Микозы

Могут привести к образованию. Образование новых видов, принципы дивергенции дарвина, географический и экологический способы видообразования

С4. Каковы доказательства единства органического мира? Приведите не менее четырех доказательств.

Ответ :

1) клетка – единица строения и жизнедеятельности всех организмов;

2) сходство химического состава клеток;

3) развитие организмов из одной клетки;

4) универсальность генетического кода, принципа хранения и реализации наследственной информации.

С4. Какова роль движущих сил эволюции в формировании приспособленности организмов согласно учению Дарвина?

1) наследственная изменчивость – поставщик материала для естественного отбора;

2) естественный отбор – сохраняет полезные в определенных условиях признаки, меняет генофонд популяции;

3) борьба за существование приводит к выживанию сильнейших

С4. Домовая мышь – млекопитающее, длина тела которого достигает 8 см. Обитает как в естественных условиях, так и в жилище человека. Размножается несколько раз в году, в помете 5-7 детенышей. Какие критерии вида описаны в тексте? Ответ поясните.

Ответ :

1) морфологический – размеры тела;

2) экологический – обитание в естественных условиях и в жилище человека;

3) физиологический – особенности размножения.

С2 . Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора, которую он иллюстрирует и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции при действии этой формы естественного отбора? Ответ обоснуйте.

Ответ :

1)стабилизирующая форма отбора, так как на графике видно, что давление отбора направлено на гибель особей с минимальным или максимальным значением признака;

2) стабилизирующий отбор проявляется при относительно постоянных условиях жизни;

3) изменения размера ушей у зайцев в процессе эволюции не произойдёт, так как эта форма отбора сохраняет среднее значение признака

С4. Самцы павлинов имеют длинный, ярко окрашенный хвост. Птицы, обладающие слишком коротким и тусклым хвостовым оперением или слишком длинным и ярким, уничтожаются естественным отбором. Чем

это объясняется? Какая форма естественного отбора проявляется в этом случае?

Ответ :

1) проявляется стабилизирующая форма отбора;

2) яркая окраска хвоста способствует брачному успеху птицы, поэтому особи с тусклым и коротким оперением имеют меньше шансов оставить потомство;

3) особи со слишком длинным и ярким оперением уязвимы для своих врагов, поэтому уничтожаются естественным отбором.

С4. В чем проявляется значение мутаций для эволюции органического мира? Укажите не менее трёх значений.

Ответ :

1) мутации – материал для естественного отбора;

2) особи с мутациями размножаются, в результате чего увеличивается генетическая неоднородность популяции;

3) естественный отбор сохраняет особей с полезными мутациями, что приводит к совершенствованию приспособленности организмов или образованию новых видов.

С2. Как называют представленный на рисунке ряд предков современной лошади? Какие изменения произошли в конечности лошади? Укажите не менее трёх признаков.

1) филогенетический ряд лошади;

2) удлинение конечностей;

3) сокращение числа пальцев до одного;

4) образование копыта

С3. Объясните, почему у людей атавизмы проявляются лишь в редких случаях.

Ответ :

1) признаки древних предков (атавизмы) заложены в геноме человека;

2) в процессе эволюции некоторые древние признаки утрачивают своё значение и контролирующие их гены подавляются;

3) в редких случаях эти гены начинают функционировать и проявляются признаки древних предков.

С4. Среди палеонтологических доказательств эволюции важную роль играет обнаружение остатков переходных форм и филогенетических рядов. Объясните значение этих доказательств и приведите примеры.

Ответ :

1) переходные формы несут в себе черты организации, свидетельствующие о совмещении в данном организме признаков древней исходной и молодой новой группы организмов;

2) филогенетические ряды демонстрируют ископаемые формы, связанные друг с другом в процессе эволюции и отражающие постепенный ход эволюционного процесса;

3) примеры: переходная форма между пресмыкающимися и млекопитающими - зверозубая рептилия, между пресмыкающимися и птицами - археоптерикс и др.;

4) примеры: филогенетические ряды определены для лошадей, слонов, моллюсков и др.

С1. Обитающие в пустынях пресмыкающиеся и млекопитающие, как правило, ведут ночной образ жизни. Объясните приспособительное значение такого суточного ритма.

Ответ :

1) высокая дневная температура снижает активность многих животных пустыни;

2) ночью в условиях пониженной температуры воздуха происходит конденсация влаги и организм животного обеспечивается водой.

С4. У зайца-беляка, обитателя таежных лесов, окраска шерсти меняется к зиме с серо-бурой на белую. Назовите тип защитной окраски, объясните ее значение, а также относительный характер этого приспособления.

Ответ :

1) окраска – покровительственная, маскировка;

2) заяц-беляк на фоне снега становится незаметным для врагов;

3) при несвоевременном выпадении или таянии снега на темном фоне земли или деревьев зверьки становятся заметными и доступными хищникам.

С4. Гусеница бабочки-пяденицы живет на ветвях деревьев и внешне похожа на сучок. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер.

Ответ :

1) тип приспособления – подражание неподвижным телам природы (подражательное сходство), покровительственная окраска и форма – маскировка;

2) гусеница неподвижно замирает на ветке и становится похожей на сучок и незаметной для насекомоядных птиц;

3) приспособленность бесполезна при движении гусеницы или изменении фона субстрата.

С4. Пчеловидные мухи, не имеющие жалящего аппарата, по внешнему виду сходны с пчелами. Объясните на основе эволюционной теории возникновение мимикрии у насекомых.

1) у насекомых разных видов возникли сходные мутации по внешним признакам (окраска, форма тела);

2) особи с признаками, усиливающими их сходство с защищенными насекомыми, имели возможность выжить в борьбе за существование;

3) в результате естественного отбора такие насекомые реже склевывались птицами и распространялись в популяции.

С4. Мелкая рыбка – морской конек-тряпичник обитает на небольшой глубине среди водных растений, по форме и окраске он имеет сходство с водорослями. Назовите тип ее защитного приспособления от врагов, объясните его значение и относительный характер.

Ответ :

1) сходство животного с неподвижным природным объектом – растением называют покровительственным сходством

(подражание);

2) морской конек зависает среди водных растений и незаметен для хищников;

3) при движении рыбы или на открытом пространстве она становится доступной и заметной для врагов.

С5. Муха – осовидка сходна по окраске и форме тела с осой. Назовите тип ее защитного приспособления, объясните его значение и относительный характер.

1) тип приспособления – мимикрия – подражание незащищенного животного защищенному;

2) сходство с осой предупреждает возможного хищника об опасности быть ужаленным;

3) муха становится добычей молодых птиц, у которых еще не выработался рефлекс на осу.

С4. В чём проявляются морфологические, физиологические и поведенческие адаптации к температуре среды у теплокровных животных?

Ответ :

1) морфологические: теплоизолирующие покровы, подкожный слой жира, изменение поверхности тела;

2) физиологические: усиление интенсивности испарения пота и влаги при дыхании; сужение или расширение сосудов, изменение уровня обмена веществ;

3) поведенческие: строительство гнезд, нор, изменение суточной и сезонной активности в зависимости от температуры среды.

С4. Почему расширение ареала вида считают признаком биологического прогресса? Приведите 3 доказательства.

Ответ :

1) увеличение разнообразия условий среды, обеспечивающих размножение и развитие особей вида;

2) расширяются возможности питания, улучшения кормовой базы;

3) ослабевает внутривидовая конкуренция

С4. Объясните, почему географическая изоляция популяций может привести к образованию новых видов.

Ответ:

1) в изолированных популяциях накапливаются новые мутации и изменяется генофонд;

2) в результате естественного отбора сохраняются особи с новыми признаками;

3) прекращается скрещивание между особями популяций, что приводит к репродуктивной изоляции и образованию нового вида.

С4. Как происходит экологическое видообразование в природе?

Ответ:

1) популяции одного вида оказываются в разных условиях, но в пределах прежнего ареала;

2) естественным отбором сохраняются особи с мутациями, полезными для жизни в определенных экологических условиях;

3) из поколения в поколение генный состав особей популяции сильно изменяется, в результате чего особи разных популяций одного вида перестают скрещиваться между собой, становятся новыми видами.

С4. Объясните, почему в озере Байкал обитает много видов животных, не встречающихся в других водоёмах.

Ответ:

1) озеро Байкал обособилось от других водоемов очень давно, и его обитатели оказались изолированными на протяжении многих поколений;

2) в результате мутаций и естественного отбора изменился генофонд исходных организмов, что привело к возникновению новых специфических видов;

3) в результате изоляции сохранились исходные древние виды.

С4. Почему биологический регресс часто ведет к вымиранию видов?

1) при биологическом регрессе резко сокращается численность вида;

2) резко сокращается размер ареала;

3) уменьшение численности и сокращение ареала приводит к близкородственному скрещиванию, проявлению вредных мутаций, понижению уровня приспособленности, нарушению воспроизводства и гибели организмов.

С4. Приведите не менее трех прогрессивных биологических признаков человека, которые он приобрел в процессе длительной эволюции.

Ответ :

1) увеличение мозга и мозгового отдела черепа;

2) прямохождение и соответствующие изменения в скелете;

3) освобождение и развитие руки, противопоставление большого пальца.

С4. Чем характеризуется биологический прогресс у цветковых растений? Укажите не менее 3-х признаков.

Ответ:

1) большим разнообразием популяций и видов;

2) широким расселением на земном шаре;

3) приспособленностью к жизни в разных экологических условиях.

С4. Почему высокая плодовитость особей может привести к биологическому прогрессу вида? Укажите не менее трёх причин.

Ответ :

1) повышает численность вида;

2) способствует расселению вида на большие территории;

3) ведет к образованию разнообразных популяций.

С4. Почему к биологическому прогрессу может привести не только ароморфоз, но и идиоадаптация и дегенерация? Приведите не менее трёх доказательств.

Ответ :

Все пути эволюции могут способствовать:

1) расширению ареала и образованию новых популяций организмов;

2) возникновению новых групп и увеличению их численности;

3) освоению новых сред и формированию приспособлений.

С4. Какие ароморфозы позволили птицам широко распространиться в наземно-воздушной среде обитания? Укажите не менее трёх примеров.

Ответ :

1) особенности строения и функций, связанные с полетом: полые кости, превращение передних конечностей в крылья, быстрое переваривание пищи и др.;

2) особенности, обеспечившие высокий уровень обмена веществ и теплокровность: 4-х камерное сердце, особое строение органов дыхания, потребление большого количества пищи и др.;

3) развитие центральной нервной системы, сложное поведение (перелеты, забота о потомстве и др.).

С4. Какое значение имело появление у птиц и млекопитающих четырехкамерного сердца в процессе эволюции?

1) полное разделение потоков артериальной и венозной крови;

2) повышение уровня обмена веществ;

3) возникновение теплокровности.

С4. Какие изменения в строении тела позволили позвоночным животным освоить наземно-воздушную среду обитания? Укажите не менее 4-х признаков.

Ответ:

1) ороговевшие покровы препятствовали испарению;

2) органы дыхания – легкие, усваивали кислород из атмосферного воздуха;

3) прочный скелет и пятипалые конечности способствовали движению по твердой поверхности;

4) веки и секреты желез защищали роговицу глаз от высыхания.

С4. Какие ароморфозы обеспечили теплокровность млекопитающим? Укажите не менее 3-х ароморфных признаков.

Ответ :

1) 4-х камерное сердце;

2) Альвеолярные легкие;

3) Волосяной покров.

Образование новых видов - важнейший процесс в эволюции органического мира. Внутри вида постоянно происходят процессы микроэволюции (начальные этапы эволюционного процесса), приводящие к образованию новых внутривидовых группировок - популяций и подвидов. Это происходит потому, что в различных популяциях возникают разные мутации и формируются отличающиеся друг от друга генофонды.

Понятие и принципы дивергенции Дарвина

Неоднородные условия существования вида в различных частях ареала могут направлять отбор в различных направлениях. Это приводит к дивергенции (расхождению признаков).

Суть учения Дарвина о дивергенции заключается в признании того, что наиболее сходные, родственные организмы нуждаются в одинаковых условиях существования. Таким образом между ними происходит наиболее напряженная внутривидовая борьба. Наоборот, между наиболее отличающимися индивидами одного вида (а следовательно, и в одной популяции) общих интересов в борьбе за жизнь меньше, поэтому несхожие особи имеют больше преимуществ, следовательно, у них реальнее возможность выжить.

Механизм видообразования

Обычно промежуточные формы уступают крайним, не выдерживают с ними конкуренции и оказываются элиминированными в процессе естественного отбора. Благодаря изменчивости уклонившиеся от исходной формы виды могут все больше изменяться в наметившемся направлении, у них все больше накапливаются признаки, полезные для существования в данных конкретных условиях.

С каждым новым поколением разошедшиеся формы все больше и больше отличаются, а промежуточные формы вымирают. Изменившиеся условия существования могут направить отбор по новому руслу, что приводит к накоплению признаков, полезных в новой конкретной ситуации. Именно с этим связано такое понятие, как видообразование.

Конкретным примером дивергенции может служить судьба насекомых на небольших океанических островах, о чем уже упоминалось выше. Но если условия среды в течение длительного времени не изменяются, то вид остается неизменным по сравнению с исходным. Благодаря дивергенции возникают и высшие систематические категории - роды, семейства, отряды, классы и типы.

Изменения факторов среды, влияющих на организмы и важных для индивидуального развития, могут зависеть как от изменений живой и неживой природы того или иного географического ареала, так и от расширения экологического распределения вида. В связи с этим в природе различают географический и экологический способы видообразования.

Географическое видообразование

Происходит в результате фрагментации ареала материнского вида физическими барьерами (горные хребты, водные пространства и др.), что ведет к изоляции популяций и видов. Это приводит к изменению генофонда популяций, а затем и к созданию новых популяций, подвидов и видов. Так возникли байкальские виды ресничных червей, ракообразных, рыб, специфические виды, обитающие на океанических островах (например, галапагосские вьюрки).

С подобными явлениями встречаемся мы и в случае расширения ареала какого-либо вида. Популяции в новых условиях встречаются с иными географическими факторами (климат, почва) и с новыми сообществами организмов. Так образовались европейский и дальневосточный виды ландыша, лиственница сибирская идаурская, подвиды синицы большой: евро-азиатский, южно-азиатский и восточно-азиатский.


Экологическое видообразование

Возникает, когда небольшие группы одной популяции попадают в различные экологические условия (экологические ниши) в пределах ареала своего вида. Здесь организмы подвергаются действию новых условий. Это влечет за собой выявление и закрепление новых мутаций, изменение направления естественного отбора и формирование новых признаков.

В связи с пищевой специализацией обособилось несколько видов синиц. Синица большая и лазоревка обитают в лиственных лесах, садах, парках. Первая из них питается преимущественно крупными насекомыми, а вторая разыскивает мелких насекомых на коре деревьев. Синица московка и гаичка селятся в хвойных и смешанных лесах, питаясь насекомыми, а хохлатая синица - в тех же лесах, питаясь семенами хвойных деревьев.

Взаимосвязь и совместное действие способов

Границы между разными способами видообразования условны: на разных этапах микроэволюции один способ сменяет другой или они действуют совместно. Первичная географическая изоляция может в дальнейшем присовокупить действие экологической, что приведет к совершенствованию приспособлений. Таким образом процесс видообразования носит приспособительный характер.

Сформировавшийся вид становится генетически замкнутой системой, на этом заканчивается микроэволюция. Однако внутри вида продолжают накапливаться мутации, которые в свою очередь могут стать источником нового направления эволюции. Каждый вид реально существует, но является исторически сложившимся временным звеном в цепи процесса эволюции.

«Игра по биологии» - Второй раунд «Биология и География». По окончанию времени (1 минута) ответы зачитываются вслух. Человек. Назовите самую большую лягушку в мире. Правила сходны с правилами телепередачи «Своя игра». Название какой болезни произошло от латинского глагола «душить»? В какой стран высшая награда - Орден Хризантемы.

«Викторина по биологии» - Живут до 50-100 лет. Посол Екатерины Второй привез несколько плодов и угостил друзей. Если кто-то простудился, Голова болит, живот. Разминка для «Вершков» 1. Ветка в гроздья разодета Фиолетового цвета. Добрый день, юные знатоки биологии! Что находится в «черном» ящике? Лишайник + Гриб. «Корешки» Картофель Томаты Морковь Капуста Перец Белена Баклажаны.

«Конкурс по биологии» - Команды. Конкурс эрудитов. Папа римский Иннокентий. Конкурс по биологии. Наука о строении и форме организма и его органов. Термин. Найди ошибку. Разминка. Эритроцит. Поле чудес. Конкурс для капитанов. Часть головного мозга. Кровь и кровообращение. Наука о сохранении и укреплении здоровья человека. Кисть.

«Игры уроки» - Уроки по типу КВН. Сочное соплодие одноименного южного растения. Декоративное растение семейства астровых. Игровые методы обучения на уроках биологии. Уроки, которые ведут учащиеся. Приведите примеры растений с корнеплодами. 14. Уроки – экскурсии. Смородина. 11. Уроки - игры. Все на старт! Такие дидактические игры проводятся как на уроках, так и на внеклассных мероприятиях.

««Игра по биологии» 6 класс» - Поймай птицу. Прогулка в лес. Кроссворд. Что лишнее. Наступает весна. Липа. Команда. Сорняк. Найди ошибку. Насекомое. Игра по биологии. Дождевой червь. Свекла. Лепестки. Стоп-кадр. Пурга. Корзина. Золотая середина. Глухари. Живая буква. Отгадай ребус. Беленькое платьице.

«Игра на биологии» - «Найди пару». Данный метод сделает обучение более увлекательным и творческим. Подготовка к проведению. Дидактические возможности учебных игр. Класс разбивается на три команды (ряда). Примеры игровых моментов, или игр-миниатюр: 11 класс. «Гипотезы происхождения человека». 11 класс. «Взгляды учёных К. Линнея, Ж.-Б.

Всего в теме 6 презентаций

Зуд кожи, усталость, храп, потеря обоняния – это только некоторые из заболеваний, сопровождающие образование полипов. Они могут быть вызваны аллергией и нетерпимостью к хлебу . Знаете ли вы, почему?

Кстати, в 1999 году на международном симпозиуме о непереносимости аспирина в Риме было объявлено, что до 78% полипов носа вызвано приёмом аспирина .

Полипы – что это за болезнь

Полипы носа – это небольшие выступы слизистой оболочки , которая очищает и увлажняет нос. Чаще всего заболевание касается взрослых, которые страдают от заболеваний дыхательной системы.

Полипы могут возникать у людей с хроническим катаром или астмой. За их возникновение, кроме инфекции, отвечают также аллергические реакции. Игнорирование этого заболевания может привести к потере обоняния , непроходимости носа и даже повреждению костей носа.

Симптомы полипов в носу

Усталость, возбуждение, раздражительность, проблемы с концентрацией внимания, потеря обоняния, храп – это только некоторые из заболеваний, сопровождающие полипы носа.

Кроме этого, может возникнуть диарея, запор, беспокойство, головокружение, боли в суставах, головные боли или боли в животе. Вместе с полипами носа может развиться астма, хронический насморк и заложенность носа .

Дыхание ртом

Заложенность носа, вызванная полипами приводит к тому, что пациент начинает дышать ртом . Это особенно неблагоприятно для детей в возрасте развития.

Хроническое дыхание ртом вызывает задержку выделений в носу. В этом случае повышается вероятность развития бактериальной инфекции . Появляются обильные выделения, а присутствующие в них бактерии только углубляют воспаление.

В результате происходит соединение инфекции и аллергической реакции. Лечение антибиотиками, снимает воспаление, но и усиливает аллергию .

Аллергия и полипы носа

В процессе возникновения полипов огромную роль играет пища, и особенно содержащиеся в ней салицилаты, иначе салициловая кислота .

Главной причиной возникновения полипов признана аллергия на плесень. Особенно пагубно действие содержащихся в ней токсинов. Полипы могут быть также вызваны непереносимостью аспирина и противовоспалительными лекарствами, которые не относятся к группе стероидных.

Какие продукты содержат салицилаты

Салициловая кислота находится в:

  • травах : базилике, тимьяне, орегано, копре;
  • фруктах : яблоках, апельсинах, нектаринах, абрикосах, сливах;
  • овощах : шпинате, помидорах, огурцах, брокколи, цикории;
  • специи : куркуме, карри, корице и тмине.

Кроме того, салицилаты содержаться в кофе, чае, кока-коле, фруктовых соках, меде, некоторых видах алкогольных напитков.

Лечение полипов

Полипы носа лечат , как правило, хирургическим методом. Однако, он малоэффективен у аллергиков, так как у них полипы через некоторое время возвращаются. Рецидив может наступить через несколько лет после операций или всего через несколько месяцев.

У таких людей лечение полипов возможно после устранения продуктов, вызывающих аллергию или через десенсибилизацию .