Аннотация
Учебная дисциплина «Основы философии» направлена на освоение студентами основ философии как самостоятельной формы знания. Пособие может быть полезно преподавателям, студентам, всем, интересующимся проблемами философии и культуры.
Учебная дисциплина «Основы философии» направлена на формирование общекультурных компетенций, таких как
Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.
Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
Умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, умение намечать пути и выбрать средства развития достоинств и устранить недостатки.
Способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы
Цель изучения дисциплины «Основы философии» раскрыть предмет и метод философии помочь разобраться в основных этапах формирования философских идей и теорий, вариантах постановки и решения проблем человека, общества.
Задачи изучения дисциплины:
а) воспитание у студентов гражданской ответственности, стремления к постоянному профессиональному росту, к высокой нравственной, эстетической и политической культуре
ПРЕДИСЛОВИЕ
Уважаемый студент! Составитель данного пособия постарались как можно полнее отразить в нем требования нового госстандарта. Безусловно, небольшое количество часов, отводимых на аудиторное изучение курса философии, делает невозможным охват всех предлагаемых тем и вопросов на занятиях.
Прежде всего, обратите внимание: осмысление действительности – основная задача философии. Поэтому, в отличие от других дисциплин, изучаемый материал следует не зазубривать, а понимать. При изучении философии только наличие понимания обусловливает возможность запоминания материала и способность изложения как своей, так и чужой точки зрения.
Из вышесказанного следует, подготовка к занятиям по философии не требует ознакомления со всем объемом рекомендуемой литературы. Для качественного усвоения материала по какой-либо теме, порой, достаточно вдумчиво прочесть одну хорошую работу, в которой раскрыта рассматриваемая проблематика, не предвзято представлены различные точки зрения на тот или иной вопрос. В противном случае Вы можете запутаться в огромном философском материале, который требует для своего понимания больших интеллектуальных усилий, время и специальной подготовки. Здесь уместно привести слова Гераклита Эфесского: “Многознание уму не научает”.
Перефразируя слова другого мыслителя – М.Хайдеггера, можно сказать, что как о часах мы вспоминаем, когда нам нужно узнать время, так и философские проблемы и вытекающие из них философские вопросы возникают из-за необходимости человеческого духа решить, как жить правильно, свободно и осмысленно. В силу чрезвычайной сложности поставленной проблемы, мы не можем однозначно ответить на все возникающие вопросы. Поэтому напрасно искать в произведениях мыслителей готовые решения. Ведь ценность философии состоит не только в том, что за время своего существования она показала ошибочность многих ответов, дала различные решения на поставленные вопросы, но и в том, что незавершенностью своих ответов пробуждала и пробуждает человека к поиску истины. Таким образом, философия показывает нам всю необычайность, сложность, неоднозначность нашего существования и ставит перед нами задачу свободного самоопределения на основе разума и приобретенного опыта.
Поэтому, при изучении любой темы, надо помнить о следующих вопросах, помогающих ориентироваться в многообразии философских проблем: зачем нужна философия? какой смысл она имеет? почему возникла та или иная философская проблема? как связано ее решение у того или иного философа с жизнью человека и общества? Необходимо помнить слова Н.О.Лосского: “Решение всякого философского вопроса дается с точки зрения мирового целого”. Это означает, что философия в отличие от частных наук (математики, физики, биологии и др.) изучает не часть реальности, не отдельные стороны, свойства и отношения, присущие различным предметам и явлениям мира, а реальность во всех ее частях и моментах без исключения. Она изучает всеобщие свойства мира и наиболее общие моменты отношения человека к миру. В связи с этим, следует учесть, что первые занятия как бы закладывают фундамент Вашего последующего понимания философии.
При подготовке к занятиям и самостоятельном изучении философии следует соблюдать систематичность и последовательность в работе. Необходимо сначала внимательно ознакомится с темой занятия . Затем, найти в учебном пособии, конспекте лекций соответствующие разделы и прочитать их. Осваивать изучаемый материал следует по частям. Для этого Вы должны разбить его на небольшие, но законченные части (в учебном пособии им обычно соответствуют параграфы или разделы). Встречающиеся в тексте незнакомые слова следует не только пытаться понять из контекста, но и проверить их значение по философскому словарю. Советуем Вам завести собственный словарик, в который Вы будете записывать новые, незнакомые философские термины.
За время своего существования философия выработала особую культуру философствования, свой язык, традицию подачи устных и письменных текстов. Не освоив ее, Вы вряд ли научитесь грамотно размышлять, будете высоко оценены преподавателем или приняты в кругу философов-профессионалов.
Для достижения успеха в изучении новой для Вас дисциплины следует, во-первых, знать значение употребляемых терминов, категорий (например, субъект, объект, познание, онтология, сущность, экзистенция, человек и т. п.). Ведь мы мыслим, прежде всего, с помощью понятий. Во-вторых, аргументация Вашей устной и письменной речи должна быть последовательной и логичной. Для этого при изучении материала необходимо уловить как логику, так и метод рассуждений того или иного автора. Последнее практически не возможно, если Вы будете читать лишь учебные пособия. Поэтому, после того как Вы уяснили суть рассматриваемой проблемы на основе адаптированных учебных пособий, необходимо приступать к изучению дополнительной литературы. Определите круг монографий, статей, имеющих отношение к тому или иному вопросу. Ознакомившись с литературой , нужно составить конспект прочитанного. Затем, самостоятельно ответить на поставленные вопросы. При этом постарайтесь уяснить последовательность смысловых частей и выработайте план изложения.
После изучения какой-либо темы или ее отдельных разделов необходимо полученные знания привести в систему, связать воедино весь проработанный материал. Если Вы не уяснили предыдущий материал, то изучение последующего может быть затруднено. Так, понимание сознания у тех или иных мыслителей базируется на понимании бытия, поэтому не усвоив тему: “Философия бытия” нельзя хорошо усвоить тему: “Сознание” и т. д. Непонимание логики развития, преемственности в философии, ее единства в многообразии приведет к тому, что философский процесс предстанет в Вашем сознании в виде произвольного собрания различных мнений. Вы можете запутаться в изучаемом материале, а Ваш ответ будет отличаться противоречивостью и эклектикой.
В целом, изучая философию, приложите усилия на то, чтобы:
1) увидеть различие взглядов, концепций; 2) выявить основание, на котором строится та или иная концепция или система; 3) раскрыть внутренний смысл выдвигаемых идей; 4) определить насколько доказательна та или иная концепция или система; 5) представить рассматриваемые философские проблемы в развитии; 6) провести сравнение различных философских концепций по той или иной проблеме; 7) отметить практическую ценность данных философских положений; 8) аргументировано изложить собственную точку зрения на рассматриваемую проблему.
Тема 1. Введение. Общая характеристика философии
План:
Предмет философии. Философское вопрошание, специфика постановки вопросов. Философия как мировоззрение, наука, искусство. Понятие рефлексии. Место и роль философии в культуре.
Зарождение философии; мифология, религия, философия. Специфика философии в сравнении с наукой , религией, искусством. Мировоззренческая и методологическая функции философии.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы и ценности.
Ценность - термин, используемый для указания на гуманистический смысл и социокультурное значение определенных явлений действительности.
Ценностные ориентации - важнейшие элементов духовной структуры личности, отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.
Идеи - идеальные сущности, находящиеся вне конкретных вещей (Платон). Это отношение к тому, что лежит за пределами личного опыта - к запредельности. Иначе говоря, это форма постижения в мысли высших ценностей, форма проектирования человека, его целей.
Диалектика - это учение о том, как могут быть и как бывают тождественными противоположности и при каких условиях они переходят друг в друга.
Философия- это теоретическое мировоззрение, т.е. умозрение вечных идей и высших ценностей, познание смысла и приобщение к смыслу.
Сущее - совокупность многообразных проявлений бытия; многообразие действительного, то, что есть; оно не идентично данному, т.к. охватывает также и неданное.
Антропоцентризм - философское мировоззренческие принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включенностью в него человека как сознательного, деятельного существа.
Литература.
1. Алексеев П.В., Панин А.В., Философия: Учебник. Изд. 3-е, переработанное и дополненное –М.: Проспект, 2000.
2. Основы современной философии: Уч. для вузов. – СПб: Лань, 1997.
3. Основы философии: Уч. пос. для вузов. –М.: Владос, 1997.
4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. –М., 2000.
5. Философия: Учебник для вузов. –Р/Д.: Феникс, 1995 (и последующие годы).
6. Философия: Учебник. 2 изд., испр. и доп. –М.: Юристь, 1998.
Тема 2. История развития философии, основные направления, школы философии
Общая характеристика восточной философии: Индия и Китай. Основные черты: мифологизм, мистицизм и т.д. Восточные религиозно-философские учения: буддизм, даосизм, конфуцианство, джайнизм и т.д.
Цивилизационные особенности становления философии. Условия возникновения философии в древней Греции. Специфика восточной и западной философии.
Схоластика (греч. Школа) - средневековая форма философии и ее преподавания, когда философия выступала «служанкой» богословия в католических университетах.
Пантеизм (греч. - пан - все, теизм - божественный) - тождество природы и Бога, который растворен в мире, в любых вещах. Здесь имеются элементы материализма, частичный отход от ортодоксального теизма. Субстанция - объективная реальность, всеобщая неустранимая основа всех вещей, причина самой себя.
Литература.
1. История философии в кратком изложении. Пер. с чешского Богута И.И. – М., 1991.
2. История современной зарубежной философии. –СПб, 1997.
3. Дж. Реале, Д.Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. –СПб, 1994.
4. Курбатов В.И. история философии. –Р/Д, 1997.
5. Переведенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии (античность, средневековье, эпоха Возрождения). –М., 1999.
6. Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современости. –М., Гранд, 1998.
7. Философы и философия. Жизнь. Судьба. Учение. – Остожье, 1998.
8. Новейший философский словарь. –Минск, 1999.
9. Канке В.А. Философия: исторический и систематический курс. М., 2001.
10. Философия. Учебник для вузов. – Р/Д.: 1995.
Тема 5 Философия Нового времени.
Немецкая классическая философия: критическая рефлексия. Философская система Гегеля, тождество бытия и мышления. Идеалы классической рациональности в философии и науке.
Классический рационализм и генезис научного знания. Гуманистическая секуляризация. Гносеологизм философии. Декарт - проблема метода. Субъект - объектная картина мира.
Рационализм - учение в теории познания, согласно которому источником познания признается только разум, роль чувственного познания принижается или умаляется.
Сенсуализм - учение, признающее ощущение единственным источником познания.
Дуализм - философское учение, считающее материальную и духовную субстанции равноправными началами.
Эмпиризм - метод и методология познания, основанный на опытном исследовании. Сравни: рациональное, теоретическое исследование как методы познания.
Апостериори и априори (от лат. апост. - из последующего и апр . - из предшествующего), апостериори - знание, получаемое из опыта, априори - знание, предшествующее опыту и независимое от него.
Трансцендентальный (от лат. - переступать) - в схоластической философии означает такие аспекты бытия, которые выходят за сферу конечного, эмпирического мира и именуются трансценденталиями (единое, истинное, благое). В философии Канта термин употреблен в гносеологическом смысле и означает априорные (доопытные) условия познания; трансцендентальное противоположно эмпирическому.
Трансцендентное (от лат. - переступать) - понятийное обозначение всего того, что выходит за пределы нашего опыта, допускается в качестве предмета, существующего вне сознания. В гносеологическом смысле трансцендентное обозначает, что мы познаем не то, что содержится в сознании в опыте, а то, что находится вне нас. Противоположность -имманентное.
«Вещь в себе» философский термин, означающий вещи как они существуют сами по себе, в отличие от того, какими они являются «для нас» в нашем познании.
Литература
1. Философия: Уч. для вузов. –Р/Д: Феникс, 1995 (и др. годы).
2. Философия: Уч. – М.: Русское слово, 1996.
3. Асмус В.Ф. Иммануил Кант. –М., 1973.
4. Гулыга А. В. Кант. –М., 1981.
5. Нарский И.С. Кант. –М., 1986.
6. Гулыга А.В. Гегель. –М., 1970.
7. Мотрошилов Н.В. Путь Гегеля к «Науке логики». –М., 1984.
8. Овсяников М.Ф. Гегель. – М., 1971.
9. Ойзерман Т.И. Историко-философское учение Гегеля. –М., 1982.
Тема 6. Неклассическая философия 19 - 20 веков.
Фрейд. Социальность, либидо, воля.
Маркс, Ницше, Раскрытие новых аспектов феномена человека.
Постклассическая философия - условной название послегегелевского этапа развития западноевропейской философии XIX - начала XX в.
Сциентизм- представление об исключительной роли науки в решении проблем общества, считающее науку главным фактором социального и культурного процесса.
Отчуждение - социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу , подчас господствующую над ним и враждебную ему.
Иррационализм - течение в философии, противоположное рационализму, утверждающее алогичный, иррациональный характер бытия и ограничивающее или отрицающее возможности разума в процессе познания.
Эссенциализм - другое наименование классической философии, акцентирующее ее ориентацию на поиск сущности, объективируемой в таких понятиях как бытие, субстанция, бог, душа и т.п.
Фрейдизм - направление современной философии, стремящееся применять учение Фрейда для объяснения явлений культуры, творчества и общества.
Психоанализ - метод лечения психических заболеваний, разработанный З.Фрейдом, а также теория, объясняющая роль бессознательного в жизни человека.
Бессознательное - совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.
Либидо - половое влечение, сексуальная энергия, понятие психоанализа З.Фрейда
Сублимация - перенос сексуальной энергии на другой объект.
Литература.
1. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла; Казус Вагнер; Антихрист; Ессе Ното. - Мн., 1997. - С. 261,467-468.
2. Ницше Ф. Сочинения в 2 т. / Пер. с нем. Под ред. К.Сваскян. - М., 1990. - 820 с., 829 с.
3. Ницше Ф., З.Фрейд, Э.Фромм, А.Камю, Ж.П.Сартр. Сумерки богов. - М., 1989. - 398 с.
4. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура.- М.: 1992.
5. Антипов Г.А., Кочергин А.Н. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы. - Новосибирск, 1988. - С. 92-93.
6. Бердяев Н.А. Русская идея // Вопросы философии. 1990. № 1. С. 132.
7. Вышеславцев Б.Н. Соч. М., 1995. С. 61, 54-55.
КУРС ЛЕКЦИЙ
ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ
Учебное пособие
Учебное пособие в 2-х частях в форме курса лекций по дисциплине «Основы философии» предназначено для студентов и преподавателей средних специальных учебных заведений, для всех форм обучения. Оно составлено в соответствии с учебной программой курса и учитывает требования Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по многим медицинским специальностям. Пособие может быть использовано при самостоятельной подготовке к занятиям, экзаменам, а так же при подготовке к отработке пропущенного занятия по той или иной теме.
Материал в лекциях сгруппирован по темам. В лекциях содержится план, краткое изложение вопросов и задания для самопроверки.
Лекции раскрывают сущность и анализ философских категорий, их основные свойства и взаимосвязь.
Работая над курсом лекций по дисциплине «Основы философии», стремилась полнее раскрыть содержание философской мысли в ее историческом развитии, рассмотреть ее актуальные проблемы в духе современности.
Лекции составлены с учетом отказа от идеологического подхода к оснащению взглядов мыслителей, к анализу философских проблем.
Жизнь показала, что различные философские воззрения нередко дополняют друг друга, способствуют всестороннему, глубокому рассмотрению научных вопросов. В этом основа творческого плюрализма, не имеющего ничего общего с механическим соединением разнородных концепций и подходов в изучении явлений действительности.
В лекциях сочетается историко-философское и проблемное изложение материала с использованием интересных фактов из области последних достижений естественных и общественных наук, излагаются научные точки зрения.
Курс «Основы философии» направлен на развитие у обучающихся мышления, на выработку у них собственной жизненной позиции и мировоззрения.
Лекции по дисциплине «Основы философии» написаны с целью формирования у обучающихся представления о философии как специфической области знания, о философских, религиозных и научных картинах мира, о природе и сущности человека, о феномене сознания, об уровнях и формах познания, об обществе и цивилизации.
ЛЕКЦИЯ №1
Философия, ее место и роль в жизни общества
План:
1.Философия и мировоззрение.
2.Формы духовного освоения мира: миф, религия, наука и философия.
.Предмет философии.
.Основной вопрос философии.
.Основные разделы и функции философии.
.Философия как методология.
.Философия и наука.
1. Философия и мировоззрение
Всякая философия является мировоззрением
, т.е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Это означает, что первое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает, например, не только яблоко, но и грушу, вишню и т.д., так и понятие «мировоззрение» нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие мировоззрения - мифологическое, художественное, религиозное и т.д., таким образом, философия - это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение
. Она по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.
2. Формы духовного освоения мира: миф, религия, наука и философия
Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Слово мифология греческого происхождения - «наука о мифах». Она исследует, как возникли мифы, как изменились со временем, сравнивает мифы разных народов земли. Но есть у слова мифология и другое значение. Мифология
- это собрание мифов того или иного народа. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня (миф о Прометее), изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.
Таким образом, миф
- это фантастическое отражение в первобытном сознании реальной действительности и обоснование существующих в обществе отношений, установок, верований и поведения.
Главная функция мифа
- объяснить миропорядок и регулировать сложившиеся общественные отношения.
На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. На основе ее 3000 лет тому назад возникли существующие и поныне древнейшие религии - буддизм, иудаизм, родиной которых были Индия и Палестина. На начальном этапе развития общества их содержание во многом совпадает, но религия имеет свою специфику. Она проявляется в наличии системы обрядовых действий, церковных учреждений, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. Таким образом, религия - это определенные взгляды и представления людей, связанные с верой в сверхъестественное, соответствующие обряды и культуры. Наука зародилась в древности, а важнейшим фактором жизни стала в новое время. Наука
- это деятельность человека по выработке, систематизации и проверки знаний.
В зависимости от условий развития науки и спроса на нее менялось ее место в те или иные эпохи. Так, античная наука
опиралась на опыт математических и астрономических исследований и имела практическое применение в земледелии, строительстве и т.д. (например, египетские пирамиды). В эпоху Возрождения
обостренный интерес к проблемам человека способствовал развитию гуманитарных наук. Новый этап в развитии науки связан с возникновением естествознания. Начало, которому положил
Н. Коперник. Наука впервые оспорила у религии ее право безраздельно определять формирование мировоззрения. Следующей формой общественного сознания является философия. В понимании философии нередко допускались крайности: Аристотель считал, что философия - «мать наук». Гегель ее объявлял царицей всех наук. В середине века философии отводилось место «служанки богословия». ·Философия - это особая духовная область, «срединная земля» между наукой и религией.
·Философия - это особое мироощущение, особое отношение к миру, особый образ жизни.
·Философия - это учение о методах познания, которые используют все науки.
Таким образом, из факта существования множества определений философии можно сделать вывод о сложности, многогранности содержания философского знания. Обобщив различные точки зрения можно сформулировать следующее определение философии. Философия
- это наука о наиболее общих законах развития природы, общества, человека и мышления, позволяющих дать картину мира как единого целого.
3. Предмет философии
Философия зародилась примерно 2,5 тысячи лет назад в странах Древнего мира - Индии, Китае, Египте, а своей классической формы достигала в древней Греции. Понятие философия возникло в Древней Греции в конце VI - начале V в до н.э. и означает «любовь к мудрости» («филео» переводится как любовь, а «софия» мудрость). Первым, кто употребил это слово, был древнегреческий математик Пифагор, которого спросили, мудрец ли он, ответ прозвучал скромно: «Я не мудрец, но любитель мудрости». Платон назвал философию наукой. Философия занимает особое место среди других наук, она интересует все имеющиеся знания и выстраивает систему знаний о мире как целом и об отношении человека к нему.
Предметом философии
являются всеобщие свойства и связи (отношения) присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека.
Философия рассматривает следующие фундаментальные проблемы: ·проблемы происхождения и существования мира, природы, Вселенной;
·происхождение и сущность человека, его место в мироздании;
·проблему духовных ценностей и их соотношения с миром реальности;
·проблему добра и зла, свободы и ответственности, долга, справедливости и создание человеком определенной модели поведения;
·проблему закономерности развития общества, исторического процесса;
·проблему становления и развития философии.
Философия составляет теоретическую основу мировоззрения. Мировоззрение
- это обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на свое собственное место в нем. Мировоззрение может быть религиозным или атеистическим, идеалистическим или материалистическим.
Идеализм
- философское мировоззрение, признающее основой мира духовное начало, идею.
Идеализм и материализм не противоречат друг другу, это взаимосвязанные стороны единого процесса развития философского знания. 4. Основной вопрос философии
Философия как сложившаяся система знаний имеет целый ряд специфических вопросов, которые она призвана решать. С одним из таких вопросов мы уже столкнулись - это вопрос «что такое философия?»
. В зависимости от его решения философ создает свою концепцию, определяет конкретные проблемы и использует те или иные категории для ее раскрытия. Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет ее основное содержание и сущность. Так, для античных философов это вопрос о первоосновах всего существующего, для Сократа он связывался с принципом «познай самого себя», для философов Нового времени - как возможно познание, для современного позитивизма - в чем суть «логики научного открытия» и т.д.
Но существуют общие вопросы, раскрывающие характер философского мышления. Прежде всего, среди них следует назвать вопрос о том, что первично: дух или материя, идеальное или материальное?
От его решения зависит общее понимание бытия
, ибо материальное и идеальное являются его предельными характеристиками. Другими словами, помимо материального и идеального в бытии просто ничего нет. Кроме того, в зависимости от его решения выделяются такие крупные философские направления, как материализм
и идеализм
. Формулируется целый ряд категорий и принципов, способствующих раскрытию философии в качестве общей методологии познания.
Остановимся более подробно на вопросе о материализме и идеализме. Деление на указанные направления существовало с самого начала развития философии. Немецкий философ XVII-XVIII вв. Лейбниц называл Эпикура самым крупным материалистом, Платона - самым крупным идеалистом. Классическое же определение обоих направлений впервые было дано видным немецким философом Ф. Гегелем «Материализм,
- писал он, - все объясняет из материи, принимает материю как нечто первое изначальное, как источник всех вещей… Идеализм
все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи из духа или подчиняет ему материю». Таким образом, философское значение понятий «материалист» и «идеалист» не следует смешивать с тем, которое им часто придается в обыденном сознании, когда под материалистом подразумевается индивид, стремящийся - лишь к достижению материальных благ, а идеалист ассоциируется с бескорыстным человеком, характеризующимся возвышенными духовными ценностями и идеалами.
Как материализм, так и идеализм неоднородны в своих конкретных проявлениях. В соответствии с этим можно выделить различные формы материализма и идеализма. Так, с точки зрения исторического развития материализма можно отметить следующие его основные формы. Материализм Древнего Востока
и Древней Греции
- это первоначальная форма материализма, в рамках которой предметы и окружающий мир рассматриваются сами по себе, независимо от сознания как состоящие из материальных образований и элементов (Фалес, Левкипп, Демокрит, Гераклит и др.). Метафизический (механистический) материализм Нового времени в Европе
. В его основе лежит изучение природы. Однако все многообразие ее свойств и отношений сводится к механической форме движения материи (Г. Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламетри, К. Гельвеций и др.). Диалектический материализм
, в котором представлены в органическом единстве материализм и диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс и др.).
Существуют и такие разновидности материализма, как, например, последовательный материализм,
в рамках которого принцип материализма распространяется и на природу и на общество (марксизм), и непоследовательный материализм
, в котором отсутствует материалистическое понимание общества и истории (Л. Фейербах).
Специфической формой непоследовательного материализма является деизм (от лат. dues - бог), представители которого, хотя и признавали бога, но резко принижали его функции, сводя их к творению материи и сообщению ей первоначального импульса движения (Ф. Бэкон, Дж. Толанд, Б. Франклин, М.В. Ломоносов и др.). Далее, различают научный
и вульгарный материализм
. Последний, в частности, сводит идеальное к материальному, сознание отождествляет с материей (Фогт, Молешотт, Бюхнер).
Подобно материализму, идеализм также неоднороден. Прежде всего, следует различать две главные разновидности: объективный идеализм
и субъективный идеализм
. Первый провозглашает независимость идеи, бога, духа - вообще идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека (Платон, Ф. Аквинский, Гегель).
Второй характеризуется тем, что утверждает зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека (Дж. Беркли). Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм
(от лат. solus - один, единственный и ipse - сам). Согласно последнему можно говорить лишь о существовании моего собственного Я и моих ощущений.
В рамках названных форм идеализма существуют различные его разновидности. Отметим в частности, рационализм
и иррационализм
. Согласно идеалистическому рационализму, основу всего сущего и его познания составляет разум. Одним из важнейших его направлений является панголизм
(от греч. pan - все и logos - разум), по которому все действительное есть воплощение разума, а законы бытия определяются законами логики (Гегель). Точка зрения иррационализма
(от лати. Irrationalis - неразумный, бессознательный) состоит в отрицании возможности разумного и логического познания действительности. основным видом познания здесь признается инстинкт, вера, откровение и т.д., а само бытие рассматривается как иррациональное (С. Кьеркегор, А. Бергсон, М. Хайдеггер и др.).
Для адекватного понимания специфики философского знания необходимо также затронуть вопрос о соотношении и характере взаимодействия материализма и идеализма
. В частности, здесь следует избегать двух крайних точек зрения. Одна из них состоит в том, что существует постоянная «борьба» между материализмом и идеализмом, «линией Демокрита» и «линией Платона» на всем протяжении истории философии, Согласно другой - «история философии по сути своей вовсе не была историей борьбы
материализма против идеализма…». На наш взгляд, такая «борьба», причем вполне сознательная, безусловно имела место в истории философии. Достаточно вспомнить противостояние материализма и идеализма в античный период или воинствующий идеализм Беркли в Новое время, или, наконец, можно обратить внимание на позицию «воинствующего материализма» в нашем столетии. Но вместе с тем эту «борьбу» не следует абсолютизировать и полагать, что она всегда и везде определяет развитие философии. Указывая на сложность взаимоотношений материализма и идеализма, известный российский философ В.В. Соколов пишет: «Такая сложность состоит в том, что материализм и идеализм далеко не всегда составляли два «взаимонепроницаемых лагеря», а в решении некоторых вопросов соприкасались и даже перекрещивались». Примером сопряжения материализма и идеализма может служить позиция деизма. Не случайно к деизму примыкали мыслители и материалистического (Ф. Бэкон, Дж. Локк), и идеалистического (Г. Лейбниц), и дуалистического (Р. Декарт) направлений. Но еще более наглядно единство позиций материализма и идеализма обнаруживается в решении вопроса о познаваемости мира. Так, агностики и скептики были как в лагере материализма (Демокрит), так и идеализма (Кант), а принцип познаваемости мира отстаивался не только материалистами (марксизм), но и идеалистами (Гегель).
С вопросом о первоначальных бытия связан и вопрос о монизме, дуализме и плюрализме. Монизм
(от греч. monus - один, единственный) - философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало. Таким началом выступает материальная или духовная субстанция. Отсюда следует, что монизм может, соответственно, быть двух видов - материалистический
и идеалистический
. Первый выводит идеальное из материального. Его заключения основаны на данных естествознания. Согласно второму, материальное обусловлено идеальным, духовным. Он сталкивается с проблемой доказательства творения мира духом (сознанием, идеей, богом), которая в рамках современной науки положительно решена быть не может.
Дуализм
- (от лат. dualis - двойственный) - философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал: материи и сознания, физического и психического. Так, например, Р. Декарт полагал, что в основе бытия лежат две равноправные субстанции: мыслящая (дух) и протяженная (материя).
Плюрализм
(от лат. pluralis - множественный) - предполагает несколько или множество исходных оснований. В его основе лежит утверждение о множественности оснований и начал бытия. Примером здесь могут служить теории древних мыслителей, выдвигавших в качестве основы всего сущего такие разнообразные начала, как земля, вода, воздух, огонь и т.д.
К вопросу о первоначалах всего сущего примыкает и вопрос о познаваемости мира, или о тождестве мышления и бытия. Одни мыслители полагали, что вопрос об истинности познания окончательно решен быть не может, и более того, мир принципиально непознаваем. Они получили название агностиков (Протагор, Кант), а философская позиция, которую они представляют - агностицизм (от греч. agnostos - непознаваемый). отрицательный ответ на этот вопрос давали и представители родственного агностицизму направления - скептицизма, которые отрицали возможность достоверного знания. Свое высшее проявление он нашел у некоторых представителей древнегреческой философии (Пиррон и др.). Другие мыслители, напротив, верят в силу и могущество разума и познания и утверждают способность человека получать достоверное знание, объективную истину. 5. Основные разделы и функции философии
1.
Онтология
- учение о бытии, его устройстве и развитии
2.
Антропология
- учение о природе и сущности человека
3.
Аксиология
- учение о духовных ценностях и их соотношении с реальным миром.
4.
Этика
- учение о моральных ценностях и нравственных принципов
5.
Гносеология
- учение о познании
6.
Социология
- учение о происхождении и развитии человеческого общества
7.
История философии
- учение о зарождении и развитии философии
Философия выполняет следующие основные функции:
1.
Мировоззренческая функция
- состоит в том, чтобы представить мир как целое,
дать совокупную картину мира. 2.
Гносеологическая функция
- заключается в решении проблемы познаваемости мира человеком, проблемы истины и ее критериев.
3.
Методологическая функция
- состоит в разработке общих, обосновании частных и общенаучных методов познания.
4.
Аксиологическая функция
- выражается в ее ориентации на определенные ценности.
5.
Интегрирующая функция
- заключается в обобщении выводов специальных наук, объединении их на основе своих категорий и методов познания.
6.
Критическая функция
- подвергает критической оценке все то, что соответствует той или иной философской системе.
Цель философии
- вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.
Назначение философии
состоит в возвышении человека, в обеспечении универсальных условий для его совершенствования. Можно сказать, что философия есть не что иное, как стратегия жизни - учение о том, «каким надо быть, чтобы быть человеком».
6. Философия как методология
Каждая наука имеет свой метод. Однако философия выступает в качестве наиболее общей методологии, и в этом суть ее собственного метода. Можно сказать, что философский метод
(от греч. methodos - путь познания) есть система наиболее общих приемов теоретического и практического освоения действительности, а также способ построения и обоснования системы самого философского знания. Как и методы других наук, он берет начало в практической деятельности людей и в своем истоке является отражением логики и закономерностей развития объективной действительности. Это относится, конечно, только к такой философии, которая опирается на науку.
Философский метод задает общие принципы исследования и, по словам Ф. Бэкона, сравним с факелом, освещающим путь. Однако различные философские школы и направления, в соответствии со своей спецификой и пониманием предмета философии, формулируют и используют различные философские методы. Плюрализму философских концепций соответствует и плюрализм методов. Общее, что свойственно им всем - это теоретическое мышление, выраженное в философских категориях, принципах и законах. Переходя к более конкретному рассмотрению вопроса о методах философии, следует, прежде всего, указать на материализм
и идеализм
. Об их содержании речь шла выше. В данном же аспекте следует обратить внимание на то, что они выступают как наиболее общие подходы и способы рассмотрения и познания. Теория познания с самого начала во многом определяется тем, что берется за первичное: материя или сознание, дух или природа, т.е. материалистические или идеалистические предпосылки. В первом случае общий процесс познания рассматривается как отражение в сознании объективной действительности; во втором - как самопознание сознания, абсолютной идеи, изначально присутствующих в вещах (объективный идеализм), или как анализ наших собственных ощущений (субъективный идеализм). Другими словами, онтология во многом определяет гносеологию.
Следующий аспект дифференциации философских методов - диалектика
и метафизика
. Под диалектикой имеют в виду, прежде всего учение о наиболее общих закономерностях развития бытия и познания, одновременно она выступает и общим методом освоения действительности. Хотя такое ее понимание было не всегда. Зарождение и начало становления диалектики связано с периодом античности. Этот этап часто характеризуют как стихийную
, или наивную
, диалектику
, имея в виду, прежде всего то, что взгляды первых философов на мир были во многом наивны. Но вместе с тем они рассматривали его непредвзято, в развитии и движении. Однако надо отметить, что уже тогда обнаруживалось разное понимание диалектики.
Так, материалист Гераклит в своем учении обращает внимание на постоянное движение и изменение мира, на взаимный переход противоположностей в нем, т.е. прежде всего на «диалектику вещей», на объективную диалектику
. Жившие в этот же период идеалисты Сократ и Платон под диалектикой понимали искусство вести спор, диалог с целью выяснения понятий и достижения истины. Здесь идет речь о «диалектике понятий» о субъективной диалектике.
Таким образом, диалектика в принципе совместима как с материализмом, так и с идеализмом. В первом случае она выступает как материалистическая диалектика
, во втором - как идеалистическая диалектика
. Классическим представителем идеалистической диалектики (равно как и диалектического идеализма) является Г.В.Ф. Гегель, создавший систему диалектики как теорию и метод познания. А классиками материалистической диалектики (равно и диалектического материализма) являются К. Маркс и Ф. Энгельс, которые придали ей целостный и научный характер.
Диалектика возникла и развивалась наряду с метафизикой
как противоположным ей способом мышления и познания. Ее особенностью является тенденция к созданию однозначной, статичной картины мира, стремление к абсолютизации и изолированному рассмотрению тех или иных моментов или фрагментов бытия. Метафизический метод характеризуется тем, что рассматривает предметы и процессы по одному принципу: либо да, либо нет; либо белое, либо черное; либо друг, либо враг и т.д. В социальной практике этому соответствует хорошо известный лозунг: «Кто не с нами, тот против нас». При рассмотрении движения метафизика тяготеет к сведению многообразных его форм к какой-либо одной. Причем чаще наблюдается сведение высшей формы движения материи к низшей. Так, например, для материализма Нового времени было характерно сведение различных форм движения материи к механической. Поэтому он и получил название механистического материализма
, который, в свою очередь, является проявлением метафизического материализма.
Необходимо отметить, однако, что сам по себе метод познания, который предполагает рассмотрение предметов и явлений в статике, покое, а тем самым и «огрубление», «упрощение» находящегося в постоянном изменении бытия, имеет полное право на существование. Метод абстрагирования, который при этом применяется, вполне научен и используется различными дисциплинами. И если за покоем не забывается движение, за статикой - динамика, а за деревьями - лес, то такой элемент метафизики просто необходим в познании, ибо он выступает как необходимый момент диалектического познания. методологическая ошибка возникает тогда, когда этот момент покоя или какая-либо одна характеристика, сторона предмета исследования вырывается из всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности и возводится в абсолют. В этом, кстати, гносеологические корни всех односторонних теоретических концепций. Суть их в том, что идеальный фактор (мысль, сознание, идея) отрывается от материального, абсолютизируется и противопоставляется материальному в качестве абсолютно автономного демиурга (творца) бытия. При этом забывается, что, в конце концов, мышление, идеальное возникает на базе материального. Следует, однако, отметить, что плохую услугу познанию оказывает не только абсолютизация покоя, но и абсолютизация его противоположности - движения. И то и другое есть выражение метафизического способа исследования. И если в первом случае мы встаем на путь, ведущий к догматизму
, то во втором - на путь, ведущий к абсолютизму релятивизму
. Для подлинной диалектики нет не только покоя без движения, но и движения без относительного покоя.
Помимо указанных методов философия включает в себя и другие. Отметим некоторые из них, имеющие наибольшее, по нашему мнению, значение. Сенсуализм
(от лат. sensus - чувство) - методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, абсолютизируя их роль в познании (Эпикур, Гоббс, Локк, Беркли, Гольбах, Фейербах и др.).
Рационализм
(от лат. ratio - разум) - метод, согласно которому основой познания и действия является разум (Спиноза, Лейбниц, Декарт, Гегель и др.).
Иррационализм
- философский метод, который отрицает или, по крайней мере, ограничивает роль разума в познании, а уделяет основное внимание иррациональным способам постижения бытия (Шопенгауэр, Кьеркергор, Ницше, Бергсон, Хайдеггер и др.).
Бурное развитие науки и познания в последние десятилетия привели к осмыслению методологии как специализированной области знания. В ее рамках исследуются внутренние механизмы, логика и организация знания. В частности, рассматриваются критерии научности знания, проводится анализ языка науки, прослеживаются логика и рост научного знания, структура научных революций и другие. Все названные философские методы находятся между собой в диалектической взаимосвязи и образуют целостную систему, благодаря чему философия и выступает как общая методология
познания и освоения мира. Но наряду с этим философия выступает, как уже говорилось, и как особая теория
, имеющая свои категории, законы и принципы исследования. Эти два качества философии тесно взаимосвязаны между собой. Философская теория в силу всеобщности своих положений, законов и принципов выступает в то же самое время и как методология для других наук. Однако эти два качества философии не следует смешивать.
7. Философия и наука
При рассмотрении вопроса о соотношении философии и науки имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации: 1) является ли философия наукой; 2) взаимодействие философии и частных (конкретных) наук; 3) соотношение философии и ненаучного знания. Первый аспект по нашему мнению, нельзя отрицать научного характера философии вообще как одного из мощных потоков развития человеческого знания и культуры. И если к ней подходить не только со стороны конкретных концепций, а рассмотреть с позиции истории, то можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию, прежде всего с точки зрения «науки
логики».
Выводы, полученные в рамках философии, служат не только средством получения научного знания, но и сами входят в содержание науки. Не случайно многие крупные ученые в области конкретных наук являются и виднейшими представителями философии. Достаточно назвать имена Пифагора, Аристотеля, Бруно, Коперника, Декарта, Маркса, Фрейда, Рассела и многих других. У философии имеется свой специфический язык и свой категориальный аппарат. Она осуществляет научный поиск и уже поэтому имеет научный характер. К этому надо, пожалуй, добавить лишь одно уточнение, - когда она опирается на систему научного знания. Второй аспект - взаимодействие философии и частных (конкретных) наук.
Естественно, что современная философия уже не может претендовать на роль науки наук, включать в себя все знания. Конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои законы и методы, свой уровень обобщения знания. Философия же делает предметом своего анализа обобщения частных наук, т.е. она имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения
. Если первичный уровень приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго уровня - выявление более общих закономерностей и тенденций. Основным методом философии при этом выступает теоретическое мышление, опирающееся на достижения частных наук, конечно, в том случае, если сама философия претендует на научность. Крупнейшие открытия в конкретных науках способствовали и интенсивному развитию философии. Достаточно указать на огромное влияние, которое оказали успехи естествознания в Новое время, в конце XIX - начале XX вв. на развитие философского знания. При этом надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению научно-философских выводов, как реалистической философии, так и той философской ветви, которая представляет иррационалистические спекуляции.
Однако философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие, причем опять-таки как положительное, так и отрицательное. Философия, конечно, не призвана делать какие-либо открытия естественно-научного характера. Ее влияние осуществляется через философское мировоззрение, которое так или иначе воздействует на первоначальные позиции ученого, его отношение к миру и познанию, а также на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, евгеники, генной инженерии и т.п.). взаимозависимость философии и частных наук хорошо выразил И.В. Гете. «От физика, - писал он, - нельзя требовать, чтобы он был философом; но… он должен быть знаком с работой философа, чтобы доводить феномены вплоть до философской области. От философа нельзя требовать, чтобы он был физиком, и тем не менее его воздействие на область физики и необходимо, и желательно. Для этого ему не нужны частности, нужно лишь понимание тех конечных пунктов, где эти частности сходятся». Наконец, третий аспект - философия и ненаучное знание
. При этом ненаучное знание мы разделим, с известной долей условности, на заблуждения
, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, и паранауку
(антинауку, псевдонауку, «альтернативную науку»), куда входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т.д.
Говоря о соотношении философии
и «заблуждающегося разума»
, следует, на наш взгляд, рассматривать последний в качестве момента развития научного знания и философии. Причем с исторической точки зрения этот момент является необходимым в силу самого характера процесса познания, и он свойственен любой науке. Философия также не может быть гарантирована от заблуждений.
Отношение философии и паранауки
. Отметим, что некоторые авторы, особенно это, касается представителей и приверженцев концепции «постмодернизма»,
призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, суеверий, магии, астрологии и т.д. лишь бы они оказывали терапевтическое воздействие на современное больное общество и индивидов. Они полагают, что статус научного миропонимания в современном обществе не выше, чем любого функционального мифа, и выступают, по существу, за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Однако подобная позиция абсолютной нейтральности научного мировоззрения к псевдонауке ведет к интеллектуальному анархизму. Более того, при таком подходе научного сообщества к псевдонауке, который ширится в современном мире, мы можем уже достаточно скоро оказаться свидетелями победы суеверия над научным мировоззрением.
Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества и индивида. Это потому, что паранаука действительно выполняет некоторую психо - и интеллектуально-терапевтическую функцию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности. Ведь в трудную минуту всегда легче обратиться к Богу, астрологу, колдуну и т.д. чем к разуму и научному мировоззрению, ибо упование на трансцендентные силы связано лишь с верой и ожиданием свыше какого-то Бога. А это освобождает индивида от необходимости делать свой собственный, порой трудный выбор и от ответственности за положение дел и сравнительно легче обеспечивают душевный комфорт. Между тем строгие научные выводы, обращенные к разуму и совести личности, мало кому приносят счастье и душевное спокойствие, ибо возлагают ответственность за поступки на самого человека. Что же касается рационалистической и научной философии, то ее статус, общекультурное значение и просветительская функция, по нашему мнению, несовместимы с теми псевдонаучными бессмыслицами, которые непрерывно обрушиваются на голову современного человека. Это требует от представителей данной философии более активного распространения научного миропонимания. И дело тут не в каких-то мировоззренческих амбициях, а в том, что игнорирование научного миропонимания может повлечь за собой опасные социальные последствия. Эта опасность возрастает во много раз, когда наблюдается союз политической власти и паранауки. Примерами тут могут служить и инквизиция, и религиозный фанатизм, и фундаментализм, и фашизм, и, что хорошо известно нашим читателям, лысенковщина, гонения на кибернетику, генетику и т.д. поэтому современное научное и культурно-интеллектуальное сообщество не должно смотреть на засилье псевдонауки со снисходительной усмешкой, ибо оно в таком случае улыбается своей собственной нравственной ущербности.
Вопросы для самопроверки:
1.В чем специфика философского знания в соответствии с другими формами освоения мира
2.Какова история возникновения философии
.Что является предметом философии
.Перечислите основные философские проблемы
.Охарактеризуйте функции философии
6.Составьте таблицу, отражающую главные элементы структуры философии по следующей форме:
Основные проблемы
философии
Разделы философииОпределения основных
разделов123
Темы рефератов:
1.Миф, как форма мировоззрения
2.Особенности религиозного мировоззрения
.Соотношение философии и науки
ЛЕКЦИЯ №2
Исторические типы философии
План:
1.Античная философия.
2.Средневековая философия.
.Философия эпохи Возрождения
.Философия Нового времени.
.Современная Западная философия.
.Русская философия XIX-XX вв.
.Философские взгляды И.П. Павлова, И.И. Мечникова, В.М. Бехтерева.
1. Античная философия (VI в. до н.э. IV в. н.э.)
Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в VI в. до н.э. В истории древнегреческой философии выделяется три основных этапа: I этап - натурфилософия
(VI в. до н.э.). Ее спецификой является стремление понять сущность природы, мира, космоса в целом. Главным был вопрос о первоначале мира, из чего все произошло?
Фалес, основатель древнегреческой философии таким первоначалом считал воду, «Все произошло из воды». Анаксимен - воздух, Анаксимандр - апейрон - некое беспредельное, вечное начало, Гераклит - огонь, Пифагор - число, Демокрит - неделимый атом. Гераклит является одним из основателей диалектики - учения о развитии общества и природы. Ему принадлежит изречение: «Все течет, все изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды». II этап - интеллектуализм (классический)
(V-IV вв. до н.э.). На этом этапе происходит переход от преимущественного изучения природы к рассмотрению человека. Основоположником этого этапа явился Сократ
(469-399 гг. до н.э.) - учитель Платона,
отказался от изучения природы, космоса, т.к.
«Заговори, чтобы я тебя увидел»
«Познай самого себя». Главный предмет философии - этика. Правильное действие должно основываться на правильном познании. Основанием этики стала гносеология. пороки проистекают от невежества. Прометей подарил людям огонь и разум, а Зевс дал им стыд и правду, т.к. без этого они не могли жить вместе. Самое ценное качество - добродетель. Для того, чтобы быть добродетельным, нужно знать, что такое добродетель. Сократовские беседы. Ряд вопросов, в ходе которых раскрывались противоречия в рассуждениях собеседника. Метод «иронии» (субъективная диалектика). А затем Сократ вскрывал это противоречие, помогал слушателям «родиться к новой жизни (маевтика - повивальное искусство), к познанию всеобщего - как основы морали». Исходное начало познания - ирония. «Я знаю только то, что ничего не знаю». Человек черпает знания из самого себя. «Задача философии - помочь человеку родиться к новой жизни, стать разумнее». Три основные человеческие добродетели: Сограждане не приняли Сократа. Был обвинен, что своими рассуждениями развращает молодежь. Арестован и заключен в тюрьму, чтобы попугать и принудить эмигрировать из Афин. Друзья готовят побег. Но он отказался и принял яд. «Истинный философ должен жить в согласии со своим учением». Учеником Сократа был древнегреческий философ Платон
(427-374 гг. до н.э.)
В диалоге «Теэтет» он пишет: «Истинный философ не должен иметь дела с реальным чувственным миром, а возвыситься и подняться в потусторонний, непреходящий мир идей». Создал школу на горе Академа. Академия просуществовала1000 лет. Два мира: Первый - мир идей (эйдос) - действительный, постоянный, совершенный. Второй - мир вещей, изменчивый. «Люди видят предметы и не видят их идей, они принимают тени за действительный мир». Многие имеют «пещерные знания теней», т.е. житейский опыт и не более. Подобно тому, как чувственный предмет, понятию соответствует особый предмет - идея (эйнос - вид). Произошло раздвоение мира на чувственный и идеальный. Материя у Платона - первичный материал, из которого делаются, неким удивительным образом все существующие вещи. Материя - это возможность, а не действительность. Множество идей составляют единое, которое является высшим бытием и тождественно высшему благу. Теория познания Платона
Душа человека близка к миру идей и дает ему все знания, т.к. в скрытом виде их содержит. Душа существует вечно, она переселяется. Задача познания в том, чтобы человек вспомнил. Предметы чувственного мира - поводы для возбуждения воспоминаний (усвоение понятия на человеческом примере). Нужно отбросить природу и углубиться в себя. Космология.
Мир находится в вечной божественной гармонии, благодаря богу.
Этика.
Условием нравственности является знание, которым обладает душа. Душа состоит из трех частей:
Сочетание этих частей под руководством разума и дает начало характеру человека. Если преобладает разумная часть, то эти люди стремятся созерцать красоту идей, стремятся к вечному благу: правде, справедливости и умеренности во всем. Это мудрецы. Если берет верх аффективная часть души, то эти люди отличаются благородными страстями - мужеством, храбростью, чувством долга. Это воины. Люди «вожделяющего» типа должны заниматься физическим трудом, т.к. изначально привержены к телесно физическому миру. Это крестьяне и ремесленники. Но все сословие должно обладать общей добродетелью - мерой. «Ничего сверх меры». Душа делает человека человеком. Она связана с миром идей и иногда вспоминает то, что видела там. Общественные взгляды. Государство должно сохранять меру счастья общественных групп, не допускать перехода в другие группы («Государство»). Государство должно покровительствовать религии. Отрицательные типы государств: Вершиной развития древнегреческой философии было учение ученика Платона, Аристотеля
(384-322 гг. до н.э.), «Александр Македонский греческой философии». В Афинах открыл школу у Ликейского храма (Лицей).
Дал классификацию наук: теоретические - познание ради познания, практические - дают идеи для поведения человека, творческие - познание с целью осуществления чего-либо прекрасного. Логика - инструмент познания, введение в философию. Все существует как единичное, индивидуальное, воспринимаемое чувствами человека. Но мир следует изучать в его единстве и необходимости. Изучает основные формы бытия и общие логические понятия (категории). Основная категория - сущность. Она - основа, которой принадлежат все остальные свойства. Бытие у Аристотеля
Движение: -
«Не существует движений помимо вещей». Движение - это процесс
превращения потенциального в актуальное (процесс превращения меди в статую). Учение о материи, энергии, форме и энтелехии лежит в основе учения о причине. Покой - состояние, где нет насильственного и противного природе. Душа начало жизни. «Виды» души: Мировой разум - предводитель, разум деятельный. в отличие от человеческого разума пассивного, воспринимающего. «Первый двигатель» - это бог. Бог - разум, мысль, которая лепит самое себя». Процесс познания:
Тело - внешнее раздражение - ощущение - воображение - мышление. Объект познания - реальный мир. Природа первична. Аристотель - сенсуалист. Мышление - изучается логикой. Порядок вещей в природе - верховный закон для сочетания понятий в суждениях. Но понятия могут сочетаться субъективно, что ведет к заблуждению, объективно - к истине.
Созерцание - высшая форма познания и досуга. Общественные взгляды - человек политическое существо имеет инстинкт к совместному проживанию. У раба на первом месте тело, у свободного душа. Душа господствует над телом. Государство создается, чтобы жить счастливо. Идеальное государство основано на частной собственности на землю, орудия труда и рабов. Государство должно заниматься воспитаем молодежи. Творец общества - средний класс. Аристотель разработал типологию государств: Лучшее - полития. Вводит понятие «средней формы» государств: Понятие «справедливости»: а) уравнивающая - источник - закон б) распределяющая - от вклада каждого Человек - общественное животное, наделенное разумом, по своей природе предназначен для жизни в обществе. Только в обществе может сформироваться нравственность. Тот, кто не в состоянии ответить за свои поступки, не способен стать господином самому себе, не может воспитывать в себе умеренность самоотречения и др. добродетели, тот раб по природе и может осуществлять лишь волю другого. III этап - эллинистический
(IV в. до н.э. - II в. н.э.). В период эллинизма философия сосредотачивает свой интерес на жизни отдельного человека. В это время возникает несколько философских школ:
7.
Стоики
видели главную задачу философии в исцелении нравственных недугов, воспитании добродетели. Истинная ценность человека в его добродетели, но она не зависит от происхождения, а зависит от личности ее воли.
8.
Эпикурейцы -
последователи философа Эпикура. Смысл философии Эпикур видел в том, что, познавая природу Вселенной, человеческого разума, общества человек обретает спокойствие и счастье. Разумная, нравственная и справедливая жизнь - это есть счастливая жизнь.
9.
Киники
. Наиболее видным представителем древнегреческой философской школы был Диоген
из Синопа
. Он отвергал все достижения цивилизаций и призывал ограничиться удовлетворением лишь необходимых потребностей быть ближе к природе. Критиковал сословные различия, презирал роскошь и стремление к наслаждению. Диоген выражал интересы демократических слоев рабовладельческого общества.
10.
Скептики
отвергали познаваемость жизни. Античный скептик живет как хочет, избегает необходимости что-то оценивать. Его молчание является философским ответом на поставленные ему вопросы. Воздерживаясь от определенных суждений, скептик остается невозмутимым.
Вывод
: таким образом, античная философия космоцентрична.
Космоцентризм
- это философский мировоззренческий принцип, содержанием которого было стремление понять мир как целое, его происхождение и сущность.
2. Средневековая философия (V-XV вв.)
Средневековая философия опирается на христианское верование. Церковь явилась в те времена средоточением и центром духовной культуры и образования. Философия выступала «служанкой богословия». Подавляющее большинство философов того времени были представителями духовенства. В истории средневековой философии выделяют два этапа: I этап - патристика
(V-VIII вв.) от слово патер - отец, имеется в виду «отец Церкви». основным представителем патристики является Августин (354 - 430 гг.)
один изнаиболее почитаемых официальной католической церковью, Августин, прозванный «Блаженным», о большинстве великих прошлых ученых и философов отзывался, как о тщеславных людях, воспевающих ложь и обман. Прежде чем стать христианином (387 г.), Августин испытал последовательное влияние скептиков и платоников. Эти влияния оставили глубокий след в его мировоззрении. Важнейшие из его работ - «О бессмертии души», «О свободе воли», «О христианской науке», «Исповедь», «О граде божьем». Августин Блаженный: Сформулировал доказательства Бога через существование сверхсовершенного существа. Разработал учение о божественной благодати и божественном предопределении. В трактате «О граде божьем» выдвинул идею о праве церкви на принуждение в делах веры. Не находя признаков существования бога и возможностей для его познания в окружающем человека чувственном, предметном мире, Августин обращается к выявлению внутренних особенностей человека и предполагает, что человек состоит из тела и души, «одно наружи, другое внутри». Поскольку ему не удалось найти бога вне человека, он ищет его внутри самого себя: «Люди идут удивляться высоте гор, и огромным волнам моря, и величайшим водопадам, и безбрежности океана, и течению звезд, а не обращают внимания на себя самих». Идеи Августина
1.О природе. Природа сама для себя недостаточна, человек призван быть ее господином, повелевать стихиями. Явления не открывают себя сами, а являются для человека уроком мудрости бога.
2.