Пятна

Клиническая нейропсихология. Направления нейропсихологии

ЛЕКЦИЯ № 1

2. Теория системной динамической локализации высших психических функций (ВПФ)

3. Основные принципы строения мозга (самостоятельно)

1. Нейропсихология и ее место в ряду социальных и биологических наук
Успехи психологии, нейрофизиологии и медицины (неврологии, нейрохирургии) начала XX века подготовили почву для формирования новой дисциплины - нейропсихологии. Эта отрасль психологической науки начала складываться в 20-40-е годы XX века.

Нейропсихология – отрасль психологической науки, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга.

Первые нейропсихологические исследования проводились еще в 20-е годы Л. С. Выготским, однако основная заслуга создания нейропсихологии как самостоятельной отрасли психологического знания принадлежит А. Р. Лурия.

Имена ученых различных направлений, внесших вклад в развитие нейропсихологии:
Патопсихологи и клинические психологи – Р. Я. Голант; Психиатры М. О. Гуревич и А. С. Шмарьян А. Л., Абашев-Константиновский; Б. В. Зейгарник со своими сотрудниками; Неврологи – Б. Г. Ананьев и его сотрудники; Нейрофизиологи- Г. В. Гершуни; Физиологи – Н. А. Бернштейн, П. К. Анохин, Е. Н. Соколов, Н. П. Бехтерева, О. С. Адрианов и др.

Отечественная нейропсихология сформировалась на стыке нескольких научных дисциплин, каждая из которых внесла свой вклад в ее понятийный аппарат. Центральная проблема нейропсихологии - «мозг как субстрат психических процессов».

Современная нейропсихология развивается в основном двумя путями.

Первый - это отечественная нейропсихология, созданная трудами Л. С. Выготского, А. Р. Лурия и продолжаемая их учениками и последователями в России и за рубежом.

Второй - это традиционная западная нейропсихология, наиболее яркими представителями которой являются такие нейропсихологи, как Р. Рейтан, Д. Бенсон, X. Экаэн, О. Зангвилл и др.

Методологическими основами отечественной нейропсихологии являются общие положения диалектического материализма. Основные постулаты:
♦ материалистическое понимание всех психических явлений;
♦ общественно-историческая обусловленность человеческой психики;
♦ значимость социальных факторов для формирования психических функций;
♦ опосредованный характер психических процессов, речь в их организации занимает ведущую роль и тд.;

Центральной задачей нейропсихологического исследования является определение качественной специфики нарушения, а не только констатация факта расстройства той или иной функции.
Богатое научное наследие, оставленное А. Р. Лурия, надолго определило развитие отечественной нейропсихологии и существенно повлияло на развитие мировой нейропсихологии.

В настоящее время отечественная нейропсихология представляет собой интенсивно развивающуюся отрасль психологической науки, в которой выделилось несколько самостоятельных направлений.
Основным направлением является клиническая нейропсихология, главная задача которой состоит в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга, и сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания.

Основными методами, используемыми в клинической нейропсихологии, являются методы клинического (неаппаратурного) нейропсихологического исследования, разработанные А. Р. Лурия и известные у нас и за рубежом под названием «луриевские методы нейропсихологической диагностики».

В рамках клинической нейропсихологии внимание обращено на следующее:
♦ интенсивно изучаются новые синдромы, обусловленные поражением правого полушария, глубинных структур мозга, нарушением межполушарного взаимодействия;
♦ исследуется специфика синдромов, определяемая возрастом больного;
♦ изучается специфика синдромов, связанная с характером поражения (сосудистое заболевание, травма, опухоль и др.), с особенностями преморбида (на грани здоровья и болезни).

Другим направлением современной нейропсихологии является экспериментальная нейропсихология, в задачи которой входит экспериментальное (клиническое и аппаратурное) изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга и других заболеваниях ЦНС.

В экспериментальной нейропсихологии по инициативе А. Р. Лурия было создано еще одно новое направление, которое можно обозначить как психофизиологическое.

В настоящее время развитие исследований в области психофизиологии локальных поражений головного мозга идет следующими путями:
♦ с одной стороны, расширяется проблематика изучения системных физиологических механизмов различных нейропсихологических симптомов и синдромов;
♦ с другой - совершенствуется методический аппарат (математическая обработка ЭЭГ-данных с помощью компьютера и др.).

Одним из важнейших направлений современной нейропсихологии является реабилитационное направление, посвященное восстановлению высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга.

Было выдвинуто центральное положение концепции нейропсихологической реабилитации: восстановление сложных психических функций может быть достигнуто лишь путем перестройки нарушенных функциональных систем, в результате которой скомпенсированная психическая функция начинает осуществляться с помощью нового «набора» психологических средств, что предполагает и ее новую мозговую организацию.

Начинает формировааться нейропсихология индивидуальных различий (или дифференциальная нейропсихология) - изучение мозговой организации психических процессов и состояний у здоровых лиц. Разработка этого направления позволит по-новому подойти к анализу типологии нормы - одной из важнейших проблем психологической науки.

В настоящее время в нейропсихологии индивидуальных различий сложилось два направления исследований. Первое - это изучение особенностей формирования психических функций в онтогенезе с позиций нейропсихологии, т. е. рассмотрение разных этапов развития психических функций как результата не только социальных воздействий, но и созревания соответствующих мозговых структур и их связей.
Второе - это исследование индивидуальных особенностей психики взрослых людей в контексте проблемы межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия, анализ латеральной организации мозга как нейропсихологической основы типологии индивидуальных психологических различий.

В последние годы складывается еще одно новое направление в нейропсихологии - нейропсихология пограничных состояний ЦНС, к которым относятся невротические состояния, заболевания мозга, связанные с облучением малыми дозами радиации («чернобыльская болезнь»), и др.

Отечественная нейропсихология представляет собой качественно новую ступень в изучении проблемы «мозг и психика»; от простого собирания фактов о нарушениях психических процессов в результате локальных поражений головного мозга, которыми изобилует клиническая литература уже более 100 лет, она перешла к их систематизации, т. е. к научному знанию.

Связь нейропсихологии с общей психологией двухсторонняя:
♦ с одной стороны, понятийный аппарат нейропсихологии сформировался на базе общепсихологической теории и является своего рода «приложением» общепсихологических представлений к анализу работы мозга;
♦ с другой - на патологическом материале может быть проверена почти любая из общепсихологических гипотез, что позволяет рассматривать нейропсихологию как один из плодотворных путей решения различных общепсихологических проблем.

Нейропсихология как самостоятельная научная дисциплина занимает особое положение в ряду биологических и социальных наук.
Она в большей степени, чем другие психологические дисциплины, включена в разработку важнейшей проблемы естествознания «мозг и психика» и, бесспорно, является одной из успешно развивающихся наук о мозге.

2. Теория системной динамической локализации высших психических функций
Предметом нейропсихологии является изучение мозговой организации психических процессов, эмоциональных состояний и личности на материале патологии, и прежде всего - на материале локальных поражений головного мозга. Все вместе эти понятия составляют определенную систему знаний, теорию объясняющую закономерности нарушений и восстановления ВПФ при локальных поражениях мозга.

Понятие «высшие психические функции» - центральное для нейропсихологии.
Высшие психические функции – сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности. ВПФ обладают тремя основными характеристиками:
♦ они формируются прижизненно под влиянием социальных факторов;
♦ они опосредованы по своему психологическому строению (преимущественно с помощью речевой системы);
♦ они произвольны по способу осуществления,

ВПФ - сложные системные образования, качественно отличные от других психических явлений.
Основные характеристики ВПФ - опосредованность, осознанность, произвольность - представляют собой системные качества, характеризующие эти функции как «психологические системы». ВПФ как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Неизменными в них являются исходная задача (осознанная цель или программа деятельности) и конечный результат; средства же, с помощью которых реализуется данная задача, весьма вариативны и различны на разных этапах и при разных способах и путях формирования функции.
Представления о ВПФ как о сложных психологических системах было дополнено А. Р. Лурия представлениями о них как о функциональных системах.

Под функциональной системой в нейропсихологии понимается морфофизиологическая основа ВПФ (т. е. совокупность различных мозговых структур и протекающих в них физиологических процессов), которая обеспечивает их осуществление.

Таким образом, высшие психические функции, или сложные формы сознательной психической деятельности, системны по своему психологическому строению и имеют сложную морфофизиологическую основу в виде многокомпонентных функциональных систем.

Данные положения являются центральными для теории системной динамической локализации высших психических функций - теоретической основы современной отечественной нейропсихологии.

В понятийном аппарате нейропсихологии можно выделить два класса понятий. Первый - это понятия, общие для нейропсихологии и общей психологии; К первому классу понятий относятся такие, как:

♦ высшая психическая функция;

♦ психическая деятельность;

♦ психологическая система;

♦ психический процесс;

♦ речевое опосредование;

♦ значение;

♦ личностный смысл;

♦ психологическое орудие;

♦ действие;

♦ операция;

♦ интериоризация и многие другие.

Второй класс понятий – собственно нейропсихологические понятия

1. Нейропсихологический симптом - нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга (или вследствие иных патологических причин, приводящих к локальным изменениям в работе мозга).

2. Первичные нейропсихологические симптомы - нарушения психических функций, непосредственно связанные с поражением (выпадением) определенного нейропсихологического фактора.

3. Вторичные нейропсихологические симптомы - нарушения психических функций, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по законам их системных взаимосвязей.

4. Нейропсихологический синдром - закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением (выпадением) определенного фактора (или нескольких факторов).

5. Нейропсихологический фактор - структурно-функциональная единица работы мозга, характеризующаяся определенным принципом физиологической деятельности (modus operandi), нарушение которого ведет к появлению нейропсихологического синдрома.

6. Синдромный анализ - анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания (фактора), объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов; изучение качественной специфики нарушений различных психических функций, связанных с поражением (выпадением) определенного фактора; качественная квалификация нейропсихологических симптомов (синоним - факторный анализ).

7. Нейропсихологическая диагностика - исследование больных с локальными поражениями головного мозга с помощью клинических нейропсихологических методов с целью установления места поражения мозга (топического диагноза).

8. Функциональная система - см.выше

9. Мозговые механизмы высшей психической функции (морфофизиологическая основа психической функции) - совокупность морфологических структур (зон, участков) в коре больших полушарий и в подкорковых образованиях и протекающих в них физиологических процессов, входящих в единую функциональную систему и необходимых для осуществления данной психической деятельности.

10. Локализация высшей психической функции (мозговая организация высшей психической функции) - центральное понятие теории системной динамической локализации высших психических функций, объясняющее связь мозга с психикой как соотношение различных звеньев (аспектов) психической функции с разныминейропсихологическими факторами (т. е. принципами, присущими работе той или иной мозговой структуры - корковой или подкорковой).

11. Полифункциональность мозговых структур - способность мозговых структур (и прежде всего ассоциативных зон коры больших полушарий) перестраивать свои функции под влиянием новых афферентных воздействий, вследствие чего происходит внутрисистемная и межсистемная перестройка пораженных функциональных систем.

12. Норма функции - понятие, на котором базируется нейропсихологическая диагностика нарушений высших психических функций; показатели реализации функции (в психологических единицах продуктивности, объема, скорости и т. д.), которые характеризуют средние значения в данной популяции. Существуют варианты «нормы функции», связанные с преморбидом (полом, возрастом, типом межполушарной организации мозга и др.).

13. Межполушарная асимметрия мозга - неравноценность, качественное различие того «вклада», который делают левое и правое полушария мозга в каждую психическую функцию; различия в мозговой организации высших психических функций в левом и правом полушариях мозга.

14. Функциональная специфичность больших полушарий - специфика переработки информации и мозговой организации функций, присущая левому и правому полушариям мозга и определяемая интегральными полушарными закономерностями.

15. Межполушарное взаимодействие - особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

Перечисленные понятия (как и ряд других) входят в основной понятийный аппарат теории системной динамической локализации высших психических функций человека.

Теория системной динамической локализации высших психических функций сформировалась в борьбе с двумя основными направлениями в решении проблемы «мозг и психика»: узким локализационизмом (или психоморфологическим направлением) и антилокализационизмом (или концепцией эквипотенциальности мозга).
Клинические наблюдения за больными с локальными поражениями мозга как будто бы подкрепляли фактами оба указанных направления: с одной стороны, поражение отдельных участков мозга (преимущественно коры больших полушарий) приводит к различным нарушениям психических процессов, с другой - при локальных поражениях мозга нередко наблюдаются факты высокой компенсации возникших нарушений, указывающие на возможность осуществления нарушенных функций и другими отделами мозга. Ни та, ни другая концепция не могли объяснить эти противоречия.

В истории изучения проблемы локализации психических функций существовали (и существуют) и другие направления. Довольно распространенной является эклектическая концепция, сохранившаяся до настоящего времени и объединяющая психоморфологические и антилокализационные представления. Согласно данной концепции, можно и следует локализовать (соотносить с определенными участками мозга) лишь относительно элементарные сенсорные и моторные функции.

Однако высшие психические функции связаны равномерно со всем мозгом.
Теория системной динамической локализации ВПФ создавалась в борьбе с этими направлениями. В отечественной нейропсихологии пересмотрено понятие «локализация».

Локализация психических функций рассматривается как системный процесс. Это означает, что психическая функция (как и физиологическая, например дыхание) соотносится с мозгом как определенная многокомпонентная система, различные звенья которой связаны с работой разных мозговых структур.

Системная локализация высших психических функций предполагает их многоэтапную иерархическую многоуровневую мозговую организацию. Это вытекает из сложного многокомпонентного состава функциональных систем, на которые опираются ВПФ.

Локализация ВПФ характеризуется также динамичностью, изменчивостью. Этот принцип следует из основных свойств функциональных систем, опосредующих ВПФ: пластичности, изменчивости, взаимозаменяемости входящих в их состав звеньев.

Перечисленные выше принципы являются общими для организации как психических, так и физиологических функций.
Однако ВПФ человека обладают не только большей сложностью по сравнению с психическими функциями животных, а тем более с физиологическими функциями; они характеризуются качественными отличиями - осознанностью, опосредованностью: речью, произвольным способом управления, решающим значением социальных факторов в их формировании. Эти качественные отличия высших психических функций человека проявляются и в особенностях их мозговой организации. Принцип динамической локализации функций у человека конкретизируется также в виде хроногенной локализации, т. е. в изменении мозговой организации высших психических функций в онтогенезе.
Согласно теории системной динамической локализации каждая ВПФ обеспечивается мозгом как целым, однако это целое состоит из высоко дифференцированных структур (систем, зон), каждая из которых вносит свой вклад в реализацию функции.

Непосредственно с мозговыми структурами (факторами) следует связывать не всю психическую функцию и даже не отдельные ее звенья. Следует связывать те физиологические процессы, которые осуществляются в этих мозговых структурах и обеспечивают реализацию определенных аспектов (параметров) функции. Нарушение этих физиологических процессов ведет к появлению первичных дефектов, а также взаимосвязанных с ними вторичных дефектов (первичных и вторичных нейропсихологических симптомов), составляющих в целом закономерное сочетание нарушений высших психических функций - определенный нейропсихологический синдром.
Теория системной динамической локализации ВПФ, разработанная Л. С. Выготским и А. Р. Лурия, составляет центральный раздел в понятийном аппарате отечественной нейропсихологии. Эта теория позволяет не только объяснять разнообразную клиническую феноменологию, но и предсказывать новые факты и планировать новые исследования. Вместе с тем, безусловно, эта теория - лишь один из первых реальных этапов в решении сложнейшей проблемы мозгового субстрата психических процессов, изучением которой занимается почти все современное естествознание.

3. Основные принципы строения мозга
Мозг как субстрат психических процессов представляет собой единую суперсистему, единое целое, состоящее, однако, из дифференцированных отделов (участков или зон), которые выполняют различную роль в реализации психических функций.

Как известно, головной мозг (encephalon) - высший орган нервной системы - как анатомо-функциональное образование может быть условно подразделен на несколько уровней, каждый из которых осуществляет собственные функции.

I уровень - кора головного мозга - осуществляет высшее управление чувствительными и двигательными функциями, преимущественное управление сложными когнитивными процессами.

II уровень - базальные ядра полушарий большого мозга - осуществляет управление непроизвольными движениями и регуляцию мышечного тонуса.

III уровень - гиппокамп, гипофиз, гипоталамус, поясная извилина, миндалевидное ядро - осуществляет преимущественное управление эмоциональными реакциями и состояниями, а также эндокринную регуляцию.

IV уровень (низший) - ретикулярная формация и другие структуры ствола мозга - осуществляет управление вегетативными процессами (Р. Д. Синельников, Я. Р. Синельников, 1996).

Головной мозг подразделяется на ствол, мозжечок и большой мозг.
Как анатомическое образование большой мозг (cerebrum) состоит из двух полушарий - правого и левого; в каждом из них объединяются три филогенетически и функционально различные системы:

1) обонятельный мозг (rhinencephalon);
2) базальные ядра (nuclii basales);
3) кора большого мозга (cortex cerebri) - конвекситальная, базальная, медиальная.

В каждом полушарии имеется пять долей:
1) лобная (lobus frontalis);
2) теменная (lobus parietalis);
3) затылочная (lobus occipitalis);
4) височная (lobus temporalis);
5) островковая.

Как известно, у человека по сравнению с другими представителями животного мира существенно больше развиты филогенетически новые отделы мозга, и прежде всего кора больших полушарий. Кора большого мозга- наиболее высокодифференцированный раздел нервной системы - подразделяется на следующие структурные элементы:
♦ древнюю (paleocortex);
♦ старую (archeocortex);
♦ среднюю, или промежуточную (mesocortex);
♦ новую (neocortex).

У человека новая кора - наиболее сложная по строению - по протяженности составляет 96 % от всей поверхности полушарий. Наиболее типична для человека новая шестислойная кора, однако в разных отделах мозга число слоев различно. По морфологическим критериям выделены разные цитоархитектонические поля, характеризующиеся различным строением клеток.

В пределах новой коры у человека наибольшее развитие получили ассоциативные отделы. Одновременно отмечаются усложнение и дифференцировка ассоциативных таламических ядер, подкорковых узлов, а также филогенетически новых отделов мозгового ствола. Существенно более развиты у человека по сравнению со всеми представителями животного мира, включая и высших приматов, лобные доли мозга - как их корковые отделы, так и подкорковые связи.

Была разработана концепция структурно-системной организации мозга как субстрата психической деятельности. В соответствии с этой концепцией деятельность мозга обеспечивается проекционными, ассоциативными,интегративно-пусковыми и лимбико-ретикулярными системами, каждая из которых выполняет свои функции.

Проекционные системы обеспечивают анализ и переработку соответствующей по модальности информации.
Ассоциативные системы связаны с анализом и синтезом разномодальных возбуждений.

Для интегративно-пусковых систем характерен синтез возбуждений различной модальности с биологически значимыми сигналами и мотивационными влияниями, а также окончательная трансформация афферентных влияний в качественно новую форму деятельности, направленную на быстрейший выход возбуждений на периферию (т. е. на аппараты, реализующие конечную стадию приспособительного поведения).

Лимбико-ретикулярные системы обеспечивают энергетические, мотивационные и эмоционально-вегетативные влияния.
Все перечисленные выше системы мозга работают в тесном взаимодействии друг с другом по принципу либо одновременно, либо последовательно возбужденных структур.

Установлено, что головной мозг человека обладает значительной изменчивостью.
Различают этническую, половую, возрастную и индивидуальную изменчивость.
Этнические различия, сохраняющиеся от поколения к поколению, относятся к общему весу (массе) головного мозга, его размерам, организации борозд и извилин. Считается, однако, что средний вес мозга, свойственный одной этнической группе, - весьма условный показатель, так как индивидуальная изменчивость может перекрывать средние величины.

Масса мозга коррелирует с весом тела и формой черепа.
Установлены различия между мужским и женским мозгом: 1375 г для мужчин и 1245 г для женщин - средние показатели веса мозга европейца. С возрастом масса мозга и морфологическое строение отдельных структур и проводящих волокон (мозолистого тела, передних комиссур и др.) изменяются, причем у женщин эти изменения менее заметны, чем у мужчин.

С момента рождения головной мозг постепенно увеличивается и достигает максимальной массы к 20 годам; после 50 лет происходит постепенное уменьшение массы мозга (примерно на 30 г каждые 10 лет жизни).

Описана значительная индивидуальная морфологическая изменчивость мозга. Это относится и к массе мозга, и к другим его характеристикам. Современная нейроанатомия признает существование пороговых значений веса мозга: по одним данным, минимальная масса мозга равна 900 г; по другим - 750-800 г (С. В. Савельев, 1996). При объеме мозга 246-622 см (микроцефалия) наблюдается явное снижение умственных способностей.

Максимальная масса мозга здорового человека равна 2200-2300 г. Еще большая масса, как правило, является следствием патологического процесса (гидроцефалии и др.).

Помимо веса индивидуальные морфологические различия относятся и к организации мозга. Существует высокая изменчивость в строении поверхности полушарий переднего мозга, что отражается в изменчивости строения его борозд и извилин. По данным Института Мозга РАМН, существуют индивидуальные варианты не только строения борозд и извилин, но и расположения цитоархитектонических полей (рис. 5, А, Б, В).

Достаточно велика индивидуальная изменчивость и подкорковых образований, что не связано ни с объемом мозга, ни с полом, ни с национальной принадлежностью. Так, объем подкорковых ядер (скорлупа, хвостатое ядро и др.) у разных людей может различаться в 2-3 раза.

Таким образом, современные нейропсихологические представления о мозге как субстрате психических процессов должны учитывать не только общие характеристики его строения, но и фактор большой изменчивости, вариативности его морфологических показателей.

Весьма важным принципом структурной организации мозга как субстрата психической деятельности является также принцип иерархической соподчиненности различных систем мозга, соответственно которому уменьшается число степеней свободы каждой нижележащей системы и осуществляется управление одного уровня иерархии другими, а также контроль за этим управлением на основе прямых и обратных связей.

Вместе с тем подобная иерархия допускает определенную избыточность в структурной организации мозга за счет вовлечения в ту или иную его функцию большого числа нервных элементов, что приводит к повышению надежности работы мозга и служит основой для компенсации функций при его поражениях. Принцип иерархии систем, как и другие принципы организации мозга, обеспечивает его интегративную целостную деятельность.

Наконец, современная нейропсихология выдвигает как один из важнейших принципов структурно системной организации мозга принцип многоуровневого взаимодействия вертикально организованных (подкорково-корковых) и горизонтально организованных (корково-корковых) путей проведения возбуждения, что создает широкие возможности для различных типов переработки (трансформации) афферентных сигналов и является одним из механизмов интегративной работы мозга.

Таким образом, согласно современным анатомическим сведениям об основных принципах организации мозга, он представляет собой сложную метасистему, состоящую из различных макросистем (проекционных, ассоциативных, интегративно-пусковых, лимбико-ретикулярных), каждая из них строится из разных микросистем (микроансамблей).
Интегративная деятельность систем разных уровней обеспечивается их иерархической зависимостью, а также горизонтально-горизонтальными и вертикально- горизонтальными взаимодействиями.

Динамичность мозговых структур, их индивидуальная изменчивость достигаются за счет динамичности и изменчивости составляющих их макро- и особенно микросистем. Качества динамичности и изменчивости присущи разным системам в разной степени.

Данная концепция дает анатомическое обоснование двум основным принципам теории локализации высших психических функций, разработанной в нейропсихологии:
♦ принципу системной локализации функций (каждая психическая функция опирается на сложные взаимосвязанные структурно-функциональные системы мозга);
♦ принципу динамической локализации функции (каждая психическая функция имеет динамическую, изменчивую мозговую организацию, различную у разных людей и в разные возрастные периоды).

В нейропсихологии на основе анализа клинических данных была разработана общую структурно-функциональную модель работы мозга как субстрата психической деятельности. Эта модель характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной деятельности.

Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на три основных структурно-функциональных блока:
I - энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга;
II - блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т. е. исходящей извне) информации;
III - блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Каждая высшая психическая функция (или сложная форма сознательной психической деятельности) осуществляется при участии всех трех блоков мозга, вносящих свой вклад в ее реализацию. Они характеризуются определенными особенностями строения, физиологическими принципами, лежащими в основе их работы, и той ролью, которую они играют в осуществлении психических функций.

Пояснительная записка

Цель курса:

  • освоение студентами теоретических основ, методов клинической нейропсихологии, знаний об основных нейропсихологических синдромах нарушений высших психических функций и лежащих в основе этих синдромов поврежденных нейропсихологических факторах.

Задачи курса:

  • систематизировать знания студентов о теоретических основах клинической нейропсихологии;
  • ознакомить студентов с методиками Луриевской батареи нейропсихологической диагностики и интерпретацией выявляемых при их выполнении ошибок;
  • сформулировать принципы построения нейропсихологического диагностического исследования;
  • дать информацию по квалификации получаемые в ходе нейропсихологического обследования данных;
  • дать знания по основным типам нейропсихологических синдромов и факторов, с нарушением которых они связаны;
  • сформировать у студентов представление о практических возможностях клинической нейропсихологии.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Изучение курса «Клиническая нейропсихология» предполагает усвоение студентами базовых курсов общей и специальной подготовки: анатомия центральной нервной системы, физиология высшей нервной деятельности и физиология сенсорных систем, общая психология, клиническая психология, основы нейропсихологии.

Клиническая нейропсихология - основное направление нейропсихологии, имеющее наряду с теоретической выраженную практическую направленность, поскольку нейропсихологическое сопровождение в настоящее время является неотъемлемой частью всех этапов лечебного процесса: диагностики, коррекции, восстановления нарушенных высших психических функций при различных заболеваниях. Исходя из этого, знания в данной области - важнейшая составляющая профессиональной подготовки психологов, специализирующихся по клиническому направлению.

В результате изучения материала курса слушатели дисциплины «Клиническая нейропсихология» должны:

  • знать теоретические основы и практические возможности клинической нейропсихологии;
  • знать особенности нейропсихологических синдромов, обусловленных корковыми и подкорковыми поражениями мозга, а также связанных с различными заболеваниями;
  • знать методы и методики клинической нейропсихологической диагностики;
  • уметь осуществлять квалификацию выявляемых в ходе диагностического нейропсихологического исследования нарушений высших психических функций;
  • уметь описать результаты клинического нейропсихологического обследования с указанием (при возможности) нейропсихологического синдрома;
  • уметь выявить нарушенные нейропсихологические факторы, которые лежат в основе обнаруженных нейропсихологических синдромов.

Раздел I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛИНИЧЕСКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Тема 1. Клиническая нейропсихология – основное направление нейропсихологии

Предмет и задачи клинической нейропсихологии. Синдромный анализ нарушений высших психических функций - основной метод клинической нейропсихологии.

Тема 2. Теоретические основы клинической нейропсихологии

Системный подход к анализу проблемы соотношения мозга и психики. Значение теории системной динамической локализации высших психических функций для клинической нейропсихологии. Модель трех структурно-функциональных блоков мозга. Проблема асимметрии блоков мозга. Теоретические основы нейропсихологической диагностики.

Тема 3. Понятийный аппарат клинической нейропсихологии

Основные нейропсихологические понятия. Нейропсихологические синдром, симптом, фактор. Соотношение данных понятий. Классификация факторов. Факторы, соотносимые с функционированием трех блоков мозга: фактор энергетической и нейродинамической составляющих психической деятельности; фактор ее операционального обеспечения; фактор ее произвольной регуляции. «Полушарные» факторы. Уровни анализа фактора: морфологический, физиологический и психологический. Связь данных уровней.

Тема 4. Нейропсихологический синдромный анализ нарушений высших психических функций

Клиническая нейропсихология как синдромология. Принципы выделения синдромов. Типы нейропсихологических синдромов. Варианты использования понятия «синдром». Связь синдромов с характером заболевания, возрастом, полом, особенностями межполушарной организации мозга больного.

Раздел II

КЛИНИЧЕСКОЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Тема 5. Цель и задачи клинического нейропсихологического обследования

Основные требования к нейропсихологическому обследованию, его цель и задачи. Этапы обследования. Планирование исследования, его построение, ведение протокола исследования.

Тема 6. Методы и методики нейропсихологической диагностики

Методики нейропсихологической диагностики. Основные требования к методикам нейропсихологического исследования. Принципы подбора методик для конкретного обследования. Качественная и количественная квалификация дефекта. Проблема нормы.

Тема 7. Методики исследования познавательных функций

Исследование гностических процессов. Исследование внимания. Исследование речи. Исследование памяти. Исследование выполнения счетной деятельности. Исследование интеллектуальной деятельности. Выявляемые нарушения, их квалификация.

Тема 8. Методики исследования произвольных движений и действий

Исследование кинестетического, динамического (кинетического), пространственного мануального праксиса. Методики исследования конструктивной деятельности. Анализ орального праксиса. Анализ движений глаз. Выявляемые нарушения, их квалификация.

Тема 9. Исследование эмоциональной сферы

Клинические методы исследования эмоциональной сферы. Экспериментально-нейропсихологические методики. Выявляемые нарушения, их квалификация.

Тема 10. Квалификация выявляемых при нейропсихологическом исследовании нарушений

Нейропсихологическое заключение по результатам обследования. Требования к описанию и квалификации выявляемых нарушений высших психических функций. Основные разделы заключения. Функциональный и топический диагнозы.

Раздел III

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Тема 11. Нейропсихологические синдромы, возникающие при нарушении модально-специфических факторов

Характеристика синдромов, возникающих при поражении затылочных и затылочно-теменных отделов коры (при нарушении зрительного и зрительно-пространственного факторов). Характеристика синдромов, возникающих при поражении верхнетеменных и нижнетеменных областей коры (при нарушении факторов, обеспечивающих соматосенсорные афферентные синтезы). Характеристика синдромов, возникающих при поражении «ядерной» и «внеядерной» областей височной коры (при нарушении факторов, связанных с переработкой слуховой речевой и неречевой информации). Характеристика синдромов, возникающих при поражении верхней и нижней премоторной областей (при нарушении факторов кинетической организации психических процессов). Первичные и вторичные симптомы, входящие в синдромы. Особенности симптомов и синдромов, связанные с поражением левого или правого полушария головного мозга.

Тема 12. Нейропсихологические синдромы, возникающие при нарушении факторов, связанных с работой ассоциативных зон коры

Характеристика синдромов, возникающих при поражении задней ассоциативной зоны (область TPO). Характеристика синдромов, возникающих при поражении передней ассоциативной зоны (префронтальной конвекситальной коры). Первичные и вторичные симптомы, входящие в синдромы. Особенности симптомов и синдромов, связанные с поражением левого или правого полушария головного мозга.

Тема 13. Нейропсихологические синдромы, возникающие при нарушении модально-неспецифических факторов, связанных с работой коркового уровня неспецифической системы

Характеристика синдромов, возникающих при поражении медиальной и базальной коры височных долей мозга. Характеристика синдромов, возникающих при поражении медиальной и базальной коры лобных долей мозга. Первичные и вторичные симптомы, входящие в синдромы. Особенности симптомов и синдромов, связанные с поражением левого или правого полушария головного мозга.

Раздел IV

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПОДКОРКОВЫХ ПОРАЖЕНИЯХ МОЗГА

Тема 14. Общая характеристика подкорковых (глубинных) нейропсихологических синдромов

Характеристика и особенности нейропсихологических синдромов, связанных с поражением подкорковых структур. Факторы, нарушение которых приводит к возникновению рассматриваемых синдромов.

Тема 15. Нейропсихологические синдромы, возникающие при поражениях разных уровней неспецифической системы мозга

Нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении нижних отделов ствола мозга. Нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении диэнцефальной области. Нейропсихологические синдромы, возникающие при поражении структур лимбической системы. Общие и специфические симптомы, входящие в перечисленные синдромы. Особенности, присущие поражению определенного уровня неспецифической системы мозга.

Тема 16. Нейропсихологические синдромы, возникающие при поражениях мозолистого тела

Синдром «расщепленного мозга». Нарушенные нейропсихологические факторы. Синдромы при парциальных поражениях мозолистого тела. Особенности парциальных синдромов, связанные с определенной локализацией поражения.

Тема 17. Особенности нейропсихологических синдромов, связанных с поражением глубинных полушарных подкорковых структур

Области поражения. Нарушенные факторы. Сходные и специфические симптомы, характерные для определенной локализации поражения.

Раздел V

ОСОБЕННОСТИ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СИНДРОМОВ, СВЯЗАННЫХ С РАЗЛИЧНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

Тема 18. Особенности нейропсихологических синдромов при поражениях сосудов головного мозга

Краткие сведения о кровоснабжении головного мозга. Основные сосудистые бассейны. Виды сосудистой патологии. Специфика нейропсихологических синдромов при поражениях сосудов головного мозга. Характеристика нейропсихологических синдромов, связанных с нарушениями кровообращения в бассейне передней мозговой артерии. Характеристика нейропсихологических синдромов, связанных с нарушениями кровообращения в бассейне средней мозговой артерии. Характеристика нейропсихологических синдромов, связанных с нарушениями кровообращения в бассейне задней мозговой артерии. Характеристика нейропсихологических синдромов, связанных с нарушениями кровообращения в бассейне внутренней сонной артерии. Характеристика нейропсихологических синдромов, связанных с нарушениями в вертебробазилярной системе. Латеральные различия рассматриваемых синдромов.

Тема 19. Особенности нейропсихологических синдромов при травматических поражениях головного мозга

Основные сведения о травматических поражениях головного мозга. Черепно-мозговая травма, ее классификации. Нарушения сознания после черепно-мозговой травмы. Периоды течения черепно-мозговой травмы. Особенности нейропсихологических синдромов в разные периоды черепно-мозговой травмы. Специфика нейропсихологических синдромов в зависимости от стороны травматического поражения мозга.

Раздел VI

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ КЛИНИЧЕСКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

Тема 20. Возможности использования нейропсихологического синдромного анализа при исследовании больных различных нозологий

Практическое значение клинической нейропсихологии. Синдромный анализ нарушений высших психических функций у лиц с функциональными и органическими нарушениями работы мозга. Возможности выявления дисфункций мозговых систем на этапе отсутствия клинических проявлений. Роль клинического нейропсихологического обследования для оценки состояния высших психических функций в процессе фармакологического лечебного воздействия на мозг или восстановления функций после направленного оперативного вмешательства.

Нейропсихология

Нейропсихология является одним из важнейших направлений клинической психологии. В.А. Кулганов дает следующее определение нейропсихологии - "раздел клинической психологии, изучающий мозговые механизмы психической деятельности человека психологическими методами для топической диагностики локальных поражений мозга" . Е.Д. Хомская наиболее полно дала определение нейропсихологии, освещая его с позиции следующих аспектов: как определение основных методологических и теоретических положений, предоставляющих информацию о понятиях высших психических функций и взаимоотношениях понятий "мозг и психика"; как определение общего методического подхода к нейропсихологическому решению проблемы "мозг и психика"; как определение места нейропсихологии с точки зрения других наук; как описание общей структуры нейропсихологических знаний; как определение взаимоотношений между нейропсихологической теорией и практикой .

Нейропсихология начала формироваться в 20-40-е годы прошлого столетия на основе исследований в области психологии, медицины, нейрофизиологии. Первые нейропсихологические исследования проводили Л.С. Выготский, А.Р. Лурия. Заслуга Л.С. Выготского и его роль для нейропсихологии заключаются в раскрытии им общепсихологических положений, среди которых особенно важны теория о развитии высших психических функций; о смысловом и системном строении сознания и т.д. Л.С. Выготский изучал системные нарушения психических процессов, возникающие в результате поражения отдельных участков коры головного мозга, их особенности у взрослых и детей. Совместно с А.Р. Лурия он пытался установить, какие более элементарные расстройства (в зрительном восприятии, в организации простых двигательных актов и т.д.) отмечаются при нарушении процессов речи, т.е. выяснить, имеется ли при патологии зависимость между простыми формами психических процессов и наиболее высокими уровнями организации психической деятельности. Исследования Л.С. Выготского позволили сформулировать принципы локализации ВПФ человека. Л.С. Выготский обосновал теорию о том, что мозг человека обладает новым принципом организации функций, раскрыл знаковую функцию сознания. В дальнейшем А.Р. Лурия продолжил теорию Л.С. Выготского, делая открытия, важные для нейропсихологических исследований. А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и др. разработали теоретические основы психологии, которые были положены в основу нейропсихологической теории мозговой организации высших психических функций. Значительный вклад в нейропсихологию внесли также и современные исследователи Л.С. Цветкова, Е.Д. Хомская и ряд других. Современная нейропсихология развивается в основном двумя путями :

1. Отечественная нейропсихология, возникшая на основе исследований Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, имеющая последователей в современной науке как в России, так и за рубежом (Англия, Финляндия, Франция, США и др.). К методологическим основам данного направления необходимо отнести следующие положения:

Материалистическая природа психических явлений;

Общественно-историческая обусловленность психики человека;

Роль социального фактора в процессе формирования психических функций;

Опосредованный характер психических процессов и ведущая роли речи в их организации;

Зависимость психических процессов от способов их формирования и др.

2. Западная нейропсихология, среди представителей которой следует назвать Д. Бенсон, О. Зангвилл, Р. Рейтан и др.

В настоящее время выделяется несколько самостоятельных направлений нейропсихологии, объединенных общими теоретическими представлениями и общей конечной задачей, которая заключается в изучении мозговых механизмов психических процессов :

1. Клиническая нейропсихология, изучающая нейропсихологические синдромы, которые возникают при поражении того или иного участка мозга. Объектом в ней является мозг больного, а предметом - причинно-следственные отношения между повреждением (опухолью, кровоизлиянием, травмой их локализацией, объемом) и происшедшими изменениями психических процессов. Важнейшей задачей клинической нейропсихологии является изучение нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга, и сравнение их с общей клинической картиной заболевания. Сущность исследований клинической нейропсихологии сводится к следующему: поражение определенной зоны мозга приводит к появлению первичных симптомов и вторичных, системных влияний этого дефекта на несколько функциональных систем или всю функциональную систему в целом. Совокупность первичных и вторичных нейропсихологических симптомов и составляет нейропсихологический синдром. К методам клинической нейропсихологии относят методы клинического (неаппаратурного) нейропсихологического исследования, которые были предложены А.Р. Лурия (так называемые "луриевские методы нейропсихологической диагностики"). Нейропсихологические исследования в рамках данного направления основываются на следующих научных представлениях:

Высшие психические функции - есть сложные функциональные системы, различные звенья которых связаны с всевозможными аспектами психической функции;

Учет нейропсихологических факторов как определенных структурно-функциональных единиц работы головного мозга, патологическое изменение которых лежит в основе нейропсихологических синдромов.

2. Реабилитационная нейропсихология, занимающаяся восстановлением утраченных высших психических функций, обучением и перестройкой нарушенных функциональных систем для выработки нового набора психологических средств нормального функционирования человека в бытовой, профессиональной и социальной сферах.

3. Детская нейропсихология, изучающая онтогенетически обусловленные изменения мозговой организации психических процессов. Предмет - закономерности становления отдельных психических функций в связи с неравномерным созреванием различных отделов мозга; особенности протекания патологических процессов у детей разного возраста; отличие психофизиологических проявлений при локальных поражениях мозга у детей и взрослых. Важной задачей является разработка специальных диагностических приемов и нормативных показателей, позволяющих дифференцировать соответствие развития ребенка его возрасту, готовности к школе, и эффективно строить лечебно-профилактическую и специализированную учебную деятельность.

4. Нейропсихология позднего возраста, исследующая закономерности функционирования мозга у людей позднего возраста.

В рамках нейропсихологии проводится анализ высших психических функций для исследования зрительных, слуховых, кожно-кинестетических, двигательных и других расстройств при локальных поражениях мозга. Также проводится исследование эмоционально - личностной сферы, описываются нейропсихологические синдромы . Это показывает, что нейропсихология является преимущественно диагностическим направлением. Задачи нейропсихологической диагностики заключаются в следующем :

1. Постановка топического диагноза (атипичного развития) мозговых структур.

2. Дифференциальная ранняя диагностика отдельных заболеваний ЦНС, дифференциация органических и психогенных нарушений психического функционирования.

3. Составление клинической картины и определение уровня нарушений психических функций: определение пораженного (несформированного) участка головного мозга, первичного дефекта и влияния на другие структуры и системы.

4. Выяснение причин и профилактика различных форм аномального функционирования: школьной неуспеваемости, дезадаптации и т. д.

5. Оценка динамики состояния психических функций и эффективности различных видов направленного лечебного или коррекционного воздействия: хирургического, фармакологического, психолого-педагогического, психотерапевтического и т.д.

6. Разработка стратегии и прогноза реабилитационных (коррекционных) мероприятий с учетом полученных диагностических данных, применение методов восстановительного (коррекционно-развивающего) обучения.

Таким образом, нейропсихология дает представление о том, какая взаимосвязь существует между психическими функциями и нарушениями мозга. Данные, полученные с помощью методов нейропсихологии, помогут наиболее эффективно подобрать методы коррекции и лечения больного человека.

На сегодняшний день существует две нейропсихологии - это теоретическая нейропсихология и нейропсихология клиническая. Основанием для такого разделения является своеобразие задач, которые они решают.

В теоретическом плане: предмет изучения - Мозговая организация психических функций (локализация ВПФ) и Изучение роли отдельных структурно-функциональных единиц мозга В Осуществлении различиях видов психической деятельности.

В практической сфере: вносит вклад в решение таких задач медицинской психологии, как Диагностика и реабилитация.

Специалисты по клинической нейропсихологии имеют своим объектом людей с ограничениями в функционировании нервной системы, в частности, в функционировании большого мозга. Эти ограничения могут быть обусловлены самыми разными причинами: опухоли, воспалительные процессы, черепно-мозговые травмы, дегенеративные и атрофические процессы, сосудистые патологии, нарушение биохимических процессов в тканях мозга и т. д. Кроме того, нейропсихологические исследования охватывают весь диапазон возрастов: это могут быть дети, подростки, люди зрелого возраста и люди в стадии инволюции (старения).

Предметом клинической нейропсихологии является комплекс признаков (синдром) нарушения психических функций, обязанный своим появлением локальной (местной) мозговой патологии.

Среди задач клинической нейропсихологии можно выделить следующие: диагностика, экспертиза, коррекция, восстановление, реабилитация. Рассмотрим подробнее эти задачи.

Диагностика локальных мозговых поражений не ограничивается нахождением топики (их пространственного расположения). На сегодняшний день клиники снабжены прекрасной аппаратурой, которая может лучше и точнее справиться с этим. Скорее отмечается обратный ход. Врачи в результате исследования дают заключение о поражении той или иной области коры. Дальше в работу вступает нейропсихолог. Следует помнить, что патология какой-либо мозговой зоны не приводит к полному выпадению психической функции, а только к ее дезинтеграции вследствие нарушения конкретного звена, обеспечивавшегося работой поврежденного отдела. Поэтому в структуре психической функции обязательно присутствуют не только поврежденные, но и сохранные звенья. Именно на заключении о том, какие звенья сохранны, будет проводиться дальнейшая восстановительная и коррекционная работа. Кроме того, поврежденное звено может входить в различные психологические функции, и, тем самым, нарушать их работу.

Врач обычно отмечает, что нарушены мышление, речь, интеллектуальные процессы и т. д., а указать на специфику этих нарушений, а, тем более, на глубину, степень дефицитарности (недостаточности) этих функций, - дело психолога. Кроме того, данных объективных клинический исследований может быть недостаточно для постановки диагноза, и в этом случае врач обращается к нейропсихологу, с просьбой уточнения диагноза.

В больнице находятся люди с различными нарушениями в функционировании нервной системы, и, несмотря на проведенное лечение, восстановление и коррекцию, остаются дефекты, из-за которых они уже не могут вернуться к прежней работе. Поэтому встает задача экспертизы. Необходимо определить тот набор деятельностей, который доступен человеку с определенными дефектами. Здесь следует быть очень внимательным, ведь человек - субъект трудовой деятельности, и без нее он не может нормально существовать. Если человек лишен возможности выполнять те функции, на которые он был способен до болезни, то у него понижается самооценка и в целом самоценность жизни (переживание человеком ценности своей жизни). Переоценка возможностей может вызвать тот же эффект, так как человек не будет справляться с некоторыми операциями.

Клиническая нейропсихология, главная задача которой состоит в изучении нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга, и сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания. Основными методами, используемыми в клинической нейропсихологии, являются методы клинического

(неаппаратурного) нейропсихологического исследования, разработанные А. Р. Лурия и известные у нас и за рубежом под названием «луриевские методы нейропсихологической диагностики».

  • < Назад
  • Вперёд >

В учебном пособии отражены основные разделы клинической нейропсихологии на современном этапе ее развития. В систематизированном виде представлены различные синдромы нарушения психических функций при опухолевой и сосудистой патологии мозга. Особое внимание уделено описанию вариантов расстройств психической деятельности, связанных с локализацией патологического процесса в левом или правом полушариях мозга. В учебном пособии “Клиническая нейропсихология” обоснована значимость нейропсихологического подхода в решении самого широкого круга диагностических задач в общем контексте медицинской психологии.

Для студентов и аспирантов, специализирующихся по медицинской психологии, и психологов, работающих в практическом здравоохранении.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПРИ ЛОКАЛЬНЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА


2. Нейропсихологические синдромы при поражении теменных долей мозга.
а) Синдром нарушения соматосенсорных афферентных синтезов.
б) Синдром нарушения пространственных синтезов.

5. Синдром поражения гипоталамо-диэнцефальной области мозга.

6. Синдром “расщепленного мозга” при поражении мозолистого тела

ГЛАВА 3. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИНДРОМЫ ПРИ СОСУДИСТЫХ ПОРАЖЕНИЯХ ГОЛОВНОГО МОЗГА

1. Общемозговые симптомы и их динамика при сосудистой патологии головного мозга
2. Нейропсихологические синдромы при артериальных аневризмах.
3. Нейропсихологические синдромы спазма сосудов головного мозга.
4. Нейропсихологические синдромы при артериовенозных аневризмах.
5. Нейропсихологические синдромы при окклюзирующих поражениях мозговых сосудов.

Нейропсихология – одна из областей психологического знания – решает как теоретические, так и практические задачи. В теоретическом плане её предметом является мозговая организация психических функций, изучение роли отдельных структурно-функциональных единиц мозга в осуществлении различиях видов психической деятельности. В практической сфере нейропсихология вносит свой вклад в решение таких задач медицинской психологии, как диагностика и реабилитация. Объединённые общим методическим подходом – методом синдромного анализа нарушения высших психических функций при различных формах мозговой недостаточности – теоретическая и клиническая составляющие нейропсихологии находятся в тесном и неразрывном единстве, изначальном и главном условии формирования и развития этой дисциплины.

Вместе с тем в настоящее время отчётливо формируется потребность практики (особенно практики подготовки и переподготовки специалистов) в более целенаправленном и акцентированном изложении диагностических возможностей нейропсихологии.

Современный этап развития нейропсихологии характеризуется её выходом в новые клинические области, обеспечиваемым, с одной стороны, достижениями в области нейрохирургии и неврологии, с другой – накопленными к настоящему времени данными об адекватности нейропсихологического подхода применительно к различным психическим заболеваниям (деменции позднего возраста, шизофрения, эпилепсия, алкоголизм, задержки психического развития) и даже к оценке функционального состояния мозга здоровых людей в особых иди экстремальных условиях жизни и деятельности (адаптация к новым средовым факторам, спорт, левшество, билингвизм, стрессовые воздействия и т.п.).

Дисфункции или функциональные перестройки в мозговой организации психических процессов, выявляемые при этом, могут быть результатом изменений деятельности мозга не на структурном, а на нейрофизиологическом, нейрональном или биохимическом уровнях обеспечения деятельности мозга. При этом самостоятельное значение приобретают не только и не столько задачи установления топического диагноза, сколько возможности выявления сохранных и нарушенных звеньев в психической деятельности и описание структуры её изменений на основе факторов, формирующих синдром. Получаемые при этом данные обеспечивают совершенствование дифференциальной диагностики и дают возможность оценки течения болезни (в том числе и в процессе фармакологического воздействия) и прогноза. Последнее обстоятельство представляется весьма важным для профилактических, коррекционных и реабилитационных мероприятий.