Пятна

Свято-Троицкий Сканов женский монастырь (Пензенская епархия). Настоятельницы монастыря В монастырской тишине

Дата публикации или обновления 01.02.2017

  • Оглавление: Свято-Троицкий Сканов женский монастырь
  • Настоятельницы Сканова монастыря.

    Первой настоятельницей Свято-Троицкой Скановой женской обители была игумения Митрофания (Перетягана). 12 марта 1990г. монахиня Митрофания приехала из Рижского Троице-Сергиева женского монастыря в Сканову обитель вместе с семью сестрами. 2 апреля 1990г. постановлением Священного Синода РПЦ она была назначена игуменией возрождающейся обители.


    Игумения Митрофания (Перетягина)

    Когда в 1993 году стал возрождаться Пензенский Троицкий женский монастырь, игумения Митрофания 13 мая была переведена туда настоятельницей. Вместе с ней в Пензу прибыли 18 насельниц из Сканова монастыря.

    Вторая настоятельница Скановой обители - приснопамятная игумения Евстолия (Фролова).


    Игумения Евстолия (Фролова)

    В 1990 г. Свято-Троицкий Сканов монастырь был передан Русской Православной Церкви. 6 мая 1990г. монахиня Евстолия была принята в число насельниц монастыря, исполняла послушание благочинной. В 1993г., 9 мая, архиепископом Пензенским и Саранским Серафимом монахиня Евстолия была возведена в сан игумений. В 2009г. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за усердное служение во благо Святой Православной Церкви игумения Евстолия была удостоена награды - креста с украшениями.

    Земной путь игумений Евстолии завершился в самый день великого Праздника Рождества Христова - (25 декабря) 7 января 2010 года. Незадолго до своей кончины Матушка приняла Таинство Елеосвящения и причастилась Святых Христовых Тайн. В 40-й день по преставлении, в день Сретения Господня, ея душа предстала пред Богом . Сестры обращаются к Матушке в молитвах и чувствуют ея помощь. Как земную свою жизнь Матушка посвятила на служение Богу и ближним, так и ныне она предстоит пред Престолом Божиим и молится о всех, просящих ея помощи.


    Вечная твоя память, достоблаженная мать наша, приснопоминаемая!


    Третией настоятельницей Скановой обители является игумения Тавифа (Бакулина).


    Игумения Тавифа (Бакулина)

    С 1993 года монахиня Тавифа несла послушание благочинной Сканова монастыря. После кончины игумении Евстолии, Указом Преосвященного Вениамина, епископа Люберецкого, временно управляющего Пензенской епархией, монахиня Тавифа была назначена исполнять обязанности настоятельницы монастыря.

    За Божественной Литургией , 26 марта/8 апреля, в Четверток Светлой седмицы, Преосвященный Вениамин, епископ Люберецкий, возложил на настоятельницу монахиню Тавифу наперсный крест. А 20 февраля/5 марта 2011 года, в субботу сыропустную, Преосвященным Вениамином, епископом Пензенским и Кузнецким, монахиня Тавифа была возведена в сан игумений.

    Дату основания монастыря определить уже практически невозможно. Бывший пожар в 1676-м году 26 апреля истребил все документы, по которым можно было бы проследить его первоначальную судьбу. Из грамот Патриарха Иоакима, данных на построение церквей, известно, что до пожара были три церкви и другие монастырские строения. На этом основании можно заключить, что этот монастырь существовал задолго до 1676-го года, и в это время уже имел вид благоустроенный. Первоначально эта обитель находилась в ведении Патриархов, в позднее время перешла в ведение Преосвященных Тамбовского, Нижегородского. По открытии же Пензенской губернии и утверждении г.Пензы в 1801-ом году губернским, упраздненный г. Наровчат был восстановлен к Пензенской губернии, с ним и Сканов монастырь перешел в ведение Пензенских епархиальных Преосвященных, в коем и доныне состоит.

    Название Сканова монастыря, как значится в "Истории церковной Российской иерархии" (т.5,стр.136), произошло от речки Скановой, которой в настоящее время нет поблизости к монастырю. А также существует предание старожилов: название монастыря произошло от фамилии некоих бояр Исканских, которым принадлежала местность пустыни. Точных документов о названии Сканова монастыря не сохранилось.

    После пожара 1676 года были вновь построены деревянная церковь во имя Святой Троицы и церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Но Троицкая церковь около 1785 года опять сгорела, а Николаевская в 1802 году за ветхостью колокольни, в которой она находилась, была разобрана. Было принято решение строить все строения в монастыре каменные.

    В 1795 году по резолюции Преосвященного Феофила, епископа Тамбовского, был заложен посреди обители новый соборный храм двухэтажный, о пяти главах, с росписью снаружи. В нижнем этаже храма престол во имя Успения Божией Матери, который был освящен настоятелем-строителем Корнилием 8 октября 1801 года. В верхнем храме престол во имя Живоначальной Троицы, освященный 29 мая 1808 года настоятелем архимандритом Израилем. Иконы в иконостасе, священные изображения на стенах и столпах были писаны казначеем монастыря иеромонахом Парфением.

    На северной стороне, среди ограды, прямо против собора, в колокольне, над святыми вратами была устроена небольшая церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Она была освящена 23 апреля 1796 года.

    На южной стороне монастыря находится больничная церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Устроена она в 1809 году игуменом монастыря Корнилием и им освящена в 1812-м году.

    Божественная служба в монастыре совершалась по общему" церковному уставу неопустительно. Всенощное бдение здесь бывало довольно продолжительно, пение стихир всегда совершалось по нотам, постоянно читалось толковое Евангелие... В воскресные дни перед позднею литургиею служился молебен Божией Матери настоятелем со всею братиею...

    В летнее время братия занималась землепашеством и рыбной ловлею в реке Мокше. Недалеко от обители находился пчельник (до 80 ульев), дающий мед и воск для монастырских свечей. На реке Шелдаисе находилась пожалованная монастырю императором Павлом 1-ым в 1797-м году водяная деревянная мельница. Вне ограды, для посетителей были построены четыре 2х-этажных каменных гостинных корпуса. В одном из корпусов находилась больница для братии и посетителей, и иконописня. На берегу реки Мокша стояла деревянная кузница. Близ монастыря были расположены: хлебный амбар, каменная рига, скотный двор, каменный ледник и хозяйственные строения. Монастырь имел во владении землю для посева ржи, овса, гречихи. При монастыре был разведен сад, огород, и имелись сенокосные луга и лесные угодья.

    Из настоятелей особенного внимания заслуживают четыре.

    Арсений 1-ый был из дворян, рода Левитских. Он первый положил начало тому устройству обители, до которого она доведена. Построил красивой архитектуры колокольню, заложил нынешний двухэтажный собор, но скорая смерть не позволила ему достроить оный. Перед кончиною же принял схиму и погребен был в притворе собора. Отличался особой богобоязненностью и строгою подвижническою жизнью.

    Игумен Корнилий много употребил трудов на благоустроение обители: достроил собор, соорудил больничную церковь с келиями, приобрел колокола и лучшую церковную утварь. По монастырю завел лучший порядок в употреблении времени, церковного имущества и занятий братии. Он был старец ума тонкого, полный благодатной кротости, приветливый и ласковый ко всякому и никого из приходящих не отпускал без духовного назидания.

    Арсений 2-ой из военных нижних чинов, был муж простодушный, кроткий, труженической жизни, за что был уважаем и любим братией и другими знавшими его. За благочестивую жизнь он был удостоен иеромонашества и настоятельства. Впрочем настоятелем монастыря он был недолго. По собственному желанию удалился в пещеры, в коих трудился и устроил в них несколько келий и место для церкви. Погребен возле соборной церкви с южной стороны.

    Настоятель Филарет, из духовного звания... Тщанием Филарета была построена кладбищенская церковь, приобретены образа в серебряных окладах, прекрасное Евангелие, лучшие напрестольные кресты, сосуды и другие церковные вещи. За такое попечение об обители, трудолюбие, кроткий нрав и терпеливое добродушие был любим и уважаем всеми, возведен в сан игумена и награжден наперстным крестом. Скончался 4 февраля 1854 года.

    Имена этих замечательных попечителей обители, старцев и настоятелей останутся вечным памятником в монастырской летописи..."

    В 30-ые годы прошлого столетия монастырь был закрыт и разорен. Монастырский храм превращен в склад и птицеферму, кладбищенская церковь в кормокухню для птиц, с колокольни сброшены колокола, надгробные памятники с монастырских склепов утоплены в реке Мокше. Ценности, иконы, библиотека частью разграблены, частью переданы в местный музей. В храме Усекновения главы Иоанна Предтечи был организован клуб: играла музыка и устраивались танцы. В других зданиях были магазин, гараж, столовая и жили рабочие местного совхоза.

    Ранее монастырь был мужским. В 1990 году по ходатайству и требованию общественности обитель была передана Русской Православной Церкви. По благословению Владыки Серафима, Архиепископа Пензенского и Кузнецкого, был учрежден женский монастырь. После 60-летнего запустения обитель вновь обрела свое первоначальное назначение, в ней возобновилась монашеская жизнь. Но теперь продолжателями монашеского делания в этом святом месте стали уже не насельники, а насельницы.

    12 марта 1990 года приехала из Рижского женского монастыря монахиня Митрофания (Перетягина), назначенная в этот монастырь на настоятельскую должность. С ней и первые насельницы. Всего было 7 сестёр и игумения. А к концу первого года возрождения обители насельниц насчитывалось уже около тридцати.

    Первое богослужение в монастыре было совершено 12 апреля 1990 года в Великий Четверг на Страстной недели. На клиросе монастырский хор состоял всего лишь из трех человек. Регентовала сама матушка Митрофания. На первой Божественной Литургии присутствовало много прихожан и паломников.

    Матушка Митрофания приняла обитель в разорении. Центральный храм до уровня первого этажа был завален землей. В нижнем храме не было полов, окна затянуты пленкой. Настенная роспись специально забелена, местами соскоблена. В некоторых местах не было крыши. Во время дождя вода лилась прямо на молящихся, на полу были лужи. Первое время жили все вместе в двух неблагоустроенных кельях. В окна дул ветер, крыша протекала во время дождя, ставили тазы для воды, которая текла с потолка. Печки сильно дымили или вовсе не топились. Было холодно, сыро.

    Насельницы с утра до позднего вечера проводили в труде: расчищали территорию от хлама и завалов, засыпали ямы и разравнивали землю, разгружали машины с кирпичом, досками, копали землю под огород, сажали картофель и другие овощи. С первых же дней начались восстановительные работы. Первыми объектами стали сестринский корпус, котельная и храм. Все заботы, трудности, а также финансовые затраты возложил на себя Владыка Серафим. По его благословению из г. Пензы была прислана бригада строителей. Он часто приезжал в обитель, по-отечески ободрял сестер и укреплял в них монашеский дух.

    В этот период приезжало много паломников из разных мест, которые бесплатно, во Славу Божию, трудились и помогали из руин поднимать монастырь.

    В 2-3 км к северо-востоку от наземного монастыря расположены пещеры, где в прошлом подвизались монахи-отшельники. Гора Плодская, в которой и расположены подземные ходы, обрамлена лесом. Место живописное. У подножия находится целебный источник в честь святых Преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Когда-то здесь был вход в пещерный лабиринт, стояла часовня. На вершине горы были построены каменная церковь в честь этих святых, часовня и несколько келий для братии.

    В 1990 году, когда в обители еще только начала возрождаться монашеская жизнь, монастырь посетил ныне почивший в Бозе Владыка Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. В разное время монастырь посетили высокие светские гости и духовенство. Были гости из зарубежных стран: Индии, Голландии, США.

    В настоящее время в обители около 70 насельниц из разных городов и сел России: 3 схимонахини, 20 монахинь, 7 инокинь, 15 послушниц, кандидаты в послушницы и постоянные паломницы. В монастыре ежедневно совершаются богослужения, читается "неусыпаемая" Псалтирь.

    По монастырскому уставу в монашеском житии на первом месте стоит молитва. Каждое утро со звоном в колокол в половине шестого утра в обители начинается новый день. Насельницы собираются вместе в храме на утреннее молитвенное правило. По окончании - получают благословение матушки игумении на послушания. Вечером трудовой день также заканчивается общей храмовой молитвой. Молитва сопровождает всякое богоугодное дело.

    9 мая 1993 года по благословению Патриарха Алексия II благочинная монахиня Евстолия была назначена настоятельницей обители. А первая настоятельница матушка Митрофания, как более опытная в деле устроения монашеского уклада, была переведена в город Пенза игуменией во вновь открывшийся Троицкий женский монастырь. С этого времени жизнью Скановой обители управляет игумения Евстолия. Настоятельская должность ответственна и хлопотна: забота о душевном состоянии и материальных нуждах сестер, хозяйственные проблемы, встреча многочисленных гостей, посещающих обитель. Каждый день матушки Евстолии начинается с раннего утра и заканчивается около полуночи, когда сестры уже отдыхают. К матушке часто обращаются за духовным советом и помощью прихожане и паломники. И каждый приходящий получает от нее утешение, доброе наставление, пример милосердия и душевного участия.

    В комплекс монастыря входят и известнейшие пещеры.

    Старожилы рассказывают, что в начале века скановские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещер были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. "Когда я была еще совсем молодая, - рассказывает одна из жительниц села Сканово, - работала я на монастырском огороде. Однажды к вечеру повел нас монах показывать пещеры. Вошли - кругом чистота, побелено, свечи горят. Кельи показали. Далеко вниз ушли. Внизу прямо в пещере родник был. Вода чистая-чистая. Около родника скамеечки. Мы подходили к какой-то двери. Монах туда не пустил. Сказал: "Нельзя. Там святые мощи хранятся".

    В годы разорения пещерный храм был полностью разрушен.

    Кирпич разбирали местные рабочие для ремонта своих печей, а также для совхозного коровника.

    В августе 1980 года пещеры исследовала московская спелеологическая экспедиция, которая установила, что пещерный комплекс имеет искусственное происхождение, что подтверждается тщательным осмотром всех доступных полостей.

    Этот факт подтверждается и сведениями из "Пензенских епархиальных ведомостей" (№ 13 от 01.07.1877 г., стр. 20-21). "... Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений, который почти всегда и жил здесь".

    На протяжении столетий подземные сооружения расширялись и перестаивались, появились новые галереи и кельи. В настоящее время лабиринт пещер представлен ходами и кельями, расположенными в трех ярусах, соединяющимися между собой. В различных ярусах зафиксирована устойчивая температура: 1-ый ярус - 11-12 градусов, 2-ой - 8-9 град., 3-ий -6-7 град. Эта температура сохраняется неизменной и зимой, и летом. Внутренний микроклимат пещер неповторим. В подземелье воздух целительный, свежий и чистый.

    В ходе экспедиционных работ была определена протяженность подземных полостей - 670 метров (нынешняя протяженность в результате многих завалов составляет 590 метров). Скановские пещеры превосходят подземные сооружения знаменитой Киево-Печерской Лавры (507 метров). Ученые-спелеологи с уверенностью утверждают, что пещерный комплекс Троице-Сканова монастыря аналогичен пещерам Киево-Печерской Лавры и Псково-Печерского монастыря, а также пещерному комплексу Вардзиа на юго-западе Грузии.

    Внутри пещер вековая тишина. Необъяснимая свежесть воздуха отгоняет мысль, что находишься в подземелье, нет чувства страха. Наоборот, на душе мир и спокойствие. И невольно склоняется голова в благоговейном молчании перед памятью подвизающихся здесь ранее монахов - старцев высокой духовной жизни и монашеского подвига, тружеников, молитвенников за православную веру, за святую Русь.

    Особо почитаемой святыней в монастыре является икона Божией Матери, именуемая "Трубчевская", которая была писана в городе Трубчевске (Брянская область) монахом Челнского мужского монастыря Евфимием в 1765 году, как значится в надписи на иконе.

    Монастырь - это "пристань спасения", "островок" истинной православной веры и благочестия, где под сводами храма неустанно звучит слава Богу-Творцу и молитва Господу нашему Иисусу Христу за каждого христианина, за православную Русь, за весь мир.

    Свято-Троицкий Сканов женский монастырь (Пензенская епархия)

    Возникновение Свято–Троицкого Сканова монастыря относят к началу XVII века. Все документы, по которым можно было бы проследить его первоначальную историю погибли в пожаре 1676 года. Известно только, что этот монастырь существовал задолго до означенного пожара и имел вид благоустроенный.

    Изначально монастырь был мужским, с 1786 года имел Устав строгого общежития. Божественная служба совершалась в обители по общему церковному Уставу не опустительно. Всенощное бдение было довольно продолжительное, поскольку в продолжении его читалось постоянно толковое Евангелие и житие святого по прологу. Ранние Литургии совершались в 5 часов утра, зимою в больничной, а летом в кладбищенской церкви. В зимнее время благовест к Литургии начинался в 9 часов, в праздники и в летнее время – в 8 часов. В воскресные дни перед поздней Литургией всегда служился молебен Божией Матери настоятелем со всей братией перед чудотворным Трубчевским образом Божией Матери. На Литургиях всегда читалось поучение. Вечерня начиналась летом в 17, а зимой в 16 часов. После вечернего богослужения читалось правило – канон Иисусу сладчайшему, канон Божией Матери и Ангелу Хранителю. Акафисты же читались накануне воскресного дня, на среду и пятницу – акафист Спасителю, на понедельник, вторник и субботу – акафист Божией Матери. После вечерней трапезы, по звону малого колокола, братия опять собиралась в церковь, где читалось малое Повечерие, затем – помянник и вечерние молитвы.


    Монастырь обладал богатой ризницей, основательной библиотекой и архивом, включавшим в себя указы царя Алексея Михайловича, великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и государыни Софьи Алексеевны, грамоту патриарха Иоакима.

    После пожара 1676 года пострадавшие в огне деревянные Свято–Троицкая и Свято–Никольская церкви были построены вновь. Но Свято–Троицкая церковь около 1785 года опять сгорела, а Свято–Никольская в 1802 году за ветхостью колокольни, в которой она находилась, была разобрана. В 1762 году на северной стороне среди ограды была заложена высокая каменная колокольня, в ней над вратами в 1793–93 годах была устроена новая Свято–Никольская церковь.

    С 1795 года посредине монастыря, на месте разобранной одноэтажной Свято–Троицкой церкви началось строительство каменного двухэтажного о пяти главах Свято–Троицкого собора. Нижний храм собора с двумя престолами: в честь Успения Божией матери и Трех святителей, верхний храм собора во имя Святой Живоначальной Троицы. В 1809 году на южной стороне монастыря в 1809 году была построена трапезная церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1853 году построена каменная кладбищенская церковь Трубчевской иконы Божией Матери.

    В 30–е годы XX века монастырь был закрыт и разорен. Монастырский собор был превращен в склад и птицеферму, кладбищенская церковь – в кормокухню для птиц, с колокольни были сброшены колокола, надгробные памятники монастырских склепов затомлены в реке Мокше. Иконы, церковная утварь и библиотека были частью разграблены, частью переданы в местный музей. В церкви в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи организовали клуб, в других зданиях разместили магазин, гараж, столовая, жилье для рабочих местного совхоза. Настоятель и насельники Троице–Сканова монастыря были арестованы, многие убиты.


    Возрождение монастыря началось в 1990 году, когда обитель была возвращена Русской Православной Церкви. Монастырь был учрежден теперь женским, поскольку в то время верующий народ составляли в основном женщины. 12 марта 1990 года из Рижского монастыря в Сканов монастырь прибыли новая настоятельница и семь сестер. К концу первого года возрождения в обители было уже до тридцати насельниц.


    Сейчас Свято–Троицкий Сканов монастырь восстановлен из руин, приобрел свой первоначальный вид и является жемчужиной Пензенского края. В монастыре около 70–ти насельниц. Здесь ежедневно совершаются богослужения, читается неусыпаемая Псалтирь. Обитель живет в основном трудами самих наельниц. В монастыре есть свое хозяйство: поле для посадки картофеля и посева зерновых культур, огород, сад и ягодный участок луга, скотный двор с домашними животными и птичник. Сестры монастыря несут послушание: клиросное пение, церковниц, в трапезной, в просфорне, в швейной, в ризнице, на скотном дворе. Летом сестры ухаживают за цветниками, косят сено, обрабатывают поля, на огороде выращивают овощи и ягоды, ухаживают за садом. В свободное от послушания время сестры занимаются рукоделием: плетут пояса и четки, вышивают бисером иконы, делают поделки из природного материала, учатся золотошвейному мастерству, разрисовывают красками и оплетают бисером пасхальные яйца, разучивают церковные песнопения.


    В Свято-Троицком монастыре находится святыня Русской Православной Церкви – чудотворная Трубчевская икона Божией Матери. Икона была написана священником г. Трубчевска Орловской губернии Евфимием в 1765 году, как об этом значится в надписи на иконе, по просьбе Тамбовской епархии, к которой в то время был приписан Наровчатский уезд. В середине XVIII века Свято-Троицкий Сканов монастырь неоднократно сгорал от пожаров. Возносились молебные пения, люди обращались за помощью к Божией Матери. Это и послужило причиной заказать для монастыря икону Божией Матери. Эта икона числится в списке чудотворных икон России. На протяжении более двух веков особо почитаемая прихожанами и оказывающая чудесную помощь и покровительство жителям Наровчатского уезда Трубчевская икона находилась в Свято-Троицком Скановом монастыре. "Пензенские епархиальные ведомости" в 1869 г. и в 1877 году сообщали: "Икона сия берется в дома горожан для служения молебнов и Всенощных бдений, да и в самом монастыре немало богомольцев притекают к ней с верою, служат молебны". "В 1831 и 1848 годах, во время свирепствования в Наровчате холеры, святая икона сия была тожественно износима в город, и благоговейные чтители оной приписывали милосердию и покровительству Царцы Небесной скорое прекращение эпидемической болезни".


    До конца XVIII века Трубчевская икона находилась в одноэтажной Свято-Троицкой церкви. После завершения строительства двухэтажного Свято-Троицкого собора, в XIX и в начале XX веков икона находилась в Свято-Успенском нижнем храме монастыря Свято-Троицкого собора за передним столпом на левой стороне в позлащенном киоте. На иконе, старанием игумена Филарета, на пожертвования устроена была серебряная риза с позлащенным венцом и короною, убранною драгоценными камнями. В 1853 году в 114-ти саженях от монастыря построена была во имя Трубчевской иконы Божией Матери каменная церковь.

    В 30-е годы прошлого столетия, во время закрытия монастыря, икону сохранили и увезли в Наровчатский краеведческий музей, где с нее была снята серебряная риза, позлащенный венец, из короны были "изъяты" драгоценные камни. Почти полстолетия пролежала она в пыли и забвении. На нее не обращали внимания и использовали как стол для экспонатов. При очередной описи музейных ценностей против строки "Трубчевская икона Божией Матери" написали: "утеряна". Это было в 1976 году.


    В 1993 году икона была обнаружена в запасниках музея, но в пыли и покрытая плесенью. Очистив ее от пыли, все обнаружили в уголке иконы надпись: "1765", и три буквы - "ЕВФ", что означало, что эта икона была написана в 1765 году священником Евфимием. Икону возвратили монастырю. Она была отправлена в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру на реставрацию, которая длилась в течение 9-ти месяцев.Сейчас обновленная икона вновь находится в Свято-Троицком Скановом монастыре. Известно несколько случаев чудотворных исцелений через Трубчевскую икону.

    В 3 километрах от наземного монастыря в склонах горы Плодской расположены пещеры, где в прошлом подвизались монахи-отшельники.

    Сканов пещерный монастырь


    Сканов пещерный монастырь является одним из крупных в Восточной Европе для пещерных памятников данной группы. Для Европейской части России, его можно отнести к крупнейшим. Скановские пещеры по протяженности превосходят подземные сооружения знаменитой Киево-Печерской Лавры.

    Пещера находится в 2-х км северо-восточней с. Сканово, неподалеку от Свято–Троицкого Сканова монастыря. Гора Плодская, в которой расположен вход в пещеру, обрамлена лесом. Под горой находится долина р. Мокша. Пещеры заложены в серых и буровато-серых глауконитовых, мелко- и тонкозернистых песчаниках средней крепкости, Отрадненской толщи Сантонского яруса. В приповерхностной части залегают делювиальные супеси с щебнем песчаников.

    У подножия горы находится целебный источник в честь святых Преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Раньше здесь была деревянная часовня. У источника начинается подъем на гору по довольно крутой лестнице. Гора является самой высокой точкой округи.


    Недалеко (4-5 км к юго-востоку от с. Сканово) имеется еще один целебный источник – родник Паник (Поник). При нем сооружена часовня и беседка.

    Как предполагают местные краеведы, пещерный монастырь был основан в XIV веке иноками Киево-Печерской Лавры. По мнению историков, его основание можно отнести к середине XVII в.


    Одно из первых упоминаний о пещерах на горе Плодской (Пещерная, она же Городок), относится ко второй половине XIX в.: " В 1,5 версте от монастыря находится гора, называемая «Городок» <…> Внутри горы в разных направлениях ископаны пещеры шириной в 18 (около 0,8 м), вышиной (сводом) в 40 вершков (около 1,8 м), длиной до 256 сажень (546,2 м), и на образец малых комнат сделаны затворни, без всяких украшений. Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений 2-й, который почти всегда и жил здесь» (Пензенские епархиальные ведомости, 1877 г.).


    «Арсений 2-й, из военных нижних чинов, был муж простодушный, кроткий, труженической жизни, за что был уважаем и любим как братией, так и другими знавшими его. За благочестивую жизнь он был удостоен и иеромонашества и настоятельства в обители преосвященным пензенским Амвросием 1-м, который иногда многие дни проводил с ним в духовной беседе. Впрочем, настоятелем обители он пробыл не долго (с июля 1825 по январь1827 гг.) и оставив оное, по собственному желанию, удалился в пещеры,<...> в коих и прежде сего трудился, распространяя оные, и устроил в них несколько келий и место для церкви. <...> Скончался в обители и погребен возле соборной церкви с южной стороны; над гробом его творят память многие посетители обители» (Пензенские епархиальные ведомости, 1877 г.).



    В XIX веке над пещерами идет активное строительство: «При подошве горы находится источник и над ним деревянная часовня. Надобно заметить, что и на горе первоначально также была часовня и несколько келий для живущей там братии. Но в настоящее время в пещерах построена каменная церковь с такою же колокольнею, построена при нынешнем настоятеле архимандрите Амвросии на пожертвованную им лично сумму и сумму доброхотных дателей. Постройка этой церкви начата в 1866-м году, а окончена в 1870-м году, в котором 6-го сентября и освящена. Престол в ней один - во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия Печерских чудотворцев. При пещерах, кроме часовен, имеются 5 флигелей деревянных» (Пензенские епархиальные ведомости, 1877 г.). В храме также был предел св. вмч. Варвары. Храм был выполнен в формах древнерусского зодчества, с шатровой колокольней.


    источник и над ним деревянная часовня.

    Сохранились немногочисленные описания состояния пещеры начала XX в.: «Старожилы рассказывают, что в начале века Скановские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещер были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. "Когда я была еще совсем молодая, - рассказывает одна из жительниц села Сканово, - работала я на монастырском огороде. Однажды к вечеру повел нас монах показывать пещеры. Вошли - кругом чистота, побелено, свечи горят. Келлии показали. Далеко вниз ушли. Внизу прямо в пещере родник был. Вода чистая-чистая. Около родника - скамеечки. Мы подходили к какой-то двери. Монах туда не пустил. Сказал: "Нельзя. Там святые мощи хранятся» .


    В 1930 гг. подземный монастырь, также как и Свято–Троицкая обитель был окончательно упразднен и подвергся разрушению. Монастырские постройки занял совхоз. Церковь и другие сооружения на Плодской горе были стихийно разобраны местным населением на кирпич для ремонта печей, домов и совхозного коровника.

    Один из последних монахов в это время вместе с послушником жил в пещере. Там же через некоторое время он был убит неизвестными людьми. Тело убиенного монаха в пещере обнаружил послушник, вернувшийся с работы.

    Возможно, что впоследствии часть входов взорвали.

    Описание пещерного монастыря
    Сканов пещерный монастырь представляет сложную структуру галерей и помещений, заложенных на трех ярусах на глубине – 6 м при амплитуде 12 м. В различных ярусах зафиксирована устойчивая температура: первый ярус t 11-12 °С, второй ярус t 8-9 °С, третий ярус t 6-7 °С. Пещера сухая, водопроявления практически отсутствуют. Из животных распространены: насекомые (комары и бабочки); грызуны (мыши); рукокрылые (бурые ушаны), на зимовке в пещере отмечено три вида рукокрылых: ночница Брандта, водяная ночница и бурый ушан.

    Первый (верхний) ярус (около 126 м ходов), вытянутый в северном направлении, практически лишен камерных помещений, за исключением расширения в привходовой части. Вход в него находится в провальной воронке. Возможно, верхний ярус был связан с наземными сооружениями монастыря. Сейчас первый ярус связан со вторым через сбойку, образовавшуюся в результате провала свода помещения второго яруса. Возможно, ранее связывался со вторым ярусом 1-2 галереями, ныне заваленными.

    Второй ярус занимает северо-восточную часть подземелья. Имеет отдельный вход, ныне расчищенный. По свидетельствам старожилов, этим входом пользовались монахи. Здесь наблюдается максимальная концентрация помещений, различных ниш, лежанок и галерей. Возможно, что с этого участка началось развитие пещерного монастыря.

    Третий ярус, наиболее протяженный, занимает западную часть подземелья. Имеет отдельный вход, который сейчас оборудован в виде часовни. Помимо этого входа, имеется еще несколько заваленных. Ярус представлен в основном ходами с небольшим количеством помещений и ниш. Возможно, что часть ходов яруса создана в XIX в. при возрождении пещерокопательства. Скорее всего, ход был оборудован для прохода паломников к основным помещениям монастыря на втором ярусе. Конец этого хода оборудован нишами для мощей. Затем, видимо, от центрального хода происходит развитие остальной части системы третьего яруса в разные стороны. Третий ярус имеет различные сбойки и соединения со вторым ярусом в центральной части пещерного лабиринта. Одна из них образовалась в результате вывала свода галереи 3-го яруса, проходящей под полом галереи 2-го яруса.

    Сечение галерей в основном коробовое (арочное), местами прямоугольное. Ширина ходов от 0,5 до 1,1 м. Высота от 1 до 2 м. В наиболее обвалоопасных участках галереи усилены кирпичной кладкой. В стенах и в тупиках галерей имеются ниши для икон.

    Всего в пещерах более 33 помещений. Многие из них были побелены. Структурно помещения можно разделить на группы: помещения с отдельным входным проемом; помещения, сочлененные с галереей; помещения (залы) на пересечении галерей.

    Наиболее распространены отшельнические кельи (келии-затворы), в среднем 2,2 х 1,4 в плане, высотой порядка 1,5-1,8 м (в некоторых кельях пол завален осыпью, за счет чего их высота меньше). Они оборудованы одной или несколькими лежанками и аналоями, в стенах вырублены ниши для икон. В некоторых кельях имеются отдушины. С галереей кельи соединены узким дверным проемом с высоким порогом (в некоторых есть дверные пазы). Часть келий могла иметь погребальное назначение (особенно с маленькой высотой потолка). В монастыре также встречаются камеры и ниши для захоронения (костницы).

    По ходу галереи второго яруса вырублено 7 ниш-лежанок. Возможно два варианта использования этих ниш: жилое («келья-галерея»); для хранения христианских реликвий - например, мощей (ниши аркасолии).

    Отдельный интерес представляет крипта размером 2,2х1 м с кирпичным сводом, на который красной краской нанесены кресты. В полу крипты устроена усыпальница, которая, очевидно, перекрывалась плитой (вдоль стен сохранились пазы). С трех сторон над полом выполнена фреска с надписями на церковно-славянском языке. Возможно, эта крипта использовалась также как часовня. В пещерном монастыре есть и другая часовня, сооруженная на пересечении ходов.

    Два участка монастыря, находящихся на втором ярусе, можно интерпретировать как пещерные храмы, впоследствии не использовавшиеся по назначению. На юго–восточном участке второго яруса, имеется еще одна усыпальница, возможно, здесь был монастырский некрополь (кимитирий), расположенный вокруг одного из упомянутых храмов.

    Из граффити наиболее распространены изображения крестов, вырубленных или нанесенных краской или сажей на стенах галерей, в тупиках галерей, во входных проемах и нишах.

    С 2006 г. началось активное восстановление и расчистка пещерного монастыря. Восстановительные работы ведутся по сей день под руководством сотрудников Наровчатского историко-археологического и природного музея-заповедника. Был оборудован вход в виде часовни, несколько сотен метров галерей обложено кирпичом, сооружена лестница для подъема на гору к пещере. Расчищен и укреплен родник под горой. Решен вопрос об обустройстве скита от Троице-Сканова монастыря над пещерой.

    Троице-Сканов женский монастырь, с. Наровчат, Пензенская область

    Троице-Сканов монастырь основан как мужской в середине XVII века. Не сохранилось точных сведений о названии Сканова монастыря. По одной версии, название произошло от якобы когда-то протекавшей недалеко от монастыря речки Скановой. По другим источникам, сохранившемуся преданию, Скановым монастырем его назвали по фамилии местного землевладельца боярина Исканского, .

    С 1985 года это часто посещаемый паломниками женский монастырь. Его неповторимый облик запоминается на долго. Этот очень красивый уголок — «жемчужина» земли Пензенской. Заботами многочисленных насельниц обитель живет и процветает. Сестры трудятся на послушаниях — сажают картофель и другие сельскохозяйственные культуры. Есть и подворье, на котором выращивают домашнюю птицу, занимаются животноводством.

    В монастыре ежедневно проводятся богослужения, совершаются молебны перед главной святыней обители — особо почитаемой иконой Божией Матери именуемая «Трубчевская», читается Неусыпаемая Псалтирь.

    Икона Божией матери «Трубчевская», входит в список чудотворных Русской Церкви, почитается и за рубежом. Празднование ее совершается 16 октября н. ст. (3 октября ст.ст.) , по случаю освящения в этот день в честь ее храма в обители. Именно в этот день монастырь посетил Святейший Патриарх Алексий II. Икона прославлена чудотворениями.

    В горе, исторически называемой Плодская, которая расположена не далеко от Троице-Сканова монастыря в живописном месте, находится Пещерный монастырь. Есть разные версии о происхождении этих пещер, но не вызывает сомнения то, что именно трудами монахов они приобрели вид трехуровневых ходов с кельями, примерно 2Х2 метра, по обеим сторонам. Основателем пещерного монастыря - называют Арсения II, удалившегося в 1826 году в пещеры, но есть версии и о более раннем использовании для проживания монашествующих. Общая протяженность пещерных ходов велика — больше, чем в Киевско-Печёрской лавре. Сейчас ходы сохранены на протяженности около 600 м, часть доступна для посещения. Всего же было приблизительно 2,5 км, большей частью сейчас разрушены и не исследованы.

    «Пенза православная» –

    Гости епархии посетили строящийся Спасский кафедральный собор

    15.10.2016

    14 октября 2016 года, в праздник Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, после праздничной Литургии в Покровском архиерейском соборе г . Пензы митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим, архиепископ Филарет (Карагодин ), епископ Сердобский и Спасский Митрофан посетили строящийся Спасский кафедральный собор.

    Делегация в сопровождении духовенства ознакомилась с ходом строительства Первохрама и оценила уровень проделанной работы.

    Фото: И. Школин

    Всенощное бдение в канун Недели 17-й по Пятидесятнице в Вознесенском кафедральном соборе Кузнецка

    15.10.2016

    15 октября, в канун Недели 17-й по Пятидесятнице, Трубчевской иконы Божией Матери, епископ Кузнецкий и Никольский Нестор совершил всенощное бдение в Вознесенском кафедральном соборе Кузнецка.

    Его Преосвященству сослужили ключарь собора протоиерей Ростислав Ребровский и духовенство кафедрального храма.

    Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением регента Владимира Ташлинцева .

    По прочтении воскресного Евангелия владыка Нестор обратился к молящимся с проповедью.

    Фото: Юрий Царёв

    Всенощное бдение в Троице-Скановом женском монастыре

    16.10.2016

    Наровчатский р-н, с. Сканово . Троице-Сканов женский монастырь 2006

    Чудотворная икона Божией Матери Трубчевская в Троице – Скановом женском монастыре с. Сканово Наровчатского района.

    Игуменья Тавифа (Бакулина), настоятельница Наровчатского Троице-Сканова монастыря

    15 октября, в преддверии дня чествования Трубчевской иконы Божией Матери, митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин, епископ Сердобский и Спасский Митрофан совершили Всенощное бдение в Троице – Скановом женском монастыре с. Сканово Наровчатского района.

    Архипастырям сослужили: иеромонах Михей (Мигунов), благочинный монастырей Сердобской епархии, клирики Троице – Сканова монастыря игумен Герман (Петров), протоиерей Вячеслав Абашин , иерей Сергий Вишняков, иеромонах Амвросий (Макаров), клирик Михайло – Архангельского кафедрального собора г. Сердобска.

    За богослужением молились игумения Тавифа (Бакулина), настоятельница Наровчатского Троице-Сканова монастыря, сестры обители.

    Диаконский

    За Литургией пел хор Троице-Сканова монастыря.

    Божественная литургия в Троице-Скановом женском монастыре в день памяти Трубчевской иконы Божией Матери

    16.10.2016

    Наровчатский Троице-Сканов женский монастырь, Пензенская область...

    16 октября, в воскресенье, в день чествования Трубчевской иконы Божией Матери, митрополит Оренбургский и Саракташский Вениамин, епископ Сердобский и Спасский Митрофан , епископ Ардатовский и Атяшевский Вениамин и епископ Кузнецкий и Никольский Нестор совершили Божественную литургию в Троице-Скановом женском монастыре с. Сканово Наровчатского района.

    Архипастырям сослужили: иеромонах Михей (Мигунов), благочинный монастырей Сердобской епархии, игумен Герман (Петров), клирик Троице – Сканова монастыря,п ротоиерей Евгений Сироткин, секретарь Оренбургской епархии, игумен Кронид (Петров), благочинный Колышлейского благочиннического округа, иеромонах Варнава (Соколов), клирик Оренбургской епархии, благочинный Нижнеломовского района иеромонах Антоний (Умнов), протоиерей Олег Мамонов, благочинный Земетчинского благочиннического округа, иеромонах Варсонофий (Шишков), клирик Вознесенского собора г. Спасска, иеромонах Амвросий (Макаров), клирик Михайло – Архангельского кафедрального собора г. Сердобска.

    За Литургией пел хор Троице-Сканова монастыря.

    Диаконский чин возглавил иеродиакон Иннокентий (Ганин), старший диакон Сердобской епархии.

    Историческая справка:

    Особо почитаемой святыней в монастыре является икона Божией Матери, именуемая «Трубчевская », которая была писана в городе Трубчевске (Брянская область) монахом Челнского мужского монастыря Евфимием в 1765 году, как значится в надписи на иконе.

    Подробных сведений о том, как оказалась икона в Троице-Скановом монастыре, не сохранилось. Эта икона числится в списках чудотворных икон России, хотя письменных свидетельств о чудотворениях не сохранилось в связи , с пожаром 26 апреля 1676 года, при котором сгорели все документы о монастыре. Но остались воспоминания и рассказы старожилов о чудесной помощи этой иконы.

    Страшное несчастье в конце прошлого века дважды , обрушивалось на Наровчат обвальной эпидемией холеры. Сотни жизней поглотила кладбищенская земля. Из поколения в поколение передается рассказ о том, как в один из этих тяжелых дней, переживаемых наровчатцами , при стечении множества народа духовенством был начат крестный ход вокруг города с выносом иконы из Троице-Сканова монастыря.

    Как гласит летопись, благоговейные чтители этой иконы приписывали милосердию и покровительству Царицы Небесной скорое прекращение эпидемической болезни. В знак особого почитания иконы, прихожанами неподалеку от монастыря в 18531 году была построена кладбищенская церковь во имя Трубческой Божией Матери.

    В 30-е годы, после разграбления и закрытия монастыря, икону взяли в Наровчатскии краеведческий музей, где она пролежала в хранилище, оприходованная, почти полстолетия в пыли и забвении. На грязную, истрепанную икону, с которой были сняты драгоценные камни, серебрянная риза, не обращали внимание , и использовали как стол для экспонатов. При очередной описи музейных ценностей против строки «Трубчевская икона Божией Матери» написали: «утеряна». Это было в 1975 году.

    Но икона нашлась все в том же запаснике через 18 лет, когда возобновился поиск пропавших музейных ценностей. По дате ее написания, обнаруженной в нижнем углу, и по другим признакам, компетентная комиссия признала в ней утерянную икону.

    Вновь возвратившуюся в монастырь икону решили сфотографировать. Был хмурый день. Небо застилали черные тучи. Угол, где находилась икона, был совсем темным, только лампадка еле освящала лик Матери Божией. «Бесперспективное дело, - сказала посетительница, наводя объектив фотоаппарата на икону, - что ж, попробуем…» И вдруг сверху, из-под купола храма в решетчатое окно хлынул поток солнечного света. Икона освятилась , заиграв всеми красками. Вокруг головы Матери Божией и венца засиял нимб. Дважды щелкнул фотоаппарат и снова тучи закрыли солнце, стало темно. Присутствующие были поражены и радостно удивлены: «Икона радуется своему возвращению…» (Из воспоминаний В. А. Полякова).

    Долгое пребывание иконы в запасниках музея, небрежное отношение к ней сделали свое дело: покоробилась доска и холст, кое-где появилась плесень. По благословению ныне почившего в Бозе Высокопреосвященнейшего Владыки Серафима, архиепископа Пензенского и Кузнецкого, икону отправили на реставрацию в Свято-Троице-Сергиеву Лавру.

    И вот икона вновь в монастыре. Для нее сделан искусной работы киот. Икона Царицы Небесной, перед образом которой молилось не одно поколение, вернулась в Сканову обитель обновленная. И верующие, прикасаясь к ней, получают всеосвящающую благодать Святаго Духа.

    Пензенские паломники поклонились мощам блаженной Матроны Московской в Покровском женском монастыре

    17.10.2016

    Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы в Москве

    В субботу 15 октября паломническим отделом Пензенской епархии была организована поездка в город Москву. В сопровождении сотрудника отдела пензенцы посетили Покровский ставропигиальный женский монастырь, где вознесли свои молитвы и приложились к святым мощам святой блаженной старицы Матроны Московской.

    Поездка была сопряжена с определенными трудностями и испытаниями по пути следования, но верующие с пониманием перенесли все тяготы и неудобства. Путешествие ко святым местам - это важная часть православного образа жизни, и во все времена православное паломничество считалось христианским подвигом, который укрепляет тело и душу богомольцев.

    Фото: Н. Сугоняк

    В день празднования Собора Московских святых митрополит Серафим совершил Литургию в Успенском кафедральном соборе

    18.10.2016

    18 октября 2016 года, когда Русская Православная Церковь празднует Собор Московских святителей, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе г . Пензы.

    Его Высокопреосвященству сослужили: митрофорный протоиерей Сергий Лоскутов, настоятель Успенского кафедрального собора г . Пензы, секретарь Пензенской епархии; протоиерей Павел Матюшечкин , настоятель Петропавловского храма г. Пензы, и. о. секретаря Пензенской епархии; протоиерей Святослав Рудый, настоятель Введенской церкви г. Пензы, благочинный церквей Спасского городского округа; протоиерей Виталий Спирин , настоятель храма сщмч . Иоанна, архиепископа Рижского г . Пензы; протоиерей Андрей Поляков, настоятель храма во имя прп. Серафима Саровского в Пензе; протоиерей Петр Нелюбов, иерей Виталий Зорин, настоятель храма новомучеников и исповедников Российских г . Пензы; иерей Виктор Сторожев, ключарь Успенского кафедрального собора; иереи Сергий Червяков, Александр Склифос , протодиакон Дионисий Сушко, диакон Ростислав Горшенев .

    Богослужебные песнопения исполнил хор Успенского кафедрального собора под управлением регента Ольги Горшеневой .

    Проповедь перед причастием произнес протоиерей Виталий Спирин …

    Фото: И. Школин

    Начался первый этап работ по строительству Покровского собора

    18.10.2016

    23 июля 2015 г. протоиерей Георгий Трофимов, благочинный Белинского благочинного округа, отслужил молебен на начало благого дела на территории, на которой будет построен Покровский собор в г. Белинский.

    На протяжении года осуществлялся сбор средств на строительные работы. И вот работы начаты: расчищена площадка под собор, ведется согласование разрешений со всеми необходимыми для начала строительства службами. Планируется, что до зимы фундамент под малый храм будет установлен.

    Настоятелем собора назначен иерей Константин Буряков.

    Обращение священнослужителя об оказании посильной помощи для благого дела нашло отклик в сердцах жителей Белинского района.

    Настоятель благодарит каждого, кто внес посильную лепту - о каждом жертвователе ежедневно будут молиться о здравии.

    В настоящее время на территории возведения будущего собора при часовне святого Митрофана Воронежского ежедневно проводятся богослужения, которое включает в себя панихиды, чтение псалтири, различные молебны и крестные ходы, проводятся таинства крещения, соборования, исповеди и причастия тяжелобольных.

    Историческая справка:

    Соборный храм Покрова Пресвятой Богородицы был возведен в 1837 году на средства купца первой гильдии Василия Хлюпина , а также причта и прихожан. На время строительства собора к нему была временно приписана деревянная Покровская кладбищенская церковь, предназначенная для отправления в ней служения и для сбора средств в пользу строящегося собора, после сооружения которого службы в ней прекратились.

    В 1837 году в соборе был только один престол - в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В следующем году к нему добавился еще один - во имя св. Иоанна Милостивого. Колокольня была окончена в 1843 или 1844 годах. Храм перестроен и распространен с пристройкой галереи в 1875–1889 годах по проекту, утвержденному 28 ноября 1875 года.

    В 1899 году храм снаружи был оштукатурен, а главы вызолочены.

    В XX веке храм был разрушен, а камнем, из которого он был сделан, вымостили улицу, которая сейчас носит название «Красная»

    Божественная литургия в Покровском храме с. Иванырс Лунинского района

    18.10.2016

    18 октября, в праздник свтт . Петра, Алексия и проч. Московских и всея России чудотворцев, епископ Кузнецкий и Никольский Нестор совершил Божественную литургию в Покровском храме с. Иванырс Лунинского района.

    Его Преосвященству сослужили благочинный Лунинского округа, иерей Павел Курганов, настоятель храма, иерей Алексий Бурцев и духовенство Лунинского благочиния. Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением регента Владимира Ташлинцева .

    По окончании Литургии Преосвященный владыка поздравил всех молящихся с праздником и произнес проповедь, по окончании которой были вручены Архирейские грамоты за помощь в восстановлении храма: Владимиру Николаевичу и Любови Николаевне Новиковым, Сергею Викторовичу и Нине Ивановне Тарасовым, Татьяне Михайловне Рыгаловой. Благодарностями были отмечены Митрофанов Юрий Карпович и Толубанов Андрей Александрович.

    Фото: Юрия Царёва

    Пензенские паломники посетили святыни Наровчата

    19.10.2016

    В воскресенье 16 октября паломническим отделом Пензенской епархии была организована поездка в село Наровчат Пензенской области. Верующие посетили Троице – Сканов женский монастырь и стали участниками престольного праздника в честь иконы Божией Матери, именуемой «Трубчевская ».

    После праздничной Литургии паломники посетили пещерный мужской монастырь и набрали целебной воды в источнике в честь прпп . Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев.

    Освящение поклонного креста и колоколов в Покровском храме с. Иванырс Лунинского района

    19.10.2016

    18 октября, в праздник Святителей Петра, Алексия и прочих Московских и всея России чудотворцев, епископ Кузнецкий и Никольский Нестор совершил освящение поклонного креста и колоколов в Покровском храме села Иванырс Лунинского района.

    Поклонный крест в селе Иванырс установили и освятили в честь 330-летия присоединения Иванырсинского Одигитриевского мужского монастыря к Московскому Чудову монастырю в Кремле, в память игуменов, монахов и насельников монастыря.

    Историческая справка

    ИВАНЫРСОВСКИЙ ЧУДОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ, обитель, основан ранее 1677 (в этом году с церкви монастыря начала взиматься дань). Располагался на правом берегу р. Суры при впадении в нее р. Иванырс . Первоначально он назывался – Иванырский Пресвятой Богородицы Одигитрии монастырь. Ему была отведена земля, населенная крестьянами.

    Село Иванырс возникло как приписное к монастырю. В 1686 потерял самостоятельность и был приписан к Московскому Чудову монастырю. С этого времени стал называться Иванырсовский

    19.10.2016

    18 октября, в день памяти Святителей Московских, на колокольню храма святителя Иннокентия Пензенского села Родники Лунинского района воздвигнут купол с крестом. Купол с крестом был освящен 21 сентября этого года епископом Нестором, однако погодные условия не позволили установить его на храм в день освящения .

    Митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим принял участие в заседании Священного Синода Русской Православной Церкви в пятницу, 21 октября. Оно прошло в Московском Даниловом монастыре под председательством Святейшего Патриарха Кирилла.

    Синод - основной орган управления Церковью. На его заседаниях принимаются решения об учреждении новых епархий и монастырей, назначении и перемещении правящих архиереев. Постоянными членами Синода являются восемь наиболее авторитетных митрополитов, а в качестве временных членов вызываются по очереди все епископы.

    Митрополит Серафим стал членом Синода впервые в жизни. Ему предстоит принять участие в синодальном заседании еще раз - в декабре.

    Преосвященнейший Митрофан с рабочим визитом посетил приходы Сердобского и Колышлейского благочиний

    21.10.2016

    В пятницу, 21 октября, епископ Сердобский и Спасский Митрофан с рабочим визитом посетил приходы Сердобского благочиния.

    Правящего архиерея Сердобской епархии в поездке сопровождал иерей Дмитрий Дрюпин , благочинный Сердобского благочиннического округа.

    Сердобский р-н, с. Куракино . с. Куракино – кладб . Никольская церковь (фото А.Дворжанского ) 2006

    Епископ Митрофан посетил кладбищенский храм Николая Чудотворца с. Куракино . В частности Владыка ознакомился с ходом строительных работ прихрамовой трапезной.

    В ходе поездки по Сердобскому благочинию епископ Митрофан посетил с. Софьино , на территории которого планируется открыть новый приход. Будущая Молитвенная комната будет располагаться в одной из комнат сельского клуба.

    Историческая справка

    Софьино (Сердобского у. Саратовской губ.). Храм во имя свт. и чуд. Николая, деревянный , однопрестольный .

    Построен в 1911 г. прихожанами и старостой Федором Павловичем Морозовым из церкви с. Большая Березовка (Черкасское ) Сердобского у. (Колышлейского р-на), проданной в с. Софьино в 1903 г.

    (135-8495-2–3; Справочная книга, с .)

    Колышлейский р-н, с. Чубаровка . Казанская церковь 2006

    Также, на этой неделе, в среду, Правящий архиерей Сердобской епархии с рабочим визитом посетил Колышлейское благочиние – с. Чубаровка .

    Правящего архиерея Сердобской епархии в поездке сопровождал игумен Кронид (Петров), благочинный Колышлейского благочиннического округа.

    Владыка Митрофан осмотрел церковь в честь Казанской иконы Божией Матери, которая была построена в 1852 году помещиком Чубаровым. Закрыта в 1930-х годах и отдана под зернохранилище. Двухсветный каменный храм представляет собой прямоугольный в плане объем, покрытый вальмовой крышей. Западный фасад, пирамидально сужаясь кверху, завершается восьмигранной шатровой звонницей, которая фланкируется двумя главками, расположенными у ее основания. Верхние окна храма украшены килевидными трехчастными кокошниками, нижние окна - почти круглыми кокошниками с четырехконечным крестом в центре. Стены членятся пилястрами и прямоугольными нишами. В эклектичной архитектуре здания использованы стилизованные элементы древнерусской архитектуры.

    На сегодняшний день принято решение восстановить церковь и открыть приход.