Венерические заболевания

Исследования заболевания позвоночника у детей школьного возраста. Искривление позвоночника детей школьного возраста и меры профилактики данного заболевания

Содержание

Патологическое искривление позвоночника вправо или влево, приводящее впоследствии к увеличению физиологических изгибов и скручиванию позвонков, называется сколиозом. Это распространенное заболевание среди детей школьного возраста, которое отражается не только на внешнем виде, но и влечет за собой ряд серьезных недугов.

По типу проявления сколиоз у ребенка бывает врожденным и приобретенным. Первый проявляется еще в процессе внутриутробного развития. Врожденное искривление позвоночного столба характеризуется нарушением развития межпозвонковых дисков, хрящевых тканей, костного скелета. Начиная с 7-летнего возраста возможно диагностирование заболевания, поскольку в этот период происходит проявление его внешних признаков:

  • аномальные отклонения в пояснично-крестцовом отделе;
  • излишняя худоба;
  • слабый мышечный корсет;
  • асимметричное расположение таза и ног;
  • выгнутая форма спины;
  • холодные конечности с повышенной потливостью.

Приобретенный сколиоз формируется у здорового ребенка под воздействием неблагоприятных факторов. Появляется патология в результате:

  • неправильной осанки;
  • ношения тяжестей;
  • неактивного образа жизни;
  • длительного сидения в неправильной позе;
  • дефицита витаминов;
  • травмы и/или опухоли позвоночника.

Разновидности

Искривление позвоночника у ребенка классифицируют, исходя из времени начала заболевания и локализации деформации позвоночного столба. В зависимости от возраста, в котором начался сколиотический процесс, врачи выделяют следующие виды болезни:

  • Инфантильный. Развивается у младенцев от рождения до 3 лет.
  • Ювенильный. Начинается в возрасте 3-10 лет.
  • Адолесцентный. Время начала сколиоза у детей школьного возраста от 10 до 14 лет.

По локализации патологического процесса болезнь делится на шейный (чаще врожденный), грудной, поясничный, грудопоясничный и комбинированный (чаще приобретенный) сколиоз. По количеству сколиотических дуг патология разделяется на:

  • С-образную. Характеризуется искривлением одной дуги. Самый распространенный сколиоз у детей школьного возраста.
  • S-образную. Представляет собой искривление позвоночного столба в двух отделах на две стороны.
  • Z-образную. Наблюдается искривление трех сколиотических дуг: серединная – в одной стороне, а две другие – в противоположной. Это самый тяжелый случай, который лечится исключительно хирургическим путем.

В зависимости от причин, вызвавших заболевание, и его происхождения, сколиоз делится на несколько групп. Среди них:

  1. Мышечный. Формируется вследствие патологии связочного и мышечного аппарата, к примеру, при врожденном вывихе бедра, кривошее, контрактуре коленного или тазобедренного сустава.
  2. Неврогенный. Развивается в результате перенесенного полиомиелита, травмы спинного мозга, детского церебрального паралича или других заболеваний нервной системы.
  3. Диспластический. Это врожденные сколиотические изменения позвоночника, которые возникают из-за отхождений от нормы костных структур и позвонков.
  4. Идиопатический. Причины возникновения патологий данной группы еще не установлены. Замечено, что идиопатические сколиозы развиваются чаще у детей школьного возраста.

Также существует несколько клинико-рентгенологических классификаций искривления позвоночника по степени выраженности. Российские врачи пользуются системой, составленной в 1973 году отечественным травматологом Чаклиным В.Д.:

  • Сколиоз 1 степени. Боковое искривление заметно в вертикальном положении тела пациента, а в горизонтальном – исчезает. Угол искривления позвоночного столба – от 5 до 10°
  • Сколиоз 2 степени у детей. Более выражена боковая деформация, которая не исчезает в положении лежа. Угол кривизны – 11-25 °
  • Сколиоз 3 степени. Значительно выражено боковое искривление позвоночника, которое сочетается с уже сформировавшейся компенсаторной дугой. Угол искривления позвоночника – 26-50°
  • Сколиоз 4 степени. Помимо костно-мышечных деформаций наблюдаются нарушения работы внутренних органов. Угол искривления от 50°.

Признаки

Дети школьного и дошкольного возраста с искривлением позвоночника 1 и 2 степени никаких жалоб не предъявляют. Окружающим все равно заметна всегда опущенная голова, сведенные плечи, асимметрия спины, сутулость. При сколиозе 3-4 степени ребенок начинает жаловаться на:

Со временем у школьника нарастает скованность движений, он быстро утомляется, становится невнимательным. Дети младшего возраста могут часто терять равновесие, спотыкаться. Искривление позвоночного столба – это не только физический дефект, но и косметический. Школьники старшего возраста из-за этого могут впадать в депрессию. У них зачастую портятся отношения со сверстниками и родителями, падает самооценка.

Последствия

Деформация позвоночника протекает менее агрессивно, если началась у ребенка в 10-12 лет. Заболевание, появившееся в возрасте до 6 лет, имеет, как правило, прогрессирующее течение, которое сопровождается ранним искривлением, поэтому полностью вылечить такую форму болезни невозможно. Для девочек со сколиозом прогноз в плане беременности благоприятен, поскольку разработаны комплексы упражнений, подготавливающих женщину к родам, облегчающих вынашивание ребенка.

Юноши призывного возраста с таким диагнозом не подлежат призыву в вооруженные силы или имеют ограничения, что определяется степенью выраженности искривления позвоночного столба. Иногда сколиоз несет опасные и необратимые последствия для детей школьного возраста. Осложнения могут быть следующими:

  • возникновение горба на ребрах;
  • нарушение функционирования и развития внутренних органов;
  • чрезмерная асимметрия таза;
  • деформация грудины;
  • нарушение дыхания;
  • ослабление брюшных мышц.

Диагностика

Заподозрить сколиоз у детей школьного возраста и направить на дальнейшее обследование могут участковый педиатр, врач учебного заведения, детский невролог, хирург, физиотерапевт, дерматолог и другие специалисты. Для постановки диагноза доктор осматривает ребенка спереди, сзади, с обоих боков, в положении стоя, наклона, сидя, лежа. При наличии признаков деформации позвоночного столба врач с помощью сколиозометра определяет степень искривления в градусах.

Если отклонение от вертикальной оси составляет более 5-7°, то пациент направляется на более детальную диагностику. Методы обследования:

  • Рентген в горизонтальном и вертикальном положении в двух проекциях.
  • КТ или МРТ позвоночного столба дает более детальную информацию.
  • Миелография назначается по необходимости для исключения межпозвоночных грыж, опухолей спинного мозга и других патологических процессов.

Лечение сколиоза у детей

Терапевтическая тактика выбирается для каждого ребенка индивидуально. Схема лечения определяется возрастом, степенью выраженности болезни, сопутствующими заболеваниями. Все методики делятся на консервативные и хирургические. К первым относится ортопедический режим (контроль осанки, сон на твердой поверхности и прочее), ношение корсета, лечебная физкультура, массаж, физиотерапия, мануальная терапия.

Если сколиоз не прогрессирует и находится на 1 или 2 стадии, то все мероприятия проводятся для уменьшения нагрузки на позвоночник. Школьнику назначаются только консервативные методы лечения. Для врачей главное – не допустить развития болезни. Если патологический процесс прогрессирует, угол искривления достиг 40° и нарушены функции внутренних органов, то показано хирургическое вмешательство. Операцию стараются делать в школьном возрасте от 10 до 14 лет, поскольку этот промежуток считается оптимальным для исправления позвоночного столба.

Упражнения

Цели лечебной физкультуры при сколиозе – сократить нагрузку на позвоночный столб, укрепить мышечный каркас, восстановить баланс мышечно-связочного аппарата и выровнять осанку. Корректирующие упражнения назначаются каждому школьнику индивидуально. Главное условие – регулярность занятий: 2 раза/день по 10-15 минут. Пример упражнений для позвоночника:

  1. В положении стоя локти разведите в стороны, руки согнув к плечам. Совершайте ими вращательные движения по часовой стрелке полминуты. Делайте два подхода с 10 секундным перерывом.
  2. В положении лежа животом вниз, приподнимите конечности, пытаясь их удержать в воздухе максимальное количество времени.
  3. Встаньте на четвереньки. Вытяните назад левую ногу, а правую руку – вперед. Зафиксируйтесь на несколько секунд, вернитесь обратно. Повторите то же упражнение с другой рукой и ногой.

Корсетирование

Такой метод лечения сколиоза применяется при 2 и 3 степени заболевания, так как в этот период угол искривления превышает 20°. Ношение корсета может назначаться и при условии прогрессирования патологического процесса у ребенка школьного возраста. Средства для поддержки осанки используют сначала по 30 минут/день, но постепенно общая продолжительность нарастает до 4 часов/сутки. Важно выполнять всю физическую нагрузку на позвоночник строго в корсете.

К выбору ортопедического изделия нужно подходить с осторожностью, поскольку он может доставлять маленькому пациенту дискомфорт, натирать кожу. Для уменьшения болевых ощущений натертые места необходимо постоянно смазывать мазями и надевать под корсет хлопчатобумажное или льняное бесшовное белье. Со временем ребенок привыкает к его ношению, неприятные ощущения пропадают.

Иппотерапия

Лечение во время езды на лошади редко используется, но показывает отличные результаты. Иппотерапия является идеальной тренировкой для тела ребенка со сколиозом. При этом мышечный тонус симметрично формируется с двух сторон. Начинается терапия с ходьбы лошади, во время которой ноги школьника опираются на стремена, работают в такт движению. Пружинный эффект укрепляет ягодичные мышцы, способствует улучшению кровоснабжения. Иппотерапия проводится под наблюдением физиотерапевта. Чтобы всадник не упал, специалист фиксирует его к лошади с помощью специальных ремней.

Массаж

При сколиозе детям школьного возраста всегда назначают массаж. Он помогает сформировать мышечную память. Даже после удачно проведенного лечения есть риск, что эффект будет длиться недолго, ведь мышцы запомнили искривленное состояние позвоночника. Массаж, проводимый периодически, будет возвращать поверженный сегмент позвоночного столба в исходное положение.

Методика массирования для сколиоза отличается несимметричностью: для каждого участка свои действия. Для тонизирования мышц применяют растирание, разминание и вибрацию. Для расслабления напряженных участков – растирание и поглаживание. Массажист при проведении сеансов должен учитывать весь комплекс факторов: отдел повреждения (шейный, поясничный, грудной), вид и степень заболевания, возраст ребенка. Средний курс лечения массажем – 10-20 сеансов с перерывом в полгода.

Оперативное вмешательство

Если желаемый эффект не наступает после консервативного лечения сколиоза, то детям школьного возраста назначают хирургическое вмешательство. Лечение подразумевает имплантацию специальных приспособлений (эндокорректоры, дистракторы и прочие) в грудную клетку. Они фиксируют позвоночник в максимально выпрямленном состоянии. Операции всегда предшествует вытяжение позвоночного столба (тракция). Другие способы хирургического лечения:

  • костно-пластическая операция (резекция позвонков);
  • мобилизирующая хирургия (удаление межпозвонкового диска);
  • косметическая операция (резекция угла лопатки, горба).

Профилактика

Для предотвращения признаков развития сколиоза необходима своевременная профилактика заболевания, особенно у детей школьного возраста. Лучшее предотвращение искривления позвоночника – это здоровый образ жизни. Профилактические меры включают в себя:

  • правильное положение тела во время учебы;
  • постоянное слежение за осанкой;
  • сбалансированный рацион питания;
  • Статья обновлена: 13.05.2019

Детский позвоночник нужно беречь и принимать все меры, предупреждающие его заболевания. Болезней позвоночника много, но характерные школьникам, можно выделить лишь несколько. Все они похожи, поскольку неправильная осанка, когда ребёнок сидит за партой, распределение нагрузки или не подходящий ранец, ушибы и падения, приводят к одним и тем же проблемам.

Заболевания позвоночника у детей

Самыми распространёнными заболеваниями школьника, связанными с позвоночником, можно назвать такие:

  • Остеохондроз – заболевание, деформирующее хрящевую ткань, превращая её в твёрдую, костную. Остеохондроз заставляет дегенерировать межпозвоночные диски, поражает хрящевую, и прилегающую к ней мягкую ткань. Ранее это заболевание было присуще лишь лицам, достигшим возраста 30 лет. Теперь же и наследственность, и образ жизни сделали эту болезнь всевозрастной. Отсутствие подвижности, травмы позвоночника, а так же неумеренные нагрузки на хребет, делают остеохондроз проблемой детей школьного возраста. Нужно помнить, что лечение позвоночника детей отличается от лечения взрослого человека.
  • Кифоз . Эту болезнь называют «болезнь Квазимодо», то есть позвоночник деформируется таким образом, что на спине, и только сзади, образует выпуклость.
  • Остеопороз называют заболеванием старости, но всё решается родителями в школьном возрасте. В общем, остеопороз – недостаток, причём острый, кальция в костях, что приводит к их ломкости, косточки становятся хрупкими и неправильно развиваются, с возрастом образуются разнообразные деформации позвоночника.

Методы лечения позвоночника детей

  • Остеохондроз. Лечение данного заболевания может определить только врач-хирург, поскольку в зависимости от стадии его развития, назначаются лекарственные средства, физиотерапия и специальная гимнастика, массажи, особенно лёгкие, а так же правильное питание, насыщенное кальцием и витаминами.
  • Кифоз. Заболевание следует лечить только под присмотром врача. Показана специальная гимнастика и лечебная физкультура, массажи. Если кифоз возник вследствие перелома позвоночника, следует обратиться к хирургу, который по средствам операционного вмешательства зафиксирует позвоночник, чем предупредит дальнейшее развитие заболевания.
  • Остеопороз. Заболевание следует предупреждать правильным питанием, дополнительными курсами приема кальция (приобретается в аптеке, прописывается с жирами, например, рыбьим, и витамином Д, поскольку без него кальций не усваивается организмом). Правильное питание, отсутствие сильных физических нагрузок, лечебная физкультура и гимнастика, чтобы укрепить и увеличить силу мышечной ткани, лёгкий спорт, например, плавание.

Какие методы лечения позвоночника противопоказаны детям

Часто лечение позвоночника детей оказывается не эффективным из-за мнения, что занятия спортом и много физической нагрузки, обязательно укрепят мышцы и не дадут позвоночнику развиваться не правильно. Детям, имеющим проблемы с позвоночником, противопоказана сильная физическая и моральная нагрузка, им необходимо равное количество отдыха и учёбы, необходим правильный ортопедический ранец, а так же свежий воздух и полный комплекс витаминов, минералов.

Ни в коем случае не занимайтесь самолечением, не делайте массажи и не прописывайте гимнастику, правильные упражнения и советы может дать только хороший и опытный детский врач, и специалист по ЛФК.

Министерство образования Республики Башкортостан

Муниципальное учреждение «Городской отдел образования городского округа

Сибай Республики Башкортостан»

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Экологический проект

Искривление позвоночника детей школьного возраста

и

меры профилактики данного заболевания.

Работу выполнили ученицы 8б класса

Муллагулова Карина и Гордеева Анастасия.

Руководитель : учитель биологии

Симонова Нелля Салаватовна

Сибай 2012 г.

1. Введение

- Актуальность:

Данное заболевание встречается чаще, чем об этом думают. Сколиоз не всегда проявляется внешне. Но сколиоз и сутулость ведет к ряду тяжелейших заболеваний, влияет на работу внутренних органов, делает фигуру некрасивой, а так же противопоказано для некоторых профессий. Надо отметить, что к заболеванию не уделяется должное внимание, многие вообще не знают, если у него это заболевание или нет; не знают, как влияет это заболевание на работу организма.

- Цель исследования:

Выявить, сколько учащихся имеют заболевание сколиоз, и определить меры профилактики.

2. Обзор литературы

Сколиоз ( греч. skoliosis - искривление, от skolios – кривой ) - это боковое искривление позвоночника. Относится сколиоз к таким анатомическим нарушениям, как сутулость, спондилез и деформация грудной клетки.
Сколиоз приносит вред тем, что, искривляя позвоночник, зажимает коммуникацию нервной системы, а при разрастании любого сегмента происходит смещение, натяжение или передавленность внутренних органов.

При развитии сколиоза - межпозвонковые диски, подвергаясь с одной стороны высокому давлению, а с другой низкому, сдвигаются в сторону низкого давления, чем увеличивают уже имеющуюся асимметрию тела. Сдвинутые, даже минимально, межпозвонковые диски, раздражают окружающие их нервные корешки, в том числе и вегетативные, которые регулируют обменные процессы в кровеносных сосудах, мышцах и внутренних органах, что приводит к развитию многих болезней: кардиалгии, дисфункции желчного пузыря и простаты, бронхоспазмам, ангиоспазмам с последующим развитием инфаркта, холецистита, простатита, бронхиальной астмы.

Приобретенный S -образный сколиоз, если Вы не обратились в центр, и опытный мануальный терапевт не вылечил его, как правило, прогрессирует. Но сколиоз мало кто замечает, так как он всегда прогрессирует в противоположной стороне, но уже ниже от первоначального искривления. Так происходит стабилизация или балансировка организма. Но это уже S образный сложный сколиоз.
Ускорение в разрастании S сложного сколиоза зависит от интенсивности нагрузки.

Таблица нарушений взаимосвязей между позвонками и внутренними органов.

Номер позвонка

Органы и части тела, функция которых зависит от правильного положения позвонка

Симптомы и патологические состояния, возникающие при неправильном положении позвонка

I. ШЕЙНЫЙ ОТДЕЛ ПОЗВОНОЧНИКА

Гипофиз, кровоснабжение головы, кожа головы, кости лица, мозг, внутреннее и среднее ухо, симпатическая нервная система.

Головокружение, головная боль, проблема со сном, насморк, повышенное артериальное давление, мигрень, нервные срывы, амнезия (утрата памяти), хроническая усталость, нервозность.

Лоб, глаза, глазные нервы, слуховые нервы, полости, сосцевидные отростки (височные кости), язык.

Заболевание полостей, аллергия, косоглазие, глухота, глазные болезни, ушные боли, обмороки, некоторые виды слепоты.

Лицевой нерв, щёки, внешнее ухо, кости лица, зубы.

Невралгия, неврит, угри или прыщи, экзема

Нос, губы, рот, евстафиева труба

Нарушение слуха, увеличенные аденоиды, сенная лихорадка, катар.

Боль в горле, ларингит, хрипота, паратонзиллярный абсцесс.

Шейные мышцы, плечи, миндалины

Ригидность затылочных мышц, тонзиллит, боль в верхней части руки, в плечах, в затылке.

Щитовидная железа, плечевые синовиальные сумки, локтевой сустав

Гипертиреоз, нарушение подвижности в плечах и локтях, бурсит, простуда, болезни щитовидной железы

II.ГРУДНОЙ ОТДЕЛ ПОЗВОНОЧНИКА

Руки (от локтя до кончиков пальцев), пищевод и трахея.

Астма, кашель, затруднённое дыхание, отдышка, боль в руках (от локтя и ниже).

Сердце (включая клапаны), коронарные артерии.

Аритмия, ишемическая болезнь, функциональные сердечные заболевания и некоторые болезни груди.

Лёгкие, бронхиальные трубки, плевра, грудь, груди.

Бронхит, плеврит, пневмония, гиперемия, грипп.

Желчный пузырь, общий желчный проток.

Камни в желчном пузыре, болезни желчного пузыря, желтуха, опоясывающий лишай.

Печень, солнечное сплетение, кровь.

Болезни печени, лихорадка, низкое артериальное давление крови, анемия, нарушение кровообращения, артрит.

Желудок.

Желудочные болезни, включая: спазмы желудка, гастриты, язвы, несварение, изжога, диспепсия.

Поджелудочная железа, двенадцатиперстная кишка.

Диабет, язва, гастрит, расстройство пищеварения и стула.

Селезёнка, диафрагма.

Пониженная сопротивляемость, расстройство пищеварения, нарушение дыхания.

Надпочечник и надпочечные железы.

Аллергические реакции, крапивница, слабость иммунной системы.

10Г

Почки.

Болезни почек, затвердение артерий, хроническая усталость, нефрит, пиелит (воспаление почечной лоханки).

11Г

Почки, мочеточники.

Расстройство мочеиспускания, болезни кожи, например: угри, прыщи, экзема фурункулы.

12Г

Тонкая кишка, фаллопиевы трубы, лимфатическая система.

Ревматизм, боль в животе (при метеоризме), нарушение пищеварения, заболевания женских половых органов, некоторые виды бесплодия.

III. ПОЯСНИЧНЫЙ ОТДЕЛ ПОЗВОНОЧНИКА

Толстая кишка, паховые кольца.

Запор, диарея, колит, дизентерия, некоторые виды прободений и грыж.

Слепая кишка, аппендикс, брюшная полость, низ живота, верхняя часть ноги.

Аппендицит, кишечные колики, судороги, затруднённое дыхание, ацидоз (нарушение кислотно-щелочного равновесия в организме).

Половые органы, матка, мочевой пузырь, колени.

Болезни мочевого пузыря, расстройство менструального цикла (болезненная или нерегулярная менструация), выкидыши, мочеиспускание в постели, импотенция, изменения жизненных симптомов, сильные боли в коленях.

Предстательная железа, поясничные мышцы, седалищный нерв.

Боли в коленях, стопах; боли в пояснице: ишиас, люмбаго; трудное, болезненное или слишком частое мочеиспускание;.

Нижняя часть ноги, голени, лодыжки, ступни

Плохое кровообращение в ногах, опухание лодыжек, слабые лодыжки и подъёмы ступней, холодные ноги, слабости в ногах, судороги ножных мышц.

IV. КРЕСТЕЦ.

Тазобедренные кости, ягодицы.

Боли в крестце, заболевания крестцово-подвздошного сочленения, искривления позвоночника.

V. КОПЧИК.

Прямая кишка, задний проход.

Геморрой, зуд, нарушение функций тазовых органов, боли в копчике в сидячем положении.

3. Объект и методика проведения:

    Составить вопросы - тест:

2)Какой у вас портфель- ранец или сумка?

3)Есть ли у вас заболевание сколиоз?

4)Испытываете ли вы боли и напряжение в спине?

5)Сколько времени уходит на подготовку домашнего задания?

а) 1 час

б) 1-2 часа

в) 3-4 часа

6)На чем вы предпочитаете спать?

а) ортопедический матрац

б) мягкий матрац или перина

в) на жесткой поверхности

7)Если у вас имеется заболевание сколиоз, принимаете ли вы

какие – либо меры для устранения заболевания?

8)Знаете ли вы о мерах профилактики заболевания сколиоз?

2)Выбрать объект изучения: 10-11 классы

Мальчики: болеют- 6чел., здоровы-7чел.

Девочки: болеют-17чел., здоровы-23

3)Провести тестирование среди учащихся 10-11 классов.

4)Обработать данные.

5)Составить диаграммы и таблицы.

6)Подвести итоги.

4. Результаты исследования

Диаграмма состояния здоровья учащихся 10-11 классов во время учебы в школе

1)Занимаетесь ли вы регулярным спортом? (Да, нет)

2) Какой у вас портфель: а) ранец б) сумка

3) Испытываете ли вы боли и напряжение в спине

4)Знаете ли вы о мерах профилактики заболеваний: сколиоз и сутулость (да или нет)

5) На чем вы предпочитаете спать?

А) ортопедический матрац

Б) мягкий матрац или перина

В) на жесткой поверхности

Сколько времени уходит на подготовку домашнего задания?

а) 1 час

б) 1-2 часа

в) 3-4 часа

Особую тревогу в настоящее время вызывает широкое распространение среди детей дефектов и заболеваний опорно-двигательной системы, таких как сколиоз, нарушение осанки, плоскостопие.

Нарушение осанки в детском и подростковом возрасте встречается у 45-50 % детей, сколиоз - у 7-12 % детей.

Наиболее распространенная форма нарушения осанки – сутулость, которая затрудняет работу сердца, легких, диафрагмы, может появиться близорукость и другие заболевания. Чаще всего нарушение осанки может быть вызвано неправильным положением сидя, стоя, лежа, а также привычкой носить тяжелый портфель в одной руке. Крайне неблагоприятно на формирование осанки сказывается не до конца излеченный рахит, мышечная кривошея, дисплазия тазобедренных суставов.

Чем раньше выявлены дефекты и чем раньше началась их коррекция под руководством опытного методиста по лечебной физкультуре, тем большего эффекта можно добиться.

Правильно организованный двигательный режим, активная и разнообразная физическая деятельность – основа профилактики нарушения осанки, сколиоза.

Очень важно правильно подобрать мебель для ребенка, она должна соответствовать его росту. Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать с левой стороны.

Если Вы обнаружите какие-либо дефекты в осанке ребенка, можете обратиться в детскую поликлинику по месту жительства. Также в городе работает отделение лечебной физкультуры при городской поликлиники, где опытные специалисты подберут индивидуальный комплекс лечебной гимнастики.

Необходимо соблюдать 10 золотых правил “спинальной школы” по Kramer (1986)

1. Ты должен двигаться.
2. Держи спину прямо
3. Упражняйся в ходьбе в согнутом (на корточках) положении.
4. Не поднимай тяжелых предметов.
5. Распределяй груз и держи его ближе к туловищу.
6. Избегай вращения в поясничном отделе позвоночника с одновременным наклоном вперед.
7. Не стой с выпрямленными ногами.
8. В положении лежа согни ноги.
9. Занимайся спортом: плавание, бег, велосипед.
10. Тренируй ежедневно мышцы позвоночника.

6. Список литературы:

1. Большая медицинская энциклопедия том 23 стр. 386-389

2. Журнал «Здоровье» N 6 1986г.

3. Журнал «Здоровье» N 8 1986г.

4. Напалков П.Н. Смирнов А.В. Шрайбер М. Г., Хирургические болезни, Медицина 1969г., стр. 256-257

5. Журнал «Сила и красота» N 8 1995г.

7.Приложение

УПРАЖНЕНИЯ ПРИ СУТУЛОСТИ

1. И.П. - стоя ноги вместе, руки в стороны.
Поднять руки вверх, подняться на носки. Максимально потянуться вверх, прогибая грудной отдел вперёд, удерживать это положение 5-10 сек. 3-5 раз.

2. И.П. - стоя ноги вместе, руки на пояс .
Отведение плеч назад, прогибая грудной отдел вперёд, удерживать это положение 5-10 сек. 3-5 раз.

3. И.П. - то же.
Наклон туловища вперед, прогибая грудной отдел вперёд, удерживать это положение 5-10 сек. 3-5 раз.

4. И.П. лежа на спине, руки в замок за голову.
Поднимать прямые ноги до угла 45°, удерживать это положение 5-10 сек. 3-5 раз.

5. И.П. - лежа на спине, руки ладонями вниз положите под ягодицы. Поднимите одновременно обе прямые ноги вверх, затем опустите, 20-30 раз. Для ослабленных пациентов рекомендуется в течение нескольких недель поднимать ноги по очереди, подтягивая их в согнутом виде к животу.

6. И.П. - лежа на спине, руки вдоль туловища.
Опираясь на локти, максимально прогнуться в грудном отделе позвоночника, удерживать это положение 5-10 сек. 3-5 раз.

7. И.П.- лежа на животе, руки в упоре на пол.
Выпрямляя руки, максимально прогнуться в грудном отделе позвоночного столба, посмотреть вверх, удерживать это положение 5-10 сек. 3-5 раз.

8. И.П. - лежа на животе, руки вдоль туловища. «Лодочка»
Максимально прогнуться в спине, поднимая плечи и прямые ноги от пола, удерживать это положение 5-10 сек., 3-5 раз.

9. И.П. - стоя на четвереньках. «Кошечка с прогибом»
Не сгибая рук, прогнуться в грудном отделе позвоночника вперед и вниз, стараясь достать грудью до пола, удерживать это положение 5-10 сек., 3-5 раз.

10. И.П. - стоя на четвереньках. «Кошечка в движении»
Сгибая руки, прогнуться в грудном отделе позвоночника вперед и вниз, слегка подавая туловище вперед, затем, выпрямляя руки, вернуться назад. 3-5 раз.

11. И.П. - лёжа на спине. Упражнение с отягощением.
И.П. лежа на спине, под лопатки подложите книжку толщиной 2–3 см. В руках – груз. Для женщин – 0,5 кг, для физически крепких мужчин – 1,5 кг.
Движения – прямыми руками, вначале вдоль тела, – от бёдер за голову, одновременно и попеременно. Затем разведения руками, одновременно и попеременно. Увеличивайте нагрузку и амплитуду постепенно.

При выполнении упражнений следует постоянно следить за осанкой. Занятия гимнастикой не могут полностью исправить кифоз, они лишь способны предотвратить бурное прогрессирование заболевания и повысить функциональные возможности позвоночника.


Заболевания позвоночника у детей и подростков тем и коварны, что зачастую застают родителей врасплох. Чтобы не сражаться впоследствии со страшными диагнозами, надо с младенчества учить ребенка держать спину правильно. А по мере взросления объяснить, как нужно поднимать тяжести и переносить их.

Cтатистика печальна: более семидесяти процентов детей страдают от нарушения осанки. Более десяти процентов - от сколиоза . Важно вовремя выявить проблему, поэтому чаще осматривайте ребенка на предмет возможного искривления. Если появились подозрения, нужно сразу обратиться к ортопеду, который назначит лечение.

Увы, именно в школьном возрасте, когда дети особенно быстро растут и набирают вес, они получают еще и . Проблема в том, что в этом возрасте и сам ребенок, и его позвоночник, не могут справиться с такими нагрузками. И это уже задача родителей - стараться, чтобы школьник не был перегружен, таская рюкзак. Вес, который ребенку можно поднимать, должен составлять не больше десяти процентов от его собственного веса. Конечно, есть и другие причины искривления позвоночника, помимо тяжелого рюкзака.

Причины болезней позвоночника

Главные причины того, что у ребенка развиваются заболевания позвоночника:

1.Вирусные инфекции, болезни и травмы будущей мамы, неправильный рацион беременной женщины.

  1. Родовая травма и другие патологии во время родов. Смещения и блоки позвонков во время кесарева сечения. Не случайно новорожденного должен сразу посмотреть остеопат.
  1. Еще одна причина, провоцирующая заболевания позвоночника - постнатальная патология. Это могут быть как случайные травмы, так и слабая активность ребенка, его лишний вес и нелюбовь к физкультуре. В числе негативных факторов - ношение тяжестей, укоренившаяся привычка неправильно ходить, вредное для позвоночника положение, когда ребенок спит. А также — любовь к фастфуду, несбалансированный пищевой рацион.

Профилактика заболеваний позвоночника у детей

Если заболевания позвоночника у ребенка уже есть, надо приступить к занятиям лечебной физкультурой сразу, не откладывая в долгий ящик. Иначе нарушения осанки и более серьезные проблемы будут лишь прогрессировать. Поэтому следует обязательно включить в распорядок дня ребенка сеансы специальной физкультуры, массажа, иногда - остеопатию.

Как профилактика болезней позвоночника хорошо работает плавание . Неплохо себя зарекомендовали минеральные ванны, улучшающие обменные процессы в костной ткани позвоночника. Тем самым риск, что заболевания позвоночника коснутся ребенка и будут прогрессировать, сведутся к минимуму. Кроме того, плавание и грязелечение снижают возможность раннего развития такой болезни, как .

Стимулируя ребенка заниматься спортом, гимнастикой или плаванием, нужно следить, чтобы нагрузки при этом не были чрезмерными и резкими. Начинать надо с малого, с посильных упражнений, в идеале - с под руководством инструктора, который составит программу с учетом особенностей вашего ребенка.

Кроме того, препарат содержит уникальный природный компонент, нужный для костей и хорошего гормонального фона. Также в его составе хорошо сбалансированы все нужные и микроэлементы , что укрепляет иммунитет и способствует полноценному усвоению . А это очень важно для здоровья позвоночника. Ну и дополнительный плюс, весьма актуальный осенью - защитит ребенка от вирусов гриппа и от простудных заболеваний.

Профилактика болезней позвоночника - важна любая мелочь!

Если Вы хотите избежать заболеваний позвоночника у своего ребенка, важно обращать внимание на каждую мелочь. Комната ребенка должна быть отлично освещена. Дополнительная лампа на столе, его правильная высота, а в отдельных случаях особенный стол для исправления осанки школьника - всё это обязательно нужно учитывать.

Спальное место также обязано отвечать определенным требованиям. Выбирая , предпочтение отдавайте твердому и ровному. Пусть вес ребенка распределяется равномерно, тогда расслабление мышц тоже будет максимальным. Плохо, если ребенок спит на мягкой кровати - это спровоцирует заболевания позвоночника.

Школьному ранцу также нужно уделить особое внимание: выбирайте ранец с твердой спинкой и широкими ремнями, которые можно регулировать. Он не должен висеть чересчур низко, а ширина его не должна превышать ширину плеч. Объясните подростку, что нельзя носить рюкзаки на одном плече, что особенно важно для девочек. Иначе избежать будет сложно.

ПОЛЕЗНО УЗНАТЬ:

О ЗАБОЛЕВАНИЯХ СУСТАВОВ

Именно она объясняет личную заинтересованность автора данной работы в детальном изучении уже имеющейся информации по проблеме сколиоза и попытку исследовать распространенность и структуру этой патологии в пределах собственной школы.

По мере же ознакомления с литературой, данными медицинских осмотров, по ходу собственных наблюдений, возник вопрос: «Какой комплекс мероприятий наиболее рационален для борьбы со сколиозом, если уже известные и даже избитые фразы об осанке, практически абсолютное знание каждым учеником, как нужно сидеть за партой, наличие групп лечебной физкультуры не искореняют проблему сколиоза».

Сколиотическая болезнь возникает в период роста позвоночника. Поэтому сколиоз – проблема, часто встречающаяся именно у школьников. Это подтверждают данные ежегодных медицинских осмотров учащихся в нашей школе.

Поразителен тот факт, что существует возможность эффективной борьбы с данным заболеванием и меры этой борьбы доступны каждому. Однако, вместо того, чтобы изменить образ жизни после постановки диагноза: сколиоз и проявить упорство в сопротивлении этому недугу, учащиеся покорно переходят с ним из класса в класс. А заботу о своем здоровье перекладывают на плечи окружающих.

1. Изучить частоту встречаемости сколиоза среди учащихся Железнодорожной школы №1; структуру искривлений позвоночника по степеням.

2. Выяснить, обладают ли учащиеся знаниями по профилактике сколиоза и выполняют ли рекомендации санитарно-гигиенического плана школьники, имеющие диагноз: сколиоз.

3. Выяснить эффективность мероприятий школы по предупреждению возникновения и развития сколиоза среди учеников.

1. ИСКРИВЛЕНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА

У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ ПРОФИЛАКТИКА.

1. 1 Анатомо-физиологические особенности позвоночного столба младших школьников и подростков.

В древней медицине спинной хребет с «растущими» из него ребрами и нервами уподобляли опоре мироздания – легендарному древу жизни. В те давние времена форму позвоночника, считавшегося символом надежности и постоянства в вечно изменявшемся мире, придавали посохам царей и жрецов. На самом деле наш «столб» не прям, а изогнут. Изгибов этих четыре: два вперед – шейный и поясничный лордозы и два назад – грудной и крестцово-копчиковый кифозы. Они физиологичны, поскольку обеспечивают устойчивость позвоночника в вертикальном положении и легкость, пружинистость при ходьбе на двух ногах. Ребенок рождается без этих изгибов и постепенное формирование их в процессе роста отражает эволюцию позвоночника.

Позвоночник не монументная структура. Он состоит из 33-34 позвонков, скрепленных 122 суставами, 26 костно-хрящевыми соединениями и 365 связками. Все это придает нашему «стволу» необыкновенную гибкость.

Наиболее гибок позвоночник у детей – это обусловлено высокой эластичностью межпозвонковых дисков и их относительно большой высотой. Но при этом большая гибкость позвоночника у ребенка сочетается с недостаточно развитой мускулатурой. Поэтому в условиях ограничения двигательной активности:

Проведение 5-6 часов за партой в школе;

Длительное время на выполнение большого объема домашних заданий;

Отсутствие культуры просмотра телевизора;

Работа и игра с компьютером при плохой осанке, именно у школьника (особенно младшего) наиболее высок риск формирования патологических изгибов позвоночника.

К патологическим изгибам относятся:

Нарушенная осанка;

Патологический кифоз и лордоз;

Сколиоз.

1. 2 Осанка и её значение.

Теперь следует остановиться на понятиях нормальной (правильной) и плохой осанки. Поскольку именно плохая осанка является пусковым фактором в формировании сколиоза.

Первым условием правильной осанки является «наличие достаточного числа точек опоры тела» При правильной посадке ноги полной ступней опираются на пол или на подножку парты и образуют в тазобедренных и коленных суставах прямые или слегка тупые углы (1000-1100). Школьник должен полностью занимать скамью (стул), так чтобы 2/3 – 3/4 длины бедра располагалось на сидении, а поясница опиралась на спинку стула. Туловище и голова слегка наклонены, но не более чем на 15-20 градусов. Расстояние от глаз до рабочей поверхности примерно 30см. Между грудью и столом есть 5-10см свободного пространства.

Помешать правильной посадке может

Несоответствие стола и стула росту ребенка

Плохое зрение

Недостаточное освещение рабочего места

Дети, имеющие неправильную посадку, низко склоняются над тетрадками, ноги располагают под сидением или нога на ногу; поэтому ноги, не поставленные на полную ступню, не служат точкой опоры, удерживать равновесие становится трудно и центр тяжести смещается вперед или в сторону

Конечно, плохая осанка сама по себе не может стать причиной сколиоза, поскольку в его возникновении решающую роль играют нарушенные процессы обмена в соединительной ткани. Но, очень важно то, что плохая осанка ускоряет развитие уже начавшегося искривления позвоночника и делает его более выраженным.

С другой стороны, правильная осанка и соблюдение несложных рекомендаций по режиму и гигиене помогают не только остановить развитие сколиоза, в начальной стадии, но и избавиться от этого недуга без корсетов и операций.

1. 3 Сколиоз. Классификация сколиоза и его профилактика.

Термины сколиоз – искривление позвоночника во фронтальной плоскости, кифоз и лордоз - искривление позвоночника в саггитальной плоскости введены Галеном. Однако деформации позвоночника были известны еще древним египтянам, которые к тому же знали, что с ними могут быть связаны парезы рук и ног.

Древние греки и римляне для лечения сколиоза применяли гимнастические упражнения и довольно грубые выпрямляющие манипуляции. Однако до XVIII столетия не было существенного прогресса в понимании сущности сколиоза, а тем более научно обоснованного лечения. В последующем высказывали мнение, что сколиоз является следствием неравномерной тяги мышц. Прогресс в изучении и лечении деформаций позвоночника существенно ускорился после внедрения рентген-методов исследования.

Сколиоз, о котором пойдет речь в данной работе, называется идиопатическим и составляет 90% всех случаев сколиоза. В остальные 10% включаются:

Сколиозы миопатического происхождения, в основе которых лежит неполноценность мышц и связочного аппарата позвоночника;

Сколиозы неврогенного происхождения после перенесенного полиомиелита, при спастических параличах, сирингормиелии;

Травматический сколиоз (при переломах позвонков);

Сколиоз при инфекционных заболеваниях (туберкулезный спондилит);

Сколиоз при опухолях позвоночника;

Врожденный сколиоз (на почве фиброматоза) .

Мы не берем эти случаи сколиоза во внимание, так как не встретили их в структуре искривлений в нашей школе, а мероприятия по их лечению тесно связаны с лечением заболевания, вызвавшего сколиоз..

В основе идиопатического сколиоза лежат нарушения обмена в соединительной ткани. Они являются первичными и предопределяют развитие искривления позвоночника. Они приводят к нарушению структуры позвоночника, вследствие чего ослабевает связь межпозвонкового диска с телами позвонков на вершине будущего искривления. Именно на этом этапе порочная осанка запускает процесс искривления, а правильная осанка, формирование равномерной мышечной тяги не дают развиться сколиозу. Чуть только незначительно деформируется межпозвонковый диск, тут же смещается его студенистое ядро, которое теперь уже располагается не в центре, как обычно, а ближе к выпуклой стороне искривления. Это, в свою очередь, вызывает первичный наклон позвонков, что обуславливает развитие механизмов, уравновешивающих позвоночник: напряжение мышц туловища и связок, которое ведет к развитию вторичных искривлений и формированию сколиоза.

Но беда сколиоза в том, что он не ограничивается изолированным искривлением позвоночника. Сколиоз вызывает деформацию всего скелета, а вслед за этим нарушение функций всех систем организма, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной. И чем более выражен сколиоз, тем более выражены функциональные расстройства в организме.

Деформация грудной клетки при сколиозе уменьшает ее объем и, как следствие, снижается жизненная емкость легких, в итоге страдает насыщение крови кислородом и развивается гипоксия органов (прежде всего головного мозга) и тканей; снижается сопротивляемость организма, его работоспособность; чаще наблюдаются респираторные заболевания и обострения хронических недугов.

Поскольку фактором, определяющим клиническую картину сколиоза, является величина искривления, наиболее часто применяется классификация сколиоза, предложенная Чаклиным В. Д. (1958г.).

В её основе лежат различия по форме дуги сколиоза, по углу отклонения первичной дуги от вертикальной линии и по стойкости имеющихся деформаций.

Ι степень – до 100

ΙΙ степень – до 250

ΙΙΙ степень – до 400

ΙY степень – более 400: - тяжелые до 750

Крайне тяжелые более 750. .

Мы не станем останавливаться на ΙΙΙ и ΙY степенях, поскольку встречаются они крайне редко и, вызвав тяжелую инвалидизацию, требуют серьезного хирургического вмешательства.

Мы остановимся на Ι и ΙΙ степени как наиболее встречаемых, но самое важное – это не стадии заболевания, на которых можно процесс не только остановить и стабилизировать, но и уменьшить проявление деформации, при чем абсолютно доступными мероприятиями.

Мы считаем необходимым привести еще одну классификацию, на которую опираются при постановке диагноза: сколиоз. Эта классификация по локализации вершины искривления предложена Понсетти и Фридманом

Верхнегрудной сколиоз – вершина искривления располагается на уровне Th III – VI

Грудной сколиоз – вершина искривления располагается на уровне Th III – IХ

Грудно-поясничный – вершина искривления располагается на уровне Th ХI – LI

Поясничный сколиоз – вершина искривления располагается на уровне LII

Комбинированный сколиоз – с двумя первичными искривлениями Th VIII – IX и L II.

Оказывается, статистика убедительно свидетельствует о том, что так называемое функциональное лечение и лечебная гимнастика, применяемая без должных показаний, могут принести вред, способствуя увеличению деформаций.

По данным ряда авторов, сколиоз I степени у детей прогрессирует в среднем в 30% случаев; по данным Американской Ассоциации ортопедов, при функциональном лечении прогрессирование наблюдают в 60% случаев, т. е. в два раза чаще, чем без такого лечения.

В свете этих данных при сколиозах I степени задача сводится к тому, чтобы не увеличить нерациональным лечением имеющуюся деформацию. Поэтому на первый план выходит задача наблюдения за такими больными. То есть специально лечить не нужно. Но нужно выполнять следующие рекомендации:

Учащимся необходимо выработать навыки быстрого и качественного выполнения домашних заданий, чтобы не сидели часами над уроками;

Необходима правильная организация рабочего места в школе и дома – высота стола и стула должна соответствовать росту ребенка, источник света должен располагаться оптимально;

Питание должно быть разнообразным, полноценным и витаминизированным;

Не желательны занятия художественной гимнастикой, теннисом и виды спорта с элементами тяжелой атлетики (штанга, бокс, борьба).

И еще мы так подробно остановились на информации о I степени сколиоза, поскольку известно, что чем меньше исходная деформация позвоночника, тем меньше она прогрессирует в дальнейшем.. В свете этих данных выявление сколиоза в начальной стадии должно стать серьезным мотивом для изменения образа жизни.

Со второй степенью сколиоза уже и справиться сложнее, и стабилизировать такое искривление непросто. При сколиозе II степени серьезно страдают функции других систем и органов. II степень – это серьезное заболевание, требующее тщательного лечения. Особое внимание уделяется грудному сколиозу (существует классификация по локализации вершины искривления), при котором прогрессия наблюдается у 70% больных. К тому же следующая за искривлением позвоночника деформация грудной клетки сопровождается нарушениями функций легких и сердечно-сосудистой системы, вплоть до развития дыхательной и сердечной недостаточности на фоне различных респираторных заболеваний.

Основным компонентом в лечении этой стадии сколиоза является лечебная гимнастика для укрепления мышечной системы и, в частности, мышц туловища, выработки правильной осанки, развития грудной клетки и в меньшей степени для коррекции деформаций. Комплекс упражнений должен выполняться регулярно не менее двух раз в сутки.

Потому что, чем меньше по времени существует деформация позвоночника, тем меньше выражены необратимые изменения в позвонках и даже искривление II степени можно скорректировать.

2. ИССЛЕДОВАНИЯ НА НАЛИЧИЕ ИСКРИВЛЕНИЙ ПОЗВОНОЧНИКА У УЧАЩИХСЯ

2. 1 Микроисследование № 1

Мониторинг: «Изучение данных медицинских осмотров».

Для ознакомления с тем, как часто встречается нарушенная осанка и сколиоз у учеников Железнодорожной школы №1 была проанализирована информация медицинских карт учащихся. Эти данные сведены в таблицу №1, на основании которой удалось подсчитать общее количество учащихся с диагнозом: нарушение осанки и сколиоз; изучить структуру сколиоза по степеням и частоту его прогрессирования за период обучения.

Таблица №1

Количество учащихся с

Класс Уровень искривлением позвоночника Нарушение осанки или сколиоз и его Год выявления степень

1А сильный 3 н/о 2004

1Б средний - - -

2А сильный 2 н/о 2003

2Б средний 2 н/о 2003

3А сильный 2 сколиоз I ст. 2002

сколиоз I ст. 2003

3Б сильный 3 сколиоз I ст. 2002

сколиоз I ст. 2002

сколиоз I ст. 2003

3В средний 2 н/о 2003

сколиоз I ст. 2003

4А сильный 1 н/о 2002

4Б сильный 1 сколиоз I ст. 2001

4В средний - - -

5А сильный 3 сколиоз I ст. 2000

сколиоз I ст. 2002

5Б средний - - -

6А сильный 3 н/о 2002

сколиоз III-IVст.

6Б сильный 3 н/о 2002

6В средний - - -

7А сильный 1 н/о 2001

7Б сильный 4 н/о 2003

сколиоз I ст. 2001

сколиоз II ст. 2000(I) 2002(II)

7В средний - - -

8А сильный 1 н/о 2002

8Б сильный 2 н/о 1998

сколиоз II ст. 2000(I) 2002(II)

8В средний - - -

9А сильный - - -

9Б средний 2 н/о 2001

10А сильный 5 н/о 2001

сколиоз I ст. 2001

сколиоз I ст. 2003

сколиоз II ст. 2004

10Б средний 4 н/о 2000

сколиоз I ст. 2002

сколиоз I ст. 2003

11А сильный 6 н/о 1998(I) 2000(н/о)

сколиоз I ст. 2000

сколиоз III-IVст. 2000

сколиоз I ст. 2002(н/о) 2004(I)

сколиоз II ст. 2004

11Б средний 1 сколиоз I ст. 2004

Вспомогательный средний 2 сколиоз I ст. 2002(н/о) 2003(I)

сколиоз I ст. 1998(н/о) 2003(I)

По данным таблицы видно, что число учащихся с искривлением позвоночника равно 53 человекам, что составляет 9,9 % от числа всех учащихся нашей школы. Следовательно, в настоящий момент каждый десятый ученик страдает искривлением позвоночника.

Можно отметить, что в структуре искривлений преобладает нарушение осанки – 4,9 % (из 9,9%), затем по частоте встречаемости следует I степень сколиоза – это 3,5%, далее II степень сколиоза – 1,1%, и, наконец, сколиоз III – IV степени составляет 0,4%. Если посчитать частоту встречаемости искривлений позвоночника по возрастным звеньям, то наиболее распространена эта патология в старшем звене – 17,6% (причем, среди искривлений старших школьников преобладает именно сколиоз); затем следует младшее звено, где распространенность составляет 8,7%, а в структуре искривлений преобладает нарушение осанки. И, наконец, менее распространены искривления позвоночника в среднем звене – 8. 3% (в структуре, как и в младшем звене преобладает нарушение осанки).

В результате вышеперечисленного можно сделать вывод, что к окончанию средней школы увеличивается количество учащихся с искривлением позвоночника, причем, среди этих искривлений преобладают уже не функциональные (5,5%), а структурные (12,1%) изменения в тканях, то есть сколиоз.

Обращает на себя внимание то, что в младшем звене искривления позвоночника встречаются чаще, чем в среднем. Мы полагаем, что это связано с большой статической работой ещё неокрепших мышц туловища младших школьников. Большой период времени они проводят за учебными занятиями и выполнением домашних заданий, а свободное время проводят у компьютера. Такой большой объем компьютеризации не могли испытывать на себе нынешние учащиеся среднего звена несколько лет назад.

Но, кроме того, анализ таблицы №1 подтверждает информацию литературных источников о том, что:

Нарушение осанки не обязательно приводит к развитию сколиоза, и с момента выявления, в течение многих лет (от 1 года до 6 лет), так и остается функциональным нарушением. Нами зарегистрировано только 4 случая среди учащихся, когда нарушение осанки приводило к развитию сколиоза, что составляет 7,5% всех случаев искривлений.

Чем меньше степень сколиоза, тем меньше она прогрессирует. Усугубление сколиоза I степени встречается редко. В нашей школе это составило 11,5% всех случаев сколиоза. В остальных 88,5% степень сколиоза за период с момента выявления до настоящего времени остается стабильной.

В нашей школе в процессе внешней дифференциации были созданы сильные и средние классы. По данным таблицы №1 явно, что в наиболее успевающих классах количество учащихся с искривлением позвоночника, как правило, выше, чем в менее успевающих.

2. 2 Микроисследование №2.

«Соответствие школьной мебели нормам СанПина».

Неправильная осанка является основным фактором в развитии сколиоза. Поэтому данный этап наших исследований посвящен главному, от чего зависит правильная осанка. Это соответствие столов и стульев росту ребенка. Государственным стандартом России утверждены размеры ученических столов и стульев. Этими стандартами необходимо пользоваться. По ним столы и стулья имеют соответствующую цветовую маркировку. Цветовая маркировка мебели должна быть видна со стороны прохода между рядами.

Мы приводим таблицу размеров школьной мебели, изготовленной по новым ГОСТам 1993 года.

Таблица №2

Группа роста школьников в мм. Высота заднего края стола над Высота переднего края стула над

Группа мебели полом полом в мм. Цветовая маркировка в мм.

1 1000-1150 460 260 Оранжевый

2 1150-1300 520 300 Фиолетовый

3 1300-1450 580 340 Желтый

4 1450-1600 640 380 Красный

5 1600-1750 700 420 Зеленый

6 Свыше 1750 760 460 Голубой

ГОСТ 11015-93 ГОСТ 11016-93

В соответствии с выше представленной таблицей мы распределили всех учащихся нашей школы по группам роста и, учтя количество имеющейся в школе мебели, посчитали процент обеспеченности на 2004-2005 учебный год. Эти данные сведены в таблицу №3.

Таблица №3

Группы роста школьников Количество мебели Процент обеспеченности в мм. Количество учащихся

Столы Стулья Столы Стулья

1000-1150 0 0 0 0% 0%

1150-1300 63 14 28 44% 44%

1300-1450 145 6 0 8% 0%

1450-1600 170 89 272 105% 160%

1600-1750 124 120 213 193% 172%

Свыше 1750 25 209 379 1672% 1516%

В результате исследования выявлен дефицит мебели группы 2 на 56%; группы 3 – столов на 92%, стульев на 100%. Потребности в 1 группе мебели в школе нет. Наличие мебели групп 4,5,6 превышает потребности в ней школы.

Вывод: очевидна недостаточная оснащенность мебелью учащихся младшего и среднего звена.

2. 3 Микроисследование №3

«Мониторинг посадки учащихся младшего звена».

Соблюдение правильной осанки – главный фактор в профилактике искривлений позвоночника и в лечении сколиоза.

Нами были проведены наблюдения за учащимися 1-4 классов на первом и последнем уроках. Объектом исследований выбраны учащиеся младшего звена, так как именно в первые годы обучения в школе формируются правила посадки за партой.

Многолетние исследования ученых показали, что если в начальной школе у учащихся выработаны стойкие навыки правильной посадки за партой, то эти навыки сохраняются в среднем и даже старшем звене.

Данные проведенных нами наблюдений, были сведены в таблицу №4.

Таблица №4

Первый урок Последний урок

Правильно сидящие. % Неправильно сидящие. % Правильно сидящие. % Неправильно сидящие. %

Анализируя данные таблицы, мы видим, что количество учащихся с неправильной посадкой увеличивается на последнем уроке в сравнении с первым (с 38% до 41% соответственно). Уже в начале первого урока в каждом классе есть неправильно сидящие дети, причем их количество в течение урока, как правило, не меняется. Мы полагаем, что это те дети, у которых не сформирован навык правильной осанки. А увеличение количества неправильно сидящих детей на последнем уроке – результат физического утомления мышц шеи и спины.

Только в двух классах количество неправильно сидящих детей уменьшается к концу учебного дня – в 4А и 3В. В 4А классе учитель настойчиво в течение урока не только уделяет внимание, но и поправляет неправильно сидящих учеников. Видимо, поэтому у основной массы учеников этого класса навыки правильного положения тела к концу учебного дня доводятся до автоматизма. Следует отметить, что в этом классе, по сравнению со всеми остальными классами младшего звена, наибольшее количество правильно сидящих детей: 73% - на первом уроке и 77% - на последнем.

3В класс, являясь средним по уровню успеваемости, очевидно, очень зависит от авторитарной деятельности учителя, что особенно заметно к концу учебного дня.

2. 4 Микроисследование №4

«Тестовый опрос учащихся младших классов о степени двигательной активности».

Известный французский врач Тиссо писал: «Движение, как таковое, может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения».

Последнее время часто встречаются такие понятия, как двигательный голод и гиподинамия. Ограничение двигательной активности – это безусловное следствие прогрессивного развития телекоммуникаций, телефонизации и компьютеризации. Всё больше школьников проводят свободное время у телевизора, в общении с компьютером, вынуждая свой организм испытывать двигательный голод. Монотонное длительное (часто многочасовое) пребывание в положении сидя вовсе не способствует формированию правильной осанки, особенно, если отсутствует самоконтроль позы у ребенка или контроль извне (учителями, родителями).

Мы провели тестовый опрос в трех классах младшего звена (3А, 3Б, 4А), чтобы выяснить, активному или пассивному образу жизни учащиеся отдают предпочтение. Результаты анкеты были сведены в таблицу №5.

Таблица №5

Вопрос. Варианты ответов. 3А 3Б 4А

1. Знаете ли вы как нужно правильно сидеть за партой, столом?

а) Да б) Нет 100% 100% 100%

2. Сколько времени тратите на выполнение домашнего задания?

а) до 30 мин.

б) до 1 часа 11% 52% 45,5%

в) от 1 часа до 1,5 часов 50% 33% 45,5%

г) от 1,5 часов до 2 и более 11% 10% 4,5%

3. Сколько времени тратите на просмотр телевизора, работу с компьютером, чтение книг?

а) до 1 часа 28% 38% 45,5%

б) от 1 часа до 2 часов 17% 19% 18%

в) от 2 часов до 3 часов 17% 14% 23%

г) до 4 часов и более 38% 29% 13,5%

Суммарное количество часов пассивного времяпрепровождения в сутки.

а) 1-2 часа б) 2-3,5 часа 0% 43% 41%

в) 4-6 часов 33% 24% 36%

г) свыше 6 часов 28% 19% 9%

Оказалось, что учащихся, ведущих активный образ жизни в 4А – 41% (от общего числа учеников в классе), в 3Б – 43%, а в 3А их нет совсем. Зато в 3А классе 39% пассивных детей – это те, кто более 6 часов в день (исключая занятия в школе) проводит в положении сидя. Среди учащихся этого класса встретился ребенок, который все свободное время проводит пассивно. В анкете он отметил, что около 5 часов находится у телевизора и около 3 часов – у компьютера. По данным медицинской карты этот ученик страдает кифосколиозом I степени.

И в 3Б, и в 4А классах пассивных учащихся – 14%.

50% опрошенных учащихся разумно сочетают пассивное и активное времяпрепровождение (в 4А – 45%, в 3Б – 43%, в 3А – 61%).

2. 5. Микроисследование №5

«Индивидуальный опрос школьников, страдающих искривлением позвоночника».

Данная методика основана на индивидуальном опросе учащихся нашей школы, страдающих искривлением позвоночника (как функциональным, так и структурным). Мы попытались выяснить, насколько эти дети осведомлены о своем заболевании, находятся ли они под контролем лечебных учреждений, соблюдают ли лечебно-гигиенические мероприятия.

Общее число опрошенных – 35 человек. Полученная информация была сведена в таблицу №6.

Таблица №6

Учащиеся, имеющие сколиоз. Учащиеся, имеющие

Вопрос. нарушение осанки

Варианты ответа.

I ст. II ст. III-IV ст.

1. Знаете ли о наличии у вас искривления позвоночника?

2. Наблюдались ли вы в медицинском учреждении?

а) да б) нет 36% 50% 100% 44%

3. Сколько времени вы проводите пассивно (выполняя Д/з. , у телевизора и компьютера)?

а) до 2 часов б) 2-4 часа в) 4-6 часов 29% 0% 0% 28%

г) свыше 6 часов 36% 50% 0% 28%

21% 50% 100% 28%

4. Правильно ли организовано ваше рабочее место дома?

а) да б) нет 100% 100% 100% 83%

5. Соответствует ли санитарно-гигиеническим требованиям ваше место для сна?

а) да б) нет 86% 100% 100% 78%

Анализируя таблицу, мы видим, что все пациенты с диагнозом: сколиоз, знают о своем недуге. А из учащихся с нарушением осанки осведомлены лишь 83%.

Под наблюдением медиков находятся 44% школьников с нарушением осанки, 36% - со сколиозом I степени, 50% - со сколиозом II степени, 100% - со сколиозом III-IV степени. То, что не все дети охвачены наблюдением медиков, ухудшает прогноз искривлений позвоночника на последующие годы.

Особое внимание должно уделяться двигательной активности детей с искривлением позвоночника: умению быстро выполнять домашнее задание, проводить минимум времени за телевизором и у компьютера. Данные же таблицы наглядно указывают на то, что 41% детей с нарушением осанки не выполняет эти рекомендации, среди больных сколиозом I степени таких детей 35%, со II степенью – 50%.

Важный гигиенический аспект для пациентов с искривлением позвоночника – это правильная организация рабочего места и места для сна:

На рабочем месте высота стола и стула должны соответствовать росту ребенка, чтобы в положении сидя ноги полной ступней опирались на пол. Стул обязательно должен иметь спинку. Источник искусственного освещения должен располагаться слева или спереди.

Место для сна не должно быть ни слишком мягким, ни слишком жестким. На кровать с сеткой кладется щит, а затем матрас.

Из таблицы видно, что рабочее место дома правильно организовано у всех детей со сколиозом и у 83% с нарушением осанки. А место для сна не соответствует гигиеническим нормам у 14% школьников со сколиозом I степени и 22% с нарушением осанки.

2. 6. Микроисследование №6.

«Мониторинг заболеваемости сколиозом в железнодорожной школе №1 за период 1999-2004г. г. ».

В настоящем исследовании мы использовали данные по заболеваемости сколиозом в железнодорожной школе №1 с 1999г. на протяжении 5 лет. Для наглядности эта информация представлена в виде диаграммы. [Приложение №3].

На диаграмме отчетливо видна нестабильность заболеваемости сколиозом и отсутствие однозначной тенденции к увеличению или к снижению заболеваемости. Поэтому мы определили средний процент заболеваемости сколиозом в школе, он составил 8%. В течение четырех лет общая заболеваемость была близка к этому значению. И только в 2001-2002г. наблюдалось существенное увеличение количества больных сколиозом до 11,5%. Мы связываем это с тем, что:

На медицинском осмотре в том году присутствовал врач – ортопед, что увеличило количество вновь выявленных случаев сколиоза;

Кроме того, возможно, что в первый класс в 2001году поступило большое количество детей со сколиозом;

А в предшествующем году мало кто из выпускников имел данное заболевание.

Мы также проследили, в каких классных параллелях чаще встречается сколиоз, и как изменяются эти данные в течение времени. Для этого выстроены диаграммы заболеваемости сколиозом в параллелях 3х, 5х, 7х, 9х классов с динамикой за три года.

Анализ этих диаграмм показывает на снижение за три года количества больных сколиозом в младшем звене на 7%, в среднем звене на 12%. Мы связали это с большими возможностями для коррекции данной патологии в раннем возрасте. А в старшем звене заболеваемость сколиозом увеличивается в среднем на 6% . Поскольку, чем взрослее ребенок, тем сложнее скоррегировать искривление позвоночника.

Наблюдаемое уменьшение больных сколиозом в 10х классах (диаграмма IV) объясняется тем, что после окончания основной школы выпускники не вернулись в 10-й класс (возможно, выбыли именно больные сколиозом). А резкое увеличение количества больных в 11х классах можно связать только с большим количеством вновь выявленных случаев сколиоза.

Профилактика сколиоза включает целый комплекс мероприятий. И эффективны они лишь тогда, когда выполняются все вместе. Причем, для достижения наилучшего результата необходимо тесное взаимодействие медиков, родителей и педагогов, и, самое главное, желание ребенка избавиться от этого заболевания.

Мы полагаем, что профилактическая работа должна вестись сразу по нескольким направлениям:

1. Информирование учащихся о наличии у них недуга.

Очень важно показать и рассказать уже младшим школьникам о том, что сколиоз делает человека не только некрасивым, но и затрудняет работу всех органов и систем организма. Причем, лучше, если в этой беседе будет участвовать более старший учащийся, страдающий сколиозом. Он на собственном примере покажет, что легче предотвратить заболевание, чем его вылечить.

2. Выработка и самоконтроль правильной осанки.

Выработка правильной осанки обычно требует длительного времени и постоянного контроля. Можно предложить такую систему формирования этого навыка. Уже в 1-м классе, обычно перед началом занятий, дети выстраиваются около стены и проверяют свою осанку: плотно прислоняют к стене лопатки, ягодицы, затылок и пятки. В последствии, когда уже будет выработано определенное мышечное чувство, не обязательно просить детей вставать к стене, достаточно одного упоминания об осанке. Навык самоконтроля следует отработать настолько, чтобы было доведено до автоматизма не только принятие правильной позы за партой, но и соблюдение осанки при ходьбе, при ответе с места, при работе с компьютером.

3. Увеличение двигательной активности.

Под двигательной активностью понимают сумму всех движений, выполняемых ребенком в течение суток. Это не только занятия физкультурой, это и помощь по дому, и игры во дворе, то есть любые движения. Польза их в том, что в работу включаются попеременно все группы мышц и формируется мышечный корсет, укрепляются дыхательная, сердечно-сосудистая и нервная системы. Мы считаем, что необходимо не только сознательно посещать уроки физкультуры, но и дополнительно выполнять предписанные медицинскими работниками комплексы упражнений. [Приложение №5].

4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм (при выполнении домашних заданий; просмотре телевизора и компьютера; во время сна).

Для успешного продвижения по этому направлению необходимо тесное взаимодействие медиков и родителей. Гигиенические требования, в первую очередь, нужно донести до каждой семьи. Каждый родитель должен знать, как правильно организовать рабочее место ребенка, чтобы мебель соответствовала его росту; следить, чтобы кровать была средне-жесткой, и ограничить время просмотра телевизора и компьютера до 1-2 часов. Добросовестное выполнение ребенком всех требований зависит от внутрисемейной установки. Именно родители уже в младшем школьном возрасте должны привить своим детям навыки здорового образа жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Подводя итог проделанной работы, мы хотели бы обобщить полученную информацию.

Ознакомление с данными медицинских осмотров, медицинских карт учащихся подтверждает то, что искривление позвоночника – часто встречающая проблема в нашей школе. Причем количество больных детей к окончанию средней школы увеличивается.

Попытка выяснить, почему комплекс мероприятий, направленный на борьбу со сколиозом, оказывается малоэффективным, привела к следующему выводу.

Систему мер по профилактике сколиоза нельзя разбить на главные и второстепенные. Эффект достижим только при совместном выполнении всех мероприятий. Причем, наши наблюдения показали, что школа принимает немалые усилия со своей стороны, это:

Наличие групп ЛФК;

Ежегодные медицинские осмотры;

Постоянный контроль учителей за осанкой учащихся, особенно в младшем звене;

Попытка снизить нагрузки от длительного сидения за партой (уроки сокращены до 40 минут, перемены увеличены до 15 минут).

Но в школе наблюдается несоответствие мебели учащихся нормам СанПина.

А вот сами учащиеся выступают в роли пассивных объектов. В лучшем случае они позитивно воспринимают то, что им не рекомендуют, а в худшем – игнорируют советы педагогов. В ходе исследований не создалось впечатления инициативного взаимодействия между школьниками и теми мерами, которые школа настойчиво проводит, стараясь снизить количество больных детей. Основная масса учащихся, имея все возможности для эффективной борьбы со сколиозом, не проявляет должной настойчивости и упорства в преодолении своего недуга. Мы считаем, что определяет такую позицию недостаточно сформированное и реализуемое понятие здорового образа жизни. Больше нужно говорить о красоте фигуры, о той пользе, которую может принести обществу здоровый человек. Эффективность мероприятий по борьбе со сколиозом лишь тогда будет иметь успех, когда они будут встречены с инициативой самим ребенком и его семьей.

Упражнения для укрепления «мышечного корсета».

Для мышц спины. 1. Исходное положение лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую. Перевести руки на пояс, приподнимая голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать. Удерживать приподнятое положение по команде инструктора.

1. Исходное положение то же. Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам (как при плавании способом брас).

2. Исходное положение то же. Поднять голову и плечи. Руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук.

3. Исходное положение – на животе, руки под подбородком. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таза от пола. Темп медленный.

4. Исходное положение то же. Приподнимание обеих прямых ног с удерживанием их до 10-15 счетов.

5. Исходное положение – лежа на животе попарно друг против друга, мяч в согнутых руках перед собой. Перекатывание его партнеру и ловля его с сохранением приподнятого положения головы и предплечий.

Для брюшного пресса. Исходное положение для всех упражнений - лежа на спине, поясница прижата к опоре.

1. Сгибать и разгибать ноги в коленном и тазобедренном суставах поочередно.

2. Согнуть обе ноги, разогнуть вперед, медленно опустить.

3. Поочередное сгибание и разгибание ног на весу – «велосипед».

4. Руки за головой, поочередное поднимание прямых ног вперед.

5. То же упражнение, но в сочетании с различными движениями рук.

Для боковых мышц туловища. 1. Исходное положение лежа на правом боку, прямая правая рука поднята вверх, левая расположена вдоль туловища. Удерживая тело в положении на боку, приподнимать и опускать левую ногу. То же, лежа на другом боку.