигурки главных героев.)
Живут в стране шарики,
Шарики-Смешарики.
Это баран, зовут Бараш.
Умный лось, зовут Лосяш.
Шустрый кролик, зовут Крош.
Этот кролик так хорош!
Пухленькая хрюша, зовут её Нюша.
Смешарики приглашают к себе в гости не только нас, но и свой любимый звук. Послушай еще раз, как звучат их имена и скажи, какой общий звук ты услышал? Да, это звук Ш. И сегодня мы будем играть с этим звуком.
2. Артикуляционная гимнастика.
Перед дальней дорогой в страну Смешариков надо размяться.
(Проводится артикуляционная гимнастика по картинкам - символам:
«Лопатка», «Качели», «Чашечка», «Маляр», «Лошадка», «Грибок», «Вкусное варенье»,
«Гармошка»).
3. Автоматизация изолированного звука Ш.
В страну Смешариков ведет очень длинная дорога. Дорога сложная, очень извилистая. Проведи пальчиком по бумаге наш путь в эту страну и одновременно произноси ш-ш-ш... Только так мы сможем туда добраться. Вот мы и добрались.
4. Акустико-артикуляционная характеристика звука Ш.
Выставляется макет звука.
А вот и звук Ш. Давай вспомним и расскажем его характеристику.
В каком положении губы? (Вытянуты вперед).
Где находится язычок? (Вверху за зубами в форме “чашечки”).
Покажи рукой, какой язык.
Из ротика выходит с шипением теплый воздух.
Какой это звук – гласный или согласный? (Согласный).
Твердый или мягкий? (Звук Ш всегда твердый).
Квадратиком какого цвета мы его обозначим? (Синего).
4. Произнесение звука Ш в слогах с разным ритмом и интонацией.
Бараш предлагает тебе поиграть в игру “Повторялки”. Он будет произносить слоги, а ты будешь их повторять так, как он скажет.
Ша-ша-ша
Шо-шо-шо
Шу-шу-шу
Ша-шо-шу
Аш-аш-аш
Ош-ош-ош
Уш-уш-уш
Аш-ош-уш
Мы поиграли с Барашем и звуком Ш, отправляемся дальше в путь.
5. Произнесение звука Ш в словах.
В стране Смешариков нас встречает Лосяш. Он хочет поиграть с тобой в слова-рифмы. Посмотри на картинки, названия каких картинок звучат похоже, положи эти картинки рядом.
Подушка…(лягушка),
Шишка…(мишка),
Мошка…(кошка),
Камыши…(малыши),
Мишка…(шишка),
Мушка…(пушка),
Машина…(шина),
Окошко…(лукошко),
Мышка…(вышка),
Ватрушки…(игрушки),
Молодец, ты справился с заданием. Мы попрощаемся с Лосяшем и отправляемся дальше.
6. Физкультминутка.
Мы прошли очень длинный путь и нам надо отдохнуть. Давай подвигаемся под «Круглую песенку» на ковре и поиграем с воздушными шариками. Смешарики предлагают вместе с ними спеть их любимую круглую песенку.
7. Развитие фонематического слуха.
А теперь в стране Смешариков нас встречает кролик Крош. Он тоже хочет поиграть с тобой. Он подготовил для тебя игру. Я буду называть слова правильно и неправильно звучащие, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь правильное слово.
Далыши, калыши, малыши, талыши.
Ламыши, гамыши, намыши, камыши.
Мувшин, дувшин, тувшин, кувшин.
Сапка, чапка, щапка, шапка.
Сайба, майба, шайба, дайба.
Молодец, мы отправляемся дальше в путь.
8. Закрепление звука в предложениях.
Мы пришли в гости к пухленькой Нюше. Она приготовила свою игру. Я буду называть слова, а ты из этих слов составь предложение.
Нюши, у, красивый, бант.
Нашёл, белый, Крош, гриб.
Лес, пошёл, Лосяш, в.
Луну, смотрит, на, Бараш.
9. Итог занятия.
Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в страну Смешариков. Ты сегодня правильно говорили звук Ш. Смешарики награждают тебя за хорошую работу воздушным шариком. Молодец, до свидания!