Венерические заболевания

О сюжете «Моление о чаше» в живописи. Ангел гефсимании Гефсиманское моление


Моление о чаше (Гефсиманское моление) - молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду, описанная в Евангелиях. С точки зрения христианских богословов является выражением того, что Иисус имел две воли: Божественную и человеческую.

Gerrit van Honthorst. Христос в Гефсиманском саду (Моление о чаше). Около 1617 г.

Моление о чаше описано всеми евангелистами, кроме Иоанна, который только сообщает, что «Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад» (Ин. 18:1).


Моление о чаше. Мозаика собора Святого Марка, Венеция.


Витберг Александр Лаврентьевич. Моление о чаше. 1806–1816

«Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там. И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Своё, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Ещё, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя. И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели. И, оставив их, отошёл опять и помолился в третий раз, сказав то же слово. Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предаётся в руки грешников; встаньте, пойдём: вот, приблизился предающий Меня». От Матфея (26:36-46).


Джованни Беллини. Моление о чаше. 1465-1470


Перов Василий Григорьевич. Христос в Гефсиманском саду.

«И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте. И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты. Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. И, опять отойдя, молился, сказав то же слово. И, возвратившись, опять нашёл их спящими, ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать. И приходит в третий раз и говорит им: вы всё ещё спите и почиваете? Кончено, пришел час: вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня». От Марка (14:33-42)


Репин Илья Ефимович. Христос в Гефсиманском саду.


Giuseppe Cesari. Моление о чаше. 1597-98

«И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его. Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение». От Луки (22:39-46)


Поленов Василий Дмитриевич. Прискорбна душа Моя. 1889–1909


Куинджи Архип Иванович. Христос в Гефсиманском саду.

Все три евангелиста описывают моление Христа одинаково, только Лука упоминает о явлении ангела и о кровавом поте Иисуса. Также только Лука называет причину сна учеников Иисуса Христа - «нашел их спящими от печали».

Матфей и Марк повествуют о троекратной молитве Иисуса:

*Первый раз Он молился об отвращении от Него чаши страданий - «да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты»;
*Второй раз изъявляет уже прямую покорность воле Божией (у Луки Eму был послан ангел, чтобы укрепить Его в этой воле) и восклицает - «Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить её, да будет воля Твоя»;
*Третий раз Он повторяет своё второе моление и возвращается к ученикам сказать о приближении предателя: «вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдём; вот, приблизился предающий Меня».


Глазунов Илья Сергеевич. Христос в Гефсиманском саду. 1992


Andrea Mantegna. Agony in the Garden (San Zeno). 1455

Согласно евангельскому повествованию, Иисус пришёл для Своей молитвы перед арестом в Гефсиманский сад, расположенный внизу склона Елеонской горы около ручья Кедрон, восточнее от центра Иерусалима. По данной причине в христианстве Гефсиманский сад почитается как одно из мест, связанных со Страстями Христа и является местом христианского паломничества. Место, где молился Иисус Христос, в настоящее время находится внутри католической Церкви всех наций, построенной в 1919 - 1924 годах. Перед её алтарём находится камень, на котором, по преданию, молился Христос в ночь своего ареста.


Ге Николай Николаевич. Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад. 1888


Ге Николай Николаевич. Христос с учениками входит в Гефсиманский сад.


Paolo Veronese. Christ in the Garden of Gethsemane.


Sebastiano Ricci. Моление о чаше.


Andrea Mantegna. Моление о чаше. 1455


Paul Gauguin. Christ in the Garden of Olives. 1889



Эль Греко. Моление о чаше. 1605


Giovanni Domenico Tiepolo. Моление о чаше. 1772


Beato Angelico. Моление о чаше. Монастырь Сан Марко, Флоренция. Фреска (фрагмент). Около 1400–1455.


Giaquinto Corrado. Моление о чаше (фрагмент). Около 1754 г.


Lo Spagna. The Agony in the Garden. 1490


Giovanni di Paolo. The Agony in the Garden. 1445


Котарбинский Вильгельм Александрович и Сведомский Павел Александрович. Моление о чаше. Фреска Владимирского собора в Киеве.


Айвазовский Иван Константинович. Моление о чаше. 1897


Giovanni Battista Caracciolo (also called Battistello). Моление о Чаше. 1617


Duccio di Buoninsegna. Моление о чаше. 1308-1311


Нестеров Михаил Васильевич. Моление о чаше. 1899-1900


Gustav Dore. Jesus praying in the Garden.


Семчук Владимир. Моления о чаше.


Ге Николай Николаевич. В Гефсиманском саду. 1869–1880


Giacinto Brandi. Christ in the Garden of Gethsemane. 1650


Маковский Владимир Егорович. Моление о чаше. Эскиз. 1895


Репин Илья Ефимович. Моление о чаше. 1860-е.


Carl Heinrich Bloch. Christ In The Garden Of Gethsemane.


Sandro Botticelli. Agony in the Garden. 1500


Котарбинский Вильгельм Александрович. Моление о чаше.


Верещагин Василий Петрович. Моление о чаше. 1875–1880


Кошелев Николай Андреевич. Моление о чаше.


Бруни Фёдор Антонович. Моление о чаше. 1834–1836


Врубель Михаил Александрович. Христос в Гефсиманском саду. 1887-1888

39. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и
говорил:
Отче Мой! если возможно, да минует Меня
чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.
(Библия, Новый Завет, «Евангелие от Матфея»)

Ночь в Гефсиманском саду — одно из самых патетичных и трогательных мест во всех четырех евангелиях. Перед нами — смертно тоскующий земной человек, страшащийся подступающей гибели и все же идущий ей навстречу ради спасения человечества. Христос осознает себя человеком, посланным в мир, чтобы искупить в глазах Бога грехи людей. Он — сын и посланец Бога, но он и человек, рожденный земной женщиной. Земное и небесное сосуществуют в нем, вызывая жесточайшие душевные муки. Евангелист пишет о кровавых каплях пота, выступивших на лице Иисуса во время молитвы в Гефсиманском саду.

«Христос в Гефсиманском саду» - вечная тема поиска многих художников, разных времён и народов.Многие великие принимались писать Евангельскую серию, но не все смогли, поняли, почувствовали, пережили. Турлыгин, Котарбинский, Поленов, Ге, Крамской, Куинджи, Глазунов, Врубель, Доре, Дюрер, Гоген… Тема одна, а картины как будто о разном, каждый видит что то своё, у каждого свои акценты. Единицы пережили душой, воплотив пережитое в гениальное, живое полотно.

Архип Иванович Куинджи - Христос в Гефсиманском саду. 1901

Федор Михайлович Достоевский в одном из своих выпусков «Дневника» назвал картины Архипа Куинджи «застывшей молитвой».
"Христос в Гефсиманском саду", написана за несколько лет до смерти, одно из его последних гениальных полотен. Куинджи познал Свет, сделал свой выбор, уединился от столичного общества, от выставок и учеников. На ту же тему картины Ге и Перова...

Перов Василий Григорьевич (1833-1882): Христос в Гефсиманском саду. 1878

Н. Н. Ге «В Гефсиманском саду» (1869)


Христос в Гефсиманском саду. / В. Д. Поленов. 1890-1900-е годы


Christ in the Garden of Olives by Paul Gauguin , 1889

"Jesus praying in the Garden" - by Gustav Dore (French artist, 1832-1883)


Моление о чаше.Фреска принадлежит кисти В.Котарбинского и П.Сведомского / Владимирский собор. Киев



Войдя в сад Гефсиманский, Иисус Христос сказал ученикам Своим: "посидите здесь, пока Я помолюсь!" Сам же, взяв с Собой Петра, Иакова и Иоанна, вошел в глубь сада; и начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им: "душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною".

Моление о чаше,1308—1311 / Duccio di Buoninsegna) (около 1255—1319)


Моление о чаше, Андреа Мантенья, 1455 год, деталь триптиха в Сан-Дзено Маджоре



Lo Spagna (1450 – 1528),- The Agony in the Garden. Собрание Лондонской Национальной Галереи

The Agony in the Garden 1445 - Giovanni di Paolo

Все три евангелиста описывают моление Христа одинаково, только Лука упоминает о явлении ангела и о кровавом поте Иисуса. Также только Лука называет причину сна учеников Иисуса Христа — «нашел их спящими от печали».


Sandro Botticelli (1445–1510) _Agony in the Garden



Andrea Mantegna 1431 – 1506 Agony in the Garden (San Zeno) tempera on panel

Матфей и Марк повествуют о троекратной молитве Иисуса:
Первый раз Он молился об отвращении от Него чаши страданий — «да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» ;


Paolo Veronese (1528-1588) / Christ in the Garden of Gethsemane 1583


Эль Греко - Моление о чаше -The Agony in the Garden, El Greco, 1590-1600


Моление о чаше / Риччи (Ricci) Себастьяно (1659— 1734),

BRANDI, Giacinto Christ in the Garden of Gethsemane c. 1650

Gerrit van Honthorst (1590-1656) - Христос в Гефсиманском саду

Giovanni Battista Caracciolo (also called Battistello) (1578–1635) -- Моление о Чаше


Музей Прадо: Giaquinto Corrado) (1703-1765) -- Моление о чаше
фрагмент


Музей Прадо: Giovanni Domenico Tiepolo(1727- 1804) -- Моление о чаше



Christ In The Garden Of Gethsemane / Carl Heinrich Bloch (1834-1890)

Второй раз изъявляет уже прямую покорность воле Божией (у Луки ему был послан ангел, чтобы укрепить Его в этой воле ) и восклицает — «да будет воля Твоя »;

Третий раз он повторяет своё второе моление и возвращается к ученикам сказать о приближении предателя : «вот, предаётся Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдём; вот, приблизился предающий Меня ».

Во время молитвы Иисус трижды поднимался с земли и в волнении подходил к ученикам, как бы ища у них поддержки, но они, утомленные долгим бодрствованием, спали.

«И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?
Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна » (Матф. 26: 40 41).

«И, опять отойдя, молился, сказав то же слово.
И возвратившись, опять нашел их спящими; ибо глаза у них отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.


Моление о чаше./ Монастырь Сан Марко, Флоренция / Фреска / Фрагмент/ Фра Беато Анджелико (Beato Angelico) (около 1400–1455)


Моление о чаше. / Фрагмент / Монастырь Сан Марко, Флоренция - фреска / Фра Беато Анджелико (Beato Angelico) (около 1400–1455)

Окончив молитву, Спаситель встал, подошел к спящим ученикам и сказал:"Вы все еще спите? Кончено. Наступил час;.."


И.Глазунов. Христос в Гефсиманском саду.

Гефсименский сад

Мерцаньем звезд далеких безразлично
Был поворот дороги озарен.
Дорога шла вокруг горы Масличной,
Внизу под нею протекал Кедрон.

Лужайка обрывалась с половины.
За нею начинался Млечный путь.
Седые серебристые маслины
Пытались вдаль по воздуху шагнуть.

В конце был чей-то сад, надел земельный.
Учеников оставив за стеной,
Он им сказал: "Душа скорбит смертельно,
Побудьте здесь и бодрствуйте со мной".

Он отказался без противоборства,
Как от вещей, полученных взаймы,
От всемогущества и чудотворства,
И был теперь, как смертные, как мы.

Ночная даль теперь казалась краем
Уничтоженья и небытия.
Простор вселенной был необитаем,
И только сад был местом для житья.

И, глядя в эти черные провалы,
Пустые, без начала и конца,
Чтоб эта чаша смерти миновала,
В поту кровавом Он молил Отца.

Смягчив молитвой смертную истому,
Он вышел за ограду. На земле
Ученики, осиленные дремой,
Валялись в придорожном ковыле.

Он разбудил их: "Вас Господь сподобил
Жить в дни мои, вы ж разлеглись, как пласт.
Час Сына Человеческого пробил.
Он в руки грешников себя предаст".

И лишь сказал, неведомо откуда
Толпа рабов и скопище бродяг,
Огни, мечи и впереди - Иуда
С предательским лобзаньем на устах.

Петр дал мечом отпор головорезам
И ухо одному из них отсек.
Но слышит: "Спор нельзя решать железом,
Вложи свой меч на место, человек.

Неужто тьмы крылатых легионов
Отец не снарядил бы мне сюда?
И, волоска тогда на мне не тронув,
Враги рассеялись бы без следа.

Но книга жизни подошла к странице,
Которая дороже всех святынь.
Сейчас должно написанное сбыться,
Пускай же сбудется оно. Аминь.

Ты видишь, ход веков подобен притче
И может загореться на ходу.
Во имя страшного ее величья
Я в добровольных муках в гроб сойду.

Я в гроб сойду и в третий день восстану,
И, как сплавляют по реке плоты,
Ко мне на суд, как баржи каравана,
Столетья поплывут из темноты"

Пастернак.

Лариса Петровна Дмитриева — одна из наиболее замечательных и колоритных фигур среди последователей Блаватской и Рерихов.

Кто не видел ее, не читал ее стихов и философских исследований, кто не слышал ее поэтически-музыкальных видеокомпозиций во вдохновенном авторском исполнении, тот навряд ли может представить эту могучую духом и телом женщину, словно вышедшую из сказочного героического мира русского эпоса.

Служение Свету — подвиг жизни Ларисы Петровны. Она является автором уникального труда в 3-х томах — «Тайная Доктрина Елены Блаватской в некоторых понятиях и символах». Это незаменимый «поводырь» для тех, кто начинает изучать эзотерическую философию. Ниже мы публикуем одну из глав этой книги с небольшими сокращениями.

(Размышление в свете Тайной доктрины о молении Иисуса Христа в ночи Святого Четверга накануне казни)

Когда думаешь о судьбе Светлого Учителя, воплотившегося почти две тысячи лет тому назад в личности Иисуса, известного как Иисуса Назаретянина, то, пожалуй, самое большое напряжение эмоциональных, умственных и душевных сил вызывает День его казни и Ночь накануне.

Э.Гофман. Моление о Чаше

Молитва в Ночи накануне распятия, которая требовала чрезвычайного мужества от Учителя — кульминационный момент жизни Христа. В христианстве он известен как «Моление о Чаше».

Каждый год истинно верующие, когда приближается день, в который века назад Иисус Христос был предан и казнен, плачут искренними слезами и сопереживают, представляя тот ужас и ту боль, которые довелось испытать Учителю. Да и ни одно живое человеческое сердце не может оставаться равнодушным и безучастным, вообразив чудовищную расправу над невиновным.

Драматизм приближающегося рокового дня достигает кульминации на Тайной Вечере . На этом тайном ритуальном ужине в канун еврейской Пасхи Учитель из Галилеи недвусмысленно дает понять ученикам, что это их последняя встреча в этой жизни, что один из них сегодня предаст Его. Близится смерть...

Нетрудно понять состояние любого человека, предчувствующего надвигающуюся на него беду. Но мало кому доводилось предчувствовать собственную казнь. «Дети! недолго уже быть Мне с вами » (Евангелие от Иоанна, гл.13, 13).

Да, для Христоса уход с земного плана, из тяжелого для него физического тела поистине был Освобождением и потому-то Он и сказал своим ученикам: «возрадуйтесь.»

Но Христос мог это сделать и Сам, в любое время, — добровольное оставление тела после завершения миссии издревле практиковали некоторые Учителя.

Великие Учителя вообще предпочитают работать в тонком теле, именно в том, в котором явился Христос вскоре после распятия . Именно, пребывая в тонком теле, — как утверждает Агни Йога, — Он дал основную часть своего Огненного Учения о преображении души. Ведь разве не Он первым (Евангелие от Луки) сказал: «Огонь пришел Я низвести на Землю. И как бы хотел, чтобы он скорее возгорелся. И как Я томлюсь, пока сие свершится! »

И все-таки Христос, действительно, мог просить Высшие Силы сделать все, чтобы завтра не свершилось казни, не совершилось бы чудовищного преступления, тяжкая карма которого потянется через века и народы. Христос молился не о себе и ужасался, видя не завтрашнюю казнь свою, а то, что последует в будущем. Он видел страшную трагедию коллективной кармы народов и напрягал пространство вибрациями любви в надежде пробудить у людей совесть и сострадание.

Не Иерархия Света могла помочь людям. Иерархия не вмешивается в человеческую карму. Люди были обязаны помочь себе сами. Иерархия Света может помочь людям, лишь незаметно, слагая... особые обстоятельства .

Именно во имя облегчения решения этой судьбоносной задачи, Иерархия Света, (разумеется, заранее, предвидя все возможные последствия воплощения Христа) создала в Иерусалиме ЕСТЕСТВЕННУЮ благоприятнейшую ситуацию. Несмотря на то, что Учитель был предан учеником, народ иудейский все же ПОЛУЧАЛ ШАНС... нейтрализовать РЕЗУЛЬТАТ ПРЕДАТЕЛЬСТВА, который еще не дошел до необратимости.

Что мы видим? Христос УЖЕ предан. Но предатель... покончил с собой еще до расправы над Иисусом. Разве смерть подлого одержимого ученика не стала свидетельством невиновности Учителя?

Но первый шанс не был использован. Сердце народа и его совесть оказались глухими к намеку Сил Света.

Разъяренная толпа продолжает расти и одержимо требовать казни Христа. Это, казалось бы, должно было произвести силовое давление на тех, от кого зависит подписание приговора.

Но ни иудейский царь Ирод, случайно оказавшийся в тот день в Иерусалиме, ни римский прокуратор Понтий Пилат... не находят никакой вины за Иисусом и отпускают Его.

Появился второй шанс, более серьезный. Он также не был использован иудеями. Они продолжали требовать суда и смертного приговора.

Тогда Понтий Пилат, которого никто бы не мог охарактеризовать как человека мудрого и, тем более, милосердного, вдруг почему-то фактически пытается спасти Христа, решив перехитрить иудеев. Он говорит им, чтобы они сами судили Христа. Но разве римский прокуратор не знал, что закон Римской Империи не позволяет суду колониальных народов выносить смертный приговор кому бы то ни было?

Сама судьба вышла навстречу народу Иудеи. Но, увы! И этот шанс был отвергнут иудеями, немедленно уличившими Понтия Пилата в его игре. С еще большей силой они требовали казни.

И тут начинает все туже стягиваться кармический узел двух народов: римлян и иудеев. Понтий Пилат, похоже, никак не хочет отягчать свою и без того нелегкую совесть. Он не хочет казнить Иисуса, ибо, действительно, не видит за Ним никаких нарушений общественного порядка.

И у римского прокуратора, и у саддукеев, и у фарисеев, и у толпы появился еще один шанс не идти против Самой судьбы, которая создавая действительно необычайную ситуацию, словно давала понять, что может совершиться нечто страшное не только для Учителя из Галилеи.

Но Понтий Пилат, похоже, что-то предчувствовал. И потому он вдруг вспомнил, что все это невиданное «насилие» над его священной волей происходит В ОСОБЫЙ ДЕНЬ, И У НЕГО ЕСТЬ ШАНС НЕ СОТВОРИТЬ СУД... ВООБЩЕ!

Это, действительно, был особый день для еврейского народа. Много веков назад в этот день Моисей их вывел «из дома рабства» — из египетского государства, где они томились в нищете и бесправии. Этот день был настолько значимым для народа, что даже римские власти, играя в демократию, сделали ему царский подарок: каждый год евреи в этот день могли... нарушить римский закон и вызволить из тюрьмы любого преступника, даже осужденного Римом на смерть.

Та пятница была ЕДИНСТВЕННЫМ ДНЕМ, когда решал не синедрион, не официальный суд Рима, а НАРОД .

Это уже был не намек судьбы. Каждому ЛИЧНО был предложен открытый выбор сказать во всеуслышание: «да» или «нет». Каждый выносил приговор Христу, сказав: «Казнить!» Каждому давалось право и помилования.

Это был ПОСЛЕДНИЙ ШАНС. И не только для иудеев. Для римлян — тоже. Ибо Понтий Пилат олицетворял власть Римской Империи, закон и совесть Вечного Рима. Он был звеном, кармически связующим два народа . Одно мгновение — и узел судьбы может затянуться настолько туго, что в будущем все участники трагедии, вновь воплотившиеся, и все, кто с ними так или иначе был связан, веками будут пытаться развязать его.

ПОСЛЕДНИЙ ШАНС БЫЛ ПОИСТИНЕ ФАНТАСТИЧЕСКИМ. В тот день в тюрьме Пилата случайно оказались два известных народу человека. Да еще каких! Это были как бы два полюса судьбы. Один — человек подлый, низменный — убийца. Другой — Тот, чья мудрость была известна во всем государстве, Кто никому не отказывал ни в совете, ни в помощи, Кто чудесным образом излечивал десятки тяжелобольных людей, а слушающих Его учил любить друг друга, помогать друг другу, прощать, быть честными.

Может быть, Пилат и был уверен, что народ Иудеи окажется в безвыходном положении, — ведь только безумец может отдать предпочтение убийце? Может быть Пилат думал так. А может и не так. Но для него ЭТО УЖЕ... не имело значения. Свой выбор Пилат сделал... в своих мыслях. А действие и мысль (пусть даже сокрытая) не одно ли и то же?

Если бы римский наместник Понтий Пилат думал бы, прежде всего, об Иисусе, о том, как сохранить Ему жизнь, он ПРОСТО ОБЯЗАН БЫЛ БЫ ПОСТУПИТЬ ПО ИНОМУ. Но он, «вспомнив об особом» дне, думал, прежде всего, о себе, об облегчении своей совести. Эта мысль вскоре проявится. Пилат прикажет принести воды и умоет руки, т.е. самоустранится, сказав сим ритуалом: «Видите, боги, я сделал все. Теперь я здесь ни при чем. И руки мои чисты».

Да, руки-то были чисты. Опять-таки, здесь мы видим поклонение мертвой форме, внешним атрибутам. Если бы Понтий Пилат искренне хотел бы спасти Христа, он, зная иудеев, и видя настроение толпы во главе со священниками, не изменявшей своего решения и кричавшей: «Распни Его!» — должен был хотя бы ДОПУСТИТЬ возможность вызволения из его тюрьмы не Учителя Иисуса, а убийцы Вараввы. Для этого не требовалось большой мудрости, как и для того, чтобы предположить КОГО ЖЕ все-таки изберет толпа, пребывая в самом яростно агрессивном состоянии. Да, Пилат дал выбор толпе. Но надежды на чудо ее преображения практически не было.

Да и, кто знает, не игру ли с народом затеял представитель могущественного Рима? Не хотел ли он использовать этот день, который бывает лишь раз в году, и лишний раз продемонстрировать демократизм своего правления, предоставляя вершить суд народу колонии? Власть наместника (как и любая власть) никогда еще не отвергала возможность своего укрепления.

Одержимая толпа, не колеблясь, не расколовшись, не поредев, единодушно выбрала: «весь народ стал кричать: «смерть Ему! а отпусти нам Варавву!»

«Пилат... взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы... Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие.»

И это называется «не виновен»?! Виновен! — говорит Высшая Справедливость каждому, кто нарушает ее вечный закон. Предав смерти невиновного, да еще сознавая это, кто же скажет: «Он не виновен»?!

Кто же скажет, что и народ иудейский был «не виновен» в своих будущих трагедиях, если он сам во всеуслышание, на все века прокричал: «Распни Его!»? Он вполне осознавал, что говорит и готов был платить за свою ненависть своими детьми, внуками и правнуками, «...весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших ».

И потому в тот роковой день Христос оккультно становился не СПАСЕНИЕМ человечества, а ВОЗМЕЗДИЕМ.

Проводники Сокровенного Учения, великие Вестники Гималайской Твердыни утверждают, что люди не знают и сотой части значения подвига Великих Учителей, среди которых был и воплотившийся в человека почти две тысячи лет тому Высочайший Иерарх Света.

В ТАЙНОЙ ДОКТРИНЕ (Е.П.Блаватская, I т., стр.294) нам дают понять, что люди подобные Христу, Будде, Кришне воплощались в человечестве очень давно — со времени его появления на Земле. И, несмотря на это, эти высокодуховные Сущности все еще существуют так же НЕЗАВИСИМО, как и раньше, в... беспредельности Пространства.

Подобное Духовное Существо одновременно может ТЕЛЕСНО присутствовать на Земле, и не ПОКИДАТЬ СВОЕГО ПОЛОЖЕНИЯ В СВЕРХЧУВСТВЕННЫХ ОБЛАСТЯХ ВСЕЛЕННОЙ.

Теперь, если наша интуиция и наше воображение поможет нам хотя бы отдаленно представить себе последствия от убийства такого Сверхсущества, причем убийства не случайного, а намеренного, коллективного, сопровождавшегося предательством, издевательством, ненавистью, жестокостью, то нам будет немного легче представить мощь обратного удара Кармы, пришедшего из сверхчувственных, высших планов Мироздания.

Христианские отцы утверждают, что лишь БЛАГОДАРЯ МУЧЕНИЧЕСКОЙ СМЕРТИ Иисуса Христа к человечеству ПРИШЛО ИСКУПЛЕНИЕ И СПАСЕНИЕ. Спасение через кровь Христа понимается ими буквально и превращается в страшную противоположность заповедей Христа.

Христианские отцы, таким образом, утверждают и... оправдывают (именно так!) НЕОБХОДИМОСТЬ ТАКОЙ ЧУДОВИЩНОЙ ЖЕРТВЫ.

Неужели они и сейчас не остановили бы палачей даже ценой собственной жизни? Неужели выбрали бы они Варавву? Неужели не спасли бы Великого Сына Света, только потому что Его смерть покрыла бы их собственные грехи?

Благодарить Христа за... Его смерть, которая, мол, будет искуплением за все прошлые и будущие убийства и другие прегрешения одичавшего, деградировавшего человечества? Кто же мог придумать такой чудовищный перевертыш? Неужели Сам Христос, молившийся в ночь Святого Четверга, чтобы миновала Его сия страшная чаша? Если исходить из нынешней догмы Искупления, Христос должен был молить Отца как раз об обратном — о быстрейшей смерти!

Как может здравый рассудок строить на этом страшном парадоксе основную догму христианства — догму Искупления и Спасения человечества?!

Каков же тогда смысл в заповедях Христа? Христос учил: «Возлюби Бога и ближнего». Люди кричали: «Распни Его! И пусть Его кровь будет на нас и внуках наших!» Христос заклинал людей: «Не убий!» Они, слушая Его, убили Его же первого. Убили светлейшего из людей, предпочтя Ему безжалостного убийцу.

Как же можно утверждать, что это коллективное убийство обезумевшего дикого стада принесло миру Искупление грехов этого стада?! Какая же логика может выдержать такое утверждение? Логика любого нормального человека, который ОСОЗНАЕТ себя, должна делать другой вывод.

ИМЕННО В ЖИЗНИ ХРИСТА, А НЕ В СМЕРТИ ЕГО ЗАКЛЮЧАЛОСЬ ДЛЯ ЛЮДЕЙ ИХ СПАСЕНИЕ.

ХРИСТОС НЕ УЧИЛ ЛЮДЕЙ ДЕЛАТЬ ГРЕХИ, НАОБОРОТ, ОН УЧИЛ ВЫСШЕЙ ЭТИКЕ ТВОРЕНИЯ ДОБРЫХ ДЕЛ, УЧИЛ, КАК НЕ СОВЕРШАТЬ ГРЕХОВ, ВОСПИТЫВАЯ ЧУВСТВА, ЗДРАВЫЙ УМ И ЩЕДРОСТЬ СОСТРАДАЮЩЕГО СЕРДЦА. Поэтому чем дольше находился бы Учитель среди людей, — другими словами, чем дольше бы прожил Христос, — тем больше людей он приобщил бы к знанию, тем большему числу страждущих помогли бы его могучие психические силы.

Христианские отцы с истинно дьявольской подачи говорят: ЕСЛИ БЫ НЕ САТАНА, ТО У ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ВООБЩЕ НЕ БЫЛО БЫ НИКАКОЙ ЖЕРТВЫ ИСКУПЛЕНИЯ, т.е. не было бы СПАСИТЕЛЯ, который, выходит, СПЕЦИАЛЬНО захотел, чтобы ЕГО предали, растерзали и убили.

А муки Христа, смерть Его, кровь Его в этом случае, мол, явится для людей святой водицей, смывающей их страшные грехи.

Где же такое видано, Господи! Для чего же ты дал человеку такое свойство ума, как логику, ведь она разрушается от подобного абсурда? Если принять догму, что только смерть Христа могла принести людям искупление то выходит, что Христос был не ИСКУПИТЕЛЕМ, но ИСКУСИТЕЛЕМ человеческой натуры? Выходит, что Христос явился специально, чтобы не ОСТАНАВЛИВАТЬ людей ТВОРИТЬ ГРЕХ, А... НАТОЛКНУТЬ ИХ НА ГРЕХ? Да еще какой! ДАТЬ ИМ ВОЗМОЖНОСТЬ... УБИТЬ СЕБЯ! Но кому, как не Ему было знать, какие беды последуют затем, что затем обрушится на человечество! Ведь Он знал, насколько тесно переплетены судьбы народов, насколько сложен узор кармы, как крепко может на многие века затянуться узел из миллионов людей, связанных тягчайшим преступлением.

О том, что Христос не собирался толкать людей на грех, Он говорит Сам: «Сын человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать их ». (Евангелие от Луки, гл.9, 56)

ИМЕННО, НЕ ИСКУПЛЕНИЕМ ДЛЯ ЛЮДЕЙ СТАЛА СМЕРТЬ ХРИСТА. Насильственная СМЕРТЬ Учителя — именно, она стала из всех грехов ВЕЛИЧАЙШИМ ГРЕХОМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

НЕ ЖЕРТВОЙ ИСКУПЛЕНИЯ стала крестная смерть Христа, а ЖЕРТВОЙ, ВЗЫВАЮЩЕЙ К ВОЗМЕЗДИЮ — К ТЯЖКОМУ ИСКУПЛЕНИЮ ЭТОГО ТЯЖКОГО ПРЕСТУПЛЕНИЯ.

А искупление может прийти только через повторение Крестного Пути, который прошла Жертва.

Могут спросить: как получилось, что рядом с богочеловеком, который мог прозревать будущее, оказался (да еще в учениках) проводник самого Сатаны? Как это Учитель, мол, не рассмотрел Иуду?

Во время земного пути Христос, как и все воплощенные в физических телах Великие Учителя, не был всеведущ, но сущность подходивших к нему людей Он знал. Он знал, что много ярых во зле и очень мало ярых в добре. Иисус Христос, как великий Адепт, знал, что рядом с большим Светом ОБЯЗАТЕЛЬНО ВСЕГДА будет тот, через которого яростная тьма попытается погасить этот Свет.

«Также и другие высокие духи знали, когда к ним приближался тот или иной предатель. Законы кармы сложны, и часто предатель приближается не по нашей личной карме, но по карме групповой или даже народа . Каждое предательство для предаваемого есть светлое возношение, но ужас бездны для предателя и попустительствующих ему .

Конечно, люди, никогда не слыхавшие о Законе Кармы, или же люди, знающие о ней, но никогда не вникавшие в сложнейшие переплетения этого Закона, захватывающего в свое сплетение множества участников и даже целые народы, никогда не поймут, как действует этот непреложный закон... ». (Елена Рерих. Письма, II т., стр.488).

Даже в приведенных словах те, в ком работает лишь физическое понимание и молчит чувствознание, тонкое понимание, могут усмотреть противоречия. А кто-то и, чего доброго, усмотрит и оправдание Иуды «по-нагибински» . Ведь написано же, — скажут они, указывая на строку Учения, — что и черти, то бишь «джины строят храмы». Написано же, что «распятием Христа Иуда дал миру нового Бога » . Следовательно, не предали бы Христа, не распяли бы, и не было бы у нас никакого Бога. Т.е. приходят к тому же заключению, о котором говорилось выше: Христос, как основа христианства, как основа религии, мол, появился лишь благодаря Сатане. Поэтому, выходит, прав Мартин Лютер, восклицающий: «О, благословенный грех, который заслужил такого Искупителя !» «За своего Спасителя мы всецело в долгу перед Дьяволом! » — вторит ему другой святой отец. Именно так и понимают те, кто утверждает, что они вдели-таки веревку в игольное ушко. Самые высокие принципы, самое прекрасное Учение в невежественных и злобных руках превращаются в орудие жесточайшего насилия: вся история физического человечества и, прежде всего, история всех религий доказывает это.

В данном случае фразу «джины строят храмы» надо понимать в том смысле, что чем больше бесчинствует тьма, чем яростнее нападает она на Свет, тем скорее погибает. Потому что пропорционально своему напряжению она вызывает к действию Свет. Тьма боится Света, но хочешь-не-хочешь, получается так, что именно его она и призывает, притягивает, т.е. фактически строит Храм. Но в Учении Агни Йоги есть продолжение этой фразы: «джины строят храмы». Строят-то они строят, но как только храм готов, надо быть на дозоре, чтобы джин не... проник в храм . Потому что именно тогда и начнется искажение Истины.

Так называемая «тактика Адверза» ведома лишь Силам Света, которые никогда не могут быть побеждены. Другое дело, что тьма усиленно проникает и одолевает человечество. Но это потому, что такова воля не Иерархии Света, а самого человечества. Оно само решает, принять или не принять Высшую помощь. Внять мудрости воплощенного Сына Света и изменить жизнь, отторгнувшись своею волей от тьмы, или не внять, а сделать так, как того требуют темные силы — пресечь деятельность великого Учителя, убив Его.

Но даже в таком крайнем, трагическом исходе человечество получает отнюдь не казненного разбойника, как того хотел Сатана — Люцифер, чтобы даже сама память о его Великом Брате — Светлом Учителе — стерлась со временем, и Имя Его было предано забвению, как и всех преступников, когда-либо распятых на Голгофе.

В Великом Распятом на Голгофе мир, истинно, получил... НОВОГО БОГА.

То есть получился ОБРАТНЫЙ результат предательства и пресечения тьмой земной жизни Великого Учителя: распяв Христа, человечество не предало Его забвению, а получило... нового Бога! Вопреки замыслу Сатаны!

Но сколько бед навлек на себя безумный народ — «ужас бездны для предателя и попустительствующих ему ». Истинно, говорится: лучше быть гонимыми, чем гонителями. Лучше, чтобы тебя предали, чем быть предателем.

Предатель — всегда предатель. Да, смерть Христа была желательна Сатане, была его целью. Но, оборвав во цвете лет жизнь Христа, отяжелив карму людей и свою собственную, Князь мира сего лишь приблизил... свое изгнание и гибель своих земных слуг, вызвав на человечество обратный удар космической мощи.

Приговор Сатане и всем темным силам подписан. Приведение его в исполнение — лишь дело времени. Великие Белые Братья приурочили его к таким сочетаниям небесных светил, когда опасность для Земли будет наименьшей.

Размышляя над жизнью-подвигом Великого Учителя, над ее трагическим концом, над тайной Его сошествия, которая будет разгадываться веками, я думаю, что Люцифер-Сатана с первого дня рождения Иисуса не выпускал Его из виду. Мне думается, что Сатана сопровождал Христа в Его почти 20-летних странствиях по Востоку, в странах которого хорошо запомнили Великого Учителя, — Иссу. Я допускаю, что Сатана не раз делал попытку лишить Иисуса жизни — ведь каждый день пребывания воплощенного Христа среди людей был невыносимой мукой для Люцифера-Сатаны.

Но нигде, ни в одной стране, ни в одном народе не удалось реализовать свой дьявольский план — лишь в том печально-зловещем месте на Земле, где воедино слилась свободная воля самого малого и бесправного народа и самого большого и могущественного: воля Израиля и Римской Империи.

Если над вратами начала нашей эры зловеще пылали слова «КАРМА ИЗРАИЛЯ», то я допускаю, что конец этой эры будет ознаменован страшным кармическим аккордом «КАРМЫ РИМА».

Примечание

Как известно, на тайном ужине, имевшим чисто символический смысл с древним ритуальным преломлением хлеба, было символически использовано и вино. Но склонные к порокам люди, приняв христианство, даже из этого сокровенного, так и не понятого нами действа, даже из святынь могли делать адвокатов своей развращенной природе. Эзотерический ритуал, пришедший из древних Мистерий, пастыри восприняли буквально: вино —это вино, и раз его пил Христос и ученики, то нам, тем более, не грех. Неужели никто не знает об отцах церкви — пьяницах и развратниках? А ведь эта порочность появилась не вчера. Апостол Павел с самых ранних дней христианства укорял, например, служителей Коринфской Церкви за то, что они превращают «святую вечерю» в удобный предлог для пьянства и разврата (I Коринфянам, V, I). Но если бы только древние коринфяне пили русскую водку, французский коньяк, американское виски, молдавское вино и баварское пиво...

И вовсе не только о своих 11-ти учениках, как бы в это не хотелось верить всем последующим христовым пастырям. Ибо если бы это было так, если бы это следовало воспринимать буквально, то в таком случае во имя кого же пришел на Землю Божий Сын? Неужели только во имя всего лишь 11-ти человек? Да и то еще очень несовершенных людей: ибо один — 12-й — уже предал, другой,трижды отречется от Учителя еще до рассвета, третий окажется Фомой Неверующим, а все остальные — просто струсят, когда Учителя придут арестовывать и позорно разбегутся во все стороны. Лишь один — самый юный неслышно пойдет вслед за Учителем. Я уверена: ученики Христа, их евангелийские характеристики — это также аллегории, ибо их коллективный портрет, — это ни что иное, как общая характеристика... всего человечества, которое и по сей день не стало лучше. Как было много званных, но мало призванных, так и по сей день.

См. журнал «Огонек», февраль 1992 г.

Мне видится в этом вершина искусства Антихриста в переворачивании Истины. Величайшее из всех искушений предложено человечеству, чтобы выявилась его скрытая (иногда даже для него самого) сущность. Вот тебе возможность открыто, прикрываясь кровью Христа, славить Антихриста! Распознать западню не научит ни один Учитель, ни одна книга, — только настороженность сердца. Только духовным разумом можно уловить опасную границу между Светом и тьмой.

Современные итальянцы не имеют никакого отношения (в том числе и кармического) к древним римлянам, которые сегодня воплощаются отнюдь не на своем родном полуострове, а именно в той стране, которая в сокровенных Рекордах в списке жертв при смене циклов названа первой. Это Великобритания, под которой пока спит вулкан. Современные итальянцы (и греки), как уже было сказано, духовно принадлежат к другой Расе — Арийской. Древние римляне — одна из малых ветвей цивилизации Атлантов.

Описанная в Евангелиях молитва Иисуса Христа в Гефсиманском саду глубоко затрагивает человеческие сердца, заставляет задуматься о трагическом одиночестве Спасителя. Не стали исключением и художники разного времени, в своей живописи они стремились найти ответы на вопросы, волнующие духовно развитого человека.

Что значит быть Богочеловеком? Что значит иметь особую миссию на Земле? Касается ли это только одного Христа или каждый из людей приходит на землю исполнить свое предназначение? Допустимы ли вообще подобные вопросы по отношению к личности Христа? Что значит пойти сознательно на мучительную смерть? Возможна ли при этом радость или главное в смирении? Кто, какая сила сплела терновый венец на голову Спасителя, почему? Как мог мир людей, ради которого Спаситель воплотился в простом человеке, так низко, невежественно Его предать?

В конце XIX века к этому сюжету обращались многие русские художники, работающие в области исторической живописи на религиозные темы. Накопленный к этому времени мировой художественный опыт и нестесненность строгим каноном давали возможность для вариативности в изображении. Поэтому перед зрителем представали удивительно разные, но в то же время объединенные общим замыслом произведения. Проблема духовного толкования как самого образа Спасителя, так и его Божественной Премудрости стала одной из основных в русской религиозной живописи второй половины XIX века. В это время в среде русской интеллигенции стала популярной тема идентификации себя и своей роли в обществе с Мессией.

Давайте рассмотрим две картины, в которых, на наш взгляд, представлены два направления решения этой проблемы. Это полотна двух выдающихся мастеров своего времени: Н.Н.Ге «В Гефсиманском саду» (1869) и В.Г.Перова «Христос в Гефсиманском саду» (1878). Отталкиваясь от церковного догмата В.Г. Перов следует за идеей выраженной в иконе «Распятие»,- как человек Христос умирает, как Бог возрождается. Именно эта идея, преисполненная высокого, горнего смысла, и одухотворяет художественный образ картины «Христос в Гефсиманском саду». Н.Н.Ге для своего произведения «В Гефсиманском саду» выбирает основной темой драму Мессии и общества.

Ни одно из этих произведений не было оценено современниками. Картина В.Г.Перова с момента ее первого экспонирования была записана в разряд слабых, «насильственно сочиненных», и даже компрометирующих художника. Картина Н.Н.Ге в свое время не была принята ни академистами, ни критиками-демократами, а лишь позднее была оценена М.Врубелем и приобретена П.М.Третьяковым для своей коллекции.

Картины написаны в разных жанрах: произведение Н.Н. Ге тяготеет к портретной живописи, а работа В.Г. Перова – к жанровой. Первый художник ставит своей целью создание психологического портрета своего героя, второй стремится передать через узнаваемые символы суть евангельского сюжета и двойственной природы Христа. Но и в том и в другом случае поставленная цель ведет к раскрытию смысла исторической драмы, описанной в Евангелие. Только в первом случае оно достигается через раскрытие личностного начала Христа, а во втором – через богословское толкование евангельского сюжета, символику, уходящую своими корнями в традиции религиозной живописи.

В композиционном построении обоих произведений можно выделить три основных плана. На переднем плане представлена фигура Христа, два других плана отданы пейзажу. Существенным различием рассматриваемых произведений является то, что в картине В.Г. Перова «Христос в Гефсиманском саду» нет изображения лика Христа, что сразу выделяет эту работу среди других, посвященных данному сюжету Евангелия. Среди исследователей существует мнение, что для художника это имело принципиальное значение, так как главным для него было сохранение в чистоте и неприкосновенности евангельской сути образа Христа. Но в то же время в картине присутствует элемент театрализации изображаемого сюжета, использование сценических приемов. В картине В.Г. Перова Христос изображен лежащим ничком (именно это положение Христа во время молитвы в Гефсиманском саду описано в Евангелие от Матфея) на специально «созданном» для этого участке земли переднего плана, который напоминает скорее сцену, чем реальное пространство Гефсиманского сада. Задний план написан подобно занавесу, на котором изображен расположенный вдали у подножия холма ночной город со светящимися фрагментами оконных проемов. Город, лишенный каких-либо явных географических признаков или особенностей национальной архитектуры, написан достаточно условно. Он является скорее «обозначением города», его «знаком». Значительная удаленность домов напоминает раскрывающиеся в оконных проемах пейзажи в традиции западно-европейских мастеров.

Средний план представлен мощными стволами деревьев, которые вместе с просвечивающимися между ними фрагментами каменной кладки стены проводят резкую границу между передним и задним планами. Ветвей деревьев мы не видим, перед нами лишь их массивные темно-коричневые с отблесками лунного света стволы, которые как будто преграждают обратный путь Христа в город. Художник направляет взгляд зрителя по каменным ступеням, расположенным в левой части картины, в неизвестность, давая понять, что это и есть будущий крестный путь Спасителя. Направление движения ступеней совпадает с расположением невидимого источника света. Свет окутывает фигуру Христа и отделяет от его плотной материальной фигуры нечто почти не осязаемое, обозначенное только легкими бликами света – намек на его будущее вознесение. Игра света, цветовые сочетания имеют в картине В.Г. Перова большое значение, тогда как красочная палитра в картине Н.Н. Ге стремится к монохромности, что придает большую цельность произведению.

В произведении Н.Н. Ге сделан акцент на раскрытие внутреннего состояния Христа, на передачу всей глубины разнообразия чувств, выраженной минимальными средствами. Художник старался передать пространство, на котором расположил фигуру Христа, максимально «натуроподобно». Заметно накренившаяся линия горизонта, плотно сомкнувшиеся кроны деревьев над головой Спасителя с первых мгновений настраивают зрителя на понимание напряженного драматизма происходящего. Для достижения желаемого эффекта художник обращается к нашим чувствам, к эмоциональному сопереживанию, благодаря которому мы проникнем во внутренний мир Христа.

В картине Н.Н. Ге также присутствуют три основных плана, но нет той четкой разделенности, которая сразу бросается в глаза в работе В.Г. Перова, нет фрагментарности. В отличие от картины В.Г. Перова, пространство которой воспринимается ограниченно замкнутым, несмотря на наличие заднего плана, у Н.Н. Ге мы наблюдаем ярко выраженную удаленную перспективу, которая создает эффект стремительного движения вглубь. Возникает ощущение, что Христос задержится здесь лишь на мгновение, он будто застыл перед прощанием.

Следует сказать особо о ритмах, присутствующих в обоих произведениях. В картине Н.Н. Ге, подобно колоннам древнехристианской базилики, уходят вдаль две параллели почти равноотстоящих друг от друга деревьев. Тем самым мотив храма присутствует в картине, но прочитывается скорее эмоционально, чем визуально. Фигура Христа при таком прочтении подобна алтарной росписи христианского храма. Тем самым художник подходит к нетрадиционной трактовке религиозного сюжета, сохраняя традиционные ассоциативные связи, заложенные на подсознательном уровне. В картине В.Г. Перова также присутствуют эти связи. При внимательном рассмотрении картины мы увидим, что мощные стволы деревьев на среднем плане и упирающаяся в них выложенная из крупных камней стена, внезапный обрыв которой вызван скорее необходимостью создать определенный символ, чем стремлением к передаче натуроподобной части пейзажа, образуют огромный крест, который тяжелым монолитом неотвратимо ожидает Христа, его решения. Ракурс, в котором написан символический крест, напоминает сцену «Несение креста». Художники, безусловно, изучавшие древнерусскую иконопись, волна интереса к которой в конце XIX века поднялась с новой силой, пытались вложить в свои образы весь синтезированный опыт работы древних мастеров.

Как уже отмечалось выше, картина Н.Н. Ге тяготеет к портрету. Скорее всего, автора интересовал данный евангельский сюжет именно в аспекте духовных и эмоциональных переживаний самого Христа, возможно, художник пытался поставить себя на место Спасителя. Поэтому центральное пространство полотна полностью занимает коленопреклоненная фигура Христа, напоминающая своими очертаниями монолит нерушимой скалы. В этом прослеживается отголосок древнерусской традиции изображения Христа и Богоматери («Спас на троне», «Богоматерь – Гора Нерукосечная»), и в то же время мы можем увидеть влияние западных, современных художнику мастеров, работающих в области психологического портрета. Остальное пространство картины занимает пейзаж, который также наделен неким психологизмом. Он выражен и в растрескавшейся поверхности земли, разбитой неведомой стихией, и в изломанных ветвях масленичных деревьев, одно из которых готово упасть за спиною Христа, и в одиноко стоящих двух тоненьких деревцах в правой части картины, хрупкость которых заметно контрастирует с мощью стволов больших деревьев заднего плана. Скупость и суровость пейзажа помогают глубже и полнее передать внутренне состояние Христа, которое художник пытается философски осмыслить. Какой именно вопрос или серию вопросов решает Спаситель? Похожи ли его мысли и выводы на рассуждения простого человека? Что значит быть Богочеловеком? Что значит иметь особую миссию на Земле? Касается ли это только одного Христа или каждый из людей приходит на землю исполнить свое предназначение? Допустимы ли вообще подобные вопросы по отношению к личности Христа? Что значит пойти сознательно на мучительную смерть? Возможна ли при этом радость или главное в смирении? Все эти вопросы и попытки найти ответы на них возникают при вдумчивом вглядывании в картину Н.Н. Ге. В лике Христа, в положении его фигуры, в легком наклоне головы, в тщательно выписанной правой руке, смиренно, но твердо лежащей на колене Спасителя, – во всем удивительное сочетание, казалось бы, несовместимых проявлений человеческой личности: готовность, решительность и в то же время смирение; внутренняя духовная сила, но великая мудрость в ее проявлении; знание и принятие; понимание будущего предательства, но незлобивость и великое прощение.

В.Г. Перов, отказываясь от написания лика Спасителя, уходит таким образом в своем произведении от размышлений о Его духовном и эмоциональном переживании. В.Г. Перов в большей степени сосредоточился на выявлении двойственной природы Христа: Божественной и человеческой. Это выявление происходит через все элементы предметной среды на холсте: природу, строения и саму фигуру Христа, которые прописаны художником достаточно объемно. Мы почти физически осязаем лежащую на земле фигуру Спасителя, Его спину, шею, плечи, красиво раскинутые локоны темно-русых волос, Его вытянутые вперед руки, кисти которых напряженно согнуты, подобно кистям рук сползающего со склона человека, тщетно старающегося ухватиться за поверхность земли. Этот физический мир уже отрекается от своего Спасителя, и тени надвигаются на павшего ниц Христа, постепенно дематериализуя объемы Его фигуры. Лунный свет высвечивает мертвенную бледность рук Спасителя, словно душа уже готовится оставить это тело, дабы обрести иное, более утонченное. Об этом преображении говорит природа, давая в своих детях символы страстей Христовых: одно из растений передает символ креста, обилие крупных растений, похожих на кактусы, напоминает о терновом венце.

Тема тернового венца является одной из основных в обоих произведениях, но обращение к ней, ее трактовка существенно различаются. В картине В.Г. Перова терновый венец – предвестник близкой крестной смерти, расположен прямо над головой Христа. Воздушность и легкость венца, его призрачность позволяют увидеть в нем не только ореол мученичества, но и намек на нимб святости (тонкий нимб овальной формы над головой святого – традиционное решение для религиозной живописи Западной Европы). Символ неотвратимости Голгофы и крестного пути – венец – легко прочитывается, тогда как в картине Н.Н. Ге только после определенного времени, проведенного в созерцании картины, зритель начинает осознавать присутствие этого символа. У Н.Н. Ге терновый венец Христа сплетают изломанные ветви масленичных деревьев, кроны которых сомкнулись над головой Спасителя, как символ неотвратимости, как будто весь мир сплетает Ему терновый венец. Мы наблюдаем здесь не конкретно-предметную передачу образа, а более философскую. То же происходит и в трактовке фигуры Христа. Едва различимые градации цвета, близкого к абсолютно черному, тем не менее лепят форму фигуры Спасителя, Его одежд, цвет которых уже не привязан к традиционной иконографии, как в картине В.Г. Перова.

И опять встают вопросы: кто, какая сила сплела терновый венец на голову Спасителя, почему? Как мог мир людей, ради которого Спаситель воплотился в простом человеке, так низко, невежественно Его предать? В картине В.Г. Перова показан единственный конкретный момент предательства, тогда как в картине Н.Н. Ге этот момент перспективно продолжен, как будто и в его время продолжаются муки Христа. Эта мысль созвучна с философскими размышлениями выдающегося русского писателя Л.Н. Толстого о том, что весь христианский мир, каждый день произнося имя Христа, читая молитвы и совершая молебны, вместе с тем «благополучно» предает его заповеди, а зачастую, просто искажая их или давая им узкую трактовку, использует учение Христа для достижения личных эгоистических целей. Идеи Л.Н. Толстого оказали большое влияние на мировоззрение Н.Н. Ге.

В обоих произведениях ночная тень «разрушает» изображение, дематериализует его, привнося в картину атмосферу некой призрачности. В картине В.Г. Перова одна из теней, как будто преграждая земной путь Христа, легла черной массой перпендикулярно к Его фигуре. Черная мгла, растворившая в себе розовый куст, не оставила от него даже очертаний, а только неосязаемую паутину теней, перетекающих в такое же эфемерное отражение ветвей слева. Подавленные тьмой, плоскими воспринимаются и могучие деревья, о массивности которых свидетельствует лишь слабый лунный свет, скользящий по их крутым бокам. Ночь, накрывшая город, что виднеется вдали, поглотила объемность его строений, причудливо сведя их к двухмерным силуэтам. И природа, и городской пейзаж, утрачивая под покровом ночи свою фактуру, весомость, как-то сразу начинают трансформироваться в свою прямую противоположность - мир теней, бесплотный, неуловимый, как и дух, почти ирреальный, в котором сугубо чувственное восприятие цвета и формы меняется на какое-то иное самоощущение, с оттенком мистического.

Еще сильнее этот эффект наблюдается в картине Н.Н. Ге, колористический строй которой стремится к монохромному. Тьма, распластанная по земле под ногами Спасителя, медленно надвигается на Его фигуру, пытаясь ее совсем поглотить, но здесь она играет и обратную роль. Превратив в монолит фигуру Христа, она тем самым как будто создала «памятник» Ему. Нечто подобное произошло и в самой евангельской истории. Невежество, злоба, ненависть и зависть людей, приведшие Христа на Голгофу, тем самым увековечили Его имя. Светлым остался лишь лик Спасителя как свидетельство необычайной чистоты Его духа, божественных излучений Его внутреннего света. На этот свет отзываются проблески голубого неба, почти невидимого сквозь плотно сомкнутые ветви деревьев, но присутствующего как символ неугасимой надежды на то, что подвиг Христа не пройдет даром. Так, наверное, думал художник и о значении своего творчества, не оцененного современниками.

В картине Н.Н. Ге натурализм в передаче природы превалирует над символической декоративностью. Земля и деревья написаны с большим правдоподобием, в картине в целом больше внутреннего реализма, то есть соответствия изображения его внутренней наполненности. Это помогает зрителю более явственно ощутить внутреннее состояние Христа, Его великую жертву.

Библейское понятие снисхождения Единосущного Богу Христа к людям ради их спасения, прославления и последующего вознесения выражалось в традиционной иконописи различными изобразительными средствами, передающими двунаправленное движение. Так и в картине В.Г. Перова мы наблюдаем явно подчеркнутую доминанту вертикали, обозначенную волнообразным ритмом изгибов деревьев, поднимающихся с земли, подобно восходящим к небу мощным языкам пламени. Подсвеченные лунным светом, они символизируют собой силу духовного горения Христа в преддверии вознесения Спасителя. Отсюда эта призрачность всего земного. Реален лишь миг, в котором соприкоснулись земля и небо, материя и дух, время и вечность. Художник стремится выразить пограничье между человеком и Богом. Этой идее отвечает и колорит картины: основной цвет – зеленый с оттенками розового и сиреневого, с преобладанием отраженного лунного света. Краска положена густо. Природа скорбит. Город равнодушен. Возникает ощущение, что душа Христа отделяется постепенно и тянется к Божественному свету. Отталкиваясь от церковного догмата, Перов следует за идеей, выраженной в иконе «Распятие»,- как человек Христос умирает, как Бог возрождается. Именно эта идея, преисполненная высокого, горнего смысла, и одухотворяет художественный образ картины «Христос в Гефсиманском саду».

Н.Н. Ге для своего произведения «В Гефсиманском саду» выбирает основной темой драму Мессии и общества. Фокусом картины, к которому устремляется взор зрителя, является лик Христа. Несмотря на общий темный колорит произведения, лик выписан светло и отчетливо. В нем сосредоточены самые глубокие философские размышления художника.

Лик Христа выражает решимость, непреклонность в выборе действия, ставшего результатом усердной молитвы, но в то же время в нем прочитывается великая скорбь, которая проходит основным лейтмотивом через творчество Н.Н. Ге, связанное с религиозной тематикой. Позднее она найдет свое яркое воплощение в картинах «Что есть истина?», «Распятие», написанных под влиянием размышлений о судьбе христианства близкого друга Н.Н. Ге – Л.Н. Толстого.

Таким образом, картины двух выдающихся художников конца XIX века, посвященные евангельскому сюжету «Моление о чаше», или «Христос в Гефсиманском саду», представляют собой два различных подхода к выражению художественными средствами библейского сюжета. Один из них, отраженный в картине В.Г. Перова «Христос в Гефсиманском саду» (1878), показывает направление, связанное с религиозной символической живописью, берущей свое начало в средневековой иконописи, тогда как в картине Н.Н. Ге заметно личное отношение художника к сюжету и его прочтению, выраженное живописными и композиционными приемами.

Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы . иконы святых покровителей . иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.

В дословном переводе с греческого икона – это образ. Через икону каждый человек обращается к Богу в себе, потому что он един во всех. Князь Е.Н.Трубецкой писал, что православные иконы открывают человеку «видение иной жизненной правды и иного смысла мира» 1. отличного от борьбы за выживание. Никакие слова не в состоянии передать той силы Божественной любви и радости ощущения Божественной благодати, которая исходит от икон Божьей Матери, икон святых и икон Спасителя Иисуса Христа, написанных современным иконописцем Юрием Кузнецовым.

Как известно, иконы «обладают особым языком – системой знаков, передающих определенную информацию» 2. Но «расшифровка» этих символов может быть осуществима только сердцем. Для человека, который хотел бы заказать икону, важно, обретение не просто иконы с изображением Спасителя Иисуса Христа, Божьей Матери, или святых, но за православной иконой должно быть «обнаружение святого, место его мистического присутствия. Икона – визуальное звено в диалоге между молящейся душой и святым: христианин молится не иконе, а через икону тому, кто изображен на ней» 3. Испытать на себе силу Божественной любви, исходящей от иконы Юрия Кузнецова, может даже человек неверующий. Особенное впечатление производит икона Богородицы Умиление Радуйся Невесто Неневестная.

Конечно «…искусство церковное имеет свои особые, ему одному свойственные, черты и потому ставит художника в особое положение: художник должен уяснить себе предъявляемые им требования. Он должен дать не обыкновенную реальную картину, не копию со случайно попавшегося под руку образца, не праздный вымысел фантазии, не освященный ясным религиозным сознанием, но икону, соответствующую ее высокому назначению» 4. И если молящийся, созерцая иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы испытает пронзающее душу чувство реальности духовного мира. Если икона вдруг открывается как светлое, проливающее свет видение, которое сознается превышающим все окружающее, пребывающим в ином, своем пространстве и в вечности, то утихает горение страстей и суета мира, ощущение Бога сознается превыше-мирным, качественно превосходящим мир и из своей области действующим тут, среди нас 5.

Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.

Икона, будь то Казанская икона Божьей Матери. икона Богородицы Всецарица. икона святого покровителя, Спасителя Иисуса Христа или другая православная икона – это «Церковное Предание и благодать Божия, проявляемая через линии и краски, как через цветовые письмена. Сила иконы свидетельствует о том, что этот мир [духовный прим. КК] близ нас, что сама душа – частица этого мира» 6.

Отец Иоанн Кронштадтский писал о необходимости икон в доме: «Иконы в церкви, в домах необходимы, между прочим и для того, что они напоминают о бессмертии святых, живи суть (Лк. 20, 38), как говорит Господь, что они в Боге видят нас, слышат нас и помогают нам» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб. 2005, с. 468). Через икону святого, икону Божьей Матери или икону Спасителя Иисуса Христа мы приобщаемся к его жизни и как будто совместно проживаем ее. Вместе с иконой Богородицы «Аз есмь с Вами и никтоже на Вы» молящийся утверждается в своей вере. Дословно название иконы звучит как - «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит».

«Икона начинается с линии, а линия начинается из сердца; она не имеет другого основания, или обуславливающей ее причины. Сердце в святоотеческом понимании – это место пребывания духа человека или сам дух. Поэтому исходная точка иконы лежит в невидимом мире, а затем появляется и проявляется, как бы нисходит на плоскость иконы; она не повторение линии образца, с которого пишется икона» 7. Представьте себе тонкую серебряную нить, идущую из сердца, и каждое мгновение жизни окрашивает ее в соответствующий цвет, так получается многоцветный, сотканный из эпизодов жизни ковер. В этом суть икон «кузнецовского письма». Иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы пишутся Юрием Кузнецовым по этому принципу: каждая точка – эпизод жизни святого. Если воспринимать икону не логически, а духом, то в орнаменте Владимирской иконы Божией Матери можно увидеть, что эта икона была завезена из Византии в Россию в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Такое понимание и прочтение Владимирской иконы Божией Матери возможно, потому что «линия на иконе – это прорез в духовный мир, это просвет в мире костной и, поэтому, в существе своем, затемненной материи – материю просветить может только благодать» 8. Прорез в иконах «кузнецовского письма» - это орнамент, лежащий в его основе. Орнамент круглится, так как линия в иконе «не должна быть заостренной и угловатой, как бы сломанной (угловатость, судорожность, изломы, заостренные концы относятся к изображению темной силы). Окружность и округленность, естественное движение линии – это жизнь линии…» 9. Вариации орнамента меняются в зависимости от того пишется ли икона Божьей Матери, икона святых или другая православная икона или икона Спасителя Иисуса Христа.

В процессе иконописания очень важен «мистический опыт общения с Небесной Церковью и переживание духовных реалий» 10. именно этот опыт дает истинное содержание иконе.

Каноническую форму и историческую достоверность православной иконе дает образец, с которого снимается список. Между списком и копией с иконы Божьей Матери, иконы святых или иконы Спасителя Иисуса Христа есть принципиальная разница. «Список – близость к личности, копия – схожесть, или даже визуальное совпадение с иконографическим образом» 11. «Чтобы сделать список, надо внутренне пережить икону, прочесть ее смысловой текст, а затем написать его своим почерком» 12.

Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.

Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.

Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона . то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.

Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.

После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.

В каком случае лучше заказать большую икону, а в каком маленькую? Большая икона позволяет иконописцу с помощью орнамента и цвета более подробно передать историю жизни святого и его духовный подвиг. Маленькая икона более келейная, удобна в транспортировке. Конечно, возможно выбрать икону и другого формата, но нужно учитывать, что для этого понадобится дополнительное время на изготовление основы под икону. «Икона есть и путь, и средство; она – сама молитва» 13. Цель иконы, будь то иконы Божьей Матери, иконы святых или другие православные иконы или иконы Спасителя Иисуса Христа – «направить все наши чувства, так же как и ум и всю нашу человеческую природу к ее истинной цели – на путь преображения» 14.

_____________________________________________________________________

1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М. 2008. с. 117

2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4

3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 79

4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М. 2002, с. 267

5 Флоренский П. Иконостас. М. 2009. С. 36

6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 66-67

8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 63

9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 71

10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111

14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111