Опухоли кожи

Стандартный размер инвалидной коляски. Пандус для инвалидов: размеры, требования гост

Содержание

Для человека, попавшего в беду, получившего травму или перенесшего заболевание, при котором невозможно самостоятельно передвигаться, остро встает вопрос полноценной жизни. В этой ситуации незаменимым помощником станет инвалидная коляска, важно только правильно подобрать габариты, привод – ручной или электрический, размеры колес. Как не ошибиться при покупке, на каких моментах заострить внимание – об этом подробно в обзоре современных моделей кресел.

Что такое инвалидная коляска

Людям, которые из-за болезней опорно-двигательного аппарата, полученных травм, не могут самостоятельно передвигаться по дому или выбраться на улицу, на выручку приходит компактное средство передвижения – кресло для инвалидов. Устройство, оснащенное колесами, с удобным сиденьем и спинкой помогает человеку быть активным, совершать прогулки и даже заниматься спортом. Коляску может перемещать:

  • помощник или медицинский работник – при серьезных заболеваниях;
  • сам пациент, если у него есть физические возможности.

Применение инвалидных кресел позволяет человеку обслуживать себя, вернутся к работе, активной жизни с путешествиями и занятиями спортом. Как средство реабилитации кресло поддерживает в восстановительный период после травм. Приспособление помогает передвижению детей, больных ДЦП. Кресло-коляска для инвалидов имеет несколько видов исполнения:

  • пассивный тип каталки – для перемещения больного, временно потерявшего подвижность;
  • базовая инвалидная конструкция – универсальна, имеет варианты изготовления.

Для пациентов, способных передвигаться самостоятельно есть приспособления активного типа. Существуют модификации моделей:

  • спортивные инвалидные кресла для занятий всевозможными видами спорта;
  • специально разработанные для детей;
  • с ручным или электрическим приводом для лучшей маневренности;
  • складные – для любителей путешествий на автомобиле;
  • с санитарным оснащением, имеющие на раме съемное судно.

Габариты

Необходимо знать, какие параметры имеет инвалидная коляска, чтобы не возникло проблем при передвижении по дому, коридорам в помещениях, пользовании лифтом. Производители придерживаются определенных размеров при изготовлении мобильных кресел. Основные параметры:

  • ширина инвалидной коляски – от 62 до 67 см;
  • максимальная длина – 110 см;
  • комфортная зона для размещения – 85х120 см.

Инвалидные коляски для дома и улицы

Чтобы облегчить жизнь людям, имеющим проблемы с передвижением из-за болезней и травм, необходимо приобрести инвалидное кресло-коляску. При выборе нужно учесть все факторы, начиная от веса пациента до ширины дверных проемов. Где можно приобрести коляски для дома и улицы? Есть варианты:

  • купить инвалидное кресло через интернет-магазин с доставкой по почте;
  • модели для пожилого человека можно дешево приобрести на распродажах;
  • дорогие конструкции с множеством удобных опций, электрическим приводом лучше заказать в специализированных магазинах.

Приобретая средство передвижения для инвалидов, важно учесть – сам он будет передвигаться или с чьей-то помощью. Следует предусмотреть:

  • необходимость подъема коляски по лестницам;
  • перемещение на улице или дома;
  • маневренность коляски для людей, ведущих активную жизнь;
  • возможность складывания конструкции;
  • наличие дополнительных опций для детских инвалидных кресел.

Каталки

Когда пациенту для передвижения необходима посторонняя помощь, желательно подобрать кресло-каталку с учетом его состояния. Это может быть стандартная комплектация или конструкция со специальным оснащением. Комфортная модель:

  • Армед Н 011А.
  • Цена – 12800 рублей.
  • Характеристики: Стальная рама с порошковым покрытием, сиденье оснащено судном, складная спинка, съемные подлокотники, ножные опоры. Длина – 107 см, ширина – 64 см. Есть стояночный тормоз, ремень безопасности.
  • Плюсы: Собирается и разбирается без инструмента.
  • Минусы: Большой вес модели.

Высоким качеством и надежностью отличаются инвалидные коляски Ortonica. Они используются для передвижения дома, прогулок на улице. Популярная инвалидная каталка:

  • Ortonica BASE 115.
  • Цена – 16600 рублей.
  • Характеристики: Компактность в сложенном виде, вес – 8,3 кг, длина – 103 см, ширина – 63 см. Система торможения на ручках для сопровождающего человека. Есть откидные подлокотники, складная спинка, сумка для транспортировки.
  • Плюсы: Легко помещается в багажник автомобиля.
  • Минусы: Недостаточный комфорт.

С ручным приводом

Для пациентов, которые не утратили подвижность верхней части туловища, можно подобрать кресло с механическим приводом. Конструкция приводится в действие за счет вращения силой мышц обода колеса. Удобная коляска:

  • Titan Breezy BasiX LY-710-0641.
  • Цена – 41900 рублей.
  • Характеристики: Складная рама, грузоподъемность – 125 кг, система регулировок глубины, высоты, ширины сиденья. Имеется противопролежневая подушка, шарнирные подлокотники.
  • Плюсы: Исключено опрокидывание коляски.
  • Минусы: Требуется физическое усилие для движения.

Инвалидное кресло с рычажным приводом двигается усилием мышечной силы. В зависимости от возможностей пациента, рычаг для управления ставится сбоку – справа или слева. Коляска с ручным приводом:

  • Оптим АС 514.
  • Цена – 19600 р.
  • Характеристики: Длина – 110 см, ширина – 70, см, максимальный вес тела пациента – 114 кг. Есть пневматические колеса, фиксированные подлокотники, 2 рычага стояночного тормоза.
  • Плюсы: Подходит активным людям.
  • Минусы: Нет подголовника, большой вес модели.

Электрические

Инвалидные кресла-коляски, оснащенные электрическим приводом, служат для передвижения пациентов дома, по гладким дорогам на улицах. Есть возможность использовать их для транспортировки больного. Популярная модель:

  • Армед FS 111А.
  • Цена – 71900 р.
  • Характеристики: Стальная, складная конструкция рамы, 2 аккумулятора, запас хода – до 30 км, скорость – до 6 км в час, инвалид управляет коляской с пульта. Есть откидные подлокотники, поверхности сиденья, спинки сделаны из водоотталкивающих материалов.
  • Плюсы: Надежная система антиопрокидывания.
  • Минусы: Конструкция много весит.

Электрическое кресло-коляска, произведенное фирмой Vermeiren, отличается повышенным комфортом. Конструкция с электроприводом предназначена для самостоятельного передвижения. Качество отличает модель:

  • Vermeiren Navix.
  • Цена – 385 тыс. р.
  • Характеристики: 2 электродвигателя мощностью 220 Вт, скорость до 6 км в час, возможность проехать без подзарядки 20 км. Имеется регулировка сиденья по углу наклона, глубине, ширине, литые колеса.
  • Плюсы: Есть ремни безопасности, антиопрокидыватель.
  • Минусы: Высокая стоимость.

Детские

Потребность в инвалидных средствах передвижения возникает у родителей, имеющих детей с ДЦП. Такие конструкции необходимо выбирать с особой тщательностью, чтобы обеспечить комфорт ребенку. Удобная прогулочная коляска:

  • Armed H 031.
  • Цена – 14000 р.
  • Характеристики: Рама складная, стальная, есть капюшон для защиты от дождя, солнца, ветра, боковые ограничители. Есть стояночный тормоз на задние колеса, фиксирующие ремни.
  • Плюсы: Съемные части имеют точную регулировку.
  • Минусы: Передвижение только по ровным дорогам.

Большим набором характеристик обладает детская коляска фирмы Ortonica. Она подходит для ребенка с нарушением двигательных функций. Популярная модель:

  • Ortonica Olvia 20.
  • Цена – 22000 р.
  • Характеристики: Складная рама, наклон спинки регулируется до горизонтального положения, съемный подголовник, подлокотники, цельнолитые колеса.
  • Плюсы: Тормоза на ручке коляски, антиопрокидыватель.
  • Минусы: Большой вес модели.

Складные

Для инвалида, который пользуется автомобилем, важно, чтобы коляска легко складывалась, не имела большого веса. Человек может справиться с ней самостоятельно, не прибегая к посторонней помощи. Таким требованиям удовлетворяет модель:

  • Otto Bock Старт Эффект.
  • Цена – 41200 р.
  • Характеристики: Алюминиевая складная рама, регулируемая высота спинки, глубины сидения. Съемные подножки откидываются в стороны. Спинка имеет анатомический изгиб.
  • Плюсы: Положение приводного колеса регулируется для пассивных и активных пользователей, небольшой вес.
  • Минусы: Высокая стоимость.

Складные инвалидные кресла удобно брать с собой в путешествие. Есть конструкции, в которых можно выполнить настройку подвески под качество покрытия дороги. Комфортом и надежностью отличается модель:

  • Ortonica Delux 510.
  • Цена – 35700 р.
  • Характеристики: Складная рама, независимая подвеска задних колес, пять ступеней регулировки передних. Откидные, съемные подножки, подлокотники.
  • Плюсы: Есть регулировка стояночного тормоза и антиопрокидывателя.
  • Минусы: Высокая цена.

Спортивные модели

Для людей, привыкших к активному образу жизни, не представляющих себя без спорта, сконструированы облегченные инвалидные кресла. Они маневренны, приспособлены для ограниченного пространства, имеют малый вес. Инвалидное кресло для игры в теннис:

  • FS785L.
  • Цена – 48700 рублей;
  • Характеристики: Стальная рама, грузоподъемность – 100 кг, есть ремень фиксации ног, пневматические колеса, устройство от опрокидывания, мягкая спинка.
  • Плюсы: Легкая конструкция, вес – 10 кг.
  • Минусы: Требуется проверять крепление деталей пред эксплуатацией.

Надежность и маневренность – основные качества необходимые для инвалидного кресла, предназначенного для спортивных занятий. Человек должен чувствовать себя в нем уверенно. Кресло для игры в баскетбол:

  • «Центровой» FS777L.
  • Цена – 57000 рублей.
  • Характеристики: Алюминиевый каркас, 3 варианта по ширине, высота спинки кресла – 200 см, пневматические задние колеса. Модель рассчитана на массу спортсмена до 100 кг.
  • Плюсы: Маневренность, малый вес.
  • Минусы: Высокая стоимость.

Повышенной маневренности

Инвалидное кресло-коляска, имеющее возможность легко маневрировать, пользуется большим спросом. Она проста в управлении, может использоваться активными людьми. Модель с независимой подвеской:

  • Ortonica S3000.
  • Цена – 68400 р.
  • Характеристики: складная рама, амортизаторы на задних колесах, надежный стояночный тормоз.
  • Плюсы: Индивидуальная регулировка ремней сиденья, спинки.
  • Минусы: Дополнительные опции приобретаются отдельно.

Большая проблема для обладателей инвалидных кресел – передвижение по лестницам. Особенно если учесть, что не все коляски помещаются в лифт. Оригинальная разработка:

  • Гради-Стандарт.
  • Цена – 6500 р.
  • Характеристики: Механизм для передвижения по ступеням с четырьмя крестообразными опорами. Длина – 1260 мм, ширина – 620 мм, вес человека – до 110 кг.
  • Плюсы: Легкость в управлении, можно пользоваться в помещении.
  • Минусы: Большой вес модели.

Как выбрать инвалидную коляску

Перед приобретением кресла-коляски желательно проконсультироваться с врачом. Важно определиться для каких целей она покупается. Рекомендуется:

  • для улицы приобрести модель с амортизирующими, пневматическими шинами, для помещения – с литыми колесами;
  • учесть типы подлокотников – съемные, откидывающиеся подходят для быстрого пересаживания, фиксированные – для пассивного движения;
  • вид управления – ручной или электрический привод – зависит от активности, физического состояния пациента.

Главное при выборе – определиться с размерами коляски. От этого зависит комфорт человека, безопасность, предотвращение осложнений от использования – раздражений, пролежней. Перед покупкой нужно снять мерки с человека. Необходимо учесть:

  • вес пациента;
  • высота сиденья – размер от пятки до колена плюс 5 см;
  • ширина коляски – на 50 мм больше ширины бедер;
  • высота спинки должна позволить откинуться назад;
  • уровень подлокотника – расстояние от локтя до сиденья, добавить 2,5 см;
  • глубина сиденья – от подколенной впадины вдоль бедра до края ягодиц минус 7 см.

ГОСТ Р 50602-93

Группа Р23

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРЕСЛА-КОЛЯСКИ

Максимальные габаритные размеры

Whellchairs. Maximum overall dimension

Дата введения 1995-01-01

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Центральным научно-исследовательским институтом машиностроения

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 10.11.93 N 230

3 В настоящем государственном стандарте полностью применен международный стандарт ИСО 7193-85 "Кресла-каталки. Максимальные габаритные размеры"

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий стандарт распространяется на инвалидные кресла-коляски (далее кресла-коляски) и устанавливает их максимальные габаритные размеры (далее - габаритные размеры), которые должны учитываться архитекторами, инженерами, изготовителями и местными органами власти для обеспечения передвижения пользователя в зданиях, транспортных средствах (автобусах, пароходах, самолетах, лифтах) и для общей маневренности.

Настоящий стандарт применяется изготовителями кресел-колясок в новых разработках.

Требования к зданиям и помещениям для перемещения лиц с физическими недостатками - по .

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ИСО 6440-85* Кресла-коляски. Номенклатура, термины и определения
________________
* До прямого применения данного документа в качестве государственного стандарта распространение его осуществляет ВНИИКИ.

ГОСТ Р 50605-93 Кресла-коляски. Методы определения габаритных размеров, массы, минимального радиуса поворота и минимальной ширины разворота

3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем стандарте применяют термины по ИСО 6440

4 МАКСИМАЛЬНЫЕ ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ

4.1 Габаритные размеры установлены для незанятых пользователем кресел-колясок.

4.2 Габаритные размеры приведены на рисунке 1.

Рисунок 1


Габаритная длина - размер по горизонтали между самыми выступающими передней и задней деталями кресел-колясок,

1200 мм

Габаритная ширина - размер по горизонтали между выступающими боковыми деталями кресел-колясок при полной раскладке,

700 мм

Габаритная высота - размер по вертикали от пола до самой выступающей верхней точки кресел-колясок,

1090 мм

Габаритные размеры измеряются в соответствии с ГОСТ Р 50605

4.3 При изготовлении кресел-колясок для особо грузных пользователей и ампутантов значения габаритных размеров могут быть увеличены:

длина - до 1750 мм,

ширина - до 810 мм.

4.4 При проектировании зданий и проездов, для учета ног пользователя, габаритную длину увеличивают на 50 мм.

4.5 Для кресел-колясок с ручным управлением требуется зазор до стены для привода ободов главных колес, при проектировании зданий и проездов габаритную ширину увеличивают на 100 мм с каждой стороны.

ПРИЛОЖЕНИЕ А (информационное). Библиография

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(информационное)

Типовая инструкция по обеспечению передвижения инвалидов, пользующихся креслами-колясками, в проектах общественных зданий, планировки и застройки населенных мест

Текст документа сверен по:
официальное издание
М.: Издательство стандартов, 1994

Для того чтобы проектировать здания и сооружения с учетом доступа инвалидов-колясочников, необходимо знать:
- габариты кресла-коляски;
- параметры инвалида в кресле-коляске.

В России большинство инвалидов и дома, и на улице обычно используют для передвижения так называемую “комнатную” инвалидную коляску (рис. 4.1). Ширина комнатной коляски, на которой предпочитают передвигаться большинство взрослых инвалидов, составляет около 620 мм. Именно коляска такой ширины с огромным трудом, но все же входит в узкий пассажирский лифт (обычно устанавливаемый в 9-этажных домах). Максимальная ширина коляски составляет 670 мм. Максимальная длина коляски составляет 1100 мм.
Таким образом, габариты комнатной коляски без человека составляют 670х1100 мм.
Габариты комнатной коляски с человеком несколько больше. Ширина самой коляски определяется расстоянием между ободами на колесах. Так как комнатная коляска приводится в движение руками инвалида, толкающего обода, то необходимо по бокам коляски дополнительное пространство для рук около 50 мм с каждой стороны (рис. 4.2). Ширина комнатной коляски с человеком составит 770 мм. Если при проектировании дверей ориентироваться только на ширину коляски 670 мм, то коляска в дверь пройдет, но инвалид должен быть в дверях осторожен, чтобы не поцарапать или не повредить кисти рук. По длине комнатная коляска с человеком будет тоже больше за счет выступающих за подножку стоп ног.
Часть инвалидов для поездки на улицу используют другую коляску – прогулочную (рычажную), которая тоже приводится в действие руками инвалида, но не за обода, а с помощью специальных механических приспособлений-рычагов (см. фото 4.1). Габариты и вес прогулочной коляски больше, чем у комнатной.

Габариты прогулочной коляски без человека составляют 703х1160 мм.
Размер прогулочной коляски, как более широкой, примем в качестве габаритов типовой инвалидной коляски без человека.
Чтобы инвалид на коляске чувствовал себя более ли менее уютно, не задевал при движении стены и косяки, ему необходима достаточная зона для размещения кресла-коляски: ориентировочно 850х1200 мм.
Однако иногда этой зоны может быть недостаточно. К примеру, некоторые инвалиды не могут передвигаться сами. Значит, необходимо позади коляски предусмотреть дополнительную зону для сопровождающего. Инвалидам, которые хотя и пользуются коляской, но могут вставать на ноги, необходима перед коляской свободная зона. Параметры комфортной зоны для размещения кресла-коляски составят не менее 900х1500.

Хочу сразу предупредить, что терминология “достаточная зона” и “комфортная зона” для размещения кресла-коляски в нормативной литературе не используется, а придумана мной для удобства объяснения. Цель всех этих рассуждений – объяснить, почему в нормативной литературе одни и те же параметры представлены разными цифрами. На мой взгляд, это определяется только субъективной позицией авторов нормативов. Получив необходимые знания, Вы сможете в каждом конкретном случае иметь свое собственное мнение. Особенно это важно при реконструкции зданий, когда возможности архитекторов по обеспечению доступа инвалидов весьма ограничены.

Таким образом, для проектирования зданий и сооружений с учетом особенностей инвалидов, передвигающихся при помощи кресла-коляски, можно использовать следующие параметры:

Ширина коридоров и проходов должна быть достаточной для свободного движения инвалидов, пользующихся креслами-колясками. Ширина зон прохода при различных видах движения представлена в таблице 4.1

Эта таблица – попытка логического обобщения имеющейся нормативной литературы, в которой логика цифр начисто (!) отсутствует, так как зоны прохода представлены самыми разнообразными цифрами. Но важно то, что “ширина пандуса должна соответствовать основным параметрам проходов” (“Рекомендации…Вып. 1”, стр. 21). Вот почему возникла необходимость в создании унифицированной таблицы. Я думаю, она поможет Вам в каждом конкретном случае самим определить необходимую ширину зоны прохода, коридора или проектируемого пандуса. Но надо помнить одно правило:
Минимальная ширина коридора, в котором сможет повернуть или развернуться инвалидная коляска, составляет не менее 1200 мм.
При местном сужении прохода возможно уменьшение его ширины до 0,85 м.
Что такое “местное сужение прохода”? Например, два участка коридора разделены между собой стеной. Ширина каждого коридора – 1500 мм. Соединяет коридоры между собой открытый проем в стене. Его ширина может быть 850 мм.
Обращаю ваше внимание, что в таблице дана ширина зон прохода в чистоте. Объекты и устройства (почтовые ящики, укрытия таксофонов, информационные щиты и т. п.), размещаемые на стенах зданий, сооружений или на отдельных конструкциях, а также выступающие элементы и части зданий и сооружений не должны сокращать пространство, необходимое для проезда и маневрирования кресла-коляски. Ни одно препятствие в коридорах не должно перекрывать минимально необходимую ширину прохода. В противном случае необходимо расширить ширину тротуарной дорожки или коридора с учетом возможных препятствий.
На стр. 42–45 можно увидеть пример неграмотно установленного информационного щита, перекрывающего доступ к пандусу инвалида на коляске, и познакомиться с образцом бездумной установки мусорного контейнера, который не дает инвалиду на коляске подъехать к кнопке вызова.
При повороте тротуарной дорожки, коридора, пандуса и т. п. на 90° должна соблюдаться минимально необходимая зона для поворота кресла-коляски, приведенная в разделе “Зоны разворота кресла-коляски”. В тупиковой части пешеходных дорожек и коридоров необходимо обеспечить возможность разворота кресла-коляски на 180°.
Высота прохода до низа выступающих конструкций должна быть не менее 2,1 м.
Подходы к оборудованию и мебели должны иметь ширину не менее 0,9 м, а при необходимости поворота кресла-коляски на 90° – не менее 1,2 м.
При расстановке оборудования в торговом зале необходимо оставлять проходы между стеллажами не менее 0,9 метра.
Если торговля осуществляется по системе самообслуживания, то на входе ширина одного из турникетов должна быть достаточной для въезда инвалида на коляске. На выходе ширина прохода возле хотя бы одного из контрольных кассовых постов должна быть не менее 1,1 м (минимально допустимая ширина – 0,9 м). Расчетная плоскость этого кассового поста должна быть расположена на высоте, не превышающей 0,8 м от уровня пола.
В магазинах одежды хотя бы одна из примерочных кабин должна быть шириной не менее 0,9 метра, глубиной 1,2–1,5 метра. Но это минимальные стандарты. В СП 31-102-99 рекомендуется проектировать примерочную кабину с размерами, не менее: площадь – 2,0х1,7 кв.м, высота – 2,1 м, чтобы обеспечить инвалидам необходимый уровень комфорта. Хорошо было бы не забыть поставить во всех примерочных кабинках (или возле них) стул, который будет нужен не только инвалидам на костылях, но и обычным людям. А несколько крючков на разной высоте окажут покупателям незаменимую услугу. В примерочных кабинах для инвалидов необходимо предусматривать небьющиеся зеркала или выполнять противоударное ограждение нижней части зеркала на высоту 0,3 м.
Хотелось бы посоветовать шире использовать откидные сиденья (в лифтах, в телефонных будках, душевых и т. п.). Они создают дополнительные удобства для людей, передвигающихся с помощью тросточек и костылей, но при этом не сокращают пространство, необходимое для маневрирования инвалида-колясочника.
Около столов, прилавков и других мест обслуживания, у настенных аппаратов и устройств, которыми пользуются маломобильные посетители, следует предусматривать свободное пространство размерами в плане не менее 0,9х1,5 м.
Иными словами, необходимо всегда предусматривать свободную зону подхода (к телефону, к пандусу, к двери, к примерочной и т. д.).
Ширина галерей, а также балконов и лоджий (в санаториях, гостиницах и т. п.) должна быть не менее 1,5 метра в свету. Жилые помещения специализированных жилых зданий и территориальных центров социального обслуживания следует проектировать с балконами (лоджиями) глубиной не менее 1,4 м.

4.3. Зоны разворота кресла-коляски

В основе размеров пространства для разворота кресла-коляски лежат параметры инвалида в кресле-коляске.
Все имеющееся многообразие цифр, определяющих параметры пространства для маневрирования кресел-колясок, систематизировано мною для удобства пользования в виде таблицы 4.2. Замечу, что названия зон в таблице не являются нормативными, а предложены мною для придания таблице логической законченности.

В зависимости от конкретной ситуации возможны различные варианты устройства площадки для маневрирования коляски перед входной дверью в здание или помещение. Габариты данных площадок зависят не только от вида входных дверей и направления их открывания, но и от направления подъездов к дверям. При проектировании надо помнить габариты инвалида в кресле-коляске (850 х 1200 мм) и знать требования по глубине площадок и тамбуров (СНиП 2.08.02-89*, п.4.7.):
Глубина пространства для маневрирования кресла-коляски перед дверью при открывании “от себя” должна быть не менее 1,2 м, а при открывании “к себе” – не менее 1,5 м.
Следовательно, можно вывести “золотое правило” на все случаи жизни:
Глубина площадки перед входной дверью и глубина тамбура не могут быть меньше 1,2 м.
Сразу замечу, что такая глубина необходима не только для маневрирования инвалидов на креслах-колясках, но и для обычных людей. Рассмотрим это на конкретных примерах.
Если глубина узкой площадки перед входной дверью всего 600 мм, а полотно распашной двери – 900 мм, то человек, открывающий дверь, должен сначала подняться по ступенькам на площадку, а затем, открывая дверь и пятясь назад, спуститься (!) на одну-две ступеньки, так как полотно распахнутой двери будет фактически нависать над верхними ступеньками лестницы. А как быть при этом с детской коляской, если по лестнице поднимается женщина с маленьким ребенком? Из этого можно сделать вывод: глубина и ширина площадки перед входной дверью должна быть не меньше ширины открываемого полотна дверей (рис. 4.3).

Для того чтобы на такой узкой площадке (рис. 4.3) человеку при открывании дверей не приходилось спускаться назад на ступеньки, глубина площадки должна быть еще дополнительно увеличена приблизительно на 300 мм (рис. 4.4). Общая глубина площадки составит 1200 мм.
Но и эта более глубокая площадка имеет существенный недостаток. Заключается он в том, что при открывании дверей человеку все равно придется пятиться назад по площадке. Чтобы решить эти проблемы, необходимо расширить площадку со стороны ручки двери.
На рис. 4.5 показаны недопустимый и правильный варианты установки дверей. Минимальное расстояние от двери до угла должно быть не менее – 300 мм. Этой зоны хватает для размещения сбоку от двери обычного человека.
Если же дверь, расположенную от угла на расстоянии 300 мм, будет открывать инвалид на коляске, то глубина площадки должна быть больше – не менее 1700 мм!
Можно расстояние от угла до двери увеличить до 500 мм. Тогда для маневрирования кресла-коляски будет достаточно обычной глубины площадки – 1500 мм. Именно поэтому, наверное, в нормативах нет упоминания о 300 мм, а говорится о 500 мм, но немного в другой форме:
Для дверей, расположенных в углу коридора или помещения, расстояние от ручки до боковой стены должно быть не менее 0,6 м.

Таким образом, размеры площадки перед входом должны быть такими, как на рис. 4.6.
Минимальная площадь тамбуров при входах в здания и сооружения должна устанавливаться в соответствии с возможностью беспрепятственного проезда и поворота инвалида на кресле-коляске. Габариты тамбура зависят от расположения дверей и направления их открывания.
На рис. 4.7 представлены для примера размеры тамбура при открывании двери внутри тамбура наружу на себя. Если расстояние от двери до стены Вы захотите уменьшить с 500 до 300 мм, то глубину тамбура Вам придется увеличить на 300 мм до 1800–2000 мм. Размеры входных площадок при оборудовании у входа одновременно лестницы и пандуса рассмотрены в разделе “Пандусы”.

Как правильно подобрать инвалидную коляску

Подбор – непростое действие, при котором следует учитывать множество составляющих, чтобы избежать дополнительной нагрузки на мышцы тела и возникновения болезненных ощущений.

В первую очередь перед выбором коляски следует получить консультацию лечащего врача.

Типы

Первичная классификация инвалидных кресел – их подразделение на 2 группы: кресло–каталки и кресло-коляски. Первые, из которых годны для частичного передвижения людей, утративших способность к управлению, вторые имеют большие колеса и предполагаются людям, способным справиться с передвижением в коляске и ее управлением самостоятельно.

Параметры выбора

При отдаче предпочтения той или иной модели стоит обратить внимание на характеризующие показатели:

  • место применения средства передвижения (в случае основного применения инвалидной коляски вне помещения стоит отдать предпочтение колесам, оснащенным пневмошинами с целью лучшей амортизации, минус которых – требование периодической подкачки и замены. Если предполагается применять ее в домашних условиях, то можно остановиться на литых шинах, т.к. пол – наиболее гладкая поверхность в сравнении с уличной дорогой. Данный вариант абсолютно не предназначен для передвижения по неровностям улицы, однако, является долговечным);
  • электропривод. Необходимая составляющая в случае, если ее предполагается использовать на большом расстоянии в течение дня. В зависимости от привода коляски бывают с рычажным приводом и электрические. Наиболее энергозатратный и бюджетный – первый вариант. Электрические бывают с электроприводом или на механике, первый вариант наиболее удобен, т.к. требует минимальных затрат сил, но он не бюджетный;
  • максимальная грузоподъемность – наибольший вес, который выдержит устройство без ущерба для себя;
  • масса инвалидной коляски. Данная характеристика важна, например, при необходимом переносе в случае отсутствия ;
  • подлокотники. На данную характеристику стоит обращать внимание, т.к. она важна при переходе в кровать или наоборот. Подлокотники могут быть съемными, откидными, регулируемыми или наоборот. Плюс подлокотников, которые есть возможность отсоединить от коляски – быстрота перехода из нее на другую поверхность, вариант же с подлокотниками, которые не являются съемными, хорош своими прочностными характеристиками и является надежнее предыдущего;
  • подножки инвалидной коляски. Данный параметр важен для поддержания удобства, например, для борьбы с отечностью. Существуют модели со съемными подножками, изменяющими наклон. Наиболее благоприятный вариант – модель с подножками, изменяющая высоту от земли, и обладающая возможностью поворота подножек для нахождения оптимального положения ног;
  • дополнительные ограничители, подголовник, высокая спинка. На данные параметры стоит обращать особое внимание в случае тяжелого болезненного состояния. Спинка кресла может откидываться, менять угол своего наклона;
  • возраст и физиологические особенности человека. К выбору коляски для ребенка стоит относиться наиболее внимательно, определяя оптимальную степень комфортного положения тела;
  • размеры коляски и размеры проемов помещения. После определения подходящей модели стоит не забыть сделать замеры проемов, чтобы на их основании выбирать габариты инвалидной коляски. Это производится для того, чтобы избежать возникновения непредвиденных обстоятельств при пространственном перемещении.

Габаритные характеристики инвалидной коляски, которым следует уделять особое внимание

  • характеристики сиденья (его ширина, высота и глубина);
  • высота спинки и подлокотников.

Вариант коляски необходимо выбирать согласно размерам тела человека.

Ширину сиденья инвалидной коляски стоит подбирать, основываясь на следующем соотношении:

  • 420 мм – в случае предназначения коляски человеку, размер одежды которого 52 и меньше;
  • 430 мм – размер одежды от 54 до 56;
  • 460 мм – 56 – 58;
  • 500 мм – размер одежды в диапазоне от 58 до 64 включительно.

Другой способ определения ширины сиденья коляски: измерить расстояние между двумя крайними точками тела, прибавить к этой величине 50 мм.

При неверном подборе оптимальной величины ширины сиденья могут побеспокоить такие проблемы, как давка на тело сиденья и минимизация двигательной активности, в положении сидя, сложности входа в проемные отверстия.

Для того, чтобы получить оптимальную глубину сиденья инвалидной коляски необходимо измерить расстояние от ягодичной мышцы до подколенного сгиба и вычесть из полученной величины показатель от 50 до 75 мм.

При неверном подборе глубины сиденья может произойти искривление позвоночника.

Величину высоты сиденья коляски следует вычислять путем прибавления к длине согнутой ноги 50 мм. При подходящем варианте высоты сиденья нагрузка на позвоночник будут минимальной.

Высоту, на которой расположены подлокотники коляски, получают путем прибавления 250 мм к расстоянию между сиденьем кресла и внутренним сгибом локтевого сустава. При неподходящей высоте подлокотников увеличивается нагрузка на тело и возникает риск падения.

Показатель высоты спинки кресла необходимо выбирать на основании физиологических способностей человека и степени подвижности тела, поэтому следует отдавать предпочтение вариантам со спинкой, изменяющей высоту.

Для вычисления данного показателя необходимо отмерить расстояние от сиденья инвалидной коляски до расположения подмышек человека, чтобы оптимизировать эту величину необходимо отнять от нее 100 мм. Правильно подобранная высота спинки стабилизирует положение тела, препятствует запрокидыванию головы и снижает нагрузку на шейный отдел позвоночника.

Негативные последствия неправильного выбора инвалидной коляски

Подойдя ответственно к выбору инвалидной коляски, можно не только подобрать наиболее комфортные условия для человека с ограниченными возможностями, находящего в ней, но и избежать возникновения ряда негативных последствий, к которым относятся:

  1. возникновение некомфортных или болезненных ощущений (при выборе коляски неподходящих размеров), например, трение о тело, сложности с преодолением дверных проемов;
  2. быстрый выход из строя коляски (при подборе средства, не соответствующего весу тела обладателя);
  3. развитие постсиндромов вынужденной нетрудоспособности (при сидении в кресле в неудобной позе для тела).

Позитивные моменты правильного выбора

В противовес вышеприведенным характеристикам, при правильном выборе можно достичь оптимальных условий с учетом ограниченной активности, например:

  1. облегчение процесса перемещения в пространстве, отсутствие болезненного трения тела о поверхности инвалидной коляски;
  2. равномерное перераспределение веса тела;
  3. отсутствие проблем с проходом дверных проемов.

Выводы

Главное на что следует обращать внимание при подборе варианта инвалидной коляски – это возраст человека, его физические способности и степень развития мышц тела. Также стоит заострить внимание на территории, по которой предполагается перемещаться в коляске.

Оптимально подобранный вариант инвалидной коляски поможет оптимизировать передвижение человека и сократить до минимальной величины нагрузку на мышцы тела. К тому же правильно подобранный вариант сократит затраты энергии на перенос в случае необходимости.

КРЕСЛА-КОЛЯСКИ

МАКСИМАЛЬНЫЕ ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ


Издание официальное

ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва

ГОСТ Р 5П602-93

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Центральным научно-исследова* тсльеким институтом машиностроении

2 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 10.11.93 № 230

3 В настоящем государственном стандарте полностью применен международный стандарт И СО 7103-85 «Кресла-каталки. Максимальные габаритные размеры»

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

(С) Издательство стандартов, 1994 Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен без разрешения Госстандарта России II

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРЕСЛА-КОЛЯСКИ

Максимальные габаритные размеры

Maximum overall dimension

Дата введения 1995-01-01

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящим стандарт распространяется на инвалидные кресла* коляски (далее кресла-коляски) и устанавливает их максимальные габаритные размеры (далее - габаритные размеры), которые должны учитываться архитекторами, инженерами, изготовителями и местными органами власти для обеспечения передвижения пользователя в зданиях, транспортных средствах (автобусах, пароходах, самолетах, лифтах) и для обшей маневренности.

Настоящим стандарт применяется изготовителями кресел-колясок в новых разработках.

Требования к зданиям и помещениям для перемещения лиц с физическими недостатками - по .

Требования настоящего стандарта являются обязательными.

ИСО 6440-85* Крссла-коляски. Номенклатура, термины и определении

4.3 При изготовлении кресел-колясок для особо грузных пользователей и амиутаитов значения габаритных размеров могут быть увеличены:

длина - до 1750 мм,

ширина - до 810 -мм.

4.4 При проектировании зданий и проездов, для учета ног пользователя. габаритную длину увеличивают на 50 мм.

4.5 Для кресел-колясок с ручным управлением требуется зазор до стены для привода оболов главных колес, при проектировании зданий и проездов габаритную ширину увеличивают на 100 мм с каждой стороны

ПРИЛОЖЕНИЕ А (информационное)

Библиография

|1| Типовая инструкция по обеспечению передвижения инвалидов, пользующихся креслами-колясками, в проектах обшественжах зданий, планировки и застройки населенных мест

УДК 615.478.3.001.33:006.354 Р23

Ключевые слова: кресла-коляски, пользователи, размеры, максимальные габаритные

ОКСТУ 9403

Редактор Л. И. Нахимова Технический редактор В. //. Прусакова Корректор Т. Л. Васильева

Одам:) в набор 01.1203. Поди и псч. I.Tftl fil. Уел. неч л. O..Vv Уел. kd отт от,

Уч. и «л л. 0.23. Тир 20"» эк ». С 9.м. .....

Орлена -Знак Почета» Издательство стандартов. 107076. Моекпя. Кололетный псп м Калужская типография стандартов, у л. Московская. 256. Зак. 2672