Раздражения

Ребенок не дает вылечить зуб. Если ребенок не хочет лечиться

Лечение зубов в современных стоматологических центрах практически не доставляет пациентами боли, но множество людей продолжает испытывать настоящий ужас перед визитами к врачу. И если взрослые способны собрать волю в кулак ради красивой улыбки или здоровья, то для детей такой поступок просто невозможен. Как же уговорить ребенка на лечение зубов и избавить его от страха перед этой процедурой?

Дентофобия и ее причины

Легкую нервозность перед посещением стоматологического кабинета испытывают все люди, но иногда одна только мысль об этом вызывает приступы паники или настоящую истерику. Подобное явление, которое носит название дентофобия, может встречаться в любом возрасте, но чаще всего наблюдается у детей.

Как и любая другая фобия, боязнь стоматологических процедур не возникает на пустом месте – ей предшествуют определенные провоцирующие факторы.


Следует отметить, что дентофобия, которая берет свое начало в детстве, будет сопровождать человека на протяжении всей его жизни и доставлять серьезные проблемы, поэтому основная задача родителей – развеять все страхи малыша как можно раньше.

Основные ошибки родителей

Практически все причины дентофобии можно объединить одной общей характеристикой – это неправильное поведение взрослых.

В число наиболее распространенных ошибок родителей входят следующие ситуации:

  • ребенок «знакомится» с врачом не при обычных обстоятельствах, а тогда, когда возникает серьезная неприятность (например, );
  • отсутствие мотивации к лечению – родители не рассказывают малышу, насколько важно ходить к зубному врачу и поддерживать здоровье зубов в порядке;
  • применение насилия, шантажа или угроз – когда малышу нужно вырвать зуб, взрослые часто силой удерживают его на месте или пугают страшными вещами;
  • визит к врачу осуществляется в некомфортное для ребенка время – например, когда он привык спать или играть;
  • обман родителей – в преддверии процедуры маленькому пациенту рассказывают, что ничего особенного с ним не произойдет, а на самом деле его ожидает сильная боль.


Как уговорить малыша лечить зубы?

Чтобы будущий процесс лечения не вызывал у малыша страха, можно использовать простые и понятные ему психологические приемы.

Игра

Игры в жизни ребенка занимают ключевое место – именно с их помощью он познает окружающий мир и ищет в нем свое место. Чтобы изменить окраску будущего события и убрать страх, можно проиграть в доктора. Пусть малыш попробует полечить зубы куклам или солдатикам – примерив на себя роль врача, он узнает, что стоматолог вовсе не желает причинить боль, а наоборот, хочет помочь пациенту справиться с проблемой. Если ребенок не хочет превращаться в доктора, можно изменить правила и выделить ему место пациента, а стоматологом станет один из родителей. Цель такого развлечения – «проиграть» ситуацию и сделать менее пугающей для ребенка.

Награда

Награда – хороший стимул для убеждения детей, но поощрение не должно быть слишком прямым, иначе это превратится в плохую привычку. Обещать малышу игрушку или конфеты за то, что он полечит зубы, как минимум непродуктивно. С другой стороны, такой аргумент, как здоровье или красивая улыбка, для детей является недостаточным, поэтому награда должна быть материальной. Родителям можно выбрать следующую тактику: «После того как доктор полечит тебе зубы, мы зайдем на мороженное или в кино». В этом случае вместо того, чтобы представлять себе жуткие картины лечения, ребенок будет испытывать приятные эмоции от предстоящего события.

Действовать в данном случае следует очень осторожно, акцентируя внимание не на самом подарке, а на здоровье зубов, иначе со временем малыш научится манипулировать родителями, выпрашивая новые игрушки взамен на выполнение каких-либо неприятных обязанностей.

Сказка

Такой вариант подойдет для родителей с хорошей фантазией. Нужно придумать сказку, способную избавить малыша от негатива перед предстоящей процедурой. Например, можно сочинить историю о том, что в больных зубках живут злые монстры, которых выгоняет добрый доктор.

Кумиры

У каждого ребенка есть кумир, которому он стремится подражать – обычно это мультипликационные персонажи или герои кинофильмов. Можно попробовать сыграть на этой привязанности и поставить кумира в пример ребенку – например, сказать, что Супермен или Бэтмен уж точно не боится стоматологов. Однако не стоит унижать малыша сравнением с любимым персонажем – лучше придумать историю о том, что Бэтмен с Суперменом тоже боялись идти к врачу, но стали смелыми после того, как поняли, что в посещении кабинета нет ничего страшного.

Супермен у стоматолога — почему бы и нет?

Вытеснение

С детьми постарше, которые испытывают страх перед стоматологическим креслом, можно провести игру под названием «Вытеснение». Для этого следует составить таблицу страхов и оценить уровень каждого из них по шкале от 1 до 5 – она может выглядеть следующим образом.

Таблица. Детские страхи при посещении стоматолога.

После этого, согласно составленной таблице, следует проанализировать каждый вариант страха и понять, откуда он возник. Возможно, когда-то ребенка напугал звук бормашины или ему пришлось столкнуться со слишком строгим врачом, из-за чего и возник страх перед стоматологами. Иногда такой нехитрый прием позволяет полностью избавиться от дентофобии.

После посещения врача нужно обязательно похвалить ребенка и дать ему возможность проговорить свои эмоции и страхи. В результате такого подхода следующий визит к стоматологу пройдет намного проще, а со временем подобные мероприятия войдут в привычку.

Видео — Как уговорить ребенка лечить зубы


Как решили?

У ребенка (мальчик 7 лет) болит зуб, уже практически не неделю.
Приходим в поликлинику, садится в кресло, и или отворачивается, или стискивает зубы, не позволяет лечить.
А дома кричит практически весь день, по причине того, что зуб реально болит.
День назад полночи не дремал вследствие этого, договорились что сейчас отправимся и вырвем (раз не будем лечить, да и зуб молочный), пришли в поликлинику, снова та же ерунда.
И без того уже 3-й сутки подряд
Угрозы, подкупы — ничего не оказывает помощь, на все один ответ — Лучше я буду мучаться, но лечить не дам.

Может кто сталкивался с таковой проблемой.
Как решили?
У ребенка (мальчик 7 лет) болит зуб, уже практически не неделю. .

В возрасте 5-6 лет эта неприятность решалась лишь так — заблаговременно покупалась необходимая игрушка и отдавалась врачу (клиника платная, исходя из этого договариваться весьма легко). И в кабинет ребенок идет без мамы — с врачом и за нужную вещь большое количество не накапризничаешь. Игрушка отдается лишь по окончании лечения соответственно.

В возрасте 5-6 лет эта неприятность решалась лишь так — заблаговременно покупалась необходимая игрушка и отдавалась врачу (клиника платная, исходя из этого договариваться.

У нас в 6 лет обнаружилось 2 пульпитных зуба. Перед тем как вести ребёнка обошла клиники на предмет лицензии на лечение детей и на месте послушала, как с ними там общаются. Из государственной ушла сходу, когда услышала ор доктора на ребенка и его мамашку. Отыскала хорошую коммерческую, предварительно провела воспитательную беседу с ребенком на предмет неэстетичности больных зубов, возможность питаться одной кашей и в более взрослом состоянии ни при каких обстоятельствах не выйти замуж. Первый раз решила при лечении поприсутствовать. Но потому, что переживала больше ребёнка, да ещё с пузой за чемь дней до роддома, меня вежливо попросили обождать в коридоре. Но основное рассмотреть успела: ребенок не опасается, доктора умелые, обращаются отлично. Ещё и кучу всяческих дребеденек надарили. Основное, что ребенок купил позитивный опыт при первом лечении зубов. А я сама их с детства до кошмара опасаюсь.

У нас в 6 лет обнаружилось 2 пульпитных зуба. Перед тем как вести ребёнка обошла клиники на предмет лицензии на лечение детей и на месте послушала, как с ними там.

Все началось с неудачного лечения в гос.клинике (вернее с неудачного доктора). Доктор решила полечить ему зубы без наркоза, в свое оправдание позже сказала дети укола опасаются больше чем лечения. Был бы я там, убил бы ее точно
С того времени (полгода уже) в зубной ни ногой.

В этот понедельник заболел зуб, пришлось его удалить, в среду заболел второй, 3 раза ходили в детскую стоматологию.
Но. безуспешно.
Все 3 дня рыдал целыми днями от боли, в наказание сидел без телевизора, компа и друзей.
Итог — Лучше я буду мучиться, но лечить не буду.

В воскресенье ходили в частную клинику, осмотреть дал, но почистить — нет, не говоря уж и лечении.
Да и доктор сказала, лечить уже не окажется, нужно удалять.

Удалить возможно возможно было бы и силой, удерживая его, но.
Нафиг портить психику, итак уже нарушенную.
Отправимся в 9-ку, удалять под неспециализированным наркозом.

Все началось с неудачного лечения в гос.клинике (вернее с неудачного доктора). Доктор решила полечить ему зубы без наркоза, в свое оправдание позже сказ.

Вот — вот. Я и говорю, что первый раз — он самый важный. И готовиться к нему серьёзно необходимо было. А силой держать вправду не следует. Ребёнок доверять родителям должен, и не понимает, что это для его же блага. Окажется, что благими намерениями.
В коммерческих клиниках, кстати, лечат лишь с обезбаливанием. С нами ещё и советовались, с каким лучше. Говорят, сейчас не только укол ставят, но ещё и пшикают чем — то вроде аэрозоли. Во всяком случае Надюшка укола не почувствовала.
на данный момент она к стоматологам совсем нормально относится, действительно, лечить пока нечего. А молочные зубы либо сами выпадывают, либо за ниточку выдергиваем, давая слово всяческие блага за терпение.
Мы лечились в Юнион трейд плюс, на Луначарского 51. (Это в соседнем доме от Титаника, за углам — магазинчик 9+). Тел. 370-32-32. Приспичит — опять в том направлении поедем. Возможно так как в том направлении лишь на консультацию сходить. Не понравится — не станете лечиться.

Вот — вот. Я и говорю, что первый раз — он самый важный. И готовиться к нему серьёзно необходимо было. А силой держать вправду не следует. Ребёнок дове.

детский психоаналитик Сапегина Д.Л. 2011

Когда я была маленькой, то очень боялась лечить зубы. Я помню, что даже когда я проходила или проезжала мимо детской стоматологической поликлиники, на меня накатывал огромный страх, я сразу вспоминала неприятный запах лекарств, противный звук бормашины, врачей и мне становилось не по себе. А когда к нам в школу приезжали стоматологи, ужас вместе с запахом стоматологических препаратов распространялся по коридорам, и самая строгая учительница казалась нам просто ангелом по сравнению с врачом.

Почему же при этом одного ребенка удается вылечить, и он преодолевает страх и дальше ходит к врачу с удовольствием, а другой сопротивляется до последнего, выматывая всех взрослых вокруг, и для него приходится искать какие-то другие способы решения проблемы. Что же взрослые могут сделать, для того чтобы ребенок спокойно переносил стоматологические процедуры.

Я познакомилась с Аней (имя изменено), когда ей было четыре года. Это была симпатичная маленькая девочка, которая очень любила рисовать и играть на компьютере. Когда она засмеялась, я обратила внимание, на то, что у нее черные все верхние передние зубы. Ее мама рассказала мне, что дочка сильно боится лечить зубы, поэтому их пришлось посеребрить, чтобы инфекция не перешла на другие, из-за этого зубы стали черными, их теперь никак не отчистить, приходится ждать, пока они поменяются. Она сказала, что сначала девочка не боялась, но так как у доктора ей было больно, то пришлось силой заставить сидеть ее, в то время как врач ставила пломбу. К сожалению, когда они пришли к врачу, зуб было необходимо срочно лечить, так как он беспокоил девочку. Аня кричала, плакала, вырывалась, но взрослые не отпускали, так как им нужно было закончить работу. Уже в этот момент мама поняла, что делает что-то неправильно, но останавливаться было поздно.

В следующий раз Аня наотрез отказалась идти к врачу, хотя оставалось еще много зубов, которые нужно было лечить, тогда ее повели против ее воли и посеребрили зубы. Я попробовала поговорить с девочкой о микробах, которые разрушают зубки и о ежедневной гигиене, она слушала с большим интересом, оказывается, ей об этом никто не рассказывал. В последствие ее мама рассказала мне, что Аня теперь с большой ответственностью относится к чистке зубов, все время вспоминает про микробов.

Давайте рассмотрим ошибки,
которые делают родители, пытаясь вылечить ребенку зубы:

Ошибка первая: привести ребенка к врачу, когда у него уже что-то болит.

В общем-то, позиция родителей логична: «Для чего идти к врачам, если ничего не болит». Но с другой стороны, ребенку нужно время, для того чтобы привыкнуть к врачу и доверять ему. Стоматологическое лечение специфично, во время него используется много разных необычных аппаратов, инструментов, ребенок должен познакомиться с ними, понять как они действуют, чтобы они не пугали его, а на это нужно время.

Вспомните себя, ведь когда у вас что-то болит, вы становитесь капризны, раздражительны, вам тяжелее терпеть неудобства. В этот момент вам нужен комфорт и люди, которым можно доверить свою боль, а не новая обстановка, где необходимо взаимодействовать с новыми людьми и усваивать кучу новой информации. Для ребенка это важно вдвойне. Родители часто совершают эту ошибку потому что, неосознанно избегают или откладывают посещение врача вместе с ребенком и тем самым усугубляют положение. Происходит это, как правило, потому, что у родителя самого существует страх медицинских процедур. Таким образом родительские установки напрямую формируют у ребенка аналогичные, так страх врачей передается из поколения в поколение.

Анина мама рассказала мне позже, о том, что она в детстве очень сильно боялась всяких медицинских процедур и не позволяла себя лечить. Страх формирует у родителей особое отношение к чувствам детей, они думают, что бояться врачей — это нормально, таким образом, неосознанно подкрепляют чувства ребенка.

Исходя из вышеперечисленного, хочется дать родителям следующие рекомендации: познакомьте ребенка со стоматологом как можно раньше. Начинать посещения можно, когда ребенку исполнится один год. Выберите подходящего врача, который специализируется на работе с детьми, приходите к нему регулярно, чтобы это мероприятие стало для малыша привычным, чтобы он научился доверять доктору. Как бы вам не хотелось отложить визит, сделайте посещение врача неприкасаемым правилом. Не позволяйте своим страхам проникать в жизнь ребенка.

Ошибка вторая: не мотивировать ребенка лечиться.

Аня, когда первый раз шла к врачу не понимала, зачем ей это нужно, она намного позже узнала о микробах и кариесе. В медицинском кабинете, так или иначе, приходится терпеть некоторые неудобства, например, показывать рот незнакомому человеку, чувствовать, что в него льется вода, помещаются разные инструменты, человек должен представлять, для чего ему все это. Опыт показывает, что если у ребенка нет вообще никакой мотивации (т.е. он не понимает, зачем пришел к доктору, не хочет идти), то вылечить его оказывается достаточно сложно. Маленькие дети не могут сами себя побуждать к чему-либо, эту функцию должны выполнять за них взрослые. Поэтому мотивацию для ребенка нужно создавать. Лучше, конечно, чтобы мотивация была истинной, т.е. лечение ради достижения здоровья. Но у маленьких детей она бывает редко, чаще внешняя (получение подарка, одобрения). В случае Ани, наилучшим мотивом для нее было бы избавление от боли, дискомфорта, который она испытывала. Нужно было бы объяснить ей, что только врач может помочь ей чувствовать себя лучше, никто другой этого сделать не сможет. А для того чтобы у доктора все получилось быстро и хорошо, она должна помогать ему и делать все как он скажет. Объяснить, почему зуб болит, что там поселились микробы, которых нужно прогнать. Дети, кстати, очень живо представляют себе эту картину, и с удовольствием включаются в борьбу против вредителей. Для наглядности можно все это нарисовать вместе. Таким образом, чтобы лечение состоялось и прошло нормально, рассказывайте своему ребенку, независимо от возраста, куда он идет и для чего ему это нужно.

Ошибка третья: применять насилие при лечении

Вследствие первых двух ошибок, Анина мама совершила третью. Ребенок тревожен, не в лучшем физическом состоянии в незнакомой обстановке, с ним не церемонятся, а сразу пытаются совершить какие-то манипуляции с его телом, конечно девочка стала сопротивляться. Ну а мама, наоборот, с одной стороны, она понимает, что ребенка надо лечить, с другой ей своего ребенка жалко, с третьей, она хочет быть хорошей матерью в глазах врача. Врач просит помочь ему и предлагает удержать ребенка силой во время лечения, это проще, чем искать другие способы договориться с малышом. Мама интуитивно понимает, что так делать нельзя, но не решается противостоять авторитету врача. Этот феномен можно назвать: «Насилие от бессилия», когда взрослые ничего другого не находят как физически удерживать ребенка во время проведения процедуры, наказывать, принуждать к лечению.

Начинается все безобидно и взрослым кажется, что надо только объяснить малышу, что они не принесут ему вреда, и он поймет, и откроет рот, и будет спокойно сидеть. Но не тут-то было, врач, ассистент и мама объясняют ребенку, но он рот не открывает. На каждый следующий посыл от взрослых идет отказ. Взрослые сначала стараются мягко по-хорошему, обещают подарки, хвалят, но ничего не происходит. Наоборот ребенок еще больше вжимается в кресло, наступает момент, когда он вообще не слушает никаких слов, ему надо отсюда встать. У взрослых уже включилась доминанта, и они хотят завершить процесс. Они думают, ну что за абсурд, они что, делают что-то плохое, ведь зуб надо лечить, и начинают давить.

Постепенно они отбирают подарки, которые только что наобещали, потом начинают угрожать, что ребенок не получит ни одной конфеты, что за дверью стоит дядя со шприцом и он сейчас зайдет, что мама не будет с ним разговаривать, чтобы к врачу он больше не приходил. Ситуация превращается из безобидной, в очень даже обидную: взрослые агрессивно давят на ребенка, он им противостоит, спасает себя, но теряет любовь окружающих. И ведь это они его затащили в эту ловушку. Начинают держать руки, ноги, рот открытым, ну как тут поверишь, что тебе не хотят зла. Ребенок сначала капризничал от тревоги, теперь он обижен. Его не слышат, не принимают, мама с ними заодно. Это становится похожим на насилие, ребенок кричит от отчаяния. В лучшем случае удается заляпать зуб кое-как, но тогда врач не может дать никакой гарантии на пломбу и расстраивается мама, да и ребенок. Все было зря. В худшем – ребенок уходит очень обиженный, он не оправдал надежд, родитель потерял время и перед ним по-прежнему проблема здоровья ребенка, только теперь он еще и не доверяет врачам.

Никогда не применяйте насилие, для того чтобы вылечить ребенку зубы. В лучшем случае вы решите небольшие проблемы на данный момент, но приобретете большие проблемы на будущее. Так как в душе ребенка надолго поселится страх, который будет препятствовать не только нормальному взаимодействию с врачами, но и хорошему уходу за зубами. Ведь психика человека так устроена, что избегает соприкосновения со всем, что может напомнить о травме.

Вернемся к Ане. Так или иначе, а нужно было заниматься ее зубами, и мама записала ее на очередной прием к стоматологу. Он был назначен на 8 утра, а клиника находилась в часе езды от дома девочки, так что ей пришлось встать очень рано, она не выспалась и пребывала в плохом настроении. Всю дорогу Аня задавала маме тревожные вопросы о том, куда они идут и зачем, спрашивала, не будут ли ее лечить. Мама отвечала, что они идут к хорошему доктору, ничего делать не будут.

Аня не хотела идти, капризничала и еле двигалась. В результате они опоздали к назначенному времени, прием получился скомканным, девочка еле-еле зашла в кабинет, не хотела садиться в кресло, показала врачу зубы издалека, стоя у письменного стола. Стоматолог заметила несколько зубов, требующих немедленного лечения и один из них был настолько плох, что его необходимо было удалять. Но о начале лечения пока не могло быть и речи, Аня все время плакала, хотела выйти из кабинета. Требовалось провести большую психологическую работу, прежде чем эта маленькая девочка научилась бы лечиться, но на это не было времени, зубам была необходима срочная помощь. В итоге ребенка пришлось лечить под общим наркозом.
Сейчас Ане 7 лет, она совершенно спокойно посещает врача-стоматолога, этому предшествовала сложная совместная работа родителей, врачей и детского психолога, но это уже другая история.

Ошибка четвертая: назначать прием у врача в некомфортное для ребенка время

Аня итак была в тревоге перед приемом, а тут еще такое раннее время. Получается, поход к врачу превратился в экстремальную в жизни девочки ситуацию, она и мобилизовала все свое ресурсы, чтобы дать отпор. Так не должно быть, надо стремиться к тому, чтобы прием у врача был само собой разумеющимся делом. Это не грандиозное событие, которого ждут и к которому готовятся, иначе сверхзначимость сыграет против вас, ребенок будет напряжен, натянут как струна. С другой стороны, вообще не говорить об этом тоже нельзя, ребенок должен знать и понимать, куда и зачем он идет. Лучше не назначать визит к врачу в часы, когда ребенок обычно спит (раннее утро, тихий час) или устал (поздний вечер). Он все-таки должен быть в хорошем настроении и ресурсном состоянии. На прием ребенку лучше всего приходить сытым, здоровым. У детей от телесного комфорта напрямую зависит комфорт психологический. Сейчас во многих клиниках делают уютные детские уголки, где есть разные игрушки, можно порисовать и посмотреть мультики. Это придумано не просто так, ребенок, пребывая в такой атмосфере, расслабляется, привыкает к новой обстановке, что способствует хорошему доверительному контакту с врачом. Для того чтобы игровая комната сработала таким образом, родителям нужно спланировать свое время так, чтобы у ребенка была возможность поиграть перед приемом, соответственно нужно прийти в клинику заранее.

Ошибка пятая: обещать ребенку, что ему ничего не будут делать

Именно так делала Анина мама, когда они шли к врачу. Она, вероятно, хотела успокоить девочку, не тревожить лишний раз, не провоцировать истерику. Понятно, что ребенок задает вопросы типа: «А что мне там будут делать?» из-за собственной тревоги и страха. Но ведь ответы родителей «Ничего» не уменьшают этой тревоги, просто потому, что ребенок не понимает настоящей цели похода. Если ему ничего не будут делать, то зачем ему туда идти. Кроме того, это неправда, врач как минимум будет проводить осмотр, иначе действительно, зачем это мероприятие. Поэтому, если родитель обещает ребенку, что ему ничего не будут делать в кабинете, он совершенно сознательно его обманывает, вряд ли ребенок поверит ему в следующий раз. Здесь есть такой тонкий момент, родитель, таким способом, переносит ответственность на врача. «Мое дело привести ребенка» — думает он, а дальше врач пусть думает, что делать. Но получается, что таким образом «подготовленный» ребенок практически гарантировано выдаст негативную реакцию в кабинете врача, что ставит успех всей операции под сомнение с самого начала.

Родителю очень важно сотрудничать с врачом, так как лечение состоится и пройдет нормально только при объединении усилий. Поэтому, если ребенок задает вопросы: « А куда мы идем? А что мне там будут делать?», ему необходимо на доступном для его возраста языке объяснить правду. Например, если вы идете на скажите что вы идете познакомиться с доктором, показать ему зубки, подобрать хорошую пасту и щетку. И ни в коем случае не нарушайте обещание, не меняйте планов, осмотр, значит только осмотр. Если планируете сразу лечение, то об этом нужно предупредить и ребенка, например такой фразой: «доктор посмотрит и почистит зубы, вылечит, если это необходимо». От ребенка могут последовать и другие вопросы, это естественно, так как ему непонятно и от этого тревожно.

Самое лучшее будет, если вы спокойно объясните, в чем будет заключаться лечение. При этом, следует избегать слов и словосочетаний с негативной эмоциональной окраской, таких как: «укол», «сверло», «сверлить», «кровь», вырывать зуб, лучше заменять их на нейтральные: «заморозить», «помыть», «почистить». В любом случае, даже если вы растревожите ребенка этими сообщениями, лучше это сделать заранее, так у вас будет достаточно времени все объяснить, а у ребенка успокоиться.

Ошибка шестая: мотивировать ребенка подарками

Как-то я присутствовала на стоматологическом приеме одного мальчика. Его звали Боря, было ему около пяти лет. Мальчик дверь в кабинет стоматолога открыл ногой, бахилы надевать он отказался, так что вошел в уличной обуви, с ним были мама и няня. Врача Боря называл исключительно по имени, хотя обычно дети и родители зовут ее по имени и отчеству. Для малыша в кабинете сразу включили мультики и стали всем составом уговаривать его сесть в кресло. Но Боря садиться не собирался, сначала прошелся по подоконникам, повалялся по полу, потом все-таки решил присесть.

Дальше перед взрослыми стояла задача уговорить мальчика начать лечение. Боря не хотел лечиться, он сел, чтобы посмотреть мультики. Тогда врач решила использовать проверенный способ, она обещала мальчику, что если он позволит вылечить сегодня зуб, то его ждет подарок. На что Боря ответил: «А мне не надо ваших подарков, не хочу я лечиться». Тогда мама с няней достали из сумки и поставили на стол врача огромную красивую коробку, в ней находился электронный игрушечный робот, о котором Боря давно мечтал, они пообещали, что отдадут его мальчику, если тот вылечит зуб. На какой-то момент у Бори загорелись глаза, но потом он подумал и сказал, что откроет рот, только если мама купит ему еще какой-то автомобиль. Мама согласилась, однако, как только врач приступила к работе, мальчику снова стало тревожно, он отказался от всех подарков, встал и попытался выйти из кабинета.

Этот довольно яркий пример, хорошо иллюстрирует ситуации, когда родители пытаются купить послушание ребенка в кабинете врача. Рассмотрим причины, по которым этот механизм не работает. Если ребенку обещают подарок перед первым приемом у врача, это сразу его настораживает, он чувствует, что ему предстоит нечто неприятное, иначе бы игрушек не предлагали. Соответственно тревога, которая итак присутствует перед неизвестным, растет, обстановка вокруг лечения зубов нагнетается, что не может не отразиться на поведении ребенка в кабинете врача. Если же ребенок уже имеет тревогу или страх перед лечением, то обещанные подарки вряд ли смогут быть достаточно весомым мотивом, чтобы побороть страхи, они, как правило, сильнее. Именно это и произошло в выше описанном случае.

Детей, которые часто получают подарки от родителей или родственников вообще ничем не удивишь, поэтому они легко отказываются от игрушек ради собственного спокойствия, они знают, что получат их без особого труда через некоторое время. Из всего этого можно сделать вывод: не стоит обещать ребенку подарок перед походом к стоматологу. Он должен с детства усвоить, что посещение врача, это часть необходимой заботы о его здоровье, которая сама по себе ценна. Если ребенок проявил силу воли и поборол свою тревогу в кабинете у врача, сделайте для него что-нибудь приятное, но неожиданно, после приема, поощряя его за хорошее поведение, выразив ему таким образом свое одобрение и поддержку.

Ошибка седьмая: торопить процесс

Мила пришла в клинику очень радостная, с удовольствием рисовала рисунки перед приемом, рассказывала о том, как она любит лечить зубы. Когда она выходила из кабинета врача, то была тоже очень довольна, несла в руке небольшой сувенир, подаренный ей стоматологом, и с интересом рассматривала его. Однако, как оказалось приключения ее на сегодня еще не были закончены, через несколько минут девочку снова пригласили в кабинет, теперь уже к другом врачу — гигиенисту, там ей сделали профессиональную гигиеническую чистку зубов. Мила вышла из кабинета спокойной и уставшей, на лице не осталось следов радости, той, что была до этого. Сегодня ее ждал еще один прием, у хирурга, от него Мила вышла с заплаканными глазами и ваткой, торчащей из угла рта, взгляд был совсем потухшим. Вряд ли Мила придет в клинику в следующий раз с радостью.

Такая ситуация встречается не так уж редко. Заключается она в том, что родители хотят сделать все и сразу. Видят, что ребенок хорошо сидит лечится, просят врача: «Давайте еще одну пломбу сегодня поставим». А у ребенка, в силу возраста, хватает внимания и терпения и физических сил только на один зуб. И если врач идет на поводу у родителей, то ребенок вместо удовольствия от лечения, испытывает дискомфорт, получает негативный эмоциональный опыт, что, конечно же, отражается на его поведении у врача на следующем приеме.
Отсюда следующий совет: постарайтесь сохранить у дочки или сына позитивные воспоминания о докторе и лечении.

Даже если не удалось что-либо сделать из того, что планировалось, уходить от доктора ребенок должен в хорошем настроении, а не с чувством вины, и ощущением, что он плохой. В этом процессе двигаться лучше постепенно, от маленькой работы к большой, от простого к сложному, только тогда результат будет устойчивый и положительный: ваш ребенок научится следить за зубами сейчас и продолжит делать это в будущем, когда вырастет.

Здесь описаны основные ошибки родителей, вследствие которых тревога детей перед лечением у стоматолога усиливается, что неизбежно отражается на их поведении в кабинете. В основном с помощью соблюдения несложных правил, этих ошибок можно избежать. Если же меры предосторожности не помогают, значит, есть другие обстоятельства, которые подкрепляют страх. В этом случае необходимо обратиться к специалисту

Почему я говорю только об ошибках родителей и обращаюсь к ним. Потому, что ребенок не имеет достаточно функций, для того чтобы проконтролировать свое поведение и эмоции. А врач стороннее лицо и не всякий раз будет заботиться о вашем ребенке. Кто еще кроме родителей, может повлиять на это. Опыт работы в стоматологии с детьми, которые боятся, дал мне очень много. Это была яркая эмоциональная работа. По крайней мере, я знаю, когда моим детям необходимо будет лечить зубы, я постараюсь сделать все, чтобы они не боялись врачей.

Доброго денёчка, мои читательницы! Помните своё первый визит к стоматологу в детстве? Такое не забывается, правда? После прочтения поста обязательно поделитесь своими историями на этот счёт. Ну а пока расскажу свою.

Стоматолог с бормашиной в руках «настиг» меня впервые примерно в 3 классе начальной школы. Мы с одноклассниками стояли у кабинета зубного в ожидании простого осмотра. Некоторые побаивались, другие вообще убегали и прятались в уборной. Я же с гордым видом ждала своей очереди, чтобы выйти от врача с видом победительницы, ведь все всегда удивлялись, какие белые и здоровые у меня зубки. И вот я захожу. Стоматолог, женщина с рыжей кудрявой шевелюрой, повелела мне садиться в кресло. Я смело уселась поудобнее. «Хм, вижу небольшую дырочку, — нахмурилась врач. — Давай-ка залечим».

Такого поворота я ну никак не ожидала и вся сжалась, увидев страшные блестящие инструменты. Да это же орудия пыток, почему я раньше их не замечала. Описать свои ощущения, когда бормашина орудовала у меня вот рту, сейчас уже сложно. Было больно, противно, а закончилось всё тем, что из-за малюсенькой точки на зубе мне рассверлили его почти полностью и заляпали страшной коричневой (!) пломбой. Пользуясь случаем, передаю привет той самой «зубной фее», которая надолго отбила у меня желание лечить зубы.

К счастью, современным деткам создают все условия для того, чтобы они шли на приём к стоматологу не с дрожащими коленями, а с улыбкой. Но бывает, что несмотря на все ухищрения, ребёнок не даёт лечить зубы, что делать в этом случае? Разберёмся?

Пример со знаком «+»

Учёными доказано, что страх не возникает из ниоткуда. Изначально у малыша, ни разу не видевшего зубного врача и не лечившего зубы, его нет! Берётся он…от нас, родителей. Признавайтесь, наверняка, не раз обсуждали при малыше собстенные походы к стомаатологу, в подробностях описывая, как в этот раз «зверствовал» врач. Детское подсознание как губка впитывает такие вещи.

В понимании ребёнка зубной - изверг, который не лечит, а причиняет ещё большую боль и страдания. Поэтому первое, что нужно запомнить - держите свои эмоции при себе. Примите во внимание следующие советы психолога, и старайтесь их соблюдать.

  • Не пугайте малыша врачами! Любыми: зубным, хирургом, терапевтом. Старайтесь сформировать у крохи положительный образ доктора, как в сказке про Айболита: «Всех излечит, исцелит…»
  • Никогда не говорите ребёнку: «Ты ведешь себя как маленький/как капризная девочка». Это не действует! Приведу в пример любимого стоматолога своего сына. Он всегда абсолютно спокойным тоном, не реагируя на начинающуюся истерику маленького пациента, говорит: «Иван, ну что ты, ты же мужчина!». И о чудо, мой ребёнок успокаивается и даже открывает рот пошире, пресиполненный гордости за себя.
  • Больше рассказывайте о пользе лечения зубов в игровой форме. Найдите в Интернете стихи на эту тему, а можно вместе с малышом сочинить свою сказку и вспоминать её каждый раз перед походом к врачу.
  • После собственных походов к зубному, никогда не выказывайте негативных эмоций. Наоборот, говорите о том, насколько лучше себя сейчас чувствуете. Для наглядности широко улыбнитесь, продемонстрировав малышу «отремонтированные» красивые зубы.

Первое впечатление

Впервые знакомство со стоматологом крохе предстоит во время планового медосмотра в 1 год. Заранее расскажите ребёнку, что врач очень добрый, хороший, он хочет заботиться о твоих зубках и всего лишь посмотрит, насколько правильно они растут, не болеют ли. Можно заранее побывать в зубном кабинете «на экскурсии», рассмотреть плакаты на стенах, потрогать страшную с виду аппаратуру. Тогда придя на приём, маленький пациент почувствует себя уже в знакомой обстановке и не будет так бояться.

Сейчас существует множество частных клиник, где врачи одеты в яркие костюмы, кресла стилизованны под диковинных животных, машины или самолёты. Здесь показывают мультики и полно игрушек. Ну как не захотеть прийти сюда ещё и ещё? Поэтому, если вы располагаете средствами, лучше отвести ребёнка в такую вот «сказочную» стоматологию. Пусть из детства у него останутся лишь хорошие воспоминания о лечении зубов.

«Награда» за мужество

Бывает, что первый визит к зубному врачу не задался. Например, доктор грубо и резко разговаривал, повышал голос на родителей, чтобы крепче держали несговорчивого пациента. Поверьте, бывает и такое. Как быть в этой ситуации? После таких стрессовых визитов бывает очень трудно восстановить «подмоченную» репутацию стоматологов. Но постараться нужно. Они же не все такие. Для некоторых это действительно призвание, они умеют найти подход к любому ребёнку и работу свою выполняют на отлично.

Важно найти именно «своего» доктора, к которому малыш будет идти всегда с удовольствием, не как на казнь, а как на дружескую встречу. Не возбраняется и поощрять ребёнка за хорошее поведение и терпение в стоматологии игрушками или сладостями. Только обязательно сдерживайте обещание.

Не заплакал, широко открывал ротик, вёл себя, как взрослый - получи подарок. Запомните, здесь «кнут» противопоказан, только «пряник», ласковые слова, терпеливые объяснения. Вы должны сделать так, чтобы стоматолог был для малыша доброй зубной феей, а не монстром.

Молочные зубки, хотя и временные, но их здоровье очень важно сохранять. Не забывайте ругалярно их чистить, посещать зубного врача хотя бы раз в полгода. Уверена, что теперь вы пойдёте туда без страха. Вы ведь знаете, как нужно действовать.

А теперь я вас ненадолго оставлю, но вы не расходитесь. Свои замечания и комментарии можете оставить чуть ниже. Когда вернусь, я обязательно их прочту. Пока-пока!