Сыпи

Рабочая программа "мир вокруг нас". Комплексно-тематическое планирование на неделю «Мир вокруг нас (что из чего сделано?) Мир вокруг нас тема недели ясельная группа

Надежда Беленко
Фрагмент рабочей программы в старшей группе. Неделя «Предметный мир вокруг нас»

с 28.11 по 2.12 (1 неделя декабря)

Цель: - расширять кругозор детей через знакомство с предметным миром; формировать у детей представление о предметах ближайшего окружения.

Задачи: учить различать и называть посуду; познакомить с ее назначением; закреплять знания о предметах мебели, одежды; поддерживать и развивать интерес к совместному с взрослым и самостоятельному обследованию предметов; сравнивать предметы по основным свойствам (цвету, форме, размеру, устанавливая тождество и различие; развивать навыки безопасного поведения в быту.

1. Дни недели. 2. Приоритетные виды деятельности. 3. Непосредственно - образовательная деятельность детей и взрослых. 4. Образовательная деятельность в режимных моментах по реализации образовательной темы на основе интеграции различных видов деятельности. 5. Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей. 6. Проектирование ППС в рамках реализации образовательной программы.

7. Взаимодействие с родителями и социальными партнерами.

Понедельник 28.11 Познавательно-исследовател. деятельность (математика) в интеграции с элементами трудовой деятельности. Двигательная деятельность с игровой деятельностью (по плану физкультурного руководителя). «Количество и счет. Число и цифра 7. Состав числа 7. Далеко – близко"Р. П. Новикова стр. 30,П. А. Фалькович стр. 111.«Мы - изобретатели».Волчкова В. Н. стр. 100.

4. Развивающая образовательная ситуация на игровой основе «Комната для куклы Кати».

Рассматр. иллюстраций предметов мебели. (использование в речи прилагательных и глаголов).

Наблюдение за перелетными птицами.

Труд: на многолетние растения нагрести снега.

П/и: «Береги предмет», «Дорожки».

Игры малой подвижности

«Большой шнур» (перепрыгивание через шнур, подлезание под шнур).

5. Индивидуальная работа на прогулке (по плану психолога).

Кружок «Мукосолька» ДДТ.

Кружок «Фитбол –гимнастика» (по плану физкультурного работника). Индивидуальная работа с Андреем, Сашей, Матвеем на тему: «Назовите предметы в вашем доме».

Индивидуальная работа с Соней, Костей, Матвеем закрепление звуков «А», «О».Загадки. Дети угадывают знакомые звуки в отгадках

Д/И «Что изменилось?» (закреплять понятия большой, маленький, знание основных цветов и формы предметов)

Лабиринты «Мой дом».

6. В уголке ИЗО с помощью геометрического трафарета изобразить предметы мебели.

В мини-библиотеке чтение К. Чуковского «Телефон» .

В игровом уголке «Магазин Мебель».

В матем. уголке из кубиков построить дом, разделить его на комнаты, обставить мебелью.

Физкультурный уголок (по плану физкультурного руководителя)

7. Консультация «Как правильно одеть ребенка на прогулку».

(логоритм одевания и раздевания).

Вторник 29.11 Познавательно- исследовательская деятельность (познавательное развитие)

Изобразительная деятельность (лепка). Музыкальная деятельность (по плану музыкального руководителя). «Искусственные материалы необходимы» Волчкова В. Н. ст. 98 «Какие звери живут в зимнем лесу?» Бондаренко Т. М. ст. 186

4. Беседа на тему: «Инструменты».

Загадывание загадок об инструментах.

Опыт: «Пар – тоже вода».

Наблюдение за животным. (кошкой).

Труд навести порядок в физкультурном уголке.

Д/и: «Кто что делает?», «Опиши, мы угадаем».

Подвижные игры: «Беги к тому, что назову», «Лиса и куры».

Музыкальная деятельность на прогулке (по плану музыкального руководителя)

Коммуникативные танцы на прогулке (по плану физкультурного работника)

Школа мышления (по плану психолога)

5. Индивидуальная работа с Захаром, Ильей, Максимом составление рассказа о папиных инструментах, какую помощь дети оказывают папе, что вместе ремонтировали.

Индивидуальная работа с Андреем, Никитой назвать неодушевленные предметы.

Экологические игры: «Времена года», «Когда это бывает?»

Музыка в режимных моментах (укладывание на дневной сон).

6. В уголке ИЗО раскр. инструмен.

В уголке матем. Упражнение «Соедини цифры по порядку», «Цифры потерялись».

Д. И. «Найди звук», «Назови одним словом».

В спорт. уголке –двигательное упражнение: «Рыжая лисичка».

Пал. игры: «Флажок», «Машина», «Цветок».

С/Р. игра: «В автомастерской».

Досуг здоровья.

Кружковая работа с родителями «Семейная гостиная».

Среда 30.11 Коммуникативная деятельность (развитие речи).Изобразительная деятельность

(рисование).Двигательная деятельность (по плану физкультурного руководителя).

День открытых дверей для родителей и законных представителей. НОД «Путешествие к цветку дружбы».Рисование лепестков цветка разными способами НТР.

4. Беседа «Правила безопасности при использовании электрических предметов».

Рассматривание иллюстраций электрических приборов.

Наблюдение за погодой. (ветренная, ясно, облачно, температура).

Опыт: «Вода – жидкая, может течь, занимает форму предмета».

Труд навести порядок в уголке природы.

Д. И. «Узнай по описанию», «Назови соседей».

Подвижные игры «Зайцы и капуста», «Белые медведи», «Ловишки».

Музыкальная гостиная (по плану музыкального руководителя).

5. Индивидуальная работа с Вадимом, Мишей, Костей, Кириллом составление рассказа «Какие предметы нас окружают в группе?».

Д. игра «Волшебные прищепки», «Кто, что делает?»

Артикуляционная гимнастика «Трубочка», «Лопатка».

Пальчиковая игра «Где же наши ручки?»

6. В уголке ИЗО раскрасить электроприборы.

В уголке развития речи: загадывание загадок про электроприборы.

В матем. уголке – составление цифр и фигур из счетных палочек.

Пальчиковая игра «Наши помощники».

Игры на внимание: «Пройди по номерам», «Кто ушел?». «Какой предмет на картинке лишний?»

7. День открытых дверей. Показ НОД: «Путешествие к цветку дружбы».

Четверг 1.12. Познавательно- исследовательская деятельность (экология)«Животные – наши помощники» Волчкова В. Н. стр. 44 Двигательная деятельность (физическое развитие на свежем воздухе.

4. Беседа: «Бытовые предметы в нашем доме».

Обсуждение «Правил поведения на дороге».

Рассматривание картинок с различными дорожными ситуациями.

Наблюдение за транспортом на улице.

Индивидуальная работа с Костей, Кириллом на тему: «Назовите предметы на улице».

Труд: покормить птиц.

Д. И. «Найди ошибки», «Выбери нужные предметы».

Подвижные игры: «Самолеты», «Поезд».

5. Индивидуальная работа с Женей, Костей, Максимом, Андреем на тему «Сезонные изменения в природе».

Дидактическая игра «Угадай предмет по описанию», «Что лишнее?»

Пальчиковая гимнастика «Точильщики», «Две сестрицы».

Общение на тему:«Как нужно одеваться зимой?»

6. В уголке ИЗО рисование предметов быта в доме.

В мини-библиотеке чтение стихотворения: «Что нас окружает?»

В музее «Изба» рассматривание предметов быта в избе.

В уголке конструирования «Гараж для машины».

В центре развития речи: «Продолжи предложение».

Кружков. работа: «Мукосолька» ДДТ,

«Загадочные шарики» тема: «Снеговик»

Работа в музыкальном уголке.

Работа с одаренными детьми.

7. Консультация «Индивидуальный подход в воспитании к девочкам и мальчикам».

Пятница 2.12. Коммуникативная деятельность (обучение грамоте).(по плану

логопеда). Изобразительная деятельность аппликация «Елочки в снегу» И. А. Лыкова стр. 68.

Музыкальная деятельность (по плану музыкального руководителя).

4. Беседа на тему: «Что нужно чтобы быть здоровым?».

Объяснить фразу: «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу».

Рассматривание картинок «Виды спорта».

Наблюдение за детьми, занимающимися физкультурой на свежем воздухе.

Загадывание загадок о спорте.

Д. И. «Плывет, едет, скачет».

Игры малой подвижности: «Запомни позу», «Здоров - болен».

5. Индивидуальная работа с Софьей, Ильей, Лерой, Аней на тему «Почему важно уметь завязывать шнурки?».

Игра «Путаница» (развитие зрительного восприятия, уточнение формы предмета)

Д/и «Чего нет?» (усвоение Род. Падежа сущ. Ед. ч.).

Закончить предложения, добавив слова со звуками (б) и (б).

6. В уголке ИЗО рисование цветными мелками на тему «Предметы в нашей группе».

В мини-библиотеке чтение стих. С. Михалкова «Как у нашей Любы».

Пальчиковая игра «Здоровые братцы».

В уголке ряженья сюжетно-ролевая игра:"В больнице".

Хороводная игра: «Вот какие чудеса».

Игры-эстафеты: «Донеси кеглю», «Догони пару».

В уголке конструирования «Строим дом многоэтажный».

Сентябрь 19.09.2016-23.09.2016 г.

Тема недели : «Предметный мир вокруг нас » (познание)

Цель: формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

Задачи:

Расширение представлений о объектах (предметах) окружающего мира, облегчающих труд человека в быту; их назначении.

Побуждение детей выделять особенности предметов (цвет, размер, форма, материал, части, функции, назначение).

Закрепить знания о стекле, металле, дереве; их свойствах.

Познакомить с историей колоколов и колокольчиков на Руси и в других странах.

Познакомить детей с историей электрической лампочки.

Познакомить детей с историей изобретения и совершенствования телефона.

Вызвать интерес к прошлому предметов. Подвести к пониманию того, что человек придумывает и создаёт разные приспособления для облегчения труда.

Формирование понимания необходимости бережного отношения к вещам

Закрепление навыков обращения с приборами и предметами быта.

Знакомство с элементарными основами безопасности жизнедеятельности при обращении с некоторыми бытовыми приборами и предметами быта.

Планируемые результаты :

    имеют первичное представление об объектах окружающего мира.

    воспитанники охотно выделяют особенности предметов (цвет, размер, форма, материал, части, функции, назначение).

    дети имеют представление о стекле, металле, дереве; их свойствах

воспитанники ориентируются в истории создания колоколов и изобретения электрической лампочки и телефона.

    Воспитанники ориентируются в элементарных основах безопасности жизнедеятельности, знакомы с необходимыми мерами предосторожности при использовании бытовых приборов и предметов быта

    Имеют некоторые навыки использования. Стараются бережно обращаться с вещами, служащим человеку.

Дни

недели

Приоритетные

образовательные

области

Образовательная деятельность в режимных с учетом интеграции

образовательных областей

Взаимодействие с родителями / социальными партнерами

Понедельник 19 .09.2016

Познавательное

развитие.

Познавательное развитие (ознакомление с окружающим миром)

Тема: «Предметы, облегчающие труд человека в быту и создающих комфорт (мясорубка, миксер, кофемолка, чайник, пылесос, микроволновая печь, соковыжималка, плита, кондиционер, вентилятор, ковёр, бра)» Задачи : Рассказать детям о значимости предметов домашнего обихода.. Формировать понятия о том, что предметы быта делают нашу жизнь комфортнее и удобнее

Конструктивно-модельная деятельность (художественный труд) : по плану худ. руководителя

Утро Прием детей.
Беседа «Что я знаю о бытовых приборах»

Дид.игра: «Назови по признакам» (закрепление названий и функций бытовых приборов и предметов быта).

Утренняя гимнастика

Прогулка «Наблюдение за птицами.. Слушание птичьего пения».

Цель: закреплять знания о многообразии птиц, о зимующих и перелётных птицах.

Труд – протереть пыль с лавочек и столиков.

Подвижная игра «Жмурки», «Догонялки», «Классики», «У медведя во бору», «Вышибалы».

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Перед сном: произведение: «Золушка».

Гимнастика после сна.

Беседа: «Зимующие птицы. Как мы можем им помочь?»

Игра-ситуация: «В магазине бытовой техники»

Самостоятельная деятельность. Побуждать детей петь знакомые песни. Конструирование по замыслу

Труд. Поручение Роме и Илюше привести в порядок игровой уголок

Настольно-печатная игра «Мозаика» развивать зрительное восприятие и мелкую моторику

Внести в группу материал с изображением различных видов бытовых приборов

Вторник 20.09.2016

Познавательное развитие

Образовательная деятельность с педагогом-психологом . По плану педагога-психолога

Познавательное развитие ФЭМП:

«Скажи сколько тебе лет?». Закреплять навыки счёта в пределах 6.

Показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6.

Продолжить развивать умение сравнивать до 6 предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами самый короткий, самый длинный, короче, длиннее, ещё короче, еще длиннее..(и наоборот)

Закреплять представления о знакомых объёмных геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (форма, величина)

Художественно-эстетическое развитие. Лепка . По плану худ. Руководителя

Утро Прием детей.

Беседа: «Какие предметы делают жизнь удобной? Путешествие в прошлое телефона и пылесоса»
Утренняя гимнастика
Прогулка

Труд на участке: протереть столик от пыли, собрать сухие веточки с участка.
Наблюдение за растениями. Внесение предложения ребятам создать свою «Малую КРАСНУЮ КНИГУ». Сбор растений для неё.

Подвижные игры: «Гномики и великаны», «Солнышко и тучки», «Резиночки», «Лиса в курятнике», «Кегли», «Вышибалы», «Классики»

Викторина: «Предмет-польза» . Учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями окружающей жизни и предметами к-е облегчают жизнь.

Перед сном чтение произведения «Телефон» К.И.Чуковский
Бодрящая гимнастика. «Мы шагаем по дорожке». Продолжаем закаляться. Закрепление упражнений на ковриках здоровья
Пальчиковая гимнастика
«Пальчик-пальчик».
Беседа: «Наши помощники в быту. Знаешь ли ты для чего нужен предмет?».

Игра-ситуация: «Разговор по телефону (ошиблись номером)».

Рисование по замыслу с использованием восковой свечи.

Т рудовое поручение Головиной Арине и Алексееву Владику- у борка игрового уголка.

Работа с детьми, испытывающими затруднения в НОД.

Индивидуальная работа: помощь в процессе рисования. Учить правильно работать с красками.

Работа с подгруппой детей .

Беседа: «Чем отличается уборка дома веником и пылесосом?»

Создать условия для рассматривания картинок с изображением бытовых приборов и предметов быта

Информирование родителей о ходе образовательного процесса. Рекомендации родителям пособий для домашних занятий с детьми .

Среда 21.09.2016

Речевое развитие

Речевое развитие. Обучение грамоте
(занятие с использованием рабочих тетрадей и методических пособий, задание №4)
Тема
: «Песня колокольчика»
Рассказать о причине изготовления человеком колокольчика из металла, а не, например, из дерева.

Продолжать расширять представления детей об истории изобретения различных предметов обихода. Воспитывать развитие интереса к новым знаниям. Активизировать в речи детей существительные и прилагательные;

Физическая культура: по плану физ.инструктора

Утро Прием детей.
Беседа «Какие материалы (металл, стекло, дерево и др.) ты знаешь. Что из них можно изготовить?
Утренняя гимнастика.
Прогулка : Трудовое поручение: вытереть пыль с лавочек .
Наблюдение за растениями в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать знания о пользе растений для человека и животных. Продолжить с ребятами сбор растений для гербария («Малая КРАСНАЯ КНИГА»
Игра «Как называется растение?» (закрепление знаний о растениях.
П одвижные игры: «Море волнуется раз..», «Кошки-мышки», «Чехарда», «Классики», «Резиночки» , «Съедобное - не съедобное».
Цель: закреплять умение играть в игры с правилами, слушать команды воспитателя и правильно их выполнять, двигаться врассыпную в заданном пространстве.
Перед сном : чтение : «Верный аист» Постепенный подъём. Бодрящая гимнастика.
Разгадывание загадок: «Бабушкины загадки».
Цели: формировать словарный запас; тренировать память, дикцию, реакцию.
Сюжетно – ролевая игра «Звонок в дверь. Встреча гостей», игра-ситуация: «Телефонный разговор»
Д/И «Собери одеяло» для куклы Маши
Рисование колокольчика (колокольни- по желанию детей)
Вечер . Чтение: А.Барто «Игрушки», «Грузовик», «Самолёт»

Беседа: «Зачем нам нужен транспрт?.»
Полив цветов. Трудовое поручение для Артёма и Даниила - навести порядок в игровом уголке.

Работа с детьми, испытывающими затруднение в НОД.

«Рисование колокольчика» . Способствовать развитию художественного восприятия образа, творческого воображения. Работа с подгруппой детей.

Организовать выставку детских рисунков и работ из пластилина «Наши помощники» .

Установка ширмы для кукольного театра- «КРАСНАЯ ШАПОЧКА».


Дни недели

Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых

Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Четверг 22.09.16

Речевое развитие. «Эх, прокачу. А мире металла»

Познакомить детей с историей возникновения автомобильного, водного, воздушного и ж.д. транспорта. Рассказать о гужевом виде транспорта. Познакомить с их различиями

Цель: развивать память, логическое мышление, внимание;

Обогащать словарный запас, воспитывать интерес и любовь к окружающим, расширять кругозор

Учить детей описывать предмет с помощью алгоритма описания предметов (условные символы: принадлежность к природному или рукотворному миру, форма, цвет, размер, тяжелый или лёгкий, части, функции, материал, назначение, прошлое предмета)

Проведение занятий с использованием рабочих тетрадей.

Физкультура на воздухе: по плану физ.инструктора

Художественно-эстетическое развитие. Музыка: по плану муз. руководителя

Утро Прием детей.
Беседа «Какие материалы я знаю (металл, дерево и т.д.)»
Утренняя гимнастика.
Прогулка
Трудовое поручение на прогулке – протереть лавочки и столик от пыли, развивать трудовые навыки, чувство ответственности
.
Наблюдения за растениями ми на участке детского сада. Беседа о пользе растений. Для чего нужны растения в сельском хозяйстве? Игра: « Что из этого можно приготовить?».
Подвижные игры: «Ёлочки-пенёчки», «Кошка и птички», «Догонялки», «Прятки», «Чехарда», «Гусеничка» движение в колонне за ведущим, повторяя его движения). Игры с песком.
Чтение перед сном: «Крошечка-Хаврошечка»
Корригирующая гимнастика


Игра: «Что предмет расскажет о себе?».

Трудовые поручения подгруппе детей: наведение порядка после игр. Группе детей (воспитывать аккуратность, бережное отношение к предметам, находящимся в группе).

Работа с детьми, испытывающими затруднение в НОД

Игра на внимательность «Разрезные картинки»

Цель: развивать память, внимание, усидчивость.

Работа с подгруппой детей

Внести в группу энциклопедию с изображением автомобилей. Создать условия для рассматривания картинок с изображением металлических предметов. Раздать тематические раскраски для самостоятельной работы детей

Информация на стенд для родителей.

Дни недели

Приоритетные образовательные области

Непосредственно образовательная деятельность детей и взрослых

Образовательная деятельность в режимных моментах с учётом интеграции образовательных областей

Индивидуальная непосредственно образовательная деятельность детей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями (социальными партнёрами.)

Пятница 23.09.16

Художественно-эстетическое развитие

Художественно-эстетическое развитие. Рисование: по плану художественного руководителя.


Физкультура на воздухе:
по плану физ.инструктора

Утро 1.Прием детей.
Беседа «Как помогает нам электрическая лампочка?». Путешествие в прошлое лампочки.
Утренняя гимнастика
Сюжетно-ролевая игра. «Отключили электричество..».
Прогулка

Подвижные игры: «Краски», «Кошки-мышки», «Резиночки», «Репка», «Ловись, рыбка», «Эх, прокачу!», «Поезд. С остановками на станциях», «Гори, гори ясно!»
Труд на участке по желанию детей. Цель: Учить детей самостоятельно выбирать род деятельности

Перед сном чтение «Сказки от слёз. Почему нужно выключать ночью свет?»
Постепенный подъём, корригирующая гимнастика.

Загадки на тему освещения.. Беседа по теме прошедшей недели

Подвижная игра “Поможем Мальвине навести порядок в группе”.
Закрепление знаний и умений по безопасности эксплуатации бытовых приборов и предметов домашнего обихода.

Работа с детьми, испытывающими затруднение в НОД. Практиковаться в написании цифры 1,2,3,4,5,6 (Рахинский Саша, Ларин Гоша, Гранкина Кристина, Воронцов Паша, Бочков Илья)

Создать условия для рассматривания картинок с изображением приборов освещения современных их предшественников.

Предложить просмотр м\ф по изученному материалу

Организовать выставку детских рисунков по пройденной теме с целью развития интереса к разнообразию предметного окружения ребёнка, а также самоутверждения детей в группе

Цель: Ознакомление детей с приборами бытовой техники., с правилами безопасного поведения детей во время работы бытовой техники в детском саду и дома. Ознакомление с материалами: бумага, пластмасса, резина, полиэтилен. Обогащение представлений о влагоустойчивости материалов, опыты на проверку влагоустойчивости материалов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарный план по введению в ФГОС .

Тема недели: «Мир вокруг нас»

Цель: Ознакомление детей с приборами бытовой техники., с правилами безопасного поведения детей во время работы бытовой техники в детском саду и дома. Ознакомление с материалами: бумага, пластмасса, резина, полиэтилен. Обогащение представлений о влагоустойчивости материалов, опыты на проверку влагоустойчивости материалов.

01.02.16г.

Понедельник

Непосредственно образовательная деятельность (НОД)

Образовательная деятельность в режимные моменты (ОДРДМ)

Самостоятельная деятельность детей (СДД)

Утро

Беседа с детьми на тему «Предметы вокруг нас: из чего они сделаны» - расширять знания детей о свойствах предметов.

Работа с календарем природы. - предложить Кате, Нине рассмотреть календарь, обогащать представления о характерных признаках зимы. Отметить, что световой день увеличивается. Способствовать развитию связной речи детей.

Утренняя гимнастика «Солнышко лучистое». Формировать и совершенствовать двигательные навыки, сохранять и укреплять здоровье детей.

Практическое упражнение: «Моем, моем, мылом, мылом – наши рученьки чисты!».

Продолжать закреплять знание детей, о том, что перед едой нужно мыть руки с мылом.

Разыгрывание ситуации «Мастерская» - обеспечивать включение детей в совместную игровую деятельность по придумыванию сюжета, комбинируя различные события реалистического, сказочного, фантастического характера.

Работа в уголке музыкального воспитания: «Детские музыкальные инструменты» - закреплять знания детей о музыкальных инструментах, формировать умение называть их, извлекать музыкальные звуки.

НОД


Цель: систематизировать представление детей о воде и её свойствах. Уточнить о роли воды в жизни всех существ на земле. Учить делать умозаключения, выводы, читать схемы. Уточнить знания детей о твердых и жидких веществах. Закрепить свойства воды. Развивать внимание, мышление, память, речь. Воспитывать ответственное и бережное отношение у дошкольников к воде в ДОУ и дома.

Понедельник «Вода вокруг нас»

Цель: Стимулировать эстетическое восприятие природы с опорой на художественное слово. Формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности при составлении моделей. Воспитывать интерес к явлениям природы и умением любоваться её красотой.

  1. Чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде».
  2. Работа с картинками. Беседа о том, кому нужна вода.
  3. Размышление: «Откуда берется вода в кране?».
  4. Игра - соревнование: «Где живет вода?».
  5. Моделирование: «Как рождается речка» (выкладывание из широких и длинных полосок ткани).
  6. Наблюдение за водой в фонтане.
  7. Художественная продуктивная деятельность: сюжетное рисование «Фонтан в моем дворе (городе)».

Вторник «Круговорот воды в природе».

Цель: Формировать у детей представление о круговороте воды в природе. Пробудить поисковый и исследовательский интерес к водному пространству. Учить выявлять и выражать в речи причинно-следственные связи. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать память, внимание, воображение.

  1. 1. Рассматривание схемы круговорота воды в природе. Рассказ воспитателя о том, что капельки воды в природе «ходят», движутся по кругу. Объясняет, как это происходит.
  2. Подвижная игра: «Ходят капельки по кругу».
  3. Игра-дискуссия: «Хорошо - плохо» (деление детей на 2 команды).
  4. Математические игры:
  5. «Путешествие капельки» (ориентировка в пространстве).
  6. «Веселые капельки» (порядковый счёт).
  7. «Волшебные цифры» (выкладывание цифр из капелек).

III. Просмотр презентации: «Вода».

  1. Художественная продуктивная деятельность: изготовление плакатов, рисунков о воде, о том, как сберечь каждую каплю.

Среда «Море».

Цель: Сформировать представления у детей о обитателях морей. Создавать благоприятную атмосферу, включение дошкольников в процесс взаимодействия, развитие у них природоведческих и экологических представлений, развитие умения слушать друг друга. Развивать творческое мышление, мелкую моторику пальцев рук.

  1. Прослушивание аудиозаписи «Морской прибой».
  2. Игровое упражнение «Кто живет в воде?» с использованием наглядности. Ребенок выражает свое отношение к животному через движения, мимику.
  3. Творческая игра: «Мы - водные животные».
  4. Словесная игра: «Поймай в море животное с твердым (мягким) звуком в начале слова» (усложнение: в середине слова, в конце).
  5. Упражнение на развитие зрения и тренировки глазных мышц: «Найди глазами кита, ската и т.д.».
  6. Моделирование сказки: «Русалочка».
  7. Опыты: «Свойства песка и глины в воде».
  8. Составление коллажа из камешков, ракушек.
  9. Продуктивная художественная деятельность: лепка из солёного теста морских животных.

Четверг «Волшебница вода».

Цель: Сформировать у детей представления о признаках и свойствах воды. Стимулировать развитие поискового и аналитического мышления путём введения в проблемную ситуацию. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать желание принимать участие в проведении опытов и экспериментов. Развивать умение взаимодействовать в процессе совместной деятельности.

  1. Сюрпризный момент. Появление фокусника (приглашает детей отправиться в волшебную лабораторию и стать фокусниками).
  2. Попасть в волшебную лабораторию можно только отгадав загадки в кроссвордах (ключевое слово: лед, пар, вода).
  3. Проведение опытов:

А) «Вода прозрачная»

Б) «Вода не имеет форму»

В) «Вода растворяет вещества»

Г) «Вода бывает теплой, холодной, горячей»

Д) «Лед - твердая вода»

Е) «Пар - тоже вода»

Ж) «Друзья - враги» (масло и вода)

З) «Спичка пленница» (лед и соль)

  1. Украшение разноцветными льдинками снежных построек на площадке.5 . «Водный оркестр» (Сок и трубочки)».
  2. Художественная продуктивная деятельность: монотипия

Пятница «Уроки Берегоши».

Цель: Систематизировать представление у детей о воде и её свойствах, о роли чистой воды в жизни всех существ на Земле. Уточнить природоведческие и экологические представления. Формировать осознанное отношение к природе, реализация свободы выбора дошкольников, актуализация имеющихся знаний, развитие положительной познавательной мотивации.

  1. Сообщение: «Что я узнал о воде».
  2. Выставка работ родителей и детей: «Береги воду!»
  3. «Черный ящик» (внутри глобус). Беседа - путешествие по глобусу.Сравнение объектов. Практическая часть: воспитатель предлагает каждому ребенку взять «модель зеленого шара» и вырезать ножницами части суши и сделать сравнение: суши и воды по величине.
  4. Игра-путаница: «Земля, вода, огонь, воздух».
  5. Творческая игра: «Мы - экологи» (что было бы, если б не было воды?).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к программе курса «Мир вокруг нас»

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» имеет технологическую (научно-познавательную) направленность.

Наши дети – наследники богатейшей культуры – фундамента русской цивилизации, насчитывающей более тысячи лет. Изучение культурных традиций народов «малой» Родины в школе позволит школьнику почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость отечественной культуры, понять, в чём её уникальность. Это особенно актуально в современном мире, когда наблюдаются различные формы девиантного поведения подростком и молодёжи.

Программа составлена в соответствии с социальным запросом семьи и общества. Её содержание направлено на технологическое, духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников. Именно этот возраст является наиболее благоприятным для формирования личности на основе общечеловеческих, общекультурных и духовных ценностей. Технологическая культура входит в число базовых компонентов структуры личности, наряду с нравственной, коммуникативной, эстетической, трудовой и физической культурой.

Содержательное и технологическое наполнение преподавания соответствует возрастным особенностям и строится по общезнакомительному принципу. Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: технологическую, культурологическую, краеведческую – в единое образовательное содержание. Программа «Мир вокруг нас» рассчитана на первый год обучения в начальной школе. Материал творчески переработан с учётом реализации образовательных и воспитательных целей и задач курса на первый год обучения. Отличие программы состоит в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных, духовных и культурных ценностей, в основе которых лежат традиции и обычаи народов «малой» Родины.

Целью программы является научно-познавательное, духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников посредством формирования представлений о культурных традициях в контексте прошлого и настоящего нашей Родины.

Данная цель направлена на решение следующих задач :

Дать знания об истории родной школы, района, города;

Формировать общие представления о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций России и своей «малой Родины»;

Формировать систему отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры;

Воспитывать уважительное отношение к традициям своего и других народов;

Развивать нравственные чувства (сопереживание, благодарение, уважение к старшим, терпимость, доброжелательность, милосердие) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории и культуры;

Развивать эстетическое восприятие и чувства.

Программа рассчитана на детей 7-8 лет. Занятия будут проводиться во внеурочное время. Состав групп – постоянный, количество обучающихся – класс.

Срок реализации программы один год, занятия проводятся раз в неделю по 2 часа, 64 часа в год. Общий объём программы – 64 часа. Продолжительность занятия – 60 минут.

При планировании и организации учебного процесса предусматриваются следующие формы занятий: групповые, индивидуальные, совместные с родителями, экскурсионные.

В результате обучения по программе «Вокруг меня мир» обучающиеся должны:

Знать историю, традиции родной школы, района, города;

Иметь общие представления о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций России и своей «малой Родины»;

Знать жизнь героев ВОВ – фронта и тыла;

Иметь представление об архитектуре памятников старой Перми;

Знать основные театры, музеи, памятники района, города;

Уметь видеть красивое в окружающем мире;

Уметь вести себя в общественных и культурных местах, уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов.

Способы проверки ожидаемых результатов:

Педагогическое наблюдение;

Выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор обучающимися иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);

Анкетирование родителей.

Формы подведения итогов дополнительной образовательной программы:

Выставка рисунков и просмотры творческих работ ребят;

Создание фотоальбомов;

Открытие занятия;

Выступление с докладами и сообщениями по изучаемым темам;

Викторины, кроссворды, игры;

Итоговые концерты для родителей и др.

Тематический план

по курсу «Мир вокруг нас»

(64 часа; по 2 часа в неделю)

Наименование занятий, тем

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Тема 1:

«Здравствуй, школа!»

Занятие 1. Экскурсия по школе № 44.

Занятие 2. Экскурсия в районную библиотеку.

Занятие 3. Беседа: Почему улица, на которой находится школа №44 носит название проспект Парковый.

Занятие 4. Конкурс рисунков «Первый раз в первый класс»

Тема 2:

«Район, в котором я живу»

Занятие 1.

Занятие 2. Экскурсия в музей-диораму.

Занятие 3. Экскурсия в музей оружия под открытым небом.

Занятие 4. Викторина «Дзержинский район».

Тема 3:

«Пермь – город, в котором я живу»

Занятие 1. Беседа: Правила поведения в транспорте и общественных местах.

Занятие 2. Экскурсия по памятным местам Перми.

Занятие 3. Экскурсия «Пермь старинная».

Занятие 4. Фотоальбом «Пермь – город, в котором я живу»

Тема 4:

«Рождественские обычаи и традиции в старину и наши дни»

Занятие 1. Беседа: Рождественские обычаи и традиции Прикамья.

Занятие 2. Игровое занятие. Рождественские песни и танцы.

Занятие 3. Экскурсия в музей Славянова.

Занятие 4. Праздничный концерт для родителей «Рождественские встречи»

Тема 5:

«Пермь театральная»

Занятие 1. Беседа: Правила поведения в театрах и музеях.

Занятие 2. Экскурсия в ПГКМ.

Занятие 3. Экскурсия в музей цирка.

Занятие 4. Экскурсия «За кулисами Театра оперы и балета имени

П.И. Чайковского».

Занятие 5. Посещение спектакля

П.И. Чайковского «Щелкунчик».

Занятие 6. Знакомство с ТЮЗом. Посещение спектакля.

Занятие 7. Посещение музея и спектакля в Театре кукол.

Занятие 8. Журнал «Пермь театральная»

Тема 6:

«Подвиг пермяков в годы ВОВ

на фронте и в тылу»

Занятие 1. Встреча с ветеранами ВОВ и тружениками тыла.

Занятие 2. Конкурс презентаций «Война в моей семье» (с помощью родителей)

Занятие 3. Экскурсия «Памятники героям ВОВ и труженикам тыла в Перми».

Занятие 4 Экскурсия в ПГКМ

«Война и дети».

Занятие 5. Конкурс песен и стихов, посвящённых ВОВ.

Занятие 6. Концерт для ветеранов ВОВ и тружеников тыла.

Занятие 7. Возложение венков к памятникам ВОВ.

Занятие 8. Выставка рисунков «Я за мир».