Пятна

Психологические техники для работы с тревожностью. Несколько советов, как самостоятельно справиться с беспокойством и тревогой

Все мы чувствуем тревогу время от времени, но есть люди, в чьей жизни тревога стала постоянной гостьей. Тревога возникает в здоровом, нормально функционирующем мозге, который работает чересчур напряженно в целях защиты от страха. Тревожный мозг крайне чувствителен к опасности, нередко он включает кнопку «паника» просто на всякий случай. Это очень кстати, когда действительно есть о чем беспокоиться, но если это происходит слишком часто, то становится проблемой.

Тревога - это реакция нашего тела, мы не можем ее контролировать. Она настолько широко распространена, что если вы сами не подвержены ей, то кто-то из вашего близкого окружения наверняка страдает от тревожного расстройства.

Ниже описаны несколько научных открытий, которые проливают свет на смысл тревоги и предлагают новые способы справиться с ней. Если вы доверяете науке, прочтите внимательно.

Новейшие представления о работающих способах справиться с тревогой

  1. Пять сеансов массажа способны существенно снизить уровень тревоги .

Очень часто нужные и полезные вещи делать неприятно, но это не тот случай. Как говорится, «запишите меня на эту процедуру до конца жизни». Массаж действительно работает, даже если кажется, на первый взгляд, слишком простым способом восстановления.

Исследования показали, что пять сеансов шведского массажа способны существенно уменьшить симптомы тревоги и уровень кортизола (гормона стресса) в крови. Шведский массаж - это техника классического массажа, заключающаяся в интенсивном разминании мышечной ткани. Люди, страдающие генерализованным тревожным расстройством (испытывающие почти постоянную тревогу) получали два 45-минутных сеанса массажа в неделю в течение 6 недель. Уже на пятом сеансе (на третьей неделе) проявление симптомов тревоги существенно уменьшилось. Этому сопутствовало и уменьшение проявления симптомов депрессии.

Еще одно исследование продемонстрировало, что массаж снижает уровень кортизола в среднем на 31%, а также поднимает уровень серотонина - на 28%, дофамина - на 31%. Тревога и пониженный уровень серотонина и дофамина коррелируют между собой. Точные причины этого неясны, но важность прикосновений в поддержании хорошего физического и умственного здоровья человека доказана. Частые прикосновения (конечно, приятные, а не такие, которые вызывают желание убежать) улучшают состояние иммунной системы, снижают пульс и артериальное давление, укрепляют связи между людьми и улучшают их самочувствие. Но если массаж - не ваш вариант, подумайте насчет следующего пункта.

  1. Сон под плотным одеялом также помогает справиться с тревогой.

Исследование показало, что сон под тяжелым и плотным одеялом приносит облегчение при тревоге. Ощущение, что ты чем-то укутан, как коконом, успокаивает нервную систему.

Не секрет, что один из способов успокоить младенца - запеленать его. Это работает не только с детьми, но и со взрослыми. Когда вы укутываетесь в плотное одеяло, тактильные рецепторы вашего тела получают стимуляцию. Это позволяет почувствовать себя более расслабленно, заземленно и безопасно.

  1. Здоровая кишечная микрофлора снижает риск возникновения симптомов тревоги.

В научном сообществе официально признано, что здоровье кишечника имеет большое значение для психологического состояния. Чем здоровее кишечник, тем здоровее психика. Мы знаем, что в желудочно-кишечном тракте живут триллионы микробов. Они посылают сигналы в головной мозг, которые могут поменять наше настроение или поведение. Полезные живые кишечные бактерии - суперзвезды в мире душевного здоровья.

Именно поэтому очень полезно употреблять пищу, в которой содержатся пробиотики. Меняя состав кишечной микрофлоры в сторону увеличения количества полезных бактерий, пробиотики снижают уровень тревоги. Они содержатся в:

  • йогуртах (не во всех, внимательно читайте этикетки) и кефире
  • квашеной капусте (или кимчи - в корейской кухне)
  • продуктах из соевых бобов.

Будьте внимательны! Введение в рацион пробиотиков должно быть постепенным. В процессе уничтожения пробиотиками патогенных микробов высвобождаются токсины. Эти токсины уже вносят свой вклад в развитие симптомов депрессии, тревоги, физических болезней. Когда количество полезных бактерий в кишечнике сильно увеличивается, так же сильно увеличивается количество токсинов, и симптомы, от которых вы и так страдаете, обостряются. Так что мягче и нежнее.

  1. И снова о еде! Прием Омега-3 уменьшает раздражительность и тревогу.

Согласно исследованию, опубликованному в журнале «Мозг, поведение и иммунитет», полиненасыщенные кислоты Омега-3 уменьшают уровень тревоги на 20% по сравнению с плацебо. Количество Омега-3 при этом равнялось 4-5-кратному объему рыбьего жира в 1 порции лосося.

Авторы исследования считают, что современным людям необходимо озаботиться включением Омега-3 в свой рацион. Существует три типа Омега-3. EPA (эйкозапентаеновая кислота) и DHA (докозагексаеновая кислота) имеются в рыбе, особенно в тунце и лососе. Гарвардский институт здоровья населения рекомендует употреблять рыбу или морепродукты по меньшей мере дважды в неделю. Третий тип Омега-3 - ALA (альфа-линоленовая кислота), она содержится в грецком орехе, семени льна и масле из него, листовых овощах и мясе животных, выращенных на травяном откорме.

  1. Существует специальная песня для снижения тревоги, которую ученые называют « самая расслабляющая песня на свете » .

Сотрудничество музыкальных терапевтов и манчестерской группы Marconi Union вылилось в создание музыкального трека под названием «Невесомость», задача которого - максимальное расслабление. Создатели уверяют, что опирались на проверенные научные данные.

Британская академия музыкальной терапии заключила, что прослушивание песни действительно способно снизить артериальное давление, замедлить сердцебиение и значительно снизить уровень кортизола в крови. Исследование также показало, что прослушивание песни снижает общий уровень тревоги пациента на 35% от привычного для него. Эффект расслабления был заметен даже тогда, когда участникам испытания давали задание, провоцирующее у них стресс. «Невесомость» длится восемь минут, и ее можно послушать здесь.

Предупреждаем! Песня оказывает настолько расслабляющий эффект, что лучше воздержаться от прослушивания ее, когда вы за рулем.

  1. Тревожным взрослым (и детям, кстати, тоже) хорошо помогает практика осознанности, благодаря способу, которым она меняет активность мозга.

Практика осознанности (в православной традиции это трезвение, бодрствование и молитва - прим. ред.) меняет работу мозга, в частности его передней части, отвечающей за когнитивные и эмоциональные процессы, таким образом, что снижается и уровень тревоги.

Практику осознанности широко используют в рамках когнитивно-бихевиоральной терапии, одного из самых популярных способов терапии тревоги. Пользоваться этим способом могут как дети, так и взрослые.

  1. Занимайтесь спортом хотя бы чуть-чуть. Это оказывает волшебный эффект.

Некоторые нейроны рождаются похожими на щенков: они легко возбуждаются и всегда готовы к игре. В правильное время и в правильном количестве этим нейронам цены нет. Именно благодаря им мы можем быстро думать, быстро действовать и запоминать.

Когда чего-то хорошего слишком много, это перестает быть хорошим. Когда слишком большое количество этих нейронов включаются в работу без необходимости, может наступить тревога. Для их торможения у мозга есть специальное средство - GABA (гамма-аминомасляная кислота), задача которой - успокоение мозга. Если этой кислоты в мозге мало, то организму нечем успокоить разбушевавшиеся нейроны.

Физические упражнения работают таким образом, что в мозге увеличивается содержание GABA. Большинство других способов снизить тревогу (например, алкоголь, медитация) также увеличивают GABA, и именно поэтому они эффективны (но их мы по понятным причинам не рекомендуем - прим. ред).

Применяйте тот вид физических упражнений, который заставляет ваше сердце биться чаще. Для каждого человека это будет что-то свое. Это не значит, что нужно загонять себя на беговой дорожке до такой степени, чтобы с трудом дышать. Если вы любите более спокойные виды упражнений, попробуйте бодрую 20-минутную прогулку или 8-10 минут подъема и спуска по лестницам дважды в день. Это тоже будет работать. Попробуйте что-то, что вы сможете делать минимум 5 раз в неделю. Мы напишем отдельную статью с идеями для тех, кто считает лучшим видом спорта в мире лежание на диване.

  1. Если суровые упражнения и вы пока в плохих взаимоотношениях…

… попробуйте не аэробные нагрузки, а всевозможные виды растяжки (стречинг, пилатес и т.п.). Ученые выяснили, что эти виды упражнений также снижают тревогу. Так что расслабьтесь и занимайтесь с удовольствием.

  1. Итак, если спорт снижает тревогу, то как воздействует отсутствие упражнений?

Когда тревога уже есть, отсутствие физической нагрузки сказывается не лучшим образом. Ученые из Университета Дикин в Австралии обнаружили, что пассивное сидение на месте или низкоэнергетические нагрузки ухудшают состояние тревожных людей в силу тех же химических процессов в мозге, которые мы обсуждали выше. Так что не засиживайтесь, вперед!

  1. Облекайте свои чувства в слова - это отлично снижает тревогу!

Использование слов для описания сильных чувств способно облегчить симптомы тревоги. В одном из исследований 88 человек с арахнофобией попросили приблизиться к большому живому тарантулу и потрогать его, если смогут. Те, кто открыто говорил вслух о своих чувствах по мере приближения к пауку, демонстрировали менее выраженные симптомы тревоги, чем те, кто использовал нейтральные слова для описания своего состояния или вовсе молчал. Чем более ярко описывались чувства (вместо «я нервничаю» человек говорил «я перепуган до смерти»), тем более выраженным был эффект.

Предшествующие исследования показали, что вербализация чувств снижает активность в миндалевидном теле (части мозга, которая отвечает за поведенческую реакцию «бей или беги») и, соответственно, уменьшает физиологическое проявление тревоги.

«Это древняя мудрость. Облечение чувств в слова оказывает целительный эффект. Если мой друг грустит, и я могу поговорить с ним об этом, он скорее всего почувствует облегчение».

Мэтью Либерман, профессор психологии и нейробиолог

Называние эмоций успокаивает нервную систему и позволяет правому и левому полушариям мозга слаженно работать вместе. Известно, что правое полушарие больше отвечает за эмоции и чувства, а левое в большей степени оперирует словами и логикой. Во время тревоги правое полушарие более активно, чувства могут захлестывать и казаться бессмысленными. Левое полушарие формулирует «вот что происходит», а правое затем - «какое значение это имеет для меня». Когда левое полушарие задействуется активнее благодаря вербализации, это помогает придать стройность и осмысленность чувствам. Как говорит Марк Брэкет из Йельского центра эмоционального интеллекта: «Если вы можете назвать нечто, вы можете это обуздать».

  1. Не останавливайтесь: займите позицию силы!

Использование позы силы в течение двух минут меняет мозг таким образом, что снижается тревога и возникает уверенность в себе и смелость. Эми Кадди из Гарварда проводила исследования, которые показали, что двухминутное нахождение в позиции силы на 20% повышает уровень тестостерона в крови (гормона доминирования) и на 25% снижает уровень гормона кортизола. Высокий тестостерон приводит к большей уверенности, тогда как низкий кортизол повышает способность сопротивляться стрессу. Этот могучий дуэт, действуя заодно, способен существенно снизить тревогу.

Лучше всего в этом то, что эту позу можно практиковать наедине с собой. Она запускает изменения именно на физиологическом уровне, а не меняет то, как вы выглядите для остальных людей. Вообще, любая поза, которая увеличивает количество пространства, которое занимает ваше тело, - это поза силы. Вспомните Супермена: широко расставленные ноги, руки впереди перед собой, подбородок вверх, грудь вперед. Поза силы - это любая поза, которая делает ваше физическое присутствие больше.

  1. И, наконец, неожиданный способ справиться с тревогой перед сложным делом.

Исследование, проведенное в Гарвардском университете, показало, что переименование «тревоги» во «взволнованность» улучшало выполнение какой-либо деятельности, которая обычно сопровождалась тревогой.

Тревога и взволнованность во многом похожи. И первое, и второе характеризуется высоким уровнем возбуждения и рядом физиологических признаков: усиленное потоотделение, бабочки в животе, учащенное сердцебиение. Именование чувств тревогой запускает ряд негативных мыслей о том, что все может пойти плохо. Новая формулировка «взволнованность» помогает мыслить в конструктивном ключе.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

Гештальт в работе с тревогой и тревожностью

Данная программа представляет собой серию групповых занятий по 40 минут. Групповой эффект от занятий заключается в возможности у участников группы получить поддержку и обратную связь от сверстников; увидеть, что они не одиноки в своих переживаниях, - это само по себе уже имеет терапевтический эффект. Кроме того, проблемы, вызывающие у людей тревогу, часто схожи между собой, и посредством присоединения во время индивидуальных сессий человек, не решившийся на индивидуальную работу, имеет возможность завершить свои незавершенные ситуации, оставаясь в тени.

Цель: снижение уровня личностной тревожности у учащихся основной и средней школы, склонных к тревожным реакциям.

Задачи:

Создание условий для исследования участниками группы своих личностных границ;

Обучение членов группы навыкам сосредоточения на дыхании;

Оказание участникам группы помощи в завершении незавершенных гештальтов;

Обучение членов группы навыкам эффективного взаимодействия (активного слушания, Я-заявления).

Целевая группа: учащиеся основной и средней школы, склонные к тревожным реакциям.

Теоретическое обоснование

Предметом изучения в гештальт-психологии являются отношения между организмом и средой. Это обусловлено тем, что ни один индивид не самодостаточен. Он может существовать только в среде, вместе с которой он в каждый момент составляет единое поле. Поведение индивида - функция этого поля; оно определяется природой отношений между ним и его средой. Если отношения взаимно удовлетворительны, то поведение индивида считается нормальным. Если отношения конфликтны, то поведение индивида описывается как ненормальное.

Функционирование человека в среде происходит на контактной границе между ним и его средой. Там же возникают и психологические события, которые являются предметом исследования в психологии. Под границей здесь понимается точка, в которой происходит отделение Я от не-Я. Наши мысли, действия, поведение, эмоции - это способ выражения и принятия событий, происходящих на границе. Граница в рамках гештальт-подхода представляет собой функцию поля организм/среда. Она позволяет индивиду чередовать пребывание в контакте с отделением от среды. Если граница между организмом и средой становится неясной или утрачивает свою проницаемость, то это приводит к нарушению контакта, осознавания и отделения себя от другого. Граница между организмом и средой должна поддерживаться в состоянии проницаемости, чтобы происходил обмен, и в то же время быть достаточно прочной для сохранения автономии.

Индивид вступает во взаимодействие со средой посредством двух систем: сенсорной и моторной. Сенсорная система обеспечивает ему ориентацию, а моторная - манипуляцию. Чтобы удовлетворить свои потребности, индивид должен найти в среде необходимые материалы, а затем манипулировать ими таким образом, чтобы органический баланс был восстановлен, и тогда гештальт будет завершен. Это можно представить в виде следующей схемы.

В результате выделения фигуры из фона возрастает мобилизация энергии - возникает возбуждение, необходимое для совершения манипуляции, удовлетворяющей потребности индивида. Возбуждение всегда сопровождается усиленным метаболизмом - окислением накопленных пищевых субстанций, и потому возникает насущная потребность в большом количестве кислорода. Организм реагирует на это учащением и увеличением амплитуды дыхания.

Если по каким-либо причинам (внутренним или внешним) манипуляция не может быть совершена, то организм старается заблокировать возникшее возбуждение с помощью контроля дыхания. Вместо спонтанного углубления дыхания - как вдохов, так и выдохов - человек продолжает дышать так, как он дышал перед возбуждением. Затем грудная клетка сжимается, чтобы усилить выдох и избавить легкие от углекислого газа (продукта окисления). Вместе с непроизвольным сжатием груди возникает тревога. Она возникает во всех случаях, когда организму не хватает кислорода.

Итак, тревога , с точки зрения гештальт-подхода, - это переживание трудности дыхания во время заблокированного возбуждения .

В тот момент, когда индивид старается заблокировать возникшее возбуждение посредством контроля дыхания, нарушается функция границы контакта. Она утрачивает свою проницаемость, что препятствует удовлетворению потребности и завершению гештальта.

Если индивид часто использует такой способ прерывания контакта со средой, то тревога накапливается и становится недифференцированной. Развивается такая черта личности, как тревожность. В рамках гештальт-подхода тревожность понимается как склонность индивида к тревожным реакциям.

Исходя из всего вышесказанного работа с тревожностью включает в себя три направления:

I. Обучение навыкам сосредоточения на собственном дыхании (помогает исследовать, каким образом различными структурами мышечных напряжений индивид останавливает полный выдох).

II. Исследование личностных границ (помогает восстановить способность к контакту с окружающей средой).

III. Перевод тревоги в возбуждение и нахождение таких путей удовлетворения потребностей, вызвавших это возбуждение, которые безопасны для других функций организма (помогает завершить незавершенные гештальты).

ЗАНЯТИЕ 1

Цель: познакомить участников группы с целями групповой работы и друг с другом.

Материалы: бланки к упражнению «Мой личный герб» (см. Приложение 1), листы обратной связи (см. Приложение 2).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Упражнение «Снежный ком».

2. Упражнение «Пары». В парах в течение минуты рассказать о себе, а затем в кругу рассказать о своем партнере от первого лица.

3. Упражнение «Мой личный герб». Участники рисуют свой герб на заранее приготовленных бланках, затем гербы вывешиваются и участники в течение 5 минут знакомятся с ними.

4. Ведущий объясняет цели и режим работы группы.

5. Шеринг или письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 2

Цель: создание в группе атмосферы безопасности.

Материалы: ватман, маркеры, газета, листы обратной связи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Мозговой штурм «Ожидания/Соглашения». На ватмане цветными маркерами записываются сначала ожидания, затем соглашения или правила работы группы.

3. Упражнение «Все на борт». Вся группа должна уместиться на газетном листе и простоять 5 секунд, не касаясь пола.

Или упражнение «Узелки». Участники группы встают в круг, протягивают руки в центр и берутся за руки, образуя замкнутую цепочку; далее они должны распутаться в кругу, не размыкая рук.

4. Шеринг (эмоциональный обмен).

5. Письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 3

Цель: обучение навыкам сосредоточения внимания на дыхании.

Материалы: гимнастические коврики, листы обратной связи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Упражнение «Осознавание дыхания». Участникам предлагается лечь или сесть удобно, закрыть глаза и в течение 5–7 минут обращать внимание на свое дыхание, поочередно сосредоточиваясь на вдохе, выдохе, мышечных ощущениях, особенностях дыхания. (Подробно см.: Ф. Перлз . Практика гештальт-терапии. с.156.)

4. Индивидуальная сессия. Одному из участников группы предлагается проанализировать и осмыслить опыт, полученный во время выполнения упражнения.

5. Письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 4

Цель: исследование границы контакта.

Материалы: листы формата А3, цветные карандаши, листы обратной связи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Упражнение «Мой мир». Участникам предлагается нарисовать на листах формата А3 мир, который существует вокруг них, оставив в центре пустое место размером с ладонь. Затем им надо нарисовать в центре себя и то, как они взаимодействуют с этим миром.

3. Шеринг (эмоциональный обмен).

5. Письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 5

Цель: создание условий для приобретения участниками группы позитивного опыта контактирования.

Материалы: листы обратной связи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Упражнение «Волшебные ладошки». Прохлопать друг друга в парах по очереди по всей поверхности тела в течение 15 минут.

3. Шеринг (эмоциональный обмен).

4. Индивидуальная сессия (по итогам упражнения).

5. Письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 6

Материалы: ватман, маркеры, раздаточный материал по теме «Я-заявление», листы обратной связи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Теоретический блок «Я-заявление» (см. Приложение 3).

3. «Я-заявление» - практическая часть (см. Приложение 4).

4. Письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 7

Цель: обучение навыкам эффективного взаимодействия на границе контакта.

Материалы: ватман, маркеры, раздаточный материал по теме «Активное слушание», листы обратной связи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Теоретический блок «Активное слушание» (см. Приложение 5).

3. «Активное слушание» - практическая часть (см. Приложение 6).

4. Письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 8–14

Цель: создание условий для перевода участниками группы своей тревоги в возбуждение и безопасное удовлетворение потребностей, вызвавших это возбуждение (создание условий для завершения незавершенных гештальтов).

Материалы: листы обратной связи.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Индивидуальная сессия. Одному из участников группы предлагается проработать ситуацию вызывающую у него тревогу, беспокойство.

3. Шеринг (эмоциональный обмен).

4. Письменная обратная связь.

ЗАНЯТИЕ 15

Цель: подведение итогов, завершение групповой работы.

Материалы: кисточки для «обнималок» или свечи и фольга по количеству участников.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Шеринг (кто с чем пришел).

2. Подведение итогов групповой работы: анализ ожиданий, шеринг.

3. Упражнение «Обнималки». Участникам раздаются кисточки разных цветов, они в свободном порядке подходят друг к другу, благодарят за работу, говорят теплые слова на прощание и завязывают несколько нитей из своей кисточки на нить партнеру. В конце упражнения вместо кисточек у каждого участника получается разноцветное ожерелье.

Или упражнение «Свечи». Участники зажигают свечи, в свободном порядке подходят друг к другу, прощаются и капают воск на ладошку, застеленную фольгой.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Мой личный герб

Имя_______________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Лист обратной связи

Дата____________________ Имя _________________

очень плохое 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 очень хорошее

3. Что вам сегодня на занятии понравилось?

4. Что вам сегодня на занятии не понравилось?
_________________________________________________________________

5. Что вам сегодня на занятии было полезно?
_________________________________________________________________

6. Пожелания, предложения психологу по ведению занятий
_________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Теория «Я-заявления»

«Я-заявление» - это безопасный способ высказывания другому человеку своих чувств, того, что вы ощущаете и какими вы видите ваши отношения в будущем. В «Я-заявлении» говорящий выражает свои чувства без оскорбления слушающего. «Я-заявление» строится следующим образом:

Я чувствую... когда кто-то (ты) ... потому что... . Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы... .

1. Я сержусь, когда кто-то берет мои вещи без разрешения, потому что они могут понадобиться мне самому. Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы ты спрашивал меня, можно ли взять что-то из моих вещей.

2. Я чувствую себя брошенной, когда ты уходишь гулять с другими ребятами и не зовешь меня с собой, потому что считаю, что друзья должны быть всегда вместе. Поэтому в следующий раз зови меня с собой.

3. Я очень рассердился, когда узнал, что друг плохо говорил обо мне за глаза, потому что это нечестно. Поэтому в следующий раз, когда тебе что-то во мне не понравится, говори мне об этом прямо.

Правила построения «Я-заявления»

Я чувствую...

Используйте слова, которые точно описывают ваши чувства.

Не преувеличивайте чувства.

Не используйте «жертвенных» слов.

Когда кто-то...

Описывайте поведение точно (поведение - это то, что видно и слышно, а не то, что вам кажется).

Не используйте обидных слов.

Потому что (я)...

Будьте максимально конкретны.

Делайте упор на то, как это влияет на вас.

Не преувеличивайте эффекта, так как это может вызвать защитную или скептическую реакцию.

Не используйте слов, которые хорошо звучат, но не являются правдой.

В следующий раз я бы хотел...

Говорите прямо о своих желаниях.

Будьте логичны и корректны.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Практика «Я-заявления»

Потренируйтесь составлять высказывания в виде «Я-заявления», используя следующие ситуации:

1. Во время перемены ты с другом играешь в мяч. Вдруг проходящий мимо парень отбирает его.

Я чувствую ____________________________________________________

Когда кто-то ___________________________________________________

Потому что ____________________________________________________

Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы ___________________________
________________________________________________________________

2. Ты долго простоял в очереди в столовой, как вдруг двое мальчишек подбежали и влезли впереди тебя.


_________________________________________________________________

3. Тебе подарили новую игрушку на день рождения. Когда ты пришел домой после школы, то увидел, что твоя сестра бросила ее в канаву перед домом и теперь она вся грязная и поцарапанная.

Я чувствую _____________________________________________________

Когда кто-то ____________________________________________________

Потому что _____________________________________________________

Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы ____________________________
_________________________________________________________________

4. Ты сидишь за партой, и вдруг проходящий мимо одноклассник обзывает тебя.

Я чувствую _____________________________________________________

Когда кто-то ____________________________________________________

Потому что _____________________________________________________

Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы ____________________________
_________________________________________________________________

5. Ты обедаешь в столовой, и вдруг кто-то подходит и берет твое печенье.

Я чувствую _____________________________________________________

Когда кто-то ____________________________________________________

Потому что _____________________________________________________

Поэтому в следующий раз я хочу, чтобы ____________________________
_________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Теория активного слушания

1. Мозговой штурм «Черты хорошего слушателя».
2. Мозговой штурм «Черты плохого слушателя».
3. Техника активного слушания:

Действие Цели Как это сделать Пример
Поддержка Проявить интерес
Помочь собеседнику продолжить говорить
Воздерживайтесь от выражения согласия или несогласия
Используйте нейтральные слова
Используйте спокойные
интонации
Используйте невербальное общение
«Вы не могли бы рассказать об этом больше?»
Прояснение Яснее понять, о чем идет речь
Получить больше информации
Помочь говорящему увидеть другие точки зрения
Задавайте вопросы «Когда это произошло?»
Выражение
понимания идеи
Показать, что вы слушаете то, о чем вам говорят
Показать, насколько верно вы понимаете основные мысли собеседника
Выделяйте основные идеи и факты
Перефразируйте собеседника
«Значит, ты хочешь, чтобы она тебя больше не подводила?»
Выражение
понимания чувств
Показать, что вы понимаете, что чувствует человек
Дать человеку возможность переоценить свои чувства после того, как он услышит их от другого
Выделяйте основные чувства говорящего
Перефразируйте собеседника
«Мне кажется, тебя это очень огорчает»
Обобщение Собрать воедино все главные идеи, мысли, чувства
Создать базу для дальнейшего разговора
Повторите главные идеи и чувства «По-моему, главное из того, что я услышал, это...»
Заключение Продемонстрировать уважение к собеседнику Выразите уважение к чувствам и мыслям собеседника «Я очень ценю твое желание решить этот вопрос»

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Практика активного слушания

1. Разбить участников по парам.

2. Попросить одного из пары рассказать о чем-то важном для него, а второго – специально не слушать его.

3. Поменять их ролями.

4. Обсудить, как они себя чувствовали, когда их игнорировали.

5. Повторить упражнение, но попросить участников слушать своих собеседников, используя технику активного слушания.

6. Обсудить, как они себя чувствовали, когда их слушали.

7. Спросить учащихся, чему они научились и где это можно использовать в повседневной жизни.

CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Перлз Ф., Гудмен П. Теория гештальт-терапии. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005.

2. Перлз Ф . Практика гештальт-терапии. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2005.

3. Польстер И., Польстер М . Интегрированная гештальт-терапия: контуры теории и практики. - М.: Независимая фирма «Класс», 2004.

4. Йонтеф Г . Осознавание, диалог и процесс в терапии. Методическое пособие к семинарам под ред. Д. Хломова. - М.: Издание Московского гештальт-института, 2004.

5. Робин Ж.-М . Гештальт-терапия. Методическое пособие к семинарам / Под ред. Д. Хломова. - М.: Издание Московского гештальт-института, 2004.

6. 21 урок о лидерстве. - Кемерово: АЮЛ, 1996.

6. Лебедева Н., Иванова Е. Путешествие в гештальт: теория и практика. - СПб.: Речь, 2005.

Как известно, мы должны быть благодарны Фрейду за многое. В том числе за то, что он классифицировал те механизмы подавления тревоги, которыми пользуется психика человека, чтобы защитить своего хозяина от фрустрации и потери жизни.

Когда-то я уже поднимала эту тему и не раз, но такие базовые и очень информативные вещи, стоит снова и снова освежать в памяти.

Познакомившись со всеми известными психиатрии способами психики человека справиться с тревогой, мы разгадаем загадки «странного поведения» нашего окружения.

А выучив эти способы назубок, мы сможем использовать их с пользой для себя — вовремя останавливаться и не становиться рабами неэффективной, вредной модели борьбы с тревожащими мыслями и событиями.

***
Напомню всем — есть только один способ работы с тревогой, травмой, который Фрейд и другие психотерапевты считают здоровым, неопасным и продуктивным. Это — сублимация.

Все остальные, так или иначе — нездоровы и вредны. Вы, конечно, можете, иногда прибегать к ним, как иногда мы прибегаем к целой рюмке коньяка, чтобы снять стресс. Но становиться запойным пьяницей — это совсем другое, согласитесь.

Итак, нездоровые способы реакции психики на травмирующий фактор. Вот они.

Самый нездоровый способ борьбы с тревогой — Вытеснение.

Как узнать, что у вас — вытеснение? Вытесненная в подвал бессознательного тема тревоги обязательно начинает проявлять себя в неприятных и страшных сновидениях. Вариант — в случайных оговорках или описках. Потом — в психосоматических симптомах.

Вытеснение — отнимает у человека энергию. Ведь вся его жизненная энергия тратится на то, чтобы удержать в подвале бессознательного упрятанную туда мысль о плохом.

Как лечить вытеснение? Обращать внимание на свои плохие сны, оговорки, слушать своё тело.

Ещё один нездоровый способ борьбы с тревогой — Проекция

Есть мысли, чувства и желания, которые мы считаем для себя абсолютно неприемлемыми, кощунственными, стыдными.

Если бы мы не были упёртыми фанатиками, то и проблемы бы не возникло. Но упёртый фанатик не может допустить и мысли о том,что «это плохое» хочется сделать именно ему.

Тогда упёртый фанатик начинает приписывать свои собственные «неприемлемые мысли» другим людям.

Так возникают люди, которые учат нас, что «весь мир состоит из воров, мошенников, шлюх и предателей»

Как вылечить проекцию? Позволить себе «грешить».

Неправильная борьба с тревогой — Замещение

Его описывает поговорка: «На молоке обжёгся — на воду дует». Иногда человек не может разозлиться на того, от кого — страдает. И тогда такой человек вымещает свою фрустрацию на более слабом и невинном субъекте, который здесь ни при чём.

Так, разочарованная и уязвлённая женщина, страдающая от неидеального поведения мужа, неадекватно реагирует на проступки его (их) ребёнка.

Так, мужчина, которого унижают на работе, становится тираном по отношению к своей «Клаве», которую с удовольствием обзывает толстой, глупой, плохо одетой, немолодой и некрасивой.

Как вылечить Замещение? Не бояться разбираться с настоящими своими обидчиками. Или научиться прощать их. Потому что манера обижать невиноватых до добра не доводит.

Неправильная борьба с тревогой — рационализация

Это когда человек сознательно убеждает себя в том, что жидкость, которая журчит ему в глаза, является «божьей росой».

Это делается для защиты самооценки, но выглядит по-детски.

Так, женщина с избыточным весом и абдоминальным жиром, который угрожает ей диабетом, атеросклерозом и нагрузкой на суставы ног, тратит свой интеллект и время на то, чтобы с пеной у рта отстаивать на форумах и в социальных сетях точку зрения: «Только полные женщины — привлекательны и женственны».

Так, девушка, которая по каким-то причинам не приобрела навыки «ухода за собой» и в этом отстала от более простых, но «чётких» товарок, начинает агрессивно нападать на женственный облик, противопоставляя ему «Ум» или «Ценности Феминизма».

Реактивное образование — обратное чувство

Это — сложная и красивая реакция на подавляемую тревогу. На неё тратится исключительно много сил и интеллектуальных ухищрений. Жаль, что она тоже неправильная и нездоровая для индивидуума, который некритично в ней погряз.

Данный способ борьбы с тревогой мы видим тогда, когда некто становится яростным обличителем какого-нибудь человеческого порока. Иногда даже общественным деятелем, обличающим порок — организованно и громко.

Чем больше «ярости и разбрызгивания слюны» — тем яснее: это — «реактивное образование».

Так, известно, что все громкие и истеричные «гомофобы», борются таким образом с своей собствееной латентной гомосексуальностью.

А все «женоненавистники», видящие в каждой женщине — орудие греха, сатаны, «пакостную развратницу» — сами борются с захлёстывающей их похотью, жаждой Женских объятий.

Печальный и неоднозначный способ борьбы с тревогой — отрицание очевидного.

Это встречается редко, но встречается. Повсеместно — у детей. Часто — в особо травматичных ситуациях у взрослых.

Например, высокообразованая интеллигентная мать-учительница «не верит» в то, что её дочь — валютная проститутка.

Или убитый горем старик-отец не верит в то, что его юный сын погиб на войне, хотя доказательства ему представлены. Или в то, что его сын — предатель. «Мой мальчик — невиновен».

Стоит отличать «отрицание очевидного» от тех редких случаев, когда имеет место — интуиция, надежда и вера, симбиотическая связь между тем, от кого «нет вестей» и тем, кто надеется на его возвращение и реабилитацию.

Впрочем, кондовая психиатрия (служанка власти) редко заморачивается над такими тонкими различиями. Но нам с вами — стоит...

Уход от сильной тревоги — регрессия в детство

Здесь имеется в виду только уход в детские модели деструктивного и защитного поведения: ломание и кидание вещей, «истерика», «баловство».

Впрочем, у каждого регрессия в детство — своя. Иногда имеет место быть мирный уход в состояние «внутриутробного существования».

Бить тревогу стоит только тогда, когда ребячливое поведение — затягивается и «затягивает» того, кто избрал его главным методом ухода от тревожащих мыслей.

Сублимация — верным путём идёте, товарищи...

Фрейд полагал, что сублимация — это единственный способ борьбы с тревожащими мыслями и ситуациями, который хорош, здоров и верен.

Сублимация (традиционно) это выбор профессии,в которой можно легально реализовывать свои деструтивные и опасные наклонности, а также выражение себя и содержания своего Бессознательного во всех видах искусства.

***
Так, Фрейд полагал, что человек с садистическими наклонностями может стать хорошим хирургом.

Мы, признаться, сильно сомневаемся здесь в правоте Фрейда...

А судя по тому, во что превратилось современное искусство, мы сомневаемся и в том, что выражение своего «негатива» в искусстве — есть вещь безусловно полезная.

Так что есть только один способ работы с собственной тревогой. Честно заглянуть в глаза своему страху. Хотите об этом поговорить?

Елена Назаренко

Тревога - это эмоция, которую испытывают все люди, когда нервничают или боятся чего-то. Постоянно быть «на нервах» неприятно, но что поделать, если жизнь такая: всегда найдётся причина для тревоги и страха, надо учиться держать свои эмоции под контролем, и всё будет хорошо. В большинстве случаев это именно так.

Тревожиться - нормально. Иногда это даже полезно: когда мы переживаем из-за чего-то, то уделяем этому больше внимания, работаем усерднее и вообще достигаем лучших результатов.

Но иногда тревога выходит за разумные пределы и мешает жить. И это уже тревожное расстройство - состояние, которое может испортить всё и которое требует особенного лечения.

Почему появляется тревожное расстройство

Как в случае большинства ментальных расстройств, точно никто не скажет, почему к нам цепляется тревога: о мозге пока знают слишком мало, чтобы говорить о причинах уверенно. Скорее всего, виноваты несколько факторов - от вездесущей генетики до травмирующего опыта.

У кого-то тревожность появляется из-за возбуждения отдельных участков мозга, у кого-то шалят гормоны - и норадреналин, а кто-то получает расстройство в нагрузку к другим заболеваниям, причём не обязательно психическим.

Каким бывает тревожное расстройство

К тревожным расстройствам Studying Anxiety Disorders . относятся сразу несколько групп заболеваний.

  • Генерализованное тревожное расстройство . Это тот случай, когда тревога появляется не из-за экзаменов или предстоящего знакомства с родителями любимого человека. Тревога приходит сама по себе, ей не нужен повод, и переживания настолько сильны, что не дают человеку выполнять даже простые повседневные дела.
  • Социальное тревожное расстройство . Страх, который мешает находиться среди людей. Кто-то боится чужих оценок, кто-то - чужих действий. Как бы то ни было, это мешает учиться, работать, даже ходить в магазин и здороваться с соседями.
  • Паническое расстройство . Люди с таким заболеванием испытывают приступы панического страха: они пугаются так сильно, что иногда не могут сделать шаг. Сердце бьётся с бешеной скоростью, в глазах темнеет, воздуха не хватает. Эти приступы могут приходить в самый неожиданный момент, причём иногда из-за них человек боится выходить из дома.
  • Фобии . Когда человек боится чего-то конкретного.

Кроме того, тревожное расстройство часто встречается в сочетании с другими проблемами: биполярным или обсессивно-компульсивным расстройством или .

Как понять, что это расстройство

Основной симптом - постоянное ощущение тревоги, которое длится не менее шести месяцев, при условии, что поводов нервничать нет или они незначительны, а эмоциональные реакции непропорционально сильные. Это значит, что тревога меняет жизнь: вы отказываетесь от работы, проектов, прогулок, встреч или знакомств, какой-то деятельности только потому, что слишком переживаете.

Другие симптомы Generalised anxiety disorder in adults — Symptoms . , которые намекают, что что-то не так:

  • постоянная усталость;
  • бессонница;
  • постоянный страх;
  • невозможность сосредоточиться;
  • невозможность расслабиться;
  • дрожь в руках;
  • раздражительность;
  • головокружение;
  • частое сердцебиение, хотя никаких сердечных патологий нет;
  • повышенная потливость;
  • боли в голове, животе, мышцах - при том, что врачи не находят никаких нарушений.

Точного теста или анализа, при помощи которого можно опознать тревожное расстройство, не существует, ведь тревогу нельзя измерить или потрогать. Решение о диагнозе принимает специалист, который смотрит на все симптомы и жалобы.

Из-за этого есть соблазн удариться в крайности: то ли диагностировать себе расстройство, когда в жизни просто началась , то ли не обращать внимания на своё состояние и ругать безвольный характер, когда из-за страха попытка выйти на улицу превращается в подвиг.

Не надо увлекаться и путать постоянный стресс и постоянную тревогу.

Стресс - это ответ на раздражитель. Например, на звонок недовольного клиента. Когда ситуация меняется, уходит и стресс. А тревога может остаться - это реакция организма, которая происходит, даже если прямого воздействия нет. Например, когда входящий вызов поступает от постоянного клиента, который всем доволен, а трубку снять всё равно страшно. Если тревога настолько сильна, что любой телефонный звонок - это пытка, то это уже расстройство.

Не надо прятать голову в песок и делать вид, что всё нормально, когда постоянное напряжение мешает жить.

Обращаться к доктору с такими проблемами не принято, а тревожность часто путают с мнительностью и даже трусостью, а быть трусом в обществе - стыдно.

Если человек поделится своими страхами, то скорее получит совет взять себя в руки и не раскисать, чем предложение найти хорошего врача. Беда в том, что преодолеть расстройство мощным волевым усилием не получится, как не получится вылечить медитацией.

Как лечиться от тревоги

Постоянная тревога лечится, как и другие расстройства психики. Для этого и существуют специалисты-психотерапевты, которые, вопреки распространённым , не просто разговаривают с пациентами о тяжёлом детстве, а помогают найти такие приёмы и техники, которые по-настоящему улучшают состояние.

Кому-то станет легче после нескольких бесед, кому-то поможет фармакология. Врач поможет пересмотреть образ жизни, найти причины, по которым вы много нервничаете, оценит, насколько выражены симптомы и нужно ли принимать препараты.

Если вы пока думаете, что психотерапевт вам не нужен, попробуйте приручить тревогу самостоятельно.

1. Найдите причину

Проанализируйте, из-за чего вы переживаете больше и чаще всего, и постарайтесь исключить из жизни этот фактор. Тревога - это естественный механизм, который нужен для нашей же безопасности. Мы боимся чего-то опасного, что может причинить нам вред.

Может, если вы постоянно трясётесь от страха перед начальством, лучше сменить работу и расслабиться? Если у вас получится, значит, ваша тревога вызвана не расстройством, лечить ничего не надо - живите и радуйтесь жизни. А вот если выделить причину беспокойства не получается, то лучше обратиться за помощью.

2. Занимайтесь спортом регулярно

В лечении ментальных расстройств много белых пятен, но в одном исследователи сходятся: регулярная физическая нагрузка действительно помогает держать разум в порядке.

3. Давайте мозгу отдыхать

Лучше всего - спать. Только во сне перегруженный страхами мозг расслабляется, а вы получаете передышку.

4. Научитесь тормозить воображение работой

Тревога - это реакция на то, чего не случилось. Это страх того, что только может произойти. По сути, тревога есть только в нашей голове и полностью иррациональна. Почему это важно? Потому что противодействие тревоге - это не спокойствие, а реальность.

Пока в тревожном воображении случаются всевозможные ужасы, в реальности всё идёт своим чередом, и один из лучших способов отключить постоянно зудящий страх - вернуться в настоящее, к текущим задачам.

Например, занять голову и руки работой или спортом.

5. Бросьте курить и пить

Когда в организме и без того бардак, расшатывать хрупкое равновесие веществами, которые влияют на мозг, как минимум нелогично.

6. Изучите техники релаксации

Тут действует правило «чем больше, тем лучше». Учитесь дыхательным упражнениям, ищите расслабляющие позы йоги, пробуйте музыку или даже , пейте ромашковый чай или используйте в комнате эфирное масло лаванды. Всё подряд, пока не найдёте несколько вариантов, которые будут помогать именно вам.