Сыпи

Как улучшить мозговую деятельность. Работа головного мозга человека

Мозг – самая сложная система человеческого организма, которая управляет всей его деятельностью.

При помощи этой системы контролируются не только осознанные процессы: речь, движение, эмоции. Мозг также регулирует все процессы, которые происходят в организме автоматически: движение, кровообращение, поддержание равновесия и многие другие.

Ученые до сих пор спорят о том, как работает мозг человека. Однако кое-что им уже хорошо известно.

Электрохимическая машина

Человеческий мозг весит всего полтора килограмма, в которые «помещаются» около 100 млрд клеток. Большинство из них – нейроны .

Принцип работы этих клеток примерно такой же, как у обычного электрического выключателя. У нейронов есть состояние покоя (выключено) и активное состояние (включено), при котором электрический импульс передается дальше по «проводу».

Каждый нейрон состоит из тела клетки, «провода» – аксона , на котором есть своеобразный «контакт» – синапс . Посредством него нейрон соединяется с другим нейроном.

Для этого в нейронах производятся особые химические вещества – нейромедиаторы . К ним относятся, например, адреналин, дофамин и другие. Различные нейроны используют и разные химические вещества. Выброс нейромедиаторов для вызова других нейронов происходит в синапсе.

Кстати, все нервные клетки способны генерировать электрический разряд, общая мощность которого может достигать 60 ватт .

Электрическая активность головного мозга – это один из важных показателей его работы. Ее можно измерить при помощи специального устройства – электроэнцефалографа (ЭЭГ).

Как в мозг поступает информация?

Все информация от тела поступает в головной мозг через спинной мозг . Он напоминает собой толстый телефонный кабель с большим количеством жил внутри.

Если спинной мозг поврежден – человек не может двигаться или чувствовать, что происходит с его телом. Также через спинной мозг отдаются команды телу.

А вот информация от глаз и ушей идет непосредственно в головной мозг , минуя спинной. Именно поэтому полностью парализованные люди могут без проблем видеть и слышать.

Информация из спинного мозга обрабатывается в сером веществе , находящемся на поверхности полушарий мозга. Белым веществом называется «проводящая система», которая состоит из аксонов.

Какие процессы контролируют разные полушария?

Значительная часть мозга относится к двум полушариям – правому и левому. Они выполняют разные функции.

Правое полушарие отвечает за группировку информации, левое – за ее анализ. Например, правое полушарие «видит» машину и признает, что это действительно машина. А левое – «определяет», что это не просто машина, а машина соседа.

Распространено мнение, что правое полушарие отвечает за восприятие абстрактных вещей (цвет и форма), а левое – за математические способности, логику и речь. Исследователи находят все новые и новые доказательства такой дифференциации.

Пока же совершенно точно ученые могут сказать только то, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое – правой.

Самое важное

Мозг – это сложная структура, состоящая из миллиардов нейронов. Каждый из них работает по принципу маленького электрического выключателя, передавая нервные импульсы.

Вся информация, которую организм получает при помощи такой «электропроводки» из внешнего мира попадает в большие полушария мозга, где и обрабатывается.

Есть несколько вещей, которые вы можете начать делать прямо сейчас, чтобы мгновенно повысить эффективность мозга. Назовем их Советы по Оптимизации Мозга, для краткости СОМ. Вы можете следовать этим простым рекомендациям, чтобы ваш мозг работал на полную катушку каждый день.

СОМ1: вода. Начинайте каждый день с восстановления водного баланса вашего мозга

Верите или нет, но ваш мозг на 73% состоит из воды. Эффективность, с которой он посылает электрические импульсы на протяжении более чем 150 000 километров нейронных сетей, снижается, когда мозг обезвожен. Каждый раз, когда вы просыпаетесь, он немного обезвожен. Откуда мы это знаем? Представьте, что вам нужно пережить ночь, но вы не можете не дышать при этом. Причина, по которой дыхание жизненно необходимо, заключается в том, что это единственный путь, по которому кислород может попасть в ваше тело, а углекислый газ выделиться.

Чтобы эти газы попадали и выходили из ваших легких через кровеносный поток, они должны быть влажными. Это значит, что с каждым выдохом мы выпускаем немного водяного пара. Естественно, это происходит каждый день и каждую ночь, однако в светлое время суток мы восстанавливаем потери каждый раз, когда голод или жажда заставляют нас принять пищу или попить. Ночью нет возможности восполнить потребность в воде, поэтому утром возникает дисбаланс, который необходимо исправить.

СОМ1: выпейте небольшой стакан воды, когда проснетесь утром, и убедитесь, что насыщаете организм достаточным количеством воды на протяжении дня — во имя вашего мозга.

СОМ2: упражнения. Жизненно необходимы для здоровья вашего мозга (и для того, чтобы оставаться в здравом уме)

Хорошо известно, что упражнения полезны для тела, однако многие упускают их огромный вклад в здоровье мозга. В момент, когда вы начинаете делать любые умеренно тяжелые упражнения, ваше тело автоматически реагирует выбросом гормонов и химических веществ, которые позволяют вам чувствовать себя хорошо. И что более важно, все повышающееся количество доказательств свидетельствует, что люди, регулярно занимающиеся физкультурой, дольше наслаждаются бесперебойной работой мозга. На самом деле упражнения увеличивают скорость, с которой в гиппокампе формируются новые клетки. Это важнее, чем все другие факторы, чтобы оставаться в здравом уме до самого конца.

СОМ2: обеспечьте себе минимум 20 минут умеренных или интенсивных нагрузок каждый день.

СОМ3: стресс. Контролируйте уровень кортизола, чтобы совладать со стрессом

Кортизол — невероятно важный гормон, выделяемый в ответ на ежедневные проблемы. Он ответственен за то, чтобы вы чувствовали себя напряженно, но он скорее друг для организма, чем враг. Мы все можем согласиться с тем, что переживание стресса не самое приятное в жизни. Однако, несмотря на это, кортизол — составная часть любой счастливой, успешной жизни. Он помогает добиться цели. Если бы кортизол не заставлял нас чувствовать себя некомфортно, он бы не стал для нас импульсом к поиску выхода.

Этот гормон мобилизует тело и мозг на работу с ежедневным стрессом. Метаболизм разгоняется, так что больше физической и психической энергии становится доступно для работы над проблемой. Это ставит мозг в неудобное эмоциональное состояние, потому что человек по природе ленив и готов работать, только чтобы устранить дискомфорт и / или достичь комфорта.

Существует естественный суточный ритм высвобождения кортизола, увеличивающий его выброс в течение дня и снижающий перед сном. Любая плохая новость вызывает повышение уровня кортизола и тем самым мобилизует дополнительные ресурсы, необходимые для устранения проблемы.

Итак, стресс — это хорошо, но хронический стресс — это определенно плохо. Причина в том, что для того чтобы организм мог работать с вызовами дня, кортизол угнетает иммунную систему. Это позволяет отложить ощущение усталости, вызывающей потребность в отдыхе, и направить всю энергию и ресурсы на сражение с проблемой, пока она не будет разрешена или не исчезнет сама. Хронический стресс — это ситуация, в которой уровень кортизола остается на высоком уровне на протяжении недель и месяцев, мешая организму сопротивляться болезням и восстанавливаться. Поскольку невозможно полностью избежать стресса в жизни, есть несколько способов, которые могут помочь вам снизить уровень кортизола, используя для этого лишь силу мысли.

СОМ3: работайте со стрессом на опережение, выделяя время на медитацию клинически доказавшую эффективность в снижении уровня кортизола.

СОМ4: солнечный свет. Окунитесь в солнечные лучи,чтобы стабилизировать настроение

Когда ультрафиолет (УФ) достигает кожи, тело начинает производить витамин D. Витамин D используется в головном мозге для создания очень важного химического вещества — . Серотонин входит во множество мозговых процессов, включая те, которые обеспечивают функцию регуляции настроения. Наиболее популярными препаратами, прописываемыми для лечения депрессии, служат те, которые увеличивают уровень серотонина. Например, селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (СИОЗС) работают, снижая скорость выведения каждой порции серотонина, выработанного мозгом в синаптическом пространстве. Поддерживая высокий уровень серотонина, препараты помогают улучшить настроение. Экстази, или МДМА (3,4-метилендиокси-N-метамфетамин), очень популярен среди любителей нерегулярного употребления наркотиков, так как повышает уровень серотонина в мозге. Однако вместо того, чтобы блокировать обратный захват серотонина, как СИОЗС, он стимулирует массовый выброс серотонина в синапсах (промежутках между нейронами), приводящий к переживанию повышенного удовольствия и эмпатии к другим людям.

Вместо того чтобы вмешивать в регуляцию настроения ингибиторы обратного захвата серотонина или вещества, увеличивающие его выброс, просто ежедневно подставляйте вашу кожу под лучи прямого солнечного света, которые способны регулировать ваше настроение более эффективно. Помните, что выполнение этого условия зависит от сезона. Когда дни становятся короче, повышается вероятность того, что вы недополучите необходимое для выработки обычного уровня серотонина количество ультрафиолета, поэтому следует чаще бывать на солнце. Даже в пасмурные дни, несмотря на облака, закрывшие землю от солнца, количество излучаемого ультрафиолета остается на том же уровне, что и в безоблачные. Именно поэтому вы можете загореть на пляже даже в пасмурную погоду.

СОМ4: подставляйте тело солнцу ежедневно хотя бы на 5-15 минут.

СОМ5: кофеин. В умеренном количестве полезен для вашего мозга по многим причинам

Подсчитано, что около 50% взрослого населения Земли ежедневно потребляют кофеин. И это несмотря на то, что все мы иногда слышим, что кофе вреден для здоровья. Слухи утверждают, что этот напиток на самом деле не бодрит. Так где же правда? Последние научные исследования демонстрируют, что если вы регулярно пьете чай или кофе, то активные вещества действительно позволяют вам взбодриться, но только до уровня, который характерен для людей, которые ни разув жизни не прикасались к этому напитку! Но не расстраивайтесь, есть и другие выгоды, о которых раньше никто не подозревал.

СОМ5: умеренное потребление кофеинсодержащих напитков действительно полезно для вашего мозга.

Джек Льюис
Адриан Вебстер

Купить эту книгу

Обсуждение

Отличная статья!Только я вместо кофе пью напиток из цикория.И вкусно и полезно!

Статья отличная просто, согласна и живу по таким же принципам. Единственное от кофе отказалась все же, оно как наркотик действует и получается, что даже работать не можешь без чашки кофе. Несколько дней сложно было, но заменила я его на Иван-чай, просто идеально, энергия, работоспособность высокая.

Комментировать статью "Работа мозга: 5 советов по оптимизации мозговой деятельности"

Мы желаем детям здоровья и счастья и надеемся, что их жизнь сложится удачным образом: им повезет в любви и дружбе, будут сопутствовать успехи в работе, дети реализуют свои способности и таланты.

Обсуждение

Сначала ежечасный, а потом ежедневный контроль. Не исключено, что начинать придется вообще с ежеминутного.
Прежде чем "говорить, лишать карманных и пороть ремнем" надо сначала убедиться, что ребенок в принципе способен сосредоточиться и что-то делать. И не только с интересом, но и без интереса в ситуации крайней необходимости.
Способен ли он осознавать ситуацию крайней необходимости?
Способен ли представить себе, что находится в ситуации крайней необходимости, не находясь в ней на самом деле.
После того, как он всему этому научился, можно постепенно увеличивать время отсутствия контроля. И надо понимать, что ребенок не виноват, если его всему этому не научили.

Но в обычной жизни мне не приходится прикладывать усилия, чтобы ко мне НЕ приставали на улицах. Доктор, что со мной не так? А одному такому чересчур упорному ухажеру чуть глаз сигаретой не выжгла. Но парочки воплей на весь коридор хватило, чтобы все усвоили, что "с...

Обсуждение

Я четко делю "пристающих"(оказывающих внимание) на тех,кого "считаем" и кого " не считаем":))
Всякие горячие турки,египтяне,кавказцы из серии "О!!! какой жэнщин!" и тд - я их "не считаю" вообще:))об этом и говорить не стоит,кмк.
Это мне ничего не дает,никаких эмоций вообще:)
Хорошие эмоции дают те,кто не пристает в традиционном смысле,"по кавказски":))

Ко мне как-то мало всегда пристаавали, в какой бы юбке я ни ходила. "Как пройти". конечно, спрашивают, время тоже спрашивают, но никогда это как приставания не расценивала. Приключения в стиле В. Сергиенко наблюдались в студенческих лагерях, скорее, пару раз, будет, что дочке рассказать-посмеяться, как я в окно женского туалета от особо назойливого поклонника вылезала))). Зимой))). Там реально прикольная ситуация была. Но в постель не тащили никогда. И даже не намекали. Руку при выходе из транспорта подавали - было дело. И через лужи помогали перебираться... такой симпатичный будущий стоматолог))), например.

ща расскажу:) когда напряженная мозговая деятельность, то все сладкое в мозг и уходит, он это перерабатывает без ушерба для фигуры. Поскольку невозможно полностью избежать стресса в жизни, есть несколько способов, которые могут помочь вам снизить уровень... мозга...

Обсуждение

Я пью кипяток. Хочется ещё сладкого - ещё стакан кипятка.

Передачу смотрела про мармелад. Там есть огар-огар, который необходим женщинам (не помню, из-за чего). И что мармелад можно есть даже на диете из-за того, что огар-огар как-то помогает углеводам усваиваться правильно.

Хотела б я просто легкой жизни - не ввязывалась бы в эту эпопею. Родила б себе еще или взяла б младенчика Минимальная мозговая дисфункция (ММД) - представляет собой ММД у ребенка. Малышу 2, 5 лет невропатолог поставила диагноз минимальная мозговая дисфункция...

Обсуждение

Марина, не торопитесь, обдумайте еще, поищите другого ребенка. Понадобится жертвенный и огромный труд.Если бы у вас это был единственный ребенок, это другой разговор. Вы обделите кровных детей. Вы живете не в большом городе, у вас наверняка нет специалистов и развивающих центров. Вы все время будете сравнивать и раздражаться на ребенка, если у ребенка есть ММД и ЗПРР, это очень очень очень тяжело. Потребуется героический труд, если хотите чтобы в вашего ребенка не показывали пальцем.
Меня сейчас запинают, ну и пусть. Вам важно знать правду. И вы должны знать вероятное развитие событий.

06.10.2008 17:44:31, мама такого мальчика

Я была точно в таком же положении почти 3 года назад. у нас были все описанные Вами диагнозы, и в ДР брать отговаривали. А у меня было стойкое ощущение, что если я ее не возьму, то никто ее не возьмет. Я провела независимое обследование. НО! В таком возрасте точно о песпективах на основе 1 осмотра сказать не сможет ни один невропатолог: во-первых, он основывается на анамнезе, на описании, которое даст воспитатель ДР (насколько оно соответствует действительности, неизвестно), во-вторых, чего там больше - проблем врожденных или пед.запущенности - сказать сложно: нужно ребенка все-таки в динамике наблюдать. так что риск остается все равно. Сходите к неврологу, можно сделать эхо, мрт - невролог же и порекомендует, что нужно проверить. Чтобы помочь неврологу, можно попробовать пособирать информацию от воспитателей (поскольку возможно, что с вами ко врачу от ДР поедет медсестра, которая ребенка знает плохо). Как спит - беспокойно или нет? Как ведет себя на занятиях? Как ведет себя с детишками? Как усваивает материал? Что конкретно знает - что учили (большой-маленький, один-много, где носик-ротик-глазки...), сколько слов знает...Хотя практика показывает, что точной информации и у воспитателей нет, поскольку они с детьми не так чтобы играют или занимаются вообще-то.
Я свою дочку взяла и ни разу не пожалела. Хотя, если придираться, то сверстников мы не догнали и по сей день. Но меня это как-то парить перестало - главное, прогресс у нас колоссальный! Удачи Вам!

Обсуждение

Это очень сильно зависит от взрослых. Моей старшей в этом плане стабильно везет, начиная с садика, там чудесные мероприятия были, в началке активная очень учительница и дети всегда с удовольствием участвовали во всем, и родители организовывать помогали. Сейчас 6 класс, тоже спектакли ставят, на репетиции бегает, с костюмами меня мучает:-).
А у младшего все совсем наоборот. Когда к 5летним детям обращаются, как к двухлеткам, энтузиазма это не вызывает. В школе пожилая учительница, на ее мероприятиях со скуки умереть можно, соответственно, ребенок ходить и не рвется. Вот, надеюсь, перейдет в среднюю школу, хоть там повезет...
Так что я думаю, дети всегда готовы откликнуться, лишь бы им предлагали то, что им интересно.

Наверное, мероприятия такие интересные...

Формирование мозговой организации психических процессов в онтогенезе происходит от стволовых и подкорковых образований к коре головного мозга Вот посмотрела нянечка на ребенка и сказала: у него с головой не все в порядке, ну не так, чтобы очень, тогда бы сразу...

Обсуждение

Не понимаю, о чем полемика. Хорошая статья, впервые вижу открытым текстом написано, что ММД - это не медицинский диагноз. Мне всегда казалось, что медицинский диагноз должен основываться на тем или иным способом выявленной физиологической патологии, а ММД - это просто, посмотрели на ребенка и решили, что-то с ним не то. И никаких энцефалограм, эмэрай или еще чего, даже анализа крови не надо. Вот посмотрела нянечка на ребенка и сказала: у него с головой не все в порядке, ну не так, чтобы очень, тогда бы сразу написали УО или олигофрению, а так, немного, в итоге получаем диагноз ММД. И если посмотреть топик внизу, то с точки зрения многих сотрудников "учереждений", да и многих врачей, у детей сирот априори что-то с головой не в проядке. Вот и получаем в массовом порядке такие диагнозы: у младенцев перенатальную гипоксию и энцефалопатию, у детей по-старше ММД ну и т.д.
Так что все правильно в статье написано и многое объясняет, о чем тут копья ломать? представьте для сравнения, что у вас есть эти деньги и свекровь - капризная лежачая больная. так больше нравится?

По поводу ноотропила придется взять слова обратно, я имела ввиду ДМАЭ, но как отдельную добавку я ее не нашла.
Да, это лекарство, но продается без рецепта. По остальным компонентам - остаюсь при своем мнении.
А по-поводу занятий с ребенком совершенно согласна, только выбирать между многочасовым приготовлением домашних заданий, утомлением, низкой самооценкой, ненавистью к школе и относительно легкой жизнью, кучей времепни на хобби, разнесторонним развитием - надо каждому самому. Кому что больше нравится.

25.12.2003 19:24:48, ЮлькаМ

Умственная активность в том или ином мозговом ритме проявляется круглосуточно, в течение дня и ночи, но если ставится цель улучшения именно высших когнитивных функций (аналитического и абстрактного мышления, памяти и др.), то тогда нужно решить две задачи:

  1. Защитить мозг от диффузных и возрастных изменений, деменций, «голодания» (химического, кислородного), воспалений и непосредственных поражений локальных участков мозга.
  2. Научить (натренировать) мозг решать любые интеллектуальные задачи путём повышения его нейропластичности и отработки мыслительных навыков.

Проявления мозговой активности

Мозговая активность проявляется электрическими колебаниями – ритмами головного мозга, среди которых выявляют порядка 8 типов колебаний – от альфа- до тау-ритма.

  1. Альфа-ритм регистрируется в состоянии покоя и при расслабленном бодрствовании. Как только увеличивается функциональная активность головного мозга, альфа-колебания начинаю затухать вплоть до исчезновения.
  2. Бета-волны «отвечают» за высшие когнитивные функции, память, внимание. Угасают при двигательной активации или тактильной стимуляции.
  3. Гама-ритм фиксируется при решении интеллектуальных задач, требующих полного сосредоточения внимания.
  4. Дельта-ритм регулирует восстановительные процессы мозга (во время сна). Чрезмерное усиление дельта-волн почти всегда связано с нарушениями внимания, памяти и других когнитивных функций.
  5. Тета-волны проявляются в момент перехода расслабленного бодрствования в сонливость.
  6. Капа-ритм, возникая в височных областях, проявляется при подавлении альфа-ритмов в других областях мозга в процессе умственной деятельности.
  7. Мю-колебания наблюдаются только у 10-15 % людей. Возникает при повышенной активности мозга и психическом напряжении.
  8. Тау-ритм становится ответом на блокаду звуковых сигналов.

Чтобы оценить состояние человека и его умственную активность, необходимо учитывать соотношение ритмов. Так снижение альфа-колебаний при закрытых глазах с одновременным увеличением бета-активности может говорить о психоэмоциональном напряжении и тревожности. Снижение альфа-активности при закрытых глазах с повышением тета-ритмов становится признаком депрессии.

Изменения, связанные с нарушениями активности головного мозга

Деменции

Приобретённое слабоумие (деменции) проявляется в виде устойчивого снижения познавательного интереса и способности к приобретению новых знаний, ухудшения долговременной и кратковременной памяти, ослаблении абстрактного мышления. В молодости причиной этого, в основном, становятся различные зависимости. В старости чаще всего распространены деменции сосудистого типа, атрофического (болезни Альцгеймера, Пика) и смешанные. Состояние сердечно-сосудистой системы тоже прямо отражается на деятельности мозга. Так, например, при аритмиях могут возникать различные осложнения, которые деструктивно влияют на сердечный выброс, артериальное давление и, как следствие, – на кровоснабжение мозга.

Как правило, причиной сосудистых деменций становится атеросклероз мозговых сосудов, что позволяет отсрочить ухудшение функционирования мозга путём применения сосудосберегающей терапии.

В 2013 году исследователи индийского медицинского института обнаружили, что использование в быту двух языков откладывает деменцию на 4,5 года (в среднем) по сравнению с теми, кто использует в общении только один язык. Однако лучшей профилактикой всё-таки остаются препараты, улучшающие состояние сосудов, а лучшей терапией – противодементные средства.

С учётом того, что одной из причин деменций являются дефицитные состояния (например, витаминов В12, В9, В3, тиамина), то особую роль в профилактике играет витаминосодержащие питание и применения вспомогательных препаратов, компенсирующих недостаток необходимых веществ (витаминных комплексов, БАДов и др.).

Диффузные изменения

Диффузные изменения (то есть, такие, у которых сложно определить чёткую локализацию патологического источника, и поэтому патология воспринимается как проблема мозга в целом) проявляются комплексом симптомов и дезорганизацией биоэлектрической активности головного мозга.

Следствием и признаками становятся:

  • нарушение работоспособности человека,
  • снижение умственной активности мозга, памяти и внимания,
  • психологические трансформации в сторону снижения самооценки, ограничения круга интересов и др.

Диффузные изменения биоэлектрической активности головного мозга обнаруживаются с помощью ЭЭГ. Кроме этого, ЭЭГ потенциально может демонстрировать и ряд других патологий, к которым относится, например, эпилептическая активность.

При эпилепсии возникает характерный электрографический феномен – зависимость между электроэнцефалографическими паттернами и типами регистрируемых припадков.

Паттерны, наиболее изученные в эпилептологии, – это:

  • ФОВ (фокальные острые волны),
  • ФПР (фотопароксизмальная реакция),
  • генерализованные спайк волны.

У всех них есть свой список характерных отклонений (например, судорожные проявления при ФОВ и ФПР). Но ЭЭГ-диагностика связана с рядом сложностей, потому что результаты ЭЭГ практически здоровых людей могут демонстрировать значительные изменения, и в то же время, отсутствие изменений ЭЭГ могут наблюдаться у людей с патологиями.

Электрическая активность мозга выявляет признаки последствий черепно-мозговых травм с диффузным аксональным повреждением мозга. В этом случае ЭЭГ характеризуется устойчивыми или переходящими изменениями подкоркового и/или стволового характеров.

Способ увеличить мозговую активность с помощью смены образа мышления

Существуют специальные приёмы и упражнения, с помощью которых можно повысить активность мозга и его возможности. Однако чтобы умственная активность была стабильно высокой, нужно применять эти примы не время от времени, а систематически, связав их с образом жизни.

Смена привычек

Смена привычных локаций, изменение привычной обстановки или внесение нового в повседневные процессы способно увеличивать нейропластичность – умение мозга создавать новые нейронные сети и связывать их со сформированными ранее в единую систему. Это позволяет мозгу «взглянуть» на любую задачу по-новому, подключив к решению прежде незадействованные системы.

Нейропластичность – это многоуровневое проявление способности мозга восстанавливать функции, которое наблюдается как на клеточном уровне, так и в масштабах всего мозга, где происходит переназначение «ролей» и отделов, ответственных за процессы. В том числе, это свойство мозга активно используется в развитии памяти и научении.

Блуждающее сознание

При работе над одной задачей при очевидном алгоритме решения целесообразно сосредоточится на нём. Но если решение неочевидно или если в процессе интеллектуальной деятельности возник эффект многозадачности, который стопорит процесс, рекомендуют отвлечься и позволить своему сознанию поблуждать. Это позволяет мозгу не только отдохнуть, но и суметь «поискать» решение в тех нейронных сетях, которые при узком сосредоточении оказывались на периферии.

Интеллектуалы часто считают физическую активность пустой тратой времени. Но результаты различных экспериментов показали прямую зависимость интеллектуальных возможностей и регулярных разноплановых физических нагрузок.

Так в среднем на 10% выше показатели сообразительности зафиксированы у тех детей и взрослых, которые несколько раз в неделю занимались физкультурой – как минимум совершали длительные пешие прогулки. Танцы как способ улучшить мозговую активность хорошо показали себя в борьбе со слабоумием.

Частично это связано с неизбежным подключением во время тренировок различных отделов и участков мозга, с изменением ритмов, формированием навыка быстрого принятия решения. Частично – с улучшением кровообращения во время физических нагрузок.

Способ активизации мозговой активности с помощью препаратов

Как повысить мозговую активность с помощью специальных ноотропных средств? Существует два способа:

  • более быстрый, но и более рискованный – с помощью психостимуляторов и некоторых агрессивных синтетических ноотопов,
  • более долгий, но и более безопасный – с помощью препаратов с ноотропным эффектом, которые мягко изменяют соотношение действующего вещества и благодаря курсовому приёму более щадяще воздействуют на мозговые ткани.

Ноотропы (или нейрометаболические стимуляторы), если их применять в рекомендованных дозировках, в отличие от психостимуляторов, действующих сразу, проявляют себя после нескольких приёмов – курс, как правило, длится от 2 недель до 2 месяцев. (Чем мягче воздействие препарата, тем дольше курс, как в случае с природно-растительными препаратами). Проявления эти могут быть направлены на один или сразу несколько механизмов, позволяющих :

  • активизацию кровоснабжения и микроциркуляцию,
  • восстановление функциональных качеств сосудов (избавление от тромбов, профилактика слипания эритроцитов и др.),
  • улучшение проводимости сигнального импульса между клетками (например, за счёт увеличения концентрации нейромедиаторов – аминокислот, катехоломинов, других моноаминов),
  • защиту клеток мозга от повреждений и окислительных процессов (например, свободными радикалами).

Среди самых известных и популярных выделяются следующие:

  • ХэдБустер. Натуральный усилитель мозговой активности и высших когнитивных функций. Применяется в качестве способа как улучшить мозговую активность, так и восстановить обменные процессы во всём организме, приведя в норму иммунную, кровеносную, нервную системы. Содержит множество биоконцентратов, вытяжек и экстрактов с Гинкго, Омега-3, витаминами.
  • Ноотропил. Действующее вещество пирацетам. Повышает рецепторную и нейромедиаторную активность, увеличивая концентрацию ацетилхолина. Но для максимального раскрытия потенциала Ноотропила его рекомендуют применять в комплексе с Холином. Холин не только усиливает воздействие, но и становится фактором профилактики от головных болей, которые может спровоцировать Ноотропил.
  • Экстракт Гинкго Билоба. Растительный препарат, повышающий микроциркуляцию и улучшающий питание головного мозга путём оптимизации транспорта глюкозы и кислорода. В чистом виде экстракт выпускается разными производителями, но целесообразнее употреблять его в комплексе с другими веществами. Среди многокомпонентных препаратов с Гинкго выделяются Хэдбустер, Оптиментис и др.

Способ стимуляции мозга путём изменения рациона

Как увеличить активность мозга с помощью питания? Существует традиционный и парадоксальный способы.

  1. Традиционный способ связан с употреблением в пищу «продуктов для мозга». К таким традиционно относятся:
  • Омега-3-содержащие продукты – жирная рыба, льняное семя и масло, орехи, зародыши пшеницы и других злаковых,
  • антиоксидантные продукты – печень (витамин А и цинк), овощи (витамин С), кисломолочные продукты (глитатион), вино и др.
  • кофе в сочетании с зелёным чаем – в таком сочетании, высокая умственная активность может сохраняться весь день без негативных последствий.
  1. Парадоксальный способ предполагает применение кратковременного голодания. Это экстремальный способ, рассчитанный на тактические необходимости, который основывается на идее учёных Йельской медицинской школы. По их мнению, умственная активность становится высокой, если мозг будет «думать», что организм нуждается в еде, и от такой активности зависит, получит ли он питание. Эта эволюционная зависимость была подтверждена опытами на голодных мышах, которые демонстрировали большую сообразительность, чем их сытые собратья.

На работу мозга влияет множество внешних и внутренних факторов. И некоторые из них оказывают на него угнетающее действие. Так, например, нервное перенапряжение приводит к забывчивости, что является своего рода защитной реакцией на излишние раздражители. Воздействие токсических веществ: пестицидов, нитратов, радионуклидов, вредные привычки и большое скопление токсинов повреждают нервные клетки, из которых состоит мозг. Соответственно для улучшения его работы в первую очередь необходимо исключить все неблагоприятные факторы.

Для улучшения мозговой деятельности сделайте свое питание здоровым. Включите в ежедневное продукты, для мозга. Это сырые овощи и фрукты, крупы, орехи, особенно грецкие, семечки, кислое односуточное , проросшая пшеница, оливковое и льняное , морская рыба, мед и сухофрукты. Они богаты витаминами В, С, РР, Е, А, ниацином, никотиновой кислотой, лецитином, биотином, медью, йодом, магнием, селеном, калием, натрием, цинком, а также аминокислотами и полиненасыщенными жирами: омега-3 и омега-6. Потребность в них восполняйте не только с пищей, но и дополнительным приемом биологически активных добавок. Именно они компенсируют недостающие в еде микронутриенты.

Для поддержания нормальной мозговой деятельности пейте воду. Обезвоживание организма приводит к кислородному голоданию, на которое мозг реагирует одним из первых. Это проявляется сонливым состоянием, частой зевотой, тяжестью в глазах, усталостью и головной болью. Не мене важен для мозга свежий воздух. При его отсутствии появляются такие же , что и при обезвоживании. Поэтому работайте при открытой форточке, а вечером уделяйте хотя бы немного времени прогулке на свежем воздухе.

Для улучшения мозговой деятельности регулярно занимайтесь спортом, причем включайте способствующие приливу крови к голове, а именно стойку на лопатках, наклоны, мостик и другие. Они улучшают питание мозга, транспортировку кислорода и всех необходимых веществ. Более того, физическая нагрузка снимает нервное перенапряжение, что в свою очередь благоприятно отражается на работе мозга.

Для улучшения мозговой деятельности каждое утро полощите горло с сильно запрокинутой головой. Это производит эффект массажа мозга. Выполняйте его не менее 5-10 минут. Помимо положительного влияния на центральную нервную систему оно имеет и другие полезные свойства, например, предупреждает воспаление миндалин и очищает носоглотку от слизи, скопление которой может стать в будущем причиной сниженного слуха, обоняния и ухудшения памяти.

Для активации мозговой деятельности используйте эфирные масла растений, действующих возбуждающе на центральную нервную систему. К ним относятся мята, розмарин, бергамот. Достаточно добавить 1-2 капли в аромамедальон или аромалампу и в течение нескольких минут наслаждаться приятным ароматом. Причем эту процедуру можно проводить как дома, так и на рабочем месте.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Деятельность мозга

Каким образом данные о том, что происходит в клетках морского моллюска, или о синтезе белков в мозгу могут пролить свет на природу научения и памяти у человека? Основные биохимические механизмы передачи нервных импульсов очень сходны во всех нейронах у всех животных. Если они были сох ранены эволюцией, то кажется логичным предположить, что и клеточные механизмы научения и памяти, которые используются у низших животных, тоже сохранились. В нескольких экспериментах, выполненных в последнее время, ученые вводили фосфорилирующий фермент, ответственный за процесс научения у моллюсков, в нейроны головного мозга многих млекопитающих.

Фермент повышал возбудимость, т.е. оказывал действие сходное с тем, которое наблюдалось в мембранах нейронов у моллюсков. Играет ли эта клеточная реакция одну и ту же роль у кошки и у моллюска, пока неизвестно, но знание биохимических механизмов научения у низших животных может служить ос новой для изучения более сложно устроенных нервных систем.

Однако эксперименты, проводимые только на клеточном уровне, вряд ли раскроют секрет, как наш мозг запоминает партитуру симфонии Бетховена или даже простые сведения, не обходимые для разгадки кроссворда. Нужно переходить на уровень мозговых систем, где у человека десятки миллиардов нейтронов соединены между собой запутанным, но упорядоченным образом. На высших животных проводятся эксперименты с обучением и различными воздействиями на мозг. Психологические исследование на здоровых людях позволяют выяснить кое-что о процессах переработки и хранения информации. Изучение больных с различными видами амнезии, развившимися после повреждения мозга, доставляет особенно ценные сведения об организации функций памяти.

Почти сорок лет назад психолог Карл Лэшли - пионер в области экспериментального исследования мозга и поведения - попытался дать ответ на вопрос о пространственной организации памяти в мозгу. Он обучал животных решению определенной задачи, а затем удалял один за другим различные участки коры головного мозга в поисках мест хранения следов памяти. Однако независимо от того, какое количество корковой ткани было удалено, найти то специфическое место, где хранятся следы памяти - энграммы, - не удалось.

Дальнейшие исследования показали, в чем заключалась причина неудачи Лэшли: Для научения и памяти важны многие области и структуры мозга помимо коры. Оказалось также, что следы памяти в коре широко разбросаны и многократно дублируются.

Один из учеников Лэшли, Дональд Хебб, продолжил дело своего учителя и предложил теорию происходящих в памяти процессов, которая определила ход дальнейших исследований более чем на три десятилетия вперед. Хебб ввел понятия кратковременной и долговременной памяти. Он считал, что кратковременная память - это активный процесс ограниченной длительности, не оставляющий никаких следов, а долговременная память обусловлена структурными изменениями в нервной системе.

Как полагал Хебб, эти структурные изменения могли быть вызваны повторной активацией замкнутых нейтронных цепей, например путей от коры к таламусу или гиппокампу и обратно к коре.

Повторное возбуждение образующих такую цепь нейтронов приводит к тому, что связывающие их синапсы становятся функционально эффективными. После установления таких связей эти нейтроны образуют клеточный ансамбль, и любое возбуждение относящихся к нему нейтронов будет активировать весь ансамбль. Так может осуществляться хранение информации и ее повторное извлечение под влиянием каких-либо ощущений, мыс лей или эмоций, возбуждающих отдельные нейтроны клеточного ансамбля. Структурные изменения, как считал Хебб, вероятно, происходят в синапсах в результате каких-либо процессов роста или метаболических изменений, усиливающих воздействие каждого нейтрона на следующий нейтрон.

В теории клеточных ансамблей особое значение придавалось тому, что след памяти - это статическая "запись", не просто продукт изменений в структуре одной нервной клетки или молекулы мозга. Понимание памяти как процесса, включающего взаимодействие многих нейтронов, - вот, по-видимому, наилучший путь неврологического объяснения того, что узнали психологи о нормальной переработке информации у человека.

Для того чтобы успешно воспользоваться своей памятью, человек должен проделать три вещ: усвоить какую-то информацию, сохранить ее и в случае необходимости воспроизвести. Если вам не удается что-нибудь вспомнить, причиной может быть нарушение любого из этих трех процессов.

Но память вовсе не так проста. Мы усваиваем и запоминаем не просто отдельные элементы информации); мы конструируем систему знаний, которая помогает нам приобретать, хранить и использовать обширный запас сведений. Кроме того, память - это активный процесс; накопленные знания непрерывно изменяются, проверяются и переформулируются нашим мыслящим мозгом; поэтому выявить свойства памяти не так легко.

Память, по-видимому, представлена несколькими фазами.

Одна из них, крайне непродолжительная, - это непосредственная память, при которой информация сохраняется всего несколько секунд. Когда вы едите на машине и смотрите на проплывающий пейзаж, вам удается удерживать в памяти предметы, которые вы только что видели, в течение одной - двух секунд, не больше. Однако некоторые объекты, к которым вы отнеслись с особым вниманием, из непосредственной памяти могут быть переведены в кратковременную память.

В кратковременной памяти информация может сохраняться в течение нескольких минут. Представьте себе, что происходит, когда кто-нибудь назвал вам номер телефона, а у вас нет под рукой карандаша. Вероятно, вы запомните этот номер, если будете мысленно повторять его, пока не доберетесь до телефонного аппарата. Но если что-то отвлечет ваше внимание - с вами заговорят или вы уроните монетку, которую намеревались положить в щель автомата, - вы, вероятно, забудете номер или перепутаете цифры. Мы, очевидно, можем удержать в кратковременной памяти от 5 до 9 отдельных единиц запоминаемого материала. Иногда возможна группировка таких единиц, и тогда вам кажется, что мы способны запомнить больше.

Некоторые объекты из кратковременной памяти переводятся в долговременную, где они могут сохраняться часами или даже на протяжении всей жизни. Мы знаем, что одной из систем мозга, необходимых для осуществления такого переноса, является гиппокамп.

Эта функция гиппокампа выявилась, когда один больной перенес операцию на мозге. В литературе, посвященной описанию его послеоперационного состояния, этого больного именуют инициалами Н. М. В каждой из височных долей мозга имеется по одному гиппокампу. Пытаясь облегчить тяжелые эпилептические припадки, врачи удалили у Н. М. оба гиппокампа. (После того, как стали ясны неблагоприятные последствия такого метода лечения, он больше никогда не применялся.) После операции Н. М. стал жить только в настоящем времени. Он мог помнить события, предметы или людей ровно столько, сколько они удерживались в его памяти. Если вы, поболтав с ним, выходили из комнаты и через несколько минут возвращались, он не помнил, что видел вас когда-нибудь прежде.

Н. М. хорошо те события в своей жизни, которые происходили до операции. Информация, хранившаяся в его долговременной памяти, - во всяком случае та, которая уже находилась там за один- три года до операции, -не была утрачена. Тот факт, что амнезия у Н. М. распространялась на события, про исшедшие за -2 года до операции, но не на более ранние, указывает на то, что следы памяти, по-видимому, могут претерпевать изменения спустя какое-то время после их образование.

Гиппокамп находится в височной доле мозга. Судя по не которым данным, гиппокамп и медиальная часть височной доли, играют роль в процессе закрепления, или консолидации, следов памяти. Под этим подразумеваются те изменения, физические и психологические, которые должны произойти в мозгу, для того чтобы полученная им информация могла перейти в постоянную память. Даже после того, как информация уже поступила в долговременную память, некоторые ее части могут подвергаться преобразованию и даже забываться, и только после этого реорганизованный материал отправляется на постоянное хранение. Наш мозг хранит намного больше информации, чем мы того хотим или в том нуждаемся. Доступ к этой информации и ее извлечение из памяти - вот в чем главная трудность.

Привычные читатели никогда не читают по буквам или да же отдельными словами; они охватывают одновременно группы слов.

По-видимому, гиппокамп и медиальная височная область участвуют в формировании и организации следов памяти, а не служат местами постоянного хранения информации. Н. М., у которого эта область мозга была разрушена, хорошо помнил события, происшедшие более чем за 3 года до операции, и это показывает, что височная область не является местом длительного хранения следов. Однако, она играет роль в их формировании, о чем свидетельствуют потеря у Н. М. памяти на многие события, происходившие в последние 3 года до операции.

Подобные данные получены и при исследовании больных после электрошоковой терапии (ЭШТ). Известно, что электрошок оказывает особенно разрушительное воздействие на гиппокамп. После электрошока больные, как правило, страдают частичной амнезией на события, происходившие в течение нескольких предшествующих лечению лет. Память о более давних событиях сохраняется полностью.

Лэрри Сквайр (Squire, 984) высказал предположение, что в процессе усвоения каких-либо знаний височная область устанавливает связь с местами хранения следов памяти в других частях мозга, прежде всего в коре. Потребность в таких взаимодействиях может сохраняться довольно долго - в течение нескольких лет, пока идет процесс реорганизации матери ала памяти.

По мнению Сквайра, эта реорганизация связана с физической перестройкой нервных сетей. В какой-то момент, когда реорганизация и перестройка законченны и информация постоянно хранится в коре, участие височной области в ее закреплении и извлечении становится ненужной.

Список литературы:

Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер "Мозг, разум, поведение", М., 1988

Подобные документы

    Классификация видов памяти. Формы расстройств памяти при травмах головного мозга, тяжелых гипоксиях, сумеречных помрачениях сознания. Клинические варианты конфабуляции. Врожденные нарушения интеллекта. Показатели уровня интеллекта по тесту Векслера.

    лекция , добавлен 06.09.2010

    Патопсихологические и нейропсихологические особенности при органических патология сосудистого генеза. Виды патологий памяти. Нарушение динамики мнестической деятельности, опосредованной памяти, мотивационного компонента памяти, интеллекта и внимания.

    дипломная работа , добавлен 06.05.2011

    Значение памяти в жизнедеятельности человека, характеристика ее видов. Возникновение когнитивных расстройств у лиц пожилого возраста. Признаки ухудшения познавательных функций. Нейропсихологическое исследование и лечение больных с нарушениями памяти.

    доклад , добавлен 11.05.2011

    Современные подходы к проблеме памяти в психолого-педагогической литературе, актуальность проблемы. Физиологические основы памяти. Особенности памяти у детей с проблемами интеллектуального развития. Жизненные перспективы детей с отклонениями.

    дипломная работа , добавлен 26.11.2004

    Первичные речевые зоны коры. Структуры мозга, участвующие в речевой функции. Временные виды памяти, фазы ее работы. Медленный и быстрый сон. Проявления и значение эмоций. Степени состояния напряжения. Категории двигательных актов. Виды поведения.

    презентация , добавлен 26.01.2014

    Психические расстройства при церебральном атеросклерозе. Непсихические нарушения: неврозоподобные симптомокомплексы, психопатоподобные изменения личности. Астенодепрессивная симптоматика. Особенности нарушения памяти и внимания. Дифференциальный диагноз.

    контрольная работа , добавлен 28.06.2012

    Влияние табачной зависимости на состояние памяти человека: теоретический обзор проблемы. Физико-химический механизм курения. Состав табачного дыма. Причины и последствия табачной зависимости. Воздействие курения на мозг и нервную систему человека.

    реферат , добавлен 19.10.2012

    Память здоровых и больных детей дошкольного возраста. Понятие респираторных заболеваний. Классификация неспецифических заболеваний у детей. Исследование непосредственной памяти. Анализ создаваемых при опосредствовании связей, типов воспроизведения.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Теоретические основы процессов роста и развития организма. Особенности высшей нервной деятельности детей младшего школьного возраста. Антропометрические методы исследования физического развития детей и подростков. Проблема памяти в позднем онтогенезе.

    реферат , добавлен 01.02.2011

    Изучение видов нарушений высшей нервной деятельности. Агнозия - нарушение процессов узнавания при сохранении чувствительности и сознания. Апраксия - нарушение целенаправленности и плана действий. Классификация нарушений речи, памяти, внимания мышления.