Пятна

Конспект занятия лексико грамматические упражнения подготовительная группа. Лексико-грамматические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Тема «Кто где живет?»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

Закреплять знания о диких животных, знакомить с их жилищами.

Расширять и активизировать словарный запас по темам «Дикие животные». «Зима».

Формировать практические навыки правильного употребления относительных прилагательных, закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.

Развивать навыки связного высказывания, познавательные способности, воображение, творчество.

Формировать экологическую культуру, воспитывать чувство прекрасного.

ОБОРУДОВАНИЕ

Магнитофон; кассета с записью музыки П.И.Чайковского «Времена года»; предметы для «зимнего леса»: искусственные ели, пеньки, ветки, вата, снежинки, белая бумага (дорога со следами зайца), корзиночка с орехами и шишками, мягкие игрушки: медведь, заяц, белка, волк, еж, лиса; фланелеграфы (один большой и два маленьких); картинный материал (дикие животные, их жилища, две-три елочки, кустики, солнышко, сугробы, облака, снежинки и т.д.), маски зайчиков.

Лексический материал:

Имена существительные: белка, медведь, лиса, ежик, заяц, волк, жилище, дятел, дупло, нора, берлога, логово, крона;

Имена прилагательные: дикие, беличья, медвежья, лисья, заячьи, волчье, косолапый;

Глаголы: поселяются, утепляют, выдолбить.

Организационный момент

Логопед. Сегодня к нам на занятие пришли гости. Угадайте, кто?

По деревьям скок-скок,

Да орешки щелк-щелк.

Дети. К нам пришла белка.

После каждого ответа логопед выставляет на фланелеграф картинку с изображением животного.

Логопед. А как вы догадались?

Дети. Белка питается орехами. Она быстрая, легко прыгает.

Логопед. Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу.

Дети. Медведь.

Логопед. А как вы понимаете слово косолапо?

Дети предлагают варианты лексического значения данного слова, которые, как правило, неточны.

Логопед поясняет: «Ходить косолапо - ступать пятками врозь, неуклюже, неловко».

Рыжая, хитрая, кур крадет.

Дети. Лиса.

Логопед. А что значит хитрая?

Дети. Умная. Она обманывает всех. Лиса скрывает свои намерения (желания).

Логопед. Ползун ползет,

Иголки на себе везет.

Дети. Ежик.

Логопед. А что вы еще можете сказать о еже?

Дети. У него колючие иголки. Он ест яблоки. Зимой спит долго.

Логопед. Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку.

Дети. Заяц.

Логопед. А что еще можно сказать о зайце?

Дети. Он меняет шубку, зимой она белая. Заяц всех боится.

Логопед. Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

Дети. Волк.

Логопед. Посмотрите на картинки, которые появились на фланелеграфе. Назовите наших гостей одним или двумя словами.

Дети. Звери. Дикие животные.

Логопед. Почему этих животных называют дикими?

Дети. Они живут в лесу, боятся человека. Это неприрученные животные.

Сообщение темы занятия

Логопед. Сейчас мы продолжим разговор о диких животных, их жилищах. Как вы понимаете слово жилище?

Дети предлагают варианты лексического значения данного слова, которые, как правило, неточны. Логопед поясняет: «Жилище - место обитания животных вдали от человеческого жилья». Названия некоторых жилищ животных вы знаете. А вот как они выглядят, мы посмотрим в сказочном лесу.

Основная часть

7. Проведение психогимнастического этюда

Звучит музыка.

Логопед. Закройте глаза и представьте себе все, о чем я буду вам рассказывать.

На улице зима. Все кругом белым-бело. Снег искрится на морозе, хрустит под ногами. Мы встали на лыжи и отправились в лес. В лесу тихо. Ветви деревьев стали тяжелыми от снега и опустились вниз. Деревья, словно из сказки: пушистые снежинки облепили все веточки. Крона (так называется верхняя часть дерева) вся ослепительно белая, только ствол темнеет на фоне пушистого снега. Стоит подуть ветерку, как снег начинает осыпаться с веток. И это так красиво. Л теперь, дети, откроем глаза. Я скажу вам но секрету, что маленький уголок сказочного леса находится рядом с нами.

Дети вместе с логопедом идут в другую комнату, где создан «зимний лес».

Присмотритесь и прислушайтесь. Что вы видите? Что вы слышите?

Дети. Тут тихо. Стоят зеленые елочки, усыпанные снежинками. На деревьях птички. В дупле сидит белка.

Музыка смолкает.

Логопед. Где? Покажите мне ее. Как называется ее дом? Дети. Ее дом называется дуплом.

Логопед. Белка сама не может выдолбить себе дупло. Откуда это дупло? Как вы думаете?

Дети. Там жила другая белка. В старом дереве белка нашла себе дом.

Логопед. Белки поселяются в дупле, которое остается после дятла. Они утепляют его мхом, сухими листьями и травой. (Раскрывает корзиночку, опрокидывает ее, орехи и маленькие сосно вые шишечки раскатываются по «снегу».)

Ой! Что я наделала. Как вы думаете, откуда это?

Дети. Это запасы белки на зиму. Она сама собирала.

Логопед. Возьмите орех или шишку и положите на ладошку. Рассмотрите их.

2. Проведение пальчиковой гимнастики и упражнения по профилактике нарушения зрения

Логопед. Давайте поиграем с орехами (шишками).

Дети зажимают орехи (шишки) в кулачок (5-10 раз), прокатывают между ладонями (вверх-вниз, вправо-влеьо), делают круговые движения по ладоням, затем вытягивают правые руки, большим и указательным пальцами удерживают данные предметы и медленно отводят руки вправо, влево, делают круговые движения руками и внимательно следят глазами за движением предмета, не поворачивая головы.

У вас очень хорошо все получилось. Положите орехи и шишки в корзиночку и оставьте их белке. А теперь посмотрите, что это? (Выставляет картинку.)

Ребята, посмотрите, что это?

Дети. Это нора. Мы видим хвост лисы. Это дом лисы. Логопед. Это лисья нора. Давайте повторим название дома лисы.

Дети хором и индивидуально произносят предложение.

А как называется жилище медведя? Дети. Берлога.

Логопед. Давайте пофантазируем и представим, как медведь строит берлогу?

Дети. Большое дерево упало, и медведь залез под него. Это большая яма, а сверху ветки.

Логопед. Я принимаю ваши ответы и во мпогом с вами согласна: медведь устраивает берлогу в большой яме, обязательно в сухом месте, под вывернутым с корнями деревом и там засыпает. Как вы думаете, где расположился медведь в нашем «лесу»?

Дети показывают на большой «сугроб».

Но тревожить медведя не будем, пусть спит в своей берлоге. А кто еще спит зимой? Дети. Еж.

Логопед. А какое жилище у ежа? Дети. Он спит в листьях.

Логопед. Ежи спят полгода. Они забираются под кучу листьев, травы, веток, а иногда под корни старых деревьев. А сейчас посмотрите, что это за следы? (Выставляет картинку.)

Дети. Это следы лисы, зайца.

Логопед. Правильно. Сейчас мы превратимся с вами в зайчиков и попрыгаем по заячьим следам. Я думаю, они нас приведут к дому зайца.

а) спряжение в прошедшем времени: плавать с аквалангом хлопать в ладоши ловить белугу глотать холодное молоко

б) прямой и обратный счет 1<ч>10. 2±±20 (двойками): смелый солдат белое одеяло голубой гладиолус главный колокол

в) подбор родственных слов:

    волк - волчиха (-ца), волчонок, волчий, волчище, волчок (серый бочок)

  • голубь - ...

    колос - ...

    колокол -...

складывать палатку

г) образование глаголов прошедшего времени ед. числа по образцу: ловить - ловил - ловила положить -

ломать - гладить -

класть - полоть -

колоть - улыбаться -

молоть - плавать -

целовать - плакать -

д) словообразование относительных прилагательных, подбор к ним существительных:

плавать - плавательный бассейн

облако -колокол -елка -клубника -солдат -

яблоко - яблочное повидло пластик -пластмасса -плата -

13. Письменная речь

а) придимывание слов, начинающихся на слоги: ла-. ло-. лу-

б) отгадывание недостающего слога, дописывание слов ю.. Ми.. упа.. аку.. ма.. пиа.. пи.. ска.. шко..

в) чтение наоборот: кул-... лаз-..

алии

г) составление слов из слогов: ка, точ, лас - ка, ал, фи - ла, ку, а - фа, ал, вит - кол, ко, ло - ток, ло, мо - мо, ко, ло - у, ка, лыб -

д) упражнения с разрезной азбукой (преобразование слов):

вол - (лов) лоза - (золд) скала - (ласка)

дал - (лад) кулак - (кукла) влага - (глава)

тол - (лот) клоп - (полк) мол - (лом)

дала - (Лада) колос - (сокол) стала - (салат, атлас)

е) вписывание пропущенной буквы Л. чтение полученных слов

га.ка га.стук бежа ву.кан

ба.кон со.дат бужа ха.ва

Во.га иго.ка па.ка мо.ния

во.ны по.день мо.чи бо.ты

по.ка ко.баса е.ка ко.готки

Иллюстративный материал на звук л на цветной вставке (с. 1-17).

Артикуляционная поза

См. звук Л (твердый) с некоторыми особенностями:

    корень языка сильно напряжен и опущен,

    передне-средняя часть спинки языка поднята,

    несколько подвинута вперед и прижимается к альвеолам вместе с кончиком языка,

    кончик языка сильно напряжен.

Подготовительные упражнения

См. звук Л, дополнительные: «Киска сердится», «Катушка», «Горка».

Постановка

Как правило, по подражанию, без особых затруднений после тщательной автоматизации твердого Л.

Основные направления автоматизации

1. ли, ле, лю, ля, лё

а) липа лиса павлин лифт лицо налим лист лимон вазелин ливень линейка оливы лисий лиана маслины липкий лизун малина линия листопад калина Лида лихой долина линза лимузин улитка лить лизать пеликан Лиза липнуть великан лилия листать оливковый

б) лев билет лес олень лента колено лебедь полено лето телега лепка тюлень леска железо лейка налево лесенка балет левый болеть лень калейдоскоп лепет улей

в) люди люк лютик любить малютка молюск салют полюс коляска поляна колядки неделя

г) лёд Алёна колёса самолёт зелёный закалённый лён Алёша кулёк мотылёк калёный опалённый лёгкий василёк малёк кошелёк солёный смолёный лётчик далёкий полёт пелёнка телёнок смышлёный

    аль, оль, уль, ыль, иль, ель, юль

    даль ноль костыль кабель тальк культ шаль соль стиль капель вальс бульдог жаль толь утиль кисель альбом бульон сталь соболь фитиль метель пальма килька медаль тополь ель пудель пальто тюльпан деталь фасоль мель табель кукольный сильный педаль быль хмель спаситель только сельдь эмаль пыль шмель любитель кольт стелька боль бутыль цель тюль пульс ателье моль кавыль щель июль пульт умельцы

    к ля, кле, клю, кли, клё акль, окль, укль, икль Меняется порядок слогов не менее 4 раз.

То же с согласными П, Т, Г, Д, 3, С, Ш и т.д.

6. а) клякса климат клеить плеск плёнка глюкоза

клятва клип наклейка плесень плётка глина

клей клин пляска племя глядеть угли

клетка клинок пляж плести цапля кегли

клещ клиника плен плюс капля сабля

вафли клюв клён плед плюш глянец

блеск клюква клёст плеть плюшка глядеть

блестеть ключ клёпка плетень плющ взгляд

бледный клюшка клёш плечи плита Глеб

блюдо блюдце слякоть последний петля шлем

шлёпанцы наблюдать след наследник тлеет шлейф

фляга блин следить слюна котлета шлюпка

фляжка блик слепить сливы заботливый шлюз

флейта близко слева сливки козлята шли

суфле блёстки следовать слёт злить шлифовать

туфля блёклый слепой слёзы шляпа шлёпать вафли

б) бинокль вопль дубль монокль спектакль коктейль

Конан-Дойль мысль ансамбль констебль

7. Толя и Валя гуляли в кленовой аллее. Люда и Оля покупали лимоны. Кленовые листья падали на землю.

На лесной поляне паслись олени с оленятами.

Лена поливает из лейки лилии и тюльпаны. и т.д.

8. На полянке мы гуляли, вили мы венки, А на нас глядели с поля васильки... Незабудки мы считали. Сколько их, гляди! Нам листочками кивали васильки...

Мы летали высоко, Мы летали низко, Мы летали далеко, Мы летали близко.

Самолёт, самолёт, Он готов уже в полёт, Полетит он над полями, Полетит он над лесами.

Ле-ле-ле, ле-ле-ле! Павлик едет на метле. Листопад, листопад, Опустели лес и сад...

Ехали мы ехали, до ели доехали, Ель объехали и назад поехали.

Юля, Юленька, юла! Юлька бойкая была. Усидеть на месте Юлька Ни минуты не могла.

Мы листики осенние. На ёлках мы сидели. А потом мы полетели И на землю сели.

Ой, ладушки, ладушки! Испекли оладушки. На окно поставили, Остывать заставили.

Пусть метет метелица, Белым снегом стелется. А мы валенки надели - Не боимся мы метели.

Иголки лежали, лежали Да под пол убежали.

Лебеди, лебеди, Белые лебеди. Лебеди летели И на воду сели. Сели, посидели, Снова полетели.

Летели две птички, Собой невелички. Как они летели, Все люди глядели. Как они садились, Все люди дивились. Сели, посидели, Взвились, полетели, Взвились, полетели, Песенки запели. Гули, гули, гуленьки! Залетели к Юленьке. Стали Юленьку качать, Стала Юля засыпать.

На мели мы налима ловили.

Есть не ели,

А за столом посидели.

Мы косили, мы устали, Под кустом легли, поспали.

Метили в цель, а попали в пень.

Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят...

Сели и всё съели.

Всё летит. Должно быть это Улетает наше лето.

9. Лексико-грамматические упражнения

а) образование родственных слов: лист - листок, листик, листочек, листопад, ли- ственный, лиственница.

лес- лев- лиса-

лед - олень - лебедь -

б) образование относительных прилагательных:

клён - кленовый калина - тополь -

клюква - липа - поле -

малина - лес -

в) преобразование предложений по образиу:

Лена гуляла на поляне. - Дети гуляли на поляне. Птичка клевала хлеб. -Леня лепил павлина. -Оля поливала лилии. -Лебедь летел на юг. -

г) словообразование существительных, обозначающих детенышей животных по образиу:

дельфин с дельфиненком белка с...

тюлень с... соболь с...

олениха с... лиса с...

львица с... корова с...

д) словообразование существительных от глаголов:

Л Е К С И К А. (Словарь)

I . Развитие номинативного (предметного) словаря. Кто? Что?

/ Можно использовать фишки, флажки, проводится типа соревнования./

    «Что растёт в огороде (в саду)?»

« Кто живёт в лесу?» и т. д.

/использовать муляжи, игрушки, настоящие предметы, предметные и сюжетные картинки./

  1. «Что лишнее?» , «Кто лишний?» , «Четвёртый лишний» / отработка обобщающих понятий/
  2. «Хлопни в ладоши, если услышишь название …»

/ овощей, фруктов, весенних признаков, птиц…/

    Части целого. (Расширение предметного словаря.)

    кожица, мякоть, семечки, дольки …;

    перья, крылья, хвост, клюв, лапы …;

    чешуя, плавники, жабры, хвост … . и т.д.

    Формирование понятия существительных в связи с местоимениями. Игра «МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ»

/ подбор предметов по любой теме, предм. картинки/

    «Кто? - Что?» , «Живое - неживое». Называние предметов, отвечающих на вопрос -Кто? или -Что?

    «Во саду ли, в огороде!»

    растёт в саду / ребёнок стоит, руки вверх/,

    на грядке / ребёнок присаживается/.

Воспитатель: картофель, огурец, слива, помидор, яблоко, редиска, груша. апельсин, капуста …

/Можно проводить как физ минутку/

    Расширение и активизация словаря признаков (прилагательных)

Какой? Какая? Какое? Какие?

    Игра «Какое яблоко?» /Дети стоят в круг и передают друг другу яблоко (мяч) и называют слова, кто молчит, тот выходит из круга/ (На любые темы: Какая зима, какой котёнок, какая снежинка …)

    Образование им. прилагательных от им. существительных.

« Времена года» весна - весенний, зима - зимний, осень - осенний, лето - летний …

«Фрукты» - Какой сок, если его сделали …

    из яблок - яблочный;

    из груш - грушевый;

    из слив - сливовый;

    из апельсина - апельсиновый … ит.д.

    Образование притяжательных прилагательных.

«Дикие животные» , «Домашние животные» ,

«Птицы - перелётные, зимующие»

«Чей хвост? Чья морда? Чьё ухо? Чьи следы?»

/лисий хвост, лисья морда, лисье ухо; вороньи следы, медвежьи следы …/

    «Узнай по описанию»

Воспитатель: оранжевая, твёрдая, длинная, хрустящая, сочная, длинная …(морковь)

Ребёнок - аналогично, но о других предметах.

/Все темы/

    Образование относительных прилагательных от существительных. «Лес, деревья» /гербарий /

«Какой лист?» (Экскурсия в лес)

Дуб - дубовый;

Клён - кленовый;

Липа - липовый;

Ель - еловый;

Осина - осиновый … ит.д.

    Развитие и активизация глагольного словаря.

Что делает? Что сделал? Что сделает?

    Игры - загадки.

«О ком я говорю?»

    летает, клюёт, вьёт, поёт, высиживает, …;

    воет, охотится, гонится, скалится …;

    убегает, прыгает, боится, грызёт, барабанит, петляет..; ит.д.

    Игра с мячом. «Скажи о котёнке» - что он делает?

/можно использовать, как орг. момент /

    «Я скажу об одной птице, а вы о стае птиц»

Изменение глаголов по числам.

    ходит ---ходят машет ---машут

    прыгает ---прыгают клюёт ---клюёт

    летает ---летают чирикает ---чирикают

    сидит ---сидят вьёт ---- вьют

    Работа над предлогами.

    Практическое усвоение предлога -НА-.

а) «Игра с листочком» «Осень»

    Куда упал листок. (На дорожку, на крышу, на

зонт, на на землю …

б) «Где лежит снег?» «Зима»

в) «Куда сел воробей?» «Зимующие птицы» …

2. Практическое усвоение предлога -В-.

а) «Что лежит в корзине?» «Овощи, фрукты»

б) «Кто где живёт?» «Дикие животные»

3. Практическое усвоение предлога -ИЗ-.

а) «Что выдёргивают из земли?» «Овощи»

/морковь, репу, редис, свёклу …/

б) «Что делают из …» «Фрукты»

/ из яблок - компот, варенье …/

в) «Что делают дети из снега?» «Зима»

Дети из снега лепят крепость /снеговика,

снежную бабу, горку …/

    Практическое усвоение предлогов: У, С («Кто с кем» «Дом. и дик животные» «Животные с детёнышем»), ОКОЛО, частично НАД, ПОД.

Грамматические упражнения.

(Старшая группа)

    «Один - много». Образование множественного числа им существительных.

    яблоко - яблоки;

    медведь - медведи;

    снежинка - снежинки;

    ручей -- ручьи …

    «Назови ласково» , «Что у гномика» (игрушка гномика). Образование уменьшительно - ласкательной формы им. существительных.

У тебя. - У гномика.

слива - сливка

ягода - ягодка

заяц - зайчик

воробей - воробышек

зима - зимушка …

    «Чего (кого) нет?» (на блюде, в лесу, на грядке …)

Практическое усвоение родительного падежа единственного числа.

    нет груши, нет яблока;

    нет свеклы, нет лука;

    нет лисы, нет волка;

    нет сороки, нет вороны … и тд.

    «Посчитай» , «Игра с числами 2 и 5». Согласование им числительных с им существительным.

Одна репа, две репы, пять реп,

    один зонт, два зонта, пять зонтов,

    одно дерево, два дерева, пять деревьев …

    «Кому - что?» Практическое усвоение дательного падежа единственного числа.

Коту мышку. Использовать

Кролику морковку. предметные

Петуху зерна. картинки.

Медведю мёд. …

    «Про что можно сказать …?» Согласование им существительного с им прилагательным в роде, числе и падеже.

    КРАСНЫЙ - арбуз, мак, лист, лис, попугай …

    КРАСНАЯ - ягода, малина, редиска, гвоздика …

    КРАСНОЕ - солнце, яблоко, дерево.. итд.

    «Игра со словом ЕХАЛ». Префиксальное словообразование. (использовать игрушки)

УЕХАЛ, ПОЕХАЛ, ПРИЕХАЛ, ПОДЪЕХАЛ,
СЪЕХАЛ,ВЫЕХАЛ, ВЪЕХАЛ, ЗАЕХАЛ …

    Антонимы. «Скажи наоборот»

Зимой холодно, а летом жарко.

Виноград сладкий, а лук горький.

Река широкая, а ручеёк узкий. Итд.

Грамматические упражнения.

(Подготовительная группа)

    «Игра со словом МНОГО» Образование формы родительного падежа множественного числа.

    много лука, много картофеля …;

    много снега, много сугробов … ;

    много ежей, много зайцев … ит.д

2. Образование слов с уменьшительно - ласкательными и увеличительными оттенками. Работа по схеме.

«У гномика и у великана».

    лук - лучок - лучище;

    слива - сливка - сливища;

    кот - котик - котище;

    крыло - крылышко - крылище; … итд.

    Образование сравнительной степени прилагательных. «Похвались»

ЯБЛОКО - спелое - спелее

    красное - краснее

    вкусное - вкуснее

    сочное - сочнее

ОСЕНЬ - ЗИМА

    холодно - холоднее

    сильный (ветер) - сильнее

    темные - темнее

    тёплые (одежда) - теплее … итд.

    Образование сложных слов методом словосложения.

Лист + падает = листопад

Сад + разводит = садовод

Хвост + длинный = длиннохвостый

Белый + бок = белобокая

Большие + уши = большеухий

Красная + грудь = красногрудый

Толстое + брюхо = толстобрюхий

Длинные + крылья = длиннокрылый …

    Практическое усвоение сложных предлогов:

МЕЖДУ, НАД, ПОД, ИЗ - ЗА, ИЗ - ПОД.

«Кто выглядывает ИЗ - ЗА сугроба?»

«Что (кто) спрятался ПОД снегом?»

« Кто(что) сидит (растёт) МЕЖДУ …?»

«Кто выглядывает ИЗ -ПОД …?»

5. Префиксальное словообразование. (Использовать приставки на каждого ребёнка.)

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

    Многозначность слов. Обращать внимание детей, что у некоторых слов несколько значений.

Идёт - снег, дождь, человек, часы …

Ножка - у ребёнка, у стула, у торшера, у гриба..

Шляпка - у мамы, у гвоздя, у гриба …

Рожок - у телёнка, у люстры, название булки, мороженное, музыкальный инструмент …

    Родственные слова. (Использовать набор слов, дерево)

ЛЕС - лесной, лесник, лесок, перелесок …

    Антонимы. «Скажи наоборот»

    Синонимы. Подбор слов, имеющих одно значение и разное звучание.

ИДЁТ - шагает, движется, стремится …

БЕЖИТ - несётся, торопится, мчится, стремится …

    Подбор слов - рифм. Использовать фишки, флажки.

ОВЕЧКА - свечка, печка, крылечко, уздечка, колечко, …

ШИШКА - крышка, мышка, малышка, мальчишка, книжка, фишка, коврижка, зайчишка, хвастунишка мартышка … итд.

СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

С союзом КАК:

    У мухомора шляпка красная, как косынка.

    Вишня мелкая, как бусины.

Слон огромный, как гора. …

С союзом А:

Ранней осенью погода тёплая, а поздней холодная.

    Зимой ветер холодный, а летом тёплый. …

С союзом ПОТОМУ ЧТО:

Почему на улице тепло?

На улице тепло, потому что наступила весна.

    Почему Катя не пошла на прогулку?

Катя не пошла на прогулку, потому что промочила ноги. … итд.

Конспект интегрированного занятия по формированию лексико-грамматического строя речи.
(подгрупповое занятие в подготовительной к школе комбинированной группе для детей с ОНР).

Тема: Предлоги В, ПОД, НА, ЗА, НАД.
Цель: ознакомление детей с предлогами (маленькими словами).
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
Корректировать и развивать мелкую моторику;
Развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
Развивать внимание, память, мышление;
Корректировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).
Образовательные:
Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД, ЗА, НАД;
Учить детей выделять предлоги в предложении;
Закреплять умение детей составлять предложения с заданными предлогами по картинкам;
Воспитательные:
Обеспечить понимание значимости занятий, повысить интерес к ним.
Обеспечить формирование произвольной саморегуляции.
Здоровьесберегающие:
Планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
Соблюдать правильную посадку ребенка;
Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
Оборудование:
Колокольчик.
Набор резиновых игрушек
Схемы предлогов
Сюжетные и предметные картинки
Схемы слов.
Медали со схемами предлогов.
Музыка для релаксации.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ритуал приветствия.
Цель: создание эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе.
Приветствие «Милый друг».
Дети выполняют движения
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй
Собрались ребята в круг(дети встают в круг)
Здравствуй друг (отводят правую руку в сторону);
Здравствуй друг (отводят левую руку в сторону)
Вместе за руки возьмёмся(берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются друг другу).

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй».
Цель: Развитие мелкой моторики,умения согласовывать речь с движением.
Развивать внимание, память.
Дети выполняют движения
вместе с педагогом-психологом:
пальцами правой руки по очереди здороваются с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
Педагог-психолог:
Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
(Т. Сикачёва)

Организационный момент.

Игра «Прятки».

Цель: Привлечение внимания и формирование интереса детей к занятию.
Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.
Воспитатель заранее прячет игрушки в разных уголках комнаты. Дети находят спрятавшихся гостей с помощью подсказок воспитателя.
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. К нам сегодня пришли непрошеные гости, но они все спрятались. Давайте, мы с вами их найдем. Следопыт, который вел за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался В верхнем ящике комода? (имя ребенка)
Ребенок:В верхнем ящике комода спрятался...
воспитатель:А кто спрятался ПОД кроватью? (имя ребенка)
Ребенок:ПОД кроватью спрятался...
Воспитатель:А кто спрятался НА кукольном столе? (имя ребенка)
Ребенок:НА кукольном столе спрятался...
Воспитатель: А кто спрятался ЗА цветком? (имя ребенка)
Ребенок:ЗА цветком спрятался...
Воспитатель:А кто спрятался НАД зеркалом? (имя ребенка)
Ребенок:НАД зеркалом спрятался...
Воспитатель: Вот они - непрошеные гости. Мы всех их отыскали.
Ребята, какие маленькие слова помогли нам их найти?
Воспитатель: А если бы в моих предложениях не было маленьких слов, нашли бы вы гостей?
Дети: Нет.
Воспитатель: Легко ли вам было бы их искать?
Дети:Трудно.
Вот, ребята, какие это важные слова!

Основная часть.
Цель: Организация детей.
Логопед выставляет на доску карточки со схемами предлогов.
Логопед: Давайте вспомним, какие маленькие слова помогли нам отыскать наших непрошеных гостей! Посмотрите на доску (на доске схемы предлогов).
Дети называют предлоги: В, ПОД, НА, ЗА, НАД.
Логопед: А теперь давайте скажем, что обозначает каждое маленькое слово.
Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово...?
Ответы детей: НА.
Логопед: Когда предмет находится внизу другого предмета, мы используем маленькое слово...?
Ответы детей: ПОД.
Логопед: Когда предмет находится внутри чего – то, мы говорим маленькое слово...?
Ответы детей: В.
Логопед: Если предмет находится позади другого предмета, мы говорим маленькое слово...?
Ответы детей: ЗА.
Логопед: Когда предмет находится сверху другого предмета, мы используем маленькое слово...?
Ответы детей: НАД.
Логопед: Молодцы!

Упражнение «Повесь картинку».

Цель: Формирование навыка ответа на вопрос полным предложением.
Логопед: Ребята, перед вами, на доске, схемки наших маленьких слов. Сейчас я каждому из вас дам по картинке. Давайте составим предложение по каждой картинке и поместим ее под нужную схему.
Каждый ребенок берет свою картинку, составляет предложение, выделяет предлог и прикрепляет картинку к доске.

Игра «Дополни рассказ».

Сначала воспитатель предлагает детям назвать предметы, находящиеся на столе, а потом рассказывает историю с одновременной демонстрацией действий.
Дети дополняют рассказ воспитателя маленькими словами.
***
Дедушка вышел (откуда?) из избушки и сел (куда?) на скамейку, (под чем?) под деревом. На дереве сидела птичка и звонко пела. Услышала ее кошка, которая сидела (где?) за скамейкой. Она подкралась к дереву и прыгнула (за кем?) за птичкой. Но птичка улетела с дерева и села (куда?) на скамейку около дедушки. А кошка не унимается, как прыгнет, но опять мимо. Птичка вспорхнула, пролетела (над кем?) над дедушкой, (над чем?) над забором и скрылась из виду.

Физминутка «Слушай, повторяй, делай»
Цель: Развитие общей моторики, умения согласовывать речь с движением.
Развивать внимание, память.
Дети выполняют движения вместе с воспитателем.
Воспитатель:
На горе растут дубы (подняли руки вверх),
Под горой растут грибы (присели),
Мы в корзинки их собрали (движения рук, имитирующие складывание грибов),
Быстро к дому подбежали (бегают на месте).

Упражнение «Составь предложение».

Цель: Закрепление умения детей составлять предложения с заданными предлогами по картинкам.
Закреплять умение детей составлять схемы предложений.
Логопед: А сейчас мы посмотрим, как вы научились правильно говорить маленькие слова. Перед вами картинки и схемы слов. Вам нужно по своей картинке составьте предложение и его схему.
Дети самостоятельно составляют предложение и его схему.

Итог занятия.

Упражнение «Волшебное превращение».

Цель: Обобщение знаний, полученных на занятии.
Воспитатель: Ребята, с чем мы сегодня познакомились?
Ответы детей: с маленькими словами.
А теперь давайте с вами превратимся в маленькие слова – помощники! Сейчас, я на несколько минут стану волшебницей! Каждый из вас закроет глаза, а я произнесу заклинание. И когда вы откроете глаза, то уже будете превращены!
Дети закрывают глаза.
Воспитатель:
Закрываем глазки:
Крибли, крабли.
Крибли, крабли. Бум!!!
Воспитатель вешает на шеи детям медали со схемами маленьких слов.
Воспитатель: Теперь каждый из вас должен узнать, каким словом – помощником он стал, объяснить, что это слово обозначает.
Дети выполняют задание.

Психогимнастика «Лучик солнца»
Цель: формирование нравственных позиций, позитивного отношения к окружающему миру и людям.
Психолог:
Маленький кусочек солнца
Заглянул в наше оконце.
Луч в ладошку мы возьмем (протягивают ладошку, сжимают в кулачок)
И к своей груди прижмем (прижали кулачек к груди).

Ребята, маленький лучик солнце сел ко мне на ладошку (дети протягивают ладошку).
Побежал по телу (дети гладят себя).
Запутался в волосах (дети гладят волосы).
Я хочу согреть его (дети складывают ладошки)
И уложить спать (садятся, ладошки подкладывают под щеку, «засыпают»).

Ритуал окончания занятия.
Цель: закрепление эмоционального состояния, положительный выход из занятия.
Дети выполняют движения вместе с педагогом-психологом.
Педагог-психолог:
А теперь все встанем в круг.
Руку даст другу друг.
Будем рядом стоять.
Друга за руки держать.
Целый час мы занимались
И немножко баловались.
А теперь детвора – отдыхать пора.
Нам осталось на прощанье
Сказать всем хором: «До свидания!».

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по формированию лексико-грамматических категорий

для воспитанников подготовительной группы с ОНР

на тему:

«Дикие животные наших лесов»

Цели:

I . Коррекционно-образовательные:

    Уточнить знания воспитанников о диких животных наших лесов, активизировать словарный запас по данной теме.

    Продолжать учить воспитанников образовывать притяжательные прилагательные.

    Упражнять в согласовании числительных с существительными.

    Упражнять в подборе эпитетов.

II. Коррекционно-развивающие:

    Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, мимику.

    Развивать память, внимание, мышление.

    Развивать речевое внимание.

III. Коррекционно-воспитательные:

    Формировать интерес к занятию.

    Воспитывать любовь к природе.

    Формировать навыки самоконтроля.

Оборудование:

Индивидуальные зеркала; карточки с упражнениями для артикуляционной гимнастики; предметные картинки: белка, заяц, волк, медведь, лиса, лось, ёж;

демонстрационный материал по теме из серии «Я – человек. Тематический словарь в картинках»; дидактическая игра «Собери картинку»; дидактическая игра из серии «Школа для дошколят» «Где, чья мама?»; картинка к игре «Путаница»; учебно-развивающая программа для детей «Времена года».

Ход занятия:

Организационный момент.

Ребята, вспомним главное правило:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Верно, чётко говорим,

Никогда мы не спешим.

Пальчиковая гимнастика:

У лисы в лесу глухом (Дети загибают пальцы на обеих

Есть нора - надежный дом. руках: по одному на каждое

Не страшны зимой метели двустишие.)

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом, (Дом - ладошки направлены под

Всем тепло, уютно в нём. углом, кончики пальцев соприкасаются. В. Пальчинскайте

Артикуляционная гимнастика. «Делу – время, потехе – час»

Жили-были в лесу зверюшки, каждый занимался своим делом.

Ёжик, ни головы, ни ножек, каждую осень собирал грибы на опушке.

«Грибок»

А лисички-сестрички и зайчики-побегайчики решили построить качели на полянке. Взяли гвозди, да не один, а целую дюжину. Один, второй, третий…, много гвоздей…

«Иголочка»

Взяли доску широкую-широкую, без сучков и без задоринок,

«Лопата»

затем взяли каждый по молотку и стали заколачивать гвозди. Трудно строить качели. Т-т-т…т-т-т.

«Качели»

Качели получились на славу! Всё хорошо, осталось только покрасить качели. Краску раздобыли красную, жёлтую, зелёную – и покрасили качели.

«Маляр»

Сели звери на качели, весело им, смеются, радуются. Вдруг увидели идёт Индюшка-болтушка.

«Индюк»

Что вы делаете? – спрашивает.

На качелях качаемся, иди, с нами играть будешь.

«Улыбка»

Зверюшки так громко и заразительно смеялись, что, услышав эти звуки, к ним подошла большая мудрая Лошадь.

«Лошадка»

Очень ей захотелось тоже покататься на качелях. Лошадь с трудом залезла на качели. Медленно со скрипом качели стали раскачиваться: вверх-вниз, вверх-вниз. Замечательные качели!

«Качели»

Молодцы зверюшки! Хорошие качели построили!

«Улыбка».

Мимическая гимнастика.

Пока малыши играли на своей площадке, взрослые животные ходили по лесу.

Лисица высматривает мышку – прищуривать глаза по очереди;

Медведь косолапый в берлоге спит, с боку на бок переворачивается – позёвывание;

Голодный и злой волк рыщет по лесу в поисках добычи – нахмурить брови;

Весёлые белки прыгают с ветки на ветку – радость.

Загадки.

И ушаст, и глазаст, - Сама рыжеватая,

И пугаться горазд. Мордочка плутоватая,

Заберётся в куст и спит, Ей не надо пирожка,

Кочерыжку съест и сыт. Ей бы скушать петушка. (Лиса).

Кто это? (Заяц).

С веточки на веточку - На овчарку он похож,

Прыгает, резвится, Что ни зуб – то острый нож.

Лёгкая, проворная, Он бежит, оскалив пасть,

Но не птица. (Белка). На овцу готов напасть. (Волк).

В густом лесу под ёлкой, - Похож на оленя, похож на коня,

Осыпанный листвой, Забрался в селенье и лёг у плетня.

Лежит клубок с иголками, В лесу необъятном друзей не нашлось,

Колючий и живой. (Ёж). И в гости к ребятам пожаловал…

Зверь большущий, (лось).

Зверь толстущий.

Зверь косолапый и мохнатый.

Глаза как щёлки,

Хвост короток только.

Зиму в берлоге проводит.

Летом в лесу бродит. (Медведь).

Ребёнок, отгадавший загадку получает маленькую картинку, с изображением животного.

Ребята, про кого вы отгадывали загадки? Мы сегодня с вами поговорим о диких животных.

Почему этих животных называют дикими?

Работа с демонстрационным материалом.

Где они себе устраивают «домики»? Давайте вспомним, как называются жилища животных (Работа с демонстрационным материалом).

Кто ещё живёт с лисой? (лис, лисёнок, лисята.)

Назови членов семьи медведя. (Медведь, медведица, медвежонок, медвежата.)

Продолжите предложение: волк – это папа в семье волков. Мама - … (волчица). Дети - …(волчата).

Кто живёт с зайцем?

Большая белка – это мама. Как её называют? (Бельчиха.). А маленькие – это дети. Как их называют? (Бельчата.) А один - ….(бельчонок).

Назови членов семьи ежа. (Ёж, ежиха, ежонок, ежата.)

Лось – это папа, мама - …(лосиха), детёныш - …(лосёнок).

Игра «Собери картинку». Каждому ребёнку даётся конверт с деталями.

Игра «Назови какой?, какая?»

Какая лиса? (хитрая, рыжая, ловкая, быстрая, пушистая, шустрая…)

Какой медведь? (косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый, косматый, большой…)

Какой волк? (злой, голодный, серый, зубастый, клыкастый, хищный, лохматый…)

Какой заяц? (быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий, осторожный, короткохвостый…)

Какая белка? (быстрая, ловкая, красивая, п ушистая, шустрая, проворная, прыгучая, рыжая…)

Какой ёж? (колючий, сердитый, ловкий, быстрый, смелый, умный…)

Какой лось? (крупный, высокий, рогатый, сильный, могучий,…)

Физминутка. «Хитрая лисичка»

Хитрая лисичка (Дети ходят по кругу.)

Вышла погулять.

Захотелось ей (Хлопают в ладоши, затем сцепляют

Кого-нибудь поймать - пальцы в «замок».)

Или птичку, или рыбку (Ладони повернуть к себе, скрестить

руки и переплести большие пальцы - «Птичка», ладони поставить на ребро, сложить их вместе - «Рыбка»)

Или зайку, или мышку («Зайчик», «Мышка» - кончики

среднего и безымянного пальцев соединить с большим пальцем. Указательный и мизинец согнуть и прижать кончиками к среднему и безымянному пальцам.)

Но птички улетают, (Упражнение «Птичка», двигая

скрещенными руками по кругу.)

Рыбки уплывают, (Упражнение «Рыбка», движение

рук от себя.)

Зайки убегают, («Зайчик», движение рук от себя.)

Мышки прячутся в но ру. (Хлопают в ладоши за спиной).

Игра «Путаница»

Зимой в лесу на снегу хорошо видны следы. Скажите, чьи это следы?

Помните, сказку К.И. Чуковского, в которой животные покупали себе хвосты? Здесь нарисованы животные с чужими хвостами. Расскажите, у кого чьи хвосты и кому, какой хвост нужен. (Например, у медведя лисий хвост, а ему нужен медвежий хвост.)

Игра «Где, чья мама?»

Пока мы с вами гуляли и рассматривали следы, наши малыши-детёныши расшалились, разбежались, заблудились и потеряли своих мам. Давайте поможем мамам, найти своих малышей. (Дети помогают найти малышей, и считают, сколько малышей у каждой мамы. Например, один зайчонок, два зайчонка, три зайчонка, четыре зайчонка, пять зайчат, у зайчихи – пять зайчат).

Видеофрагмент учебно-развивающей программы для детей «Времена года». «Зима».

Итог занятия. О ком мы сегодня говорили на занятии? Что больше всего понравилось?