Пятна

Учебный предмет основы организации учебного процесса. Организации учебного процесса

Учебный процесс может быть организован разнообразно. Существует целый комплекс форм его организации: урок (в классическом понимании), лекция, семинар, конференция, лабораторно-практическое занятие, практикум, факультатив, экскурсия, курсовое проектирование, дипломное проектирование, производственная практика, домашняя самостоятельная работа, консультация, экзамен, зачет, предметный кружок, мастерская, студия, научное общество, олимпиада, конкурс и др.

В современной отечественной школе урок остается основной формой организации обучения, позволяющей эффективно осуществлять учебно-познавательную деятельность учащихся. Урок – это такая форма организации учебного процесса, при которой педагог в течение точно установленного времени организует познавательную и иную деятельность постоянной группы учащихся (класса), используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы ученики овладевали основами изучаемого предмета, а также для воспитания и развития познавательных и творческих способностей, духовных сил обучаемых.

В каждом уроке можно выделить его основные компоненты (объяснение нового материала, закрепление, повторение, проверка знаний, умений, навыков), которые характеризуют различные виды деятельности учителя и учащихся. Эти компоненты могут выступать в различных сочетаниях и определять построение урока, взаимосвязь между его этапами, т.е. его структуру.

Под структурой урока понимают соотношение компонентов урока в их определенной последовательности и взаимосвязи между собой. Структура зависит от дидактической цели, содержания учебного материала, возрастных особенностей учащихся и особенностей класса как коллектива. Многообразие структур уроков предполагает разнообразие их типов.

Общепринятой классификации типов уроков в современной дидактике нет. Это объясняется целым рядом обстоятельств, прежде всего сложностью и многосторонностью процесса взаимодействия учителя и учащихся, протекающего на уроке. Б.П. Есипов, И.Т. Огородников, Г.И. Щукина классифицируют уроки по дидактической цели. Выделяют следующие уроки:

Ознакомления учащихся с новым материалом (сообщение новых знаний);

Закрепления знаний;

Выработки и закрепления умений и навыков;

Обобщающие;

Проверки знаний, умений и навыков (контрольный урок).

В.И. Журавлев предлагает классифицировать уроки в зависимости от преобладающих в них компонентов. При этом различают смешанные (комбинированные) и специальные уроки. Комбинированные в своей структуре содержат все компоненты урока. В структуре специальных уроков преобладает один компонент. К специальным относятся уроки: усвоения нового материала; закрепления; повторения; контроля, проверки знаний. Кроме урока, как было отмечено выше, существуют и другие организационные формы обучения.

Лекция – это особая конструкция учебного процесса. Преподаватель на протяжении всего учебного занятия сообщает новый учебный материал, а обучающиеся его активно воспринимают. Лекция является наиболее экономичным способом передачи учебной информации, так как материал излагается концентрированно, в логически выдержанной форме. Такое занятие допускает импровизацию, которая оживляет его, придает творческий характер, акцентирует внимание слушателей, вызывает повышенный интерес.

В зависимости от дидактических целей и места в учебном процессе различают вводные, установочные, текущие, заключительные и обзорные лекции.

В зависимости от способа проведения выделяют: информационные, проблемные, визуальные, бинарные лекции, лекции-провокации, лекции-конференции, лекции-консультации.

Лекции определяются и по другим основаниям: 1) по общим целям: учебные, агитационные, пропагандистские, воспитывающие, развивающие; 2) по содержанию: академические и научно-популярные; 3) по воздействию: на уровне эмоций, понимания, убеждений.

В структурном отношении лекция обычно включает в себя три части: вводную, основную и заключительную. Во вводной части формулируется тема, сообщаются план и задачи, указывается основная и дополнительная литература к лекции, устанавливается связь с предшествующим материалом, характеризуется теоретическая и практическая значимость темы. В основной части раскрывается содержание проблемы, обосновываются ключевые идеи и положения, осуществляется их конкретизация, показываются связи, отношения, анализируются явления, дается оценка сложившейся практике и научным исследованиям, раскрываются перспективы развития. В заключительной части подводится итог, кратко повторяются и обобщаются основные положения, формулируются выводы, даются ответы на вопросы.

Семинар – учебное занятие в форме коллективного обсуждения изучаемых вопросов, докладов, рефератов. Отличие семинаров от других форм обучения состоит в том, что они ориентируют обучаемых на большую самостоятельность в учебно-познавательной деятельности. В ходе семинаров углубляются, систематизируются и контролируются знания обучающихся, полученные в результате самостоятельной внеаудиторной работы над первоисточниками, документами, дополнительной литературой, утверждаются мировоззренческие позиции, формируются оценочные суждения.

В зависимости от способа проведения выделяют несколько видов семинаров. Наиболее распространенный вид – семинар-беседа. Проводится в форме развернутой беседы по плану с кратким вступлением и подведением итогов преподавателем. Предполагает подготовку к семинару всех обучающихся по всем вопросам плана, что позволяет организовать активное обсуждение темы. По конкретным вопросам плана заслушиваются выступления отдельных учащихся, которые обсуждаются и дополняются другими выступающими. Иногда предварительно распределяются вопросы между участниками семинара, они готовят доклады, сообщения. Непосредственно на семинаре идет их заслушивание и обсуждение (семинар-заслушивание). Особой формой семинара является семинар-диспут. Он предполагает коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее решения. Цель такого семинара - формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций, развитие умения вести полемику, защищать взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать свои мысли.

Конференция (учебная) – организационная форма обучения, направленная на расширение, закрепление и совершенствование знаний. Проводится, как правило, с несколькими учебными группами.

Лабораторно-практические занятия, практикумы – формы организации обучения, при которых обучающиеся по заданию и под руководством преподавателя выполняют лабораторные и практические работы. Проводятся в учебных кабинетах, лабораториях, мастерских, на учебно-опытных участках, в ученических производственных комбинатах ученическими производственными бригадами.

Основные дидактические цели таких занятий – экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений; овладение техникой эксперимента, умение решать практические задачи путем постановки опытов; формирование умений работы с различными приборами, аппаратурой, установками и другими техническими средствами.

Эти занятия применяются также для проверки степени усвоения теоретического материала крупных разделов программы.

Факультативные занятия предусматривают углубленное изучение учебных предметов по выбору и желанию учащихся. Они направлены на расширение научно-теоретических знаний и практических умений обучаемых.

В соответствии с образовательными задачами выделяют факультативы по: 1) углубленному изучению базовых учебных предметов; 2) изучению дополнительных дисциплин (логика, риторика, иностранный язык); 3) изучению дополнительной дисциплины с приобретением специальности (стенография, программирование). Направленность факультативов может быть теоретической, практической или комбинированной.

Экскурсия (учебная) – форма организации обучения в условиях производства, музея, выставки, природного ландшафта с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности.

В зависимости от объектов наблюдения экскурсии подразделяются на производственные, природоведческие, краеведческие, литературные, географические и т.п.

По образовательным целям экскурсии могут быть тематическими и обзорными. Тематические экскурсии проводятся в связи с изучением одной или нескольких взаимосвязанных тем учебного предмета или нескольких учебных предметов (например, физики и химии, биологии и географии). Обзорные экскурсии охватывают более широкий круг тем.

По месту в изучаемом разделе экскурсии бывают вводными (предваряющими), текущими (сопутствующими) и итоговыми (заключительными). Любая экскурсия не является самоцелью, а входит в общую систему учебной работы. Развитием экскурсионной формы обучения являются экспедиции – многодневные походы с целью изучения, например, экологической обстановки, сбора исторических сведений, фольклорного материала и т.д.

Курсовое проектирование как организационная форма обучения используется в высшей школе на заключительном этапе изучения учебного предмета. Оно позволяет применять полученные знания при решении комплексных производственно-технических или других задач, связанных со сферой деятельности будущих специалистов.

Согласно учебным планам и программам обучающиеся в образовательных учреждениях пишут курсовые проекты и курсовые работы. Курсовые проекты выполняются по циклам общенаучных, математических и специальных дисциплин. В процессе их подготовки студенты решают технические, технологические и математические задачи.

Курсовые работы выполняются по гуманитарным, общепрофессиональным и специальным предметам. В процессе их подготовки обучаемые решают задачи учебно-исследовательского характера.

Дипломное проектирование – организационная форма, применяемая на завершающем этапе обучения в образовательном учреждении. Она заключается в выполнении студентами дипломных проектов или дипломных работ, на основании защит которых Государственная квалификационная комиссия выносит решение о присвоении студентам квалификации специалиста.

Производственная практика – одна из форм организации учебного процесса в высшей школе. Дидактические цели производственной практики - формирование профессиональных умений и навыков, а также расширение, закрепление, обобщение и систематизация знаний путем их применения в реальной деятельности. Структура производственной практики зависит от содержания практического обучения и, в конечном счете, должна обеспечивать целостную подготовку специалиста к профессиональной деятельности, то есть выполнению основных профессиональных функций тех должностей, на которых может быть использован данный специалист согласно квалификационной характеристике.

Домашняя самостоятельная работа составная часть процесса обучения, относящаяся к внеаудиторным занятиям. Роль этого вида учебной деятельности особенно возрастает в настоящее время, когда перед учебными заведениями поставлена задача формирования у обучающихся потребности к постоянному самообразованию, навыков самостоятельной познавательной деятельности. Домашняя работа развивает мышление, волю, характер учащегося.

Как форма обучения консультация используется для оказания помощи ученикам по освоению учебного материала, который либо слабо усвоен ими, либо не усвоен совсем. Проводятся консультации и для учащихся, которые заинтересованы в углубленном изучении предмета. На консультациях также излагаются требования, предъявляемые к обучающимся на зачетах и экзаменах. Различают индивидуальные и групповые консультации. И тот и другой вид создает благоприятные условия для индивидуального подхода к учащимся.

Экзамен – форма обучения, имеющая целью систематизацию, выявление и контроль знаний учащихся. Обучающее значение экзамена состоит в мобилизации и интенсивном развитии умственных сил ученика в условиях экстремальной ситуации. Используются различные формы проведения экзамена: ответы на вопросы экзаменационных билетов, выполнение творческой работы, участие в соревнованиях, защита результатов исследования, тестовое испытание и др.

Зачет – форма обучения, близкая по назначению к экзамену. Зачет можно также рассматривать как подготовительный этап перед экзаменом.

Предметные кружки и другие подобные им формы обучения (мастерские, лаборатории, кафедры, студии) отличаются большим разнообразием как по направленности, так и по содержанию, методам работы, времени обучения и т.д. Работа учащихся в предметных кружках способствует развитию у них интересов и склонностей, положительного отношения к обучению, повышению его качества. На основе кружковой работы могут создаваться научные общества (академии и т.д.), которые объединяют и корректируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, организуют конкурсы и олимпиады.

Конкурсы и олимпиады стимулируют и активизируют деятельность учащихся, развивают их творческие способности, формируют дух состязательности. Конкурсы и олимпиады проводятся на различных уровнях: школьном, областном, республиканском, международном. В последнее время множество олимпиад и конкурсов проводится дистанционно с помощью сети Интернет.

профессор Задоркин В.И.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Введение

Принципы и методы, формы организации учебного процесса и средства обучения

Закономерности процесса обучения

Роль и функции преподавателя в учебном процессе

Системный подход в обучении

Цели обучения

Лекция и ее роль в учебном процессе

Семинар и его роль в учебном процессе

Практическое занятие а его роль в учебном процессе

Проблемные ситуационные задачи

Проблемные (проблемно-целевое) обучение

Методика “малых групп”

Обучение по модулям

Самостоятельная работа и ее роль в учебном процессе

Тесты в учебном процессе

Унифицированная методика интенсивного автоматизированного обучения теоретическим дисциплинам


Повышение качества обучения, ориентация на формирование всесторонне развитой личности - важнейшие задачи педагогики. В связи с этим особое значение приобретает выбор и поиск новых методов, обеспечивающих взаимосвязь образовательной, развивающей и воспитательной функции обучения.

Существует следующая классификация методов обучения:

1. Система традиционных (источниковых) методов. Учебными действиями в ней считаются виды, способы, приемы деятельности преподавателя и учащегося: рассказ, беседа, наглядность, чтение книги, практическая деятельность и т.д. Совокупность этих методов делится на словесные, наглядные и практические в соответствии с источниками знаний, используемыми в учебном процессе.

Традиционные источниковые методы оказались мало эффективными, так как не предусматривали активные формы организации учебной деятельности, не затрачивали мотивационный сферы обучаемого.

2. Системы дидактических методов. Эта система включает объяснительно-иллюстративное (инфомационно-репродуктивное), репродуктивное обучение, проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический) и исследовательский методы обучения.

В этих методах учебная деятельность осуществляется в более активных формах, чем в системе традиционных методов, соответственно улучшается мотивация, но не решен вопрос оптимального сочетания различных приемов в учебном процессе.

Проблемный, эвристический, исследовательский виды изложений требуют подготовки специального сценария, по которому делается обучающая программа.

3. Система методов оптимизации обучения. Методы группируются по видам осуществления учебно-познавательной деятельности, стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности. сюда входят и традиционные методы и часть дидактических и проблемных, а также различные способы деятельности преподавания и учения.

В этой системе решается вопрос оптимального использования различных приемов с учетом многих показателей.

4. Система методов проблемно-развивающего обучения. Эта система строится на основе теории управления учебным процессом, разработанной с учетом принципов деятельности, целеполагания и проблемности.

Метод проблемного обучения успешно решает вопросы организации учебной деятельности, мотивации, контроля, развития и воспитания. Этот метод требует от преподавателя такого уровня творчества, который на сегодняшний день не позволяет формализовать, а значит автоматизировать учебный процесс.

5. Программированное обучение. Системы программированного обучения предлагают достаточно четкую формализацию учебного процесса за счет построения программы учебных действий по линейной или разветвленной системе. Программированное обучение может быть реализовано как с помощью учебных пособий, так и с помощью технических средств. Программированный курс из всех ранее перечисленных наиболее просто поддается автоматизации.

При программированном обучении используют как ручные, так и автоматизированные системы - “классическая” и “репетитор”, автоматизированные - “аудиовизуальные средства в группе” и “адаптивные программированные устройства”.

6. Деловые игры. Учебные игры определяются как модель взаимодействия людей в процессе достижения учебных целей, т.е. это - игровая мотивация конкретной проблемы управления (в частности, познавательной деятельности) с целью выработки наилучшего варианта решения. Деловые игры подразделяются на управленческие, исследовательские и учебные. Игры строятся на основе специально разрабатываемого для конкретного случая сценария. Для организации коллективного творчества ведущий такую игру должен обладать высокой квалификацией.

Недостатком деловых игр является трудоемкость процесса написания сценария и подготовки самого ведущего.

Автоматизация при организации деловых игр, как правило, обеспечивается составлением специальной так называемой интерактиной обучающей программы, в которой используются не только выбор из готовых заранее блоков информатизации, но и формирование новых блоков в соответствии с полученной новой информацией.

7. Интенсивные методы обучения. Методы интенсивного обучения представляют собой дальнейшее развитие и прикладное использование деловых игр.

В этих методах учебная деятельность осуществляется в форме групповых, коллективных взаимодействий и игр. Широко используются такие приемы, как предъявление больших объемов учебной информации, использование как осознаваемых, так и неосознаваемых форм психической деятельности (двуплановость), постоянное взаимное общение обучаемых в игровых ситуациях и т.д.

Методики, основанные на принципах интенсивного обучения, имеют большие потенциальные возможности. В них технические средства (диапроекторы, магнитофоны, видеомагнитофоны и т.д.) применяются фрагментарно. Системное их использование является предметом особого направления - суггестокибернетического метода обучения.

а) увеличение объема знаний, умений, навыков;

б) укрепление и упрочение знаний, создание нового уровня обучения и воспитания;

в) новый более высокий уровень познавательных потребностей обучения;

г) новый уровень сформулированности познавательной самостоятельности и творческих способностей.


I. Педагогика - наука о закономерностях воспитания, образования и обучения человека.

Воспитание - передача общественно-исторического опыта, человеческой культуры одними людьми другим людям и формирование у них определенных черт личности.

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение организации учебного процесса. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 5
1.1 Понятие «учебный процесс» 5
1.2 Учебные проекты 7
1.3 Учебная задача 11
2. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ 16
2.1 Сущность форм организации процесса обучения 16
2.2 Функции форм обучения 25
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА 28
3.1 Принципы эффективной организации учебного процесса 28
3.2 Показатели эффективной организации учебного процесса 33
3.3 Пути совершенствования организации учебного процесса 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40

Вложенные файлы: 1 файл

Введение

Одним из главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения или учебный процесс.

Это очень сложный процесс объективной действительности, уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития, составной частью которых он является. Вот почему дать полное и всестороннее определение этого процесса очень трудно. Он включает большое количество разнообразных связей и отношений множества факторов различного порядка и различной природы.

Актуальность работы не вызывает сомнений, так как в последние годы усилился интерес к теории оптимизации образовательных процессов в связи с широким применением технологий в обучении, а также значительными финансовыми затратами, необходимыми для получения высококачественного образования. Таким образом, актуальная задача для методистов, социологов, экономистов и валеологов - правильно спланированное и организованное преподавание.

Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на гармоничное развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические, качественные отличия.

Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании человека реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.

Обучение всегда происходит в общении. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности школьников. Оно тесно связано также с ценностно-ориентационной деятельностью, имеющей своей целью формирование личностных смыслов и осознание социальной значимости предметов, процессов и явлений окружающей действительности.

Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а, следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачи к другой, продвигая ученика по пути познания: от незнания к знанию, от неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической передаче знаний, умений и навыков. Это двусторонний процесс, в котором в тесном взаимодействии находятся педагоги и воспитанники (учащиеся): преподавание и учение. При этом преподавание должно рассматриваться условно, так как учитель не может ограничиться только изложением знаний - он развивает и воспитывает, т.е. осуществляет целостную педагогическую деятельность.

Целью данной курсовой работы является изучение организации учебного процесса. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить, что из себя представляет учебный процесс;
  • рассмотреть существующие формы организации учебного процесса;
  • изучить показатели эффективности организации учебного процесса;
  • рассмотреть пути совершенствования организации учебного процесса.

1. теоретические аспекты Организации учебного процесса

1.1 Понятие «учебный процесс»

В современной педагогике обучение характеризуется как вид познавательной деятельности человека. Ученик в школе на каждом уроке в любом классе изучает общественно-исторический опыт человечества, познает окружающий мир. У него формируются умения и навыки, связанные с учебной деятельностью. Его мозг отражает изучаемые объекты действительности. Процесс обучения поэтому является процессом познания учеником окружающего мира.

Однако человек познает окружающий мир и в других видах деятельности: трудовой, игровой, художественно-изобразительной, музыкально-эстетической. Каковы же существенные признаки процесса обучения?

Процесс обучения - прежде всего процесс познания учеником окружающего мира. Этот признак говорит о сходстве обучения с любыми видами и формами познавательной деятельности человека, о том, что процесс обучения основан на общих закономерностях познания человеком окружающего мира, теория познания диалектического материализма является методологической основой процесса обучения.

Обучение - специально организованная познавательная деятельность. Структура обучения существенно отличается от игровой, художественно-изобразительной, трудовой и других видов деятельности. Этот признак обучения имеет две особенности. Первая особенность - в тех видах и формах познавательной деятельности, структура которых сложилась в результате закономерностей психики человека и его общественного развития. Вторая особенность в том, что человек видоизменяет сложившуюся познавательную деятельность, меняет ее структуру, механизмы. Специально организованная познавательная деятельность - учебная деятельность - имеет свои цели, задачи, содержание, принципы, методы и формы организации.

Обучение как специально организованная деятельность ускоряет темпы индивидуального развития, которые складываются на основе биологических, психологических, социальных и других закономерностей. Ребенок в процессе обучения познает окружающую действительность больше, глубже, разнообразнее, чем за это же время вне процесса обучения.

На открытие законов механики Ньютону потребовалось много лет, а в школе эти законы изучаются в течение нескольких уроков. Грамматические закономерности языка формируются тысячелетиями, а в школе усваиваются в течение нескольких лет обучения.

Такое ускоренное познание мира в индивидуальном психическом развитии человека существенный признак процесса обучения. За период обучения в начальной школе ребенок овладевает опытом человечества, который формировался в течение веков и тысячелетий.

Обучение является процессом овладения учеником познанными закономерностями окружающего мира. Одним из способов познания человеком закономерностей является познание закономерностей в общественно-историческом развитии человека, в процессе его трудовой деятельности. Другой способ - познание закономерностей в индивидуальном развитии человека. Такое познание возможно лишь в условиях обучения. Ведь человек должен усвоить закономерности, накопленные в опыте человечества, а не только то, что он сам может познать в результате контактов с предметами, явлениями, событиями окружающей действительности. Ребенок не может самостоятельно усвоить научную систему знаний, если его этому не обучать.

Обучение дает возможность в индивидуальном развитии усвоить закономерности, познанные в опыте человечества в течение многих лет. Поэтому главным в обучении становится учебный материал, учебная книга, учебник, в котором моделируется, фиксируется опыт человечества.

Рассмотрев существенные признаки обучения, можно дать такое определение понятию «процесс обучения»: обучение - это специально организованная познавательная деятельность с целью ускорения индивидуального психического развития и овладения познанными закономерностями окружающего мира.

Процесс обучения при такой характеристике в историческом развитии будет иметь тенденцию к самостоятельности, будет приобретать свою логическую структуру. Знания в опыте человечества стремительно возрастают. Значит, за одни и те же сроки обучения, при одной и той же конструкции мозга ученик будет усваивать все больший объем знаний со всевозрастающей глубиной. Самостоятельно, вне целенаправленного руководства ученик не может овладеть опытом человечества и подготовить себя к трудовой деятельности в общественном производстве. Возникает необходимость в специально подготовленном человеке. Он несет в себе ту часть общественно-исторического опыта, который должен усвоить ученик. Это учитель. Роль учителя в подготовке учащихся к жизни, к труду, в формировании личности человека трудно переоценить.

Обучение представляет собой совместную деятельность учителя и учащихся, носит двусторонний характер. Благодаря деятельности учителя обучение осуществляется на основе разработанных целей, содержания и программ и учение становится управляемым процессом, приводит к желаемым результатам.

Преподавание как деятельность учителя не существует, если нет учащихся. Учение как деятельность учащихся не может выполнить задач образования, если нет учителя, благодаря которому ученик познает общественно-исторический опыт человечества.

1.2 Учебные проекты

Принципиально важным для методологии как учения об организации деятельности является вопрос о распределении деятельности (и действий) во времени, т.е. об организации ее временной структуры.

Рассмотрим организацию процесса учебной деятельности (ее временную структуру) в логике современного проектно-технологического типа организационной культуры. Собственно, в последние годы ее идеи и подходы стремительно проникают в систему образования – ведь такие широко распространившиеся понятия как «образовательный проект», «образовательная программа», «технологии» (образовательные, педагогические, обучающие и т.д.), «педагогическая диагностика», «критерии качества» и т.п. – и являются уже атрибутами проектно-технологической культуры.

Проект определяется как «ограниченное во времени целенаправленное из-менение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией» . С позиций обучающегося учебно-образовательными проектами являются в современной интерпретации образовательные программы (если не считать обучения и воспитания детей в самом раннем возрасте – в семейном воспитании, которое, как правило, родителями не проектируется, не выделяется в виде конкретных проектов, а осуществляется интуитивно). Образовательные программы: дошкольного образования, общеобразовательные (начального, основного и полного среднего), начального, среднего, высшего и послевузовского, профессионального образования охватывают достаточно длительные отрезки времени и для обучающегося являются полными, завершенными циклами учебной деятельности – инновационной, продуктивной. То есть, образовательная программа отвечает всем признакам проекта.

Каждый проект, как известно, включает три фазы: фазу проектирования (целеообразования), технологическую фазу (целевыполнения), рефлексивную фазу (контроля, оценки и рефлексии). Специфика учебно-образовательного проекта заключается в том, что участие обучающегося в проектировании процесса обучения, в целеобразовании крайне ограничена, особенно в младшем возрасте. Проектируют образовательную программу другие люди: разработчики содержания образования на федеральном, региональном и местном уровнях, авторы учебников и т.д., а также учителя, преподаватели, поскольку каждый педагог вносит в содержание обучения свою личностную интерпретацию.

Отстраненность обучающегося от построения целей обучения, очевидно, явление объективное и неизбежное. С рождения и до окончания основной школы обучающийся почти не имеет возможности выбора (за исключением элективных курсов и дополнительного образования в кружках технического творчества, в музыкальных, художественных, спортивных школах и т.п.). После окончания основной школы обучающийся может выбирать образовательную траекторию – продолжить образование в средней школе с тем или иным профилем, или пойти в профессиональное училище, колледж и т.п. на ту или иную специальность. И так далее. В частности то, что сегодня много внимания уделяется личностно-ориентированному образованию, означает возможность для обучающегося выбора образовательной траектории в имеющемся наборе образовательных программ (а также, в более дробном варианте – подпрограмм).

Даже после окончания профессионального образовательного учреждения, в том числе высшего, в системе повышения квалификации цели и содержание обучения задаются, в основном, извне – другими людьми. И только в режиме самообразования обучающийся имеет полную свободу выбора и может самостоятельно определять цели учения: что ему учить, сколько, когда, как и т.д.

Тем не менее, в последние годы появилась положительная тенденция информирования обучающихся об образовательных программах – что они собой представляют в целом и в частностях, каковы их возможности и т.д., а так же обеспечение обучающихся программными руководствами по изучаемым курсам – заблаговременное обеспечение их учебными программами (чего традиционно не делалось – учебную программу всегда держал в руках и в голове учитель, преподаватель, но не обучающийся), всеми домашними заданиями по всему курсу, программами экзаменов и т.д. для того, чтобы обучающийся мог планировать свою учебную деятельность на достаточно длительный период. Кроме того, во многих школах, муниципальных системах образования стали применяться так называемые «образовательные карты», содержащие информацию о возможных образовательных маршрутах. С обучающимися организуются игры-путешествия по этим картам. На федеральном уровне стал издаваться журнал «Образование и карьера». И так далее.

Фаза проектирования включает в себя четыре стадии: концептуальную (с этапами: выявления противоречия, формулирования проблемы, определения проблематики, определения целей, формирования критериев, определения альтернатив); моделирования (с этапами: построения моделей, оптимизации моделей, выбора); конструирования (с этапами: декомпозиции, агрегирования, исследования условий, построения программы); технологической подготовки реализации проекта. Технологическая фаза включает стадии реализации проекта и оформления результатов. Рефлексивная фаза состоит из оценки (самооценки) результатов и рефлексии.

Министерство сельского хозяйства РФ

Ульяновская Государственная сельскохозяйственная академия

Колледж агротехнологий и бизнеса

на тему: «Учебный процесс и основы его организации»

Кафедра «Бух. учет и аудит»

Выполнила:

студентка 1 курса

Экономического факультета

Хуснетдинова И.И

Проверила:

Китаева Н.В.

Ульяновск 2011г

Настоящее Положение регулирует порядок организации учебного процесса в Негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права», именуемом далее – Институт, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования, Постановлениями Правительства Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, нормативными актами Министерства образования и науки Российской Федерации, Уставом Института, Положением об итоговой аттестации выпускников Института и другими локальными актами Института.

Под учебным процессом понимается целенаправленная деятельность ректората и других организационно-штатных структур Института, педагогического коллектива, обеспечивающая подготовку студентов по специальностям и направлениям, предусмотренными соответствующими федеральными государственными стандартами высшего профессионального образования, именуемыми далее – ФГОС ВПО, учебными планами Института по основным образовательным программам высшего профессионального образования, именуемыми далее – ООП ВПО.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1.1. Подготовка в общей системе Министерства образования и науки Российской Федерации высококвалифицированных бакалавров, специалистов и магистров по ООП ВПО в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, а также – научно-педагогических кадров в системе послевузовского образования.

1.2. Удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, приобретении высшего профессионального образования по избранной ООП ВПО.

1.3. Распространение правовых, гуманитарных и технических знаний среди граждан, повышение их общеобразовательного и культурного уровня.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

2.1. Общие требования к организации учебного процесса:

2.1.1. Учебный процесс основывается на требованиях и положениях ФГОС ВПО, разработанных в соответствии с ними учебных планах Института по ООП ВПО и учебных программах изучения дисциплин.

2.1.2. Освоение образовательных программ всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников.

2.2. Организация учебного процесса призвана обеспечивать:

2.2.1. Современный научный уровень подготовки кадров, а также оптимальное соотношение времени теоретического и практического обучения.

2.2.2. Логически правильное, научно и методически обоснованное соотношение и последовательность преподавания дисциплин, планомерность и ритмичность учебного процесса.

2.2.3. Органическое единство процесса обучения и воспитания.

2.2.4. Внедрение в учебный процесс новейших достижений науки и техники передового опыта деятельности трудовых коллективов, общественных объединений и организаций, в том числе других стран.

2.2.5. Рациональное сочетание традиционных методов передачи и закрепления информации с новейшими достижениями в различных областях науки.

2.2.6. Создание необходимых условий для творческой педагогической деятельности профессорско- преподавательского состава, для успешного освоения студентами избранных ООП ВПО, программ учебных дисциплин и рационального использования времени, отведенного на самостоятельную работу.

2.3. Основными документами, определяющими содержание и организацию учебного процесса в Институте, являются ФГОС ВПО, учебные планы по ООП ВПО и программы учебных дисциплин.

2.3.1. Учебный план специальности (направления) разрабатывается на основе требований ФГОС ВПО, рекомендуемого Учебно-методическим объединением примерного (базового) учебного плана, обсуждается на Ученом совете и утверждается ректором Института.

Учебный план включает график учебного процесса и план учебного процесса. План учебного процесса содержит перечень учебных дисциплин, время, сроки и логическую последовательность их изучения, виды учебных занятий и практик, формы и сроки промежуточной и итоговой аттестаций.

При необходимости, в учебные планы по решению Ученого совета Института могут вноситься изменения, определяемые новыми нормативными актами Министерства образования и науки Российской федерации.

2.3.2. Учебная программа включена в учебно- методический комплекс учебной дисциплины определяет содержание, последовательность и время изучения разделов и тем учебной дисциплины. Она разрабатывается по каждой дисциплине учебного плана с учетом специализации, а ее содержание является единым для всех форм обучения, за исключением времени изучения и методических указаний по проведению занятий профессорско- преподавательским составом. Учебная программа включает в себя введение, содержательную часть изучения дисциплины, методические указания и перечень основной и дополнительной литературы.

2.3.3. Учебные программы разрабатываются кафедрами, рассматриваются на их заседаниях и утверждаются Научно- методическим советом Института.

2.4. Основным элементом организации учебного процесса является его планирование, которое осуществляется в целях обеспечения полного и качественного выполнения требований учебных планов и программ. Планирование учебного процесса базируется на основе:

Годового графика учебного процесса;

Тематических планов учебных дисциплин;

Наличия профессорско- преподавательского состава, его возможностей и закрепленной за ним учебной нагрузкой;

Наличия аудиторного фонда.

2.4.1. Годовой график учебного процесса разрабатывается на основе требований учебных планов подготовки бакалавров, специалистов, магистров. В нем определяются сроки теоретического обучения, экзаменационных сессий, практик, каникул, а также итоговой государственной аттестации.

Годовой график учебного процесса разрабатывается учебным отделом, утверждается ректором Института и принимается на заседании Учёного совета Института.

2.4.2. Тематические планы изучения учебных дисциплин разрабатываются кафедрами и ежегодно корректируются с учетом новейших достижений науки и техники и требований практики. В них определяются: перечень разделов и тем, виды занятий (включая курсовые проекты, курсовые и контрольные работы), порядок их проведения, время, отводимое на изучение учебного материала, а также форма итогового и промежуточного контроля.

Тематические планы взаимосвязанного (комплексного) изучения смежных дисциплин, преподаваемых разными кафедрами, должны быть согласованы и обсуждены на совместных заседаниях кафедр.

2.4.3. На основе тематических планов кафедрами разрабатываются графики последовательности прохождения учебных дисциплин, в которых определяются последовательность проведения конкретных видов учебных занятий по каждой теме и отводимое на них время, отражаются предложения кафедры по особенностям планирования учебных занятий по каждой дисциплине.

2.4.4. Распределение преподавателей по лекционным потокам и учебным группам производится кафедрами на основе учебной нагрузки, получаемой из учебного отдела. Эти сведения представляются в учебный отдел вместе с графиками последовательности прохождения учебных дисциплин.

2.4.5. В распорядке дня, утвержденном ректором Института, устанавливается время проведения учебных занятий.

2.4.6. Наличие аудиторного фонда определяется учебным отделом до начала учебного года и утверждается Ректором.

2.5. На основании перечисленных в п. 2.4. исходных данных учебным отделом составляется расписание учебных занятий, которое является завершающим этапом планирования учебного процесса.

В расписании должна содержаться полная информация о времени, месте и виде занятий для каждого курса, отдельных его потоков и учебных групп, с указанием фамилий и инициалов преподавателей, их ученой степени. Расписание подписывается деканом факультета и утверждается проректором по учебной работе Института и вывешивается не позднее, чем за 10 дней до начала занятий.

Изменения в расписании занятий допускаются в исключительных случаях и только с разрешения проректора по учебной работе Института.

2.6. При организации учебного процесса необходимо руководствоваться следующими основными положениями:

2.6.1. При формировании учебных групп для проведения практических, семинарских и других видов занятий необходимо добиваться равномерного распределения студентов по ним. Как правило, их состав не должен превышать 25-30 человек. Состав учебных групп определяется приказом по Институту и, при необходимости, может корректироваться ежегодно перед началом учебного года.

Из учебных групп формируются курсы, лекционные потоки.

2.6.2. Учебный год при очной и очно-заочной формах обучения состоит из двух семестров, каждый из которых заканчивается зачетно-экзаменационной сессией.

Учебный год для студентов заочной формы обучения также составляет два семестра, каждый из которых начинается установочной и заканчивается зачетно-экзаменационной сессиями.

2.6.3. Максимальный объем недельной учебной нагрузки и количество обязательных аудиторных занятий определяются требованиями федеральных государственных образовательных стандартов конкретных ООП ВПО, именуемые далее – ФГОС ВПО.

2.6.4. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 40 минут. Допускается проведение сдвоенных занятий, в этом случае продолжительность такого занятия может быть установлена не менее 80 минут.

2.6.5. Освобождение студентов от учебных занятий (кроме больных) допускается в исключительных случаях и только с разрешения декана факультета.

2.7. В Институте ведется следующая основная учетная документация, необходимая для организации учебного процесса:

Журналы учета учебных занятий;

Зачетно- экзаменационные ведомости;

Экзаменационные (зачетные) листы (для индивидуальной сдачи экзамена или зачета);

Зачетные книжки студентов;

Учебные карточки студентов;

Сводные ведомости о результатах выполнения учебного плана студентами учебных групп за весь период обучения;

Журналы педагогического контроля;

Книги учета окончивших вуз и регистрации выдачи дипломов.

2.8. Основными видами занятий являются:

Семинарское занятие;

Практическое занятие;

Лабораторное занятие;

Деловая игра;

Консультация;

Самостоятельная подготовка;

практика (учебная, производственная, преддипломная);

2.8.1. Лекция является одним из важнейших видов занятий и составляет основу теоретической подготовки слушателей.

Ее цель – дать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, акцентировав внимание на наиболее сложных и узловых вопросах темы.

Лекция должна стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, способствовать формированию их творческого мышления.

Лекции читаются руководством Института, деканами факультетов, заведующими кафедрами, их заместителями, профессорами, доцентами и старшими преподавателями. К чтению лекций, в порядке исключения, могут допускаться наиболее опытные и квалифицированные преподаватели. Для чтения отдельных лекций могут приглашаться ведущие ученые и профессора из других вузов, специалисты научных учреждений, специалисты-практики.

Каждая дисциплина на кафедре должна быть обеспечена фондовыми лекциями по наиболее важным, актуальным и сложным для восприятия студентами темам. Фондовые лекции проходят внутреннее и внешнее рецензирование, обсуждаются на кафедре или предметно-методической комиссии и утверждаются заведующим кафедрой.

2.8.2. Семинарское занятие проводится с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в процессе самостоятельной работы над учебной и научной литературой. Оно должно обеспечивать живое, творческое обсуждение учебного материала в форме дискуссии, обмена мнениями по рассматриваемым вопросам. Семинарское занятие может содержать элементы практического занятия (решения задач и т.п.).

«Урок – форма повышения

Методического

Мастерства.

Формы организации

Учебного процесса».

«Урок – это солнце, вокруг которого, как планеты, вращаются все другие формы учебных знаний».

В науке понятие «форма» рассматривается как с позиции чисто лингвистической, так и с позиции философской. В толковом словаре С.И. Ожегова понятие «форма» трактуется как вид, устройство, тип, структура, конструкция чего – либо, обусловленное определённым содержанием.

Применительно к обучению, форма – это специальная конструкция процесса обучения. Характер этой конструкции обусловлен содержанием процесса обучения, методами, приёмами, средствами, видами деятельности учащихся. Эта конструкция обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в реальной педагогической деятельности выступает процесс взаимодействия, общения учителя с учениками при работе над определённым учебным материалом.

Это содержание является основой развития самого процесса обучения, способом его осуществления и заключает в себе возможности беспредельного развития, что и обуславливает его ведущую роль в развитии обучения. Следовательно, форму обучения надо понимать как конструкцию отрезков, циклов процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определённого содержания учебного материала и освоению способов деятельности.

В процессе обучения и его организации есть чёткая направленность на реализацию ведущих компонентов содержания образования: знаний, способов деятельности (умений и навыков), опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностных отношений. Умелый выбор формы процесса обучения позволяет осуществить данную направленность наиболее результативно.Что же такое «формы организации учебного процесса»? Даже ведущие специалисты затрудняются сказать, что такое формы организации учебного процесса и чем они отличаются от методов обучения.

По мнению И.М. Чередова, форма организации учебного процесса – это особая конструкция звена или совокупности звеньев учебного процесса.

В.К. Дьяченко считает, что понятие «форма организации учебного процесса» могут быть научно обоснованы лишь при том условии, если дано научное определение основного понятия «обучение». «Обучение – это общение, в процессе которого воспроизводятся и усваиваются знания и опыт, накопленные человечеством».

Под формой организации познавательной деятельности следует понимать «… целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся спецификой распределения учебно – познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом – временным и пространственным». Главная продукция педагога – урок. За время своей профессиональной деятельности учитель даёт более 25 тысяч уроков. Урок представляет собой сложнейший психолого–педагогический процесс, к которому предъявляется сотни различных требований.

Урок – главная составная часть учебного процесса. Традиционный урок длится 40 – 45 минут или 2700 секунд: и на каждом из этих отрезков времени могу рождаться как интерес к предмету, так и смертельная скука. Класс может сплотиться вокруг захватывающей сердца ребят мысли, но может легко стать группой, предающейся опасному безделью. Ценность и значение «урочных» секунд, минут, часов, лет в судьбе детей определяет квалификацию учителя, эффективность его труда.

Для любого учителя урок – тяжёлая работа, означающая 40 – 45 минут концентрации внимания и напряжения. После хорошего урока можно ощущать усталость, но в то же время удовлетворение и радость. Уроки в современной школе требует гигантской подготовительной работы, больших знаний, готовности души, нравственности.

Что же такое урок?

Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, развития и воспитания учащихся, форма организации деятельности постоянного состава учителя и учащихся в определённый отрезок времени.

Урок – это форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятия по твёрдому расписанию и с единой для всех программой обучения.

В этой форме представлены все компоненты учебно - воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы. Деятельность по организации и управлению и все его дидактические элементы. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, чёткого определения её конечной цели, а уж затем определения способа – как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Уроки классифицируют, исходя из дидактической цели, цели организации занятий, содержания и способов проведения урока, основных этапов учебного процесса, дидактических задач, которые решаются на уроке, методов обучения, способов организации учебной деятельности учащихся.

Все формы можно разделить на общие и конкретные.

Общие формы учебной работы учащихся.

В.А. Сластёнин даёт следующую классификацию форм обучения, в зависимости от структуры педагогического процесса. Достоинством этой классификации определение места проведения процесса обучения, чего нет в других классификациях.

Распространенными являются классификации В.К. Дьяченко и И.М. Чередова, основанные на структуре учебного общения.

Общие формы учебной работы (В.К. Дьяченко).

Общие формы учебной работы учащихся (М.И. Чередов)

Сравнение общих форм обучения.

Название формы

Достоинства

Недостатки

Индивидуальная

Самостоятельное усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие самооценки учеников, познавательной самостоятельности, осуществляется хороший контроль.

Тормозит развитие детей с низким уровнем учебных возможностей, ведёт к списыванию, подсказкам, отсутствие социальной активности школьников.

Групповая

Взаимопомощь, распределение обязанностей, развитие чувства ответственности за результат совместной деятельности, стимул творческого соревнования.

Слабо ученика можно поставить в пассивное положение, работать могут только лидеры, а остальные списывать.

Парная

Учащиеся дают взаимную оценку действиям и поступкам друг друга, эта работа эффективна на непродолжительное время (5 – 7 минут), повышает качество выполненной работы, исчезает страх за ошибки перед учителем.

Возникает опасность ложного товарищества, невозможно объективно оценивать уровень знаний учащихся, Нарушается нормальный ход индивидуальной учебной деятельности.

Коллективная

Каждый ученик попеременно является то учеником, то учителем, повышается ответственность за свои знания перед коллективом, активизируется познавательная деятельность учащихся, развивается инициативность, трудолюбие.

Неумение некоторыми учителями профессионально организовать данную форму, недостаточность времени на уроках, несформированность коллектива приведёт к нежелательному результату: обратившемуся за помощью говорят: «Сам учи, что тут сложного».

Типы уроков.

Классификация типов по цели.

1тип. Урок изучения новых знаний.

По виду это: традиционный, лекция, экскурсия,

Исследование, учебный и трудовой практикум и т. д.

2 тип. Урок закрепления знаний.

По виду это: практикум, экскурсия, собеседование,

Консультации и т. д.

3 тип. Урок комплексного применения знаний, умений,

Навыков.

По виду это: семинар, практикум, лабораторная

Работа и т. д.

4 тип. Урок обобщения и систематизации знаний.

По виду это: семинар, круглый стол, конференция

И т. д.

5 тип. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.

По виду это: зачёт, общественный смотр знаний

И т. д.

Все уроки комбинированные.

Проблемой сегодняшней школы является низкая эффективность традиционных занятий. Этот тезис особо не нуждается в доказательствах. Достаточно сказать, что современный ученик не готов к самостоятельной жизни, и родители, и сами педагоги, как правило, не удовлетворены результатами обучения, так как потенциал ребёнка раскрывается не в полной мере.

С чем это связано? В настоящее время традиционный урок не обеспечивает полной включённости каждого ученика в учебный процесс, поскольку ребёнок не является активным субъектом, а скорее объектом воздействия: учитель сам планирует процесс учения, вносит изменения в деятельность ученика. Таким образом, ребёнок, оставаясь пассивным, не имеет возможности проявлять себя, развивать личностные качества.

Поиски разных моделей помогли выявить дополнительные ресурсы улучшения традиционного урока. Лаборатория методологии и новых образовательных технологий Красноярского ИПК работников образования разработала структуру урока, которая получила название «четырёхтактной», потому что в ней сочетается все четыре организационные формы обучения, выделенные В.К. Дьяченко. Включение в структуру урока работы в парах (постоянных и сменных) в сочетании с другими формами обучения помогает большему числу детей деятельно включаться в учебный процесс, проявлять свою мыслительную активность.

Структура «четырёхтактного» урока.

1. Фронтальная работа, где происходит проблематизация и предъявляется минимум учебного материала;

2. Работа в постоянных парах – повторение. Закрепление материала, предъявленного в предшествующей фронтальной работе;

3. Работа в парах сменного состава – глубокое освоение отдельных моментов материала по изучаемой теме;

4. Индивидуальная работа – самостоятельное выполнение заданий по теме урока.

Последовательность может быть такой: 1-2-1-2-3-1-2-3-4.

Мышление начинается с вопроса, который может быть задан кем – то или кому – то. Лучше всего это делать в парах. Во – первых, предоставляется возможность больше общаться, а во – вторых, трудно «отсидеться», когда вопрос задан именно тебе. Важные задачи и понятия требуют разностороннего их рассмотрения. И здесь лучше всего подходит работа в парах сменного состава. Ученик, рассматривая одну и ту же проблему с разных сторон, смотрит на неё своими глазами и глазами других ребят. Происходит обогащение разными способами мышления, вовремя обнаруживаются пробелы, происходит коррекция.

Одним из приёмов смены напарников является известная игра «Ручеёк». Каждый ученик имеет своё задание. Дети сидят в ряду парами, затем начинается движение: с первой парты ученик идёт на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока все ученики не вернутся на свои места. Возможна также работа в парах сменного состава, когда пара создаётся по желанию ребёнка. Свободный ученик выходит к доске и находит себе партнёра. Такая работа детям очень нравится.

Можно организовать работу и в сводных группах. Класс делится на группы. В каждой группе выбирается командир или ведущий. Урок начинается с фронтальной работы, в ходе которой учитель ставит проблему и выясняет уровень знаний учащихся по данной теме. Например, при изучении темы «Воздух» учитель задаёт вопрос: «Что такое воздух и что вы знаете о нём?» Ответы могут быть правильными и ошибочными. Опираясь на ответы детей, учитель обозначает проблему и помогает каждому ученику определить конечный результат, а также спланировать дальнейшие действия. Затем в свободных группах ребята работают в парах сменного состава по методике Ривина: изучают текст. Итогом такой работы будет план текста. Кроме того, дети отвечают на вопросы текста, составляют свои «умные» вопросы. Сильным ученикам предлагаются задания креативного характера. Каждая группа ведёт свой дневник, в котором записывают тему урока, план текста. Здесь же выясняется лексическое значение слов. Урок заканчивается фронтальной работой, где каждая группа представляет свой план, предлагает свои вопросы. В ходе обсуждения выясняется, насколько план точен и соответствует содержанию.

Организация групповой работы.

При сотрудничестве совместно работающих в группе детей возрастает глубина понимания учебного материала, меняется характер взаимоотношения детей: исчезает безразличие, возрастает сплочённость класса, дети лучше понимают друг друга, растёт самокритичность; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других.

При обучении на основе общения (в группе) осуществляется:

Передача полученных знаний друг другу;

Сотрудничество и взаимопомощь учеников;

Распределение труда;

Обучение с учётом способностей учеников;

Развитие мышления;

Активизация учебно-познавательных процессов;

Самоконтроль и самооценка;

Самостоятельная постановка цели и выбор своего

Способа решения, мнения, суждения.

Варианты организации групповой работы.

- группа выполняет общее задание, но каждый член группы

Делает свою часть работы независимо от других;

- общее задание выполняется последовательно каждым

Членом группы;

- задача решается при непосредственном одновременном

Взаимодействии каждого члена группы со всеми

Остальными её членами.

На уроках русского языка при написании изложений используется сочетание всех форм, при этом в основе лежит обратная методика Ривина, которая предполагает восстановление текста по составленному плану.

Работа в парах при написании изложений.

- Предъявление текста и первичное его восприятие. В парах ученики восстанавливают содержание текста (пересказывают друг другу), корректируют и дополняют своё понимание.

- Повторное восприятие текста (это может быть

Индивидуальная работа): самостоятельное чтение,

Слушание.

- Работа над планом: деление текста на части,

Озаглавливание каждой части (количество сменных

Напарников должно быть не меньше выделенных частей);

- словарно-орфографическая подготовка: может

Проводиться в форме взаимотренажа либо фронтально;

- Написание изложения. В парах сменного состава ученики

Читают пункты плана, подробно восстанавливают

Обязательно проводят взаимопроверку и коррекцию.