Пятна

Психофизиологические основы безопасности. Качества личности, обуславливающие психологическую безопасность Психофизиологические аспекты организации охраны труда

Психология безопасности рассматривает применение психологических знаний для обеспечения безопасности труда человека. Практика свидетельствует, что 60-90% аварийности и травматизма зависит нс от инженерно-конструкторские ошибок, а от организационно-психологических факторов.

СТРУКТУРА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния.

Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Они обеспечивают формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы - ощущения, восприятия, память и др. Психические состояния человека выполняют функцию активного взаимодействия человека с внешней средой в конкретной ситуации. Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером и могут оказывать положительное или отрицательное влияние на трудовую деятельность и безопасность производственного процесса.

Психические свойства - это качества личности: характер, темперамент. Среди качеств личности выделяют интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые. Качества личности устойчивы и постоянны.

Память - это свойство запоминания, сохранения и последующего воспроизведения человеком информации.

Запоминание тесно связано с забыванием. Психологами установлено, что в среднем за первые 9 часов информация, которую помнит человек, уменьшается на 65%. Следовательно, для того чтобы восполнить утраченную информацию, необходимо проводить обучение, инструктажи и т. д.

Внимание - это направленность сознания человека на определенные объекты, имеющие в данной ситуации существенное значение, а также сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень умственной или двигательной активности.

В безопасности труда для привлечения внимания человека к опасностям используются звуковые, зрительные и световые средства. Визуальная информация по безопасности представлена в виде плакатов, надписей, знаков, световых сигналов, различной окраски опасных объектов и др.

Восприятие - это отражение в сознании человека предметов паи явлений при их воздействии на органы чувств.

Для восприятия используется информация от нескольких видов анализаторов - зрительного, слухового, тактильного. Качественное восприятие информационных средств зависит от актуальности и новизны информации, эмоциональности воздействия, краткости сообщений и т.д.

Мышление - это процесс познания действительности, характеризующийся обобщением.

В процессе мышления осуществляется выбор решения, которое реализуется в последующих действиях человека. Ошибочный выбор решения связан со следующими причинами: неверная оценка ситуации, недостаточность опыта и ошибочное осмысление полученной информации.

Основными психическими свойствами, влияющими на безопасность человека, являются характер и темперамент.

Характер отражает совокупность индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в типичных для конкретной личности действиях при определенных обстоятельствах и его отношении к этим обстоятельствам. Характер должен учитываться при профессиональном отборе. Структура характера определяется психологами посредством специальных психологических тестов. Темперамент - это характеристика динамических психолог ических особенностей - интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. По темпераменту люди подразделяются на холериков, меланхоликов, флегматиков и сангвиников. При неблагоприятных обстоятельствах меланхолик чаще становится жертвой, чем холерик или сангвиник.

Исходя из проблем психологии безопасности труда, целесообразно выделять производственные психические состояния и особые психические состояния.

Среди психологических факторов, влияющих на безопасность деятельности, выделяют факторы, устойчиво или временно повышающие индивидуальную подверженность опасности. Из факторов устойчивых определяющими являются особенности темперамента, функциональные изменения в организме, дефекты органов чувств, неудовлетворенность данным видом деятельности, профессиональная непригодность. Факторами, временно повышающими подверженность опасности, являются неопытность, неосторожность, утомление.

В процессе деятельности организм постоянно стремится приспособиться к изменяющимся условиям. При этом возникает состояние психической напряженности т.с. стресс.

Стресс является необходимой и полезной реакцией организма на резкое увеличение внешней нагрузки. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но «механизмом», содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.

Однако между уровнем стресса и вытекающей из него активацией нервной системы и результативностью трудовой деятельности нет пропорциональной зависимости . По мере возрастания эмоционального напряжения работоспособность и возможности человека повышаются по сравнению со спокойным состоянием, доходят до максимума, а затем начинают падать.

Базируются на физиологии и психологии человека. Психофизиология безопасности труда основывается на таких науках, как физиология труда, инженерная психология, эргономика и другое. Психология безопасности рассматривает применение психологических знаний для обеспечения безопасности труда человека. Проблемы безопасности и травматизма на современных производствах невозможно решить только инженерными методами. Практика свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма (от 60-90% случаев) в зависимости от вида трудовой деятельности. Часто лежат не инженерно-конструкторские ошибки, а организационно психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка специалиста на соблюдение требований безопасности, допуск к опасным видам работ неподготовленных лиц, утомляемость людей, неудовлетворительное психическое состояние человека.

Авторы первых работ по психологии труда разделяли идеи Анри Сен-Симон в том, что на смену «руководству людьми» придет «управление вещами» и были убежденны, что любой конфликт можно разрешить путем рациональной организации труда и высоких заработков. Такой подход прослеживается в работах американского ученого Ф.Тейлора, которого считаю основателем школы «научной организации труда». Ф.Тейлор провел ряд исследований организации труда и видел свою задачу в том, чтобы применить к изучению организации производства методы естественных наук. Его основополагающими принципами были экономия усилий (исключение из них движений) и специализация функций. Последователи Тейлора и его ученики Ф.Б.Джилберт и М.Л.Кук перенесли его методы в сферу администрирования.

Психические процессы.

Структура психической деятельности человека.

1 Психические процессы 2 Психические свойства 3 Психические состояния

1. Психические процессы составляют основы психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Они обеспечивают формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы. Психические процессы, определяющие безопасность человека: память (свойство запоминания, сохранения и последующего воспроизведения человеком информации; запоминание тесно связанно с запоминаниями. Психологами установлено, что в среднем за первые девять часов информация, которую помнит человек уменьшается на 65%, следовательно для того, чтобы восполнить утраченную информацию необходимо проходить инструктажи, обучение и другое), внимание (направленность сознания человека на определенные объекты, имеющие в данной ситуации существенное значение, а также сосредоточение сознания предполагающее повышенный уровень умственной или двигательной активности. Безопасностью труда для привлечения внимания человека к опасностям используют различные средства: звуковые, зрительные, световые. Визуальная информация по безопасности представлена в виде плакатов, надписей, знаков, световых сигналов, различных видов окраски опасных объектов и другое.), восприятие (отражение в сознании человека предметов или явлений, при их воздействие на органы чувств. Для восприятия используется информация от нескольких видов анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). Исследованиями установлено, что качественное восприятие информационных средств по безопасности труда должно соответствовать определенным правилам: в частности должны обеспечиваться актуальность и новизна информации, эмоциональность воздействия, краткость сообщений и другое), мышление (процесс познания действительности, характеризующийся обобщением. В процессе мышления осуществляется выбор решения, которое реализуется в последующих действиях человека. Ошибочный выбор решения связан с следующими причинами: неверная оценка ситуации, недостаточность опыта и ошибочное осмысление полученной информации. Ошибочное решение может привести к авариям, травмам, несчастным случаем).

Важную роль в обеспечении безопасности человека играет его характер, под которым понимается совокупность индивидуально-психологических свойств, проявляющихся в типичных для данной личности способах действия при определенных обстоятельствах, а также своеобразным отношением личности к этим обстоятельствам.

Представляют интерес следующие фак­торы: робость-смелость, нерешительность-решительность, ригид­ность-пластичность. Эти факторы тесно связаны с эмоционально-во­левой сферой. Характер учитывает­ся при профориентации и профотборе.

Определенное отношение к безопасной деятельности имеет тем­перамент. Соглас­но общепринятой дифференциации по темпераменту выделяются хо­лерики, меланхолики, флегматики и сангвиники.

Сангвиник - человек уравновешенный, активный, подвижный, легко переживающий неприятности и неудачи, практичный.

Флегматик - человек с замедленными реакциями, невозмутимый, постоянный в своих чувствах, размеренный в действиях и речи.

Холерик - возбудимый, порывистый, несдержанный в эмоциях, с частыми сменами настроения, быстро говорящий человек.

Меланхолик - человек со слабым типом нервной системы, очень впечатлительный, обидчивый, глубоко все переживающий, но способ­ный тонко чувствовать и воспринимать больше информации, чем дру­гие, отчего он быстрее устает.

В отличие от социально приоб­ретенного характера, темперамент обусловлен генетически.

Чем человек старше, тем в большей степени формирование харак­тера зависит от него самого.

На безопасность влияют психологические свойства, объединяемые понятием фобия (от греч.phobos - страх, боязнь), в частности:

агорафобия - боязнь открытого пространства и скопления людей;

акрофобия - страх высоты;

клаустрофобия - боязнь закрытых, тесных пространств;

пантофобия - боязнь всего вокруг, всего, что может произойти;

псевдофобия - боязнь, вызванная когда-то пережитыми события­ми; страх перед машинами после пережитой автокатастрофы, аварии; остающийся страх после несчастных случаев и др.

2. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Психическое состояние человека - это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, вы­полняющая функцию активного взаимодействия человека (как обла­дателя психики) с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией.

Психические состояния отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в кон­кретный момент и могут положительно или отрицательно сказывать­ся на течении всех психических процессов.

В процессе деятельности реакция организма на внешние воздей­ствия не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опас­ности. При этом возникает состояние психической напряженности, которое канадский физиолог Г. Селье (1936) назвал стрессом.

Стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме как не­обходимая и полезная реакция организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Он состоит в целом ряде физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных дейст­вий. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содей­ствующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудно­стей и опасностей.

Было доказано, что с ростом активации нервной системы до определенного уровня продуктивность поведения повышается, тогда как с дальнейшим ростом активации она начинает падать.

Это значит, что стресс оказывает положительное влия­ние на результаты труда (мобилизует организм и способствует преодолению возникших в труде препятствий) лишь до тех пор, пока он не превысил определенного критического уровня. При превышении же этого уровня в организме развивается так называемый процесс гипер­мобилизации, который влечет за собой нарушение механизмов само­регуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до ее срыва. Поэтому стресс, превышающий критический уровень, иногда назы­вают дистрессом.

Итак, пока стресс, вызванный усложнением условий труда, не пре­вышает определенного уровня, он способствует преодолению трудно­стей. Однако все это достигается за счет мобилизации ресурсов организ­ма, и те виды трудовой деятельности, где необходимость в подобной мо­билизации возникает довольно часто, отрицательно сказываются на здоровье занятых в них людей. Нельзя до­пускать, чтобы на работе возникали длительные экстремальные си­туации: с ними можно смириться лишь как с исключительными слу­чаями.

Выделяют шесть групп производственных стрес­соров:

1) интенсивность работы;

2) давление фактора времени (штурмовщина, срочная аккордная работа ит.п.);

3) изолированность рабочих мест и недостаточные межличност­ные контакты между рабочими (операторы современного предпри­ятия часто удалены один от другого, находятся в изолированных по­мещениях);

4) однообразная и монотонная работа (на конвейере, у приборных пультов);

5) недостаточная двигательная активность (многие часы оператор находится в состоянии готовности к действию, тогда как необходи­мость действия возникает редко);

6) различные внешние воздействия (шумы, вибрации, высокие температуры ит. п.).

Таким образом, гипермобилизация организма приводит к чрез­мерным формам психического состояния, которые называются ди­стрессом или запредельными формами.

Можно выделить два типа запредельного психического напряже­ния - тормозной и возбудимый.

Тормозной тип характеризуется скованностью и замедленностью движений. Специалист не способен с прежней ловкостью производить профессиональные действия. Снижается скорость ответных реакций. Замедляется мыслительный процесс, ухудшается воспоминание, про­является рассеянность и другие отрицательные признаки, не свойст­венные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. Операторы совершают многочисленные, не диктуемые конкретной потребностью действия. Они проверяют со­стояния приборов, поправляют одежду, растирают руки, в общении с окружающими они обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, не свойственную им резкость, грубость, обидчивость.

Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления.

К психическим состояниям человека относят, главным образом, утомление, психическую напряженность, стресс, дистресс и особые состояния.

Утомление - это временное состояние органов или целого орга­низма, характеризующееся снижением работоспособности в резуль­тате длительной или чрезмерной нагрузки. Различают физическое и психическое утомление.

Крайней формой утомления служит тяжелое утомление, грани­чащее с патологическими формами реакций на стимулы. При тяжелом утомлении человек совершает ошибочные действия, которые могут при­вести к несчастным случаям.

К наиболее распространенным психическим состояниям человека, приводящим к несчастным случаям, относят психическую напряжен­ность , то есть состояние повышенной психофизиологической активно­сти, и неадаптивность , вызванные экстремальными для данной лично­сти факторами и предвосхищением неблагоприятных для нее ситуаций. Длительная психическая напряженность может привести к стрессам.

Рассмотрим психические состояния по уровню напряжения , так как именно этот признак наиболее существен с точки зрения влияния состояния на эффективность и безопасность деятельности.

Умеренное напряжение - нормальное рабочее состояние. Это состояние психической активности - необходимое условие успешно­го выполнения действий. Оно сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочув­ствии, стабильном и уверенном выполнении действий. Умеренное на­пряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Деятельность в оптимальном режиме характеризуется высокой надежностью и оптимальной эффективностью.

Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекаю­щую в экстремальных условиях. Экстремальный режим - это работа в услови­ях, выходящих за пределы оптимума. К неблагоприятным факторам, повышающим напряжение, относятся:

1) физиологический дискомфорт, то есть несоответствие условий обитания нормативным требованиям;

2) биологический страх;

3) дефицит времени на обслуживание;

4) повышенная трудность задачи;

5) повышенная значимость ошибочных действий;

6) наличие релевантных помех;

7) неуспех вследствие объективных обстоятельств;

8) дефицит информации для принятия решения;

9) недогрузка информацией (сенсорная депривация);

10) перегрузка информацией;

11) конфликтные условия, то есть условия, при которых выполне­ние одного из них требует осуществления действий, противоречащих выполнению другого условия.

Напряжения могут быть классифицированы в соответствии с теми психическими функциями, которые преимущественно вовлечены в профессиональную деятельность и изменения которых наиболее вы­ражены в неблагоприятных условиях. К ним относятся:интеллектуальное напряжение, сенсорное напряжение, монотония, политония, физическое напряжение, эмоциональное напряжение, напряжение ожидания, мотивационное напряжение, утомление.

К психическим состояниям относится мотивация , которая очень тесно соприкасается с эмоционально-волевой сферой. Под мотивацией понимается совокупность желаний, устремлений, побуждений, моти­вов, установок и других побудительных сил личности. Мотивационная сфера имеет определенную структуру в виде иерархии мотивов. Одним из важных мотивов является обеспечение безопасности. Неразвитость или ослабление это­го мотива может вовлечь человека в травмогенную ситуацию.

Основные элементы теории мотивации психологии безопасности труда следующие: структура, сила мотивации, конфликт мотивов, уси­ление мотивов и др.

Т. Томашевский установил следующую пятизвенную мотивационную структуру: выгода, безопасность, удобства, удовлетворенность и нивелирование.

А. Маслоу предложил другую мотивационную структуру поведения: биологические мотивы, безопасность, привязанность и ласка, оценка и признание, актуализация творческих потенций.

В обеих структурах на втором месте находится мотив безопасности, что говорит о его важности.

Связь силы мотивов и трудности жизненных задач можно пред­ставить такой концептуальной альтернативной схемой: либо стрем­ление к успеху, например к заработку, либо избегание неудач и не­счастий, например травм.

Усиление мотивов установил Дж. Халл, связавший его с «гради­ентом цели», означающим, что с приближением к цели сила мотива увеличивается. Например, градиент выгоды зачастую оказывается больше градиента опасности при завершении работ.

Мотивация связана с другим базовым понятием безопасности дея­тельности - риском, который означает либо действие, сопряженное с опасностью, либо действие в условиях неопределенности. Причинами рискованного поведения считаются выгода и опасность проигрыша.

Укажем на одну закономерность мотивации, которую исследовал американский психолог Дж. Аткинсон (1957). Он изучал, как влияет трудность задания на силу мотивации к его выполнению. Исследова­ние показало, что при выполнении простейших заданий, где вероят­ность успеха была близка к единице, мотивация была близка к нулю.

Мотивация падала до нуля и при выполнении особо трудных зада­ний, где вероятность достижения цели была очень мала и надежд на успех почти не было. Наибольшая мотивация, как показали опыты Дж. Аткинсона, возникала к выполнению действий средней трудно­сти, когда имелось достаточно надежд на успех, но присутствовали и трудности, делающие такой успех привлекательным.

В том же исследовании было пока­зано, что характер связи между труд­ностью действия и силой мотива к его выполнению зависит от индиви­дуальных особенностей людей и, в ча­стности, от свойств нервной системы. Так, испытуемые, отличающиеся более слабой нервной системой, как прави­ло, были сильнее мотивированы на вы­полнение более простых действий, чем остальные. У таких людей максимум мотивации проявлялся в зада­чах где имелось больше надежды на успех. Испытуемые, отличающиеся бо­лее сильной нервной системой, напротив, стремились к выполнению действий такой степени трудности, которая превышала среднюю.

В этих опытах обнаружилась и такая любопытная связь: испытуе­мые более слабого типа, наряду с более простыми задачами, нередко предпочитали и задачи очень высокой сложности. Такой, казалось бы, неожиданный факт объясняется следующим образом. Люди подобной категории весьма чувствительны к оценке их личностных качеств в об­щественном мнении, к угрозе их репутации. Если выбирается очень сложная задача и не удается ее решить, то такая неудача их репутации не грозит. Нерешение же задачи средней сложности, а тем более про­стой, уже может служить свидетельством недостатка их индивидуаль­ных качеств. Боязнь проявления такой несостоятельности и толкает ино­гда данную категорию людей на выбор задач особо высокой сложности.

3. ОСОБЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ

Наряду с утомлением и стрессом ученые выделяют особые психические состояния , включая пароксизмальные расстрой­ства сознания, изменения настроения; состояния, связанные с прие­мом психотропных средств (стимуляторов, транквилизаторов, алко­гольных напитков ит.д.).

Пароксизмальные состояния характеризуются утратой сознания от нескольких секунд до нескольких минут, например абсанс. Причи­нами таких состояний служат заболевания, монотонный труд, работа в ночное время. Пароксизмальные перерывы в операторской деятельности могут быть причиной губительных последствий, особенно для водителей ав­тотранспорта, верхолазов, монтажников, строителей, работающих на высоте. Современные средства психофизиологических исследований позволяют выявлять лиц со скрытой наклонностью к пароксизмальным состояниям.

Практический опыт свидетельствует, что прием легких стимуля­торов (чая, кофе) помогает в борьбе с сонливостью и может способ­ствовать повышению работоспособности на короткий период. Упо­требление транквилизаторов - препаратов, смягчающих психоэмо­циональные стрессовые состояния (эмоциотропные адаптогены - седуксен, элениум), представляет особую проблему. Оказывая выра­женное успокоение и предупреждая развитие неврозов, эти препа­раты могут снизить психическую активность, замедлить реакции, вы­зывать апатию и сонливость.

К числу постоянных факторов, повышающих индивидуальную подверженность опасности и совершению ошибок, относится упот­ребление спиртных напитков. Даже незначительное употребление алкоголя увеличивает вероятность несчастных случаев в силу того, что алкоголь влияет на деятельность нервной системы и на поведение человека. Какова бы ни была степень опья­нения, любое, даже незначительное употребление алкоголя повы­шает подверженность опасности. С позиции безопасности труда особое значение имеет посталкогольная астения (похмелье). Развиваясь в дни после употребления алкоголя, она не только снижает работоспособность человека, но и ве­дет к заторможенности и к снижению осторожности.

Не менее опасны аффективные состояния (аффект - взрыв эмо­ций), возникающие вследствие обид, оскорблений, профессиональ­ных неудач и бытовых конфликтов. В состоянии аффекта у человека развивается психогенное (эмоциональное) сужение объема сознания. При этом наблюдаются резкие движения, агрессивные и разрушитель­ные действия. Лица, склонные к аффективным состояниям, относятся к катего­рии с повышенным риском травматизации и не должны допускаться к ответственным работам.

На ситуацию, воспринимаемую в качестве обидной, возможны сле­дующие реакции.

1. Конфликт - реакция, возникающая, когда человеку приходится выбирать между двумя потребностями, которые действуют одновре­менно. Такая ситуация часто возникает в области безопасности, когда необходимо считаться либо с потребностями производства, либо со сво­ей безопасностью.

2. Поведение срыва - при повторяющихся неудачах или в чрезвы­чайной ситуации человек может в некотором смысле отказаться от своих целей. Он доходит до отрицания некоторых внутренних и внеш­них потребностей. В этом случае у него также будут проявляться ре­акции, похожие на смирение, пассивность, апатию, а в некоторых случаях на срыв.

3. Тревога (тревожное ожидание) - эмоциональная реакция на опасность. Человек с трудом способен определить объект или причи­ны своего состояния. Лицо, находящееся в состоянии беспокойства, гораздо больше предрасположено к совершению ошибки или опас­ного поступка.

4. Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологиче­скому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Функциональ­но страх служит предупреждением о предстоящей опасности, побуж­дает искать пути ее избегания.

Страх варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опа­сения, боязнь, испуг, ужас).

Испуг - безусловно-рефлекторный «внезапный страх». Боязнь, напротив, всегда связана с осознанием опасности, возникает медлен­нее и дольше продолжается. Ужас - наиболее сильная степень эф­фекта страха и подавления страхом рассудка.

Паника - одна из форм страха. В этом случае страх до­стигает силы аффекта и способен навязывать стереотип поведения (бег­ство, оцепенение, защитная агрессия).

Рассматривая влияние панического состояния на движения чело­века, следует выделить следующие наиболее возможные ошибки:

1) действие не совершается, то есть паническое состояние приво­дит к полной закостенелости поступков; в обиходе о подобных случа­ях говорят: «он оцепенел», «остолбенел» от ужаса (либо от неожидан­ности);

2) в автоматически выполняемой последовательности поступков возникает пробел, а человек совершает движения, лишние в данной ситуации;

3) реакция на панику выражается в виде инстинктивных защит­ных движений, которые, однако, не соответствуют объективным тре­бованиям защиты;

4) человек продолжает выполнять автоматические действия без ка­ких-либо изменений, вместо того, чтобы прекратить или изменить их.

Поведение больших масс людей, особенно в условиях паники, име­ет свои законы и отличается от поведения одного человека. Основны­ми механизмами формирования толпы и развития ее специфических качеств является циркуляционная реакция - нарастающее обоюдо-направленное эмоциональное заражение, а также слухи.

Отсутствие ясных целей и структуры порождают практически наи­более важное свойство толпы - ее легкую превращаемость из одного вида поведения в другой (любопытство, экспрессия, агрессивные дей­ствия и др.). Такие превращения происходят спонтанно и в условиях чрезвычайных ситуаций (пожар, кораблекрушение и пр.). В такой обстановке весьма опасна толпа, зараженная массовой паникой и труд­но поддающаяся управлению.

Массовая паника - один из видов поведения толпы. Психологи­чески характеризуется состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающего в процессе взаимного заражения и блокирующего способность рациональной оценки об­становки, мобилизацию волевых ресурсов и организацию совмест­ного противодействия. Взаимодействующая группа людей тем легче вырождается в паническую толпу, чем менее ясны или субъективно значимы общие цели, чем ниже сплоченность группы и авторитет ее лидеров.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Человек нарушает требования безопасности по следующим при­чинам: 1) по незнанию этих требований;

2) по нежеланию выполнять известные ему требования безопасности;

3) в связи с неумением вы­полнить требования;

4) в связи с невозможностью выполнить требо­вания (по причинам, не зависящим от человека).

В психологической классификации причин возникновения опас­ных ситуаций и несчастных случаев выделяют три класса в соответст­вии с функциональными частями действий человека.

Нарушение мотивационной части действий проявляется в нежела­нии выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, скло­нен к риску, отрицательно относится к трудовым или техническим рег-ламентациям, безопасный труд не стимулируется ит.п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольного опьянения).

Нарушение ориентировочной части действий проявляется в незна­нии правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения.

Нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм ит.д.), вследствие несоот­ветствия психических и физических возможностей человека требова­ниям работы.

Эта классификация предоставляет реальную возможность в соот­ветствии с каждой группой причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев назначить группу профилактических мероприя­тий в каждой части:

пропаганду и воспитание - для мотивационной части;

обучение, отработку навыков - для ориентировочной;

профот­бор, медицинское обследование - для исполнительной.

Обучение безопасному поведению происходит в форме передачи опыта, состоящего из знаний, умений и навыков.

Формирование навыка как элемента когнитивно-ориентировоч­ной части деятельности проходит в 4этапа:

1) ознакомительный,

2) подготовительный (аналитический),

3) стандартизирующий (син­тетический),

4) варьирующий (ситуативный).

На ознакомительном этапе происходит осмысление действий; на подготовительном - соз­нательное, но неумелое их выполнение; на синтетическом - автома­тизация действий и на ситуативном - пластичное приспособление действий к изменяющимся условиям.

Наибольшее число несчастных случаев отмечено на подготовитель­ном этапе. На синтетическом этапе происходит вторичный скачок числа несчастных случаев из-за излишней адаптации.

Таким образом, с учетом упражняемости можно выделить взамен указанных выше четырех этапов обучения три следующих:

1) перво­начальное овладение действиями,

2) уточнение и объединение дейст­вий и

3) закрепление действий вплоть до автоматизации.

Чтобы система «человек-производственная среда» функциониро­вала эффективно и не наносила ущерба здоровью человека, необходи­мо обеспечить совместимость характеристик среды и человека.

Психические свойства человека, влияющие на безопасность

Психология - это наука о психическом отражении действительности в процессе деятельности человека. В психологии выделяется несколько отраслей, в том числе психология труда, инженерная психология, психология безопасности. Объектом психологии безопасности как науки являются психологические аспекты деятельности. Предметом психологии безопасности являются психические процессы, состояние и свойства человека, влияющие на условия безопасности.

Психические процессы составляют основу психической деятельности и являются динамическим отражением действительности. Без них невозможно формирование знаний и приобретение жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы (ощущения, восприятия, память и др.). Психическое состояние человека - это относительно устойчивая структурная организация всех компонентов психики, выполняющая функцию активного взаимодействия человека с внешней средой, представленной в данный момент конкретной ситуацией. Психические состояния человека отличаются разнообразием и временным характером, определяют особенности психической деятельности в конкретный момент и могут положительно или отрицательно сказываться на течении всех психических процессов. В процессе деятельности реакция организма на внешние изменения не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности.

Стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме как необходимая и полезная реакция организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Он состоит в целом ряде физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных действий. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей.

Стресс оказывает положительное влияние на результаты труда лишь до тех пор, пока он не превысил определенного критического уровня. При превышении же этого уровня в организме развивается так называемый процесс гипермобилизации, который влечет за собой нарушение механизмов саморегуляции и ухудшение результатов деятельности, вплоть до ее срыва. Гипермобилизация организма приводит к чрезмерным формам психического состояния, которые называются дистрессом или запредельными формами. Можно выделить два типа запредельного психического напряжения - тормозной и возбудимый.

Тормозной тип характеризуется скованностью и замедленностью движений. Специалист не способен с прежней ловкостью производить профессиональные действия. Снижается скорость ответных реакций. Замедляется мыслительный процесс, ухудшается воспоминание, проявляются рассеянность и другие отрицательные признаки, несвойственные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. Операторы совершают многочисленные, не диктуемые конкретной потребностью действия. Они проверяют состояние приборов, поправляют одежду, растирают руки, в общении с окружающими они обнаруживают раздражительность, вспыльчивость, несвойственную им резкость, грубость, обидчивость. Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления.

Умеренное напряжение - нормальное рабочее состояние, возникающее под мобилизирующим влиянием трудовой деятельности. Это состояние психической активности является необходимым условием успешного выполнения действий и сопровождается умеренным изменением физиологических реакций организма, проявляется в хорошем самочувствии, стабильном и уверенном выполнении действий. Умеренное напряжение соответствует работе в оптимальном режиме. Оптимальный режим работы осуществляется в комфортных условиях, нормальной работе технических устройств. В оптимальных условиях промежуточные и конечные цели труда достигаются при невысоких нервно-психических затратах. Обычно здесь имеют место длительное сохранение работоспособности, отсутствие грубых нарушений, ошибочных действий, отказов, срывов и других аномалий.

Повышенное напряжение сопровождает деятельность, протекающую в экстремальных условиях, требующих от работающего максимального напряжения физиологических и психических функций, резко выходящего за пределы физиологической нормы.

Экстремальный режим - это работы в условиях, выходящих за пределы оптимума. Отклонения от оптимальных условий деятельности требуют повышенного волевого усилия или, иначе говоря, вызывают напряжение.

Монотония - напряжение, вызванное однообразием выполняемых действий, невозможностью переключения внимания, повышенными требованиями как к концентрации, так и к устойчивости внимания.

Политония - напряжение, вызванное необходимостью переключений внимания, частых и в неожиданных направлениях.

Физическое напряжение - напряжение организма, вызванное повышенной нагрузкой на двигательный аппарат человека.

Эмоциональное напряжение - напряжение, вызванное конфликтными условиями, повышенной вероятностью возникновения аварийной ситуации, неожиданностью либо длительным напряжением различных видов.

Напряжение ожидания - напряжение, вызванное необходимостью поддержания готовности рабочих функций в условиях отсутствия деятельности.

Мотивационное напряжение связано с борьбой мотивов, с выбором критериев для принятия решения.

Утомление - напряжение, связанное с временным снижением работоспособности, вызванное длительной работой.

Чрезмерные или запредельные формы психического напряжения

Чрезмерные формы психического напряжения часто называют запредельными. Они вызывают дезинтеграцию психической деятельности различной напряженности, что в первую очередь ведет к снижению индивидуального, свойственного человеку уровня психической работоспособности. В более выраженных формах психического напряжения утрачиваются живость и координация действий, могут проявляться непродуктивные формы поведения и другие отрицательные явления. В зависимости от преобладания возбудительного или тормозного процесса можно выделить два типа запредельного психического напряжения - тормозной и возбудимый.

Организация контроля за психическим состоянием работников необходима в связи с возможностью появления у специалистов особых психических состояний, который не являются постоянным свойством личности, но, возникая спонтанно или под влиянием внешних факторов, существенно изменяют работоспособность человека. Среди особых психических состояний необходимо выделить пароксизмальные (бурная эмоция) расстройства сознания, психогенные изменения настроения и состояния, связанные с приемом психически активных средств (стимуляторов, транквилизаторов), психотропных средств, уменьшающих чувства напряжения, тревоги, страха, алкогольных напитков.

Пароксизмальные состояния - группа расстройств различного происхождения (органические заболевания головного мозга, эпилепсия, обмороки), характеризующиеся кратковременной утратой сознания. При выраженных формах наблюдается падение человека, судорожные движения тела и конечностей. Современные средства психофизиологических исследований позволяют выявлять лиц со скрытой наклонностью к пароксизмальным состояниям.

Психогенные изменения и аффективные состояния (кратковременная бурная эмоция - гнев, ужас) возникают под влиянием психических воздействий. Снижение настроения и апатия могут длиться от нескольких часов до двух месяцев. Снижение настроения наблюдается при гибели близких людей, после конфликтных ситуаций. При этом появляются безразличие, вялость, общая скованность, заторможенность, затруднение переключения внимания, замедление темпа мышления. Снижение настроения сопровождается ухудшением самоконтроля и может стать причиной производственного травматизма. Под влиянием обиды, оскорбления, производственных неудач могут развиваться аффективные состояния (аффект - взрыв эмоций). В состоянии аффекта у человека наблюдается эмоциональное сужение объема сознания. При этом наблюдаются резкие движения, агрессивные и разрушительные действия. Лица, склонные к аффективным состояниям, относятся к категории лиц с повышенным риском травматизма, их не должны назначать на должности с высокойответственностью.

На ситуацию, воспринимаемую в качестве обидной, возможны следующие реакции:

конфликты - реакция, возникающая, если человеку приходится выбирать между двумя потребностями, которые действуют одновременно. Такая ситуация возникает, когда необходимо считаться либо с потребностями производства, либо со своей безопасностью;

неудовлетворенность - вид реакции, проявляющийся в виде состояния упадка агрессивности, жестокости, а иногда смирения. Например, человек болезненно пытающийся привлечь к себе внимание каким-либо способом, сопротивляется любой форме подчинения или совершает умышленные поступки, чтобы бросить вызов своему руководителю либо заслужить чье - либо одобрение;

поведение срыва - при повторяющихся неудачах или при чрезвычайной ситуации человек может в некотором смысле отказаться от своих целей. Он доходит до отрицания некоторых внутренних и внешних потребностей. В этом случае у него будут проявляться реакции, похожие на смирение, пассивность;

тревога (тревожное ожидание) - это эмоциональная реакция на опасность. Человек с трудом может определить объект или причины своего состояния. Лицо, находящееся в состоянии беспокойства, гораздо больше предрасположено к совершению ошибки или опасного поступка. Функциональная тревога может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами; преувеличения их угрожающего характера. Поведенческое проявление тревоги заключается в общей дезорганизации деятельности, нарушающей ее направленность;

страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности, побуждает искать путь ее избежание. Страх варьирует в достаточно большом диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас). Страх может быть временным или же, наоборот, является чертой характера человека. Страх может быть адекватным и неадекватным степени опасности (последнее - свойство трусости и робости);

испуг - безусловно рефлекторный «внезапный страх». Боязнь, напротив, всегда связана с осознанием опасности, возникает медленнее и дольше продолжается. Ужас - наиболее сильная степень проявления эффекта страха и подавления страхом рассудка.

Осознание опасности может вызывать различные формы эмоциональных решений. Первая их форма - реакция страха – проявляется в оцепенении, дрожи, нецелесообразных поступках. Эта форма реакции на опасность отрицательно сказываются на деятельности.

Нерезко выраженный страх может тонизировать кору головного мозга и в сочетании с процессами мышления проявляться как разумный страх в виде опасения, осторожности, осмотрительности.

Паника - следующая форма страха. Она также отрицательно сказывается на деятельности человека. В этом случае страх достигает силы аффекта и способен навязывать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная реакция).

Перечисленные факторы постоянно или временно повышают возможность появления опасной ситуации или несчастных случаев, но это, однако, не означает, что их воздействие всегда ведет к созданию опасной ситуации или к несчастному случаю. Иначе говоря, их не следует однозначно рассматривать в качестве причин, непосредственно вызывающих опасность.

Влияние алкоголя на безопасность труда

Злоупотребление алкоголем является частой причиной несчастных случаев на производстве. По данным Всемирной организации здравоохранения, до 30% травм, полученных на производстве, связано с употреблением алкоголя. Существуют определенные группы людей, наиболее подверженные производственному травматизму. Основными причинами возникновения несчастных случаев являются, прежде всего, несоблюдение правил безопасности труда и нарушения состояния здоровья, например переутомление, алкогольная интоксикация.

В процессе деятельности человек нередко нарушает правила безопасности, и в тех случаях, когда это происходит безнаказанно и без последствий для его здоровья, он постепенно привыкает к безнаказанности при нарушении таких правил.

Таким образом может сформироваться привычка не только к опасности, но и к нарушению правил безопасности. На отношение к правилам безопасности в определенной мере оказывает влияние и уровень опасности работы, т.е. цена ошибки для работающего и окружающих. Например, при работах с высоким уровнем опасности повышенная ответственность людей, участвующих в проведении работ, тщательный отбор работников, обязательная подготовка их по правилам безопасности, контроль за состоянием их здоровья, строгий надзор за соблюдением правил безопасности - все это обеспечивает безаварийность.

Сложные условия современной производственной деятельности порой требуют от человека работы на пределе его способностей, и при этом снижение функциональных возможностей может служить причиной несчастного случая. При изучении связи травматизма с индивидуальными качествами человека было отмечено, что несчастным случаям в наибольшей мере подвержены люди с более подвижной и неуравновешенной нервной системой.

Алкоголь снижает установку к трудовой деятельности, ведет к недооценке окружающей обстановки (снижение осмотрительности, наблюдательности, сообразительности), вызывает эмоциональную неуравновешенность, импульсивность, склонность к риску. Как правило, причиной несчастного случая является не один какой-нибудь фактор, а сочетание нескольких неблагоприятных обстоятельств. В этой связи роль психофизиологических качеств работника в возникновении несчастного случая нельзя рассматривать в отрыве от условий работы, ее организации, условий жизни.

Трудовой процесс, объединяя людей, всегда является фактором формирования определенных производственных отношений между членами трудового коллектива. В свою очередь характер производственных отношений влияет на эффективность труда и в известной мере может повышать или снижать его безопасность. Известно, что в несчастные случаи чаще вовлекаются плохо дисциплинированные работники, люди, отличающиеся эгоцентричностью, безответственностью, не уважающие чужие авторитеты. Конфликты в личной жизни могут быть причиной травм у злоупотребляющих алкоголем, так как у них нередко складывается очень напряженная ситуация в семье и на работе. Во многом безопасность труда зависит от характера производственной деятельности. Каждая профессия имеет свои особенности и предъявляет к человеку свои специфические требования.

Злоупотребление алкоголем приводит к значительному повышению травм и несчастных случаев. У больных хроническим алкоголизмом наблюдаются ухудшения всех тех качеств, которые обеспечивают человеку известную защиту от несчастных случаев: ухудшается состояние здоровья, Функциональное состояние нервной системы, органов чувств, быстрее наступает утомление, он становится невнимательным, беспечным. У него развиваются именно те черты характера, которые характерны для людей, наиболее подверженных несчастным случаям: недисциплинированность, безответственность, неаккуратность, привычка к несоблюдению установленных правил поведения, правил безопасности.

Травмам способствуют частая смена профессий, работа не по специальности, отсутствие интереса к выполняемому труду, т.е. все то, что часто наблюдается у людей, злоупотребляющих алкоголем.

Основные психологические причины травматизма

В каждом действии человека психологи выделяют три функциональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение любой из этих частей влечет за собой нарушение в целом. Человек нарушает правила, инструкции потому, что либо он не хочет их выполнять, либо он не знает как это сделать, либо он не в состоянии это сделать.

Таким образом, в психологической классификации причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев можно выделить три класса:

нарушение мотивационной части действий. Проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции). Нарушение может быть относительно постоянным (человек недооценивает опасность, склонен к риску, отрицательно относится к трудовыми (или) техническим регламентациям, безопасный труд не стимулируется и т.п.) и временным (человек в состоянии депрессии, алкогольном опьянении);

нарушение ориентировочной части действий. Проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения;

нарушение исполнительной части. Проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы.

Эта классификация показывает реальную возможность в соответствии с каждой группой причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев назначить группу профилактических мероприятий в каждой части: мотивационная часть - пропаганда и воспитание; ориентировочная - обучение, обработка навыков; исполнительная - профессиональный отбор, медицинское обследование.

Антропометрические и энергетические характеристики человека

Антропометрические характеристики определяют размеры тела человека и его отдельных частей. Они необходимы при конструировании промышленных изделий и рабочих мест, организации труда и других работ в области научной организации труда. Антропометрические характеристики подразделяют на динамические, характеризующие движения, зоны досягаемости, и статические, к которым относятся размеры человека в статическом положении.

Для сравнения различных видов труда, проведения оздоровительных мероприятий необходима оценка тяжести труда. Тяжесть труда - интегральное понятие, выражающее степень функционального напряжения организма при трудовом процессе. Соответственно нагрузка на организм при мышечных усилиях классифицируется как физическая тяжесть труда, эмоциональные нагрузки - как нервная напряженность. На практике используется несколько классификаций тяжести и напряженности труда. Каждая классификация имеет свое назначение. Так, в гигиене труда тяжесть труда по степени мышечной и нервной нагрузки подразделяют на четыре категории, определяемые по эргономическим критериям тяжести и напряженности труда (показатель мышечной и нервной нагрузки). Для оценки гигиенической эффективности проводимых оздоровительных мероприятий условия труда подразделяются на три класса (оптимальные, предельно допустимые, вредные и опасные).

При определении льгот и компенсаций за неблагоприятные условия труда используется нормирование гигиенических критериев оценки условий труда по показателям вредных и опасных факторов.

В зависимости от роли человека в производственном процессе различают следующие его функции:

энергетическую, когда работник приводит в действие орудия труда;

технологическую, когда работник соединяет предмет и орудие труда, непосредственно изменяя параметры предмета труда;

контрольно-регулирующую, связанную с наблюдением и контролем за движением и изменением предмета труда, с наладкой и регулированием орудий труда и контролем за их функционированием;

управленческую, связанную с подготовкой производства и реализацией производственного процесса.

Соблюдение эргономических требований к орудиям труда и создание благоприятной производственной обстановки непосредственно ведет к более эффективному использованию рабочего времени, росту производительности труда. Соответствие конструкции производственного оборудования организации рабочего места антропометрическим и физиологическим данным человека способствует рациональному взаимодействию между человеком и орудием труда и приводит к повышению работоспособности и эффективности трудовой деятельности.

Трудовые движения подразделяются на пять групп:

движения пальцев;

движения пальцев и запястья;

движения пальцев, запястья и предплечья;

движения пальцев, запястья, предплечья и плеча;

движения пальцев, запястья, предплечья, плеча и корпуса.

Основой рабочего места являются пульты и панели, на которых размещены органы управления (кнопки и клавиши, тумблеры, поворотные ручки, маховики, вращающиеся переключатели, ножные педали) и средства отображения информации.

В современном производстве требования к человеку резко возрастают. При этом нередко возникает ситуация, когда надежность выполняемых функций человека уменьшается из-за быстро сменившегося характера и условий труда, за которыми не успевает биологическая перестройка его организма. И часто теряет смысл увеличение технической части системы, так как надежность всей системы «(человек – техника - среда» лимитируется только надежностью человека – самого беззащитного и сложного звена системы. Рабочее место представляет собой наименьшую целостную единицу производства, где взаимодействуют три основных элемента труда: предмет, средства и субъект труда.

Организация рабочего места - это результат проведения системы мероприятий по функционированию и пространственному размещению основных и вспомогательных средств труда для обеспечения оптимальных условий трудового процесса.

Оснащение рабочего места включает все элементы, необходимые для решения работающим поставленных перед ним производственных задач. К ним относятся основные и вспомогательные средства труда и техническая документация.

Основные средства труда - это основное оборудование, с помощью которого человек выполняет трудовые операции.

Вспомогательные средства труда подразделяются по назначению на технологическую и организационную оснастку. Технологическая оснастка обеспечивает эффективную эксплуатацию основного производственного оборудования на рабочих местах (средства заточки, ремонта, наладки, контроля и т.д.). Организационная оснастка обеспечивает эффективную организацию труда человека путем создания удобств и безопасности в эксплуатации и обслуживании основного производственного оборудования. В состав организационной оснастки входят: рабочая мебель (верстаки, инструментальные тумбочки, сиденья и т.д.); устройства и приспособления для транспортировки и хранения предметов труда (лифты, поддоны и т.д.); средства сигнализации, связи, освещения, тара, предметы для уборки рабочего места и т.д.

Пространственная организация рабочего места должна обеспечивать:

соответствие планировки рабочего места санитарным и противопожарным нормам и требованиям;

безопасность работающих;

возможность выполнения основных и вспомогательных операций в рабочем положении, соответствующем специфике трудового процесса, в рациональной рабочей позе и с применением наиболее эффективных приемов труда;

свободное перемещение работающего по оптимальным траекториям;

достаточную площадь для размещения оборудования, инструмента, средств контроля, деталей и т.д.

Обязательным условием является то, что на рабочем месте должны находиться только те технические средства, которые необходимы для выполнения рабочего задания, и располагаться они должны в пределах границ досягаемости, в целях исключения частых наклонов и поворотов корпуса работающего.

Список литературы

А.А. Сухачев «Охрана труда в строительстве»

безопасность газоопасный труд помощь

Психофизиологические основы безопасности труда базируются на психологии и физиологии трудовой деятельности. Психология - это наука, занимающаяся изучением психического отражения действительности в сознании человека. Она включает в себя ряд научных направлений таких как психология труда, психология безопасности, инженерная психология и эргономика. Предметом психологии труда является изучение психических аспектов трудовой деятельности, в частности психических компонентов, побуждающих, направляющих и регулирующих активность производственного персонала, а также свойства личности, через которые эта активность реализуется.

Для профилактики утомления, снижения риска производственного травматизма и профессиональной заболеваемости при организации производства, применении сложных технических и технологических систем наибольший интерес представляет психология безопасности, предметом которой являются психические процессы, свойства и состояния. Она изучает психологические, т.е. зависящие от человека (человеческого фактора) причины несчастных случаев и аварий и разрабатывает методы и средства, снижающие или исключающие риск травмирования и заболеваемости. Причины, связанные с человеческим фактором негативно влияют на поведение работника, что и создаёт аварийные ситуации.

Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность

В структуре психической деятельности человека различают три основные группы компонентов: психические процессы, свойства и состояния.

Психические процессы являются основой психической деятельности. Без них невозможно формирование профессиональной компетентности, приобретение знаний, профессионального и жизненного опыта. Различают познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы. Такие психические процессы как восприятие, память, внимание, мышление являются регуляторами трудовой деятельности.

Восприятие - это отражение в сознании человека предметов или явлений при их воздействии на органы чувств. Для восприятия используется информация от различных анализаторов - зрительного, слухового, тактильного и др. Для качественного восприятия информации, в частности, по безопасности труда, необходимо обеспечить ее новизну, актуальность, краткость, эмоциональность воздействия.

Память - это свойство запоминания, сохранения и последующего воспроизведения человеком информации, непосредственно связанной с безопасностью. Запоминание тесно связано с забыванием. Установлено, что в среднем за первые девять часов полученная информация уменьшается на 65%. Поэтому для восполнения утраченной информации необходимо проводить повторное обучение, инструктажи, переаттестацию и т.п.

Внимание - это направленность сознания человека на определенные объекты, процессы, явления, имеющие в данной ситуации существенное значение, а также сосредоточение сознания, предполагающее повышенный уровень умственной или двигательной активности.

В охране труда для привлечения работников к различным опасностям и вредностям используются зрительные, звуковые, цветовые и другие средства.

Мышление - это процесс познания действительности, характеризующийся обобщением. В процессе мышления осуществляется выбор решения, которое реализуется в последующих действиях человека. Ошибочное решение является следствием неверной оценки ситуации из-за недостаточности знаний, опыта, компетентности, а также ошибочного осмысления полученной информации. При принятии решений важное значение имеет эмоционально-чувственная сфера человека, к которой относятся чувства, эмоции, настроение.

Чувства - это субъективное отражение в сознании человека реальной действительности. Чувство утраты реальности, ложный страх и т.п. могут явиться причинами создания опасных ситуаций на производстве.

Чувственный тон человека, его эмоции и настроение играют важную роль в оценке реальной ситуации и обеспечении безопасности.

Чувственный тон - это эмоциональная окраска психического процесса. Отрицательным фактором чувственного тона, способствующим созданию опасных ситуаций, является болезненное отвращение к определенным раздражителям. Положительный чувственный тон, возникающий от приятных звуков, запахов, цвета, уменьшает утомляемость человека и снижает риск возникновения опасной ситуации. Это обстоятельство используется при эстетическом оформлении рабочей зоны и интерьера производственного помещения.

Эмоции - это переживание человеком какого-либо чувства. Эмоции бывают различного типа - стенические и астенические. Стенические эмоции - решимость, радость, воодушевление, азарт - побуждают человека к активным действиям, преодолению препятствий и устранению причин угрозы для человека. Астенические эмоции - боязнь, опасение, страх, испуг, ужас способствуют отказу от преодоления препятствий, замыканию в себе и необоснованным переживаниям. Тип эмоций связан с темпераментом и характером человека. Поэтому темперамент и характер человека учитываются при его допуске к некоторым видам работ, связанных с большой ответственностью, необходимостью принятия быстрых и адекватных решений (авиадиспетчеры, операторы, управляющие опасными производственными процессами и т.п.).

В ряде случаев эмоции, определяемые характером и темпераментом человека, могут вызвать состояние аффекта - эмоционального состояния, быстро овладевающего человеком, бурно протекающего и характеризующегося значительным изменением сознания, утратой самообладания, неадекватными в сложившейся ситуации действиями. Поэтому людей, склонных к аффектам, нельзя допускать к особо ответственным и опасным работам, так как аффект может являться основной причиной несчастного случая, аварии и т.п.

Настроение - это общее эмоциональное состояние человека, формирующее в течение определенного периода времени характер протекания отдельных психических процессов и поведение человека. Настроение может являться причиной возникновения опасных ситуаций - привести человека к снижению трудоспособности, неспособности к активным действиям в преодолении возникших трудностей и т.п. Поэтому работник, находящийся в эмоционально подавленном настроении, может быть временно отстранен от выполнения ответственных и связанных с высокой опасностью операций.

Воля - это форма психической активности человека, которая характеризуется регулированием самим человеком своего поведения (ограничением или отказом от других стремлений и побуждений во имя достижения поставленной цели). Основными характеристиками воли являются: осмысленность и направленность действий на достижение цели, осознание ограничений, определяемое реальной ситуацией. Для профессиональной деятельности, требующей быстрых, решительных и осознанных действий должны привлекаться люди с сильной волей.

Антиподом сильной воли являются такие качества человека, как внушаемость, нерешительность, безволие, импульсивность. Поэтому людей с подобными качествами не следует использовать для выполнения ответственных работ, от результата которых зависят жизни людей, состояние технического или производственного объекта, вероятность возникновения аварии или чрезвычайной ситуации.

К психическим состояниям относится мотивация , которая очень тесно соприкасается с эмоционально-волевой сферой. Под мотивацией понимается совокупность желаний, устремлений, побуждений, мотивов, установок и других побудительных сил личности. Одним из важных мотивов человека является обеспечение безопасности. Неразвитость или ослабление этого мотива может вовлечь человека в опасную ситуацию.

Мотивация связана с другим понятием безопасности труда - риском, который может быть мотивированным и немотивированным (бескорыстным). Причинами мотивированного рискованного поведения могут быть выгода или опасность каких-либо потерь, проигрышей и т.п.

Готовность к риску индивида определяется его психологическими свойствами (характером, темпераментом, легкомыслием и т.п.)

Психические свойства, или особенности характеризуют качества личности (интеллектуальные, эмоциональные, волевые, моральные, трудовые). Основными психическими свойствами человека, влияющими на его безопасность, являются характер и темперамент.

Характер человека определяется совокупностью индивидуальных психологических свойств, проявляющихся в типичных для конкретной личности действиях при определенных обстоятельствах и его к ним отношении. Совокупность психологических свойств образуют структуру характера. Характер работника должен учитываться при профессиональном отборе.

Темперамент - это характеристика динамических психологических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний. По темпераменту люди подразделяются на холериков, меланхоликов, флегматиков и сангвиников. Темперамент людей, также как и характер, определенным образом влияет на безопасность труда (например, меланхолики чаще холериков становятся жертвой при неблагоприятных обстоятельствах).

Психологические состояния . В психологии безопасности труда важное значение имеют психические состояния, запредельные и особые психические состояния. Они определяют особенности психической деятельности в конкретный момент (период) времени и могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на течение всех психических процессов, а значит и на безопасность, производительность и качество труда.

В процессе трудовой деятельности психические состояния человека могут быть:

Длительными, которые определяют отношение человека к выполняемой им работе и его общее психологическое настроение. Это прежде всего, удовлетворенность или неудовлетворенность выполняемой работой, наличие заинтересованности в труде или безразличие к нему, психологический климат в трудовом коллективе и т.п.;

Временными, возникающими из-за различных нарушений в производственном процессе, неполадок, конфликтных ситуаций;

Периодическими, связанными с настроением на активную деятельность и желанием работать или, наоборот, с пониженной готовностью работать, утомлением, перенапряжением, сонливостью, апатией, скукой, вызванной однообразием и монотонностью работы.

Запредельные и особые (пароксизмальные) формы психического напряжения

Эффективность деятельности или работоспособность базируется на уровне психического напряжения (стресса). Чрезмерные формы психического напряжения обозначаются как запредельные, вызывающие дезинтеграцию психической деятельности, что снижает уровень психической работоспособности.

Возможны два типа запредельного психического напряжения - тормозной и возбудимый.

Тормозной тип характеризуется скованностью и замедленностью движений. При этом снижается скорость ответных реакций, замедляется мыслительный процесс, ухудшается память, появляется рассеянность и другие отрицательные признаки, несвойственные данному человеку в спокойном состоянии.

Возбудимый тип проявляется гиперактивностью, многословностью, дрожанием рук и голоса. При таком состоянии у людей обнаруживаются несвойственные им раздражительность, вспыльчивость, резкость, грубость, обидчивость.

Длительные психические напряжения и особенно их запредельные формы ведут к выраженным состояниям утомления.

К особым психическим состояниям, имеющим значение для психической надежности персонала, или человеческого звена в сложных технических и технологических системах, относятся пароксизмальные расстройства сознания, т.е. психогенные изменения настроения и состояния, связанные с приемом психически активных средств (транквилизаторов, стимуляторов, алкогольных напитков).

Пароксизмальные состояния это группа расстройств, вызванных заболеваниями головного мозга и другими причинами (эпилепсия, обмороки).

Психогенные изменения настроения и аффективные состояния возникают под влиянием психических возбуждений, при этом проявляется безразличие, вялость, общая скованность, заторможенность, замедление мышления.

Аффективные состояния (взрыв эмоций) могут развиваться под влиянием обиды, оскорбления, производственных и других неудач. В таком состоянии у человека развивается снижение объема сознания. При этом возможны резкие движения, агрессивные и разрушительные действия. Лица, склонные к аффективным состояниям, относятся к категории с повышенным риском травмирования. Лекарственные и алкогольные изменения психического состояния возникают в результате употребления различных психофармакологических средств. Прием легких стимуляторов (чай, кофе) способствует повышению работоспособности, а прием активных стимуляторов (первитин, фенамин) может вызвать отрицательный эффект ухудшение самочувствия, снижение скорости реакции и др.

Употребление транквилизаторов типа седуксен или элениум оказывает выраженное успокоение и предупреждение неврозов, одновременно снижая психическую активность, замедляет реакцию, а также вызывает апатию и сонливость. Пьянство и алкоголизм также оказывают отрицательное влияние на работоспособность, а посталкогольная астения (похмелье), кроме того, ведет к заторможенности и снижению чувства осторожности.

Таким образом, контроль психического состояния персонала ответственных работ и принятие административных мер может положительно влиять на сокращение травматизма и повышение надежности работ сложных систем.