Опухоли кожи

Работа учителя-логопеда над слоговой структурой слова методическая разработка по истории на тему. Коррекционно-логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста Слоговая структура для воспитателя

Альфия Касимова
Перспективный план работы по преодолению нарушения слоговой структуры слова.

Форма проведения занятий – индивидуальная.

Общее количество занятий – 20.

Количество занятий в неделю -1.

№ Зан-я Тема занятия Цель занятия Упражнеиния и приемы

1 Развитие слухового внимания и памяти Подготовка к усвоению ритмической структуры слов родного языка Где позвонили?

Узнай по звуку – что звучит?

Сколько раз ударили в бубен?

2 Развитие слухового внимания и памяти Та же Хлопн и в ладоши как я.

Воспроизведение долгих звуков.

Воспроизведение определенного ритмического рисунка.

3 Работа над ритмом Та же Сравнениеритмов.

Узнай,где звучит?

Воспроизведение ритма по задан-

ному рисунку.

4 Формирование общей координации движений Та же Маршировка под музыку, Совмещение речи с движениями.

Хлопни, как я!

5 Формирование общей координации движений Та же Выполнение движений руками по образцу.

Кулак – ладонь – ребро.

Выполнение движений под счет.

6 Развитие динамического праксиса рук Та же Выполнение движений обеими руками.

Выполнение движений по словесной инструкции .

7 Развитие динамического праксиса рук Та же Делай, как я!

Перемещение ребенка по инструкции логопеда

8 Графические упражне-

ния на переключение Развитие оптико пространственной ориентации Где звенит колокольчик?

Далеко – близко?

Покажи, где у тебя.?

9 Работа слогового абриса слова Повтори пары – тройки гласных.

Тренировка высо-

Слушай внима-

тельно, повтори старательно!

10 Работа над гласными звуками Точное восприятие и артикуляция слогового абриса слова Повтори пары – тройки слогов .

Тренировка темпа произношения.

Слушай внима-

тельно, повтори старательно!

11 Работа над слогами с

общими согласными Точное восприя

тие артикуляции , как я!

Сосчитай, сколько слогов и выложи палочки .

Определи одина-

ковый звук в ряду.

12 Работа над слогами с общими гласными Точное восприя

тие артикуляции слогового абриса слова Повтори , как я!

Сосчитай, сколько слогов и отхлопай .

Определи одина-

ковый звук в ряду.

13 Работа над закрытыми слогами слогами Точное восприя

тие артикуляции слогового абриса слова Слушай внима-

тельно, повтори старательно!

Длинное – короткое слово .

Найди картинку на заданный слог .

14 Работа над прямыми

и обратными слогами Точное восприя

тие артикуляции слогового абриса слова Камень – вата .

Длинное короткое слово

Подбери картинку

15 Работа над слогами со стечением согласных Назови 1, 2, 3 звук.

Слушай внима-

тельно, повтори старательно

Найди картинку на заданный слог .

16 Работа над словами . Объяснение значений малознакомых слов . Разделить слова на две группы – длинные и короткие.

Отхлопай слово .

Держи паузу!

17 Работа над словами . Отраженное повторение слов изучаемого типа . Положи фишку на подходящее по смыслу слово .

Держи паузу!

Отхлопай слово .

18 Работа над словами . Повторение слов с выделением ударного слога . Меняемся местами!

Поменяй местами слоги .

Слушай внима-

тельно, повтори старательно!

19 Работа над словами . Повторение слов с перестановкой слогов в двусложных словах . Поменяй местами кукол!

Я начну, а ты продолжи!

Составь кубики, как надо.

20 Работа над словами . Упражнения на оценку нормативности. Зеленый и красный флажки.

Составь кубики. как надо.

Я начну, а ты закончи.

Публикации по теме:

Использование дидактических игр и упражнений для работы над слоговой структурой слова (из опыта работы) В последнее время у дошкольников часто выявляются трудности при произношении сложных слов. В процессе работы приходится сталкиваться с тем,.

«Использование дидактических игр и упражнений при работе над слоговой структурой слова» часть 2 Игры, направленные на формирование фонематического восприятия Упражнение №1. Взрослый даёт ребёнку два кружка – красный и зелёный – и предлагает.

Конспект занятия по формированию слоговой структуры слов в старшей группе «Игрушки» Тема: «ИГРУШКИ». Цель: Формировать слоговую структуру слов. Задачи: Обогащать и расширить словарь детей по теме..

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи Доклад к семинару «Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи» Провела: учитель – логопед Колпакова.

Данная работа будет интересна, как начинающему логопеду, так и логопеду с опытом. В ней последовательно отражены этапы коррекционной работы.

Лексический материал Лексический материал подобран без «трудных звуков» позднего онтогенеза: шипящих, соноров и свистящих (кроме автоматизируемого.

Лексический материал Лексический материал подобран без «трудных звуков» позднего онтогенеза: свистящих, других шипящих (кроме «Ж») и соноров.

Дмитриева Светлана Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №23 "Брусничка"
Населённый пункт: г.Ханты-Мансийск
Наименование материала: статья
Тема: "Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей"
Дата публикации: 09.02.2017
Раздел: дошкольное образование

Система коррекционной работы по преодолению нарушений

слоговой структуры слов у детей


Дмитриева Светлана Александровна
Должность:
учитель-логопед
Учебное заведение:
МБДОУ № 23 «Брусничка» (дополнительный корпус)
Населенный пункт:
Ханты-Мансийск
Наименование материала:
Статья
Тема:
Система коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей
Дата публикации:
09.02.2017
Раздел:
Дошкольное образование Среди разнообразных нарушений речи в дошкольном возрасте наибольшую сложность для коррекционной работы представляет такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития проявляется в трудностях произношения слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски, добавления слогов и звуков). Нарушение слоговой структуры слов выявляется при логопедическом обследовании у детей с общим недоразвитием речи, оно также может быть и у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. Диапазон нарушений достаточно широк: от незначительных трудностей произношения слов в условиях спонтанной речи до грубого нарушения повторения ребенком 2-3 слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. При анализе анамнестических данных детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается задержка развития речи в раннем возрасте. Первые слова аномальной детской речи можно классифицировать следующим образом: 1. Правильно произносимые слова: мама, дай. 2. Слова-фрагменты: моко (молоко). 3. Слова-звукоподражания, обозначающие предмет, ситуацию, действие: би-би. 4. Абрисы слов: па-па-та (лопата). 5. Слова, которые совсем не напоминают слова родного языка. Нарушение слоговой структуры слова наблюдается у детей с патологией речевого развития в течение многих лет. По мере развития речи оно может постепенно изживаться, но всегда обнаруживает себя, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова. Недостаточная степень коррекции нарушений слоговой структуры слова в дошкольном возрасте может привести к возникновению дислексии и дисграфии в школьный период, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с их более или менее болезненным переживанием. Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития рече-слухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа:
подготовительный
(работа проводится на невербальном материале; цель – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка) и
коррекционный
(работа ведется на вербальном материале; цель – непосредственная работа по коррекции дефектов слоговой структуры у конкретного ребенка).

Подготовительный этап.
На этом этапе ребенку предлагается выполнить ряд заданий:  Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков («Где позвонили?», «Узнай музыкальный инструмент по звуку», «Сколько раз ударили в барабан?»).  Работа над ритмом (сначала над простым, затем, над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание ладонью по столу, оттопывание ногой, отстукивание мячом об пол с использованием музыкальных инструментов: барабана, бубна, металлофона. Виды работ: 1) Сравнение ритмов: / //, // // / /; 2) Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком; 3) Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному ритмическому рисунку; 4) Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: / //, ////; 5) Произвольное воспроизведение ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами; 6) Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка – символ -) и коротких (барабан, бубен – символ +). Ритмический рисунок может быть следующим: -+, ++- и т.д.  Формирование общей координации движений под ритмичную музыку: маршировка, ходьба, легкий бег (эти виды работ можно проводить и на музыкальных занятиях, и на логоритмике, если коррекция осуществляется в условиях логопедического дошкольного образовательного учреждения).  Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции, под счет: кулак – ребро, ребро-ладонь-кулак.  Упражнения на развитие координации рук: выполнение одновременных движений: кулак (левая рука) – ребро – (правая рука) и т.п.  Упражнения на переключения (графические): .+.+, о-о- (виды работ, способы предъявления заданий выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого развития ребенка.
2.

Коррекционная работа на вербальном материале.
Работа проводится на разных уровнях. 
Уровень гласных звуков.
Виды работ: 1) Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков, чтение букв: А, У, И, О; АУ, ИА; АУИ, ИУА; АИУА, ИУАО; АИА, ИАИ; 2) Те же задания с выделением ударного звука:
А
УА, А
У
А, АУ
А
; 3) Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их голосом; 4) Логопед отстукивает ритм: ребенок должен в соответствии с ритмом произнести гласный звук следующим образом: ааа, ааа, ааа. 
Уровень слогов.

Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков: 1) Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных); 2) Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов; 3) Наращивание слогов: «скажи на один слог больше, чем я» (са-со…); 4) Уменьщение слогов: «скажи на один слог меньше, чем я» (са-со-су…); 5) Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы, са-са-со, са-ас-са; 6) Чтение и повторение серии слогов: а-са, а-со, а-со, а-сы; и-сы, и-со, и-су, и-сы… 7) Запомнить и повторить: са-со-со, со-са-са, со-са-со, са-со-са (аналогично – с ударением на каком-то слоге); 8) Повторение, чтение слогов со стечением согласных: ста, сто, сту, сты; аст, ост, уст, ист; а-ста, и-сто, и-сту, и-сты; са-ста, со-сто, су-сту, сы-сты… 9) «придумай цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, запиши их»; 10) Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС; 11) «скажи наоборот» (игра с мячом): са – «ас», тса – «аст»; 12) Беглое чтение слоговых таблиц с прямыми, обратными слогами, со стечением согласных. 
Уровень слова.
При обработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее: 1) Структура слова расширяется за счет конструкций, уже имеющихся в речи ребенка; 2) Формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы; 3) В наиболее тяжелых случаях следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся слов-звукоподражаний. Особое внимание следует уделять повторению звукоподражаний, что создает определенные возможности для усвоения слогового ряда (например, ав-ав-ав); 4) Переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций. Детям предлагаются двусложные слова типа: СГ+СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба). Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры, цель которой в уточнении контура слова, предложен Е.С. Большаковой. Используя пособие Е.С. Большаковой, в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно проводить следующие виды работ. Фонематический и слоговой анализ слов:  Игра «Телеграф»: «передать слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов);  Игры на деление слов на слоги: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове, удары сопровождаются четким произнесением слогов;  Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением действия (нанизывание колец на стержни), сравнить слова: где колец больше, то слово длиннее;  Ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует логопед);
 Разбор слова с количественным и качественным анализом его звукослогового состава;  Разбор слова по схеме: сколько слогов, какой первый, последний, какой слог стоит перед слогом, после слога, между слогами;  «разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог;  «рассели животных по домам»: одноэтажный дом – кот, двухэтажный – лиса Каждый слог записать на отдельный этаж дома);  Игра с мячом: дети передают друг другу мяч и одновременно называют слог какого-то слова;  Объяснить значение слова пароход: из каких двух слов оно образовано;  Исправить ошибку в словах: мотолок, моколо (слова произносятся логопедом неправильно; слова написаны неправильно. Если трудно, то в помощь дается предметная картинка);  Назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, жираф, крокодил;  Что изменилось в слове: лис-лиса-лисица;  Ребенку предлагается ряд картинок (слов), из них выбрать самое длинное слово, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова;  Логопед показывает картинки, а дети должны показать цифру, обозначающую ударный слог в словах;  Анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука): низ – вниз, шил – сшил;  Чтение слов, лишенных смысла, отхлопывание ритмической структуры слова (например, аоракадаора);  Какие слова рифмуются, а какие – нет? Анализ количества слогов в них (рак – бак, зайка – зазнайка);  Найти слово, которое по слоговой структуре не похоже на все остальные: рак-бак- так-банан);  Найти одинаковые 3 буквы в словах: парик, пар, парикмахер, парикмахерская, пароход. Объединить слова в 2 группы по смыслу. Найти самое длинное слово, самое короткое. Объяснить значение слов. Фонематический и слоговой анализ слов:  Дополнить данный слог одинаковым слогом ША: ма…, ка… .  Ребусы: коф-, лас-, кос-.  Из кубиков «построить» слово, соединив их стрелками: мо→ло→ко  Из двух слов собрать одно: лед, колоть (ледокол);  Логопед произносит слово медленно по слогам: со…ба…ка, а ребенок угадывает все слово;  «разрезные картинки»: ребенку дается задание сложить картинку, которая разрезана на столько частей, сколько слогов в слове. Ребенку объясняется, что если сложить картинку неправильно, то слоги поменяются местами и слово потеряет смысл;  Образовать слово по аналогии (упражнение на словообразование): дом – домик, кот-… (какой слог появляется во всех словах?);  Дополни слово подходящим слогом: земляни…, смороди…;  Дописывание названий к картинкам: маши…, куби…;  Выбрать слоги из таблицы и составить слова: Маша, лапа, ура, уши, рама, наши ма ра на ша у ла ши па
 Из карточек, на которых написаны слоги, составить слова, лишенные смысла, прочитать их. Смешанные упражнения на анализ и синтез слов.  Поменять слоги местами, составить слово: рады- дыра, сосна-насос;  Образовать новое слово из первых слогов двух слов: чайник + чайка; малина + машина: мама;  Один ребенок произносит по слогам медленно, а другой называет это слово целиком: пу…го…ви…ца – пуговица. Фонематические представления.  Разложить картинки под схемы: ___, ___ ___, __ __ __.  Построить дома, поселить туда любые слова (на каждый «этаж» вписывается один слог) Во Зи ро Рак ма та  Придумать родственные слова к слову снег (снежок, снежинка, снеговик и т.д.);  Назвать любое слово, придумать слово на 1 слог длиннее (короче); аналогичное задание с картинками (выбор картинок);  Придумать слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов;  Цепочка слов (дети придумывают следующее слово): тиг
ры

ры
ба-…;  Закончи слово: ла….., ла….., ла….. .  Придумать слова, заканчивающиеся на
чок
(каблучок, сверчок);  Придумать имена куклам, состоящие из 2 и 3 слогов. «Подари им вещи, состоящие из 2 и 3 слогов» (используются картинки). «Почему никому не подарили плащ и босоножки?»;  Придумать слова, соответствующие ритмическому рисунку: /; //; ///; ////;  Придумать конец слова: ма…, ку…;  Придумать чистоговорку: шо-шо-шо – хорошо, ши-ши-ши -…(по аналогии);  Подобрать рифму к словам: мак – гамак, зайка - …;  Разложить картинки на две кучки: кто это? Что это? Объяснить значение слов: строитель, строительство; парик, парикмахерская, парикмахер; водопровод, водопроводчик; часы, часовщик; милиция, милиционер. Отметим, что в ходе отработки слов различной слоговой структуры следует обязательно обращать внимание на смыслообразующую роль фонем и семантику слов. Слоговая структура слов на материале чистоговорок, предложений, стихов, текстов. В пособии Е.С. Большаковой представлен речевой материал (чистоговорки, предложения), состоящий из слов различной слоговой структуры. Детям можно предложить следующие задания в зависимости от этапа коррекционной работы: 1. Заучивание чистоговорок (с различными типами слогов в словах): Ша (3 раза) – наша Маша хороша; Аш (3 раза) – дайте карандаш; Ошка (3 раза) – на окошке кошка. Детям предлагается хлопать в ладоши на каждый слог или определенный звук (в зависимости от задачи); 2. Придумать чистоговорку самому: са-са-са - …; 3. Заучивание речевок, выполнение движений в процессе речи;
4. Чтение простых стихов, чистоговорок, предложений, текстов сопряженно со взрослым; 5. «Телеграф»: передать другому телеграмму: «Я иду домой»: / // // (отстучать ритмическую структуру слов в предложении); 6. Чтение стихов, рассказов с отстукиванием ритма: - Гуси, гуси! - Га-га-га! - Есть хотите? - Да-да-да! 7. Пропевание распевок с четкой ритмической структурой под музыкальное сопровождение: ко-ко-ко (2 раза) – не ходите далеко; 8. Договорить предложение: на солнышке греется котё…, на него смотрит ще…; у мышки детеныш – мышо…, у лисы – лисё… . Какой одинаковый слог прибавляется? 9. Составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам; 10. Упражнение на управление словами сложной слоговой структуры: Это кто? – Это регулировщик. Нет кого? – нет регулировщика. Помоги кому? – регулировщику. Вижу кого? – вижу регулировщика. Говорю с кем? – говорю с регулировщиком. Говорю о ком? – говорю о регулировщике. 11. Выбрать из 3 слов то, которое подходит по рифме: Шепчет ночью мне не ушко сказки разные… (перина, подушка, рубашка); 12. Придумать рифму к рифмованным строкам самостоятельно: где весною было пусто, летом выросла… (капуста); собираем мы в лукошко очень крупную… (картошку); 13. Чтение предложений по слогам (на слоги предложения разбиваются логопедом); 14. Чтение текстов по слогам; 15. Чтение предложений и текстов по слогам с самостоятельным делением слов на слоги. Приведенные выше слогоритмические упражнения направлены на коррекцию слоговой структуры слов. Конкретные виды работ логопед будет выбирать самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и вида речевой патологии. Кроме того, параллельно с работой над слоговой структурой слов ведется работа и над звуконаполняемостью слов, коррекцией звукопроизношения, так как решающим фактором в правильном формировании слова с точки зрения его произношения являются слоговая структура и звуковой состав. Как показали исследования Г.М. Ляминой относительно речи в норме, со стороны взрослого требуется от 70 до 90 повторений нового слова, чтобы это привело к употреблению слова самим ребенком. Естественно предположить, что ребенок с недоразвитием речи на 1-ом этапе обучения нуждается в большем числе повторений. Поэтому работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно с учетом принципа от простого к сложному, системности в подаче материала, ведущей деятельности ребенка (занятий в игровой форме) и принципа наглядности.

Особенности работы учителя-логопеда над слоговой структурой слова

Основной контингент детей, попадающих на школьный логопункт – это дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и дети с ОНР.

Дети с ОНР относятся к детям группы риска в овладении письменной речью. Исследования речевых нарушений младших школьников с ОНР, которые были проведены Т.А. Фотековой и Т.В.Ахутиной, показали, что даже к 3 классу чтение, письмо и даже связная речь у данной категории детей значительно отстает от нормы. Это говорит о том, что не устраненные своевременно недостатки устной речи прочно фиксируются в чтении и на письме и разрушаются с трудом. В связи с этим, как нам кажется, нужна целенаправленная работа по профилактике и коррекции речевых нарушений у учащихся 1-х классов в условиях школьного логопункта. У детей с недоразвитием речи часто нарушена в той или иной степени слоговая структура слова. Ряд авторов (И.А.Сикорский, А.Н. Гвоздев, Н.Х.Швачкие) указывают на необходимость выделять внутри фонетической стороны речи – особый процесс усвоения слоговой структуры слова наряду с усвоением отдельных звуков.

Маркова А.К. выделила 13 классов слов с различными типами слогов.

1 класс – двуложные слова из 2-х открытых слогов: у-ха, Лу-жа, ва-та;

2 класс – трехсложные слова из 3-х открытых слогов: ло-па-та, ка-на-ва, ма-ли-на;

3 класс – односложные слова: дом, лак, кот, лук;

4 класс 0 двусложные слова с одним закрытым слогом: пе-тух, ба-тон, ли-мон;

5 класс – двусложные слова со стечением согласных в середине слова и с открытым слогом: лен-та, бан-ка, пал-ка, кош-ка;

6 класс – двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных: зон-тик, ком-пот, фон-тан;

7 класс – трехсложные слова с закрытым слогом: те-ле-фон, ба-ра-бан, ко-ло-дец, те-ре-мок;

8 класс – трехсложные слова со стечением согласных: бан-ти-ки, кон-фе-та;

9 класс – трехсложные слова со стечением согласных и с закрытым слогом: ра-бот-ник, ка-мен-щик, ча-сов-щик, ка-лен-дарь;

10 класс – трехсложные слова с двумя стечениями согласных: лам-поч-ка, сол-ныш-ко, зер-ныш-ко;

11 класс – односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова: хлеб, крот, волк, танк;

12 класс – двусложные слова с открытым слогом и двумя стечениями согласных: клет-ка, кром-ка, кляк-са, труб-ка;

13 класс – 4-х сложные слова с открытыми слогами: че-ре-па-ха, па-ро-хо-ды, са-мо-ле-ты, бу-ра-ти-но;

Специально для алаликов А.К.Маркова выделяет) класс – двусложные слова с однородными согласными: ба-ба, ма-ма, па-па;

Также Маркова выделяет 3 модели слоговой структуры слова, которые включают в себя слова с различными типами слогов.

1) слова, которые состоят из открытых слогов (0,1,2,13 классы);

2) слова, включающие стечение согласных в начале и середине слова + открытый слог (5,8,10,12 классы);

3) слова, включающие стечение согласных и закрытый слог (3,4,6,7,9,11 классы).

В логопедии несколько типов нарушения слоговой структуры слова:

* усечение (элизм), когда усекается слогообразующая гласная или один или несколько слогов (телевизор-телевизор);

* з астревание на произнесении какого-то одного слога (несудорожное повторение) – (персеверация) (ва-ва-варабей);

* уподобление одного слога другому: ягоды- ядоды, (антиципации –предвосхищение);

* добавление лишней слогообразующей гласной при стечении согласных: тырава.. (итерация);

* перестановка слогов (мотолок- молоток) (здесь страдает слуховая память на линейный ряд);

* слияние 2-х слов в одно или частей двух сов в одно слово: бабаня (баба Аня), (контаминация).

Таким образом, мы видим, что нарушение слоговой структуры слова – очень стойкий дефект и коррекция его ведется на всем протяжении логопедической работы.

Отсюда задача логопеда:

во-первых, научить детей четко воспринимать слово и воспроизводить его в соответствии с точным количественным слоговым составом и

во-вторых , научить правильному слитному произношению слова в полном объеме его слого-звукового состава с четким выделением ударного слога.

В практической работе по развитию способности правильно произносить слова наблюдается определенная этапность.

На 1 этапе накапливаются представления о количественном слоговом составе слова, на 2 этапе – отрабатываются навыки практического овладения слого -ритмической мелодией слова.

3) Прослушать слоги. Записать гласные звуки (ты, ла, мо, ну, си).

4) Прослушать слова. Записать гласные буквы (ваза, сова, мыло).

5) Запиши только первый звук (лак, мак, ухо, Оля, мир…)

6) Разложи картинки в 3 столбика:

1-ый столбик – слова в один слог

2-ый столбик – в 2 слога

2-ий столбик – в 3 слога.

7) К заданному слогу добавить другие, чтобы получились слова; запиши их.

Ня ва

Со ва Сло ги

Лить ны

8) Измени слово так, чтобы получилось 2 слога, 3 слога.

Например: дом-дома, домик, домики.

Сад-сады, садики.

9) Отхлопай количество слогов в слове.

10) Прочитай слова. Раздели их на слоги. Выдели гласный звук.

11) Прослушай слова, Выдели в них гласные звуки. Напиши гласные в тетради по схеме: сова –о, а о а

12) Определить количество слогов в названных словах, поднять соответствующую цифру ех. Малина, леса, мак (3,2,1).

14) Выделите первый слог из названий картинок и запишите его.

15) Объедините слоги в слова, прочитайте полученное слово, запишите его в тетрадь лу-на, лу-жа, жа-ба, у-хо;

16) Определите пропущенный слог в слове с помощью картинки. Запишите полученное слово –буз, гу-, ли-, -нал, ма-на.

17) Спишите слова, разделяя их на слоги машина, шапка, парта, пенал.

18) Спишите слова, вставляя пропущенные гласные буквы.

19) Прочитайте разрозненные слоги, составьте слова (можно по тематическим группам: «Животные», «Растения», «Мебель», «Школа»).

20) Выделите из предложения слова, состоящие из определенного количества слогов.

21) Из букв данного слова придумай другие ех крапива (ива, кары, парк, пар, рак, Ира).

22) Упражнение «Подскажи конец словечка» (перед учеником 2-3 карточки со слогами. Например, ва, га, да. Логопед произносит слово, не договаривая последний слог. Учащийся должен найти и прочитать конец слога.

ех. клюк- ва, коро-ва

Бума- га, берло- га

Пого- да, приро- да

23) «Подскажи начало слова» (перед детьми карточки со слогами). Логопед записывает на доске конец слова – очки. Учащиеся должны прочитать получившиеся слова.

24) Замени цифры совами: 1,2,3

(р один ка) р? ка

(с три жка) с? жка

(вы три ) вы?

(по два л) по? л

(три буна) ? буна

(три жды) ? жды

(смор один а) смор? а

25) Догадайся сколько слов здесь написано? (насосна, шинаши, навесна, купилку, банкабан).

26) Работа со слоговыми таблицами (по Т.Г.Визель).

Таким образом, работа по формированию слогового анализа занимает в логопедической практике особое место. Слоговой анализ необходим для чтения, т.к. единицей чтения является слог, а чтению ребенок обучается раньше, чем письму.

А после того, как дети приходят к выводу о том, что слово составляется из частей (т.е. слогов) , и слово легко делится на части (слоги), т.е. они научились различению и воспроизведению слогового контура слова, их внимание привлекается к долготе его звучания и к установлению прямой зависимости долготы звучания от количества слогов в слове. Упражнения на сравнение слов по длине под мяч и на графических схемах обостряют внимание детей к живому слову. Они на слух начинают правильно выделять слово заданной долготы, даже если между словами разница в один слог и слова произносятся слитно: ех. караван-юла, ручка-катушка, утка-курица.

На занятиях с помощью детей составляется таблица – «лесенка», на которой схема для односложных слов помещается вверху. Ниже столбиком располагаются другие схемы с постепенным увеличением на один слог.

ех: Таблица – «лесенка» графических схем слогового состава слов:

Дым

_____/____вата

_____/____/_____барабан

_____/____/_____/______черепаха

Учащиеся зрительно воспринимают разницу в графических контурах схем, активно участвуют в подборе слов к схемам, сравнивают количественный слоговой состав по схемам, и это помогает им осознанно участвовать в обобщениях: «Слова бывают длинные и короткие», «В слове бывает 1,2,3,4 и более слогов», «Чем больше слогов, тем длиннее слово».

Освоение произношения и анализа слов разной слоговой структуры – процесс длительный. Успешным он становится тогда, когда каждый ребенок овладеет способом самостоятельного обследования слогоритмической структуры слова.

Список использованной литературы:

Волкова «Логопедия». М., 1989 г.

Т.Г.Визель «Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи». 2005 г.

О.В.Елецкая. Н.Ю.Горбачевская «Логопедическая помощь школьникам с нарушением письменной речи» С-П.2005 г.

Т.И. Дмитриева «Речевая мозаика». 1995 г.

«Игры в логопедической работе с детьми» Под редакцией В.И.Селиверстова. М., 1981 г.

Е.Ф.Рау, В.И.Рождественская "Исправление недостатков произношения у школьников". М.,1969

М.Ф.Фомичева "Воспитание у детей правильного произношения". М.,1989


Цель: Представить педагогическому коллективу систему приёмов и методов для устранения нарушения слоговой структуры слов путём теоретических аспектов и игровой практикой .

Оборудование: предметные картинки, шары со слогами разной формы, музыкальные инструменты, ножницы, чашка с водой, ложка, стакан, газета, отпечатанные скороговорки, запись логопедических частушек.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, коллеги. Мне бы очень хотелось вас поприветствовать через пальчиковую игру. Называется она «к логопеду прибежали».

К логопеду прибежали

Все друг другу руки жали

Привет, Людмила

Здравствуйте, Гали,

Катерина и Наталья,

Таня, Ольга, Маргарита

Дверь всегда для вас открыта!

Не хотите ль пирожок?

Или коржик?

Вот вам драже на дорожку

Вы берите по - немножку

Мы все стряхнули крошки

И захлопали в ладошки!!!

А как вы здороваетесь друг с другом? Поздоровайтесь так с рядом сидящей коллегой, чтобы не повторять приветствие остальных.

2. Объявление темы мастер-класса.

Я должна вам сообщить тему нашего семинара, но хочу, чтобы мы с вами вместе сформулировали её.

Сейчас я вам покажу картинки и произнесу слова так, как называли дети эти слова:

ФОТОАППАРАТ- «фопотарат»

ПОМИДОРЫ - «мидоры»

СКОВОРОДКА - «скородолка»

ЮЛА - «юла»

ОБЕЗЬЯНА - «бизяна»

КЛУБНИКА - «лубика»

ТАРЕЛКА - «талерка»

Может быть, вы догадались, что случилось со словами? (Нарушался контур слова, были переставлены звуки, слоги, выпущены слоги из слова.)

Да, нарушалась в целом слоговая структура слова.

Как вы думаете, а надо ли логопеду заниматься этой проблемой? И к чему может привести данный дефект?

Нужно обязательно заниматься коррекцией нарушений слоговой структуры слова. Так как такое нарушение приводит к дисграфии и дислалии в начальной школе. Важно, чтобы у ребёнка была фонетически чистая правильная речь к моменту поступления в школу. Ведь, младшие школьники как говорят, так и пишут и читают.

3. Теоретический аспект «Что такое слово».

А сейчас попробуйте сформулировать своими словами что такое слово, раз его структура нарушается. В словаре Даля я нашла несколько определений;

1. Исключительная способность человека выражать свои мысли и чувства.

2. Дар говорить, разумно сообщать сочетаемые звуки, словесная речь.

3. Сочетания звуков, составляющих одно целое, обозначающих предмет, понятие.

4. Разговор. Беседа.

А структура-это состав, ряд, компонент.

А если нарушается слоговая структура слова (ССС), то мы можем иметь сразу ряд затруднений в речи, способность говорить, чётко и понятно поддерживать беседу, ясно выражать свои мысли.

4. Практическая часть. Работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова.

Работу по преодолению (ССС) нужно выстроить в 2 этапа.

На 1 этапе своей работы я пользовалась как вербальным так и невербальным материалом. Это был подготовительный этап.

Цель: Подготовить ребёнка к усвоению ССС.

Предлагаю вам выполнить задания, которыми я пользовалась на подготовительном этапе.

1. Упражнение «Газета»

Скомкать газету и определить характер шума. Какие звуки напоминает шум мнущейся газеты. (Шелест листьев, шипение змеи, шипение масла на сковородке, плеск, шум моря. Звук газеты тихий, шершавый, газетный, глухой, мятый.)

2. Упражнение «Музыкальный инструмент»

Определить за ширмой по звучанию музыкальный инструмент (бубен, дудка, погремушка, металлофон….)

3. Упражнение «Из чего сделаны звуки».

Определить на слух какие предметы в действии, издают звуки (карандаш, бумага, стакан, чашка с водой).

4. Упражнение «Шумы вокруг нас». (Закрыть глаза на 1 минуту и прислушаться к звукам окружающим, назвать их источники. (Шаги, гудок машины, вой ветра, скрип двери…)

5. Музыкальная пауза «логопедические частушки».

Предлагаю вам отдохнуть и прослушать логопедические частушки.

6. Коррекционный этап практической части.

А сейчас переходим к коррекционному этапу нашего занятия.

Он проходит в 3 этапа: уровень звуков, уровень слогов, уровень слов.

Уровень звуков «Прочитай звук по губам» (а о у и э ы).

По -разному может звучать один и тот же звук. Характер звука «А» - плачет девочка, кричит мальчик, поёт девушка, мама качает малыша, испуг, показ горлышка врачу.

Характер звука «О» - удивилась бабушка, стонет дед, потягивается папа, поёт певица…

На данном этапе развивается мимика, лексика, дыхание, воображение, память, внимание, фонематический слух.)

Уровень слогов

Используется на этапе автоматизации слогов и дифференциации звуков

* Задание «Слоги наоборот» (с мячом).

*задание «Слоговой аукцион».

Закончи начатый слог.

СА-пог, нки, хар, лат, рай, молёт.

3задание «Составь слог к схеме» гласный – согласный (ап, он…)

Согласный-гласный (па, лу..), согласный-согласный-гласный(про, тру…)

Задание «Слоговые цепочки»

Я произнесу слово, а вы должны подобрать на последний слог слова начинающееся на этот слог: слоги-гиря-рябина-наташа-шапка-карета-тапочки-кино-нота…

*задание «Слоговые шары»

Раздаю я вам шары

На них слоги посмотри

По форме пару ты найди

И слово на шарах прочти! (во-да, ро-са, бу-сы, лу-жа, ле-то….)

Работа над словом.

*Игра «Рифма»

Подберите рифму к слову кошка. (Мошка, картошка, ножка, брошка, ладошка, окошко.)

И последний этап работа над фразами, текстами, стихами, скороговорками.

С раннего детства нам запомнились скороговорки. Чем же они поразили внимании и память на всю жизнь? Маленький человечек в своём развитии проходит несколько этапов. В 6 месяцев он начинает улавливать элементы звучащей речи (темп, ритм, мелодию). Темп речи зависит от подвижности артикуляционного аппарата.

*Задание «Скороговорка в картинках».

Чтобы легче было воспроизвести скороговорку. Дети зарисовывают её содержание схемой, рисунком. Один из приёмов запоминания мнемотехника помогает развивать мелкую моторику, мышление, воображение.

Сало было, стало мыло.

Сиреневенькая зубовыковыривательница.

А мне не недодомогания.

Ложечка ты моя желобовыгибистая.

Наш мотоциклист вашего мотоциклиста перевымотоциклит.

Дуб дубовистый-широкозеленолистый.

Заплетаю я плетень, перерезаплетаю, прирасплётываю.

(Педагоги проговаривают свои скороговорки, демонстрируя рисунки).

5. Итог

Что нового узнали на семинаре-практикуме?

Что вам осталось неясным?

На какие темы вы бы хотели получить практическую помощь от логопеда?